Чегатец енции в д инамике современной европейской культуры
Т.А. Семилет
Мегатенденции в тшамике современной европейской культуры
По мнению многих представителей гуманитарного знания, в последней четверги XX в. кончается современность и наступает эпоха постсовременности с соответствующей постиндустриальной цивилизацией и тотальным кризисом духовности. Последний находит отражение в кризисном сознании, штооое превратилось в ведущую форму самосознания европейской культуры XX в. и констатирует исчерпанность стимулов и потенции европейского культурного развития, ошибочность, несостоятельность и нежизнеспособность установок, принципов, идеалов и ценностей новоевропейской культуры.
Наряду с распространением в массовом умонастроении острого ощущения крушения основ и переживания культурной неопределенности и смуты как катастрофы нарастает духовный радикализм, набирают мощь новейшие нигилистически-новаторские течения. Эти новые течения в европейской культуре, отрицая всю предшествующую традицию как токсичную, несостоятельную, вредоносную, репрессивную, отказываются руководствоваться ее нормами, осуществляют деконструкцию, демонтаж ее основных принципов и установок, стремясь разрушить формы и нарушить правила, и стихийно или сознательно ведут поиск альтернативных, иных ценностей, принимая тем самым участие в творчестве новой духовности.
Для этих культурных течений характерно посткризисное видение итуации: они исходят из обстановки "мерг юго бога", нежизненной, окостеневшей в буржуазном истеблишменте морали, низложенного всевластного Господина-разума и воспринимают современность как период кардинальной трансформации культуры, революции духа, освобождающей от всего давящего, предписывающего, запрещающего, ограничивающего и предопределяющего.
В этих культурных движениях выделяются две формы его существования - массовое и элитарное. Анализ черт стихийно-обыденного и интеллектуально-рафинированного радикализма приводит к выводу, что синтетическими характеристиками (тожественных устремлений в этих сферах являются:
а) обращение массового модернистского сознания к древним и современным нерационалистическим, нехристианским и инородным формам духовного опыта, их ориентация на природное, телесное, человеческое позволяет определить его направленность как неоязыческую;
б) популярность идей художественного и философского авангарда среди представителей различных сфер гуманитарною знания и творческой интеллигенции, принятие их в качестве установок и принципов духовного поиска позволяют определить ситуацию на "вершинах' культуры как постмодернистскую, для которой характерными являются:
- отношение к существующей культуре как к прежней, отжившей;
- признание репрессивностт и неистинности утверждаемых ею норм и канонов;
- отношение к соци?льным и духовным структурам как к кандалам, сковывающим субъективность и искажающим реальность;
- борьба с социальными химерами и идолами сознания;
- деструкция, разлом, демонтаж прежней нормативно-смысловой системы;
- поиск новых ценностей, ориентиров и направленности личных усилий, новой позиции в отношении к миру и его восприятию, новых способов самовыражения и общения (.коммуникации).
Рассматривав тенденции и ценностную направленность массовых модернистских и контркультурных движений, в них явно можно различить два основных импульса: нигилистически-разрушительный и новаторски-поисковый. В этих культурных феноменах в заостренной форме выразился пафос отрицания Рормы, Правила, Доктрины. Они - выражение бунга против общепринятого поведения, буржуазной рассудочности, утилитаризма. Это - "метафизически-гедонистическое" (Ю.Н. Давыдов) отрицание капиталистической цивилизации.
Представители модернистских движений отказываются от религиозных догм и законнической морали, от "схоластического интеллектуализма" (Т. Роззак), делают ставку только на личный опыт и на спонтанные импульсивные действ ш. Они отказывают рационализму и мышлению как способам поиска аутентичности сознания и ищут эзотерические средства для духовного прорыва к состоянию иному, измененному.
В своих поисках обновления массовый модернизм заполняет пустоты, образовавшиеся в культурной системе: те трагически- последствия, которые культурологами кризисного сознания оцениваются как невосполнимые утраты, в контркультурных новаторских движениях восполняются на новый лад.
социология
Удушливость рассудочной упооядоченности они заменяют эмоциональной импульсивностью, тонтанностью.
Одномерность личности расширяют и умножают попытками преодоления однозначности своего "я": выходом за границы сознательного, выпадением из реальности, достижением свободной отрешенности сознания, чему способствуют трансцендентальная гедитация, йога, дзенбуддизм, экстрасенсорны^, оглушительная музыка и конвульсивные танцы, наркотики г групповой секс, ирония как комическое дистанцирование от заветных убеждений и ценностей (X. Кокс) и инструмент устранения самотождес 1венности личности, рассыпающейся в многообпазии контрастирующих миров.
Отчуждение человека от природа.1 Бога, друг от фуга представителе молодежного модернизма исправляют мистическим пантеизмом, "обнаружением священного в мирском" (Т. А>ззак), отношением живого общения к природе, эмоциональным воззванием к Христу (теология эмоциональных общин), эмпапр ¿ским общением, организацией сельских коммун.
"Пустые небеса" рационалистической космологии они замещаю1 многомерной Вселенной, где есть место для душ, духов, демоно«, миров, божеств, "нотаблей", 'тетанов", "черных магов", энергий, спе^ространств и многого другого.
Гибель Личности, формирование "человека массы", низложение и рассеивание духовной элиты переосмысливяются в этих движениях как позитивное звено в развитии каждого: отказ от профессиональных теолого* расширяет свобод1' каждого выстраивать свое о ."ношение к высши проявлениям бытия, опираясь на огромное число разнородных источников, когда выбор тех или иных религиозных символов и представлений, их произвольное экзоп ческое сочетание становятся актом свободного решения каждого члена общества. Инстинкт человека массы" быть как все пере-.эсмысливается положительно в коммунитаоности (полурелигиозной форме общения), соединении личности и коллектива как единой субъективности.
Нравственный и религиозный модернизм современности - это отрицание норм европейской культуры чсей новой эры.
Гедонизм, эвдемонизм, освящение секса, желаний, страстей, сакрализация обыденного, многобожие, магия, астрология, оккультизм, смешение осколков былых вер и суеверий явно показывают:
а) возрождение язычества, т.е. всего дохристианского, нехристианского, осстание тех форм, которые были вытеснены развитием европейской культуры и признаны бескультурьем и варварством:
б) реабилитацию бессозн?тельного и телесного как одной из равноправных сторон человеческое сущности.
Ф. Ницше - "антихристианин' и Н. жердяев -религиозный мыслитель сходятся в том, что христианство возникло из варварства. Положение Н. Бердяева, что этот прилив варварства оживи" холодеющую кровь европейской культуры и привел к созданию новой, более мощной и грандиозной культурной систем! дает основания для оптимистической оценки перспектив сегодняшней духовной ситуаци.., характеризующейся отказом от традиционных ценностей, их "практической революционной критикой", преодолением и утвержге-нием тех норм и принципов которые существовали за рамками культурных определений, находились на нелегальном положении как ненаучные, безнравстве1лые, нехристианские и в целом как варварство и бескультурье.
Модернистски'- направления современной европейской культуры заявили о себе как новой культуротворческой силе, и в их устремлениях просматриваютс
- распит ^ние сигнальной базы культурного чорчества, свободы самоопределения и духовной
независимости, свободы самовыражения;
- более вариантное чувствование божественного бытия;
- более полная реализация человеческой сущности, включающая бессознательное, природное, телесное в систему культурных факторов.
Современный модернизм в культуре ведет к отказу от рассудочной упорядоченности, законни-ческой морали, рационалистического мировоззрения, технической цивилизации и к возрождению язычества, возврату к тем формам воплощения культурного бытия, которые были вытеснены, подавлены, заглушены развитием ристианской и рационалистической культуры.
Постмодернистская ситуация на вершинах культуры характеризуется нигилистически-новаторским отношением современного интеллектуального авангарда к существующей системе духовности. Основной пафос постмодернизма - отрицание Нормы, Правила, Формы, Образа Если массовые модернистские движения направлены на разрушение и преодоление норм нравственных и религиозных, то постмодернизм - отрицание правил интеллектуальной деятельности отказ от норм эстетических, научных, фи лософских. Это восстание против красоты, истины, мировоззрения. Современный интеллектуальный аьангард доводи- до предела и выводит за пределы критический, разрушительный импульс модернизма направленный против формы, образа, правил, структур, всех системных установок культуры и провозглашает и конструирует новый мир: безобразный, бесстру
Мегатб;^знции в динамике современной европейской культуры
турный, беспредметный, бесформенный, бессубъектный. Как завершение, предел и преодоление модернизма современный интеллектуальный авангард является лостмодершхтским.
Дух модернизма - оппозиция буржуазной культуре, всеобщее тотальное отрицание существующего, происходящее и? кризисного сознания изжи-тости буржуазного общества, его ценностей.
Модернизм - это отрицание культуры на ее вершинах, осознание пределов и исчерпанности ее Форм и у становок, выражение "печали вядания" и " тоски по реальности иной" (Н. Бердяев). Это осознание недостаточности существующих форм для описания изображение и духовного ппеобра-жения действительности. Интеллектуз пьныи авангард современности свидетельствует об усилении нигилистического импульса, п?фоса разрушения и преодоления, о переходе к действенному преображению действительности. Это культурное течение исходит из установки исчерпанности прежней культурной парадигмы, что вся система прошлого является лишь препятствием, оковами для свободного творчества, источником формирования иллюзорного социального самосознания. Его установки: разлом, демистификация, демонтаж, деструкция, децентрация, детерриторизация.
Трансформация в способах и лет tax описания бытия предполагает измененное отношение к дей-стрчтельности, поиск новой рамки соотнесения:
- включенность в среду, попытка поставить себя лежду структурами, выйти из привычной позиции исследователя, раст! .ориться в исследуемом, изменяя тем самым себя и действительность одновременно,
- текучесть опыта и действительности, их постоянная изменчивость;
- нетождественность себе и неабсолютность, условность всякого утверждения;
- необъект] вность. предвзятость видения, оценки, словесного выражения;
- преодоление границ, разделеиности на сферы и уровни, недчфференцированность;
- изменение статуса действительности, неданности ее самой по себе вне представленности в сознании, уверенность в отсутствии закономерностей, которые можно выявить, в том, что слова выражают какой-то трансцендентный смысл;
- вневременное и внеиторическое восприятие окпужающего, взятость, схваченность его "здесь" и "теперь" как единственная реальность;
- отказ от мировоззрения как заданности в видении окружающего, искажающего чистоту и непосредственность его "схватывания" (недоверие к метаповествованиям );
- ризомнос ь как поверхностное "скольжение", исключающее поиск глубинных смыслов, разно-
уровневость существующего, разтаниченность его на отдельные образования
Постмодернизм може^ быть щенен как экспериментаторство, поиск иных пулей интеллектуальной деятельности, как попытка прорваться в иные миры и плоскости открыть новые ракупсы видения и способы отражения мира и себя в нем.
Постмодернистская ситуация задает новые принципы: неиерархизированность, адогматич-ность, безнормативность, эклектический синтез, релятивизм, неоднозначность, спонтанности плюрализм, непосредственность, отношение к действительности как включенности в контекст, раскрепощенность сознания (его ненормированность, неструкт^рированность), несерьезность, ироничность, непрофессионализм, отказ от любого единственно верного, обретение знания как его бесконечный пересмотр.
Возможно, современная новоевропейская культура стала слишком однозначной, централизованной, структурно упорядо1 энной, однонаправленной и канонизированной, в ней всем очевидно, где верх, где низ, где центр, а где периферия, что научно, а что ненаучно, что ценно и что такового статуса не имеет.
Постмодернизм в авангардистской крайней форме заявляет о необходимости изменения духовной парадигмы, расширения базы данных и системы координат.
Распространение антикультурных нигилистических тенденций отказ от общепринятых норм и правш - это показатель неудовлетворенности культурой, нарастания энергии разрушения, свидетельство того, что господствующая культура оказалась в чем-то ограниченной, не вмещающей в себя человека.
Уравнивание!« высокого и низкого, божественного и демонического, научного и ненаучного, логического и бессвязного современный радикализм стремится превратить культуру в бессистемное, лишенное центра г абсолюта образование. Но тот факт, что культурные новации расширяют спектр и исходную базу духовных поисков и увеличивают многообразие способов и форм самовыражении и творчества, дает надежду на то, что сегодняшнее усиление культурного безобразия триведет к обновленному образу культуры, новой системе духовности: более мощной, более универсальной, всесторонней и гармоничной.
Нарушение Нормы, отказ от прежних форм -это "положительный инстинкт жизни" (Г. Зим-мель). Усиление противоположного - это симптом разиития, накопление энергии для качественного скачка, для обновления.