УДК 374:5 ББК 74.202:5
Камалеева Алсу Рауфовна
кандидат педагогических наук, доцент г. Казань
Нургазизова Эльмира Фидаиловна
ассистент г. Казань Kamaleyeva Alsu Raufovna
Candidat of Pedagogics,
Assistant Professor Kazan
Nurgazizova Elmira Fidailovna
Assistant
Kazan
Механизм формирования основных естественнонаучных компетенций студентов-гуманитариев Mechanism of Humanitarian Students’ Basic Natural-Scientific Competences Forming
В условиях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования нового поколения, носящего выраженный компетентно-стный характер, механизм формирования основных жизненно необходимых естественнонаучных компетенций студентов-гуманитариев предполагает реализацию на практике дидактической цепочки: учебные умения ^ обобщенные умения ^ самообразовательные умения и навыки ^ основные естественнонаучные компетенции через параллельное использование алгоритма формирования умения работать над теоретическим естественнонаучным материалом и алгоритма формирования умения работать над теоретическим естественнонаучным материалом.
In the conditions of the federal state educational standard of higher education of the new generation, which carries intense competent character, the mechanism of humanitarian students’ basic natural-scientific competences forming assumes practical realization of a didactic chain: the educational skills ^ the generalized skills ^ self-educational skills ^ the basic natural-scientific competences through the parallel use of algorithm of skill formation to work at a theoretical natural-scientific material and algorithm of skill formation to work at a theoretical natural-scientific material.
Ключевые слова: компетентностный, подход, самообразовательные умений и навыки обучаемых, основные естественнонаучные компетенции студен-тов-гуманитариев, алгоритм формирования умения работать над теоретическим естественнонаучным материалом и алгоритм формирования умения работать над теоретическим естественнонаучным материалом.
Key words: competence approach, self-educational skills of trainees, humanitarian students’ basic natural-scientific competences, algorithm of skill formation to work at a theoretical natural-scientific material and algorithm of skill formation to work at a theoretical natural-scientific material.
Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» 1997 года сформулировала концепцию международного признания результатов образования и выдвинула требование к академическому сообществу выработать конвертируемые общепонятные критерии такого признания, новая методология получила название ком-петентностного подхода. Компетентностный подход предполагает не только передачу студенту совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям.
Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта высшего образования нового поколения, обеспечивающего дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда, является выраженный компетентностный характер. В этих стандартах используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования. Например, компетенция определяется, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Результаты обучения оцениваются с помощью компетенций. Логика этого понятия применительно к сфере высшего образования такова. Студент получает в вузе по избранному профилю образования: а) определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний; б) совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности; в) определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и иных практик, лабораторных работ, самостоятельных исследований и т. п. Все эти параметры должны оцениваться равнозначно, поэтому их все и объединяет термин «компетенция». Компетенции подразделяются на профессиональные (специализация в определенных областях деятельности) и универсальные (необходимые образованному человеку независимо от профиля подготовки).
Все эти компетенции, в конечном счете, объединяются и связаны с формированием когнитивных, деятельностных, коммуникативных и мировоззренческих компетенций. Причем пять ключевых компетенций, принятые Советом Европы в 1996 году: политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества и способность учиться на протяжении жизни должны быть основополагающими в процессе обучения в высшей школе.
Рассмотрим на примере преподавания курса «Концепции современного естествознания» (КСЕ), какие основные естественнонаучные компетенции нами были выделены и почему.
Принцип ведущей роли теоретических знаний, выдвинутый Л.В. Занковым и В. В. Давыдовым, стал фундаментом, на котором базируется быстрое продвижение вперед всех студентов. И, так как формирование компетенций происходит средствами общепредметного содержания образования (в виде минимального перечня реальных объектов, подлежащих изучению; в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, альтернативных методов исследования одних и тех же объектов; из обобщенных умений, навыков, способов деятельности; из ключевых образовательных компетенций) нами был тщательно продуман процесс построения содержания курса КСЕ с позиции, прежде всего, систематизации, с использованием языка системного подхода. Так, например, на первых занятиях по КСЕ была предложена студентам следующая классификация и структура различных естественных наук [1, 19].
Таблица 1
Структу ра естественных наук
''''''■'---■^Отраслевые Системные'''-----.......^ Физика Химия Биология Э к о л о г и я
Космология Астрофизика Астрохимия Космическая биология
Науки о Земле Геофизика Геохимия Биогеография
Науки о микромире Атомная физика Молекулярная химия Молекулярная
Науки о человеке Медицина
Причем условно связи можно между главными отраслевыми естественными науками были представлены в следующей таблице:
Таблица 2
Взаимосвязь между главными отраслевыми естественными науками
Природа
Неживая природа Живая природа
Изучает физика Изучает химия Изучает биология
Использует медицина
И в конце изучения данного курса студенты, используя основные понятия
системного подхода, заполняют следующую обобщающую таблицу:
Таблица 2.1
Распределение понятий системного подхода
для отраслевых естественных наук______________________
Поня- тия Физика Химия Биология
1 2 3 4
Эле- мент Элементарные частицы: барионы, мезоны, лептоны и фотоны. Химические элементы Живой организм, клетка, ДНК и ген.
Подсис- тема Элементарные частицы, атомы, молекулы, физические излучения и поля, физические тела, космические объекты. Совокупности химических элементов: щелочные металлы, щелочно-земельные металлы, переходные металлы, лантаноиды, актиноиды, «плохие» металлы, металлоиды и инертные газы. Совокупности однородных живых организмов (виды).
Связь Дистанционные (притяжение, отталкивание) и контактные (трение, деформирование) взаимодействия. Четыре основных типа химических связей: - ионная, - ковалентная, - водородная, - металлическая. Четыре типа биологических связей: размножение; питание; кооперативное (согласованное) поведение живых организмов одного вида; симбиоз (совместное существование организмов разных видов).
Струк- тура Любые конкретные комбинации разнородных физических объектов Совокупность химических соединений: неорганические, органические и синтетические Биологические структуры разнородных организмов.
Суб- страт Та часть физической (химической, биологической) системы, которая наблюдается, но не имеет пока научного объяснения.
Система Наблюдаемый и подвергающийся осмыслению (объяснению) мир неживой природы Наблюдаемый и подвергающийся осмыслению (объяснению) мир живой и неживой природы Наблюдаемый и подвергающийся осмыслению (объяснению) мир живой природы
Надсис- тема Та часть неживой природы, которая пока не наблюдается и не прогнозируется. Та часть живой и неживой природы, которая пока не наблюдается и не прогнозируется. Та часть живой природы, которая пока не наблюдается и не прогнозируется.
Таким образом, содержательная часть курса КСЕ была нами построена с позиции системного подхода, особенно при рассмотрении главных отраслевых естественных наук: физики, химии и биологии. Последние лекции: «Экология и естествознание», «Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы», «Человек и природа» носили ни сколько ознакомительный знаниевый характер, сколько обобщающий замыкающий характер [1, 7589].
Такое построение курса КСЕ, на наш взгляд, способствует наиболее оптимальной реализации основной цели этого курса формирования у студентов, обучающихся на факультетах гуманитарного и социально-экономического профиля, новых способов мировидения, т. е. необходимости расширения в мироощущении студентов панорамы наиболее универсальных методов и законов современного естествознания, демонстрации применимости рационального метода познания окружающего мира, логики и структуры естествознания в конкретных исследованиях.
Основной проблемой в наиболее оптимальном режиме предъявления содержания курса КСЕ является сложившееся в системе высшего образования противоречие между необходимостью редукционного подхода в процессе обучения естествознанию в условиях системности образования и невозможностью ослабления научности и политехнизма полученных в процессе изучения естествознания знаний на фоне слабо сформированными в школе основными обобщенными естественнонаучными умениями и навыками студентов. Большая ответственность за качество знаний студентов обосновывается еще и тем, что учебный курс «Концепции современного естествознания» введен в систему высшего образования сравнительно недавно и в настоящее время является основой естественнонаучного образования при подготовке в вузах России квалифицированных кадров гуманитарных и социально-экономических специальностей.
Все эти обстоятельства и, главное, «срез» знаний студентов по основным естественным предметам, проведенный в начале курса, сориентировали нас на то, чтобы в первую треть обучения (в первый модуль) параллельно с выполнением программы высшей школы в интенсивном темпе отработать со студентами механизм формирования обобщенных и самообразовательных умений и навыков. И только во втором и в третьем модулях, используя приобретенные обобщенные и самообразовательные умения и навыки, делать акцент на механизм формирования основных жизненно необходимых естественнонаучных компетенций.
Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование у студентов обобщенных и самообразовательных умений и навыков - дидактическое условие формирования у них основных естественнонаучных компетенций.
Наиболее важными обобщенными самообразовательными умениями и навыками, на формирование которых необходимо обращать внимание в процессе изучения основ естествознания в вузе, являются умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой. Рассмотрим, как в процессе прохождения эксперимента шло формирование данных умений.
Изложение нами учебного материала большими блоками (модулями) позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные правила, законы, параграфы. Студенту предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, узнать, что ждет впереди (перспективность такого подхода доказана и П. М. Эрдниевым [341]).
Работа над теоретическим материалом по этой методике идет в три этапа.
I этап. Обеспечение глубокого понимания учебного материала и его перевода в долговременную память:
- развернутое, образно-эмоциональное объяснение преподавателем отобранных для занятия материала;
- сжатое изложение учебного материала по конспекту лекции (параллельно запись этого материала студентами);
- изучение написанного конспекта дома к семинару;
- устное воспроизводство конспекта на семинаре;
- ответы по конспекту, применительно к конкретно заданной ситуации;
- постоянное повторение и углубление ранее изученного материала; их повторение к обобщающему семинару, к тестированию по соответствующему модулю.
II этап. Творческое применение учебного материала:
- решение практических заданий, для выполнения которых необходимы не только дополнительные знания, но и измененные способы действия;
- ознакомление студентов с обобщенной моделью теоретического модуля,
- организация контроля за развитием познавательной деятельности обучаемых и уровнем их самоконтроля;
- самостоятельность видеть и ставить проблемы («видение» проблемы) путем переноса знаний в новую ситуацию.
Рассмотрим особенности каждого этапа. До недавнего времени считалось, что учить школьников работать с книгой должны на занятиях литературы и истории. При этом допускалась возможность стихийного переноса умения работать с литературно-художественным и историческим текстом на работу с физическими, химическими, техническими и другими текстами. В качестве основных методов обучения умению работать с литературой рекомендовали самостоятельное чтение текста и составление обучаемыми плана прочитанного, полагая при этом, что, чем больше он самостоятельно читает, тем совершеннее его умения и навыки. И если опереться на данные психологии о типах ориентировки и на исследования структуры действия, то стихийное формирование умения самостоятельно работать с литературой происходит очень медленно и непродуктивно, т. е. соответствует ориентировочной основе первого типа, т. к. обучаемый ищет сам «вслепую» методом проб и ошибок. В конце концов, задание выполняется, но действие остается неустойчивым к изменению условий, и оно почти не дает эффекта при его переносе на новые задания.
По поводу формирования умений и навыков работы с дополнительной литературой известны разные высказывания. Вот, например, А.В. Усовой предла-
гается методика поэтапного формирования у учащихся умения самостоятельно работать с учебной литературой, основанной на логико-генетическом структурном анализе содержания учебных дисциплин естественнонаучного цикла, который позволяет, по мнению автора, выделить в них основные структурные элементы: научные факты, понятия, методы научного исследования, законы, гипотезы и теории. [3, 55].
Б.Ф. Райский и М.Н. Скаткин [2, 82-85] предлагают идею переноса учебных умений в самообразовательную деятельность и обратный перенос самообразовательных умений в учебную деятельность. При этом, они указывают, что есть умения, общие для многих дисциплин, и есть специфичные, относящиеся к отдельным предметам.
Нелегко привить обучаемым вкус к чтению дополнительной естественнонаучной литературы. Эта работа представляет трудности для студентов в силу свернутости, сжатости изложения материала. Для приобщения к чтению таких книг необходим специальный библиографический тренаж на тему: «О выборе и чтении специальных книг» по такому плану:
1. С какой целью необходимо изучать дополнительную литературу по предмету? (сообщение преподавателя)
2. Какие книги по естественнонаучным дисциплинам имеются в фонде вузовской библиотеки: занимательные, учебники, учебные пособия (работа с текстом учебной карты студента, в которой представлена рубрика «Литература по КСЕ: а) основная и б) дополнительная»)?
3. Обзор журналов с материалами конкурсов (сообщение преподавателя)
Как найти по каталогу книгу? (практическая работа под руководством работника библиотеки)
4. Сообщения студента (или преподавателя) о способах нахождения информации в сети ИНТЕРНЕТ (запись основных электронных адресов, работа в системе поиска).
Теперь, когда студент знает, как найти нужную ему литературу (и бумажный, и электронный вариант), необходимо его научить самостоятельно выде-
лять главные мысли в прочитанном тексте, умениям и навыкам обобщенного характера. В этом отношении методика поэтапного формирования умения самостоятельно работать с литературой [4, 35], основанная на логически-генетическом структурном анализе содержания учебных дисциплин естественнонаучного цикла дает хорошие результаты.
Выделив основные структурные элементы научных знаний, необходимо ознакомить студентов с общими требованиями к усвоению каждого из них (с планами обобщающего характера), что определяет общий подход к усвоению знаний. Эти планы служат для обучающихся ориентировочной основой в работе по приобретению новых знаний. Тем более, материал лекций по КСЕ построен с учетом этих требований [1].
Применение планов обобщенного характера, разработанных академиком А.В. Усовой, ускоряют процесс формирования у студентов умения самостоятельно работать с литературой, умения выделять главные мысли в тексте. Студент при чтении текста стремиться выделить в нем основные структурные элементы, выявляет и анализирует информацию, относящуюся к каждому из них. Также применение этих планов служит ориентировочной основой в овладении основными группами понятий («формы материи», «свойства тел», «явления», «величины»), законами и теориями по любому предмету.
Как показал опыт, применение этой методики идет более успешно, если у студентов уже выработана система «элементарных» умений в работе с книгой: внимательно читать текст; находить в нем ответы на вопросы, предложенные учителем или содержащиеся в конце параграфа; читать рисунки; анализировать графики; работать с таблицами; пользоваться оглавлением, именным и предметным указателями. Очень полезно ознакомить студентов с последовательностью формирования обобщенных самообразовательных умений работать с литературой (Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин):
1. Чтение книги (источника) для себя (сплошное, повторное, беглое чтение, частичное использование источника).
2. Отбор в книге (статье) материала по какому-либо вопросу или системе вопросов, группировка материала по определенному признаку.
3. Отыскивание в книге (статье) ответов на поставленные вопросы, требующие продуктивной познавательной деятельности (сравнения, анализа, обобщения, доказательства или опровержения, оценки).
4. Выделение основного и второстепенного в тексте.
5. Заучивание наизусть.
6. Ведение записей прочитанного (по одному или нескольким источникам): составление плана прочитанного; составление аннотации; составление конспекта; составление тезисов; выписки, цитирование, пометки, отметки карандашом (подчеркивание и отчеркивание); реферирование; рецензирование, составление отзыва.
7. Работа с критической литературой.
8. Выбор книги с помощью каталога, библиографического указателя, справочника.
9. Пользование пособиями и справочным материалом (словарями, справочниками и др.).
10. Чтение схем, таблиц, графиков.
В стенах вуза на основе умения работать с обобщенными планами решается задача формирования более сложных умений: производить сравнение изложения одних и тех же вопросов в различных источниках, высказывать по ним свои суждения, работать с каталогом, составлять библиографию по интересующим вопросам и т. д. Выработке этих умений способствуют такие виды учебной деятельности, как написание рефератов, подготовка докладов и сообщений к семинарам. Особенно велика роль в формировании этих умений на последних семинарах нашего курса, носящего интегрированный характер.
Взяв за основу методику А.В. Усовой поэтапного формирования у студентов умения самостоятельно работать с учебной литературой и использовав идею переноса учебных умений работы с дополнительной литературой в самообразовательную деятельность, можно проследить в процессе преподавания КСЕ
Вестник ЧГПУ 12 2009
Механизм формирования основных естественнонаучных компетенций
Таблица 3
Учебные умения
I
Обобщенные умения и навыки
I
Самообразовательные умения и навыки
4
Основные естественнонаучные компетенции:
1) поиск необходимой литературы, работа с каталогами;
2) вычленение и понимание вновь полученной информации;
3) систематизирование, структурирование информации;
4) запоминание и хранение информации; 5) пользование библиографическими справочниками; 6) использование компьютерной техники, Интернета для получения информации;
7). использование информации в докладе, диспуте, споре.
8) использование информации для написания реферата, курсовой, дипломной работы;
9) применение информации для выполнения типового задания;
10) применение информации для решения творческой, исследовательской задачи.
Алгоритм формирования умения работать над теоретическим естественнонаучным материалом
I этап. Обеспечение глубокого понимания учебного материала и ею перевода в долговременную память:
- развернутое, образно-эмоциональное объяснение преподавателем отобранных для занятия материала;
- сжатое изложение учебного материала по конспекту лекции (параллельно запись этого материала студентами);
- изучение написанного конспекта дома при подготовке к семинару;
- устное воспроизводство конспекта на семинаре;
- ответы по конспекту, применительно к конкретно заданной ситуации;
- постоянное повторение и углубление ранее изученного материала;
- повторение к обобщающему семинару и к тестированию по соответствующему модулю.
II этап. Творческое применение учебного материала:
- решение практических заданий, для выполнения которых необходимы не только дополнительные знания, но и измененные способы действия;
- ознакомление студентов с обобщенной моделью теоретического модуля,
- организация контроля за развитием познавательной деятельности обучаемых и уровнем их самоконтроля;
- самостоятельность видеть и ставить проблемы («видение» проблемы) путем переноса знаний в новую ситуацию.
Алгоритм формирования умения работать над дополнительным естественнонаучным материалом
I этап, специальный библиографический тренаж на тему: «О выборе и чтении специальных книг»
И эгап. Формирование у студентов умения самостоятельно работать с учебной литературой, основанной на логико-генетическом структурном анализе содержания учебных дисциплин естественнонаучного цикла.
Обучение применению планов обобщающего характера о:
Явле- Зако- Вели- Тео- При- Техно-
нии не чинах рии боре логичес- ком процессе
III этап. Формирование у студентов обобщенных самообразовательных умений работать с литературой на основе переноса их в иные условия.
связь между уровнями сформированности данного умения из модуля в модуль. Динамика развития уровней сформированности умения работать с дополнительной литературой не равномерна. Наблюдается некоторый застой в I модуле и резкий скачок в конце II модуля, когда уже накоплен большой потенциал знаний и студент довольно хорошо владеет научной терминологией, имеет развитое критическое мышление: здесь происходит переход количества в качество.
График 1
Динамика развития уровней сформированности умения работать с дополнительной литературой
5
О О X
ООО т
то о оа 5 ах ^
> 2 а о
о
1(а) 1( б) 11( а) 11(6) 111(а) 111(б)
учебные модули
Как отмечалось выше, в первый модуль параллельно с выполнением программы высшей школы в интенсивном темпе идет отработка механизма формирования у студентов обобщенных и самообразовательных умений и навыков, поэтому процесс формирования у них умения работать с дополнительной литературой от модуля к модулю не равномерна: 54 часа (из них 14 часов - на лекциях; 16 часов - на семинарах и 24 часа - самостоятельной работы) выделяется на I модуль, 30 часов (8 - лекции, 6 - семинары, 16 - самостоятельная работа) -на II модуль и 26 часов (8, 4, 14) - на III модуль. Кроме этого, в первую половину времени изучения курса КСЕ уровень сформированности у студентов умения работать с дополнительной литературой только на первом уровне. Но выработка умений и навыков высокой степени обобщения к концу первого модуля
позволяет ускорить процесс овладения знаниями и умениями, предупредить образование у студентов нерациональных способов умения, сэкономить немало времени на решение сложных, творческих задач обобщенного характера на последующих занятиях. Формирование таких умений и навыков у студентов позволяет им воспринимать естественнонаучную информацию во взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений живой и неживой природы, что является необходимым условием формирования у студентов диалектикоматериалистического мировоззрения.
Таким образом, принцип ведущей роли теоретических знаний лежит в основе быстрого продвижения вперед всех студентов. Естественное желание учащихся расширить, углубить свои познания путем теоретического осмысления надо постоянно поощрять и стимулировать. Введение системы балльнорейтинговой системы позволило разработать разумное и растянутое во времени стимулирование учебного процесса.
Итак, чтобы в процессе преподавания курса «Концепции современного естествознания» умения студентов самостоятельно работать с учебной литературой постепенно, переросли, в самообразовательные умения работать с дополнительной литературой с выходом на формирование основных естественнонаучных компетенций, как показывает практика и эксперимент, надо пройти определенные этапы. Дидактически формирование естественнонаучных компетенций должно идти через стандартное применение знаний - использование правил (алгоритмов) к творческому применению, когда задания подбираются так, что постепенно в них уменьшается доля алгоритмического и усиливается роль интуиции. Анализ диагностической части проведенного нами педагогического эксперимента позволил выявить следующие базовые естественнонаучные компетенции: поиск необходимой литературы, работа с каталогами; вычленение и понимание вновь полученной информации; систематизирование, структурирование вновь полученной информации; запоминание и хранение вновь полученной информации; пользование библиографическими справочниками; использование компьютерной техники, Интернета для получения необходимой инфор-
мации; использование полученной информации в докладе, диспуте, споре; использование полученной информации для написания реферата, курсовой, дипломной работы; применение полученной информации для выполнения типовой задачи, типового задания; применение полученной информации для решения творческой, исследовательской задачи.
Рассмотрим взаимосвязь полученных естественнонаучных компетенций и различных групп компетенций, необходимых формировать в высшей школе.
Анализ представленной схемы на рис. 1 показывает, что представленные нами основные естественнонаучные компетенции служат для развития и совершенствования общих компетенций и являются базой для получения специальных (профессиональных) компетенций.
Действительно, такие естественнонаучные компетенции как поиск необходимой литературы, работа с каталогами, использование компьютерной техники и Интернета и т. п., жизненно необходимы современному студенту не только для развития общих и профессиональных компетенций, но для непрерывного образования на протяжении жизни, т. е. их можно отнести к ключевым компетенциям, универсальным, необходимым образованному человеку независимо от профиля подготовки.
Выводы:
1. Для разрешения противоречия между необходимостью редукционного подхода в процессе обучения естествознанию в высшей школе в условиях системности образования и невозможностью ослабления научности и политехнизма полученных в процессе изучения естествознания знаний на фоне слабо сформулированными в средней школе основными обобщенными естественнонаучными умения и навыками студентов, необходимо процесс обучения и воспитания осуществлять с помощью применения дидактической цепочки: учебные умения (УУ) ^ обобщенные умения (ОУ) ^ самообразовательные умения и навыки ^ основные естественнонаучные компетенции ^ способности и умения организовывать, планировать, контролировать естественнонаучное образование в течение всей жизни.
Поиск необходимой литературы, работа с каталогами
Вычленение и понимание вновь полученной информации каталогами
Систематизирование, структурирование информации
Запоминание и хранение полученной информации
Пользование библиографическими справочниками
Использование полученной информации в докладе, диспуте, споре
Применение информации для выполнения типовой задачи, типового задания
Использование компьютерной техники, Интернета
Применение информации для решения творческой, исследовательской задачи
Инструментальные компетенции (когнитивные,
методоло-гические, технологические, компьютерные, лингвистические,
1 ’
Использование информации для написания реферата, курсовой, дипломной работы
Коммуникативные компетенции (анализ и синтез; организация и пла-
нирование; базовые знания в различных областях; профессиональных знания; решение проблем; принятие решений и т.д.)
Межличностные компетенции (выражать чувства, критическое осмысление, самокритика; взаимодействие и сотрудничество, работа в команде и т.д.)
Системные компетенции
(применять знания на практике; исследовательские навыки; способность учиться; способность адаптироваться к новым ситуациям; креативность; лидерство; понимание культур и обычаев других стран; самостоятельность; проектирование; инициативность и предпринимательство)
Специальные (профессиональные) компетенции
О
б
щ
и
е
к
о
м
п
е
т
е
н
ц
и
и
Рис. 1. Взаимосвязь основных естественнонаучных компетенций и групп компетенций, формируемых в системе высшей школы
2. Поэтапное формирование умственной деятельности студентов, использование алгоритмов в обучении, как средства интенсификации учебного и самообразовательного процессов, легли в основу плавного под контролем препо-
давателя перехода с формирования обобщенных умений и навыков в самообразовательные умения и навыки, и, наконец, а формирование основных жизненно необходимых для непрерывного образования на протяжении жизни естественнонаучных компетенций.
3. Механизм формирования основных естественнонаучных компетенций показывает, что осуществление дидактической цепочки УУ ^ ОУ ^ СУН ^ ОЕК необходимо осуществлять параллельно с использованием алгоритма формирования умения работать над теоретическим естественнонаучным материалом и алгоритма формирования умения работать над теоретическим естественнонаучным материалом.
Библиографический список
1. Камалеева А.Р. Концепции современного естествознания (курс лекций для гуманитарных и естественнонаучных факультетов педагогических вузов): Учебное пособие. - Казань: ТГГПУ, 2008.- 88 с.
2. Райский Б.Ф. Подготовка молодежи к самообразованию - одна из важнейших задач общеобразовательной школы / В сб. «Развитие у школьников стремления к самообразованию», Волгоград, 1973.
3. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. - М.: Знание, 1987. - 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №7), с.5
4. Усова А.В., Завьялов В.В. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1975. - 111 с., ил.
5. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2 ч.-М.: Просвещение, 1992. - 43о с; ил.
Bibliograhhy
1. Erdniev, P.M. Enlargement of Didactic Units as a Training Technology/ P.M. Erdniev. -М: Education, 1992.- 430 p., Illustr.
2. Kamaleeva, A.R. Concept of Modern Natural Science (A Course of Lectures for Humanitarian and Natural-Scientific Faculties of Higher Pedagogical Schools): Manual / A.R. Kamaleeva.-Kazan: TSGPU, 2008.- 88 p.
3. Raysky, B.F. Training the Youth for Self-Education Is One of the Major Problems of Comprehensive Schools / B.F. Raysky // In Collected Works «Schoolchildren’s Aspiration Development for Self-Education». - Volgograd, 1973.
4. Usova, A.V., Bobrov, A.A. Pupils’ Educational Abilities Formation / A.V. Usova, A.A. Bobrov. - М: Knowledge, 1987. - 80 p. (New in Life, Science, Technology. Ser. «Pedagogics and Psychology», №7).
5. Usova, A.V., Zavyalov, V.V. Educational Physics Conferences and Seminars at a High School. Teachers’ Book / A.V. Usova, V.V. Zavyalov. - М: Education, 1975.- 111 p., Illustr.