РАЗДЕЛ 1. РАБОТЫ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
И АСПИРАНТОВ
Т.В. Черевичко
МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
MECHANISM OF INTERNATIONAL LABOR MIGRATION: FEATURES OF FUNCTIONING
В статье рассматриваются механизмы международной миграции рабочей силы. Обосновывается, что типологизация данных механизмов позволяет осуществлять контроль над миграционными потоками и формировать миграционную политику.
Ключевые слова: миграция, миграционная политика, глобальная рабочая
сила.
This article deals with the mechanisms of the international labor migration. The author considers that typology of these mechanisms helps to control migration flows and to form the migration policy.
Key words: migration, migration policy, global workforce.
Механизм международной миграции рабочей силы, как функциональная система, объединяет все звенья движения рабочей силы, которые возникают под воздействием различных импульсов (причин и мотивов). Поэтому при характеристике механизма миграции особое значение, с нашей точки зрения, играет начальный (исходный) импульс территориального перемещения рабочей силы, который может варьироваться.
Наличие исходного импульса миграционного движения позволяет провести типологизацию механизма международной миграции рабочей силы. По мнению французского исследователя Анри Кульмана, если исходить из того, что механизмы представляют собой системы взаимосвязей экономических явлений, которые возникают в определенных условиях под воздействием начального импульса, то теоретически экономических механизмов может существовать столько, сколько существует различных импульсов в каждой системе взаимосвязанных явлений при заданных условиях [1].
Прежде чем рассматривать отдельные типы механизма международной миграции рабочей силы, следует отметить особенности типологизации миграционного движения.
Во-первых, целью типологизации является обоснование размерности механизма миграции, т.е. выявление в нем присутствия различных критериев, не сводимых друг к другу. Например, такими критериями могут быть природа исходного явления в механизме миграции и характер результатов действия механизмов миграции.
Во-вторых, при типологизации механизмов миграции особое значение имеет фактор времени, оказывающий влияние на поведение индивидуума. Так, в 1990-е гг. в стратегии выживания россиян миграция заняла особое место. В этот период отмечалось возросшее взаимодействие городских и сельских семей, в основе которого лежит «торговая» миграция сельских жителей в города и «дачная» миграция городского населения в сельскую местность. Также временной фактор позволяет учесть последовательность экономических явлений в механизме миграции; установить продолжительность отношений миграции; выявить его воздействие на отношения занятости в целом. Он обусловливает разную продолжительность взаимосвязанных экономических явлений (например, нелегальная миграция и занятость в теневой экономике; трудовая миграция и легальное или нелегальное использование рабочей силы; продолжительность безработицы и миграция рабочей силы и т.д.).
В-третьих, наличие прямых и обратных связей в механизме миграции как экономической системы. Эта особенность находит отражение в циркулярных перемещениях рабочей силы, предполагающих возвращение индивида в район выхода. Они включают как внутренние, так и международные перемещения. Особую группу составляет миграционная циркуляция высококвалифицированных специалистов.
Миграция рабочей силы с последующей занятостью мигранта составляет экономический механизм. Как верно заметил А. Кульман: «...экономический механизм определяется либо природой исходного явления, либо конечным результатом серии явлений. Но составляющими элементами механизма всегда одновременно выступают и исходное явление и завершающее явление, и весь процесс, который происходит в интервале между ними» [2].
Относительно механизма международной миграции рабочей силы свобода перемещения рабочей силы выступает как исходное экономическое явление. Перемещение рабочей силы (как способ удовлетворения потребности в труде) влечет за собой использование рабочей силы мигранта. Все эти яв-
ления следуют одно за другим в определенной последовательности и ведут к объективно существующим результатам.
Исходное явление в механизме миграции во многом определяется наличием принципа регуляции, отражающего процесс взаимоприспособления, взаимодействия свободы и необходимости. Как отмечается в научной литературе, свобода - это бинарное отношение, на одном полюсе которого - потребность, а на другом - средство ее удовлетворения. С позиций неоклассической методологии, миграция является условием достижения внешней и внутренней свободы индивидуума, повышающей его работоспособность. Но что понимать под «миграционной» свободой? Является ли миграция абсолютно свободной формой движения человека?
Если обратиться к неживой природе, то в механике под свободой понимается пространственное перемещение тела. «Миграционная» свобода - это тоже возможность двигаться в одном из направлений для удовлетворения своих потребностей при условии, что под движением понимается не только перемещение в пространстве, но и любое изменение вообще в положении мигранта (экономическое, социальное, информационное). Однако может ли удовлетворить свои экономические потребности (например, улучшить свое материальное положение) мигрант только за счет возможности территориально перемещаться? Для анализа «миграционной» свободы чрезвычайно важно понятие «степень свободы», т.к. не существует абсолютной свободы в перемещениях. Существует множество ограничений, связанных с движением рабочей силы и ее включением как в российский, так и в глобальный рынок труда. Полоса условий, обеспечивающих миграцию рабочей силы, весьма ограничена. Иначе говоря, человек мигрирующий обречен на свободу движения и свободу выбора, но в пределах имеющейся у него свободы.
Безусловно, свою жизнь человек формирует сам, но он должен адаптироваться к обстоятельствам бытия и их преодолению. У каждого человека мигрирующего ровно столько свобод, сколько открытых направлений движения к его целям, и ровно столько несвобод, сколько путей к этому закрыто. Данное положение позволяет обратить внимание на своеобразный парадокс: мигрант может быть одновременно, но в разных отношениях и свободным, и несвободным. Именно здесь свобода «соединяется» с необходимостью. Что же является исходным импульсом миграции рабочей силы: свобода или необходимость? Первопричиной перемещения рабочей силы может быть потребность как отражение свободы. Но человек мигрирующий находится внутри круга необходимости. И, с точки зрения его выживания, на первый план выходит вопрос надежности пути. Поэтому и сам процесс миграции, и про-
цесс принятия решения о перемещении приобретает преобразованный характер. Исходной точкой процесса становится не свобода, а необходимость как ее предел, т.е. выбор. Отсюда можно сделать вывод, что в механизме миграции действует процесс регуляции как поиск компромисса между свободой и необходимостью.
В самом общем виде проблема регуляции в механизме миграции сводится к тому, чтобы или отодвинуть предел, задаваемый необходимостью (расширить «миграционную» свободу), или же отойти от него (ограничить «миграционную» свободу под давлением необходимости). В этом случае необходимо присутствие носителей процессов регуляции, таких как установки-ценности, законодательство, капитал, цены на рабочую силу и т.д.
В связи с тем, что механизм миграции является сложным функциональным образованием, принцип регуляции миграционных процессов пронизывает все его уровни: от микроуровня до глобального уровня.
Представляется, что результатом регулятивной деятельности является миграционная политика. По нашему мнению, миграционная политика представляет собой совокупность мер, инструментов, обеспечивающих сбалансированное, комплексное, многоуровневое и многостороннее регулирование миграционных процессов, одной из важнейших составляющих которого должно стать противодействие факторам, вызывающим нежелательную миграцию. Поэтому изменения парадигмы миграционной политики могут служить примером поиска компромисса между свободой и необходимостью в территориальном движении рабочей силы.
Наряду с традиционными направлениями миграционной политики (иммиграционным контролем и интеграцией пришлого населения), в настоящее время в нее все более активно включаются такие средства, которые способны сдерживать миграцию из стран, являющихся основными донорами населения, предупреждать появление новых миграционных потоков. Это, например, внешняя помощь; прямые иностранные инвестиции; меры внешней и внешнеторговой политики.
Если в качестве носителей процесса регуляции принять вышеназванные меры миграционной политики, то можно выделить ключевые типы механизма миграции.
Механизм первого типа связан с проведением внешней помощи как особой меры компромисса между свободой и необходимостью в территориальных перемещениях рабочей силы. В качестве конкретного примера действия данного механизма можно привести миграционную политику, проводимую в 1980-е гг. развитыми государствами Западной Европы по отношению к юж-
ным соседям, 5 % ВНП которых составляла западноевропейская помощь. Благодаря этому произошел ощутимый экономический рост, сокращение межнациональных различий в доходах населения, снижение эмиграции и рост возвратной иммиграции. В настоящее время, несмотря на отмену в границах ЕС внутреннего пограничного контроля и создание единого рынка труда, что благоприятствует миграции рабочей силы, в рамках Союза отмечено сокращение внутрирегиональной трудовой миграции.
Этот пример достаточно наглядно отражает роль «носителя» регуляции - внешней помощи - в поиске компромисса свободы и необходимости в территориальном движении рабочей силы. Первоначально такие меры, как иммиграционный контроль, введенный под давлением необходимости, препятствовали «расширению» свободы в перемещении мигрантов (желание улучшить свое благосостояние за пределами страны), что, в конечном счете усиливало нелегальную трудовую миграцию. Внешняя помощь, повлияв на экономическое положение в странах - донорах рабочей силы, изменила соотношение между свободой и необходимостью, что проявилось в усилении оседлости населения. В этой связи, по нашему мнению, использование внешней помощи в качестве меры регуляции можно назвать «локализационным» типом механизма миграции.
Механизм второго типа формируется на основе осуществления прямых иностранных инвестиций. Зарубежные инвестиции понижают эмиграцию двояким способом. Их прямой эффект сказывается на создании рабочих мест как в самих зарубежных филиалах ТНК, так и на связанных с ними национальных предприятиях. Косвенное влияние проявляется через модернизацию всей экономики, посредством внедрения новых технологий, выражается в сокращении числа лиц, выезжающих за границу в поисках занятости и заработков. Исследования проведенные в Аргентине, Бразилии, Гонконге, Мексике и Южной Корее, показали, что инновационно-технологический импульс, данный внедрением со стороны ТНК новых технологий, значительно способствовал росту производительности труда и ВНП, а также имел мультипликационный эффект для занятости всего населения, повышения его доходов и, соответственно, снижения его склонности к эмиграции. С нашей точки зрения, использование зарубежных инвестиций в качестве меры регуляции представляет собой «инновационный» тип механизма миграции.
Механизм третьего типа формируется в контексте либерализации внешней торговли. В первую очередь, это связано с ослаблением торгового протекционизма развитых стран по отношению к странам с развивающейся и переходной экономикой, что способствует развитию в них экспортных произ-
водств, сферы услуг. Возможность трудоустроиться в своей стране, благодаря появлению новых рабочих мест, также сдерживает нежелательную эмиграцию. По нашему мнению, это представляет собой «протекционистский» тип механизма миграции.
Названные меры регуляции, заложенные в механизме миграции, затрагивают интересы не отдельного государства и не группы стран, а весь глобальный мир. С нашей точки зрения, это означает необходимость разработки «глобальной» миграционной политики, учитывающей как национальные, так и наднациональные интересы и даже интересы интеграционных группировок.
Диалектическое соединение двух начал - свободы и необходимости -постоянно обогащается и усложняется новыми взаимосвязями, порождая множество пространств, в которых движется и развивается человек. Так, есть основание предполагать, что реальная граница с точки зрения регуляции свободы и необходимости в механизме миграции проходит между знанием и незнанием. И это граница является одним из важных аспектов регуляции в механизме миграции. В процессе миграции происходит, с одной стороны, расширение познания, накопление знания, с другой - расширение непознанного. Люди действуют всегда в условиях ограниченности достоверного знания, или, что почти одно и то же, в условиях большей или меньшей недостоверности. Миграция же позволяет расширить сферу надежного, достоверного знания и использовать его. Но каждый шаг в этом направлении приводит к новой границе с непознанным.
Безусловно, познание неизведанного в настоящее время уже не требует исключительно территориальных перемещений. Современный обмен информацией в реальном времени отличатся от времени, когда информация перемещалась одновременно с человеком. Но это не означает, что миграция утрачивает функцию передачи информации, просто эта функция приобретает новое качество. Передача информации в настоящее время в большей степени осуществляется «виртуальными» мигрантами, чем реальными. Это стало возможным благодаря созданию глобальных информационных сетей. В контексте поиска компромисса между свободой и необходимостью это означает смещение предела в сторону расширения свободы виртуальной миграции рабочей силы, на фоне ограничения реальной свободы в территориальном перемещении рабочей силы. Иначе говоря, мерой регуляции миграционных процессов в современном мире является информация.
В настоящее время можно говорить о формировании глобального рынка труда. Однако не следует забывать, что он существует только для «крошечной доли рабочей силы, охватывающей высококвалифицированных про-
фессионалов в новаторских НИОКР, передовой инженерии, финансовом менеджменте, развитых деловых услугах и развлечениях, профессионалов, которые перемещаются между узлами глобальных сетей, контролирующих нашу планету» [3].
И, тем не менее, несмотря на то, что в настоящее время большинство людей не включено в глобальный рынок труда, наблюдается рост взаимозависимости рабочей силы в глобальном масштабе. Это проявляется в трех направлениях: рост занятости в мультинациональных корпорациях; влияние международной торговли на занятость и условия труда; влияние глобальной конкуренции на рабочую силу каждой страны.
Механизм взаимодействия процессов глобализации труда еще недостаточно исследован, однако представляется, что в его основе должен лежать принцип свободного взаимодействия (конкуренции). Данный принцип позволяет соизмерить разные системы отношений на разных уровнях, в частности отношения миграции и отношения занятости. Более того, принцип свободного взаимодействия отдельных потоков (виртуальных и реальных) и даже индивидов позволяет выявить оптимальное для его воспроизводства состояние, найти оптимальную меру компромисса свободы и необходимости. Это связано с тем, что данный принцип оказывает определенное воздействие на поведение мигранта, ведь субъект миграции - это человек, обладающей собственностью на свою рабочую силу.
Безусловно, каждый конкретный человек заинтересован продать свою рабочую силу тому, кто выше ее ценит, или, другими словами, использовать свою рабочую силу там, где она будет приносить наибольший доход. Мигрант как собственник рабочей силы, обладая свободой выбора в ее использовании и представляя ее «ценность», стремится адаптироваться к реальным отношениям занятости. Иначе говоря, конечным результатом миграции рабочей силы является ее включение в рынок труда, получение работником рабочего места и использование «созидательной энергии человека». Но всегда ли он достигается? Всегда ли достижение этого результата приносит положительные экономические эффекты? Ведь миграция рабочей силы представляет собой чрезвычайно сложный, неопределенный по своему исходу, насыщенный неожиданными ситуациями процесс. Поэтому одним из критериев типо-логизации механизмов миграции является конечный результат территориального перемещения рабочей силы. Исходя из этого, в зависимости от результата миграции рабочей силы также можно выделить также несколько типов механизма миграции.
Представляется, что типы механизма миграции являются логическими системами реальных действий по территориальному перемещению рабочей силы и ее вовлечению в рынок труда. Существуют различные способы использования мигрантом своей рабочей силы. Например:
- выполнение работ за определенную плату в соответствии с имеющимся образованием и профессиональным статусом (контрактная миграция);
- занятость в коммерческой, торгово-закупочной деятельности (челночная миграция);
- работа без учета имеющейся квалификации, с использованием ручного труда;
- нерегулярная занятость, как правило, в теневой сфере.
Миграция рабочей силы как механизм действия приводит к различным видам занятости рабочей силы. Все эти результаты обобщенно можно свести к двум видам. В одних случаях этим результатом является воспроизведение в больших или меньших масштабах перемещения рабочей силы как исходного экономического явления. Подобные механизмы замкнуты на исходное экономическое явление, поэтому они представляют собой механизм миграции закрытого типа. В других случаях как результат действия механизма миграции возникает иное, отличное от исходного, экономическое явление. В такой ситуации сам результат становится основой новой череды экономических явлений. Но поскольку последующая причина (импульс) отличается от первоначальной, то весь механизм будет совершенно другим. Механизм миграции, который не воспроизводит исходное явление (перемещение рабочей силы), а порождает новую серию явлений, называется механизмом открытого типа.
Таким образом, типологизация механизмов международной миграции рабочей силы позволяет осуществлять контроль над миграционными потоками и формировать миграционную политику, направленную на интеграцию мигрантов.
Список использованных источников и литературы
1. Кульман А. Экономические механизмы. - М., 1993.
2. Там же.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000.
Коротко об авторе
Черевичко Татьяна Викторовна - доктор экономических наук, профессор, директор Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about author
Cherevichko Тatiana Victorovna - Doctor of Economics, Professor, Director of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]