Научная статья на тему 'Механические потери частотно-регулируемого асинхронного двигателя с дебалансным ротором'

Механические потери частотно-регулируемого асинхронного двигателя с дебалансным ротором Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
271
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБАЛАНСНЫЙ РОТОР / ПУСК / СИЛА РЕАКЦИИ ПОДШИПНИКОВ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Дмитриев Владимир Николаевич, Горбунов Алексей Александрович

Поставлена и решена задача аналитического определения возмущающих сил, действующих на подшипниковый узел дебалансного вибратора в различных режимах работы вибрационной системы. Предлагается способ опытного определения механических потерь на вибрационной установке, выполненной с возможностью раздельного управления частотой вибрации и величиной её вибросмещения. Показано, что влияние виброускорения системы на величину реакции подшипников мало по сравнению с действием центробежной силы и в расчёт может не приниматься

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Дмитриев Владимир Николаевич, Горбунов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механические потери частотно-регулируемого асинхронного двигателя с дебалансным ротором»

ЭНЕРГЕТИКА

УДК 621.313.333

В. Н. ДМИТРИЕВ, А. А. ГОРБУНОВ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДЕБАЛАНСНЫМ РОТОРОМ

Поставлена и решена задача аналитического определения возмугцающих сил, действующих на подшипниковый узел дебалансного вибратора в различных реэюимах работы вибрационной системы. Предлагается способ опытного определения механических потерь на вибрационной установке, выполненной с возможностью раздельного управления частотой вибрации и величиной её вибросмещения. Показано, что влияние виброускорения системы на величину реакции подшипников мало по сравнению с действием центробежной силы и в расчёт может не приниматься.

Ключевые слова: дебалансный ротор, пуск, сила реакции подшипников

Для установления требований к параметрам вибрационных двигателей необходимо рассмотреть вопрос о расходе мощности на преодоление встречающихся в рабочем режиме сопротивлений и характере их изменения. Как показывают исследования [1, 2], механические потери вибропривода составляют значительную часть номинальной мощности двигателей и изменяются в широких пределах в процессе регулирования скорости вращения дебалансов. Следует отметить, что в известной нам литературе по подшипникам не рассмотрены особенности их работы в условиях интенсивных вибраций в широком диапазоне скоростей вращения. Однако значительные центробежные силы дебалансов, достигающие нескольких десятков тонн, вибрационные ускорения, достигающие до 30 g и более, в совокупности со значительными угловыми ускорениями, вызываемыми пульсирующим моментом, создают циклический характер нагрузки подшипников, вызывают их ускоренный износ и повышение механических потерь.

В работе И. М. Чебурахина предложена эмпирическая формула для расчётного определения суммарных механических и добавочных потерь вибрационных двигателей. Однако указанная формула справедлива только для скорости вращения 3000 об/мин и относится к вибраторам с возмущающей силой не выше 3 тонн [3].

Исследованию влияния виброускорения оси дебалансного ротора на подшипниковый узел вибраторов посвящена статья [4], в которой получено выражение усилия в функции статического момента дебалансного ротора и параметров вибрационной системы. Однако при выводе

формулы не учтён угол сдвига фаз между виброускорением и центробежной силой, что явилось следствием некоторых неверных выводов, в частности, получено завышенное значение величины усилия на подшипник в резонансном режиме. Учитывая изложенное, в настоящей работе поставлена задача аналитического определения возмущающей силы, действующей на подшипниковый узел дебалансного вибратора в различных режимах работы вибрационной системы.

Для аналитического исследования влияния виброускорения системы на механические потери вибраторов рассмотрим силы, действующие на подшипниковый узел в различных режимах работы вибрационной системы.

Реакция подшипников вибраторов динамической системы представляет собой сумму постоянно действующего амплитудного значения центробежной силы F = аи0гсо 2, вращающейся в

пространстве с угловой скоростью вращения ротора и неподвижной в пространстве и пульсирующей во времени силы инерции дебалансного ротора, равной по величине произведению массы дебалансов на виброускорение оси ротора

т0хт sin со /.

Пульсирующая сила может быть разложена на две силы, вращающиеся в противоположных направлениях с амплитудами, равными половине максимальной амплитуды пульсирующей. После сложения всех рассмотренных сил реакция подшипников определится выражением:

F =

У

+

f

\2

т

т

0

\

У О

+ хт т q reo " cos( ср - tí )

+ 1 .. . , + -xmm0sin(üt

(1)

В. Н. Дмитриев, А. А Горбунов, 2006

где Т7 - амплитуда силы, действующая на подшипниковый узел,

Ф - сдвиг фаз между центробежной силой и вибросмещением системы,

хт - амплитудное значение виброускорения.

Из анализа соотношения (1) следует, что усилие, действующее на подшипниковый узел вибровозбудителя, имеет постоянную и пульсирующую составляющие.

При работе вибрационной системы в далеко зарезонансном режиме, характерным для большинства промышленных виброустройств, фазовый сдвиг равен ф =180°, и выражение (1) примет вид

F =

т 0 гш

У

\ 2

+ т

т

2 j

+ хм т ¡гсо 2 +

+

т

2 J ..

т п sin со / = т Л г со +

1 ..

х т о +

т

+ — х т т 0 sin со/

(V

(2)

Дорезонансный режим вызывает фазовый сдвиг между центробежной силой и виброускорением ф = 0°, что приводит выражение (1) к виду

F - м0г(й2 - ^хтт0 + yjcmm0 sin (Oí (3)

В резонансном режиме фазовый сдвиг ф = 90°, вследствие чего получаем усилие, действующее на подшипниковый узел:

F = л(т0гсо2У + [т

\

т

2 ;

+

т

т 0 sin со t

(4)

Анализ выражения показывает, что зарезонанс-ный режим характеризуется повышением усилий, действующих на подшипники ввиду совпадения по фазе инерционных сил дебалансного ротора и его центробежной силы.

Максимальное значение реакции подшипников получим из (2), приняв sin cot -1:

^max =m0ü)2(r + xj, (5)

из которого следует, что выполнение дебалансного ротора с эксцентриситетом, соизмеримым с амплитудой колебаний системы вызывает необходимость учёта влияния виброускорения на механические потери вибродвигателей. На практике эксцентриситет дебалансов обычно в 50-100 раз превышает величину вибросмещения системы. Следовательно, влияние виброускорения на величину реакции подшипников ничтожно мало по сравнению с действием центробежной силы и в расчёт может не приниматься.

Трудность расчётного определения механических потерь в виброприводе в значительной степени связана с трудностью определения сил трения в подшипниках качения, обусловленных наличием значительных вибрационных и знакопеременных угловых ускорений тел качения и сепаратора, а также рядом других факторов, например, величиной радиального и окружного зазора подшипников, качеством смазки и режимом её замены и т. п. Вследствие этого наибольшее значение приобретают задачи экспериментальных исследований.

Предлагается способ опытного определения механических потерь на вибрационной установке, выполненной с возможностью раздельного управления частотой вибраций и величиной её вибросмещения путём управления пространственной ориентацией вращающихся дебалансов. Установка представляет собой платформу с четырьмя синхронными двигателями продольно-поперечного возбуждения или асинхронными двигателями с контактными кольцами и деба-лансными вибровозбудителями с регулируемыми статическими моментами [5].

Такая установка позволяет раздельно исследовать влияние на механические потери вибродвигателей:

• центробежной силы, путём изменения статического момента дебалансов на фиксированных частотах;

• скорости вращения дебалансов, путём изменения частоты питающей сети;

• виброскорости, путём изменения возмущающей силы всей системы без изменения возмущающей силы на каждом вибраторе.

Исследование влияния центробежной силы и скорости вращения дебалансов на механические потери необходимо проводить на неподвижной платформе, что достигается раздвигом дебалансов, вращающихся в одну сторону, на угол 180°.

В этом случае измеренная потребляемая мощность на двигателях включает составляю-

Л

щие электрических потерь I R, потери в стали статора и исследуемые механические потери.

Для разделения потерь двигателя на механические Рмех и потери в стали Рст_ строится зависимость Рмех+РСт=f(U)2, которая приближается к прямолинейной зависимости, так как потери в стали пропорциональны квадрату напряжения, а механические потери от напряжения не зависят:

Рщх+Р*т = Р, -3I2R. (6)

Здесь Pj - замеренная потребляемая мощность двигателя.

2

Экстраполяция прямой РМех+Рст~ f(U) на нуль напряжения определяет величину механических потерь.

При определении зависимости механических потерь от виброскорости платформы появляется необходимость учёта дополнительных потерь мощности в диссипативных элементах системы и на излучение.

Указанные потери определяются по формуле [6]:

Р =

Мд/Оо - со 2У + 4 и

2 2 СО

БШ ф

(7)

где т =

Ф = аг^

2/7(0

со I - со 2

Резонансная угловая частота системы со0, коэффициент потерь Ь, определяются экспериментально или расчётным путем.

Выделение механических потерь из величины потребляемой двигателем общей мощности производится путём вычитания из них потерь в меди и стали статора и вибрационных потерь, определяемых выражением (7).

Большое число проведённых экспериментов позволяет для определения механических потерь частотно-управляемых вибродвигателей предложить следующую эмпирическую формулу, полученную в результате обработки статистического материала:

Рмех = КтрР0Л5© 1,4 '10 "3 ^ (8)

Здесь Ктр- 0,01-0,02 для шариковых и Кт - 0,02-0,03 для роликовых подшипников; со - угловая скорость вращения, 1/с; Б - центробежная сила, Н.

Существенную зависимость механических потерь от частоты вращения можно объяснить дополнительной составляющей потерь на трение дебалансов и ротора о воздух.

Следует отметить, что предложенная формула даёт хорошее совпадение с результатами экспериментального определения механических потерь асинхронных вибродвигателей, приведённых в работах [1, 2, 3].

В случае раздельного исполнения приводного двигателя и дебалансного вибровозбудителя, механические потери будут определяться суммой потерь в подшипниковых узлах вибровозбудителя и приводного двигателя. При этом, как показали исследования, механические потери в подшипниках двигателя без значительных погрешностей могут быть рассчитаны по обычной формуле [7]. Это объясняется отсутствием центробежных сил, действующих на подшипниковый узел двигателей и демпфированием циклического характера нагрузки, передаваемой на вал двигателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Кудрянцев, Л. А. Подшипники для деба-лансных вибраторов / Л. А. Кудрянцев, Г. Д. Струдниц, И. М. Чебурахин // Строительные и дорожные машины. - 1974. - № 12. - С. 23-28.

2. Фузеев, А. В. Трение опор приборов при вибрации / А. В. Фузев. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1973. - 221с.

3. Чебурахин, И. М. О механических потерях асинхронных двигателей вибраторов общего назначения / И. М. Чебурахин // Механизированный инструмент и отделочные машины. ЦНИИ-ТЭстроймаш. - 1971. - Сб. 2. - С. 38^4.

4. Ребрик, Б. М. Величина усилий, возникающих между корпусом колеблющегося центробежного вибровозбудителя и дебалансными валами / Б. М. Ребрик // Вибрационная техника. - 1966.-С. 43-48.

5. А. с. 482207, СССР, МКИ В06 В 1/16 / Вибратор / Дмитриев В. Н., Кулаков В. Ф., Сем-кин Е. В // БИ. - 1975. - № 32.

6. Быховский, И. И. Основы теории вибрационной техники / И. И. Быховский. - М.: Маши-

0

ностроение, 1969. - 340 с.

7. Дмитриев, В. Н. Проектирование и исследование асинхронных двигателей малой мощности: учебное пособие для специальности 18.04 / В. Н. Дмитриев. - Ульяновск: УлГТУ, 1996. -88 с.

@ © ©

Дмитриев Владимир Николаевич, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Электропривод и автоматизация промышленных установок» УлГТУ. Имеет статьи в области электрических машин и автоматизированного электропривода.

Горбунов Алексей Александрович, аспирант кафедры «Электропривод и автоматизация промышленных установок» УлГТУ. Имеет публикации в области автоматизированного электропривода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.