Бюджетная политика
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СТРАТЕГИИ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)
В. В. ЛЕВИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и менеджмента E-mail: [email protected] Тульский государственный университет
В статье обосновывается необходимость формирования бюджетной стратегии региона. В качестве основы для ее выбора предложена авторская модель анализа состояния бюджета. Определены альтернативы при формировании бюджетной стратегии, выявлены место и роль межбюджетного регулирования в рассматриваемых вариантах. Установлено, что в условиях кризиса стратегическое управление бюджетной политикой необходимо для обеспечения не только текущего антикризисного управления, но и дальнейшего развития региона.
Ключевые слова: бюджетная стратегия, региональный бюджет, межбюджетные отношения.
В условиях финансовой нестабильности особое значение приобретает бюджетная политика региона, позволяющая целенаправленно использовать механизмы бюджетного регулирования. Основной целью бюджетной политики субъекта Федерации является более полное и эффективное использование его бюджета для решения социальных и экономических задач. В сложившихся условиях особую роль играет адаптивность бюджетной политики к изменениям условий внутренней и внешней среды. Для достижения задач региональной бюджетной политики следует определить бюджетную тактику и стратегию. На сегодняшний день бюджетной стратегии регионов уделяется недостаточно внимания, что снижает эффективность использования имеющихся в регионе бюджетных и внебюджетных ресурсов. Таким образом, формирование и реализация бюджетной стратегии региона является актуальной задачей регионального управления.
Для принятия решений по выбору стратегических альтернатив необходимо осуществление ана-
лиза текущей финансовой ситуации в регионе. Для оценки возможностей региона в сфере финансовой политики, определения степени его участия в перераспределении бюджетных средств между уровнями бюджетной системы, анализа финансового состояния субъекта Федерации, его основных проблем и перспективных направлений развития автором предлагается использовать модель регионального бюджета, отражающую его роль в процессе получения и предоставления межбюджетных трансфертов. Доходы регионального бюджета могут рассматриваться как сумма налоговых, неналоговых поступлений и межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета. Среди межбюджетных трансфертов необходимо выделить межбюджетные трансферты, включаемые в собственные доходы, и субвенции. Расходы регионального бюджета могут быть представлены как сумма текущих и капитальных расходов в экономике, социальной сфере, обеспечении инфраструктуры и управлении и межбюджетные трансферты, предоставляемые муниципалитетам. Если в регионе используется практика «отрицательных трансфертов», поступающих из муниципальных бюджетов, то они могут быть также отдельно выделены среди доходных источников (так как большая часть межбюджетных трансфертов традиционно поступает из вышестоящих бюджетов). В случае если данные поступления незначительны в сравнении с общим объемом межбюджетных трансфертов, перераспределяемых в регионе, «отрицательные трансферты» могут не выделяться среди доходных источников регионального бюджета.
Модель бюджета субъекта Российской Федерации позволяет оценить: уровень централизации
бюджетных ресурсов в регионе; достаточность налоговых и неналоговых доходов, поступающих в бюджет субъекта Федерации для финансирования расходов, не связанных с перераспределением финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы; зависимости региона от трансфертов из федерального бюджета и его возможности в оказании финансовой помощи муниципальным образованиям.
Упрощенно модель бездефицитного регионального бюджета может быть представлена следующим образом: НЛ + НН + МБТ б ф + МБТ б ф + МБТ б =
соб. ф сбв. ф суб. отр
= ТР + КР + МБТ б + МБТ б ,
соб. р сбв. р
где НЛ — налоговые доходы бюджета,
НН — неналоговые доходы бюджета (в том числе доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), МБТсоб ф — межбюджетные трансферты, поступающие из федерального бюджета, которые относят к собственным доходам (дотации и субсидии), МБТсбв ф — субвенции, поступающие из федерального бюджета, МБТ , — «отрицательные трансферты»
суб. отр
(субсидии), поступающие из муниципальных бюджетов,
ТР — текущие расходы бюджета, КР — капитальные расходы бюджета, МБТсоб р — межбюджетные трансферты, перечисляемые из регионального бюджета в муниципальные, которые относятся к собственным доходам (дотации и субсидии), МБТсбв р — субвенции, перечисляемые из регионального бюджета в муниципальные. В случае если «отрицательные трансферты» незначительны в сравнении с общим объемом межбюджетных трансфертов, перераспределяемых в регионе, они могут не выделяться среди доходных источников регионального бюджета.
Учитывая, что многие субъекты Федерации формируют бюджет с дефицитом, модель для них может быть представлена в следующем виде: НЛ + НН +МБТ б ф + МБТ б ф + МБТ б +
соб. ф сбв. ф суб. отр
+ ИФ = ТР + КР+МБТ б + МБТ б ,
соб. р сбв. р
где ИФ—источники финансирования бюджетного дефицита.
Соотношение (МБТтб.ф+МБТсбв. ф) и (МБТтб. р+
МБТ б — МБТ б
сбв. р суб. отр
соб. ф
) позволяет сделать общий
вывод о том, является ли регион «конечным» получателем межбюджетных трансфертов, или они преимущественно перераспределяются между муниципалитетами. Для получения более детальных результатов автор рекомендует сравнивать получа-
емые и перераспределяемые субвенции, учитывая предоставление субвенций муниципалитетам за счет федеральных и региональных средств, анализировать объемы дотаций, получаемых региональным бюджетом на выравнивание бюджетной обеспеченности и средств, расходуемых им для решения этой же задачи на региональном уровне.
Оценивая доходные поступления бюджета субъекта Федерации, следует определить их достаточность для финансирования всех расходов, за исключением межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям:
НЛ + НН > ТР + КР.
В данном неравенстве региональный бюджет представлен изолированно, без учета его взаимодействия с федеральным и муниципальными бюджетами. На практике региональные бюджеты являются обязательным звеном системы межбюджетных отношений, получателями межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и источником финансирования существенной части расходов муниципальных образований.
По итогам проведенного анализа следует определить текущее состояние бюджетной политики, перспективы ее развития и осуществить выбор стратегических альтернатив для конкретного субъекта Российской Федерации. Особую актуальность это приобретает в условиях нестабильности внешней финансовой среды, когда целесообразно уделить особое внимание выбору стратегических альтернатив регионального развития.
В процессе формирования бюджетной стратегии субъекта Российской Федерации, при выделении базовых целей бюджетной стратегии региона необходимо учитывать, что бюджетная политика региона предполагает мобилизацию доходных источников в бюджеты региона и муниципальных образований, организацию финансирования расходных полномочий. Работа в двух этих базовых направлениях невозможна без развития системы межбюджетного регулирования на региональном уровне.
На взгляд автора, следует выделить основные виды альтернативных региональных бюджетных стратегий:
— выживание (антикризисная стратегия);
— устойчивое развитие;
— модернизация и реформирование бюджетной системы региона.
Бюджетная стратегия «выживание» (антикризисная стратегия) рекомендуется для остродотационных регионов, а также в условиях снижения налоговых поступлений в бюджет субъекта РФ.
Управление доходами бюджета
В условиях мирового финансового кризиса, предопределяющего изменчивость внешней среды и снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, эта стратегия приобретает особую актуальность. Реализация данной стратегии ориентирована на предотвращение введения «внешнего финансового управления», соблюдение требований законодательства по ограничению предельного размера дефицита регионального бюджета, бесперебойное финансирование текущих расходов, что особенно актуально в сложившихся условиях. В этом случае следует жестко ограничивать бюджетные расходы и изыскивать резервы бюджетных доходов: бюджетные планы пересматриваются, используется сметное планирование расходов учреждений, ужесточается налоговый контроль. Такая политика должна проводиться в рамках стратегии «выживание», но ее не следует сохранять в долгосрочной перспективе, так как в этом случае не будет обеспечено развитие региона, финансируемое за счет бюджетных ресурсов. В качестве критериев перехода к стратегии «устойчивое развитие» можно выделить соблюдение следующих неравенств:
НЛ + НН > ТР.
При этом
НЛ + НН+МБТ б ф + МБТ б ф + МБТ б +
соб. ф сбв. ф суб. отр
+ ИФ > ТР+МБТ б + МБТ б
соб. р сбв. р.
Таким образом, реализация этой стратегии предполагает дальнейший переход к стратегии «устойчивого развития» в результате преодоления кризиса либо к стратегии модернизации, если выявлена ее необходимость для развития финансов данного региона.
Бюджетная стратегия «устойчивое развитие» предполагает стабильное финансирование программы социально-экономического развития региона. Эта стратегия реализуется в рамках расходно ориентированной модели бюджета. Данная стратегия целесообразна в условиях внешней финансовой стабильности, стабильной бюджетной системы региона и качественно организованного бюджетного процесса. Она позволяет, не внося принципиальных изменений в систему организации бюджетных доходов, расходов, а также межбюджетного регулирования, обеспечивать финансирование приоритетов социально-экономического развития. Эта стратегия эффективна в условиях достаточного объема бюджетных средств и наработанного опыта финансиро-
I Бюджетная политика субъекта РФ
I
_1
Управление расходами бюджета
Управление налоговыми доходами
Управление неналоговыми доходами
Управление социальными расходами
Управление экономическими расходами
Управление расходами на межбюджетные трансферты МО
Рис. 1. Стратегия «устойчивое развитие»
вания развития региона за счет бюджетных и внебюджетных источников. Межбюджетное регулирование в данном случае не претерпевает существенного изменения, оставаясь ориентированным на традиционные цели, т. е. на преобладание выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и своевременное и полное финансирование делегируемых им государственных полномочий. Оно рассматривается как элемент организации политики в сфере бюджетных расходов (рис. 1).
Стратегия «модернизация и реформирование бюджетной системырегиона» предполагает: выделение факторов, влияющих на состояние бюджетной политики в целом и межбюджетных отношений как системообразующего элемента бюджетной политики в регионе; выбор показателей оценки эффективности предоставления межбюджетных трансфертов; формирование методик распределения межбюджетных трансфертов различных видов, учитывающих экономические и социальные цели, на достижение которых ориентирован данный вид трансфертов.
На основе анализа с использованием разработанной модели следует определить направления бюджетной политики субъекта Российской Федерации, требующие первоочередного реформирования. Именно межбюджетное регулирование во многом определяет перспективы развития региона, поэтому блоку межбюджетного регулирования должно быть уделено особое внимание в ходе формирования и реализации данной бюджетной стратегии субъекта Российской Федерации. Совершенствование межбюджетного регулирования позволяет
обеспечить развитие бюджетной политики субъекта Российской Федерации в сфере управления бюджетными доходами и расходами и оптимизировать структуру консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (рис. 2).
На взгляд автора, политика в сфере межбюджетных отношений должна быть организована региональными властями таким образом, чтобы стимулировать увеличение бюджетных доходов муниципальных образований, причем это должно происходить за счет налоговых и неналоговых доходов, а не за счет помощи вышестоящих бюджетов. Основным механизмом, который должен использоваться для увеличения бюджетных доходов, является финансовое стимулирование муниципальных образований к увеличению объема налоговых и неналоговых доходов. Следует отметить, что различных целей предполагается достигать с использованием различных видов межбюджетных трансфертов и методик их распределения. В среднесрочной перспективе необходим переход от преобладания выравнивающих межбюджетных трансфертов к стимулирующим трансфертам. Одновременно желательно обеспечить снижение общего объема финансовой помощи и существенное повышение уровня налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов муниципальных бюджетов для большей самостоятельности органов местного самоуправления и возможности более полного финансирования тех социально значимых расходов территориальных бюджетов, которые определены на муниципальном уровне.
Рис. 2. Межбюджетное регулирование в стратегии «модернизация и реформирование бюджетной системы региона»
Таким образом, стратегическое управление бюджетной политикой на региональном уровне ориентировано на достижение долгосрочных целей финансового развития региона и муниципальных образований, расположенных на его территории, и предполагает сбалансированность межбюджетных трансфертов различных видов, наличие стабильных и эффективных методик их распределения.
Межбюджетные трансферты являются инструментом, который может существенно повлиять на достижение приоритетов регионального развития, качество управления муниципальными финансами, организацию межмуниципального сотрудничества, стимулирование муниципальных образований к повышению объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов. Этот инструмент регулирования имеет огромный потенциал, который не ограничивается реализацией мероприятий по выравниванию бюджетной обеспеченности и может использоваться при формировании бюджетной стратегии субъекта Российской Федерации.
Традиционно для достижения приоритетов регионального развития используются субсидии, так как именно софинансирование расходов является достаточно эффективным способом концентрации финансовых ресурсов в тех направлениях, которые избраны на уровне субъекта Российской Федерации в качестве приоритетных. Субсидии из регионального бюджета ориентированы на развитие экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации. При выборе способов финансирования необходимо определить целесообразность и перспективность финансирования тех или иных направлений из бюджета субъекта РФ или из муниципальных бюджетов с применением субсидий из бюджета субъекта РФ. При выборе оптимального варианта финансирования приоритетных направлений в экономике и социальной сфере принятие решений должно основываться на эффективности расходов, которые могут быть осуществлены различными способами. При реализации стратегии «устойчивое развитие» именно субсидии являются межбюджетными трансфертами, ориентированными на финансирование приоритетов регионального развития.
Однако при реализации стратегии «модернизация и реформирование бюджетной системы региона» дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, являясь нецелевыми межбюджетными трансфертами, также позволяют обеспечить финансирование приоритетов регионального развития. В отличие от субсидий, ориентированных на финансирование приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы субъекта РФ и муниципальных образований, расположенных на его территории, дотации позволяют осуществлять достижение приоритетов в бюджетной политике и межбюджетном регулировании на уровне субъекта Федерации. Проведенный с использованием разработанной модели анализ бюджетов Тульской и Калужской областей позволил сделать вывод о первостепенной значимости расходов в сфере межбюджетного регулирования. Так, в бюджете Тульской области уровень объема средств, предоставляемых в виде трансфертов муниципальным образованиям, составил 28 % от общего объема бюджетных расходов, в бюджете Калужской области — 24 %.
Это обусловлено тем, что с позиции оптимизации эффективности бюджетной системы многие виды расходов целесообразно финансировать из местных бюджетов, следовательно, они должны быть обеспечены адекватными доходными источниками. Практика показывает, что именно органы местного самоуправления в наибольшей степени ориентированы на решение конкретных проблем, возникающих у граждан, проживающих на территории муниципального образования. На муниципальном уровне есть значительный потенциал для более быстрого и качественного решения задач, которые законодательно отнесены к вопросам местного значения. Кроме проблем, связанных с финансированием определенных объектов социальной сферы, поддержанием инфраструктуры муниципального образования, обеспечением безопасности, необходимо учитывать, что развитие конкретных территорий является обязательной составляющей развития государства в целом. Для переориентации органов местного самоуправления с решения текущих вопросов на обеспечение комплексного развития территории необходимо сформировать систему распределения бюджетных доходов, предполагающую выделение адекватных расходным полномочиям доходных источников на всех уровнях бюджетной системы. Учитывая сложившееся распределение средств, особенно остро диспропорция доходных источников и расходных полномочий наблюдается на муниципальном уровне. В свете реализуемой реформы
местного самоуправления проблема адекватности доходных источников местного бюджета расходным полномочиям органов местного самоуправления стоит особенно остро и является крайне актуальной для большинства муниципальных образований. Следовательно, администрациям субъектов РФ необходимо уделить особое внимание региональной политике в сфере организации и совершенствования системы межбюджетных отношений. Для развития системы межбюджетного регулирования на региональном уровне необходимо:
— более активно использовать механизмы финансового стимулирования;
— совершенствовать механизм выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, обеспечивая сохранение заинтересованности местных властей в увеличении объемов налоговых и неналоговых доходов;
— повысить прозрачность распределения субсидий, укрупнив их и снизив объемы нераспределенных субсидий;
— совершенствовать систему распределения полномочий и выявить причины нарастания объема передаваемых полномочий и, следовательно, субвенций.
Рассмотрим перспективы практического применения бюджетных стратегий на региональном уровне. В отдельных субъектах РФ бюджетная стратегия оформлена как самостоятельный документ. Например, в Республике Алтай в 2008 г. была принята бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу, которая «должна быть ориентирована на развитие республики с учетом эффективности и результативности бюджетных расходов». Стратегия содержит основные направления бюджетно-финансовой политики в области расходов, налоговой политики, указывает приоритеты бюджетных расходов, основные направления межбюджетных отношений и т. д. По мнению автора, использование подобного документа целесообразно в региональной бюджетной политике. Однако субъектам РФ следует при формировании бюджетных стратегий более детально подходить к оценке регионального бюджета и на ее основе определять цели и задачи развития бюджетной политики региона.
Так, анализируя модель бюджета Тульской области, являющейся типичным дотационным регионом Центральной России в 2007—2008 гг., можно сделать вывод о том, что налоговых и неналоговых доходов хватает для финансирования 98,5 % текущих и капитальных расходов бюджета за исключением оказания помощи бюджетам муниципальных образований. Сопоставление МБТсоб. ф + МБТсбв. ф и
МБТ , + МБТ, позволяет сделать вывод о том,
соб. р сбв. р ^ ^ '
что объем получаемых межбюджетных трансфертов в 1,4 раза меньше объема межбюджетных трансфертов, распределяемых между муниципальными образованиями, что свидетельствует о достаточном уровне децентрализации бюджетной системы региона.
Структура межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджеты регионов, показывает, что в бюджете Тульской области преобладают дотации. Учитывая актуальность и значимость совершенствования системы межбюджетных трансфертов для Тульской области, был проведен анализ межбюджетных субсидий и субвенций в бюджете региона, который показал, что в 2008 г. запланировано получение 15 видов субсидий и 18 видов субвенций из федерального бюджета, «отрицательные трансферты» определены на уровне 8 % от общего объема межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджет Тульской области. Среди получаемых межбюджетных субсидий преобладают субсидии на финансирование расходов социальной сферы, а также связанные с модернизацией инфраструктуры региона и муниципальных образований. Основным направлением, финансируемым за счет субвенций из федерального бюджета, является оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (более 60 % всего объема получаемых субвенций). В расходной части бюджета Тульской области в 2008 г. указаны 20 различных видов субвенций и 7 видов субсидий, распределяемых между муниципальными районами и городскими округами региона. Межбюджетные субсидии активно используются для финансирования целевых программ.
7 000
6 000
5 000
% 4 000
3 000
2 000
1 000
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Рис. 3. Изменение объемов дотаций, субсидий и субвенций из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований
Использование межбюджетных трансфертов для регулирования развития экономики, финансов и социальной сферы является значимой и актуальной задачей. Совершенствование системы межбюджетных трансфертов в регионе предполагает реформирование законодательной базы, анализ практики межбюджетных отношений и их совершенствование с учетом приоритетов региональной политики, внедрение новых методов и механизмов в организацию межбюджетных отношений на уровне субъекта РФ.
Динамика бюджетных ассигнований по разделу «Межбюджетные трансферты» отражена на рис. 3. Следует учитывать, что план на 2010—2011 гг. был отменен в связи с изменениями федерального и регионального законодательства в результате резкого снижения объема доходов, поступающих в бюджеты различных уровней.
Традиционно одним из основных видов межбюджетного регулирования являются дотации для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований (в 2009 г. запланировано расходов в сумме более 950 млн руб.). В 2009 г. также было запланировано перечисление стимулирующих дотаций в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Целью предоставления этих дотаций является стимулирование муниципальных образований, а их объем составляет 30 млн руб. в год. Однако объем стимулирующих дотаций явно недостаточен, так как составляет не более 0,5 % от общего объема межбюджетных трансфертов. Таким образом, распределение дотаций ориентировано на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Используемые механизмы выравнивания применялись и ранее (в 2007-2008 гг.) и позволяли решать эту задачу и обеспечивать финансирование преимущественно текущих расходов муниципальных образований Тульской области. Однако централизованное перераспределение значительного объема средств, обеспечивая выравнивание, не способствует развитию у муниципальных образований стимулов к развитию собственной налоговой базы.
Как уже было отмечено, большое внимание уделяется
Дотации Субсидии -Субвенции
0
субсидиям как инструменту софинансирования расходов регионов и муниципальных образований. В Тульской области основными направлениями использования субсидий являются:
— формирование районных фондов финансовой поддержки поселений;
— реформирование муниципальных финансов;
— софинансирование приоритетных расходов по отраслям экономики и социальной инфраструктуры.
Основной целью, которая достигается при использовании средств районного фонда финансовой поддержки поселений, является доведение среднего уровня бюджетной обеспеченности поселений до среднего значения.
Как известно, принципиальным отличием субвенций является то, что они не включаются в собственные доходы бюджета. Через областной Фонд компенсации осуществляется финансирование государственных полномочий, переданных на уровень местного самоуправления. В 2009 г. осуществлялось перераспределение 13 % всех расходов областного бюджета на финансирование Фонда компенсаций. Вероятно, в долгосрочной перспективе целесообразно уточнить распределение полномочий и источников финансирования между региональными и местными бюджетами в целях снижения объема субвенций, так как при перераспределении полномочий заинтересованность получателя субвенций в эффективности их использования существенно ниже, чем при финансировании собственных расходов.
Отметим, что при формировании антикризисной бюджетной стратегии необходим пересмотр многих параметров бюджетной политики. Однако необходимость разработки документа, отражающего бюджетную стратегию субъекта РФ, не вызывает сомнений. Существенное снижение объема налоговых поступлений в 2009 г. привело к тому, что для большинства субъектов РФ, в том числе и для Тульской области, очевидна необходимость реализации именно антикризисной бюджетной стратегии. Это означает мобилизацию ресурсов для покрытия текущих расходов в краткосрочном и среднесрочном периодах. В условиях кризиса актуальным является реформирование не только практики межбюджетных отношений в отдельных субъектах Федерации, но и самих методологических подходов к межбюджетному регулированию, а также оценки действенности и эффективности этого регулирования и его роли в финансировании регионального развития. В ситуации, когда уменьшение объемов бюджетных
ресурсов государства является очевидным фактом, необходимо оценить результаты реализуемой политики бюджетного выравнивания и финансовые возможности его дальнейшей реализации, активно разрабатывать подходы, позволяющие обеспечить повышение социальной и экономической эффективности процесса распределения межбюджетных трансфертов на региональном уровне без одновременного нарастания средств, распределяемых по каналам межбюджетного регулирования, а в среднесрочной перспективе — с ориентацией на возможное снижение объемов финансирования.
Рекомендуемый автором подход к межбюджетному регулированию на уровне субъекта Федерации предполагает, что управление межбюджетными трансфертами из бюджета субъекта Федерации рассматривается в рамках бюджетной стратегии региона. При этом представляется целесообразным, чтобы система межбюджетного регулирования и конкретные механизмы межбюджетных трансфертов определялись в зависимости от цели и задач финансовой политики данного субъекта Федерации, а бюджетное выравнивание организовывалось в соответствии со спецификой территорий, на основе показателей и критериев выравнивания, определяемых на региональном уровне. Следует учитывать, что в условиях финансового кризиса, существенно затрагивающего региональные и местные бюджеты, при разработке и реализации антикризисной бюджетной стратегии межбюджетное регулирование определяет не только перспективы выживания территорий, но и возможности их будущего развития.
Таким образом, стратегическое управление бюджетной политикой на региональном уровне ориентировано на достижение долгосрочных целей финансового развития региона и муниципальных образований, расположенных на его территории.
Список литературы
1. Карчевская С. А. Повышение эффективности межбюджетных отношений на региональном уровне // Финансы. 2008. № 10. С. 21-27.
2. Левина В. В. Развитие межбюджетных трансфертов в регионе // Финансы. 2008. № 6. С. 24-27.
3. Левина В. В. Стратегическое управление межбюджетными трансфертами на региональном уровне // Региональная экономика. 2007. № 17(56). С. 61-68.
4. Лексин В. Н, Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: ЛКИ. 2007.
5. ШаститкоА., ОвчинниковМ. Стратегическое управление при внедрении бюджетирования, ориентированного на результат // Вопросы экономики. 2008. № 3. С. 134-151.