зинговых платежей по договорам лизинга актуально и эффективно; 14 % - хотели бы получить такую помощь;
- 29,33 % опрошенных считают, что микрофинансирование актуально и эффективно; 14,67 % - хотели бы получить такую помощь; 1,33 % опрошенных получили такую помощь;
- 42,67 % опрошенных предпринимателей считают актуальным и эффективным получение займов на приобретение основных средств; 36,67 % - хотели бы получить такую помощь;
- 14,67 % опрошенных предпринимателей существующие условия для развития предпринимательства считают хорошими; 54,67 % - удовлетворительными, 28 % - неудовлетворительными;
- среди экспертов: 30 % опрошенных считают актуальным субсидирование части лизинговых платежей; 34 % - считают актуальным предоставление поручительств за счет средств гарантийного фонда; 70 % опрошенных считают эффективным предоставление займов на приобретение основных средств;
- 26 % опрошенных экспертов работу общественных объединений предпринимателей считают эффективной; 52 % - недостаточно эффективной, 22 % считают, что они слабо помогают решению проблем предпринимателей.
Таким образом, исследование сущности малого предпринимательства подтверждает высокую экономическую и социальную эффективность предпринимательской деятельности в ее малых формах, способствующую на национальном и региональном уровне оптимизации экономики страны и общества во всей полноте его социального бытия.
Список литературы:
1. Биндиченко Е.В. Малое предпринимательство в экономике региона: Монография. - Уфа: РИО Баш-ГУ, 2006. - 196 с.
2. ЛапустаМ.Г. Предпринимательство. - М.: Инфра-М, 2009. - 318 с.
3. Кевеш А.Л. Малое и среднее предпринимательство в России. Статистический сборник. - М.: Росстат, 2010. - 172 с.
Блинов А.О. Угрюмова Н.В.
доктор экономических наук, профессор кандидат экономических наук, преподаватель
Финансового университета при Правительстве РФ, Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва г. Москва
УДК 005.4-048.32:334.716
МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ МЕТОДОВ КАРДИНАЛЬНОГО И НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В условиях проведения радикальных изменений в экономике существует острая необходимость в новых инструментах и методах, способных помочь предприятиям стать более эффективными. Для многих предприятий решение этой задачи может основываться на теории и практике реинжиниринга бизнес-процессов, а также на интеграции различных методов, основанных на процессном управлении. Методы управления предприятием, основанные на процессном подходе, предназначены для улучшения основных показателей деятельности предприятия путем глубокого анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов.
Ключевые слова: реинжиниринг бизнес-процессов, система менеджмента качества, система сбалансированных показателей, процессный подход к управлению, бизнес-процессы, интеграция.
THE INTEGRATION PROCEDURE OF THE METHODS OF THE CARDINAL AND CONTINUOUS IMPROVEMENT OF BUSINESS PROCESSES OF THE INDUSTRIAL ORGANIZATIONS
In the conditions of conducting of the radical changes in economics there is an emergency in some new instruments and methods which are capable to help the organizations to become more effective. For many organizations the solution of the task can be based on the theory and on the practice of business processes' reengineering, and also on the integration of different methods, based on the process management. Management methods by the enterprise, based on the process approach are designed improvement of the main figures of Company operation by means of depth analysis and redesign of business processes.
Key words: reengineering of business processes, system of quality management, balanced Scorecard, process approach to management, business processes, integration.
Экономическая роль промышленности как системообразующей отрасли заключается в возможности обеспечить существенный экономический прирост, функционирование основных видов деятельности народного хозяйства, а также реализацию комплекса мер, направленных на наполнение отечественного рынка. Главным условием спроса экономики на инновации является обеспечение конкуренции. Только конкуренция заставляет предприятия искать лучшие технологические решения, обновлять продукцию. Для повышения конкурентоспособности в условиях глобальной конкуренции В.В. Путиным поставлены цели по созданию новой российской экономики: «.. .Новая экономика России
- это экономика диверсифицированная, где кроме современного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные сектора. Это эффективная экономика, с высокой производительностью труда и низкой энергоемкостью. Это высокопроизводительные места с высокой оплатой. Это экономика постоянно обновляющихся технологий. » [6].
Существенным конкурентным преимуществом для завоевания лидирующих позиций на мировом рынке выступает система эффективного управления всеми бизнес-процессами и ресурсами на промышленных предприятиях. Проблема низкой эффективности бизнес-процессов является существенной для отечественной промышленности. Управление бизнес-процессами предприятия предполагает их постоянное улучшение и оптимизацию, поэтому важнейшими инструментами процессного управления являются методы совершенствования бизнес-процессов. В этой связи можно сделать вывод о необходимости проведения изменений в деятельности предприятий, которые могут быть достигнуты при помощи использования эффективных методов, способствующих совершенствованию бизнес-процессов.
Актуальность исследований в области эффективности бизнес-процессов определяется необходи-
мостью разработки научно-обоснованных подходов к реализации механизма интеграции методов совершенствования бизнес-процессов промышленных предприятий. При наличии большого количества работ, посвященных собственно процессному подходу, внедрению реинжиниринга бизнес-процессов, системы менеджмента качества, системы сбалансированных показателей и других современных методов, на предприятиях сохраняется потребность в научной разработке теоретических, методологических и практических проблем комплексного подхода к управлению бизнес-процессами предприятий. Научная новизна исследований в области эффективности бизнес-процессов заключается в разработке научно-методических основ интеграции методов совершенствования бизнес-процессов, способствующих созданию эффективного механизма управления промышленными предприятиями.
Промышленный комплекс играет важнейшую роль в экономике любой страны, определяя ее место в мировом сообществе, социальную стабильность, уровень и качество жизни населения. Россия продолжает занимать ведущее место в мире по производству многих видов продукции, однако действие ряда объективных факторов привело к серьезному отставанию экономики России от всех развитых и некоторых развивающихся стран.
Показательно и то, что лидирующее положение Россия занимает по добыче и производству преимущественно продукции топливно-энергетического, сырьевого, металлургического и нефтехимического комплексов — газа, нефти, руды различных металлов, металлоизделий и др. К январю 2011 г. рост промышленного производства составил 6,7 %. Вклад в общий рост промышленности в сфере «Обрабатывающие производства» при росте производства на 13,5 % составил 97,7 %. Из производств данного вида деятельности 5,7 % общего роста обеспечило «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» (прирост производства на 4,1 %), 19,1 % «Металлургическое производство и производство
готовых металлических изделий» (13,2 %), 33,5 % — «Производство транспортных средств и оборудования» (86,7 %), 4,7 % — «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (15,3 %), 3,8 % — «Производство машин и оборудования» (12,4 %), 8,2 % — «Химическое производство» (12,8 %), 4,5 % — «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (18,8 %) [9].
За период 2010-2011 гг. социально-экономическое развитие России протекало достаточно интенсивно
(табл. 1). Экономический рост, наметившийся в 2010 году, продолжался и был устойчивым. Объем ВВП в этот период увеличивался со среднегодовым темпом прироста 1,5 %, однако промышленное производство имеет тенденцию к снижению в пределах около 4 % по сравнению с предыдущим периодом. Вместе с тем промышленный комплекс продолжает играть важнейшую роль, определяя позиции России в мире и внутреннюю социальную обстановку.
Таблица 1
Основные показатели развития экономики РФ (к соответствующему периоду предыдущего года) [9]
№ п/п Основные показатели развития экономики РФ 2010 г. январь, % 2011 г. январь, %
1 ВВП 103,81 104,31
2 Индекс потребительских цен, на конец периода 101,6 102,4
3 Индекс промышленного производства 110,2 106,7
4 Обрабатывающие производства 113,3 113,5
5 Индекс производства продукции сельского хозяйства 103,2 100,7
6 Инвестиции в основной капитал 91,7 95,35
7 Объемы работ по виду деятельности «Строительство» 86,4 98,9
8 Ввод в действие жилых домов 99,9 83,7
9 Реальные располагаемые денежные доходы населения 115,4 94,5
10 Реальная заработная плата 101,2 105,56
11 Оборот розничной торговли 100,5 100,5
12 Объем платных услуг населению 98,1 104,6
13 Экспорт товаров, млрд. дол. США 27,7 34,51
14 Импорт товаров, млрд. дол. США 11,4 15,31
15 Средняя цена за нефть Urals, дол. США/баррель 75,9 93,8
Учитывая прямую зависимость общей эффективности предприятия от эффективности управления, переломить отрицательные тенденции и улучшить ситуацию возможно, сделав управление промышленным предприятием гибким и мобильным, оперативно и адекватно реагирующим на изменения внешней и внутренней среды предприятия, то есть процессно-ориентированным. В настоящее время промышленные предприятия, внедряющие современные методы управления, испытывают ряд проблем, к основным из которых можно отнести следующие:
- негибкость и бюрократизм существующих систем управления, обуславливающих замедленную реакцию на изменения во внешней и внутренней среде предприятия;
- несоответствие структур и методов управления решаемым задачам;
- несогласованность целей и задач на разных уровнях управления;
- превалирование задач оперативного управления над стратегическими и т. д.
Решение указанных проблем в процессе внедрения современных технологий управления предполагает интеграцию различных методов, основанных на процессном управлении, направленных на повышение эффективности управленческого процесса, а в итоге — всего предприятия в целом, на крупных и средних промышленных предприятиях любой формы собственности.
Основу управленческих инноваций промышленного предприятия составляют современные методы управления, к которым можно отнести:
- внедрение системы менеджмента качества;
- разработку сбалансированной системы показателей;
- процессное и проектное управление, бюджетирование;
- реинжиниринг бизнес-процессов;
- оптимизацию организационной структуры;
- внедрение корпоративных информационных систем и др.
Наиболее результативными для промышленных предприятий являются введение системы менеджмента качества (СМК) и системы сбалансированных показателей (ССП). Для внедрения перечисленных нововведений целесообразно использование реинжиниринга бизнес-процессов (РБП). В данных методах есть много общего. Реинжиниринг является относительно новым управленческим подходом и представляет собой одно из современных направлений в теории и практике управления бизнес-изменениями, при помощи которого достигаются качественные преобразования в системе управления промышленным предприятием [7].
Методически грамотное проведение реинжиниринга бизнес-процессов способно снизить издержки, увеличить производительность работ, скорость выполнения заказов и услуг, повысить качество продукции, исключить негибкость и бюрократизм существующих систем управления, обуславливающих замедленную реакцию на изменения во внешней и внутренней среде, что особенно актуально для большинства промышленных предприятий с устаревшей организационной структурой и, в конечном итоге, вывести среднюю компанию в число передовых [1].
Общепринятой гарантией устойчивого качества выпускаемой продукции и хорошо отлаженной управленческой системы промышленных предприятий является создание, внедрение и сертификация системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям стандарта КО серии 9000 [2].
Однако перепроектирование бизнес-процессов предприятия можно проводить путем плавного совершенствования посредством СМК [4] или радикального совершенствования с помощью реинжи-
ниринга, для достижения кардинальных улучшений критических показателей эффективности.
Существует тенденция перехода к стратегии, основанной на разумной комбинации этих двух подходов. После осознания и выделения бизнес-процессов на предприятии необходимо выяснить, какие процессы работают более или менее эффективно, и для них достаточно провести постепенное улучшение, а какие работают в значительной степени неудовлетворительно, что легче построить их заново, и только после того, как они заработают, можно говорить об их совершенствовании.
Система сбалансированных показателей, как инструмент для разработки и реализации стратегии, способствует объединению оперативного управления и стратегического планирования. ССП делает очевидным соответствие разрабатываемых целей и мероприятия общей стратегии развития, т. е. стратегическим приоритетам и миссии, и помогает предприятию решить две ключевые проблемы: эффективно оценить результаты деятельности предприятия и успешно реализовать стратегию [3]. Сбалансированную систему показателей целесообразно использовать и для оценки проводимых инновационных изменений как систему стратегического управления предприятием на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации, как финансовые, так и нефинансовые.
С целью выделения общих признаков проведем сравнительный анализ современных методов совершенствования бизнес-процессов: реинжиниринга
бизнес-процессов, системы менеджмента качества и системы сбалансированных показателей. Все перечисленные методы имеют общую цель — повышение эффективности деятельности предприятия на основе оптимизации его управления (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ современных методов совершенствования бизнес-процессов
Критерий сравнения Реинжиниринг бизнес-процессов Система сбалансированных показателей Система менеджмента качества
1 2 3 4
Происхождение метода Управленческий консалтинг Стратегическое управление Управление качеством
Концептуальная основа Процессно-ориентированный подход. Основа принятия решения - построение оптимального бизнес-процесса Процессно-ориентированный подход. Основа принятия решения - оценка показателей выполнения бизнес-процессов и их оптимизация Процессно-ориентированный подход. Основа принятия решения - оценка качества выполнения бизнес-процессов и их усовершенствование
Основная идея Радикальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов, процедур на предприятии Измерение и реструктуризация бизнес-процессов на предприятии, эффективное использование ресурсов Самоанализ и непрерывное совершенствование бизнес-процессов на предприятии
Критерий сравнения Реинжиниринг бизнес-процессов Система сбалансированных показателей Система менеджмента качества
1 2 3 4
Отношение к персоналу Централизованно-децентрализованный подход. Представление дополнительных полномочий. Формирование профессиональных качеств Децентрализация полномочий. Согласование со стратегией задач подразделений и персональных целей сотрудников Централизованно-децентрализованный подход. Наделение сотрудников полномочиями и командная работа
Глубина изменений Полное переосмысление процессов Корректировка стратегических целей и реструктуризация процессов Значительные изменения в структуре предприятия, производственных процессов, выполняемых в ней, и ее культуры
Сроки реализации Проектно зафиксированные. Результаты видны после завершения проекта Длительные. Результаты видны при введении показателей Длительные
Объект изменения Предприятие в целом или ключевые процессы Предприятие в целом и ключевые процессы Предприятие в целом
Цели Повышение рентабельности Оценка результатов деятельности и реализация стратегии Анализ существующего положения и устранение недостатков
Применение Критический и предкритический характер деятельности организации Застой в деятельности организации Застой в деятельности организации
Анализируя рассматриваемые методы по выделенным критериям, можно наблюдать следующие сходные признаки:
- ориентация на процессное управление;
- задача перепроектирования и реструктуризации бизнес-процессов организации;
- децентрализация и передача полномочий персоналу;
- стратегический характер изменений;
- условия применения при критическом характере деятельности организации, что позволяет провести интеграцию указанных методов при совершенствовании системы управления.
Рассматриваемые методы управления, направленные на совершенствование бизнес-процессов, основаны на процессном подходе, и следовательно, процессный подход должен стать основополагающим, системообразующим элементом при интеграции современных методов управления (рис. 1). Модель проведения реинжиниринга как отдельного, самостоятельного метода кардинальной перестройки бизнес-процессов представлена на рисунке 2. Данная модель включает в себя условия и принципы реализации реинжиниринга, а также схему этапов его проведения с определенной последовательностью действий.
Предложенный авторами данной статьи механизм интеграции методов совершенствования бизнес-процессов промышленного предприятия представлен на рисунке 3. Данный механизм предусматривает последовательное соединение логической связью основных этапов реализации методов совершенствования бизнес-
процессов. Результаты завершения каждого из этапов процесса представлены в виде итоговых документов.
Интеграция рассмотренных методов позволит:
• перейти от стратегии к совокупности бизнес-процессов, требующих внимания, и обоснованно применить к этим процессам инновационные методы улучшения деятельности промышленных предприятий;
• связать политику в области качества со стратегией;
• определить причинно-следственную связь целей для процессов и показатели выполнения этих целей;
• определить мероприятия, ресурсы, сроки и ответственность, необходимые для реализации установленных целей.
Таким образом, исключительно важным становится вопрос синтеза связей, которые должны быть установлены между стратегией, реинжинирингом, системой менеджмента качества и системой сбалансированных показателей для выработки единого механизма управления, который обеспечит эффективное управление производственной структурой.
Ключевым компонентом предприятия является система анализа параметров его работы. Оценку эффективности совершенствования бизнес-процессов предприятия целесообразно осуществлять на основе методики, основанной на системе сбалансированных показателей [8]. Методика ССП направлена на то, что во многих случаях осуществление тех или иных процессов происходит без должного понимания конечного результата и его ценности для потребителей.
Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 1 (1), 2012
м
о
ДО
внедрения механизма интеграции методов совершенствования бизнес-процессов
Тенденция к снижению уровня показателей бизнес-процессов и низкое качество управления их формированием
эЯ
<и>
§
Й § 8 I ё &
ш
о
о
о
<и>
Я
о
&
С
-о
й
ш
о
о <и> и К
и со К К Ю
^ к н о О
к
& &
К V
о н К зК й 8
Й 0) _ Ю Н О Й л
Я Я «
* §; с й
и
<и>
<и>
н
о
К
и
<и>
£
ш
о
0) о К V 2 « 1 ^ &
о & К
К
Этапы проектирования ССП
Этапы
совершенствова-
ния СМК
I 1. Конкретизации стратегических це^ей
4-
4-
----1----
. Св|язьіванпі стратегйческпх | целей Нричинно-1 следственными цепочками
4-
4-
—I------
3| Выбор показателей и определение их целевых значений I
I I
Т
т
1. Определение целей |в
|6ласт"Гчества'
2. ІПостано^ка целей процессов и п^дразделеї
!
ИИ
Определение свяри показателей с бизнес-процессами |
4-
4-
-------1--------1-----
3. Идентификация и описание
I процессов I
------1--------1----------1—
4. ПрЬведени^ измерений и регулярного мониторинга
-------1----
5. Определений стратегических I мероприятий I
I
I
-------1-------1
5. Оптимизации процессов
ВСех|урОВНЯХ|В результате анализа получрнных данных ______±^
процессов
I
на
Применение реинжиниринга бизнес-процессов для кардинальной перестройки бизнес-процессов
РЕИНЖИНИРИНГ
й ш о ш н о К <и>
В а
<и> ра о
о и
о
І-Ч
о
К
ра
й
а
<и>
<и>
к
<и>
н
о
К
о
<и>
К
К
<и>
о
о
о
С
о
о
о
<и>
Я
о
ПОСЛЕ
внедрения
механизма
интеграции
методов
совершенст-
вования
бизнес-
процессов
Существенное
улучшение
ключевых
показателей
результатив-
ности
бизнес-
процессов
Рис. 1. Схема интеграции методов совершенствования бизнес-процессов
Страте-
гическое
управле-
ние
Признание
ценности
процессов
деятельности
(бизнес-
процессов)
Процес-
сный
подход
Ориентация на потребности
клиентов
Принятие решений, основанное на фактах
Вовлече-
ние
персона-
ла
Принципы реализации технологии совершенствования системы управления
Координация целей проекта реинжиниринга со стратегическими целями предприятия
Мотивация проекта реинжиниринга, заинтересованность и компетентность руководства
Г отовность предприятия в целом и человеческих ресурсов в частности к изменениям
Эффективное управление изменениями (обучение) коммуникации, вовлеченность)
Т ехнологическая поддержка (методики и инструментальные средства)
и консультационное сопровождение
Требования, предъявляемые факторами внутренней и/или внешней среды
Достаточный объем финансирования проекта реинжиниринга
£
О
и
и
и
я
0 & С
1
и
и
=
м
8
ю
я
-
=
8
&
в
а
8
£
а
8
и
&
8
8
а
я
м
8
&
з8
о
8
а
и
8
и
№
8
И
о
Ч
и
ЭТАП 1
Определение стратегии реинжиниринга
ЭТАП 2
Анализ и построение существующей бизнес-модели предприятия «КАК ЕСТЬ»
ЭТАП 3
Проекция целей
ЭТАП 4
Построение новой бизнес-модели предприятия «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»
ЭТАП 5
ЭТАП 6
Внедрение новых и перепроектированных процессов
■5
- Определение целей и задач реинжиниринга исходя из общей стратегии предприятия;
- Определение ССП для достижения целей реинжиниринга
С
- Диагностика процессов;
- Моделирование бизнес-процессов «как есть»;
- Анализ построенной модели на соответствие целям предприятия;
- Выделение приоритетных БП, определение показателей;
- Выделение и описание слабых мест БП и потенциала их оптимизации
С
- Определение целей и задач
для структурных подразделений;
- Разработка ССП для структурных подразделений
■!
Построение информационной системы для поддержки нового бизнеса
- Выделение процессов для реинжиниринга, определение целевых показателе й и описание новых Б П;
- Моделирование новых БП;
- Анализ модели на соответствие целям предприятия;
- Разработка мероприятий для внедрения
- Формирование треб. к ИС;
- Разработка базы данных для ССП;
- Разработка ПО
Обучение и координация владельцев процессов; Мониторинг при реализации РБП; Анализ показателей БП; Подведение итогов, оценка эффективности проекта РБП
Ресурсы
СЛ8Е-средства
Управление СБП
Рис. 2. Модель проведения реинжиниринга бизнес-процессов как кардинального подхода к совершенствованию бизнес-процессов
Анализ системы управления предприятием
Анализ сильных Анализ «проблемного поля» и выделение Общая диагностика
и слабых сторон ► неиспользованных возможностей предприятия ► состояния и тенденции
развития
Карта целей и ССП предприятия < 1. Определение целей и выработка мероприятий по совершенствованию системы управления
і і 2. Определение ССП для достижения целей
Реализация проекта ССП формирование стратегии предприятия
ЕР&-модель
Рис. 3. Структурно-логическая модель механизма интеграции методов совершенствования бизнес-процессов
Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 1 (1), 2012
Рис. 4. Алгоритм оценки эффективности совершенствования бизнес-процессов на основе методики СПП
М
Ы
Эффективность бизнес-процессов определяет ценность предложения предприятия, от которого зависит количество привлеченных клиентов и конечный финансовый результат. Основной принцип системы сбалансированных показателей заключается в том, что поставленные цели можно достигнуть только в том случае, если существуют поддающиеся числовому измерению показатели, ориентирующие управленца в правильности выбора решения с точки зрения достижения цели.
Оценка эффективности совершенствования бизнес-процессов по методике, предложенной авторами статьи, включает в себя действия по выбору совокупности показателей, определения их значений не только с позиции текущей эффективности, но и с точки зрения будущих возможностей и анализа достижения прогнозируемых значений. Особенностью предложенной методики является разработка ключевых показателей результативности, то есть численных характеристик эффективности отдельных аспектов деятельности предприятий, в которых отражаются положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия, и определение степени достижения через их значения сущности выбранных критериев. Одним из приоритетных направлений сбалансированной системы показателей промышленности, на наш взгляд, являются показатели экономической и финансовой деятельности, так как прибыльность и доходность отражаются на стоимости акций предприятий.
Из представленного алгоритма обоснования экономической эффективности, включающей оценку выбранных целей совершенствования бизнес-процессов (рис. 4), видно, что на основании группы целей определяются критерии эффективности, оценка их достоверности, рассчитываются необходимые для достижения критериев ресурсы: финансовые, временные, материальные, информационные. На основании выбранных критериев, с учетом описанных нами требований предложено определить показатели достижения критериев, оценить их измеримость, доступность, взаимосвязь и достоверность. Методом сравнительного анализа фактических и плановых показателей определяется степень достижения целей совершенствования бизнес-процессов. На основании полученных фактических значений показателей формулируются выводы, тестируется и обновляется теоретическая база стратегии, реализуются необходимые оперативные мероприятия.
Применяя различные методики оптимизации управления, руководители должны осознанно интегрировать эти подходы в существующие процессы предприятия. Нет однозначного ответа на вопрос о том, какие из многочисленных методик и концепций являются лучшими и позволяют достигнуть наибольшей эффективности процессов и конкурентоспособности организации. Наибольший эффект достигается, когда комплекс инструментов выбирается в зависимости от специфики деятельности предприятия, его стратегических целей и корпоративной культуры. Но главное, что объединяет все концепции, — это необхо-
димость рассматривать удовлетворенность потребителей как важнейший аспект качества продукции [5].
В сфере управления конкурентоспособностью промышленных предприятий еще немало трудностей, нерешенных проблем, недостатков в организационной культуре бизнеса. Турбулентность экономической среды, обуславливающая высокую степень риска, особенно отрицательно сказывается на экономической эффективности производственного предпринимательства. Особую актуальность в данном контексте приобретает обоснование и определение продуктивных методов совершенствования бизнес-процессов, способствующих созданию эффективного механизма управления промышленными предприятиями [8].
Поэтому практикой востребован новый научнометодический подход к оценке комплекса методов совершенствования бизнес-процессов, который обязательно учитывал бы региональную специфику народного хозяйства, глобализацию и интеграцию в промышленном производстве, организационно-экономический и технологический уровни, с учетом процессно-ориентированного подхода, минимизации рисков в условиях существенной изношенности основных фондов и высокой степени изменчивости всех рыночных факторов.
Список литературы:
1. Блинов А.О. Модель управления экономическим состоянием промышленных предприятий : монография / А.О. Блинов, Д.В. Гостяев, А.И. Миллер - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2011.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Постановление Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 332-ст.
3. Лебедев С.Н. У истоков современного менеджмента и контроля качества // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 3. - С. 206-215.
4. Мисхожев Э.Р. Вопросы формирования и реализации концептуальной модели диагностики экономической устойчивости промышленного предприятия / Э. Р. Мисхожев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 4.
5. Путин В.В. Нам нужна новая экономика // Ведомости. - 2012. - № 15 (3029).
6. 2000-2010годы: эволюция генезис структуры социальнополитических отношений в России и за рубежом : В 2-х т.: междунар. кол. монография / [А.О. Блинов, О.С. Рудакова и др.]. - М., 2010. - Т. 1. - 327 с.; 40,75 п. л.; Т. 2. - 306 с.
7. Davenport Т., Short J. The New Industrial Engeneering: Information Technology and Business Process Redesign. In: SloanManagementReview, 1990.
8. Norton D., Kaplan R. The Balanced Scorecard: translating strategy into action. - Harvard Business Press, 1996.
9. Министерство экономического развития РФ - Мониторинг о текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января 2011 года - Аналитика, статистика, обзоры и рейтинги: http://www.gosbook.ru/node/17179.