ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Механизм государственного управления обеспечения военной безопасности
Ковалев А. А.
Ковалев Андрей Андреевич /Kovalev Andrey Andreevich - кандидат политических наук,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в основе системы обеспечения военной безопасности лежит особый механизм государственного управления, включающий определенные цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, силы, формы, средства и способы. В статье автор раскрывает понятие механизма государственного управления применительно к сфере обеспечения военной безопасности. В содержании указанного механизма включены пять взаимосвязанных элементов, такие как базовое основание, функции, ресурсы, процесс деятельности, координация.
Ключевые слова: военная безопасность, государственное управление, властный механизм.
УДК 321.74 Политология
В основе всей системы обеспечения военной безопасности лежит особый механизм государственного управления, включающий определенные цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, силы, формы, средства и способы. Надо сказать, в отечественной политологической литературе военно-политический механизм обеспечения национальной безопасности изучен еще недостаточно, не часто подвергается глубокому научному анализу, что объективно может повлечь за собой необоснованность решений, принимаемых в военной сфере, неэффективность их реализации. Кроме того, с учетом новых внешних и внутренних политических реалий, условий развития международной, коллективной региональной и глобальной безопасности, он требует постоянного пересмотра и совершенствования.
В общем плане механизм означает систему, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности; последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление; совокупность взаимосвязанных элементов (звеньев), обеспечивающих движение. Система же это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство [4, с. 142-143].
Под управлением понимают различные способы воздействия субъекта на объект, изменяющие положение, поведение и свойства субъекта [13, с. 11].
В широком смысле государственное управление понимают как вид социального управления, субъектом которого выступает государство в целом. В узком смысле государственное управление -это организующая деятельность органов исполнительной власти [1, с. 4-5].
Полагаем, что концептуально, применительно к обеспечению военной безопасности, механизм государственного управления подразумевает целенаправленное воздействие государства, его органов на военную сферу, совокупность взаимосвязанных сложносоставных элементов, обеспечивающих военную безопасность государства, общества и личности, при использовании определенных функций, форм и методов.
Можно согласиться с позицией доктора политических наук, профессора И. В. Радикова в том, что механизм обеспечения военной безопасности государства и общества - это объективно обусловленная и субъективно реализуемая совокупность властных, управленческих и координационных действий, связанных с организацией и использованием средств вооруженного насилия для превенции и элиминации внешних и внутренних военных опасностей и угроз, а с содержательной стороны это - деятельность по выявлению (изучению), прогнозированию, предотвращению, нейтрализации, пресечению, отражению, устранению и уничтожению (ликвидации) военных опасностей и угроз [11, с. 152-153].
В содержании механизма государственного управления обеспечения военной безопасности выделим пять групп взаимосвязанных элементов: 1) детерминационное основание; 2) функции; 3) ресурсы; 4) процесс деятельности; 5) координация.
Первым элементом в качестве внешних детерминирующих предпосылок целей и задач механизма государственного управления обеспечения военной безопасности следует рассматривать геополитическую и военно-политическую обстановку на международном и региональном уровнях; в качестве внутренних - внутриполитическую обстановку, то есть факторы внешней и внутренней среды в совокупности.
Цели и направления обеспечения военной безопасности страны и зашиты ее жизненно важных интересов с опорой на военные средства определяет военная политика.
На высшем уровне государственного управления должны решаться коренные проблемы военного строительства, укрепления обороноспособности и обеспечения безопасности страны. Главными из них являются:
- определение военно-политических и стратегических целей, формирование военной политики;
- утверждение правовых основ организации обороны, разработка и принятие военной доктрины государства;
- разработка принципов построения обороны и ее развития;
- определение размеров и структуры Вооруженных Сил, количественного и качественного состава вооружения, объема финансирования военного строительства;
- рассмотрение планов военного строительства и организации их выполнения;
- утверждение и назначение военных кадров высшего звена;
- определение направлений военного сотрудничества в межгосударственных отношениях.
В Российской Федерации стратегические национальные приоритеты в области вооруженной защиты государства, национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития определены в Военной доктрине Российской Федерации [3], Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [9] и др.
Деятельность общества и государства по обеспечению военной безопасности должна базироваться на основополагающих принципах, среди которых, по мнению И. К. Макаренко и В. С. Морозова:
- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от изменяющейся ситуации;
- приоритет политических, экономических, информационных средств обеспечения военной безопасности;
- выдвижение реальных (по времени, ресурсам, силам и средствам) задач;
- осуществление мер насилия (в том числе и с использованием военной силы) только на основе норм международного права и в строгом соответствии с отечественными законами;
- осуществление управления силами и средствами обеспечения военной безопасности в соответствии с федеративным устройством России и распределением компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектами и органами местного самоуправления [6].
С нашей точки зрения к числу важнейших принципов механизма государственного управления обеспечения военной безопасности следует отнести, наряду с перечисленными:
- принцип законности;
- принцип разделения властей и разграничения полномочий, выражающийся во взаимодействии органов федеральных органов государственной власти, региональных органов государственной власти, других органов власти между собой и взаимодействии с общественными объединениями, международными организациями и гражданами по вопросам обеспечения военной безопасности;
- сочетание централизованного государственного руководства системой обеспечения военной безопасности с гражданским контролем ее деятельности.
Вторым элементом являются функции управления в сфере обеспечения военной безопасности, которые выступают как наиболее типичные, относительно самостоятельные и устойчивые, специализированные виды управленческой деятельности по созданию, поддержанию и развитию условий для успешного решения задач обеспечения военной безопасности государства, представлены в виде трех групп:
- основные или общие функции управления в сфере обеспечения военной безопасности государства. В состав основных функций управления включены следующие: выработка и принятие управленческих решений, организация, регулирование и корригирование, учет и контроль [2, ^ 207]. Контроль выступает как одна из важнейших функций управления, которая позволяет не только выявлять, но и предупреждать отклонения, ошибки и недостатки, искать новые резервы и возможности. Виды контроля зависят от степени конституционного, особенно демократического, развития государства, режима властвования, а также от юридических традиций уровня правового сознания;
- специальные функции, которые напрямую определяются особенностями объектов безопасности;
- вспомогательные функции, такие как: кадровая, материально-техническая - хозяйственная, делопроизводственная и др. [6].
С содержательной стороны функции механизма государственного управления обеспечения военной безопасности - это выявление (изучение), прогнозирование, предотвращение, нейтрализация, пресечение, отражение, устранение и уничтожение (ликвидация) военных опасностей и угроз во всех сферах их проявления; формирование законодательной базы в сфере обеспечения военной безопасности; защита конституционного строя, осуществление правосудия по делам о военных
108
преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства, обеспечение судебной защиты граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению военной безопасности; принятие решений по вопросам использования сил и средств обеспечения военной безопасности (в пределах своего ведения) применения военной силы; определение критериев военной безопасности и их пороговых значений; выработка комплекса мер по обеспечению военной безопасности во внутренней и внешней политике, в области обороны, военно-научной, военно-технической, военно-экономической, пограничной, разведывательной и контрразведывательной деятельности, информационной, экологической и других сферах; поддержание на необходимом уровне военно-стратегических и мобилизационных ресурсов государства; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения военной безопасности; определение бюджетных ассигнований на финансирование органов обеспечения военной безопасности; участие в мероприятиях по обеспечению военной безопасности за пределами государства в соответствии с международными договорами и соглашениями; рассмотрение и принятие законов по вопросам ратификации и денонсации международных договоров в области военной безопасности; поддержка и расширение международного сотрудничества в военно-технической сфере.
Функции государственного управления осуществляются посредством взаимодействующих между собой государственных институтов, которые можно условно подразделить на две группы: 1) государственные институты, для которых соответствующая функция является основной; 2) институты государства, для которых функция обеспечения военной безопасности является дополнительной.
Третьим элементом выступают ресурсы, которые состоят из сил и средств. К примеру, силы включают в себя Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, принимающие участие в обеспечении военной безопасности государства на основании законодательства РФ, иные политические и общественные организации и учреждения, научно-исследовательские институты.
К средствам относятся - нормативные акты; оборудование, средства вооружения, технологии; технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, используемые в системе обеспечения военной информации для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации. Сюда же можно причислить военную мощь государства, о которой в последние годы появилось довольно много публикаций. Например, Г. Моргентау одним из первых выделил компоненты, формирующие то, что можно определить как национальную силу или мощь государства: географическое положение и ресурсы, промышленный потенциал, количество и качество Вооруженных сил, людские ресурсы, национальный характер, национальную мораль, качество дипломатии, уровень государственного управления [14]. У. Мак-Нил в течение 20 лет исследовал эволюцию военных технологий, результатом чего стал труд «В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в Х1-ХХ веках», где автор показывает, как развивался военный потенциал ведущих игроков мировой политики [8].
Профессор В. В. Кириллов под военной мощью государства понимает «реализованную часть всех совокупных материальных и духовных сил государства, его потенциалов, военной организации, которые используются для обеспечения военной и национальной безопасности страны в целом» [5], его коллега, профессор В. В. Пыж - совокупность выделенных на данный период сил и средств, предназначенных для военной защиты его интересов и достижения его внутренних и внешних политических целей. Но государство не может весь свой совокупный потенциал, все свои ресурсы превратить в военную мощь. Военная мощь государства не может быть суммой всех его потенциалов, а представляет только их определенную часть [10, с. 194].
В методологии оценки военного потенциала стран мира общепринятыми критериями оценки служат такие показатели, как абсолютная и относительная величина доли валового внутреннего продукта, выделяемого на оборону, численность вооруженных сил (абсолютная и относительная в виде процента от общей численности населения) и их мобилизационные возможности, численность персонала, занятого в оборонно-промышленном комплексе, общий размер ВВП и др.
В качестве основного расчетного критерия отбора решений развития военного потенциала используется универсальный критерий «эффективность - стоимость», который базируется на концепции, разработанной для оценки эффективности инвестиционных проектов.
Четвертый элемент механизма государственного управления - это процесс деятельности, который подразумевает использование набора моделей, методов, методик управления, контроля состояния и уровня обеспечения военной безопасности.
К примеру, методы обеспечения военной безопасности - это способы осуществления целей, задач и функций, возложенных на субъекты обеспечения военной безопасности. Выбор методов в
109
практической деятельности определяет реальность достижения поставленных перед соответствующими субъектами обеспечения военной безопасности целей.
Наиболее действенные и универсальные методы обеспечения военной безопасности - убеждение и принуждение. Моральное, психологическое и материальное воздействие субъекта обеспечения военной безопасности на волю и поведение людей, призванное побуждать, укреплять и развивать сознательность, соответствующую целям и задачам обеспечения военной безопасности, и стимулировать должное поведение в этой области, составляет основу и сущность метода убеждения [12].
Пятым элементом в содержании механизма государственного управления, обеспечения военной безопасности является координация или взаимодействие. То есть, обеспечение согласованной работы органов управления различных уровней, подведомственных им объектов с целью наиболее эффективного выполнения их общих или взаимосвязанных задач. Координация может достигаться двумя путями: либо соглашением между заинтересованными участниками, либо властным предписанием уполномоченного государственного органа, обязательного для координируемых участников [13, с. 11].
Координация в механизме государственного управления обеспечения военной безопасности означает согласованную работу всех ветвей власти, заключение ими соглашений и соблюдение всеми участниками властных предписаний единого Центра.
Таким образом, механизм государственного управления обеспечения военной безопасности представляет собой достаточно сложную систему, функционирование которой основано на взаимодействии и взаимосвязи всех его элементов, находящихся под влиянием множества факторов внешней и внутренней среды.
Литература
1. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России: Учебник. Первая часть. - М.: Зерцало-М., 2011. 312 c.
2. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). М., 1973. 240 с.
3. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. N Пр-2976 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/ (дата обращения: 27.07.2016).
4. Зеленков М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: монография - М.: Юридический институт МИИТа, 2013. - 196 с.
5. Кириллов В. В. Военная мощь государства: сущность, структура, проблемы // Военная мысль, 2005. № 9. С. 5.
6. Козлов Ю. М., Фролов Е. С. Научная организация управления и право. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. 247 с.
7. Макаренко И. К., Морозов B. C. Военная безопасность государства: сущность, структура и пути обеспечения на современном этапе: Учеб. пособие. - М.: Изд- во РАГС, 2003. 64 с.
8. Мак-Нил У. В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в XI-XX веках. М.: ИД «Территория будущего», 2008. 436 с.
9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191669/ (дата обращения: 27.07.2016).
10. Пыж В. В. Военная мощь и военный потенциал как объект военной политики государства. // Вестник Чувашского университета, 2011. № 1. С. 191-197.
11. Радиков И. В. Военная безопасность общества и государства: Политологический анализ: дис. ... д-ра полит.наук: 23.00.01. СПб., 2000. 408 с.
12. Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование): монография — М.: Военный университет, 2004. 356 с.
13. ЧиркинВ. Е. Государственное и муниципальное управление. Учебник. - М.: Юрист, 2004. 320 с.
14. Morgentau H. Politik Among Nations. The Struggle for Power and Peace. N. Y., 1967. 240 p.