References
1. Vashhenko Ju.V. Organizational and managerial aspects of formation of cost accounting systems for enterprises. Omskaja oblast' - problemy i perspektivy. Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2002, pp. 288-290.
2. Voronov A.A., Katichev V.F. Indicators and methods of an estimation of efficiency of organizational-economic mechanism of management of the industrial enterprise. Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2004, no. 4, pp. 98-108.
3. Kalinina N.M. Integrirovannyj kontrolling: teorija i praktika (monografija) [Integrated controlling: theory and practice: monograph]. Omsk, 2007, 216 p.
4. Kalinina N.M., Elkin S.E., Kondrashova L.V., Dranicyna I.A. The concept of integrated controlling: regional aspect. Vestnik Omskogo universiteta. Serija «Jekonomika», 2012, no. 4, pp. 6-9.
5. Kalinina N.M. Practical application of the principles of integrated controlling in the industry: features and prospects. Ekonomika, upravlenie, finansy (II): materialy mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Perm', dekabr' 2012 g.), 2012, рр. 128-130.
6. Promyshlennost' Sibirskogo Federal'nogo okruga. Mode of access: http://sfo.sibindustry.ru.
7. Promyshlennyjportal Omska i Omskoj oblasti. Mode of access: http://www.omsk.metaprom.ru.
© Калинина Н.М., 2014
Автор статьи - Наталья Михайловна Калинина, кандидат экономических наук, доцент, Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
B.В. Карпов, доктор экономических наук, профессор, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации;
C.Н. Апенько, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.
УДК 338.434:633.521
Э.А. Латыпова, Е.В. Юдина Тарский филиал Омского государственного аграрного университета
имени П.А. Столыпина
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЬНОПРОИЗВОДСТВА
Рассмотрены особенности государственной поддержки льноводства в Омской области. Определена эффективность субсидирования в сельскохозяйственных организациях региона. Предложено определение нормативов потребности в субсидиях на поддержку производства льна-долгунца для обеспечения простого и расширенного воспроизводства. Разработана методика распределения субсидий на поддержку производства льна-долгунца.
Ключевые слова: Омская область, льнопроизводство, конкурентоспособность, государственная поддержка, субсидии.
Преобразования в аграрной сфере экономики привели к ослаблению регулирующей функции государства, сокращению объемов поддержки сельскохозяйственного производства. Рыночные отношения лишь частично позволяют регулировать спрос и предложение на продукцию сельского хозяйства. Все это приводит к значительному диспаритету цен, снижению объемов производства и его эффективности, большим различиям в условиях работы и жизни городского и сельского населения.
В современных условиях льнопроизводство оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности внешней и внутренней среды.
Для стабилизации положения дел в отрасли льноводства и ее дальнейшего развития необходимы усиление регулирующей функции государства и существенная бюджетная поддержка, использование всего имеющегося положительного мирового опыта. Это особенно
актуально на региональном уровне, что неизбежно ставит новые вопросы государственного воздействия на происходящие в сельском хозяйстве процессы.
Омская область традиционно являлась производителем и экспортером льна. В 2012 г. лен-долгунец возделывался на площади 4145 га, составлял более 5% от общей величины по Российской Федерации, что выше уровня 2004 г. в 7 раз (табл. 1). Анализ производственных показателей за 2004-2012 гг. свидетельствует о значительном увеличении валового сбора льноволокна (741%), посевных площадей (704%). При этом в льняном подкомплексе Омской области существуют проблемы, которые не позволяют полностью реализовать потенциальные возможности достижения высокого уровня конкурентоспособности.
Таблица 1
Основные показатели производства льна-долгунца в Омской области _
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 к 2004, %
Посевная площадь, тыс. га 0,51 0,52 0,97 1,19 2,52 2,90 3,08 2,65 4,10 803,9
Урожайность льноволокна (в переводе), ц/га 10,9 5,6 5,3 10,4 7,6 10,5 9,3 11,7 11,2 102,8
Валовой сбор льноволокна (в переводе), тыс.т 0,56 0,29 0,52 1,24 1,90 3,03 2,17 3,03 4,71 841,1
Конкурентоспособность льноводства обеспечивается при условии существенной государственной поддержки. В Омской области для решения всего комплекса проблем была разработана и принята областная целевая программа «Развитие льнопроизводства в Омской области до 2010 года». Данная программа предусматривала увеличение производства льна-долгунца, повышение качества получаемого волокна, государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей. В результате ее реализации наметились позитивные изменения в льноводстве региона.
В настоящее время государственная поддержка из регионального бюджета осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2010-2014)» и ведомственной целевой программы «Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области на 2013-2015 годы».
Программой предусмотрены следующие мероприятия, направленные на развитие льно-производства в Омской области:
- субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на приобретение современной техники и оборудования для выращивания и уборки, первичной переработки льна;
- субсидии по возмещению части затрат на приобретение элитных семян;
- субсидии на производство льна;
- научное обеспечение мероприятий по вопросам развития льнопроизводства;
- субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники для возделывания и уборки льна, оборудования для послеуборочной подработки семян и переработки льносырья;
- субсидии на возмещение затрат на приобретение средств защиты растений (табл. 2).
Размер вышеуказанных субсидий определяется расчетным путем. Объем бюджетной
поддержки зависит от норматива выплат субсидии на компенсацию части затрат по каждому мероприятию программы и суммы затрат на производство льна-долгунца (объема произведенной или реализованной соломки и тресты в переводе на волокно) получателя субсидии. Норматив выплат субсидии определяется как отношение суммы субсидии, предусмотренной в программе и областном бюджете, к общей сумме затрат по каждому мероприятию либо
общему объему произведенной или реализованной соломки и тресты (в переводе на льноволокно).
Таблица 2
Год Федеральный Региональный бюджет, Всего,
бюджет, млн руб. млн руб. млн руб.
2011 14,8 34,1 48,9
2012 26,4 30,2 56,6
2013 9,5 10,8 20,3
Выделяемые средства из федерального и областного бюджетов должны обеспечить к 2020 г.:
- увеличение площади посева льноволокна до 11,0 тыс. га;
- доведение объема производства льноволокна до 12 тыс. т, в том числе очищенного волокна «Рослан» до 3,2 тыс. т;
- повышение урожайности льноволокна до 11,0 ц/га;
- доведение производства семян льна-долгунца до 1,17 тыс. т;
- увеличение коэффициента обновления основных видов сельскохозяйственной техники для возделывания и уборки льна-долгунца, оборудования для послеуборочной подработки семян и переработки льносырья, видов сельскохозяйственной техники с 1,3% до 1,7%.
Несмотря на положительную тенденцию в области государственной поддержки производства льна-долгунца, очевидна необходимость совершенствования данной системы. Объем выделяемых субсидий на поддержку производства льна-долгунца не обеспечивает условий для простого воспроизводства.
Нельзя делать вывод о достаточности объемов средств, поступаемых из бюджета. Фактические затраты предприятий на производство льна значительно ниже нормативных. Сельскохозяйственные организации не соблюдают технологии возделывания, не используют минеральные удобрения, средства защиты растений и т.д.
С точки зрения повышения эффективности использования субсидий и их достаточности для обеспечения простого и расширенного воспроизводства при распределении сумм государственной поддержки целесообразно учитывать нормативы потребности в субсидиях. Применение нормативов позволит государственным органам на уровне региона оценивать эффективность мероприятий в рамках принятых целевых программ и своевременно оказывать воздействие на экономические процессы в льноводстве.
Дополнительная потребность в субсидиях на поддержку производства льна-долгунца в 2010 г. для обеспечения простого воспроизводства составила 8040 тыс. руб., расширенного воспроизводства - 22308 тыс. руб. Считаем, что при рентабельности 10% льносеющие организации способны вести простое воспроизводство, а при рентабельности 40% - расширенное воспроизводство.
Авторами определены нормативные затраты на основное производство на базе разработанной технологической карты по возделыванию льна-долгунца по традиционной технологии. Для повышения эффективности льноводства, качества льнопродукции целесообразно в расчетах использовать показатели нормативных затрат по интенсивной технологии.
Расчеты показали, что объем выделяемых средств не обеспечивает условий для простого воспроизводства. Определен необходимый уровень господдержки льнопроизводства в 2013-2020 гг. (табл. 3).
Конкурентоспособность льноводства обеспечивается и при более объективном распределении суммы субсидий между организациями. Используемые прямые субсидии на 1 т льноволокна не дают желаемого эффекта. При определении размера субсидии на производство льна-долгунца существует сложность перевода льнотресты в льноволокно, так как все льносеющие хозяйства Омской области производят и реализуют льнотресту.
Таблица 3
Прогноз производства и реализации льнотресты и расчет необходимого уровня _государственной поддержки___
Показатель 2013 2016 2020
Посевная площадь, га 3400 4900 6900
Валовой сбор льнотресты, ц 95200 156800 220800
Валовой сбор льносемян, ц 10880 24500 34500
Нормативные затраты на производство продукции, тыс. руб. 74615,7 184889,5 341271,7
Выручка от реализации, всего, тыс. руб. 80939,1 200214,9 369558,5
Объем бюджетной поддержки, обеспечивающей рентабельность реализованной продукции 10%, тыс. руб. 1138,2 3163,6 5840,4
Объем бюджетной поддержки, обеспечивающей рентабельность реализованной продукции 40%, тыс. руб. 23522,9 58630,4 108221,9
Предлагается вариант субсидирования с учетом плодородия используемых земель, затрат на возделывание льна-долгунца и качества льнотресты. По нашему мнению, кадастровая стоимость земель содержит в себе качественную и экономическую оценки различных земельных участков, что позволяет ее использовать для объективного выравнивания природно-экономического фактора. Возможно использовать также показатели балльной оценки земли, характеризующие ее плодородие. Важным показателем, влияющим на эффективность льноводства, является качество льнотресты.
Разработана методика распределения субсидий на поддержку производства льна-долгунца, предполагающая расчет следующих показателей: коэффициента качества льнотресты, коэффициента кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, коэффициента затрат.
Среднюю величину затрат на 1 т льнотресты необходимо приравнять к базовой ставке субсидии, устанавливаемой в регионе. Размер субсидии тем больше, чем ниже кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий и затраты на производство льна-долгунца и выше качество льнотресты.
При определении размера субсидии возможно использовать второй вариант на основе показателя посевной площади льна-долгунца. В этом случае базовая ставка субсидии и затраты на производство льнотресты должны рассчитываться на 1 га посевов льна-долгунца.
Расчеты показали, что размеры субсидий, рассчитанные по данной методике, оказались выше размера фактически полученных субсидий. Это объясняется низкой кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий в рассматриваемых организациях.
Предлагаемый вариант субсидирования льноводства экономически оправдан. Его использование обеспечит индивидуальный подход к особенностям производства льна-долгунца в конкретных хозяйствах, будет способствовать повышению заинтересованности льнопроиз-водителей в увеличении объема и качества льнопродукции, снижении ее себестоимости, использовании интенсивных технологий возделывания, а также позволит учесть качество земельных угодий. Кроме того, данный расчет достаточно прост. Использование метода не вызывает особых затруднений в поиске минимального количества показателей, необходимых для определения размера субсидии.
Таким образом, использование предлагаемой методики распределения субсидий на производство льна-долгунца, предложений по формированию эффективного механизма государственной поддержки льноводства являются действенными факторами развития льноводства, необходимыми для увеличения объемов производства льнопродукции, повышения ее качества и в целом повышения эффективности функционирования льноводства Омской области.
Библиографический список
1. Захарова, Т.И. Проблемы занятости населения в Тарском районе: пути решения / Т.И. Захарова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2012. - № 2 (10). - С. 65-70.
2. Стукач, В.Ф. Современное состояние, проблемы и перспективы развития льноводства в Омской области / В.Ф. Стукач, Э.А. Латыпова // Вестник Алтайского гос. аграр. ун-та. - 2010. - № 8. - С. 93-98.
E.A. Latypova, E. V. Yudina Tara branch of Omsk State Agrarian University of name P.A. Stolypin MECHANISM OF STATE SUPPORT FLAX PRODUCTION Here are the features of the state support of flax production in Omsk region. Efficiency of subsidizing in the agricultural organizations of the region is defined. It is offered a definition of standards needs subsidies to support the production of flax for simple and advanced manufacturing. The distribution method in subsidies to support the production of flax is developed.
Key words: Omsk region, flax production, competitiveness, government support, subsidies.
References
1. Zakharova T.I. Employment problems in the Tara area solutions. Nauka o czeloveke: gumanitarnye issledova-nia, 2012, no 2, pp. 65-70.
2. Stukach V.F., Latypova E.A. Modern condition, problems and prospects of flax production in Omsk region.
Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2010, no 8, pp. 93-98.
© Латыпова Э.А., Юдина Е.В., 2014
Авторы статьи:
Эльвира Альфридовна Латыпова, кандидат экономических наук, доцент, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, e-mail: [email protected];
Елена Васильевна Юдина, кандидат экономических наук, доцент, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
В.П. Казанцев, доктор сельскохозяйственных наук, Отдел северного земледелия Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства Россельхозакадемии;
Н.А. Седельникова, кандидат исторических наук, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре.
УДК 332.14
С.Е. Метелев
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Омский институт (филиал)
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
Исследована актуальная проблема, связанная с анализом условий формирования экономической безопасности России на уровне субъекта федерации. Представлены результаты и методология исследования теоретических подходов к вопросам экономической безопасности на основе выявления ранговых индикаторов. Особое внимание уделено изучению особенностей и мер обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. По результатам исследования сформулированы рекомендации, направленные на повышение уровня экономической безопасности на уровне субъекта федерации.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, индикаторы национальной безопасности, Россия, регион, мониторинг.
Необходимость точного описания содержания понятия «экономическая безопасность» объясняется тем, что защищенность - это во многом субъективное состояние индивида, связанное с ощущениями тревоги и безопасности. Однако в целом экономическая незащищенность обусловлена подверженностью риску наступления неблагоприятных событий и их неспособностью противостоять этим событиям и оправляться от дорогостоящих последствий