Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 167-169. DOI: 10.17223/15617793/399/28
УДК 343.953
В.Л. Юань
МЕХАНИЗМ ГОМЕОСТАЗА В СИСТЕМЕ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Механизм гомеостаза применителен не только к физиологии, но и к психологии личности. С момента рождения человек вынужден приспосабливаться к условиям окружающей среды, избирая наиболее удобный способ взаимодействия с ней. Этот способ реализуется все чаще, повторяясь и становясь привычным для личности, закладываясь в основу системы ее взаимоотношений с окружающей средой, определяя жизненный сценарий, который будет реализовываться им с учетом такой системы.
Ключевые слова: подготовка к допросу; личность; допрашиваемый; биографический метод; гомеостаз; адаптация; биография.
Криминалистическое исследование личности допрашиваемого связано с необходимостью обеспечения эффективности подготовки и достижения целей допроса, одновременно с этим оно сопряжено с рядом трудностей, которые проявляются в процессе ее реализации.
При множестве различных подходов, с позиции которых рекомендуется проводить криминалистическое исследование личности допрашиваемого, в криминалистической науке имеется единство понимания того, что, во-первых, личность допрашиваемого криминалистически целесообразно изучать, во-вторых, личность допрашиваемого поддается изучению и, в-третьих, чем в более полном объеме личность допрашиваемого изучена, тем больше возможностей при подготовке к ее допросу и тем выше вероятность того, что криминалистически значимые задачи и цели будут решены и достигнуты.
Обратим внимание на второй пункт, согласно которому личность допрашиваемого является познаваемой и она поддается изучению при имеющихся в современной науке научных методах познания.
Существующие в распоряжении психологической, криминалистической и ряде других наук о человеке сведения дают возможность утверждать, что личность подчиняется определенным закономерностям и знание этих закономерностей позволяет познавать личность, выстраивая сведения о ней в систему.
Из биологической науки и физиологии известно, что для существования любого живого организма необходима энергия. Всякая энергия исчерпывается, потребляясь и расходуясь, на поддержание существования живого организма. Чтобы восполнить израсходованные запасы энергии, ее необходимо потреблять. Использование энергии живыми организмами связано с потреблением органических веществ и соединений, которое известно всем как процесс питания.
Человек является живым организмом, что обоснованно распространяет на него обозначенную закономерность.
Говоря о психологической составляющей человека, т.е. о его личности, нельзя не сказать о ее связи с физиологической составляющей. По существу, первичной функцией, которую личность исполняет по отношению к организму, является обслуживание его потребностей и поддержание его состояния на уровне, допускающем существование. Остальные функции
уже следуют за ней, поскольку иначе человек постоянно стремился бы реализовать свой творческий потенциал, познавать и самовыражаться, игнорируя базовые физиологические потребности: голод, нужду и сон, что в конечном итоге привело бы к расстройству его здоровья, падению работоспособности и гибели.
Данное утверждение подтверждается тем фактом, что вне тела личность не существует.
С самого рождения личность приобретает навыки выживания в окружающей среде, поскольку это продиктовано жизненной необходимостью.
Механизмом, который позволяет сбалансировать человеческие возможности и потенциал с факторами окружающей среды, является гомеостаз. Его существование обусловлено рядом следующих закономерностей:
1. Существование живого организма без энергии невозможно.
2. Энергия расходуется на поддержание жизни организма.
3. Дефицит энергии приводит к проблемам и расстройствам здоровья, а впоследствии к необратимой утрате жизнеспособности живым организмом.
4. Восполнение энергии требует поиска, добычи и потребления ресурсов, которые способны эту энергию восстанавливать.
5. В условиях ограниченности ресурсов (их объем может варьироваться и зависит от окружающей среды, в которой проживает человек, что, однако, не делает их запасы неисчерпаемыми), непрерывного расхода энергии (энергия расходуется постоянно, вопрос лишь в скорости процесса расхода) с течением времени требуется оптимизация процесса поиска, добычи и потребления ресурсов, которые являются источниками энергии, необходимой для существования живого организма.
Проблема оптимизации решена эволюцией человека посредством наличия у него механизма гомеостаза. С момента рождения и в процессе развития человек имеет генетическую предрасположенность к определенной совокупности того или иного вида деятельности.
Именно по этой причине уже в детстве разница в способностях у детей очевидна: у одних проявляется склонность к музыке, у других - к работе с мелкими предметами, у третьих - к рисованию и т.д. Процесс развития и взросления сопровождается осознанием
167
человеком своих возможностей для их реализации. С учетом факторов окружающей среды он развивается так, что у него формируется совокупность привычек достигать удовлетворения своих потребностей тем или иным способом, обеспечивая свою жизнеспособность.
Общество является наиболее распространенной средой, в которой рождается, развивается и проживает человек. Члены общества потенциально способны влиять на удовлетворение человеком своих потребностей и обеспечение существования. Подобное может, в разной степени, как способствовать реализации им привычного образа жизни и взаимодействия с обществом, так и противоречить.
За примером можно обратиться к традиционной семье, где есть ребенок младенческого возраста.
В младенчестве дети не обладают навыком речи, физически еще не способны обеспечить себе выживание и зависимы от членов общества. Чаще всего это родители и другие родственники ребенка.
Является бесспорным факт, что вне общества новорожденный имеет незначительные шансы на выживание. Чтобы сообщить о необходимой потребности, он использует крики, плач и различные звуки.
В процессе развития ребенок учится самостоятельно говорить, двигаться, приобретая навыки, необходимые для самостоятельного выживания. При этом формируется его индивидуальность, выражающаяся в походке, движениях, голосе и особенностях его речи [1. С. 159]. Вместе с тем, даже освоив речь, он все равно будет периодически прибегать к эффективному ранее способу общения - крику, плачу и т.д. Особенно, когда ему в чем-то отказывают, ограничивают или что-то запрещают.
В дальнейшем способы взаимодействия человека с внешним миром становятся привычными из-за периодических повторов. Именно они становятся оптимальными, характерными и, чаще всего наименее энергозатратными для личности, в разной степени проявляясь в ее биографии. Обретение новых эффективных форм взаимодействия является непривычным, более того, на их приобретение и отработку также требуется энергия. К примеру, некоторые факты из биографии личности могут оказать значительное влияние на ее поведение при допросе. Из вышесказанного следует, что из всех доступных личности жизненных сценариев будет реализовываться отражающий наиболее привычные способы существования в окружающей среде.
Таким образом, гомеостаз проявляется в жизненном сценарии личности человека как наиболее привычный для него способ взаимодействия с окружающей средой и людьми, обеспечения жизнеспособности и выживания посредством достижения целостности, стабильности и удовлетворенности физиологических и психологических потребностей.
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию проведения опроса среди работающих граждан о сохранении, увеличении или уменьшении размера заработной платы без изменений условии, места и характера работы. Располагая достаточными знаниями о закономерностях осуществления личностью своей
жизнедеятельности, ее организации, можно с уверенностью утверждать, что подавляющее большинство согласилось бы увеличить размер своей зарплаты. В большинстве случаев такой вариант ответа согласуется с психологической стабильностью людей. Очевидность результата предполагаемого опроса вытекает из того, что деньги являются универсальным ресурсом, легко конвертируемым в любое благо, которое удовлетворяет как физиологические, так и психологические потребности человека.
Другим примером может служить нежелание большинства жителей крупных мегаполисов жить в деревне, где им понадобится приобретать навыки ухода за скотом, растениями и огородом. Упомянутых навыков у горожан нет в силу отсутствия подобной необходимости в условиях проживания в крупном мегаполисе: окружающая среда выдвигает своим обитателям совершенно иные требования. Данный пример не относится к тем, кто имеет свой дачный участок или в прошлом проживал в деревне.
Центральным источником информации о личности допрашиваемого является его биография.
Основным преимуществом биографии по сравнению с другими источниками криминалистически значимой информации о личности допрашиваемого являются наибольшая целостность, хронологическая структурированность и, как следствие, системность отраженных в ней сведений. Биография фиксирует основные векторы развития личности допрашиваемого, позволяя выявить причинно-следственные связи между его решениями в определенных жизненных моментах, событиями и его реакциями на них, отражение тех или иных факторов окружающей среды, обстоятельств, ситуаций в организации им своей жизнедеятельности.
Все это создает необходимые условия для исследования генезиса личности допрашиваемого, привычной для него системы взаимоотношений, понимания и взаимодействия с окружающим миром и с людьми, а также характерного для него способа организации своей жизнедеятельности.
Наиболее эффективным методом криминалистического исследования личности допрашиваемого является биографический. Данный метод позволяет работать с биографическими фактами, систематизировать их, анализировать, выявляя закономерности и причинно-следственные связи между ними и, что самое важное, отвечать на вопрос: «Какие свойства личности предопределили данный выбор?» [2. C. 168]. Являясь целой системой, в которой не только содержится набор данных о личности допрашиваемого, но еще и отражены закономерности проявления механизма гомеостаза, адаптации и организации своей жизнедеятельности для решения криминалистических задач и достижения криминалистически значимых целей, обозначенный метод имеет значительное преимущество перед другими методам криминалистического исследования личности допрашиваемого.
Постулируемое утверждение базируется на имеющихся у биографического метода преимуществах и недостатках: несмотря на ощутимый объем данных о
168
личности допрашиваемого, вероятности их полного или частичного искажения и (или) утраты и ряда других сложностей, именно этот метод в большей степени дает целостную картину о генезисе личности допрашиваемого.
В современной криминалистической науке биографический метод изучен в недостаточной степени, несмотря на то, что еще в советское время профессор Н.Т. Ведерников неоднократно писал о нем [3. С. 240].
Биографический факт, после которого условия жизни личности допрашиваемого существенно изменяются (выбор места обучения, места жительства, места работы, брак, развод, совершение общественно значимых действий, вступление в различные организации и т. п.), представляет наибольший интерес. Выстроив в систему подобные моменты, можно выявить закономерности функционирования механизма гомеостаза применительно к адаптации человека в условиях окружающей среды, в обществе, привычные для него формы приспособления к различным факторам окружающей среды и организации своей жизне-
деятельности, выражающиеся в реализации им наиболее оптимального жизненного сценария.
Каждый выбор, который человек делает, решение, которое он принимает, настойчивость, с которой он реализует принятое решение, отражает свойства его личности, выстраиваясь в целостную биографическую картину, в которой проявляется реализация им своего жизненного сценария и которую можно выявить и исследовать посредством биографического метода.
Таким образом, механизм гомеостаза в системе биографического метода криминалистического исследования личности имеет основополагающее значение. Это связано с существованием механизма гомеостаза, который позволяет изучать личность допрашиваемого с ретроспективной точки зрения, что неоднократно обосновывалось выше, но и предоставляет возможность для построения моделей наиболее возможных вариантов действий с ее стороны. Последнее позволит еще на этапе подготовки к допросу спрогнозировать характерные реакции личности на различные методы психологического воздействия на допросе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Т.А. Криминалистическая характеристика содержательности как структурного элемента устной речи // Вестник Томского
государственного университета. 2014. № 378.
2. Ахмедшин Р.Л. Юридическая психология: курс лекций. Томск : Эль Контент, 2011. 228 с.
3. Ведерников Н.Т. Избранные труды. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. Т. 1. 250 с.
Статья представлена научной редакцией «Право» 5 сентября 2015 г.
THE MECHANISM OF HOMEOSTASIS IN THE BIOGRAPHICAL METHOD OF FORENSIC INVESTIGATION OF THE PERSONALITY
Tomsk State University Journal, 2015, 399, 167-169. DOI: 10.17223/15617793/399/28
Yuan Vladimir L. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: preparation for interrogation; personality; the interrogated; biographical method; homeostasis; adaptation; biography.
Forensic investigation of the personality of the interrogated is connected with the need which ensures the effectiveness of preparation and the achievement of purposes of the interrogation, but, at the same time, it involves a number of difficulties which appear in the process of its implementation. The data available to the psychological, forensic and a number of other human sciences allow to assert with confidence that a personality obeys certain laws and knowing these laws allows a person to get to know this personality forming a system out of this information. It is well known from biology and physiology that the existence of any living organism needs energy. Any energy is exhausted, being consumed and spent on the maintenance of a living organism. To compensate for the spent energy reserves it is necessary to consume. Consumption of energy for living organisms is associated with the consumption of organic substances which is known to all as the nutrition process. A human being is a living organism to whom the designated pattern is logically extended. Since birth a person acquires skills to survive in the environment since it is dictated by the need for survival. The mechanism that allows a person to balance the available opportunities and potential environmental factors is the mechanism of homeostasis. The manifestation of the mechanism of homeostasis in life of a human being is caused by a number of the following laws: firstly, the existence of a living organism without energy is impossible; secondly, the energy is spent on maintaining the existence of a living organism; thirdly, lack of energy leads to problems and health disorders and, subsequently, to the irreversible loss of the viability of a living organism; fourthly, replenishing energy requires exploration, production and consumption of resources which are capable of restoring this energy; fifthly, in the conditions of resources being finite, the passage of time and continuous flow of energy (consumption of energy is constant, the only question is the flow rate), it is required to optimize the process of exploration, production and consumption of resources which are the sources of energy needed for the existence of a living organism. From the moment of birth and in the further development process a person has a genetic predisposition to a certain set of a particular type of activity. In this regard it is clear that homeostasis is reflected in the life scenarios of the interrogated as the most familiar way of interacting with the environment and people in solving the problems of their existence, viability and survival by achieving integrity, stability and satisfaction of physiological and psychological needs.
REFERENCES
1. Alekseeva, T.A. (2014) The criminalistic description of richness of content as a structural element of speech. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo
universiteta — Tomsk State University Journal. 378. pp. 159-161. (In Russian).
2. Akhmedshin, R.L. (2011) Yuridicheskayapsikhologiya: kurs lektsiy [Legal psychology: lectures]. Tomsk: El’ Kontent.
3. Vedernikov, N.T. (2009) Izbrannye trudy [Selected works]. V. 1. Tomsk: Tomsk State University.
Received: 05 September 2015 169