Научная статья на тему 'Механизм государственного регулирования инновационного развития строительной сферы'

Механизм государственного регулирования инновационного развития строительной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДіВЕЛЬНА СФЕРА / ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ / ЕКОНОМіЧНИЙ МЕХАНіЗМ / іННОВАЦіЙНИЙ РОЗВИТОК / СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / CONSTRUCTION SPHERE / STATE REGULATION / ECONOMIC MECHANISM / INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов Василий Федорович, Чекулаева Елена Дмитриевна

В статье представлено теоретико-методологическое обоснование процесса формирования механизма государственного регулирования инновационного развития строительной сферы Украины. Для достижения цели в работе исследованы концептуальные положения формирования механизма государственного регулирования инновационного развития строительной сферы. Разработан механизм государственного регулирования инновационного развития строительной сферы, реализация которого обеспечит стабильное, результативное и системное функционирования строительной сферы на основе новейших технологий, станет мощным стимулом для развития национальной экономики. Подробно проанализированы основные принципы, функции и инструментарий государственного регулирования инновационного развития строительной сферы. Предложено и обосновано организационное, информационное, кадровое и финансово-экономическое обеспечение, а также налоговое стимулирование создания механизма государственного регулирования инновационного развития строительной сферы. Перспективами дальнейших исследований в данном направлении является определение приоритетов инновационного развития строительства в региональном разрезе, разработка направлений совершенствования механизма государственного регулирования инновационного развития строительной сферы, а также оценка эффективности воздействия государства на инновационное развитие строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of state regulation of innovation development of the construction sphere

The article provides theoretical and methodological justification of the process of formation of the mechanism of state regulation of innovation development of the construction sphere of Ukraine. The article studies conceptual provisions of formation of the mechanism of state regulation of innovation development of the construction sphere. It develops the mechanism of state regulation of innovation development of the construction sphere, realisation of which would ensure stable, effective and system functioning of the construction sphere on the basis of newest technologies and would become a powerful incentive for the national economy development. It analyses main principles, functions and instruments of state regulation of innovation development of the construction sphere in detail. It offers and justifies organisational, information, personnel and financial and economic support and also tax stimulation of creation of the mechanism of state regulation of innovation development of the construction sphere. Prospects of further studies in this direction is identification of priorities of innovation development of construction in the regional context, development of directions of improvement of the mechanism of state regulation of innovation development of the construction sphere and assessment of efficiency of the state impact on innovation development of construction.

Текст научной работы на тему «Механизм государственного регулирования инновационного развития строительной сферы»

УДК 338.242

механизм государственного регулирования инновационного развития строительной сферы

УДК 338.242 ® 2014 СЕМЕНОВ в. Ф., ЧЕКУЛАЕВА Е. Д.

Семенов В. Ф., Чекулаева Е. Д. Механизм государственного регулирования инновационного развития

строительной сферы

В статье представлено теоретико-методологическое обоснование процесса формирования механизма государственного регулирования инновационного развития строительной сферы Украины. Для достижения цели в работе исследованы концептуальные положения формирования механизма государственного регулирования инновационного развития строительной сферы. Разработан механизм государственного регулирования инновационного развития строительной сферы, реализация которого обеспечит стабильное, результативное и системное функционирования строительной сферы на основе новейших технологий, станет мощным стимулом для развития национальной экономики. Подробно проанализированы основные принципы, функции и инструментарий государственного регулирования инновационного развития строительной сферы. Предложено и обосновано организационное, информационное, кадровое и финансово-экономическое обеспечение, а также налоговое стимулирование создания механизма государственного регулирования инновационного развития строительной сферы. Перспективами дальнейших исследований в данном направлении является определение приоритетов инновационного развития строительства в региональном разрезе, разработка направлений совершенствования механизма государственного регулирования инновационного развития строительной сферы, а также оценка эффективности воздействия государства на инновационное развитие строительства.

Ключевые слова: строительная сфера, государственное регулирование, экономический механизм, инновационное развитие Рис.: 1. Библ.: 12.

Семенов Василий Федорович - доктор экономических наук, профессор, профессор, кафедра менеджмента и управления проектами, Одесская государственная академия строительства и архитектуры (ул. Дидрихсона, 4, Одесса, 65029, Украина)

Email: semva@ukr.net

Чекулаева Елена Дмитриевна - соискатель, Одесская государственная академия строительства и архитектуры (ул. Дидрихсона, 4, Одесса, 65029, Украина)

Email: podkaluk@mail.ru

УДК 338.242

Семенов В. Ф., Чекулаева О. Д. Механізм державного регулювання інноваційного розвитку будівельної сфери

У статті надано теоретико-методологічне обґрунтування процесу формування механізму державного регулювання інноваційного розвитку будівельної сфери України. Для досягнення мети в роботі досліджено концептуальні положення формування механізму державного регулювання інноваційного розвитку будівельної сфери. Розроблений механізм державного регулювання інноваційного розвитку будівельної сфери, реалізація якого забезпечить стабільне, результативне та системне функціонування будівельної сфери на основі новітніх технологій, що стане потужним стимулом для розвитку національної економіки. Детально проаналізовано основні принципи, функції та інструментарій державного регулювання інноваційного розвитку будівельної сфери. Запропоновано і обґрунтовано організаційне, інформаційне, кадрове і фінансово-економічне забезпечення, а також податкове стимулювання створення механізму державного регулювання інноваційного розвитку будівельної сфери. Перспективами подальших досліджень в даному напрямку є визначення пріоритетів інноваційного розвитку будівництва в регіональному розрізі, розробка напрямів удосконалення механізму державного регулювання інноваційного розвитку будівельної сфери, а також оцінка ефективності впливу держави на інноваційний розвиток будівництва.

Ключові слова: будівельна сфера, державне регулювання, економічний механізм, інноваційний розвиток Рис.: 1. Бібл.: 12.

Семенов Василь Федорович - доктор економічних наук, професор, професор, кафедра менеджменту та управління проектами, Одеська державна академія будівництва і архітектури (вул. Дідріхсона,4, Одеса, 65029, Україна)

Email: semva@ukr.net

Чекулаева Олена Дмитрівна - здобувач, Одеська державна академія будівництва і архітектури (вул. Дідріхсона,4, Одеса, 65029, Україна) Email: podkaluk@mail.ru

UDC 338.242

Semenov V. F., Chekulaieva O. D. Mechanism of state regulation of innovation development of the construction sphere

The article provides theoretical and methodological justification of the process of formation of the mechanism of state regulation of innovation development of the construction sphere of Ukraine. The article studies conceptual provisions of formation of the mechanism of state regulation of innovation development of the construction sphere. It develops the mechanism of state regulation of innovation development of the construction sphere, realisation of which would ensure stable, effective and system functioning of the construction sphere on the basis of newest technologies and would become a powerful incentive for the national economy development. It analyses main principles, functions and instruments of state regulation of innovation development of the construction sphere in detail. It offers and justifies organisational, information, personnel and financial and economic support and also tax stimulation of creation of the mechanism of state regulation of innovation development of the construction sphere. Prospects of further studies in this direction is identification of priorities of innovation development of construction in the regional context, development of directions of improvement of the mechanism of state regulation of innovation development of the construction sphere and assessment of efficiency of the state impact on innovation development of construction.

Key words: construction sphere, state regulation, economic mechanism, innovation development Pic.: 1. Bibl.: 12.

Semenov Vasil F. - Doctor of Science (Economics), Professor, Professor, Department of Management and Project Management, Odessa State Academy of Civil Engineering and Architecture (vul. Didrikhsona,4, Odessa, 65029, Ukraine) Email: semva@ukr.net

Chekulaieva Olena D. - Applicant, Odessa State Academy of Civil Engineering and Architecture (vul. Didrikhsona,4, Odessa, 65029, Ukraine)

Email: podkaluk@mail.ru

Введение. Эффективное функционирование экономики и решение вопросов социального развития невозможно без решения системных проблем, которые накапливаются в стратегически важных секторах, влияющих на все составляющие экономики. В частности, сфера строительства является структурообразующим элементом национальной экономической системы Украины. Поэтому решение проблемы инновационного развития строительства является крайне актуальным и требующим своевременности, поскольку оно способно влиять на развитие научно-технической политики других секторов национальной экономики.

Методологические основы государственного регулирования экономики рассмотрены в работах таких ученых, как Л. Дмитриченко, А. Мельник, С. Панчишин,

О. Мельниченко и других. В частности, формирование механизма государственного регулирования отраслей национальной экономики представлено в работах О. Ю. Амосова и Б. П. Глушко [1]. В научных трудах О. Кириченко и Ю. Выгизкой предложена активизация инновационного развития национальной экономики в условиях глобализации [2]. В своих работах Н. Геселева раскрывает пути инновационно-технологической модернизации и повышения конкурентоспособности украинской экономики [3]. Концептуальные основы достижения устойчивого развития национальной экономики на инновационной основе обоснованы в трудах В. Гусева, А. Мужилко [4]. Изучению правового обеспечения государственного регулирования инноваций в Украине посвящены работы А. Дегтяр, А. Крюкова [5]. Н. Мигай изучает модель перехода Украины к инновационно ориентированной экономике [6]. М. Ски-бой разработаны практические рекомендации по повышению эффективности регулирующего воздействия государства в сфере инновационной деятельности [7]. И. Федуло-вой разработана концептуальная модель инновационной стратегии Украины и охарактеризована содержательная сущность ее составляющих относительно стратегических направлений, определены предпосылки ее реализации [8]. В работах И. Юхновского конкретизированы задачи для отечественной инновационно-инвестиционной политики [9].

Однако, признавая несомненные достижения вышеприведенных ученых, следует подчеркнуть, что в целом роль инновационных технологий в развитии национальной экономики продолжает оставаться незначительной. Несмотря на активизацию теоретических и практических аспектов исследования инновационного развития строительной сферы Украины, оптимальный механизм и инструменты решения данной проблемы до сих пор не предложены, в частности, неизученными остаются проблемы финансирования, методические вопросы эффективности инновационных проектов.

Постановка задачи. Главной целью работы является исследовать и предложить авторское видение механизма государственного регулирования научно-технической политики в строительстве, которая реализуется через определенные инструменты, дополняющие друг друга и при их осуществлении образующие синергетический эффект -инновационное развитие строительной сферы национальной экономики.

Изложение основного материала. На современном этапе социально-экономического развития пред-

приятия сферы строительства стремятся внедрять новые технологии, повышать качество продукции. Это увеличивает их конкурентоспособность. Реализуются новые архитектурно-планировочные решения, конструкции фундаментов и облицовка фасадов, технология отделочных работ, строительство дорог и другие инновационные проекты. В то же время остаются нерешенными вопросы обеспечения устойчивого развития строительства в целом, ремонт автомобильных дорог, модернизация и строительство объектов промышленности и энергетики, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворения потребностей населения и хозяйственного комплекса в объектах социального назначения в соответствии с установленными нормативами и национальными стандартами. Решение названного перечня проблем возможно по таким направлениям экономического развития, как ресурсный и инновационный. Ресурсный путь предполагает количественный рост ресурсов (трудовых, материальных, технических). Инновационный путь направлен на качественное развитие (рост производительности труда, выпуск новой продукции, внедрение информационных технологий, вложение инвестиций в инновационные проекты). Приоритетным является активизация инновационной деятельности путем формирования портфеля новшеств и портфеля инноваций. Новшество - это оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований. Инновация -это конечный результат внедрения новшеств и получение экономического или социального эффекта. Портфель новшеств формируется за счет развития своего опыта, патентами, приобретенными ноу-хау. Портфель инноваций предоставляет собой план внедрения новшеств.

Функционирование, управление и контроль инновационной деятельности [10] с целью обеспечения эффективной деятельности строительной сферы при соблюдении требований законодательства Украины об инновационном развитии нуждаются в механизме государственного регулирования с помощью взаимосвязанных форм, методов и инструментов. Объединение усилий Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства с возможностями местных бюджетов, фондов регионального развития и их плодотворное сотрудничество с институтами, образующими строительную сферу, приведет к формированию программ стимулирования инновационного развития строительной сферы в регионах. Реализация таких программ должна происходить через предложенный экономический механизм государственного регулирования инновационного развития строительной сферы.

Эффективность механизмов государственного регулирования инновационной деятельности предприятий сферы строительства зависит от качества стратегического планирования и объема инвестиций. Планирование инновационной деятельности строительных организаций, как часть государственного регулирования, включает в себя следующие основные направления:

■ формирование стратегии инновационного развития предприятия;

■ разработка бизнес-планов внедрения инновационных проектов; определение потребности инвестиций;

■ расчет экономической эффективности новшеств.

Инновационная деятельность в строительстве до настоящего времени остается недостаточной по ряду причин: отсутствие регулярного мониторинга критериев спроса потребителя, вопросы компенсации инновационных качеств строящегося объекта не всегда учитывается в договорах подряда; планы мероприятий по использованию новой техники в строительстве не составляются или не имеют крупных инновационных проектов; балансы финансовой деятельности предприятия не содержат затрат на нематериальные активы; экономические показатели текущих планов производства не учитывают эффективность внедрения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение себестоимости и трудоемкости; структура управления не содержит вакансии персонала по инновационному менеджменту.

Государственное регулирование инновационного развития сферы строительства заключается в стимулировании долгосрочных факторов развития - становление новых секторов и вытеснение старых строительных производств, накопление капитала и стимулирование производительных инвестиций, поощрение модернизации строительной отрасли, развитие науки, образования и профессиональной подготовки специалистов, усиление рыночной конкуренции и рыночных механизмов и т. п. При этом привлеченными в процесс регулирования инновационного развития строительства станут не только государство, но и институты, способные влиять на строительный комплекс через определенный инструментарий. Такими институтами должны стать финансово-кредитные учреждения, учебные заведения, проектные институты, консалтинговые службы и т. п. (рис. 1).

Следует отметить, что формирование такого механизма предполагает наличие принципов, которые следует положить в основу его реализации. Согласно современным логико-философским представлениям под принципом понимается предпосылка какой-либо теории, именно принцип является важнейшим структурным элементом научной теории, связывающим все другие элементы теории в единое целое, в стройную систему. Поэтому выделим из общенаучных те принципы, которые дадут наиболее полное представление и характеристику механизму государственного регулирования инновационного развития строительной сферы Украины:

■ принцип системности, которым определяется совокупность элементов строительной сферы, находящихся в таких отношениях и связях друг с другом, что образуется определенным образом структурированная целостность;

■ принцип научности заключается в том, что научное знание, научная деятельность - это лишь одна из составляющих общественной деятельности и соответственно каждой из ее отраслей;

■ принцип коммуникативности заключается в том, что он определяет сочетание информационного и материального общения субъектов строительной сферы.

■ принцип баланса интересов субъектов инновационного процесса предусматривает, что производство и реализация новаций должны добавлять выгоду всем участникам инновационного процес-

са: инвестору, разработчику новаций, застройщику, «сбытовику», потребителю и обществу в целом [11, с. 30];

■ предлагаем также выделить принцип приоритетности. Он должен стать основополагающим как при формировании механизма государственного регулирования инновационного развития строительной сферы, так и при его функционировании. Соблюдение принципа приоритетности позволит выделить стратегически важные направления развития строительства, дать им особую «приоритетную» поддержку, отличную от привычных мер стимулирования инновационного развития.

Необходимо акцентировать внимание, что формирование и функционирование механизма государственного регулирования инновационного развития строительной сферы, как системы управления, предусматривает наличие определенного инструментария. Основными инструментами экономического механизма государственного регулирования инновационного развития строительной сферы следует считать: организацию, планирование, ценообразование и стимулирование, которые объединяются и частично пересекаются, взаимно дополняя при этом друг друга.

Согласно инновационной направленности развития строительной сферы в регионах должны проходить следующие организационные преобразования:

■ создание фонда и агентств регионального развития,

■ создание кластеров строительного производства,

■ создание консалтинговых служб по мониторингу и экспертизе инновационных строительных проектов,

■ создание региональных фондов венчурного финансирования,

■ создание инжиниринговых центров аккумуляции достижений научно-технического прогресса,

■ формирование единой региональной открытой базы контрактов в строительстве по социально ориентированным инновационным проектам,

■ создание межрегиональных структур сотрудничества и кооперации в строительстве.

Система инструментов планирования инновационного развития строительной сферы содержит среднесрочные прогнозы развития отрасли в регионах; ежегодные программы инвестиционного развития строительства и административно-территориальных единиц; целевые программы развития строительных предприятий, учреждений и организаций, разработанные согласно стратегическими приоритетами социально-экономического развития регионов; бюджеты административно-территориальных единиц; программы преодоления депрессивности отдельных территорий, контроль за ходом реализации программы инновационного развития строительства и корректировки на этой основе целей, задач и инструментария; периодическая оценка ресурсов (материальных, инвестиционных, трудовых и т. д.), осуществление взаимодействия постоянных контактов с центральными и местными органами власти для выявления и решения общих проблем с применением организационно-правовых норм, предусмотренных действующим законодательством.

Проблеми економіки N° 1, 2014

Фонд регионального развития Консалтинговые Строительные предприятия

службы

Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ

А.

Программы инновационного развития строительства в регионах

ИНСТРУМЕНТАРИИ

о.

О

о.

ю

о

о

Кадровое обеспечение

Информационное

обеспечение

Налоговое

стимулирование

Финансовое

обеспечение

|_ 1

Бюджеты разных уровней < ► Финансово-кредитные учреждения

Инновационное

развитие

строительной

сферы

национальной

экономики

Научно-исследовательские и проектные институты

Рис. 1. Экономический механизм государственного регулирования инновационного развития строительной сферы национальной экономики

Економіка та управління національним господарством

Ценообразование, как инструмент реализации региональной программы регулирования инновационных процессов в строительстве, должно исключить административное давление на рыночный механизм функционирования экономики и, наоборот, создать благоприятный инвестиционный климат в отрасли, привести к налаживанию межрегиональных экономических связей. В связи с этим мощным стимулом для регулирования ценообразования станет создание системы добросовестной конкуренции в регионе. Кроме того, совершенствование нормативнометодической базы по сопровождению строительных контрактов, методическое обеспечение формирования себестоимости строительно-монтажных работ в условиях действия Налогового кодекса и национальных стандартов бухгалтерского учета должно способствовать торможению цен на продукцию строительного производства.

Необходимо перманентное проведение мониторинга стоимостных показателей строительной продукции и обеспечение их доведения до участников строительства, проведение анализа государственных сметных норм, проверок правильности определения стоимости строительства на всех стадиях его осуществления и инвестирования, а также определение лимитов средств, необходимых для финансирования работ за счет бюджетов всех уровней.

Создание доверительных взаимоотношений хозяйствующих субъектов и региональных органов власти приведет к комплексному индикативному планированию и стратегическому прогнозированию цен в строительной отрасли, в отношении которых предприятия будут разрабатывать собственные планы развития. Такие процессы будут способствовать совершенствованию программных комплексов по определению стоимости строительства на всех стадиях инвестирования.

Кроме вышеперечисленных, действенным инструментом поддержки инновационного развития является стимулирование. Оно включает основополагающие составляющие регулирования инновационных процессов в сфере строительства:

1) Кадровое обеспечение предусматривает расширенное развитие, сложившееся за годы существования многоуровневой системы подготовки специалистов для инновационной деятельности в строительной сфере. Необходимо совершенствование научного и учебно-методического обеспечения по наиболее востребованным учебным курсам с учетом квалификационных требований к специалисту отрасли, расширения масштабов научно-исследовательской деятельности в строительстве.

2) Информационный механизм реализации региональной программы регулирования инновационных процессов в строительстве предусматривает наличие консалтинговых служб, которые способны обеспечить взаимодействие всех институтов и участников строительного процесса по поводу его качества, темпов, кадрового и финансового обеспечения и т. д. Функциями консалтинговых служб являются мониторинг социальных и экономических процессов развития региона, рыночные исследования, оцен-

ка технического и коммерческого потенциала бизнес-проектов, их научное сопровождение лицензирования, проведения тендеров на инновационное строительство, содействие в поиске инвесторов и способах реализации строительной продукции. Информационное обеспечение трансферта строительных технологий приведет к объединению капитала, знаний, опыта, расширение сотрудничества на межрегиональном и международном уровне.

3) Налоговое стимулирование инновационного развития строительства заключается в реформировании системы налогообложения, предусматривается предоставление налоговых и таможенных льгот ВУЗам и проектным институтам при разработке инновационных строительных проектов, банковским и финансово-кредитным учреждениям при инвестировании разработок и внедрении их на рынок строительства, строительным компаниям при выполнении инновационных проектов, использовании новейших материалов, применении ведущей техники и технологии производства, консалтинговым службам за участие в инновационном развитии строительства, конечному потребителю при условии приобретения инновационных объектов строительства.

4) Инвестирование инновационного развития строительной сферы может вестись за счет различных источников финансирования. В частности, субвенций Государственного бюджета, средств Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, а также Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информации, средств областного и местных бюджетов и т. д. Предусматривается введение механизма финансирования региональных развивающих программ и мероприятий, которые соответствуют приоритетам Государственной стратегии регионального развития [12], из бюджета государственных программ поддержки регионального развития и отраслей экономики.

Приоритетными следует считать использование возможностей формирования источников финансирования программ и проектов регионального развития на основе государственно-частного партнерства. То есть, наряду с бюджетным финансированием, большое значение придается привлечению средств внешних и внутренних инвесторов для реализации конкретных инвестиционных проектов строительства. Для выполнения программ и инвестиционных проектов возможно сотрудничество с международными финансовыми организациями. Финансирование может быть как прямым, так и посредством предоставления беспроцентных займов, субсидий, грантов и др.

Инвестирование инновационной деятельности может осуществляться субъектами хозяйствования строительства за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, с целью развития базы предпринимательства. Кроме того, возможно коммерческое инвестирование, которое осуществляется субъектами хозяйствования за счет заемных средств, полученных в результате льготного кредитования научно-исследовательских организаций

и предприятий на создание и внедрение новой техники и технологий. Венчурное финансирование имеет немаловажное значение для инвестиционного обеспечения инновационного развития в условиях создания государством инвестиционной инфраструктуры. Также мощным финансовым стимулом инновационного развития строительства в регионе является социальное инвестирование, которое осуществляется гражданами страны в объекты социальной сферы и других непроизводственных сфер.

Большое значение для позитивного имиджа инновационного развития строительной сферы имеет иностранное инвестирование, которое осуществляется иностранными юридическими лицами или иностранцами, а также другими государствами. В этом направлении предпочтительно совместное инвестирование, которое осуществляется субъектами Украины вместе с иностранными юридическими или физическими лицами, а также с участием международных фондов содействия инновационному развитию.

Выводы. Государственное регулирование инновационного развития строительной сферы представляет собой деятельность по реализации функций государства, осуществляемая с использованием соответствующих инструментов. Основной задачей государства в регулировании инновационного развития строительной сферы является обеспечение эффективности, рациональности, законности и финансовой дисциплины при формировании, распределении, владении и использовании активов, направленных на продвижение научно-технического прогресса в сфере строительства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование эффективного механизма государственного регулирования инновационного развития строительства, основными элементами которого являются субъекты и объекты регулирования, нормативно-правовое, организационное, информационное и финансово-экономическое обеспечение, функции, принципы, инструменты и приоритеты, позволит улучшить функционирование строительной сферы на основе инноваций. Предложенные инструменты экономического механизма государственного регулирования инновационного развития приведут к четкому и плодотворному взаимодействию участников строительной сферы, институтов всех уровней и органов самоуправления путем скоординированного планирования, прогрессивных организационных преобразований, грамотного ценообразования, а также кадрового, нормативного и налогового стимулирования.

Таким образом, обеспечение стабильного, результативного и системного функционирования строительства на основе инноваций заключается в формировании и реализации комплексного механизма, способного учитывать, координировать и согласовывать структурные элементы сферы строительства. Создать и внедрить такой механизм регулирования способно исключительно государство.

литература

1. Амосов О. Ю. Формирование механизма государственного регулирования топливно-энергетического комплекса региона / О. Ю. Амосов., Б. П Галушко // Проблеми економіки. - 2013. - № 3. - С. 21-27

2. Кириченко О. А. Інноваційний розвиток економіки в контексті сучасної теорії модернізації / О. А. Кириченко, Ю. І. Вигізька // Економіка та держава. - 2011. - № 7. - С. 13-16.

3. Геселева Н. В. Механізми модернізації і технологічного розвитку економіки України / Н. В. Геселева // Актуальні проблеми економіки. - 2011. - № 11. - С. 64-72.

4. Гусєв В. О. Парадигма сталого інноваційного розвитку України / В. О. Гесєв, О. О. Мужилко // Економіка та держава. - 2011. - № 9. - С. 115-118.

5. Дєгтяр А. О. Правове забезпечення державного регулювання інновацій в Україні [Електронний ресурс] / А. О. Дєг-тяр, О. І. Крюков // Державне будівництво. - 2011. - № 2. - Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/DeBu/2011-2/index. html

6. Мігай Н. Б. Макроекономічні передумови розвитку інноваційного підприємництва / Н. Б. Мігай // Актуальні проблеми економіки. - 2012. - № 1. - С. 72-78

7. Скиба М. Стимулювання інноваційної діяльності в контексті посткризового відновлення економіки України / М. Скиба // Вісник Національної академії державного управління при Президентові України. - 2011. - № 2. - С. 145-152.

8. Федулова Л. І. Концептуальна модель інноваційної стратегії України / Л. І. Федулова // Економіка і прогнозування. -2012. - № 1. - С. 87-100

9. Юхновський І. В. Державне регулювання інноваційно-інвестиційної діяльності економіки України / І. В. Юхновський // Економіка та держава. - 2011. - № 4. - С. 48-52

10. Комяков О. М. Державне регулювання перехідної економіки: Автореф. дис. канд. екон. наук / О. М. Комяков. - К., 2000. - 19 с.

11. Ілляшенко С. М. Формування ринку екологічних інновацій: економічні основи управління. Монографія / С. М. Ілля-шенко, О. В. Прокопенко - Суми: ВТД «Університетська книга», 2002. - 250 с.

12. Державна стратегія регіонального розвитку на період до 2015 року / Кабінет Міністрів України. Постанова № 1001 від 21.07.06 р. [Електронний ресурс] - режим доступу: http:// zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1001-2006-%D0%BF/page

REFERENCES

Amosov, O. Yu., and Halushko, B. P. "Formyrovanye mekhanyzma hosudarstvennoho rehulyrovanyia toplyvno-enerhetycheskoho kompleksa rehyona" [Formation mechanism of state regulation of the fuel and energy sector in the region]. Problemy ekonomiky, no. 3 (2013): 21-27.

Diehtiar, A. O., and Kriukov, O. I. "Pravove zabezpechennia derzhavnoho rehuliuvannia innovatsii v Ukraini" [Legal support of State Regulation in Ukraine]. http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/ DeBu/2011-2/index.html

Fedulova, L. I. "Kontseptualna model innovatsiinoi stratehii Ukrainy" [Conceptual model of the innovation strategy of Ukraine]. Ekonomika iprohnozuvannia, no. 1 (2012): 87-10.

Husiev, V. O., and Muzhylko, O. O. "Paradyhma staloho innovatsiinoho rozvytku Ukrainy" [The paradigm of sustainable innovative development of Ukraine]. Ekonomika ta derzhava, no. 9 (2011): 115-118.

Heseleva, N. V. "Mekhanizmy modernizatsii i tekhnolohichnoho rozvytku ekonomiky Ukrainy" [Mechanisms of modernization and technological development of economy of Ukraine]. Aktualni problemy ekonomiky, no. 11 (2011): 64-72.

Illiashenko, S. M., and Prokopenko, O. v. Formuvannia rynku ekolohichnykh innovatsii: ekonomichni osnovy upravlinnia [Formation of the market for environmental innovation: the economic foundations of management]. Sumy: Universytetska knyha, 2002.

Kyrychenko, O. A., and Vyhizka, Yu. I. "Innovatsiinyi rozvytok ekonomiky v konteksti suchasnoi teorii modernizatsii” [Innovative economic development in the context of the modern theory of modernization]. Ekonomika taderzhava, no. 7 (2011): 13-1б.

Komiakov, O. M. "Derzhavne rehuliuvannia perekhidnoi ekonomiky” [State regulation of the economy in transition]. avtoref. dys. ... kand. ekon. nauk, 2000.

[Legal Act of Ukraine] (200б). http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/1001-2006-%D0%BF/page

Mihai, N. B. "Makroekonomichni peredumovy rozvytku innovatsiinoho pidpryiemnytstva” [Macroeconomic preconditions for innovation business]. Aktualni problemy ekonomiky, no. 1 (2012): 72-78.

Skyba, M.”Stymuliuvannia innovatsiinoi diialnosti v konteksti postkryzovoho vidnovlennia ekonomiky Ukrainy” [Stimulating innovation activities in the context of post-crisis economic recovery in Ukraine]. Visnyk NADU pry Prezydentovi Ukrainy, no. 2 (2011): 145-152.

Yukhnovskyi, I. v. ”Derzhavne rehuliuvannia innovatsiino-investytsiinoi diialnosti ekonomiky Ukrainy” [State regulation of innovation and investment economy of Ukraine]. Ekonomika ta derzhava, no. 4 (2011): 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.