Научная статья на тему 'Механизм формирования специальных интегрированных инновационно активных команд студентов и аспирантов в рамках студенческого наукоемкого бизнес-инкубатора ПГТУ'

Механизм формирования специальных интегрированных инновационно активных команд студентов и аспирантов в рамках студенческого наукоемкого бизнес-инкубатора ПГТУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ПРОЕКТНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ РАЗРАБОТОК / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов Сергей Евгеньевич

Обосновывается механизм создания междисциплинарных интегрированных команд, состоящих из студентов, аспирантов и ученых Пермского государственного технического университета, для оказания поддержки авторам инновационных проектов и работы с ними, с целью формирования впоследствии малых инновационных предприятий на стадии «старт-ап».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фролов Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования специальных интегрированных инновационно активных команд студентов и аспирантов в рамках студенческого наукоемкого бизнес-инкубатора ПГТУ»

УДК 378.147.114

С.Е. Фролов

Пермский государственный технический университет

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ИННОВАЦИОННО АКТИВНЫХ КОМАНД СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ В РАМКАХ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУКОЕМКОГО БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА ПГТУ

Обосновывается механизм создания междисциплинарных интегрированных команд, состоящих из студентов, аспирантов и ученых Пермского государственного технического университета, для оказания поддержки авторам инновационных проектов и работы с ними, с целью формирования впоследствии малых инновационных предприятий на стадии «старт-ап».

Первые бизнес-инкубаторы возникли еще в конце 1950-х гг. в США, и сегодня их насчитывается более тысячи во всем мире.

По определению Национального содружества бизнес-инкубаторов бизнес-инкубатор - это организация, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. Комплекс услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых - это одно из самых главных условий, потому что именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий [1].

Некоторые бизнес-инкубаторы помогают в финансировании, проведении маркетинговых исследований и выходу молодого предприятия на местный или международный рынок.

Основную помощь ему оказывает специально подобранная команда бизнес-инкубатора (администрация, эксперты, консультанты), которая помогает представлять его интересы во внешней среде, создает положительный имидж и консультирует по широкому кругу проблем.

Считается, что создание в бизнес-инкубаторе оптимальных условий для старта (начального развития малого бизнеса) помогает молодым предприятиям получить более высокие шансы на выживание (85-86 %) в течение первых трех лет, по сравнению с бизнесом предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность (15-30 %).

Категорический отказ в приеме заявок в бизнес-инкубатор для оказания помощи молодым предприятиям получают идеи, связанные с оказанием финансовых, страховых, адвокатских, нотариальных, бытовых, медицинских услуг; с розничной/оптовой торговлей; строительством; общественным питанием; операциями с недвижимостью; производством подакцизных товаров; добычей и реализацией полезных ископаемых; игорным бизнесом.

Кроме того, мощным барьером для всех желающих попасть в «стены» бизнес-инкубатора является проведение специально созданной комиссией жесткого отбора предлагаемых проектов (предприятий). Самыми главными критериями отбора являются реальность и перспективность воплощения в жизнь новой идеи в условиях рынка. Экспертами комиссии определяется, насколько свободен тот или иной сектор рынка, как скоро предприятие сможет выйти на точку безубыточности (в среднем он должен успеть это сделать в течение года своего существования), а также тот факт, что предприниматель может начать бизнес на своих средствах или по крайней мере четко представляет себе реальные источники финансирования. Играют важную роль и личностные характеристики предпринимателя.

В результате отбирается всего 2-3 проекта для их размещения в бизнес-инкубаторе из 10 предложенных. Жесткий отбор обусловлен, прежде всего, спецификой работы бизнес-инкубатора, для которого главной целью является быстрое создание прибыльного, устойчивого малого предприятия (срок размещения в его условиях, обычно не превышает 2-3 лет).

Пермский край, входящий в десятку наиболее промышленно развитых регионов страны, в отличие от других подобных территорий, до сих пор не имеет развитой инновационной инфраструктуры. Несмотря на то, что в стране и мире известны разработки пермских ученых, в регионе отсутствует система начальной поддержки результатов их исследований и разработок.

В настоящее время ректорат Пермского государственного технического университета (111 ТУ) прорабатывает вопрос создания на базе вуза студенческого наукоемкого бизнес-инкубатора, который впоследствии сможет перерасти в технологический парк (технопарк).

Основная цель создания подобного субъекта инновационной инфраструктуры - оказание на начальном этапе помощи (поддержки) молодым ученым, студентам и аспирантам различных кафедр, имеющим свои перспективные научные разработки для их воплощения в реальном секторе экономики. Кроме того, организация студенческого наукоемкого бизнес-инкубатора на базе ПГТУ позволит студентам и аспирантам вуза участвовать в специальных интегрированных командах, которые могут, с одной стороны, оказывать первоначальную помощь авторам инновационных проектов, а с другой - получать необходимую информацию для подготовки своего дипломного проекта, практический опыт деятельности в бизнес-среде и возможность получения перспективного рабочего места в зарождающемся бизнесе.

Подобный опыт совмещения на «студенческой скамье» учебного процесса, участия в научных исследованиях и работы в бизнес-среде очень популярен в передовых странах мира.

Начало подобной практике было положено американским бизнесменом и ученым профессором Джорджем Козмецки, владельцем и директором института «1С2» (Институт творчества, инноваций и капитала) при Техасском университете в Остине (США), внедрившим в учебный процесс университета созданные междисциплинарные и межфакультетские группы студентов, в реальной обстановке разрабатывающие в качестве дипломных перспективные наукоемкие коммерческие проекты.

Так, студенты, «начиная с учебной скамьи», совмещая теорию с практикой, превращались в инновационных предпринимателей (осуществляя полный инновационный цикл - от появления новой идеи до ее коммерческого освоения), а университет выпускал не отдельных специалистов, а готовые для реализации новых проектов или бизнес-направлений слаженные интегрированные команды инноваторов-предпринимателей (пользующихся высоким спросом среди крупных корпораций с мировым именем) [2].

В ЕС также с середины 1990-х гг. перед местными высшими учебными заведениями была дополнительно к задачам образования и научных исследований поставлена так называемая «третья задача»,

под которой понималось задача содействия силами и средствами вуза опережающему региональному развитию. Так, например, в Финляндии, эта задача была закреплена за университетами и политехническими институтами на уровне национального законодательства.

Решение подобной «третьей задачи» было связано, например, с тем, что если студент, получая обучение не в виде лекций и семинаров, а в виде учебно-практических проектов, вместо подготовки абстрактной курсовой (диплома) удачно защищал свой перспективный бизнес-план, то ему организовывалась целевая помощь по организации бизнеса с последующим переходом в университетский бизнес-инкубатор и т.д. Так развивалась наукоемкая сфера в регионе, создавались новые рабочие места, платились налоги и пр.

Таким образом, в Европе на межвузовской основе осуществляется решение «третьей задачи» - задачи содействия инновационному и предпринимательскому региональному развитию с одновременным выводом региона на международный уровень. Называется это предварительной инкубацией или «творением создателей».

Кстати, в России подобное начинание (в определенном варианте) уже существует, например, в таком вузе, как ТУСУР (Томский университет систем управления и радиоэлектроники). В университете при активной поддержке областной администрации был создан прототип «предпринимательского университета», готовящего выпусников-бизнесменов (так, например, хорошо учившийся студент-дип-ломник мог получить стартовый кредит на реализацию своего наукоемкого проекта под гарантии вуза).

Одним из путей активизации создания и развития инновационного предпринимательства в Пермском крае представляется возможность формирования инновационных учебно-предпринимательских фирм на базе студенческого наукоемкого бизнес-инкубатора ПГТУ.

Речь идет о том, чтобы мотивировать творчество и предприимчивость в инновационной сфере путем совмещения учебного процесса с практической деятельностью в целях решения следующих задач: повышения эффективности и практической направленности проводимых в вузах-учредителях НИОКР; подготовки инновационных предпринимателей; ускорения внедренческой деятельности; содействия формированию региональных наукоемких компаний («спин-аут»), создаваемых при прямом и косвенном участии преподавателей, ученых, инженеров, аспирантов и студентов ПГТУ; а также создание

региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в виде бизнес-инкубатора и технопарка.

К основным направлениям деятельности формируемых инновационных учебно-предпринимательских фирм на базе студенческого наукоемкого бизнес-инкубатора ПГТУ должно относиться:

- обязательная экономическая, предпринимательская и инновационная подготовка студентов и аспирантов;

- широкое использование новых методов обучения, в том числе путем участия в учебных фирмах и реальных (виртуальных) проектах;

- формирование целевых междисциплинарных творческих групп (команд);

- радикальное повышение качества изучения иностранных языков, необходимых для активизации международного обмена знаниями;

- широкое внедрение в практику обучения современных информационно-коммуникативных технологий;

- участие в выполнении заказных НИОКР как на региональном, национальном, так и международном уровнях.

Инновационную учебно-предпринимательскую фирму возможно сформировать, используя следующий механизм:

1. После проведения Экспертным советом очередного конкурсного отбора инновационных проектов среди ученых, студентов, аспирантов ПГТУ в целях размещения выигравших проектов в «стенах» студенческого наукоемкого бизнес-инкубатора (СНБИ) ПГТУ формируется перечень проектов-победителей.

2. С инициаторами (коллективами инициаторов) этих проектов директор СНБИ подписывает договор об их льготном размещении в бизнес-инкубаторе на определенный срок с предоставлением льготного пакета услуг (на срок до 1,5 лет).

3. Менеджер управления проектами СНБИ формирует карточки проектов (в электронном виде), в которые будут заноситься важные моменты их развития в СНБИ для решения стратегических и оперативных вопросов, а также контроля за их деятельностью.

4. В течение 30 дней с момента окончания конкурсного отбора инновационных проектов все победители получают возможность своего размещения в СНБИ. На один инновационный проект может приходиться до 20 м2 площадей СНБИ (включая мебель, оргтехнику и средства связи).

5. В случае, когда инновационный проект инициировало одно физическое лицо (а не коллектив ученых), для повышения эффективности развития его проекта ему может быть предложена помощь в организации инновационной учебно-предпринимательской фирмы.

6. Если согласие со стороны инициатора инновационного проекта будет получено, специалисты СНБИ начинают работу по формированию инновационной учебно-предпринимательской фирмы под конкретный проект.

7. На первом этапе создания подобной фирмы специалисты СНБИ анализируют особенности инновационного проекта, разрабатывая под него предварительную стратегию коммерциализации результатов научных исследований и разработок. На основе стратегии специалисты СНБИ совместно с инициатором подготавливают бизнес-план развития проекта, в котором учитываются все его особенности. Кроме того, специалисты СНБИ проводят работу по защите ИС (если она не проведена).

8. Специалисты СНБИ на основе бизнес-плана формируют примерный состав необходимого персонала для эффективного развития инновационного проекта (обычно в его состав включаются специалисты по менеджменту, маркетингу, финансам и инженеры-технологи). На начальном этапе развития нового бизнеса обычно состав персонала не превышает 3-5 человек (включая инициатора проекта).

9. В данном случае существуют два варианта привлечения необходимых специалистов: во-первых, их можно найти на свободном рынке труда (или переманить из других фирм), но тогда бывает очень сложно оплатить в надлежащем объеме им полноценное вознаграждение за их работу, и, во-вторых, можно привлечь студентов старших курсов (очной или заочной формы обучения) соответствующих специальностей, аспирантов или преподавателей (с полной или неполной занятостью).

10. Если инициатор проекта согласен на второй вариант привлечения персонала, специалисты СНБИ начинают интенсивную работу по поиску и привлечению необходимых специалистов в конкретный инновационный проект.

11. Заранее специалисты СНБИ создают информационный банк данных специалистов по тем или иным направлениям деятельности (обучения) из состава студентов старших курсов (очной или заочной

формы обучения) соответствующих специальностей, аспирантов или преподавателей ПГТУ, которые изъявили свое желание сотрудничать в этой сфере деятельности. Банк данных формируется по следующим основным специальностям: а) менеджмент; б) маркетинг; в) финансы; г) инженеры; д) технологи.

12. Студенты и аспиранты могут быть мотивированы следующим образом: во-первых, они получают практический опыт участия в развитии бизнеса с первых шагов; во-вторых, они имеют возможность собирать необходимую информацию и писать дипломный проект на основе этих данных; в-третьих, они получают интересную работу в перспективных сферах деятельности. Преподавательский состав может участвовать в качестве экспертов и консультантов в тех или иных инновационных проектах.

13. Специалисты СНБИ проводят переговоры с потенциальными кандидатами на участие в тех или иных проектах. В случае получения согласия с их стороны, с ними подписываются соглашения и начинается процесс формирования инновационной учебно-предпринимательской фирмы под конкретный проект. По условиям соглашения привлекаемый специалист будет получать определенную оплату за свои услуги (по принципу: минимальный оклад + бонусы за успешность и эффективность своей работы). Кроме того, в качестве мощного мотиватора можно предусмотреть получение по итогам года бонуса в виде небольшого пакета акций нового бизнеса.

14. Когда под конкретный инновационный проект в СНБИ проведены следующие работы: написан бизнес-план, разработана стратегия коммерциализации, защищена ИС и подобран необходимый персонал, далее следует вести работу по следующим направлениям: регистрация юридической формы бизнеса, поиск источника начального финансирования и проведение (по необходимости) дополнительных ОКР.

15. Регистрация юридической формы бизнеса (если это не произошло ранее) происходит при поддержке специалистов СНБИ (чаще всего в виде ООО).

16. Одним из сложнейших и важнейших этапов развития инновационного бизнеса является поиск источника начального финансирования. Такое финансирование для конкретного инновационного проекта может быть предоставлено в следующих формах: во-первых, за счет определенных (небольших) средств от самого бизнес-инкуба-

тора; во-вторых, за счет получения средств от регионального министерства торговли и предпринимательства (до 100 000 руб.) на начальное развитие бизнеса; в-третьих, путем участия в программах «Старт» и «Умник» фонда Бортника; в-четвертых, путем привлечения средств бизнес-ангелов и венчурных капиталистов; в-пятых, путем привлечения средств стратегических инвесторов (партнеров).

17. Необходимо учитывать следующее обстоятельство: размещение инновационного проекта в «стенах» СНБИ, когда он перерастает в МИП (малое инновационное предприятие), является для ПГТУ небескорыстным занятием. ПГТУ будет являться основным учредителем в новом ООО (или приобретет нужный пакет акций в уже существующем бизнесе). Обычно размер подобного пакета акций бизнеса должен составлять 55-75 %.

18. Не менее сложным является этап проведения (по необходимости) дополнительных ОКР. Эти работы можно провести на приборной и технологической базе технического университета или на базе КБ промышленных предприятий, тесно взаимодействующих с ПГТУ.

19. После первого года своего существования в рамках СНБИ инновационной учебно-предпринимательской фирмы происходит следующее: такая структура постепенно перерастает из стадии «старт-ап» в стадию «зрелости» развития (в случае своей успешности) или закончит свое существование (при неправильной оценке потенциала, резкого изменения внешних условий или неумелого менеджмента).

20. В первом случае специалисты СНБИ ПГТУ начинают искать на рынке (регионе, стране или за рубежом) стратегических партнеров для продажи им своего пакета акций.

21. В случае открытия технопарка ПГТУ успешно выдержавшие время бизнес-инкубации, МИП могут: во-первых, уйти в «свободное плавание» на рынок или, во-вторых, остаться в «стенах» инновационно-технологического центра (ИТЦ) технопарка, развиваясь в более «зрелый» бизнес.

Предлагая подобный механизм участия ученых, студентов, аспирантов и преподавателей в составе инновационных учебно-предпринимательских фирм, можно предположить, что это позволит в недалеком будущем приблизить региональный технический университет Пермского края к получению статуса НИУ (национальный исследовательский

университет), где среди самых важных индикаторов деятельности находятся показатели тесной связи между наукой и образованием. Кроме того, это положит начало формирования регионального инновационного кластера, который сможет повысить инновационный потенциал и уровень конкурентоспособности территории среди других регионов Российской Федерации.

Библиографический список

1. Сошникова Е.А. Бизнес-инкубирование в промышленной сфере (бизнес-инкубаторы и крупные промышленные предприятия) // Малый и крупный бизнес: проблемы и перспективы взаимодействия: матер. заочн. науч.-практ. конф. - М., 2003.

2. Пришло время создания в России виртуальных университетских технопарков В.Е. Шукшунов. - ЦКЬ: http://www.innovbusiness.ru/ сотепШосишет_г_9С49Л9ББ-8Е6Б-4065-8128-Б 156С9ББ9153.html.

Получено 08.07.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.