МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Зенин А.Ю., Нигмедзянова Э.И., Шмырева М.Б., к.э.н., ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России
В условиях реформирования нормативной базы в области пожарной безопасности актуально исследование механизмов управления уровнем пожарного риска объектов защиты. В докладе рассмотрены основные механизмы стимулирования предприятий для обеспечения их пожарной безопасности. Практическая деятельность показывает, что исследование механизмов управления социально-экономическими системами в различных областях безопасности позволяет вырабатывать управляющие решения, обеспечивающие наиболее полную реализацию этими системами своих возможностей. Особенно актуальны эти исследования в период реформирования нормативно-правовой и нормативно-технической базы. Выделяют следующие группы основных организационных и экономических механизмов управления уровнем обеспечения безопасности [1, 2]: комплексное оценивание уровня безопасности, экономическая ответственность, стимулирование повышения уровня безопасности, перераспределение риска, резервирование, формирование и использование централизованных фондов, управление региональными программами. Из перечисленных механизмов важную роль в условиях рыночной экономики играет стимулирование, так как оно связано не только с организациями, учреждениями или предприятиями (далее -предприятия) как с юридическими лицами, но, прежде всего, с собственниками, руководителями предприятий, имеющими личную экономическую и социальную заинтересованность в результатах работы предприятий. Важность механизмов стимулирования подтверждается и тем, что разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности пред- приятий является одним из направлений Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [3].
В промышленной и экологической безопасности к механизмам стимулирования, нашедшим отражение в российском законодательстве, относятся [2, 4]: льготное налогообложение, льготное кредитование мероприятий по повышению уровня безопасности, финансирование повышения уровня безопасности, компенсация затрат на повышение уровня безопасности, снижение ожидаемого ущерба, экономическая мотивация, согласование интересов органов управления.
К механизмам стимулирования разработки систем пожарной безопасности предприятий, регламентированным российским законодательством [5,6], относятся механизмы институционального управления: механизмы ограничения и ответственности. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность установлена за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, регламентированных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности. Причём, вид и тяжесть
наказания зависят от тяжести последствий невыполнения указанных требований и умысла.
Отсутствие в законодательстве эффективных экономических механизмов стимулирования разработки систем пожарной безопасности предприятий сдерживает внедрение эффективных технических решений по системам предотвращения пожаров, противопожарной защиты, а также организационно -техническим мероприятиям.
Список использованной литературы
1. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. -М.: МПСИ, 2015. - 584 с.
2. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. Механизмы управления эколого-экономическими системами / Под ред. Академика С.Н. Васильева. -Издательство физико-математической литературы, 2015. - 244 с.
4. Кочиева Т.Б., Новиков Д.А. Базовые системы стимулирования. -М.: ИПУ РАН, 2000. - 108 с.
5. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О пожарной безопасности".
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации.