Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ'

МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / CIVIL LAW / КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / STATE INSTITUTIONS / СИСТЕМА МВД РОССИИ / SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / ФИНАНСИРОВАНИЕ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / FINANCING OF STATE INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Анастасия Игоревна

Автор рассматривает бюджетное финансирование казенного учреждения системы МВД России, а также понятие казенного учреждения, которое позволит всесторонне определить их гражданско-правовой статус, повысить эффективность реализации правовых норм, регламентирующих деятельность казенного учреждения как субъекта гражданских правоотношений, и позволит устранить пробелы и противоречия в законодательстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNDING MECHANISM OF PUBLIC INSTITUTIONS IN THE SYSTEM THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

The author considered budget financing of state establishment of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and also a concept of state establishment which will allow to define comprehensively their civil status, to increase efficiency of implementation of the precepts of law regulating activity of state establishment as the subject of civil legal relationship and will allow to eliminate the available gaps and contradictions in the legislation

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ»

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФИЛИППОВА Анастасия Игоревна,

адъюнкт кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, е-mail: fipovaa@mail.ru

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Аннотация. Автор рассматривает бюджетное финансирование казенного учреждения системы МВД России, а также понятие казенного учреждения, которое позволит всесторонне определить их гражданско-правовой статус, повысить эффективность реализации правовых норм, регламентирующих деятельность казенного учреждения как субъекта гражданских правоотношений, и позволит устранить пробелы и противоречия в законодательстве.

Ключевые слова: гражданское право, казенные учреждения, система МВД России, финансирование казенного учреждения.

FILIPPOVA Anastasia Igorevna,

graduated in a military academy of department of a civil and labor law, civil process, the Moscow university Ministry of Internal Affairs of Russia of V. Ya. Kikot

THE FUNDING MECHANISM OF PUBLIC INSTITUTIONS IN THE SYSTEM THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

Annotation. The author considered budget financing of state establishment of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and also a concept of state establishment which will allow to define comprehensively their civil status, to increase efficiency of implementation of the precepts of law regulating activity of state establishment as the subject of civil legal relationship and will allow to eliminate the available gaps and contradictions in the legislation.

Keywords: civil law, state institutions, system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, financing of state institution.

УДК - 347 ББК - 67.404

Сегодня острым, проблемным вопросом остается финансирование казенного учреждения системы МВД России. В свою очередь, в процессе осуществления уставной деятельности государственное или муниципальное учреждение любого типа использует имущество собственника. Тем самым особенности права оперативного управления проявляются в ограничении правомочий пользования чужим имуществом [2]. Учреждения любого типа обязаны использовать государственное или муниципальное имущество по назначению и осуществляют деятельность в соответствии с уставными целями и задачами. Контроль над использованием

государственного или муниципального имущества по назначению, его сохранностью и эффективностью использования осуществляет собственник имущества [6]. Учреждение любого типа имеет право использовать государственное или муниципальное имущество для ведения доходной деятельности.

Денежные доходы, полученные учреждением, и имущество, приобретенное на доходы от разрешенной деятельности, закрепляются на самостоятельном балансе учреждения. В соответствии с п. 2 ст. 299 ГКРФ [1] плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

ПРАВО И ЭКОНОМИКА

также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление. Это означает, что в данном случае законодателем установлено правило, в силу которого право присваивать все полученное в процессе деятельности учреждения принадлежит собственнику имущества.

Казенное учреждение имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность. Доходная деятельность казенного учреждения признается правомерной, если она осуществляется для достижения целей, ради которых создан этот тип учреждения [4]. Вид доходной деятельности должен соответствовать ее уставным целям и задачам. И еще одно условие: доходная деятельность казенного учреждения должна быть указана в его учредительных документах. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждения данного типа. Доходы, полученные казенным учреждением, должны быть перечислены в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с законодательством собственник имущества казенного учреждения обязан полностью финансировать деятельность казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации [5]. Бюджетное финансирование казенного учреждения, в том числе, в системе МВД России направлено на обеспечение выполнения им тех функций, которые составляют предмет его деятельности, и включает:

- денежное содержание (вознаграждение, довольствие, заработную плату) работников казенного учреждения, командировочные и иные выплаты;

- оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд;

- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации;

- денежные средства, предназначенные на возмещение вреда, причиненного казен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

ным учреждением при осуществлении его деятельности. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

Казенное учреждение ведет расчеты с использованием бюджетных средств через лицевые счета, открытые ему в соответствии с бюджетным законодательством. Казенное учреждение, занимающееся в соответствии с уставом оказанием услуг, выполнением работ и/или исполнением государственных (муниципальных) функций в процессе реализации полномочий исполнительных органов федеральной или государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, вправе распоряжаться средствами соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы [3].

Установлено, что в законодательстве Российской Федерации определение казенного учреждения как субъекта гражданских правоотношений отсутствует. В статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации говорится о казенном учреждении как субъекте бюджетных правоотношений. Вместе с тем, казенное учреждение не только является субъектом бюджетных правоотношений, но и выступает в гражданском товарообороте в качестве самостоятельного юридического лица, имеющего организационно-правовую форму унитарного учреждения, основанного на праве оперативного управления на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, отвечающего по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

С целью устранения выявленной правовой пробельности целесообразно добавить п. 1 ст. 123.22 ГК РФ вторым абзацем следующего содержания: «<Казенное учреждение - это юридическое лицо, организационно-правовой формой которого является унитарное учреждение, основанное на праве оперативного управления на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, отвечающее по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами».

Закрепление в ГК РФ понятия казенного учреждения позволит всесторонне оп-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ределить гражданско-правовой статус казенных учреждений, в том числе, в системе МВД России, повысить эффективность реализации правовых норм, регламентирующих деятельность казенного учреждения как субъекта гражданских правоотношений, устранить имеющиеся пробелы и противоречия в законодательстве. Автор предлагает рассматривать казенные учреждения в системе МВД России как специфические некоммерческие организации, участвующие в гражданском обороте и обладающие особым правовым статусом. Это обусловлено тем, что основания возникновения и деятельность казенных учреждений в системе МВД России лежат в непроизводственной (нематериальной) сфере, поскольку они участвуют в гражданском обороте только для совершения сделок, направленных на обеспечение своей внутрихозяйственной деятельности.

С целью уточнения содержания и функций казенных учреждений системы МВД России дано пояснение, которое закрепляет данные юридического лица, правовой статус, тем самым указывает на их сущность, раскрывая содержание их деятельности и показывая ряд отличий казенных учреждений системы МВД России от других учреждений.

Из изложенного выше можно сделать вывод о том, что для казенного учреждения, в том числе, в системе МВД России единственным источником происхождения имущества и финансового обеспечения деятельности выступают бюджетные средства соответствующей бюджетной системы Российской Федерации, в то время как для бюджетного и автономного учреждений гражданским законодательством предусмотрено два источника происхождения имущества и финансового обеспечения — соответствующие бюджетные средства и собственные доходы.

Список литературы:

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от

28 марта 2017 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2017. № 1 (ч. I). Ст. 342.

[2] Ершова И.В. Имущество и финансы предприятия. Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие. М.: Юристъ, 1999. -397 с.

[3] Котенева Т.В. Актуальные вопросы формирования учетной политики казенного учреждения // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 10.

[4] Малолетко Н.Е. Финансовый механизм управления качеством образования в казенных учреждениях: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2012.

[5] Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений // Гражданское право. В 4 томах. Том 1. Общая часть: Учебник / Отв. редактор Е.А. Суханов. 3-е издание, перераб. и доп. М., 2008.

[6] Целовальников А.Б. Новеллы ГК России и реформирование системы юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 7.

Spisok literatury:

[1] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ (v red. ot 28 marta 2017 g.) // SZ RF. 1994. № 32. St. 3301; 2017. № 1 (ch. I). St. 342.

[2] Ershova I.V. Imushhestvo i finansy' predpriyatiya. Pravovoe regulirovanie: Ucheb-no-prakticheskoe posobie. M.: Yurist», 1999. -397 s.

[3] Koteneva T.V. Aktual'ny'e voprosy' formirovaniya uchetnoj politiki kazennogo uchrezhdeniya // Mezhdunarodny'j buxgalter-skij uchet. 2015. № 10.

[4] Maloletko N.E. Finansovy'j mexanizm upravleniya kachestvom obrazovaniya v ka-zenny'x uchrezhdeniyax: Avtoref. diss. . kand. yurid. nauk. Moskva, 2012.

[5] Suxanov E.A. Yuridicheskie lica kak uchastniki grazhdanskix pravootnoshenij // Grazhdanskoe pravo. V 4 tomax. Tom 1. Obshhaya chast': Uchebnik / Otv. redaktor E.A. Suxa-nov. 3-e izdanie, pererab. i dop. M., 2008.

[6] Celoval'nikov A.B. Novelly' GK Rossii i reformirovanie sistemy' yuridicheskix lic // Zakony' Rossii: opy't, analiz, praktika. 2015. № 7.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.