Научная статья на тему 'Механизм государственного регулирования деятельности личных подсобных хозяйств населения'

Механизм государственного регулирования деятельности личных подсобных хозяйств населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЛПХ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ. / AGROINDUSTRIAL COMPLEX (AIC) / PERSONAL SUBSIDIARY PLOTS (PSP) / OMSK REGION / PRIVATE FARMS / STATE REGULATION MECHANISM / INFRASTRUCTURE / TRANSACTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинич Любовь Владимировна

Статья посвящена концепции эффективного функционирования личных подсобных хозяйств в АПК региона. Определены задачи и основные составляющие организационно-экономического механизма государственного регулирования деятельности ЛПХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF STATE REGULATION OF PERSONAL SUBSIDIARY PLOTS OF THE POPULATION

The paper is devoted to the concept of effective functioning of personal subsidiary plots in the regional AIC. The main purposes and components of the organizational and economic mechanism of PSP activities state regulation are determined.

Текст научной работы на тему «Механизм государственного регулирования деятельности личных подсобных хозяйств населения»

Механизм государственного регулирования деятельности личных подсобных хозяйств населения

Л.В. Зинин, аспирантка, Институт экономики и финансов Омского ГАУ

Личные подсобные хозяйства имеют большое значение для развития агропромышленного комплекса России в целом и каждого региона в частности. Именно этот сектор экономики является гарантом обеспечения продовольственной безопасности регионов, стабилизации социальной сферы на селе.

Современный этап развития хозяйств населения характеризуется низким уровнем производственно-экономического потенциала и результатов деятельности, отсутствием необходимой производственной инфраструктуры, высокой зависимостью от государственной помощи и конъюнктуры рынка. Применяемые государством механизмы поддержки деятельности ЛПХ основаны на едином подходе к хозяйствам с разными результатами деятельности и не стимулируют их развитие. В этой связи существенным фактором, способствующим становлению и эффективному функционированию личных подсобных хозяйств как полноправных участников агропродовольственного рынка, является создание единой региональной концепции развития. Данная концепция представляет собой систему базовых принципов, основных решений и стратегических подходов, в совокупности позволяющих органам государственной власти и общественным организациям эффективно участвовать в развитии деятельности хозяйств населения в региональном АПК.

Цель концепции эффективного функционирования личных подсобных хозяйств в АПК региона — обеспечение благоприятного инвестиционного и финансового климата для формирования конкурентных преимуществ хозяйств населения; использование производственного, научного, кадрового, природного потенциала области с максимальным эффектом, увеличение вклада личных подсобных хозяйств в производство продукции; повышение занятости сельского населения.

В рамках реализации поставленной цели решаются организационно-экономические, административные и социальные задачи.

Исследование личных подсобных хозяйств в Омской области позволило сформулировать основные составляющие механизма государственного регулирования деятельности данного сектора (рис. 1).

1. Политика органов государственной власти.

Поддержка агропродовольственного рынка — сложный процесс, требующий наличия целостной системы управления и охватывающий все уровни власти [1].

Поскольку от политического обеспечения эффективной реализации стратегических направлений зависит результат развития сектора малых форм хозяйствования, органы региональной государственной власти должны сосредоточить свои усилия по направлениям:

— разработка и реализация программ и планов развития деятельности хозяйств населения;

— предоставление комплексной и оперативной информации о перспективных планах и программах регионального развития;

— обеспечение функционирования канала обратной связи при подготовке проектов нормативных актов, регулирующих деятельность личных подсобных хозяйств;

— обеспечение активного сотрудничества всех институтов агропродовольственного рынка;

— обеспечение защиты интересов личных подсобных хозяйств во всех сферах;

— привлечение средств федерального бюджета для развития сектора малых форм хозяйствования в АПК региона.

Реализация системы мер по поддержке деятельности хозяйств населения в АПК является важным элементом всей государственной политики. Основная цель — осуществление государственной поддержки и регулирование деятельности личных подсобных хозяйств реализуется в рамках шагов: выработки системы мер (на основе итогов мониторинга и информации так называемого обратного канала связи), ведущей к внутренней логистике внутри государственного аппарата, а затем, через создание законодательных и нормативных актов федерального и регионального уровней, регулирующих весь спектр взаимодействия рыночных субъектов, — к внешней логистике, направленной к непосредственному получателю — хозяйствам населения.

2. Поддержка отраслевой концентрации. В основе данного направления находятся принципы кластерной политики, которые состоят в следующем:

— использовании синергического эффекта взаимодействия субъектов агропродовольствен-ного рынка;

— использовании мирового опыта;

Задачи государственного регулирования

X

Организационно-экономические

- увеличение объёмов и качественных показателей производства;

- стимулирование развития инновационных процессов; активизация инвестиционной деятельности;

- развитие системы страхования и кредитования;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- развитие сети информационноконсультационных услуг в регионе; оптимизация системы налогообложения;

развитие системы подготовки и переподготовки кадров

I

Административные

совершенствование

нормативно-правовой

базы;

формирование единой информационной базы по сектору ЛПХ в АПК Омской области и создание системы мониторинга их деятельности; развитие процессов взаимодействия на региональном агропродовольственном рынке

Социальные

снижение уровня безработицы и увеличение занятости на селе;

максимальное удовлетворение потребностей населения области в продуктах питания и различного спектра услуг

Политика органов государственной власти

Развитие Развитие

кластера управлен-

хозяйств ческого

населения аутсорсинга

Увеличение количества субъектов инфраструктуры

Финансовая поддержка субъектов инфраструктуры и хозяйств населения

Рис. 1 — Организационно-экономический механизм государственного регулирования

деятельности хозяйств населения

— содействии развитию хозяйственной самостоятельности производителей;

— поощрении инновационной деятельности;

— взаимодействии различных программ правительственных органов.

Основными противоречиями в сфере роста

отраслевой концентрации являются: нехватка квалифицированных ресурсов, слабое развитие институтов инфраструктуры и т.д. В связи с этим необходимо обеспечить стимулирование инвестиционных процессов в развитие технологий и человеческий капитал.

3. Развитие институтов инфраструктуры.

Инфраструктура малых форм хозяйствования

— это комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование субъектов агропродовольственного рынка, выполняющих функции посредников или берущих на себя решение вспомогательных задач воспроизводственного процесса и товарно-денежного оборота. Приоритетная роль инфраструктуры объясняется тем, что она не только создаёт дополнительные рабочие места, но и способствует росту экономической активности населения, позволяет значительно сокращать фондоёмкость и трудоёмкость продукции хозяйств, увеличивать доходы и налоговые поступления государства.

Можно выделить два основных направления развития инфраструктуры, обслуживающей ЛПХ.

1. Увеличение количества субъектов инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства.

В связи с тем, что дислокация предприятий по снабжению населения кормами, семенами, скотом, запчастями, техникой и др., кредитному и информационному обслуживанию неоднородна по районам области, это приводит к удорожанию производственных и других услуг.

Увеличение количества предоставляемых услуг населению сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, наличие в каждом районе станций технического обслуживания, МТС, транспортных и строительных предприятий позволит удовлетворить спрос и сократить трансакционные издержки, связанные с поиском поставщиков услуг

Увеличение в сельской местности закупочных пунктов позволит дополнительно охватить закупками продукцию личных подсобных хозяйств в большинстве населённых пунктов, что увеличит производство сельскохозяйственной продукции в данной категории хозяйств.

Создание филиалов банков ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «ОПСБ «ИНВЕСТСБЕРБАНК» в каждом районе области позволит увеличить доступность получения кредитов.

Развитие информационного и юридического обслуживания и создание районных информационных центров сократит трансакционные издержки хозяйств и повысит эффективность производства.

2. Ведение мониторинга развития инфраструктуры.

Основными задачами мониторинга являются: организация наблюдения — получение достоверной и объективной информации о деятельности ЛПХ сельского населения; оценка и системный анализ получаемой информации; обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий и учреждений, граждан информацией, полученной при осу-

ществлении мониторинга; разработка прогнозов развития; подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения соответствующих органов управления и власти.

В направлении развития производственной инфраструктуры Омской области можно выделить следующие меры поддержки: 1) развитие животноводческой отрасли (формирование племенной базы, стимулирование приобретения племенного скота, строительства животноводческих ферм, организация ветеринарного обслуживания); 2) стимулирование приобретения сельскохозяйственной техники, предоставление населению в лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования; 3) содействие в создании сети потребительских кооперативов; 4) поддержка субъектов инфраструктуры в обеспечении производственными, складскими, офисными и иными нежилыми помещениями.

К основным мерам поддержки торговой инфраструктуры относятся: организация сети закупочных пунктов в сельской местности; создание сети сбытовых потребительских кооперативов; развитие работы губернской ярмарки на действующих рынках и открытие ярмарок в районных центрах области; проведение выставок-ярмарок сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ.

Для развития финансово-кредитной и страховой инфраструктуры необходимы: упрощение процедуры получения кредитов и субсидий; развитие страховых услуг и их доступности для населения; налоговые и другие льготы.

Меры поддержки информационной инфраструктуры: 1) развитие информационноконсультационных центров, основной деятельностью которых является обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей актуальной информацией и оперативное консультирование по наиболее важным направлениям сельскохозяйственного производства; 2) оказание гражданам, ведущим ЛПХ, информационноконсультативной помощи работниками Министерства сельского хозяйства и продовольствия, сельских администраций; 3) распространение через средства массовой информации передового опыта ведения ЛПХ; 4) проведение по итогам года соревнования среди муниципальных районов и сельских поселений на лучшие показатели в работе с личными подсобными хозяйствами; 5) проведение семинаров сотрудниками банков, осуществляющих кредитование ЛПХ.

Для развития инфраструктуры правового обслуживания необходимо: 1) создание федеральных, региональных целевых программ развития обслуживающей инфраструктуры; 2) создание муниципальных программ развития обслуживающей инфраструктуры; 3) создание и развитие

системы правовой защиты и поддержки субъектов обслуживающей инфраструктуры и ЛПХ.

Основные меры поддержки кадровой инфраструктуры: 1) повышение квалификации граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;

2) повышение квалификации сотрудников, работающих в организациях, обслуживающих ЛПХ;

3) доступность программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере обслуживания ЛПХ; 4) реализация мероприятий по привлечению трудовых ресурсов из города в сельскую местность.

В целом следует отметить, что в перспективе очень важно обеспечить хозяйства населения всеми видами ресурсов и услуг. Присутствие в каждом из районов Омской области филиалов предприятий всех сфер обслуживания позволит повысить эффективность деятельности личных подсобных хозяйств, сократить трансакционные издержки их деятельности.

4. Повышение эффективности деятельности хозяйств населения

Внедрение новых интенсивных, ресурсосберегающих, высокоточных и почвозащитных технологий даёт возможность существенно повысить урожай зерновых, продуктивность ферм и производительность в целом, снизить потери, повысить качество продукции и при этом уменьшить расход топлива, семян, химических средств защиты и удобрений.

Обеспечение роста урожайности при равном уровне затрат путём использования ресурсосберегающих технологий, комплексов машин и оборудования, создания хорошо организованной сети технического сервиса, изменения структуры тракторного парка.

При полном освоении паро-зерновых сево-

оборотов в степной и южной лесостепной зонах можно возделывать с использованием нулевой обработки почвы до 20% зерновых, высеваемых в этих зонах. Экономический эффект от данных мероприятий достигается за счёт экономии дизельного топлива, расхода семян и других материальных ресурсов.

Несмотря на сложность самостоятельного решения вопросов повышения интенсивности производства, изложенные методы в целом для сектора личных подсобных хозяйств являются доступными. Так, в рамках программы поддержки личных подсобных хозяйств в Омской области до 2010 г. планируется произвести финансирование личных подсобных хозяйств в объёме до 51,53 млн. руб.

5. Оптимизация трансакционных издержек. Данное направление развития деятельности хозяйств населения в АПК Омской области является одновременно и следствием всех реализуемых программ, поскольку данные мероприятия позволяют снижать уровень трансакционных издержек хозяйствующих субъектов. Так, развитая система рыночной информации способствует повышению эффективности деятельности хозяйств населения. Оперативная и достоверная информация о рыночных процессах позволяет сформировать оптимальный канал товародвижения, получить до 30% дополнительной выручки, сократить количественные и качественные потери продукции при перевозке, хранении и реализации продукции [2].

Литература

1. Беспахотный Г.В., Барышников Н.Г., Кошолкина Л.А. Государственная поддержка сельского хозяйства (анализ действующей системы и обоснование ее изменений). М.: ВНИЭТУСХ, 2006. 177 с.

2. Стукач В.Ф. Управление трансакционными издержками // АПК: экономика, управление. 2006. № 3. С. 18—20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.