Научная статья на тему 'Механизм бенчмаркингового анализа торгового предприятия'

Механизм бенчмаркингового анализа торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пестрякова Т.П., Андрющенко А.

Современный менеджмент рассматривает бенчмаркинг как систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и повторение лучших параметров ведения бизнеса. В основе бенчмаркингового менеджмента лежит анализ конкуренции (превосходства), ориентированный на кооперацию и обмен информацией между подразделениями фирмы (внутрифирменная конкуренция) и между предприятиями (внутриотраслевая конкуренция). Тем самым в понятие конкурентной борьбы включается новый составляющий элемент взаимодействие, позволяющее повысить собственный результат деятельности, опираясь на уже достигнутые конкурентами результаты. Бенчмаркинговый анализ, изучая модели поведения предприятий-конкурентов, позволяет понять причины различий между ними и наметить пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм бенчмаркингового анализа торгового предприятия»

МЕХАНИЗМ БЕНЧМАРКИНГОВОГО АНАЛИЗА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Т.П. ПЕСТРЯКОВА, кандидат экономических наук, доцент

А. АНДРЮЩЕНКО Ставропольский государственный университет

Динамичность внутренней и внешней среды предприятия в условиях рыночной экономики требует новых подходов к управлению бизнесом,ориентированных на повышение его конкурентоспособности. Это ведет к объективной необходимости переосмысления базовых принципов и методов менеджмента, в том числе и механизма организации внутрифирменного анализа. Одним из перспективных направлений совершенствования аналитической работы на предприятии является внедрение бенчмаркингового подхода.

Современный менеджмент рассматривает бен-чмаркинг как систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и повторение лучших параметров ведения бизнеса. По мнению Ф. Котлера, бенчмаркинг представляет собой «процесс сравнения продуктов и процессов компании с таковыми у конкурентов или лидирующих фирм в других отраслях в целях поиска способов улучшения качества работы» [1]. Е.П. Голубков рас-

сматривает бенчмаркинг как «сбор информации о деятельности лучших предприятий и конкурентов об используемых ими методахуправления»[2]. Е.П. Федько считает бенчмаркинг разновидностью маркетинговых исследований [3].

В основе бенчмаркингового менеджмента лежит анализ конкуренции (превосходства), ориентированный на кооперацию и обмен информацией между подразделениями фирмы (внутрифирменная конкуренция) и между предприятиями (внутриотраслевая конкуренция). Тем самым в понятие конкурентной борьбы включается новый составляющий элемент — взаимодействие, позволяющее повысить собственный результат деятельности, опираясь на уже достигнутые конкурентами результаты. Бенчмаркинговый анализ, изучая модели поведения предприятий-конкурентов, позволяет понять причины различий между ними и наметить пути их преодоления. Сравнительная его характеристика представлена в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика бенчмаркингового анализа деятельности предприятия

Критерий сравнения Бенчмаркинговый анализ Традиционный анализ

Цель анализа Повышение конкурентоспособности предприятия Эффективное использование ресурсного потенциала предприятия

Предмет изучения Технология бизнеса I кпенциал предприятия

Объект изучения Бизнес-процессы; виды продукции Ресурсы предприятия

Источники аналитической информации 1. Данные внутрифирменных подразделений за исследуемый период. 2. Данные предприятий-конкурентов (внутри и вне отрасли) за исследуемый период 1. Нормативные данные. 2. Плановые данные предприятия и его подразделений. 3. Фактические данные предприятия и подразделений за исследуемый период

Механизм анализа Сравнение фактических данных предприятия с показателями предприятий-конкурентов Сравнение фактических данных предприятия с фактически достигнутыми, плановыми и (или) нормативными показателями

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шворш и ЪР/ГкжгстМ

33

ЬеЯгмсь^киЯгаё-ии аЯали^

3 (36) - 2005

Рассмотрим механизм бенчМаркингового анализа на примере организации розничной торговли предпринимателем без образования юридического лица (ПБОЮЛ) «Резников А.Л.» на базе трех магазинов в г. Ставрополе. В структуре продаж данных торговых точек 90,2% занимает реализация сотовых телефонов и аксессуаров к ним; 3,6% — проводных и радиотелефонов; 0,3% — фотоаппаратов; 1,5% — плееров; 4,6% — карт экспресс-оплаты услуг операторов сотовой связи. Общая торговая площадь помещений составляет 43 м2; штат работников — 12 чел. За 2003 г. доход от реализации товаров ПБОЮЛ «Резников А.Л.» достиг 9,5 млн. руб., чистая прибыль — 3,4 млн. руб., рентабельность продаж — 33%.

Организация бенчмаркингового анализа включает в себя несколько основных этапов (см. рисунок). На первом этапе определяются объекты исследования, в качестве которых выступают бизнес-процессы.

Теоретически любая сфера деятельности предприятия может быть бенчмаркирована. Однако на практике внедрение бенчмаркинга начинается с тех сфер (областей) бизнеса, которые в первую очередь влияют на повышение его конкурентоспособности. Выбор данных приоритетов осуществляется с помощью SWOT-анализа.

Анализ внутренней среды показал, что сильными сторонами бизнеса для ПБОЮЛ «Резников А.Л.» являются: широкий ассортимент реализуемой продукции; удачное расположение торговых точек; постоянный мониторинг рыночной конъюнктуры; контроль качества продаваемых товаров; лидерство в ценах; наличие квалифицированного персонала. Однако у предпринимателя отсутствует собственный сервисный центр, плохо стимулируется покупательский спрос, высоки транспортные расходы. К перечисленным слабым сторонам бизнеса добавляются угрозы внешней среды: изменение покупательских предпочтений; появление новых предприятий-конкурентов; частая ротация товарного ассортимента предприятиями-производителями.

Исходя из полученных в ходе SWOT-анализа данных, в качестве объекта бенчмаркинга для ПБОЮЛ «Резников А.Л.» является изучение покупательского спроса путем постоянного мониторинга регионального рынка сотовых телефонов.

Проведенные нами исследования показали, что 25% населения г. Ставрополя отдает предпочтение мобильным средствам связи фирмы NOKIA; 26% — SAMSUNG; 14% - MOTOROLA; 15% - SIEMENS; 10% — LG; около 60% вместе с телефонными аппаратами приобретают и аксессуары к ним. Причем

Этапы организации бенчмаркингового анализа на предприятии

среди дорогостоящих аппаратов наибольшей популярностью пользуются марки фирм NOKIA, SAMSUNG, SONY ERICSON, PANASONIC, среди наиболее дешевых-MOTOROLA, SIEMENS, LG (табл. 2).

Граждане в возрасте до 25 лет ориентируются на приобретение недорогих моделей сотовых телефонов фирм SAMSUNG (38% продаж), MOTOROLA (36%), № OKIA (27%) и ALKATEL (27%). Основные критерии их выбора — оптимальная цена и внешний вид аппарата. Их доля в общем объеме продаж достигает 32%.

Удельный вес покупок граждан в возрасте от 25 до 45 лет составляет 44%. Они, как правило, отдают предпочтение таким маркам, как SONY ERICSON (71 %), PANASONIC (64%), SAMSUNG (44%) и LG (48%). При этом основными критериями их выбора являются: престижность модели, функциональность, внешний вид. Именно покупатели данной возрастной группы ориентированы на приобретение последних моделей сотовых телефонов.

Население в возрасте от 45 до 65 лет занимает 16% общего объема продаж. При покупке средств мобильной связи оно акцентирует внимание на надежности аппарата, фирме-производителе и простоте использования. Чаще всего они приобре-

34

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш и ър&жиы

Таблица 2

Ценовая дифференциация рынка сотовых телефонов г. Ставрополя (за I квартал 2004 г.)

Фирма Удельный вес В том числе по цене, тыс. руб.

производитель продаж, % ДО 3,5 3,6-7 7,1-10 10,1-13 Свыше 13

Nokia 25 28 14 25 27 86

Samsung 26 13 46 42 40 -

Motorola 14 22 4 5 7 -

Siemens 15 17 15 5 - 9

LG 10 12 7 9 9 5

Sony Ericson 2 1 1 3 13 -

Panasonic 3 4 2 5 4 -

Alkatel 1 1 3 - - -

Philips 1 - 3 - - -

Прочие 3 2 5 6 - -

Итого... 100 100 100 100 100 100

тают продукцию таких фирм, как № OKIA (23% от объема продаж) и SIEMENS (20%). Покупатели старше 65 лет в основном предпочитают недоро-гиетелефонные аппараты фирмы SIEMENS (12% объема продаж). На их долю приходится 8% продаж средств мобильной связи.

Для анализа предпочтений покупателей с разным уровнем доходов нами выделены следующие их группы: очень состоятельные, способные приобрести сотовый телефон по цене свыше 13 тыс. руб.; состоятельные — от 8 до 13 тыс. руб.; обеспеченные — от 5 до 8 тыс. руб., и остальные, готовые потратить на покупку до 5 тыс. руб.

Очень состоятельные граждане выбирают аппараты фирм NOKIA (39% от общего объема продаж), SAMSUNG (17%) и SONY ERICSON (24%) за их качество, функциональность и внешний вид. Состоятельные покупатели ориентированы на модели фирм № OKI А (26%) и SAMSUNG (29%); обеспеченные - на фирмы NOKIA (23%), MOTOROLA (21%) и LG(13%); остальные категории граждан — на фирмы MOTOROLA (21%) и SIEMENS (16%). Заметим, что за I квартал 2004 г. в торговых точках ПБОЮЛ «Резников АЛ.» в среднем за день было приобретено 5 телефонных аппаратов по цене до 3,5 тыс. руб.; 3 — по цене от 3,6 до 7 тыс. руб. и 1 аппарат стоимостью свыше 7 тыс. руб.

Таким образом, предпринимателю следует ориентировать свой бизнес преимущественно на покупателей молодого и среднего возраста, имеющих средний и ниже среднего уровень доходов. Это касается выбора эффективной ассортиментной, ценовой, рекламной политики, а также организации торгового процесса.

На втором этапе бенчмаркингового анализа осуществляется выбор базы для сравнительного исследования, в качестве которой могут быть взя-

ты как внутрифирменные подразделения, так и предприятия-конкуренты, работающие внутри отрасли и за ее пределами. При этом определенный интерес представляют не только лидеры, но и аутсайдеры, позволяющие заранее выявлять возможные причины неудач в бизнесе. Если внутрифирменный бенчмаркинг более доступен и объективен, то бенчмаркинг конкурентов затруднен из-за конфиденциальности информации и отсутствия унификации аналитических показателей.

Для ПБОЮЛ «Резников АЛ.» субъектами для анализа превосходства являются лидеры российского рынка сотовых телефонов — ООО «Выставка мобильной связи», ООО «Средства мобильной связи» и ООО «Мобайл-Юнион», работающие на рынке г. Ставрополя (табл. 3).

ООО «Мобайл-Юнион» входит в группу компаний Dixis, являющейся общенациональным лидером в области розничной торговли и оказания сервисных услуг на рынке мобильной связи. Она официальный дистрибьютер таких телекоммуникационных компаний, как Sony Ericson, Nokia, Siemens, Motorola и др. В ее состав входят: более 100 собственных торговых точек, 70 франчайзин-говых салонов, 2 собственных и 20 франчайзинго-вых сервисных ремонтных центров. Для стимулирования покупательского спроса компания ввела программу обслуживания корпоративных дисконтных карт и систему ценовых скидок.

Факторами успеха ООО «Выставка мобильной связи» являются: развитая сеть собственной розничной торговли; привлекательная ценовая политика и эффективная рекламная кампания, построенная в основном на презентациях новых моделей продукции (табл. 4).

ПБОЮЛ «Резников АЛ.» предлагает на рынок широкий ассортимент качественной продукции.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгория -и тгрАкжъскл

35

Таблица 3

Экспертный анализ предприятий-конкурентов на рынке сотовых телефонов г. Ставрополя (по 9-балльной системе)

Фактор конкурентоспособности ПБОЮЛ ООО «Выставка ООО ООО «Средства

«Резников А.Л.» мобильной связи» «Мобайл-Юнион» мобильной связи»

I. Товар

Качество 7 5 5 5

Имидж предприятия-производителя 5 8 5 4

Уровень сервисного обслуживания 5 3 б 4

Гарантии 5 8 5 7

Защищенность патентом 7 5 3 3

Средний балл оценки 4,8 4,8 4 3,8

II. Цена

Прейскурантная б 7 6 4

Система скидок 1 1 1 1

Средний балл оценки 3,5 4 3,5 2,5

III. Каналы сбыта

Степень охвата рынка 4 5 3 2

Размещение складских помещений 4 5 4 4

Система управления запасами 5 6 5 4

Организация транспортировки продукции 5 6 5 5

Средний балл оценки 4,5 5,5 4,2 3,7

IV. Продвижение товара

Эффективность рекламной кампании 3 7 5 3

Организация стимулирования спроса 3 7 3 3

Работа со СМИ 5 6 2 2

Средний балл оценки 3,7 6,7 3,3 2,7

Итого баллов 65 79 58 51

Таблица 4

Оценка факторов успеха предприятий-конкурентов на рынке сотовой связи г. Ставрополя

Удельный вес фактора, %

Фактор ООО «Выставка ООО ПБОЮЛ

мобильной связи» «Мобайл-Юнион» «Резников А.Л.»

Брэнд предприятия-производителя 17 20 12

Качество товара 10 20 25

Разнообразие ассортимента 13 15 30

Качество сервисного обслуживания 8 20 -

Качество обслуживания покупателей 15 8 13

Ценовая политика 22 9 20

Рекламная кампания 15 8 -

Так, доля ^сертифицированного товара у него составляет 20%, в то время как у ООО «Выставка мобильной связи» — 50%. Однако предприниматель не уделяет должного внимания уровню сервисного обслуживания. Если гарантийный срок на приобретенные у ООО «Выставка мобильной связи» сотовые телефоны составляет от 1 до 3 лет в зависимости от модельного ряда, то у ПБОЮЛ «Резников А.Л.» — от 6 мес. до 1 года.

Об отсутствии комплексной системы стимулирования сбыта продукции у ПБОЮЛ «Резников А.Л.» можно судить поданным табл. 5 и 6.

После проведения анализа превосходства завершающим этапом бенчмаркингового исследования является определение путей повышения кон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

курентоспособности предприятия. Для ПБОЮЛ «Резников А.Л.» это: повышение качества сервисного обслуживания за счет открытия собственной ремонтной базы; внедрение гибкой ценовой политики на продукцию (системы скидок и дисконтных карт); организация эффективной рекламной кампании; диверсификация бизнеса в сторону расширения объемов продаж проводных радиотелефонов и фотоаппаратов.

Особое внимание предпринимателю следует уделить контактам с покупателями, расценивая их не как одноразовое мероприятие, а как возможность построения долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества. Тем более что владельцы малых магазинов лучше позиционированы и могут уста-

36

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя % ъыкжсм

ЬеЯгма^сиКга&ъй аНЛлиу,

3 (36) - 2005

Таблица 5

Причины отказа от совершения покупки у ПБОЮЛ «Резников А.Л.» (I квартал 2004 г.)

Причина Удельный вес покупателей, отказавшихся от покупки, %

Очень состоятельные Состоятельные Обеспеченные Остальные

Высокая цена 8 9 15 23

Отсутствие сертификации на товар 15 10 8 7

Длительность гарантийного срока 18 10 8 6

Качество обслуживания покупателей 2 4 5 7

Отсутствие нужной модели продукции 15 9 10 5

Иные причины 42 58 54 52

Таблица 6

Причины совершения покупок у ПБОЮЛ «Резников А.Л.» (I квартал 2004 г.)

Причина Удельный вес покупателей, совершивших покупку, %

Очень состоятельные Состоятельные Обеспеченные Остальные

Доступная цена на товар 10 16 21 25

Наличие сертификата на товар 9 10 6 5

Имидж предприятия-производителя 14 8 4 2

Качество обслуживания покупателей 8 7 7 6

Широкий ассортиментный набор продукции 19 16 18 12

Воздействие рекламы 1 3 2 4

Прочие причины 39 40 42 46

навливать доверительные личностные отношения с клиентами, предлагая определенный стандарт обслуживания, соответствующий ожиданиям покупателей. Большое значение при этом имеет организация обучения торгового персонала технологическим и поведенческим навыкам с помощью специальных тренингов, моделирующих образцы поведения, выявленные в ходе бенчмаркингового анализа превосходства, а также разработка долж-

ностных инструкций с критериями оценки труда различных категорий работников.

Таким образом, внедрение в практику менеджмента торгового предприятия бенчмаркингового анализа позволит повысить его эффективность и конкурентоспособность, а также изменить подходы к конкурентной борьбе, сориентировав ее на соперничество — взаимодействие участвующих сторон.

Литература

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990.

2. Голубков Е.П. Маркетинг: словарь-справочник. — М.: Дело, 2000.

3. Федько В.П. и др. Основы маркетинга. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгсръЯ ъ Ъ7>А?ЖЪЫ

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.