Научная статья на тему 'Механизм государственного управления обеспечения военной безопасности'

Механизм государственного управления обеспечения военной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1385
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВЛАСТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалев Андрей Андреевич

В основе системы обеспечения военной безопасности лежит особый механизм государственного управления, включающий определенные цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, силы, формы, средства и способы. В статье автор раскрывает понятие механизма государственного управления применительно к сфере обеспечения военной безопасности. В содержании указанного механизма включены пять взаимосвязанных элементов, такие как базовое основание, функции, ресурсы, процесс деятельности, координация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм государственного управления обеспечения военной безопасности»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Механизм государственного управления обеспечения военной безопасности

Ковалев А. А.

Ковалев Андрей Андреевич /Kovalev Andrey Andreevich - кандидат политических наук,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в основе системы обеспечения военной безопасности лежит особый механизм государственного управления, включающий определенные цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, силы, формы, средства и способы. В статье автор раскрывает понятие механизма государственного управления применительно к сфере обеспечения военной безопасности. В содержании указанного механизма включены пять взаимосвязанных элементов, такие как базовое основание, функции, ресурсы, процесс деятельности, координация.

Ключевые слова: военная безопасность, государственное управление, властный механизм.

УДК 321.74 Политология

В основе всей системы обеспечения военной безопасности лежит особый механизм государственного управления, включающий определенные цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, силы, формы, средства и способы. Надо сказать, в отечественной политологической литературе военно-политический механизм обеспечения национальной безопасности изучен еще недостаточно, не часто подвергается глубокому научному анализу, что объективно может повлечь за собой необоснованность решений, принимаемых в военной сфере, неэффективность их реализации. Кроме того, с учетом новых внешних и внутренних политических реалий, условий развития международной, коллективной региональной и глобальной безопасности, он требует постоянного пересмотра и совершенствования.

В общем плане механизм означает систему, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности; последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление; совокупность взаимосвязанных элементов (звеньев), обеспечивающих движение. Система же это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство [4, с. 142-143].

Под управлением понимают различные способы воздействия субъекта на объект, изменяющие положение, поведение и свойства субъекта [13, с. 11].

В широком смысле государственное управление понимают как вид социального управления, субъектом которого выступает государство в целом. В узком смысле государственное управление -это организующая деятельность органов исполнительной власти [1, с. 4-5].

Полагаем, что концептуально, применительно к обеспечению военной безопасности, механизм государственного управления подразумевает целенаправленное воздействие государства, его органов на военную сферу, совокупность взаимосвязанных сложносоставных элементов, обеспечивающих военную безопасность государства, общества и личности, при использовании определенных функций, форм и методов.

Можно согласиться с позицией доктора политических наук, профессора И. В. Радикова в том, что механизм обеспечения военной безопасности государства и общества - это объективно обусловленная и субъективно реализуемая совокупность властных, управленческих и координационных действий, связанных с организацией и использованием средств вооруженного насилия для превенции и элиминации внешних и внутренних военных опасностей и угроз, а с содержательной стороны это - деятельность по выявлению (изучению), прогнозированию, предотвращению, нейтрализации, пресечению, отражению, устранению и уничтожению (ликвидации) военных опасностей и угроз [11, с. 152-153].

В содержании механизма государственного управления обеспечения военной безопасности выделим пять групп взаимосвязанных элементов: 1) детерминационное основание; 2) функции; 3) ресурсы; 4) процесс деятельности; 5) координация.

Первым элементом в качестве внешних детерминирующих предпосылок целей и задач механизма государственного управления обеспечения военной безопасности следует рассматривать геополитическую и военно-политическую обстановку на международном и региональном уровнях; в качестве внутренних - внутриполитическую обстановку, то есть факторы внешней и внутренней среды в совокупности.

Цели и направления обеспечения военной безопасности страны и зашиты ее жизненно важных интересов с опорой на военные средства определяет военная политика.

На высшем уровне государственного управления должны решаться коренные проблемы военного строительства, укрепления обороноспособности и обеспечения безопасности страны. Главными из них являются:

- определение военно-политических и стратегических целей, формирование военной политики;

- утверждение правовых основ организации обороны, разработка и принятие военной доктрины государства;

- разработка принципов построения обороны и ее развития;

- определение размеров и структуры Вооруженных Сил, количественного и качественного состава вооружения, объема финансирования военного строительства;

- рассмотрение планов военного строительства и организации их выполнения;

- утверждение и назначение военных кадров высшего звена;

- определение направлений военного сотрудничества в межгосударственных отношениях.

В Российской Федерации стратегические национальные приоритеты в области вооруженной защиты государства, национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития определены в Военной доктрине Российской Федерации [3], Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [9] и др.

Деятельность общества и государства по обеспечению военной безопасности должна базироваться на основополагающих принципах, среди которых, по мнению И. К. Макаренко и В. С. Морозова:

- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от изменяющейся ситуации;

- приоритет политических, экономических, информационных средств обеспечения военной безопасности;

- выдвижение реальных (по времени, ресурсам, силам и средствам) задач;

- осуществление мер насилия (в том числе и с использованием военной силы) только на основе норм международного права и в строгом соответствии с отечественными законами;

- осуществление управления силами и средствами обеспечения военной безопасности в соответствии с федеративным устройством России и распределением компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектами и органами местного самоуправления [6].

С нашей точки зрения к числу важнейших принципов механизма государственного управления обеспечения военной безопасности следует отнести, наряду с перечисленными:

- принцип законности;

- принцип разделения властей и разграничения полномочий, выражающийся во взаимодействии органов федеральных органов государственной власти, региональных органов государственной власти, других органов власти между собой и взаимодействии с общественными объединениями, международными организациями и гражданами по вопросам обеспечения военной безопасности;

- сочетание централизованного государственного руководства системой обеспечения военной безопасности с гражданским контролем ее деятельности.

Вторым элементом являются функции управления в сфере обеспечения военной безопасности, которые выступают как наиболее типичные, относительно самостоятельные и устойчивые, специализированные виды управленческой деятельности по созданию, поддержанию и развитию условий для успешного решения задач обеспечения военной безопасности государства, представлены в виде трех групп:

- основные или общие функции управления в сфере обеспечения военной безопасности государства. В состав основных функций управления включены следующие: выработка и принятие управленческих решений, организация, регулирование и корригирование, учет и контроль [2, ^ 207]. Контроль выступает как одна из важнейших функций управления, которая позволяет не только выявлять, но и предупреждать отклонения, ошибки и недостатки, искать новые резервы и возможности. Виды контроля зависят от степени конституционного, особенно демократического, развития государства, режима властвования, а также от юридических традиций уровня правового сознания;

- специальные функции, которые напрямую определяются особенностями объектов безопасности;

- вспомогательные функции, такие как: кадровая, материально-техническая - хозяйственная, делопроизводственная и др. [6].

С содержательной стороны функции механизма государственного управления обеспечения военной безопасности - это выявление (изучение), прогнозирование, предотвращение, нейтрализация, пресечение, отражение, устранение и уничтожение (ликвидация) военных опасностей и угроз во всех сферах их проявления; формирование законодательной базы в сфере обеспечения военной безопасности; защита конституционного строя, осуществление правосудия по делам о военных

108

преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства, обеспечение судебной защиты граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению военной безопасности; принятие решений по вопросам использования сил и средств обеспечения военной безопасности (в пределах своего ведения) применения военной силы; определение критериев военной безопасности и их пороговых значений; выработка комплекса мер по обеспечению военной безопасности во внутренней и внешней политике, в области обороны, военно-научной, военно-технической, военно-экономической, пограничной, разведывательной и контрразведывательной деятельности, информационной, экологической и других сферах; поддержание на необходимом уровне военно-стратегических и мобилизационных ресурсов государства; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения военной безопасности; определение бюджетных ассигнований на финансирование органов обеспечения военной безопасности; участие в мероприятиях по обеспечению военной безопасности за пределами государства в соответствии с международными договорами и соглашениями; рассмотрение и принятие законов по вопросам ратификации и денонсации международных договоров в области военной безопасности; поддержка и расширение международного сотрудничества в военно-технической сфере.

Функции государственного управления осуществляются посредством взаимодействующих между собой государственных институтов, которые можно условно подразделить на две группы: 1) государственные институты, для которых соответствующая функция является основной; 2) институты государства, для которых функция обеспечения военной безопасности является дополнительной.

Третьим элементом выступают ресурсы, которые состоят из сил и средств. К примеру, силы включают в себя Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, принимающие участие в обеспечении военной безопасности государства на основании законодательства РФ, иные политические и общественные организации и учреждения, научно-исследовательские институты.

К средствам относятся - нормативные акты; оборудование, средства вооружения, технологии; технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, используемые в системе обеспечения военной информации для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации. Сюда же можно причислить военную мощь государства, о которой в последние годы появилось довольно много публикаций. Например, Г. Моргентау одним из первых выделил компоненты, формирующие то, что можно определить как национальную силу или мощь государства: географическое положение и ресурсы, промышленный потенциал, количество и качество Вооруженных сил, людские ресурсы, национальный характер, национальную мораль, качество дипломатии, уровень государственного управления [14]. У. Мак-Нил в течение 20 лет исследовал эволюцию военных технологий, результатом чего стал труд «В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в Х1-ХХ веках», где автор показывает, как развивался военный потенциал ведущих игроков мировой политики [8].

Профессор В. В. Кириллов под военной мощью государства понимает «реализованную часть всех совокупных материальных и духовных сил государства, его потенциалов, военной организации, которые используются для обеспечения военной и национальной безопасности страны в целом» [5], его коллега, профессор В. В. Пыж - совокупность выделенных на данный период сил и средств, предназначенных для военной защиты его интересов и достижения его внутренних и внешних политических целей. Но государство не может весь свой совокупный потенциал, все свои ресурсы превратить в военную мощь. Военная мощь государства не может быть суммой всех его потенциалов, а представляет только их определенную часть [10, с. 194].

В методологии оценки военного потенциала стран мира общепринятыми критериями оценки служат такие показатели, как абсолютная и относительная величина доли валового внутреннего продукта, выделяемого на оборону, численность вооруженных сил (абсолютная и относительная в виде процента от общей численности населения) и их мобилизационные возможности, численность персонала, занятого в оборонно-промышленном комплексе, общий размер ВВП и др.

В качестве основного расчетного критерия отбора решений развития военного потенциала используется универсальный критерий «эффективность - стоимость», который базируется на концепции, разработанной для оценки эффективности инвестиционных проектов.

Четвертый элемент механизма государственного управления - это процесс деятельности, который подразумевает использование набора моделей, методов, методик управления, контроля состояния и уровня обеспечения военной безопасности.

К примеру, методы обеспечения военной безопасности - это способы осуществления целей, задач и функций, возложенных на субъекты обеспечения военной безопасности. Выбор методов в

109

практической деятельности определяет реальность достижения поставленных перед соответствующими субъектами обеспечения военной безопасности целей.

Наиболее действенные и универсальные методы обеспечения военной безопасности - убеждение и принуждение. Моральное, психологическое и материальное воздействие субъекта обеспечения военной безопасности на волю и поведение людей, призванное побуждать, укреплять и развивать сознательность, соответствующую целям и задачам обеспечения военной безопасности, и стимулировать должное поведение в этой области, составляет основу и сущность метода убеждения [12].

Пятым элементом в содержании механизма государственного управления, обеспечения военной безопасности является координация или взаимодействие. То есть, обеспечение согласованной работы органов управления различных уровней, подведомственных им объектов с целью наиболее эффективного выполнения их общих или взаимосвязанных задач. Координация может достигаться двумя путями: либо соглашением между заинтересованными участниками, либо властным предписанием уполномоченного государственного органа, обязательного для координируемых участников [13, с. 11].

Координация в механизме государственного управления обеспечения военной безопасности означает согласованную работу всех ветвей власти, заключение ими соглашений и соблюдение всеми участниками властных предписаний единого Центра.

Таким образом, механизм государственного управления обеспечения военной безопасности представляет собой достаточно сложную систему, функционирование которой основано на взаимодействии и взаимосвязи всех его элементов, находящихся под влиянием множества факторов внешней и внутренней среды.

Литература

1. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России: Учебник. Первая часть. - М.: Зерцало-М., 2011. 312 c.

2. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). М., 1973. 240 с.

3. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. N Пр-2976 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/ (дата обращения: 27.07.2016).

4. Зеленков М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: монография - М.: Юридический институт МИИТа, 2013. - 196 с.

5. Кириллов В. В. Военная мощь государства: сущность, структура, проблемы // Военная мысль, 2005. № 9. С. 5.

6. Козлов Ю. М., Фролов Е. С. Научная организация управления и право. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. 247 с.

7. Макаренко И. К., Морозов B. C. Военная безопасность государства: сущность, структура и пути обеспечения на современном этапе: Учеб. пособие. - М.: Изд- во РАГС, 2003. 64 с.

8. Мак-Нил У. В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в XI-XX веках. М.: ИД «Территория будущего», 2008. 436 с.

9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191669/ (дата обращения: 27.07.2016).

10. Пыж В. В. Военная мощь и военный потенциал как объект военной политики государства. // Вестник Чувашского университета, 2011. № 1. С. 191-197.

11. Радиков И. В. Военная безопасность общества и государства: Политологический анализ: дис. ... д-ра полит.наук: 23.00.01. СПб., 2000. 408 с.

12. Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование): монография — М.: Военный университет, 2004. 356 с.

13. ЧиркинВ. Е. Государственное и муниципальное управление. Учебник. - М.: Юрист, 2004. 320 с.

14. Morgentau H. Politik Among Nations. The Struggle for Power and Peace. N. Y., 1967. 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.