Научная статья на тему 'Механизм государственного регулирования и саморегулирования нефтеперерабатывающих корпоративных структур'

Механизм государственного регулирования и саморегулирования нефтеперерабатывающих корпоративных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / КОРПОРАЦИИ / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / CORPORATE FORMS OF BUSINESS / CORPORATE / OIL REFINING INDUSTRY / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC RELATIONS / STATE REGULATION / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кособуцкий Б.Е.

В статье рассмотрен механизм саморегулирования корпораций нефтеперерабатывающего комплекса, структура государственного мониторинга и контроля отрасли, направленных на повышение эффективности функционирования корпоративных форм хозяйствования. Предлагаются различные варианты совершенствования механизма взаимодействия государственных органов и корпоративных объединений нефтеперерабатывающего комплекса, с учетом социально-экономической значимости отрасли для экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF STATE REGULATION AND SELF-REGULATION OF CORPORATE STRUCTURES REFINERIES

The article describes the mechanism of self-regulation of corporations refinery complex, the structure of the state monitoring and control of the industry aimed at improving the efficiency of corporate management forms. Various options for improving the mechanism of interaction of state bodies and business associations refinery complex, taking into account the socio-economic importance of the sector to the economy

Текст научной работы на тему «Механизм государственного регулирования и саморегулирования нефтеперерабатывающих корпоративных структур»

УДК 338

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И

САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ КОРПОРАТИВНЫХ

СТРУКТУР

Кособуцкий Б.Е., аспирант кафедры «Экономика и управление на предприятии», НОУВПО «Национальный институт бизнеса»

В статье рассмотрен механизм саморегулирования корпораций нефтеперерабатывающего комплекса, структура государственного мониторинга и контроля отрасли, направленных на повышение эффективности функционирования корпоративных форм хозяйствования. Предлагаются различные варианты совершенствования механизма взаимодействия государственных органов и корпоративных объединений нефтеперерабатывающего комплекса, с учетом социально-экономической значимости отрасли для экономики страны.

Ключевые слова: корпоративные формы хозяйствования, корпорации, нефтеперерабатывающая промышленность, организационно-экономические отношения, государственное регулирование, налоговое стимулирование.

THE MECHANISM OF STATE REGULATION AND SELF-REGULATION OF CORPORATE STRUCTURES REFINERIES

Kosobutsky B., the post-graduate student, Economics and Enterprise Management chair, NSEIHPE «National Institute of Business»

The article describes the mechanism of self-regulation of corporations refinery complex, the structure of the state monitoring and control of the industry aimed at improving the efficiency of corporate management forms. Various options for improving the mechanism of interaction of state bodies and business associations refinery complex, taking into account the socio-economic importance of the sector to the economy.

Keywords: corporate forms of business, corporate, oil refining industry, organizational and economic relations, state regulation, tax incentives.

Основной задачей в повышении эффективности функционирования корпоративных интегрированных структур нефтеперерабатывающего комплексе является определение наиболее рационального варианта построения отношений, основанных на эффективном взаимодополняющем сочетании принципов саморегулирования и государственного регулирования рыночных отношений, с учетом уровня развития производительных сил, региональных, национальных особенностей и традиций.

В современных условиях хозяйствования при решении проблем развития корпоративных объединений в нефтеперерабатывающем комплексе особое внимание следует уделять разработке механизма рыночных отношений, который следует рассматривать как совокупность экономических, организационных, социальных отношений между субъектами комплекса, базирующихся на системе материальных и моральных интересов.

В экономической литературе выделяют три основных подхода к теории развития рыночных отношений:1

• неоклассическое, которое ориентируется на либерализацию рынка, свободное предпринимательство, ограничение государственного вмешательства в экономику и социальную сферу жизни общества;

• неокейсианское, ориентирующееся на государственное вмешательство в экономику и проведение активной экономической политики;

• институцианалистское, основанное на регулировании рыночных отношений при котором государство, корпорации и профсоюзы выступают в качестве инструментов регулирования рынка.

Анализ тенденций развития нефтеперерабатывающего комплекса страны показывает, что итогом применения первого направления стали крайне негативные последствия, как для нефтегазоперерабаты-вающей промышленности, так и для других секторов промышленности. Экономика страны оказалась в системном финансовом кризисе, проявившемся в растрате накопленного ранее производственного потенциала, в низкой оплате труда, резком снижении рентабельности производства.

В современных условиях низких темпов развития производительных сил, нарушения экономических и интегрированных связей, пренебрежение государственным регулированием в рыночных отношениях может привести к снижению эффективности развития промышленного комплекса страны.

Важность государственного регулирования подчеркнута в Законе РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах», Указе Президента РФ № 1 Смит. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М. - Со-цэкономлитература. 1962.

Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М. - Прогресс. 1978. Самуэль П., Нордхаус В, Экономика, (пер. с англ.). М.: 1993.

327 от 01.04.1995г. «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний», в Распоряжении Правительства РФ от 13.11. 09 №1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года».

Однако механизм государственного регулирования имеет серьезные недостатки, как при межотраслевых, так и внешнеэкономических отношениях, что является одной из острых проблем нефтеперерабатывающего комплекса - монополизма в сферах разведки, добычи, переработки, хранения и реализации сырой нефти и нефтепродуктов.

Рынок в условиях развития вертикальной интеграции нефтеперерабатывающий корпораций необходимо рассматривать: в системе общественного производства — как сферу товарного обмена между товаропроизводителями и потребителями; в хозяйственной деятельности — как организационно-экономические меры, направленные на реализацию нефти и нефтепродуктов к потребителю с получением от этого оптимального уровня прибыли.

По степени открытости функционирования принято разделять рынок на открытый и закрытый2.

Тенденции последних лет показывают, что перерабатывающие предприятия, а также объединения предприятий используют независимые каналы реализации, что особенно актуально для нефтеперерабатывающего комплекса, учитывая распределение рынка между ограниченным количеством вертикально-интегрированных компаний.

В системе рыночных отношений важно учитывать уровень цен при спросе и предложении. Предложение отражает количество товаров при данной цене, которые согласны произвести и предложить в продаже товаропроизводители. Спрос - совокупность требований на товар со стороны покупателя. Спрос и предложение находятся во взаимной связи в их единстве и стремлении к соответствию. Нарушение соответствия побуждает участников рынка к изменению пропорций производства и рыночных цен, восстановления тем самым равновесия между спросом и предложением.

В теории, цены на рынке под воздействием соотношения спроса и предложения отклоняются от стоимости товара. При повышении спроса над предложением рыночные цены на продукцию повышаются, при превышении предложения - понижаются. В случае соответствия спроса и предложения устанавливается равновесная цена. Следует отметить, что спрос и предложение регулирует только отклонение рыночной цены от стоимости, но не определяет саму стоимость, которая складывается в соответствии с уровнем общественно необходимых затрат труда.3

2 Нефтепереработка. Практический вводный курс: Учебное пособие / И.Б.Подвинцев - Долгопрудный: Издательский Дом "Интеллект", 2011. - 120 с.

3 Шутьков А.А. Проблемы социально-экономического развития промышленных предприятий, отраслей и комплексов. // НИБ. - 2014 - 18с.

Рис. 1. Взаимосвязь государственного регулирования и саморегулирования корпоративных объединений в нефтеперерабатывающей промышленности

Применительно к практике на цену оказывают влияние внешние факторы, связанные с: конкурентной борьбой; формированием внешнеэкономической политики государства; использованием механизма государственного регулирования экономических отношений через систему нормативно-правовых актов.

Рынки различаются по объектам купли-продажи, конкуренции и другим признакам. Взаимодействие основных составляющих рынка - спроса и предложения, цены равновесия - раскрывает его механизм. Противоположные интересы производителей и покупателей совпадают в цене равновесия. Увеличение спроса приводит к росту цены равновесия, увеличение предложения - снижает цену равновесия.

При организации деятельности вертикально-интегрированных объединений в нефтеперерабатывающем комплексе следует учитывать весь спектр организационных, экономических, политико-правовых, социальных и технологических факторов, воздействующих на экономику перерабатывающей промышленности.

Особое значение необходимо отдавать ценовому фактору, связанному с внешнеэкономическими отношениями, который носит жесткий конкурирующий характер, что приводит к ограниченной возможности для ведения расширенного воспроизводства.4

В повышении эффективности вертикальной интеграции в нефтеперерабатывающем комплексе важным является совершенствование форм государственного регулирования и саморегулирования экономических отношений.

Данный механизм должен основываться на взаимодействии государственных и хозяйственных органов управления корпоративных нефтеперерабатывающих объединений, с использованием экономических рычагов, направленных на решение задач: развития экономики нефтегазового комплекса; восстановления минерально-сырьевой базы; модернизации производственных мощностей; насыщения внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты; развития инновационных процессов (рис.1).

Государственное регулирование в условиях вертикальной интеграции в нефтеперерабатывающем комплексе предполагает использование следующих основных рычагов:

- ценообразование (установление защитных гарантированных цен);

- кредитование (льготы по кредитам, поддержка процентов по ссудам на материально-технические ресурсы);

- формирование бюджета (прямое бюджетное финансирование, поддержка лизинга, инвестиционные программы);

- налогообложение (регулирование налоговой нагрузки, введение новых налогов, льготы, дифференциация налогов);

- страхование (регулирование доли бюджетных средств в страховых платежах);

- оптимизация внешнеэкономических отношений (регулирование пошлин и квот при экспорте нефти, нефтепродуктов, импорте материально-технических ресурсов, услуг зарубежных партнеров).

Саморегулирование предполагает регламентирование и контроль

отношений корпоративных структур по вопросам: ценообразования; формирования договорных отношений; регулирования производственных и организационных отношений; оплаты и стимулирования труда; планирования объемов производства; инвестирования; модернизации; регулирования инновационных процессов.5

Потребность в государственном регулировании обусловлена, прежде всего, необходимостью решения проблем обеспечения внутренних потребностей экономики, отраслей промышленности и населения страны в высококачественных, отвечающих современным требованиям экологической безопасности, доступных нефтепродуктов через активизацию и развитие внутреннего производства. Высокая степень самообеспеченности страны качественными нефтепродуктами позволит стране стать финансово независимой от экспорта углеводородов путем активизации развития смежных отраслей народного хозяйства, создания внутри страны высокой добавленной стоимости, повышения технологического уровня отраслей промышленности.

Таким образом, необходимость развития механизма государственного регулирования определяется стратегической ролью нефтеперерабатывающего комплекса в рамках социально-экономического развития России.

Основными факторами, сдерживающими развитие механизма государственного регулирования и саморегулирования в нефтеперерабатывающем комплексе являются: монополизация рынка нефти и нефтепродуктов крупнейшими корпоративными формами хозяйствования; наличие барьеров для входа потенциальных конкурентов на рынок; сокращение числа самостоятельных, независимых участников; несовершенство законодательства; отсутствие мер по поддержке малых и средних предприятий; отсутствие информационной прозрачности хозяйственной деятельности субъектов рынка.

Анализ тенденций развития вертикально-интегрированных нефтеперерабатывающих объединений в нашей стране и зарубежных странах свидетельствует о необходимости соблюдения следующих основных направлений государственного регулирования:

1) ценовое регулирование, ориентированное на повышение уровня ценового контроля, объединяющего два направления: внутриэкономическое и внешнеэкономическое. Внутриэкономи-ческое - вызывает необходимость предусматривать защиту самостоятельных и независимых нефтеперерабатывающих компаний от крупных монополий в лице корпораций. Внешнеэкономическое - должно обеспечивать экономически обоснованное регулирование экспортно-импортных операций для защиты внутреннего рынка и стимулирования деятельности отечественных производителей;

2) программное регулирование, основанное на разработке целевых комплексных программ по развитию наиболее важных отраслей нефтеперерабатывающего комплекса на основе активизации инновационных процессов, модернизации производственных мощностей. Программы могут быть различных видов: государственные, направленные на реализацию стратегических вопросов развития нефтеперерабатывающей отрасли; региональные, содержащие комплекс мер по развитию нефтепереработки в республиках, краях,

4 Салчева С.С., Шилова Н.Н. Оценка социально-экономической эффективности инвестиций в процессы вторичной переработки нефти / С.С. Салчева, Н.Н. Шилова // Наука и бизнес: пути развития - 2015. - №1(43). - С. 56-59.

5 Шутьков А.А. Воспроизводственные процессы: пути их активизации. // Вестник Национального института бизнеса. М., НИБ, Вып. 17. - 2012. - С.258-266.

Таблица 1. Структура себестоимости нефтеперерабатывающей промышленности, % 6

Годы Все затраты в том числе

Материальные затраты, всего Затраты на оплату труда Отчисления на социальные нужды Амортизационные отчисления Прочие затраты

2000 100 71,4 8,5 3,4 3,3 13,4

2005 100 60,2 2,1 0,4 1 36,3

2010 100 72,8 10,3 2,3 3,2 11,4

2014 100 69,6 9,2 2,5 3,6 15,1

областях; межотраслевые, регулирующие важнейшие сферы интеграции; отраслевые, направленные на решение проблем отрасли;

3) бюджетная поддержка, предусматривающая выделение средств на модернизацию производства через систему экономических рычагов: регулирование ценового механизма, систему кредитования и страхования, другие рычаги.

Важным рычагом государственного регулирования является механизм ценообразования, который позволял устанавливать оптимальные цены на внутреннем рынке.

Необходима корректировка Энергетической стратегии России на период до 2030 года в части формирования и уточнения системы ценообразования, прежде всего в экономических отношениях, способствующих развитию реального сектора экономики страны.

Упрощенное понимание рынка, отход государства от экономически обоснованного регулирования цен, свобода в определении цен корпоративных нефтеперерабатывающих структур привели к тому, что неинтегрированные компании, не имея достаточных собственных производственных мощностей для переработки сырой нефти, вынуждены продавать значительную часть нефтяного сырья на внутреннем рынке по заниженным ценам, либо взаимодействовать с корпорациями и осуществлять переработку на условиях и по ценам, диктуемым интегрированными компаниями.

Существенной проблемой является ценообразование в вопросах доступа малых перерабатывающих компаний к инфраструктуре нефтеперерабатывающего комплекса, принадлежащей корпорациям, либо относящейся к магистральным сетям систем «Транснефть» и «Газпром». Государство не регулирует данный вопрос, тогда как компании, не имеющие собственной развитой инфраструктуры, не могут эффективно функционировать с учетом дискриминационных цен, либо в связи с отказом в представлении им производственных мощностей.

Требуется корректировка в регулировании ценообразования между участниками вертикально-интегрированных корпоративных структур. Управляющие компании часто формируют цены на сырье, материально-технические ресурсы, не увязывая их с рыночными ценами, которые зачастую оказываются значительно ниже внутренних. Кроме того, предприятия входящие в структуру корпораций ограничены в выборе независимых поставщиков и подрядчиков, способных предложить более выгодные условия обеспечения необходимыми ресурсами.

Анализ структуры себестоимости нефтеперерабатывающей отрасли показывает высокую долю материальных затрат, что подтверждает необходимость государственного регулирования ценообразования на материально-технические ресурсы в указанном комплексе.

По данным Росстата доля материальных затрат в нефтепереработке в структуре себестоимости продукции в период 2000-2014 гг. существенно превышает иные статьи и не опускается ниже 60%. При этом при этом затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и амортизационные отчисления имеют крайне низкие показатели (табл. 1).

В результате либерализации цен, наличии серьезных недостатков в системе их государственного регулирования сложилась ситуация, когда цены на горюче-смазочные материалы для реального сектора экономики и населения оказались слишком высокими.

Отметим, что равновесная цена без государственного регулирования не может способствовать оптимизации отношений внутри рынка нефти и нефтепродуктов, а также его взаимодействию с другими отраслями национальной экономики. Регулирование цен - это объективный процесс, основанный на определенных законах экономики. Этот процесс не противоречит социально ориентированной рыночной экономики.

6 Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2016. - 543 с. Россия в цифрах. 2012: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2012. - 573 с. Россия в цифрах. 2007: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2007. - 494 с. Россия в цифрах. 2003: Крат.стат.сб./Госкомстат России. - М., 2003. - 398 с.

Рыночная цена должна складываться из трех компонентов: нормативной себестоимости, нормы прибыли и дополнительной прибыли, определенной спросом и предложением. Если спрос превышает предложение, дополнительная прибыль в цене возрастает, в случае если предложение превышает спрос - прибыль в цене снижается. В условиях либерализации рыночных отношений, ухода государства от экономически обоснованного регулирования ценовой политики корпоративных нефтеперерабатывающих структур оказалось невозможным создание социально ориентированного рыночного механизма.

В конкурентной среде ценообразование на внутреннем рынке происходит под влиянием трех таких важных факторов как: спрос и предложение, себестоимость производства.

Основными направлениями ценового регулирования следует считать:

1. Оптимизацию механизма ценообразования корпораций по предоставлению собственных производственных мощностей для переработки нефти сторонним независимым компаниям;

2. Совершенствование цен между участниками вертикально-интегрированных объединений для модернизации производства, обеспечения материально-техническими ресурсами и услугами на всех стадиях технологической цепочки;

3. Создание системы защиты внутренних цен для отечественных товаропроизводителей через регулирование таможенных пошлин, квот и других экономических рычагов;

4. Формирование системы защиты цен на ГСМ для населения.

Помимо механизма ценообразования важной мерой государственного регулирования в нефтеперерабатывающем комплексе является корректировка налоговой системы, оказывающей значительное влияние на структуру себестоимости продукции, переработку нефти, на рентабельность перерабатывающих нефтяных компаний.

Посредством системы налогообложения государство должно осуществлять справедливое изъятие и распределение природной ренты, создаваемой в нефтеперерабатывающем комплексе. Целевое и экономически обоснованное использование бюджетных средств, поступающих от рентных налогов и платежей должно способствовать открытию новых месторождений, внедрению прогрессивных технологий добычи сырой нефти и ее переработки — в конечном счете, обеспечивать не только сохранность, но и наращивание рентного потенциала страны. Поскольку природная рента является общенародным достоянием, то и ее использование должно быть направлено, также, на достижение социально значимых целей.

Государством принимаются меры по регулированию налоговой системы. В 2015 году ставка НДПИ составила 766 руб. на тонну нефтяного сырья (919 руб. с 2017 года)7. Более половины себестоимости продукции нефтеперерабатывающих компаний составляют налого-вые отчисления, такие как экспортные по-шлины и НДПИ, ставки которых зависят от цен на нефть на мировом рынке. Соответственно, при росте цены на нефть растут и налоговые отчисления.

Таким образом, для обеспечения эффективного развития корпоративных структур в нефтеперерабатывающем комплексе и других хозяйствующих субъектов реального сектора экономики в качестве основных мер государственного регулирования необходимо:

- обеспечить в законодательном порядке приоритет изъятия дифференциальной природной ренты перед другими формами налогообложения недропользования;

- законодательно установить использование мировых цен на нефть только в механизме расчета вывозной пошлины на нефть; исключить из формулы расчета вывозных пошлин на нефть цену на нефть на внутреннем рынке; отменить использование мировых цен на нефть при расчете НДПИ;

7 Г. Выгон, А. Рубцов, С. Клубков, С. Ежов. // Налоговая реформа нефтяной отрасли: основные развилки. / УУООМ СгеиШпд. - Июль 2015. - мшл/удоп. consulting.ru.

- разработать правовые основы для внедрения рентных принципов налогообложения, позволяющих учитывать различие географических, горно-геологических, социально-экономических и иных условий разработки месторождений;

- разработать механизм изъятия природной ренты в доход государственного бюджета путем введения прогрессивного налога на сверхприбыль;

- внедрить дифференцированные ставки НДПИ для низкоде-битных и мелких скважин;

- включение расходов на НИОКР в себестоимость продукции и исключение из налогооблагаемой базы части прибыли, направляемой на модернизацию производства, освоение новой техники, обучение кадров;

- внедрить экономически обоснованное регулирование экспортных отношений через таможенные пошлины, с целью ухода от практики использования пошлин как фискального инструмента государственной политики и возврат к системе пошлин как оперативному регулятору внешнеэкономической деятельности и защиты внутреннего рынка;

- ввести экологические налоги — платежи за загрязнение окружающей среды;

- оптимизировать меры по предоставлению льгот корпорациям;

- предусмотреть и обеспечить преимущественно целевой характер использования бюджетных средств, поступающих от рентных налогов и платежей прежде всего на модернизацию производства;

- предусмотреть механизмы поощрения осуществляемых работ и проектов, которые способствуют открытию новых месторождений, внедрению прогрессивных технологий добычи и переработки нефти, пропорционально их вкладу в увеличение общей массы дифференциальной ренты.

Литература:

1. Выгон Г., Рубцов А., Клубков С., Ежов С. // Налоговая реформа нефтяной отрасли: основные развилки. / VYGON Consulting. - Июль 2015. - www.vygon.consulting.ru.

2. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М. - Прогресс. 1978.

3. Нефтепереработка. Практический вводный курс: Учебное пособие / И.Б.Подвинцев - Долгопрудный: Издательский Дом "Интеллект", 2011. - 120 с.

4. Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2016. - 543 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия в цифрах. 2012: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2012. - 573 с.

Россия в цифрах. 2007: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2007. - 494 с.

Россия в цифрах. 2003: Крат.стат.сб./Госкомстат России.- M.,

2003. - 398с.

5. Смит. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М. - Соцэкономлитература. 1962.

6. Самуэль П., Нордхаус В, Экономика, (пер. с англ.). М.: 1993.

7. Салчева С.С., Шилова Н.Н. Оценка социально - экономической эффектив-ности инвестиций в процессы вторичной переработки нефти / С.С. Салчева, Н.Н. Шило-ва // Наука и бизнес: пути развития - 2015. - №1(43). - С. 56-59.

8. Шутьков А.А. Проблемы социально-экономического развития промышленных предприятий, отраслей и комплексов. // НИБ. - 2014 - 18с.

9. Шутьков А.А. Воспроизводственные процессы: пути их активизации. // Вестник Национального института бизнеса. М., НИБ, Вып. 17. - 2012. - С.258-266.

УДК: 332.14

СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ СЕВЕРО -ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Пак Х.С., д.э.н., профессор, Санкт - Петербургский академический университет Ушакова Е.В., к.э.н., доцент, Санкт - Петербургский академический университет Большаков Р.В., к.э.н., доцент, АНО ВО «Смольный институт российской академии образования»

Статья посвящена исследованию состояния экономического потенциала субъектов РФ Северо - Западного федерального округа.

Ключевые слова: экономический потенциал, регионы, округ, показатели экономического состояния региона.

STATUS OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF REGIONS OF THE NORTH - WEST

FEDERAL DISTRICT

Pakh Kh., Doctor of Economics, professor, St Petersburg Academic University Ushakova E., Ph.D., assistant professor, St Petersburg Academic University Bolshakov R., Ph.D., assistant professor, ANE HE « Smolny Institute of the Russian Academy of Education »

The article investigates the state of the economic potential of the Russian Federation subjects of the North - West Federal District.

Keywords: economic potential, the regions, the county, the state of economic indicators in the region.

Экономический потенциал территории измеряется численностью трудовых ресурсов и их профессионализмом, мощностью промышленных и строительных организаций, предприятий сельского хозяйства, пропускной способность транспортных магистралей и наличием транспортных и логистических комплексов, достижениями научно - технического прогресса, объемами залежей полезных ископаемых, т. е. составляющими национального богатства территории.

Экономический потенциал является основой безопасности страны и повышения качества жизни населения территории.

Рассмотрим показатели состояния экономического потенциала регионов Северо - Западного федерального округа в таблице 1.

На долю СЗФО приходится 9,5% населения и 9,9% территории страны.

Оборот организаций СЗФО - составил 12,5 трлн.рублей в 2013году.

ИПП по основным видам экономической деятельности составил 99,2% в 2013 г по сравнению с 2012 годом.

В общем объеме производства продукции сельского хозяйства

страны удельный вес СЗФО - 4,4% в 2013 году.

Оборот розничной торговли в 2013 году - 2161,4 млрд.рублей или 103,8% к уровню 2012 года.

ИПЦ в 2013 году на продовольственные товары вырос, в частности, на продовольственные - на 7,7%, непродовольственные - на 4,7%, услуги - на 7,7% по сравнению с 2012 годом.

Оборот оптовой торговли организаций составил 3,3 трлн.рублей в анализируемом периоде или 120,9 % к уровню 2012 года.

Внешнеторговый оборот в 2013 году : экспорт - 39,2 млрд. долларов США, импорт - 41,5 млрд.долларов США - отрицательное торговое сальдо.

В 2013 году в СЗФО снизился объем инвестиций в основной капитал на 22,9 % по сравнению с 2012 годом и составил 1198,4 млрд.рублей.

В общем объеме инвестиций России доля округа - 9 %.

Доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов Северо-Западного федерального округа в 2013году составили соответственно - 904,9 млрд.рублей и 948,9 млрд.рублей. Дефицит бюджета - 44 млрд.рублей. Объем налоговых поступлений и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.