Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА'

МЕХАНИЗМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / ИНСТИТУТЫ ФЕДЕРАЛИЗМА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротина Наталья Юрьевна

В представленной статье исследуются экономические аспекты федеративных отношений с позиций институциональной методологии. Институты федерализма предлагается рассматривать с позиций бинарных характеристик: устойчивость закрепления и механизм поддержания норм. В статье предложено авторское видение разграничения институтов экономического федерализма на конвенциональные, применяемые всеми регионами без изменения или коррекции, и неконвенциональные, применяемые регионами выборочно, селективно, которые разграничены в разрезе областей федерализма. В статье представлено субординирование понятий, характеризующих систему экономического федерализма с позиций институционального подхода, а также модель механизма институционального регулирования экономических отношений федерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTIONAL REGULATION MECHANISM OF ECONOMIC FEDERALISM RELATIONS

The presented article examines the economic aspects of federal relations from the standpoint of institutional methodology. Institutions of federalism are proposed to be considered from the standpoint of binary characteristics: the stability of consolidation and the mechanism for maintaining norms. The article proposes the author's vision of distinction of the institutions of economic federalism into conventional, applied by all regions without change or correction, and unconventional, applied by regions selectively, selectively, which are delimited in the context of areas of federalism. The article presents the subordination of concepts that characterize the system of economic federalism from the standpoint of the institutional approach, as well as a model of the mechanism of institutional regulation of economic relations of federalism.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 122-129 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3): 122-129

Проблемы экономики

Научная статья УДК 332.14:342.24

doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-3-122-129

МЕХАНИЗМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Наталья Юрьевна Коротина

Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Челябинск, Россия, korotina-nyu@ranepa.ru

Аннотация. В представленной статье исследуются экономические аспекты федеративных отношений с позиций институциональной методологии. Институты федерализма предлагается рассматривать с позиций бинарных характеристик: устойчивость закрепления и механизм поддержания норм. В статье предложено авторское видение разграничения институтов экономического федерализма на конвенциональные, применяемые всеми регионами без изменения или коррекции, и неконвенциональные, применяемые регионами выборочно, селективно, которые разграничены в разрезе областей федерализма. В статье представлено субординирование понятий, характеризующих систему экономического федерализма с позиций институционального подхода, а также модель механизма институционального регулирования экономических отношений федерализма.

Ключевые слова: экономика федеративных отношений, экономический федерализм, институты федерализма, институциональное регулирование, институциональный механизм

Для цитирования: Коротина Н. Ю. Механизм институционального регулирования отношений экономического федерализма // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 122-129. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-122-129.

Problems of Economics

Original article

THE INSTITUTIONAL REGULATION MECHANISM OF ECONOMIC FEDERALISM RELATIONS Natalya Yu. Korotina

Chelyabinsk Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk, Russia, korotina-nyu@ranepa.ru

Abstract. The presented article examines the economic aspects of federal relations from the standpoint of institutional methodology. Institutions of federalism are proposed to be considered from the standpoint of binary characteristics: the stability of consolidation and the mechanism for maintaining norms. The article proposes the author's vision of distinction of the institutions of economic federalism into conventional, applied by all regions without change or correction, and unconventional, applied by regions selectively, selectively, which are delimited in the context of areas of federalism. The article presents the subordination of concepts that characterize the system of economic federalism from the standpoint of the institutional approach, as well as a model of the mechanism of institutional regulation of economic relations of federalism.

Keywords: federal relations economics, economic federalism, federalism institutions, institutional regulation, institutional mechanism

For citation: Korotina N. Yu. The institutional regulation mechanism of economic federalism relations. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3):123-130. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-123-130.

В научных разработках современного периода проявляется особое внимание к изучению разнообразных сторон общественной жизни с позиций институциональной методологии, которая в исследовании экономических аспектов федерализма позволяет теоретически описать взаимодействия реально действующих институтов, структур и механизмов федеративных отношений [1, 2, 3]. Институциональный подход способствует представлению экономического федерализма, с одной стороны, как объекта институционального воздействия, с другой, как результата сложного процесса становления и институционализации норм и правил функционирования федеративных отношений.

© Коротина Н. Ю., 2021

Автор придерживается позиции, высказанной Р.М. Нуреевым, что в экономической теории пока не сложилась единая классификация институциональных позиций [4], однако в процессе институционального анализа все исследователи используют в качестве базовой категории научного аппарата понятие «институт», понимая под институтом систему определяющих взаимоотношений между членами общества [5, 6].

В системе федеративных отношений, по мнению автора, институт может рассматриваться как а] правила, регулирующие взаимодействие экономических субъектов в системе федерализма (нормы, правила, обычаи, установки]; б] субъекты отношений федерализма (государство, регионы в качестве субъектов федерации, государственные объединения, объединение территорий, экономические зоны различных типов, агломерации, межрегиональные ассоциации, территориальные кластеры, территории опережающего социально-экономического развития и др.]; 3] механизмы, используемые в процессе регулирования федеративных отношений (государственные конвенции, соглашения, партнёрство, двухсторонние государственные договоры, механизм доверия, передача государственных функций и др.].

На наш взгляд, институт федерализма обладает бинарными характеристиками: во-первых, устойчивостью закрепления нормы, которая проявляется в продолжительности действия в течение значимого периода времени [7] независимо от изменения поведения или интересов отдельных субъектов и их групп; во-вторых, наличием механизма поддержания нормы (положительных или отрицательных стимулов, принуждения к исполнению].

Традиционным при использовании институционального подхода является разделение институтов на формальные и неформальные [8] на основе юридического закрепления нормы. Применительно к федеративным отношениям такое разделение не подходит в силу обязательного нормативного оформления в государственной сфере, поэтому, по мнению автора, следует говорить об универсальности применения нормы ко всем субъектам федерации. То есть, если определенный институт может быть применим ко всем регионам без изменения, преобразования или коррекции, то можно его отнести к общепринятым или конвенциональным; если институт применим к регионам избирательно, требует приспособления или исправления, а в некоторых случаях не применяется для определенного типа регионов, то он относится к неконвенциональным. В табл. 1 приведено авторское видение разграничения институтов экономического федерализма, используемых в российской практике, на конвенциональные (общепринятые, общеприменимые] и неконвенциональные (применяемые регионами выборочно, селективно].

Таблица 1 - Конвенциональные и неконвенциональные институты экономического федерализма

Table 1 - Conventional and unconventional economic institutions federalism

ИНСТИТУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Конвенциональные Неконвенциональные

В области разграничения государственных функций

Разграничение функций, закрепленное Конституцией

Разграничение функций между федерацией, всеми регионами, муниципальными образованиями на постоянной основе, закрепленное федеральным законодательством Передача функций между федерацией и отдельными регионами отдельными НПА

Разграничение функций между регионами и всеми муниципальными образованиями региона на постоянной основе, закрепленное региональным законодательством Передача функций между регионами и отдельными муниципальными образованиями региона отдельными НПА

Разграничение функций между муниципальными образованиями первого уровня и муниципальными образованиями второго уровня на постоянной основе, закрепленное муниципальным законодательством Передача функций между муниципальными образованиями первого уровня и отдельными муниципальными образованиями второго уровня отдельными НПА

В области разграничения ресурсов

Разграничение налоговых ресурсов на постоянной основе Налоговым и Бюджетным кодексами Заключение отдельных соглашений между федерацией и регионами по разграничению налоговых ресурсов

Продолжение табл. 1/Continuation of Table 1

Установление для отдельных регионов дифференцированных налоговых ставок по федеральным налогам

Разграничение ресурсов, получаемых из неналоговых источников, на постоянной основе Бюджетным кодексом Заключение отдельных соглашений между федерацией и регионами по разграничению ресурсов, получаемых из неналоговых источников

Закрепление налоговых ресурсов на постоянной основе региональным и местным законодательством Заключение отдельных соглашений между регионами и муниципальными образованиями по разграничению ресурсов, получаемых от налоговых и неналоговых источников

Установление регионом дополнительных (дифференцированных] отчислений от налогов ресурсов для различных муниципальных образований

Установление налоговых льгот по региональным и местным налогам

В области выравнивания возможностей регионов выполнять требования социальных стандартов

Нецелевые трансферты (дотации] на выравнивание бюджетной обеспеченности Нецелевые трансферты (дотации] на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов

В области возмещения регионам затрат на выполнение федеральных функций

Целевые трансферты (субвенции] на выполнение переданных полномочий в результате наделения регионов и муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Добровольное исполнение регионами и муниципальными образованиями государственных полномочий

Установление единых для всех регионов нормативов возмещения затрат на выполнение государственных функций Установление дифференцированных нормативов возмещения затрат на выполнение государственных функций. Выделение единой субвенции

В области разграничения государственной и муниципальной собственности

Соглашения по разграничение государственной и муниципальной собственности

В области стимулирования экономической активности регионов

Базовые инструменты федеральной и региональной поддержки малого бизнеса, инновационной деятельности, структурной и промышленной политики Поддержка территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон, Арктической зоны, технопарков и промышленных парков, инновационных центров, инновационных проектов вузов, программ импортозамещения

Целевые трансферты (субсидии] экономического характера на софинансирование экономических и социальных проектов

Временная финансовая помощь регионам в виде бюджетных кредитов

Установление специальных налоговых режимов для стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности на территории Установление налоговых условий для ведения отдельных видов бизнеса на той или иной территории

Регистрация крупных налогоплательщиков на территории региона

Лоббирование интересов предприятий, находящихся на территории региона

В области обеспечения социальных гарантий граждан

Целевые трансферты (субсидии] социального характера Целевая разовая помощь гражданам

Институты функционируют не сами по себе, они действуют во взаимосвязи и взаимодействии, обеспечивая процесс достижения определенной цели в рамках и под регулирующим воздействием. Совокупность институтов, выполняющих определенные функции в процессе функционирования, представляет собой институциональную структуру. Функционирование экономического федерализма сопровождается наличием сложной совокупности отдельных единиц органов власти, которые, объединенные с основными нормами и правилами осуществления взаимодействий, приобретает вид институциональной структуры экономического федерализма.

Институциональная структура экономического федерализма в стране складывается в результате неоднородности институтов и характеризуется соотношением конвенциональных и неконвенциональных институтов. Преобладание конвенциональных институтов в системе экономического федерализма стандартизирует взаимоотношения федерального центра, регионов и муниципальных образований, абстрагируясь от региональных особенностей, выстраивая четкие границы и ориентиры функционирования и обеспечивая единство и упорядоченность в существующей системе. Но такая структура не позволяет индивидуально подходить к региональным чертам отдельных территорий, учитывать их специфику, отличительные характеристики и особенности промышленности, географического расположения, национальной структуры и другие факторы, не позволяет избирательно подходить к решению насущных проблем, характерных только для отдельных регионов, не позволяет применять индивидуальный подход к стимулированию регионального развития. В то же время преобладание неконвенциональных институтов в системе экономического федерализма создает угрозы территориальной целостности и государственному единству страны.

Институциональная структура федерализма находится в постоянном изменении, движении, складываясь под воздействием институциональной среды, которая, создавая условия к эволюционному развитию, должна приводить к отказу от неэффективных институтов и оставлять только эффективные, тем самым приводя институциональную структуру к состоянию оптимального баланса конвенциональных и неконвенциональных институтов. Таким образом, институциональная структура является результатом институционального развития, а институциональная среда создает условия для развития экономического федерализма.

Институциональная среда, по нашему мнению, играет активную роль в общей настройке экономической системы, формирует условия, определяет ориентиры и скорость институциональных изменений, в каждый момент времени указывает направление движения. Институциональная среда является важнейшим элементом снижения степени неопределенности в функционировании отношений федерализма, а также формирует условия для институциональных изменений в системе экономического федерализма конкретной страны.

Основу институциональной среды составляют совокупность конкретных институциональных норм (конвенциональные правила, процедуры, законы] по отношению к органам власти и рыночным субъектам, которые существуют не сами по себе, а в институциональных условиях (ограничения, условия окружающей действительности, сложившейся объективной реальности, внешние по отношению к участникам федерализма]. Поэтому институциональная среда экономического федерализма представляет собой рамочные условия, регулирующие и меняющие взаимодействие акторов федерализма и поэтому являющиеся компонентом воздействия на режим функционирования экономики.

Таким образом, институциональная среда экономического федерализма представляет собой сочетание институциональных условий, в которых существуют и развиваются институты экономического федерализма, а также институциональных норм как основополагающих, системообразующих конвенциональных правил.

К функциям институциональной среды экономического федерализма относят: рамочное регулирование и ограничения со стороны федерального центра; обеспечение предсказуемости и стабильности системы экономического федерализма; обеспечение автономии и устойчивости акторов федерализма; минимизация затрат по перераспределению ресурсов между уровнями власти, передача опыта и лучших региональных и муниципальных практик. Институциональная среда экономического федерализма регламентирует потоки экономических ресурсов, в первую очередь потоки бюджетных средств, которые формируются в результате экономической активности государства.

Изучение институциональной структуры и институциональной среды экономического федерализма позволяют раскрыть влияние государства на пространственную неоднородность российской экономики. Для развития экономического федерализма требуется основополагающая институциональная среда. Федерализм развивается нормально, когда его институциональная структура соответствует существующим условиям, иначе институты становятся «консервативным» фактором социальной инерции [9].

В условиях сложившейся институциональной среды федеральный центр, регионы и муниципальные образования вступают в различного рода взаимодействия как по вертикали государственного устройства, так и во взаимоотношения по горизонтали экономического пространства, которые могут происходить различными способами. Совокупность способов воздействия акторов федерализма на институты для их регулирования представляет институциональный механизм экономического федерализма.

Институциональный механизм, оформляющий процесс экономического федерализма, включает:

1. институциональные единицы - органы государственного управления, государственные и муниципальные структуры, реализующие функции государства на всех уровнях;

2. систему организации взаимосвязей между ними;

3. правилами взаимодействия между структурными единицами государства и субъектами рыночной среды (нормы, правила, права, обязанности, стандарты, ограничения и т.д.].

Способы воздействия в процессе институционального механизма проявляются в виде инструментов, рычагов, методов, средств и процедур влияния на институты федерализма, которые применяются комплексно как целенаправленно функционирующая система. Главным в механизме является то, каким образом применяемые методы, инструменты, рычаги и другие составляющие объединяются, потому что в процессе функционирования механизма способы их объединения в единый механизм могут отличаться.

В институциональном механизме определенным образом могут объединяться и сочетаться как обязательные к выполнению, требующие безусловного исполнения (императивные] инструменты, рычаги, которые устанавливают ограничения регионам со стороны федерального центра, так и рекомендуемые составляющие (опциональные], которые определяют возможности для территорий. Применение опциональных инструментов позволит каждому региону управлять экономическими процессами с учетом собственных особенностей, обеспечить индивидуализированный, избирательный подход к региональному управлению. Аналогичным образом действует механизм на уровне «регион - муниципальные образования».

Целью институционального механизма экономического федерализма является обеспечение функционирования системы экономического федерализма в соответствии с требованиями, предъявляемыми базовыми институтами федерализма. Говоря об институциональном механизме, следует обратить внимание, что он характеризует динамику, способ функционирования федеративных отношений, являясь главным двигателем развития институтов.

Так как в основе федеративных отношений лежит административно-территориальное деление территории страны на регионы, являющиеся субъектами федерации, это дает основание к пониманию территориальной организации экономического пространства федерации в качестве базового институционального основания для функционирования федеративных отношений - институционального каркаса. Таким образом, институциональный механизм экономического федерализма действует в рамках институционального каркаса, который представляет собой оболочку, границы, в которых сформирована и действует система экономического федерализма.

Сложившая институциональная структура как соотношение конвенциональных и неконвенциональных институтов взаимоотношений федерального центра и регионов влияет на возможную подвижность каркаса, в котором действует система экономического федерализма. В случае чрезмерного преобладания конвенциональных институтов каркас будет представлять собой матрицу, жесткую структуру, с одной стороны, обеспечивающую федерации как государственному образованию целостность, не позволяющую распасться на разрозненные территории, с другой стороны, не позволяя системе подстраиваться под требования реальности, ограничивая ее развитие. В случае возможности использования неконвенциональных институтов система федерализма становится более гибкой, представляя собой механизм, который может использовать инструменты вариативно, индивидуально подстраивая их под требования конкретной ситуации, выбирая адекватные ситуации способы и формы взаимодействия, поддержки.

В рамках сложившегося механизма институты взаимосвязаны и тесно взаимодействуют между собой. Они могут взаимодействовать многовариантно, и эта вариантность зависит от гибкости или жесткости институционального каркаса. Гибкий институциональный каркас позволяет системе адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, к регулированию, к изменениям экономических характеристик и условий. Механизм федерализма в рамках гибкого каркаса обеспечивает развитие каждого региона исходя из его особенностей, одновременно позволяет развиваться стране в целом. Вместе с тем институты в рамках институционального механизма могут взаимодействовать между собой и противоположным образом, тормозя или задерживая региональное развитие, а следовательно, и развитие страны.

Для обеспечения гибкости институционального механизма экономического федерализма необходимо, чтобы неконвенциональные институты следовали за конвенциональными, успевали за их изменениями, не допуская образования институциональной пустоты, то есть ситуацию отсутствия адекватных неконвенциональных институтов при наличии измененных конвенциональных. Изменение институтов с позитивных на нормативные корректирует условия, перестраивает систему федерализма в соответствии с желаемым ориентиром, результатом.

Модель механизма институционального регулирования системы экономического федерализма представлена на рис. 1.

Система институтов

Управление ^^ конвенциональные неконвенциональные

Институциональное регулирование Нормативные институты («как должно быть») Позитивные институты («как есть»)

\

Воздействие Институциональная структура

--- Институциональные единицы + виды институтов

Корректирование к И н с т и т у ц и о н а л ь н а я с р е д а г

Управление Институциональный механизм

Императивные (обязательные) инструменты Опциональные (альтернативные) инструменты

Выявление несоответствия позитивных и нормативных институтов

Институциональный каркас

Рис. 1. Механизм институционального регулирования системы экономического федерализма

Fig. 1. Institutional framework for economic federalism

Новизна понятийного аппарата обусловливает необходимость субординирования понятий, характеризующих систему экономического федерализма с позиций институционального подхода (табл. 2).

Существующая в России модель экономического федерализма имеет ряд недостатков. К таким недостаткам относятся высокая асимметрия межрегионального социально-экономического развития; фактическое неравенство прав регионов во взаимодействиях с федеральным центром при декларируемом равенстве; высокая зависимость бюджетов большинства регионов от трансфертов из федерального бюджета, что влечет за собой неспособность регионов в полном объеме выполнять свои обязательства перед населением; отсутствие самостоятельности регионов в выборе инструментов региональной бюджетной политики.

В сложившейся институциональной среде наблюдаются значительные противоречия между элементами в системе экономического федерализма: в обеспеченности ресурсами федеральных и региональных органов власти; нефтегазовых и столичного регионов от остальных; промышленно развитых и слаборазвитых регионов и т.п. Недостатком действующей модели также являются высокие трансакционные издержки на согласование и преодоление бюрократических процедур, поиск информации, потери от недостаточной спецификации прав собственности и др., что отражает недостаточную эффективность институциональной структуры.

Таким образом, сформировавшийся институт федерализма порождает существенные сложности в эффективных экономических отношениях между федеральными, субфедеральными и местными органами власти, делает невозможным реализацию федеративной политики на всех этапах, что требует совершенствования его институционального оформления.

Таблица 2 - Субординирование понятий, характеризующих систему экономического федерализма с позиций институционального подхода

Table 2 - Subordination of concepts characterizing the system of economic federalism from an institutional perspective

Термин Авторское определение Характеристика

Институты экономического федерализма Устойчивые нормы, процедуры, порядок, правила и механизмы взаимодействия федерального центра, субъектов федерации и муниципальных образований между собой по вертикали государственного устройства как единого целого и по горизонтали многосубъектных взаимоотношений между региональными экономическими пространствами, обеспечивающие стабильное и предсказуемой развитие отношений федерализма Институт формируется при необходимости регулирований поведения акторов для регламентации отношений в системе экономического федерализма

Институциональное регулирование федеративных отношений Процесс целенаправленного воздействия на институты, ориентированный на обеспечение своевременности, комплексности и непротиворечивости при взаимодействии федерального центра, регионов и муниципальных образований в целях обеспечения устойчивости и развития системы экономического федерализма, реализации экономического потенциала регионов и роста ВВП [10] Заключается в воздействии на отношения экономического федерализма в соответствии с целями

Институциональная структура экономического федерализма Упорядоченное соотношение институциональных единиц и конвенциональных и неконвенциональных институтов экономического федерализма Отражает текущее состояние, является результатом институционального развития, складывается в результате неоднородности институтов

Институциональная среда экономического федерализма Сочетание институциональных условий, в которых существует и развиваются институты экономического федерализма, и институциональных норм как основополагающих, системообразующих конвенциональных правил Обеспечивает рамочное регулирование, предсказуемость и стабильность, обеспечение свободы и безопасности взаимодействия акторов федерализма, минимизацию затрат на обеспечение взаимодействий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институциональные условия экономического федерализма Ограничения, условия окружающей действительности, сложившейся объективной реальности, внешние по отношению к участникам федерализма Формирует рамочные условия для развития институтов

Институциональный механизм экономического федерализма Совокупность способов взаимодействия акторов федерализма в рамках сложившихся институтов Характеризует динамику, способ функционирования федеративных отношений, являясь главным двигателем развития институтов

Институциональные изменения Процесс количественно-качественных изменений и преобразований институтов федерализма, функционирующих в данной институциональной среде Являются основными детерминантами социального и экономического развития регионов, сопровождают процесс эволюции путём отбора и закрепления таких форм поведения, сложившихся под воздействием реальных условий и способствующих выживанию и развитию системы федерализма

Институциональный каркас экономического федерализма Остов, основание, опорная конструкция системы экономического федерализма Гибкость институционального каркаса позволяет системе федерализма адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, к регулированию, к изменениям экономических характеристик и условий

Список источников

1. Тамбовцев, В. Л. (2021]. Институционализмы в экономической науке: что стоит за их разнообразием? // Journal of Institutional Studies, 13(1), 20-36. DOI: 10.17835/2076- 6297.2021.13.1.020-036

2. Кожина Т. Н., Петухов А. В. Современные институционально-правовые механизмы бюджетного федерализма: сравнительный анализ [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. 2021. № 2. С. 38-48. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2021/2/6. DOI: 10.47026/2499-9636-2021-2-38-48.

3. Бухвальд Е. М., Валентик О. Н. Федерализм как институциональный приоритет стратегии пространственного развития для России // Региональная экономика. Юг России. 2018. № 4. С. 33-43.

4. Нуреев Р. М. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ]: 30 лет спустя. В сборнике: Институциональная экономическая теория: история, проблемы и перспективы. Санкт-Петербург, 2019. С. 222-240.

5. Danilova I. V., Bogdanova O. A., Karpushkina A. V., Karetnikova T. M. The impact of external institutional shocks on Russian regions. Acta Universitatis Carolinae, Geographica. 2020. Т. 55. № 1. С. 3-14.

6. Mathys L. The functions of vertical national agreements in dual and cooperative federalism Conference: ECPR, OSLO, 2017 At: Norway, Oslo. DOI: 10.13140/RG.2.2.15215.94883

7. Клейнер Г. Б. Экономика. Моделирование. Математика. Избранные труды; Российская академия наук, Центральный экономикоматематич. ин-т. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. 856 с.

8. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 6-17.

9. Альтер Л. Б. Буржуазная политическая экономия США. М., 1971. 295 с.

10. Коротина Н. Ю. Институциональное оформление отношений экономического федерализма // Социум и власть. 2021. № 1 (87]. C. 32-40. DOI 10.22394/1996-0522-2021-1-32-40

References

1. Tambovtsev V. L. Institutionalism in Economic Science: What is Behind Their Imagery? Journal of Institutional Studies. 2021;13(1):20-36. DOI: 10.17835/2076- 6297.2021.13.1.020-036 (In Russ.)

2. Kozhina T. N., Petukhov A. V. Modern institutional and legal mechanisms of budget federalism: comparative analysis. Available from: Oecd et Jus. 2021;(2):38-48.- URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2021/2/6. DOI: 10.47026/2499-9636-2021-2-38-48. (In Russ.)

3. Buchwald E. M., Valentik O. N. Federalism as an institutional priority of spatial development strategy for Russia. Regional'naya ekonomika. Yug Rossii = Regional economy. South of Russia. 2018;(4):33-43. (In Russ.)

4. Nureyev R. M. Economic subjects of post-Soviet Russia (institutional analysis): 30 years later. In: Institutional economic theory: history, problems and prospects. St. Petersburg; 2019:222-240. (In Russ.)

5. Danilova I. V., Bogdanova O. A., Karpushkina A. V., Karetnikova T. M. The impact of external institutional shocks on Russian regions. Acta Universitatis Carolinae, Geographica. 2020;55(1):3-14.

6. Mathys L. The functions of vertical national agreements in dual and cooperative federalism Conference: ECPR, OSLO, 2017 At: Norway, Oslo. DOI: 10.13140/RG.2.2.15215.94883

7. Kleiner G. B. Economics. Modeling. Math. Selected works; Russian Academy of Sciences, Central Economic and Mathematics. in-t. Moscow: TSEMI RAS; 2016. 856 p. (In Russ.)

8. North D. Institutional changes: framework for analysis. Voprosy Ekonomiki = Economic issues. 1997;(3):6-17. (In Russ.)

9. Alter L. B. Bourgeois political economy of the United States. Moscow; 1971. 295 p. (In Russ.)

10. Korotina N. Yu. Institutional design of relations of economic federalism. Sotsium i vlast' = Society and Power. 2021;1(87):32-40. (In Russ.). DOI 10.22394/1996-0522-2021-1-32-40 (In Russ.)

Информация об авторе

Н. Ю. Коротина - канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой экономики, финансов и бухгалтерского учета.

Information about the author

N. Yu. Korotina - Candidate of Economics, associate professor, Head of the Department of Economics, Finance and Accounting.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 20.07.2021; одобрена после рецензирования 09.08.2021; принята к публикации 11.08.2021.

The article was submitted 20.07.2021; approved after reviewing 09.08.2021; accepted for publication 11.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.