Научная статья на тему 'Механизм благотворительной деятельности'

Механизм благотворительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1203
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
благотворительная деятельность / механизм / механизм государства / механизм правового регули- рования / механизм благотворительной деятельности / стадии благотворительной деятельности / charity activity / mechanism / mechanism of the state / mechanism of the legal regulation / mechanism of charitable activities / stages of charitable activities.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головкин Роман Борисович, Журавлев Владимир Иванович

Цель: установить сущностные свойства механизма благотворительной деятельности и сформулировать понятие«механизм благотворительной деятельности».Методы: достижение поставленной цели исследования реализовано при помощи комплекса методов, в основе ко-торых лежит взаимодействие диалектического и метафизического анализа, эпистемологические свойства которыхпозволили раскрыть различные аспекты функционирования механизма благотворительной деятельности с учетомтребований принципов всесторонности, комплексности, конкретности и объективности проводимого исследования.Результаты: установлены закономерности использования термина «механизм» в характеристике действия государстваи права, определена сущность механизма благотворительности, сформулировано определение понятия «механизмблаготворительной деятельности».Научная новизна: впервые на общетеоретическом уровне в юридической науке сформулировано определение по-нятия «механизм благотворительной деятельности» и установлены его сущностные свойства.Практическая значимость: исследование будет способствовать совершенствованию правового регулированияв области благотворительности, а также повышению эффективности и качества благотворительной деятельностив Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF CHARITY ACTIVITY

Objective: to establish the essential properties of the mechanism of charitable activities and to formulate the concept of "mechanism of charitable activity". Methods: the objective of the study is achieved using the complex of methods, which are based on the interaction of dialectical and metaphysical analysis, the epistemological properties of which allowed to reveal various aspects of the charitable activities mechanism functioning, taking into account the principles of comprehensiveness, complexity, specifi city and objectivity of the research. Results: the rules are stated of using the term "mechanism" to characterize actions of state and law; the essence of the charity mechanism is defi ned, the defi nition of "the mechanism of charitable activity " is formulated. Scientifi c novelty: for the fi rst time at theoretical level in legal science the defi nition of "the mechanism of charitable activity" is formulated and its essential properties are set. Practical signifi cance: the research will contribute to improving the legal regulation in the fi eld of philanthropy, as well as to improving the effi ciency and quality of charitable activity in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Механизм благотворительной деятельности»

Теория и история права и государства Theory and history of law and state

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

УДК 349.3:364 Головкин Р. Б., Журавлев В. И.

URL: http://hdl.handle.net/11435/2215 С. 204-213.

Р. Б. ГОЛОВКИН,

доктор юридических наук, профессор

Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир, Россия,

В. И. ЖУРАВЛЕВ

кандидат юридических наук, доцент

Российская международная академия туризма, г. Москва, Россия

МЕХАНИЗМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: установить сущностные свойства механизма благотворительной деятельности и сформулировать понятие «механизм благотворительной деятельности».

Методы: достижение поставленной цели исследования реализовано при помощи комплекса методов, в основе которых лежит взаимодействие диалектического и метафизического анализа, эпистемологические свойства которых позволили раскрыть различные аспекты функционирования механизма благотворительной деятельности с учетом требований принципов всесторонности, комплексности, конкретности и объективности проводимого исследования. Результаты: установлены закономерности использования термина «механизм» в характеристике действия государства и права, определена сущность механизма благотворительности, сформулировано определение понятия «механизм благотворительной деятельности».

Научная новизна: впервые на общетеоретическом уровне в юридической науке сформулировано определение понятия «механизм благотворительной деятельности» и установлены его сущностные свойства.

Практическая значимость: исследование будет способствовать совершенствованию правового регулирования в области благотворительности, а также повышению эффективности и качества благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: благотворительная деятельность; механизм; механизм государства; механизм правового регулирования; механизм благотворительной деятельности; стадии благотворительной деятельности.

Введение

Благотворительная деятельность - это комплекс социально необходимых и личностно значимых действий и операций в виде добровольной и бескорыстной передачи собственности и денег другим лицам, а также бескорыстного выполнения работ и оказания услуг. Для повышения эффективности этого вида социально полезного вида деятельности требуется его качественное регулирование и научное обобщение особенностей функционирования данного института.

Анализ действующего отечественного законодательства позволяет заключить, что правовое регулирование благотворительной деятельности базируется на Федеральном законе N° 135-ФЗ «О благотворительной

деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 с последующими изменениями и дополнениями (на сегодняшний день эти изменения и дополнения осуществлены до 05.05.2014). Кроме того, благотворительность урегулирована рядом специальных законов: Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и внесении измене-

204

Теория и история права и государства Theory and history of law and state

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др.

Проблемам благотворительности посвящен также ряд норм конституционного, гражданского, административного, налогового и трудового законодательства.

Необходимо отметить и тот факт, что законодательство, регулирующее благотворительность, продолжает развиваться, в апреле 2015 г. утвержден модельный закон о добровольчестве (волонтерстве)1, разработан проект Федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)»1 2. Следовательно, законодательство, регулирующее благотворительную деятельность, проявляет свойства комплексности и динамичности, в некоторых вопросах оно противоречиво и избыточно. Отсюда в исследовании данного законодательства требуется также комплексный, междисциплинарный подход в его изучении. Вместе с тем существующие научные исследования, посвященные данной проблеме, носят лишь отраслевой характер, это труды Н. А. Бобровой, В. И. Гавриленко, В. Т Кабышева, Е. В. Колесникова, Г. Н. Комковой, В. В. Мамонова,

О. Г. Румянцева, Т М. Пряхиной и др.

Между тем для исследования комплексного регулирования требуется и комплексное теоретико-правовое исследование, где концепция механизма благотворительности занимает краеугольное значение. Формирование операционного понятия «механизм благотворительной деятельности» является важной вехой общеправового исследования благотворительности. Данное исследование в конечном итоге позволит повысить уровень качества и эффективность организации благотворительности в современной России.

В процессе работы над проблемой механизма благотворительной деятельности применялись общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование и другие, а также частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и др. Кроме того, применялись методы синергетического конструирования юридических доктрин и понятийных рядов. Данные методы научного познания ис-

1 Модельный закон «О добровольчестве (волонтерстве)», принят в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015 Постановлением 42-15 на 42-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // СПС «КонсультантПлюс».

2 Проект ФЗ № 300326-6 «О добровольчестве (волонтерстве)» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на

21.06.2013) // СПС «КонсультантПлюс».

пользовались в комплексе для определения понятия, признаков благотворительной деятельности, а также повышения ее законности и эффективности.

Результаты исследования

Благотворительная деятельность - это юридическое явление, следовательно, и механизм ее осуществления имеет юридическую природу. Термин «механизм» широко применяется в юридических исследованиях, в особенности в теории государства и права, здесь это и механизм государства, и механизм действия права (правового воздействия), и механизм юридической конвергенции, и механизм юридической ответственности, и т. д. Широкое использование рассматриваемого (изначально технического) термина в гуманитарных исследованиях порождает множественность его интерпретаций. В связи с данным обстоятельством, прежде чем определять механизм благотворительной деятельности и устанавливать его особенности, разберем некоторые дефиниции данного явления.

Понятие, обозначаемое термином «механизм», изначально относилось к технике и характеризовало, прежде всего, процессы производства. Тем не менее уже в прошлом веке эта позиция была неоднозначной, и это наглядно отражалось в справочной литературе.

Так, в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона механизмом называется совокупность тел, ограничивающих свободу движения друг друга взаимным сопротивлением настолько, что все точки такой системы способны описывать только вполне определенные кривые (траектории) и при данной скорости одной из точек скорости и ускорения всех остальных точек системы являются вполне определенными. Механизм служит для передачи и преобразования движения. Как преобразователь движения механизм видоизменяет скорости, или траектории, или и то, и другое. Он преобразует скорости, если при известной скорости одной из его частей другая его часть совершает движение, подобное движению первой, но с другой скоростью. Механизм преобразует траекторию, если, в то время как одна из его точек описывает известную траекторию, другая описывает другую заданную траекторию...3 Как видно из представленной дефиниции, механизм - это прежде всего определенное средство преобразования движения в механике.

3 Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб.: Брокгауз - Ефрон. 1890-1907. URL: http://dic.academic. гаЛИс.п817Ьгок^ащ_е1гоп/67131/Механизм (дата обращения:

04.09.2015).

205

Теория и история права и государства Theory and history of law and state

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

В словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, Ф. Павленкова отражается несколько другая позиция. Здесь механизм трактуется более обширно: механизм - это способ, которым сила переходит в действие; также совокупность всех средств, необходимых для приведения в действие того или другого акта нашей деятельности (механизм речи, механизм движения, государственный механизм и пр.). Механизм в узком смысле рассматривается в этом издании как сумма элементарных частей технического средства, а также его внутреннее строение4. Иными словами, эта позиция представляет механизм в двух ипостасях: в широком и узком смысле. Широкий смысл характеризует механизм как определенное средство и метод человеческой деятельности, а в узком это понятие отождествляется с машиной (техническим средством).

Современное понятийное наполнение термина «механизм» еще сложнее. Например, в новом словаре иностранных слов М. Ситниковой механизм рассматривается в трех значениях:

1) устройство для передачи и преобразования движений, представляющее собой систему тел (звеньев), в которой движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывает вполне определенные движения остальных тел системы; механизмы бывают различными по конструкции и назначению, составляют основу большинства машин, приборов и других технических устройств;

2) внутреннее устройство, система чего-либо, например, государственный механизм управления;

3) совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо физическое, химическое, физиологическое и т. п. явление, например, механизм химической реакции, механизм мышления5.

В некоторых современных источниках проявляется еще один смысл механизма - как определенного вида системы, определенного структурного образования, на основании которого определяется последовательность деятельности (например, механизм запоминания)6.

Как видим, информационно-справочная литература как прошлого, так и современная, даже в расширенном варианте не дает однозначных и универсальных

4 Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1907. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ dic_fwords/42123/МЕХАНИЗМ (дата обращения: 04.09.2015).

5 Ситникова М. Новый словарь иностранных слов. М.: Феникс, 2010. 304 с.

6 Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1998. 847 с.

ответов на вопрос о сущности явления, обозначаемого термином «механизм». Данное умозаключение тем не менее позволяет предположить, что полисемантизм термина «механизм» связан и со сферой его применения, поэтому, чтобы приблизить значение термина «механизм» к предмету настоящего исследования, обратимся к анализу юридической литературы.

Человек, постигающий юриспруденцию, встречается в процессе обучения с термином «механизм», прежде всего, применительно к аппарату государства. В учебной литературе определение данного явления практически незыблемо и трактуется многими учеными в унисон как многоуровневая система государственных организаций и их подразделений, на основе закона осуществляющих государственную власть и реализующих функции государства [1, 2, 3, с. 207]. Отсюда львиную долю механизма государства, исходя из отечественной теоретико-правовой литературы, составляет аппарат государства, меньшая часть структуры механизма государства выражается средствами обеспечения деятельности аппарата - это правовые нормы, возникающие на основе них правоотношения, а также материальные средства обеспечения работы самого аппарата и реализация функций государства.

Как установлено выше, изначально механизм -это средство, машина, с помощью которых человек воздействует на действительность. Поэтому с данной позиции, хотя человек с помощью машины и воздействует на реальность, но сам находится за пределами механизма. Тем не менее теория механизма государства «видит» человека как системный элемент данного механизма, так как государственные органы, составляющие основу механизма государства, суть образования определенного множества людей, да и государственные служащие как единичные элементы механизма государства иногда единолично выполняют ту или иную функцию государства. Следовательно, человек (государственный служащий) в механизме государства превращается из субъекта деятельности одновременно в «винтик», в средство деятельности по достижению целей государства, вне зависимости от его чувственно-эмоциональных состояний. В данном контексте субъектом деятельности выступает только руководитель государственного органа либо глава государства и глава правительства.

В целом теория механизма государства, фактически рассматривая человека как механизм или часть этого механизма, формирует мнение о предопределенности и непреклонной неизбежности воздействия государства на общество и общественные отношения.

206

Теория и история права и государства Theory and history of law and state

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

В теории права термин «механизм» тесно связан с правовым регулированием общественных отношений, при этом исследователями делается упор в основном на планируемое воздействие права на общественные отношения. Данное понятие обозначается чаще всего как «механизм правового регулирования». Например,

С. С. Алексеев определяет дефиницию механизма правового регулирования как «систему правовых средств, при помощи которой осуществляется правовое воздействие на общественные отношения» [4, с. 153; 5, с. 9; 6, с. 317-318]. Следовательно, с точки зрения С. С. Алексеева механизм правового регулирования проявляет себя как полиэлементная интегрированная теоретико-правовая конструкция, обеспечивающая реализацию права, выраженного в законодательстве.

Структурно данная конструкция предполагает несколько элементных уровней:

- уровень плана воздействия права на общественные отношения. Этот уровень включает в себя: правовые нормы, правоотношения, юридические акты;

- уровень взаимосвязей системы механизма правового регулирования, его динамическая структура (правосознание, правовая культура, акты реализации правовых норм);

- функциональный уровень - отражает основные планируемые функции правового регулирования, позволяет проявить специфические функции, которые реализуют юридические средства первого уровня.

Представляется, что трактовка механизма правового регулирования, с одной стороны, характеризует лишь планируемое (предполагаемое) воздействие права на общественные отношения, с другой - эта трактовка расширяет понятие «механизм правового регулирования» до масштабов всей правовой системы общества, что «размывает» смысл и содержание рассматриваемой дефиниции и снижает ее теоретическую и практическую значимость. Несмотря на недостатки приведенной позиции, многие отечественные исследователи эту концепцию поддержали [7, с. 341; 8; 9, с. 1]7.

Тем не менее в теоретико-правовой науке имеют место быть и другие взгляды на механизм правового регулирования. Так, например, Т Н. Радько предлагает придерживаться более узкого подхода при определении механизма правового регулирования. По его мнению, механизм правового регулирования представляет

7 Точки зрения на рассматриваемую проблему С. С. Алексеева, В. Н. Хропанюка и А. В. Малько и других ученых объединяет взгляд на механизм правового регулирования как на «систему правовых средств».

собой систему правовых элементов, обеспечивающих одновременное взаимосвязанное упорядочение общественных отношений определенного вида [10, с. 578-579]. Ученый конкретизирует, что регулирование - одна из функций права, но не всей правовой системы и не в любых формах и направлениях, а лишь упорядочение правовыми элементами определенного вида общественных отношений. Данная регламентация осуществляется на основании конкретного юридического факта: это размещение субъектов правоотношений по их юридическим местам посредством определенных правовых элементов (юридических актов, правомочий, юридических фактов, обязанностей).

Следовательно, действие права в широком смысле (социальный механизм действия права), по мнению Т. Н. Радько, - это правовая ориентация, правовые установки, социальная среда, правовая информация, социальные последствия действия права и т. п. [10, с. 579].

Как видим из проведенного экспресс-анализа наиболее распространенных юридических концепций, связывающих понятие «механизм» с правом и правовым регулированием общественных отношений, несмотря на определенное единство концепций во взглядах на проблему, имеются некоторые противоречия и неполнота многих из них. Тем не менее, опираясь на юридическую парадигму, можно проявить некоторые особенности использования термина «механизм» применительно к праву в целом и правовому регулированию в частности.

Во-первых, термин «механизм» достаточно широко представлен в теории права. В юридических исследованиях можно встретить различные механизмы: и механизм действия права, и механизм правового регулирования, и механизм правового воздействия, и др. При этом правовые явления, обозначаемые термином «механизм», имеют вид сложных мегасистем, включающих различные самостоятельные сложные системы, например, подсистемы «механизм действия права» и «механизм правового регулирования» образуют более крупную мегасистему - «механизм правового воздействия на отношения».

Во-вторых, сложная система «механизм правового регулирования» представляет собой единство различных по своей природе и функциям подсистем, реализующих цели правового регулирования. Механизм правового регулирования является системой взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, с помощью которых упорядочиваются общественные отношения. Каждый из элементов самостоятелен

207

Теория и история права и государства Theory and history of law and state

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

и, как правило, также образует самостоятельную систему (например, систему правовых норм, систему принципов права и т. д.), но рассматриваемая отдельно самостоятельная система, включенная в механизм правового регулирования, становится подчиненной системой, т. е. подсистемой рассматриваемого механизма. Категория «механизм правового регулирования» в теории права отражает систему элементов-средств, с помощью которых осуществляется государственно-правовое воздействие на поведение участников общественных отношений, а также характеризует этапы данного воздействия.

В-третьих, теория механизма правового регулирования призвана оптимизировать претворение в жизнь планов законодателя, выраженных в праве, в реальное поведение субъектов правоотношений. Можно сказать, что механизм правового регулирования - это особая юридическая связь между нормами, правовыми принципами, юридическими актами реализации права и субъектами правоотношений. Эта связь выражается в поведении участников правоотношений на основе правосознания и правовой культуры с целью поддержания жизнедеятельности общественной системы и человечества в целом.

В-четвертых, механизм правового регулирования непосредственно юридическими средствами не исчерпывается. Современной наукой доказано, что право регулирует общественные отношения не изолированно, а в системе с моралью, обычаями, религиозными и корпоративными регуляторами, при этом правовые нормы занимают доминирующее и интегрирующее положение в этой системе [11; 12, с. 25-38; 13; 14; 15]. Следовательно, элементный состав механизма правового регулирования целесообразно дополнить иными неправовыми регуляторами общественных отношений, взаимодействующих с правовыми нормами.

В-пятых, юридическая теория не включает человека в структуру механизма, с помощью которого осуществляется правовое регулирование отношений, следуя технической концепции понятия «механизм». Теория права рассматривает механизм правового регулирования лишь как особые средства, а человека - как субъекта, использующего эти средства. Однако возникают сомнения относительно такой постановки проблемы. Дело в том, что большинство авторов включают в механизм правового регулирования правосознание и правовую культуру, которые неразрывно связаны с человеком и его поведением, поэтому, следуя общефилософскому учению о единстве целого и его части, можно сказать, что человек, как и в случае с теорией

государства, включен в механизм правового регулирования. В противном случае можно признать, что законы пишет лишь рука человека, а не сам человек.

В связи с изложенными соображениями относительно использования термина «механизм» в юридической теории применительно к правовому регулированию целесообразно обратиться к тексту самих юридических норм, составляющих основу рассматриваемого механизма.

В тексте нормативных правовых актов термин «механизм», так же как и в научной литературе, наполняется неоднозначным содержанием.

Прежде всего следует отметить, что достаточно часто термин «механизм» используется в значении процесса осуществления какой-либо деятельности. Например, ст. 17 Закона СССР «О кооперации в СССР» закрепляет, что кооперативная форма производства и распределения произведенного продукта, а также доходов обусловливает особенности хозяйственного механизма в кооперации: в планировании, ценообразовании, оплате труда, взаимоотношениях с государственным бюджетом, банками, в материальнотехническом обеспечении8.

Иногда в законодательстве термин «механизм» используется для обозначения системы особых средств, с помощью которых обеспечивается что-либо. Например, в тексте наименования гл. 6 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» упоминается экономический механизм охраны атмосферного воздуха9.

В законодательстве содержатся и классические интерпретации содержания понятия, обозначаемого термином «механизм», подразумевающие какое-либо техническое средство. Например, ст. 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, предусматривает наложение административного штрафа10 * *.

В правоприменительных и интерпретационных актах термин «механизм» фактически используется

8 Ст. 17 Закона СССР № 8998-XI «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) // СПС «КонсультантПлюс».

9 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 (ред. от 13.07.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

10 Кодекс РФ об административных правонарушениях № 195-

ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) (с изм.

и доп., вступ. в силу с 08.08.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

208

Теория и история права и государства Theory and history of law and state

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

для обозначения определенного порядка юридически значимых действий и решений. Так, в постановлении президиума ВАС РФ № 12157/13 от 17.12.2013 по делу № А28-5083/2012 устанавливается, что механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный в ст. 451 ГК РФ, не может быть использован для изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по следующим причинам.

1. Данный механизм предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из них в судебном порядке, что исключается ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса РФ.

2. Изменение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора. В аукционной документации была заложена возможность такого изменения11.

В положении «О порядке реализации в Российской Федерации протокола о механизме оказания военнотехнической помощи государствам - членам организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии» прямо указывается, что механизм - это определенный порядок:

1. Настоящим Положением определяется порядок реализации в Российской Федерации Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии (далее - Протокол)12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» «механизм» - это тоже определенная последовательность действий и решений. В данном акте определяются расходы на обеспечение функций государственных органов, действующих в рамках подпрограммы «Со-

11 Перечень позиций высших судов к ст. 451 ГК РФ «Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств» // СПС «КонсультантПлюс».

12 Указ Президента РФ № 343 «О порядке реализации в Российской Федерации Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии» от 08.04.2013 // СПС «КонсультантПлюс».

вершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Далее в скобках идет расшифровка деятельности, составляющей механизм предоставления услуг: (Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд)13.

В целом можно заключить, что термин «механизм» в юридических нормах используется в трех смыслах:

1. Механизм в традиционном значении обозначаемого этим термином понятия как технического средства.

2. Механизм - это определенная последовательность действий и операций.

3. Механизм - это совокупность различных средств, с помощью которых осуществляются юридически значимые действия.

Теперь что касается благотворительной деятельности. Ее механизм, исходя из обозначенной выше теории юридических механизмов, предположительно включает в себя определенный порядок действий, осуществляемых определенными физическими и юридическими лицами. Чтобы убедиться в содержании и элементной базе механизма благотворительности, а также чтобы сформулировать его понятие, обратимся к анализу специфики и свойств механизма благотворительной деятельности.

Прежде всего следует отметить тот факт, что урегулированность благотворительной деятельности законодательством предполагает ее осуществление в рамках определенного правоотношения. Как известно, любое правоотношение в своей структуре имеет три элемента: объект, субъекты, содержание.

В качестве объектов благотворительной деятельности законодательство РФ предусматривает: различное имущество (в том числе денежные средства), выполнение работ (бескорыстное), предоставление различных услуг, оказание иной поддержки14 *. Благотворитель обязуется безвозмездно передать другому лицу имущество (денежные средства) (благотвори-

13 ФЗ № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.». 04 2 0000 Подпрограмма «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы» от 01.12.2014 (ред. от 13.07.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

14 Ст. 1 ФЗ № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 (ред. от

05.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

209

Теория и история права и государства Theory and history of law and state

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

тельное пожертвование) в определенном размере, который устанавливается в договоре пожертвования.

По поводу объектов благотворительности возникают взаимоотношения между субъектами благотворительной деятельности, к которым, как правило, относятся благотворители, добровольцы (волонтеры) и благополучатели.

Благотворителями могут быть физические и юридические лица, осуществляющие бескорыстную безвозмездную деятельность по передаче в собственность имущества, в том числе денежных средств или объектов интеллектуальной собственности, а также наделяющие других лиц правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности.

Благотворители - физические лица, осуществляющие безвозмездную помощь в виде работ и услуг, как правило, они называются добровольцами или волонтерами.

Что касается получателей безвозмездной помощи и других благ (получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев и т. д.), то их законодательно обозначают как « благополучатели»15.

Содержание благотворительных отношений - это взаимные права и обязанности субъектов благотворительной деятельности, которые реализуются по определенной схеме поэтапно в виде особого юридического процесса.

Первую стадию данного процесса можно назвать инициацией акта благотворительной деятельности. Инициация происходит по просьбе благополучателя (письменной или устной) или инициативе благотворительной организации или физического лица, желающего оказать безвозмездную помощь другим лицам.

Вторая стадия - это определение целей благотворительности. Необходимо убедиться, что оказываемая безвозмездная помощь будет осуществляться в соответствии с целями благотворительной деятельности. Исчерпывающий перечень содержится в п. 1 ст. 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (например, в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических

15 Ст. 5 ФЗ № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 (ред. от

05.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов и т. д.).

Третью стадию можно обозначить как подготовку документов для осуществления благотворительности (эта стадия обязательна в основном для организаций).

Издается приказ по организации об оказании благотворительной помощи. Формируется проект благотворительного договора (договора дарения или договоров безвозмездного произведения работ и оказания безвозмездных услуг). Кроме того благотворительная помощь может производиться и на основании непосредственно письма благополучателя. При этом в любом случае при передаче имущества готовится накладная (по форме № ТОРГ-12) в двух экземплярах. При проведении безвозмездных работ и услуг готовятся акты приемки выполненных работ или оказанных услуг.

Четвертая стадия - это заключение договора дарения или договора оказания безвозмездных работ и услуг. В случае если благотворителем (дарителем) выступает организация (юридическое лицо) и стоимость пожертвования превышает 500 руб., то согласно п. 2 ст. 574 ГК РФ16 договор благотворительного пожертвования (дарения) осуществляют письменно. То же самое правило применимо и к договору безвозмездных работ и услуг. Нотариальная форма закрепления данных договоров не предусмотрена. Содержание благотворительного правоотношения в результате заключения названных договоров можно выразить через пример текста нормы ст. 572 ГК РФ17, где с целью благотворительного дарения благотворитель может совершать несколько действий:

1. Благотворитель безвозмездно передает или обязуется передать благополучателю вещь в собственность.

16 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 14-ФЗ от 26.01.1996 (ред. от 29.06.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

17 Там же.

210

Теория и история права и государства Theory and history of law and state

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

2. Благотворитель безвозмездно передает или обязуется передать благополучателю имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу.

3. Благотворитель освобождает или обязуется освободить благополучателя от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

4. Благотворитель осуществляет безвозмездные работы или услуги в интересах благополучателя.

При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.

Завершается данная стадия подписанием договоров, накладных и актов выполненных работ и предоставленных услуг.

Пятую стадию можно назвать оформлением результатов осуществления благотворительной деятельности. Законодательно оформление документов по осуществлению благотворительности не установлено, но, как правило, осуществление благотворительной деятельности можно подтвердить. Во-первых, подтверждением могут служить платежные документы (квитанции к приходным ордерам, платежные поручения, выписки с банковского счета и т. д.). Во-вторых, сами договоры о безвозмездной передаче денег, имущества и договоров об осуществлении безвозмездных работ и осуществления услуг, накладные и т. д. Следует учитывать тот факт, что если осуществлялась передача имущества, то необходимо, чтобы это было прямо отражено в договоре с указанием рыночной цены передаваемого имущества либо стоимости произведенных работ и услуг. В качестве приложения к договору должен быть акт приема-передачи благотворительного взноса или акт приемки выполненных работ и оказанных услуг. В-третьих, подтверждением благотворительности являются и акты, подтверждающие правовое положение благополучателя и цель перевода средств, передачи имущества либо осуществления работ и предоставления услуг (например, копии учредительных документов, бюджетной сметы, лицензии, при отсутствии которой невозможно осуществление той или иной деятельности).

Шестая стадия - получение налогового вычета на благотворительную деятельность. В этих целях по окончании налогового периода необходимо получить справку (справки) о доходах по форме 2-НДФЛ у лица (лиц), от которого получены доходы, облагаемые налогом по ставке 13 %. На основании этой справки можно получить подтверждение на право получения социального вычета, который предоставляется в

сумме, направленной на благотворительность, но не более 25 % дохода за отчетный период.

Для физических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность, также предусмотрена льгота по налогам. Граждане могут иметь социальный налоговый вычет в сумме оказанной помощи, но не более 25 % от полученных за год доходов (п. 1 ст. 219 НК РФ).

В целом можно заключить, что юридический порядок осуществления благотворительности - это несомненный элемент механизма осуществления благотворительной деятельности.

Выводы

Исходя из синергетического интегративного анализа применения термина «механизм» в правовой науке и практике, совмещенного с определением сущностных моментов реализации благотворительности, можно сделать определенные выводы.

Во-первых, термин «механизм» широко применяется в оценке общественной деятельности, в том числе он активно используется в юридической теории, а также при реализации права.

Во-вторых, явление, которое можно обозначить как «механизм благотворительной деятельности», имеет юридическую природу, так как оно достаточно широко отражено в законодательстве, а возникающие при его реализации связи и процессы взаимодействия физических и юридических лиц представляют собой правоотношения.

В-третьих, на практике механизм благотворительной деятельности проявляется через благотворительный процесс, который объективируется в относительно самостоятельные этапы осуществления благотворительности.

В-четвертых, исходя из проведенного исследования предлагаем следующее определение понятия «механизм благотворительной деятельности». Механизм благотворительной деятельности - это целостная совокупность правовых и неправовых форм, средств, методов, с помощью которых осуществляется благотворительная деятельность, а также юридический порядок ее осуществления различными физическими или юридическими лицами.

Список литературы

1. Алексеев С. С., Архипов С. И. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. С. С. Алексеев, С. И. Архипов. М.: Норма, 2005. 496 с.

2. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: курс лекций / отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. 3-e изд., перераб. и доп. М.: Норма; НИЦ Инфра-М, 2012. 640 с.

211

Теория и история права и государства Theory and history of law and state

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

3. Теория государства / под ред. Р. Б. Головкина и С. А. Софоновой. М.: Юрлитинформ, 2014. 272 с.

4. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. 396 с.

5. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. 360 с.

6. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. 752 с.

7. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1995. 384 с.

8. Малько А. В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. № 3. С. 54-62.

9. Завадская Л. Н. Механизм реализации права. М., 1992. 288 с.

10. Радько Т. Н. Теория государства и права. М.: Академический проект, 2005. 811 с.

11. Головкин Р. Б. Право в системе нормативного регулирования современного российского общества. Владимир, 1999. 124 с.

12. Головкин Р. Б. Правовое и моральное регулирование частной жизни: свойства, стороны, охрана и защита. Владимир: ВГПУ, 2005. 397 с.

13. Нерсесянц В. С. Право в системе социальной регуляции общественных отношений. М., 1986. 184 с.

14. Пеньков Е. М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. М., 1972. 196 с.

15. Сидоренко Н. И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М., 1995. 295 с.

В редакцию материал поступил 15.10.15

© Головкин Р. Б., Журавлев В. И., 2015. Впервые опубликовано в журнале «Актуальные проблемы экономики и права» (http://apel.ieml.ru), 15.11.2015; лицензия Татарского образовательного центра «Таглимат». Статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0/), позволяющей неограниченно использовать, распространять и воспроизводить материал на любом носителе при условии, что оригинальная работа, впервые опубликованная в журнале «Актуальные проблемы экономики и права», процитирована с соблюдением правил цитирования. При цитировании должна быть включена полная библиографическая информация, ссылка на первоначальную публикацию на http://apel.ieml.ru, а также информация об авторском праве и лицензии.

Информация об авторах

Головкин Роман Борисович, доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника по научной работе, Владимирский юридический институт ФСИН России

Адрес: 600020, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е, тел.: (4922) 32-44-17 E-mail: golovkinrombor@mail.ru

Журавлев Владимир Иванович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, Российская международная академия туризма

Адрес: Московская обл., г. Химки, мкр-н, Сходня, ул. Октябрьская, 10, тел.: (495) 574-24-24 E-mail: Zhuraviev_vi@mail.ru

Как цитировать статью: Головкин Р. Б., Журавлев В. И. Механизм благотворительной деятельности // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4. С. 204-213.

R. B. GOLOVKIN,

Doctor of Law, Professor

Vladimir Juridical Institute of Federal Service of Punishment Execution, Vladimir, Russia,

V. I. ZHURAVLEV,

PhD (Law), Associate Professor Russian International Academy for Tourism, Moscow, Russia MECHANISM OF CHARITY ACTIVITY

Objective: to establish the essential properties of the mechanism of charitable activities and to formulate the concept of "mechanism of charitable activity".

Methods: the objective of the study is achieved using the complex of methods, which are based on the interaction of dialectical and metaphysical analysis, the epistemological properties of which allowed to reveal various aspects of the charitable activities mechanism functioning, taking into account the principles of comprehensiveness, complexity, specificity and objectivity of the research.

212

Теория и история права и государства Theory and history of law and state

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

Results: the rules are stated of using the term "mechanism" to characterize actions of state and law; the essence of the charity mechanism is defined, the definition of "the mechanism of charitable activity " is formulated.

Scientific novelty: for the first time at theoretical level in legal science the definition of "the mechanism of charitable activity" is formulated and its essential properties are set.

Practical significance: the research will contribute to improving the legal regulation in the field of philanthropy, as well as to improving the efficiency and quality of charitable activity in the Russian Federation.

Key words: charity activity; mechanism; mechanism of the state; mechanism of the legal regulation; mechanism of charitable activities; stages of charitable activities.

References

1. Alekseev, S. S., Arkhipov, S. I. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law): uchebnik dlya vuzov / otv. red. S. S. Alekseev, S. I. Arkhipov. M.: Norma, 2005, 496 p.

2. Matuzov, N. I., Mal'ko, A. V. Teoriya gosudarstv i prava (Theory of state and law): kurs lektsii / otv. red. N. I. Matuzov, A. V. Mal'ko. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Norma; NITs Infra-M, 2012, 640 p.

3. Teoriya gosudarstva (Theory of state) / pod red. R. B. Golovkina i S. A. Sofonovoi. M.: Yurlitinform, 2014, 272 p.

4. Alekseev, S. S. Problemy teorii prava (Problems of theory of law). T. 1. Sverdlovsk, 1972, 396 p.

5. Alekseev, S. S. Obshchaya teoriya prava (General theory of law). T. 2. M., 1982, 360 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Alekseev, S. S. Voskhozhdenie kpravu. Poiski i resheniya (Ascend to law, search and solutions). M., 2001, 752 p.

7. Khropanyuk, V. N. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law). M., 1995, 384 p.

8. Mal'ko, A. V. Mekhanizm pravovogo regulirovaniya (Mechanism of legal regulation) // Pravovedenie, 1996, no. 3, pp. 54-62.

9. Zavadskaya, L. N. Mekhanizm realizatsii prava (Mechanism of law implementation). M., 1992, 288 p.

10. Rad'ko, T. N. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law). M.: Akademicheskii proekt, 2005, 811 p.

11. Golovkin, R. B. Pravo v sisteme normativnogo regulirovaniya sovremennogo rossiiskogo obshchestva (Law in the system of normative regulation of the modern Russian society). Vladimir, 1999, 124 p.

12. Golovkin, R. B. Pravovoe i moral'noe regulirovanie chastnoi zhizni: svoistva, storony, okhrana i zashchita (Legal and moral regulation of private life: properties, parties, protection and defense). Vladimir: VGPU, 2005, 397 p.

13. Nersesyants, V. S. Pravo v sisteme sotsial'noi regulyatsii obshchestvennykh otnoshenii (Law in the system of social regulation of public relations). M., 1986, 184 p.

14. Pen'kov, E. M. Sotsial'nye normy - regulyatory povedeniya lichnosti (Social norms as regulators of a personality behavior). M., 1972, 196 p.

15. Sidorenko, N. I. Sotsial'nye normy i regulyatsiya chelovecheskoi deyatel'nosti (Social norms and regulation of human activity). M., 1995, 295 p.

Received 15.10.15

Information about the authors

Golovkin Roman Borisovich, Doctor of Law, Professor, Vice Head on scientific work, Vladimir Juridical Institute of Federal Service of Punishment Execution

Address: 67е Bolshaya Nizhegorodskaya Str., 600020 Vladimir, tel.: (4922) 32-44-17 E-mail: golovkinrombor@mail.ru

Zhuravlev Vladimir Ivanovich, PhD (Law), Associate Professor, Head of the Chair of State-Legal Disciplines, Russian International Academy for Tourism

Address: 10 Oktyabr’skaya Str., Skhodnya district, Khimki, Moscow oblast, tel.: (495) 574-24-24 E-mail: Zhuraviev_vi@mail.ru

For citation: Golovkin R. B., Zhuravlev V. I. Mechanism of charity activity // Actual Problems of Economics and Law, 2015, no. 4, pp. 204-213.

© Golovkin R. B., Zhuravlev V. I., 2015. Originally published in Actual Problems of Economics and Law (http://apel.ieml.ru), 15.11.2015; Licensee Tatar Educational Centre «Taglimat». This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0/), which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work, first published in Actual Problems of Economics and Law, is properly cited. The complete bibliographic information, a link to the original publication on http://apel.ieml.ru, as well as this copyright and license information must be included.

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.