Научная статья на тему 'Мегарегионы как новая форма территориальной организации общества'

Мегарегионы как новая форма территориальной организации общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
822
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАРЕГИОНЫ / УРБАНИЗАЦИЯ / РАЙОНИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / MEGAREGIONS / URBANIZATION / TERRITORIAL STRUCTURE OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнягин Л. В.

В странах с развитой урбанизацией возникают мегарегионы огромные территориальные совокупности агломераций с прилегающей сельской местностью. Они обладают сходством природной среды и историко-культурной общностью, взаимосвязаны единой инфраструктурой, в них происходит активный обмен трудовыми поездками и потоками товаров, услуг и информации, поэтому они имеют сходные перспективы социально-экономического развития. Это самодостаточные социально-экономические целостности, в которых замыкается около двух третей экономической жизни страны. Это знаменует собой существенное сокращение территориального разделения труда в классическом его смысле. Приводится список 40 мегарегионов мира по Р. Флориде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Megaregions as a new form of the territorial organization of society

A new trend of close functional integration of neighboring agglomerations into vast megaregions arises in the global urbanization process. According to R. Florida, there are already 40 megaregions in the world which account for less than 20% of the world's population and, at the same time, for two thirds of the global gross product, about 90% of leading scientists and nearly 90% of patents. The progress of this form could change the territorial pattern of the modern society. It gradually becomes an entirety of large self-sufficient units concentrating a fair share of the spatial division of labor. This is caused mainly by the rapid growth of non-manufacturing sector (service industries) with direct consumption of products in the place of their production. The present-day economic geography (both in Russia and abroad) doesn't provide timely response to these changes.

Текст научной работы на тему «Мегарегионы как новая форма территориальной организации общества»

УДК 911.3 (4) Л.В. Смирнягин1

МЕГАРЕГИОНЫ КАК НОВАЯ ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В странах с развитой урбанизацией возникают мегарегионы — огромные территориальные совокупности агломераций с прилегающей сельской местностью. Они обладают сходством природной среды и историко-культурной общностью, взаимосвязаны единой инфраструктурой, в них происходит активный обмен трудовыми поездками и потоками товаров, услуг и информации, поэтому они имеют сходные перспективы социально-экономического развития. Это самодостаточные социально-экономические целостности, в которых замыкается около двух третей экономической жизни страны. Это знаменует собой существенное сокращение территориального разделения труда в классическом его смысле. Приводится список 40 мегарегио-нов мира по Р. Флориде.

Ключевые слова: мегарегионы, урбанизация, районирование, территориальное разделение труда.

Введение. Мировая урбанизация вступает, по-видимому, в новую фазу развития. Эта фаза ознаменована появлением на самых верхних этажах городской иерархии еще одной, особо крупной формы урбанистических структур, которая получила название "мегарегионы". Речь идет об обширных совокупностях соседствующих агломераций с прилегающей сельской местностью, которые обладают сходством природной среды и историко-культурной общностью, взаимосвязаны единой инфраструктурой, в них происходит активный обмен трудовыми поездками и потоками товаров, услуг и информации, поэтому они имеют сходные перспективы социально-экономического развития. За последние десятилетие термин "мегареги-он"2 довольно прочно закрепился в профессиональном языке зарубежных урбанистов. В качестве понятия "мегарегион" фиксирует новую, еще более высокую ступень развития урбанизации — ступень в цепочке поселение — город — агломерация — мегарегион.

Первым представителем такой формы в наше время стал знаменитый Мегалополис на северо-востоке США, который был исследован и описан Ж. Готман-ном еще в 1961 г. Прошло полвека, и эта форма, выглядевшая причудой урбанизации, стала отчетливо проявляться по всему миру, но прежде всего в самых развитых странах. Активно исследовать ее начали примерно 10 лет назад, а сегодня из сочинений на эту тему можно составить небольшую библиотеку. Большой вклад в эти исследования сделал Р. Флорида, ныне весьма популярный на Западе и у нас в стране благодаря своим книгам о "креативном классе". Он обнаружил на нашей планете по меньше мере 40 ме-гарегионов3 (рис. 1—3) с размером годового валового

продукта не менее 100 млрд долл. в каждом и придумал для большинства из них условные названия, составленные из первых слогов названий главных городов мегарегиона (например, Ром-Мил-Тур — это слияние названий городов Рим, Милан и Турин). По расчетам Флориды, в этих 40 мегарегионах (табл. 1) в 2000 г. проживало всего 18% населения планеты, но тут производилось 2/3 ее валового продукта, здесь жили 88% ученых с наивысшим показателем цитируемости и в 2001 г. было зарегистрировано 86% всех патентов на изобретения [6]. С особой тщательностью исследовал Р. Флорида мегарегионы США. Здесь он выделил 10 мегаре-гионов. Суммарно в них проживали около 230 млн человек, годовой продукт в них составил в 2001 г. около 8 трлн долл., причем занимали они лишь 1/5 территории смежных штатов США, т.е. без учета Аляски и Гавайев [7].

Применительно к мегарегионам США самой серьезной разработкой является, конечно, проект "Америка 2050" [3], созданный группой профессиональных планировщиков на средства полудюжины солидных благотворительных фондов. Эта группа исследователей тоже выделила 10 мегарегионов примерно там же, где и Р. Флорида. Эти мегарегионы охватывают около 1/4 полной площади США, на которую приходится почти 3/4 населения и валового продукта страны [3].

Весьма интенсивные исследования феномена ме-гарегионов ведутся и в Западной Европе — самой урбанизированной части современного мира. Особенно выделяются работы британских географов [15]. Урбанисты развитых стран Запада активно изучают мега-регионы Азии, где этот термин быстро входит в политическую лексику [14].

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра экономической и социальной географии зарубежных стран, профессор, докт. геогр. н.; e-mail: smirnyagin@hotmail.com

2 Термин «мегарегион» и соответствующее понятие были предложены А. Карбонеллом из Линкольнского института и Р. Яро (Yaro), ныне главой организации «Америка 2050», когда они вместе вели курс планирования в Университете штата Пенсильвания [11].

3 Отбор именно 40 мегарайонов Р. Флорида обосновал тем, что в 2001 г. 40 государств располагали экономикой размером не менее 100 млрд долл. в год.

Рис. 2. Мегарегионы Западной Европы, по Р. Флориде [6, 7]

Таблица 1

Мегарегионы мира в 2000 г., по Р. Флориде

Номер по порядку Название Страна (страны) Население, млн человек ВВП, млрд долл. Число патентов Число авторов

1 Босваш США 54,3 2200 21307 293

2 Чипиттс США 46 1600 17686 67

3 Большой Токио Япония 55,1 2500 91280 11

4 Амбрюстверп Бенилюкс 59,3 1500 6985 29

5 Лон-Лид-Честер Великобритания 50,1 1200 3315 89

6 Ром-Мил-Тур Италия 48,3 1000 4000 12

7 Осака-Нагоя Япония 36 1400 15897 9

8 Со-Кал США, Мексика 21,4 710 6902 74

9 Шар-ланта США 22,4 730 4188 49

10 Нор-Кал США 12,8 470 11567 108

11 Тор-Бафф-Честер Канада, США 22,1 530 3402 56

12 Франк-гарт ФРГ 23,1 630 3199 39

13 Сеул-Сан Южная Корея 46,1 500 21833 0

14 Париж Франция 14,7 380 9007 16

15 Барсе-Лион Испания, Франция 25 610 1896 10

16 Дал-Остин США 10,4 370 3149 16

17 Каскейдия США, Канада 8,9 260 3179 33

18 Фуку-кюсю Япония 18,5 430 1965 9

19 Хью-Орлеан США 7 330 2724 30

20 Со-Фло США 15,1 430 2693 8

21 Гонк-Зен КНР 44,9 220 2231 1

22 Тайпей Тайвань 21,8 130 5000 1

23 Тель-Авив — Амман — Бейрут Израиль, Иордания, Ливан 30,9 160 377 8

24 Шанхай КНР 66,4 130 988 0

25 Прага Чехия 10,4 150 3400 2

26 Вена-пест Австрия, Венгрия 21,8 180 1365 1

27 Риу-Паулу Бразилия 43,4 230 457 0

28 Берлин ФРГ 4,1 110 9998 7

29 Пекин КНР 43,1 110 1582 0

30 Дели — Лахор Индия 121,6 110 160 0

31 Мехико-Сити Мексика 45,5 290 91 0

32 Денвер — Боулдер США 3,7 140 1921 11

33 Финикс — Тусон США 4,7 140 1652 6

34 Глазбург Великобритания 3,8 110 643 9

35 Буэнос-Айрес Аргентина 14 150 95 0

36 Саппоро Япония 4,3 200 232 0

37 Мадрид Испания 5,9 100 849 1

38 Сингапур Сипгапур 6,1 100 170 1

39 Бангкок Таиланд 19,2 100 58 0

40 Лиссабон Португалия 9,9 11 44 1

Итого 1122,1 20 651 267 487 1007

Доля от итога по миру, % 17,7 66 85,6 88,3

Примечание. Население и ВВП — за 2000 г., патенты и ученые — за 2001 г.; итоговое место — среднеарифметическое из суммы мест по каждому показателю.

Социально-экономическое значение мегарегионов.

На наш взгляд, тематика мегарегионов вышла далеко за пределы урбанистики, так как появление мегарегионов существенно изменило представление о территориальной структуре современного мира. Мегарегионы становятся слишком крупными социально-экономическими образованиями, хотя и лишены формального политического смысла (некоторые из них, как показал Р. Флорида, межнациональны). Примечательны в этом отношении выводы Н. Пейрса, автора книги "Города-государства": "С экономической точки зрения многие города-государства в США сопоставимы по размеру с крупными странами мира. По валовому продукту район Нью-Йорка занимал бы 13-е место в мире, опережая Австралию, Аргентину и Россию. Лос-Анджелесский район больше Кореи, Чикагский больше Тайваня или Швейцарии". Именно эти образования, по мнению Н. Пейрса, заставляют нас менять способ масштабного членения современного мира от привычного государство — штат — поселение к новой последовательности глобальный — региональный — соседский [12]. Н. Пейрсу вторит известный американский политолог П. Харкнесс: «Забудьте о штатах, городах и графствах. Все это вчерашний день.

То, что важно сегодня, связано со словом "метро" — с обширными городскими пространствами во главе с гигантскими городами. Именно они стали сегодня теми блоками, из которых строится экономическая жизнь как на глобальном уровне, так и на локальном» [10].

Мегарегионы практически никак не оформлены в административном или политическом плане. Даже для агломераций и даже в самых развитых странах до сих пор не найден эффективный способ административного управления, поскольку они состоят, как правило, из множества автономных муниципалитетов. Придать агломерациям единый административный статус в виде особой ячейки территориального деления государства — путь, практически неосуществимый в нынешних условиях, и все попытки упорядочить регулирование их развития сводятся к стремлению хотя бы координировать деятельность властей тех административных единиц, которые входят в такие агломерации. Мегарегионы же, будучи гораздо более крупными территориальными формами, чем агломерации, поддаются такому регулированию еще меньше. Потребуются, по-видимому, какие-то новые более гибкие формы управления, делающие упор на согласование интересов вместо диктата, на координацию разрозненных

усилий вместо стремления к единому планированию, на сохранение разнообразия форм жизни муниципалитетов вместо борьбы с ним под флагом примитивно понятых общих интересов региона. Новые формы придется заимствовать, скорее всего, из традиций политического федерализма, и государства с соответствующим политическим устройством (США, Индия, Россия, например) могут оказаться в сравнительно выгодном положении.

Новый уровень сложности урбанизации. Развитие мегарегионов нельзя сводить к простому разрастанию соседствующих агломераций. Гораздо большую роль играет усложнение их структуры. Еще четверть века назад эта структура выглядела сравнительно просто благодаря тому, что социально-экономические связи внутри агломерации были сфокусированы на центральный город и центральный округ. Эта сфокусированность медленно, но неуклонно падала и уже к 90-м гг. прошлого века оказалась невысокой. По расчетам Р. Те-миргалеева, в 1990 г. в среднем только 38% трудящихся, выезжавших из округа их проживания на работу в другие части агломерации, ехали именно в центральный округ, а в 2006 г. еще меньше — лишь 36%. Причина в том, что за пределами центрального округа появляются своего рода дубли тех функций, которые были почти полностью еще недавно сосредоточены в центре агломерации. Подобное перераспределение выразилось в ускоренном росте так называемых окраинных городов (edge cities). Возникая на дальних окраинах разросшейся агломерации, такие города часто начинали играть роль неких "пряжек", которые скрепляли соседствующие агломерации между собой не только морфологически, но и функционально. Р. Темир-галеев пишет: "Центральные зоны крупных городских агломераций в силу своей чрезмерной загруженности целым набором функций и переизбытка прибывающей из периферийных зон рабочей силы остро нуждаются в перераспределении своих ролей по другим центрам. Децентрализация агломераций на основе окраинных городов позволяет уменьшить инфраструктурные и прочие нагрузки не только на центральное графство, но и на целый ряд его соседей, через которые ежедневно проходят сотни тысяч маятниковых мигрантов" [2].

Можно сделать вывод, что развитие мегарегио-нов знаменует собой новую веху в развитии не только урбанизации, но и всего общества в его географическом измерении. Прежде развитие мегарегионов стало возможным благодаря резкому расширению освоенности географического пространства современным человеком. Уже в рамках агломераций с их мощной транспортной инфраструктурой пространство стало настолько легко проницаемым, что предприятия единой агломерации казались размещенными в одной точке, поскольку преодоление расстояний в несколько

десятков километров требовало ничтожных затрат. Возникновение мегарегионов стало возможным потому, что теперь подобное справедливо для расстояний в несколько сотен километров. Об этом писал Р. Флорида: "Мегарегионы — это интегрированные сети городов и окружающих пригородных хинтерландов, в пределах которых труд и капитал могут перемещаться при очень низких издержках" [5, с. 3].

Сдвиги в территориальном разделении труда. В свете сказанного иным становится облик территориального разделения труда в развитой стране. В США оно развито значительно сильнее, чем в большинстве стран мира. Согласно данным С.С. Божковой, средняя дальность сухопутной перевозки груза в США составляет около 430 км против 280 км в среднем по миру. В обмен между штатами4 поступает почти 60% грузов по стоимости [1]. При этом пропорции коротких, средних и дальних перевозок сохраняются почти неизменными долгие годы (табл. 2).

Таблица 2 Дальность грузоперевозок в США в 1993 и 2007 гг.*

Дальность грузоперевозок Стоимость, млрд долл. Вес, млн т

1993 г. 2007 г. 1993 г. 2007 г.

Всего перевозки 5846 11685 9688 12543

в том числе: до 50 миль (80 км) 1770 3852 5423 6949

50—99 миль (80—160 км) 537 1074 1067 1255

100—249 миль (160—400 км) 928 1777 1149 1585

прочие 2611 4982 2049 2754

в % от суммы

до 50 миль (80 км) 30,3 33,0 56,0 55,4

50—99 миль (80—160 км) 9,2 9,2 11,0 10,0

100—249 миль (160—400 км) 15,9 15,2 11,9 12,6

Всего ближние перевозки 55,3 57,4 78,9 78,0

* Составлено по данным [4].

Если предположить, что перевозки на расстояние до 80 км типичны для масштаба агломераций, то окажется, что в их пределах оседает 1/3 перевозок по стоимости и больше 1/2 по массе. Территориальный размах мегарегионов соответствует протяженности до 400 км, а в этих рамках замыкаются 60% грузоперевозок по стоимости и 80% по массе. Таким образом, переход с масштаба агломерации на масштаб мегаре-гиона приводит к сокращению территориального разделения труда между региональными единицами страны примерно в 2 раза.

4 Американская статистика перевозок, весьма детальная и оперативная, охватывает только около 55% всех реальных грузовых перевозок, совершаемых в стране. Она не учитывает трубопроводный транспорт, перевозки грузов военного назначения и т.п.

Другая, более фундаментальная причина сокращения территориального разделения труда — неуклонное и сильное снижение доли материального производства в национальной экономике. Даже если использовать широкое его определение (включая строительство, энергетику и транспорт), то в США, например, за два века его доля сократилась кардинально — с 3/4 в начале XIX в. до 30% сегодня, а доля нематериального производства выросла соответственно с 1/4 до 70% (причем без учета государственного сектора). Иными словами, сегодня подавляющая часть экономики развитой страны — это именно нематериальное производство (так называемый сектор услуг). Возможно, 2008 г. — некий рубеж в экономической истории США: доля занятых в обрабатывающей промышленности впервые за долгие десятилетия упала ниже 10%, составив 9,7%.

Приходится признать, что экономическая география издавна была связана в основном (если не полностью) с материальным производством и весьма преуспела в объяснении особенностей и причин его размещения. Классические модели оптимизации размещения в зависимости от расстояний до источников сырья, топлива, смежников или до рынков сбыта исходят из представлений о потоках товаров на путях их следования от мест производства к местам потребления. Сегодня же выясняется, что накопленный экономической географией багаж относится лишь к скромной части занятий населения развитых стран мира, потому что в остальной части — секторе услуг — действуют, как правило, иные географические законы. Достаточно сказать, что здесь в большинстве случаев не продукт движется от места его производства к месту потребления, а наоборот, потребитель передвигается к месту производства услуги, будь то покупатель в супермаркете, студент университета или

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божкова С.С. Торговые потоки между штатами США как характеристика внутристранового разделения труда: Дипломная работа. M.: географический факультет MIX 2008.

2. Темиргалеев Р.Ф. Трудовые поездки внутри агломераций США и их влияние на особенности урбанизации в США на современном этапе: Курсовая работа. M., географический факультет MPY, 2008.

3. An infrastructure vision for 21st century America. National Committee America 2050. N.Y, 2008.

4. Commodity flows survey. URL: http://www.census.gov/ prod/2/trans/93comflo/tc92cf52.pdf

5. Dutton А. Waiting for Multi-Year Legislation // The Bond Buyer. 2010, January 5.

6. Florida R., Gulden T., Mellander Ch. The Rise of the Mega Region. Toronto, The Martin Prosperity Institute, 2007.

7. Florida R. Who's your city: How the creative economy is making where to live the most important decision of your life. N.Y: Basic Books, 2008.

слушатель оперы. Продукция сферы услуг заведомо менее мобильна либо совсем немобильна, она не попадает в территориальное разделение труда, а если и попадает, то лишь в весьма своеобразной форме сигналов электронных средств связи.

Таким образом, территориальное разделение труда в классическом его смысле охватывает теперь в лучшем случае треть экономической жизни развитой страны, остальная часть остается "местной". Это проявлялось достаточно явственно уже на стадии развития агломераций, а теперь мегарегионы предстают как некие мощные и во многом самодостаточные социально-экономические целостности, в рамках которых экономическая жизнь замкнута в гораздо более высокой степени, чем раньше в агломерациях или даже в экономических районах индустриальной эпохи.

Заключение. Хотелось бы предостеречь от излишне жестких суждений о происходящих процессах. Вряд ли стоит трактовать возникновение мегарегионов как еще одно свидетельство нарастания территориальных диспропорций в современном рыночном обществе. Обширные территории вне мегарегионов не обязательно превращаются в депрессивные районы. Практика показывает, что основные их части, как правило, не уступают мегарегионам по качеству и даже уровню жизни, хотя доступность крупногородских услуг здесь, разумеется, хуже. Не следует и полагать, будто мега-регионы уже стали господствующей высшей формой современной урбанизации. Уверенно можно говорить лишь о том, что эта форма уже появилась и развивается, но потребуется еще немало углубленных исследований (в основном по конкретным мегарегионам), прежде чем сам феномен мегарегионов окажется исследован на том уровне, который уже много лет назад был достигнут в изучении феномена агломераций.

8. Garreau J. The Nine Nations of North America. N.Y.: Houghton Mifflin, 1981.

9. Garreau J. Edge city: Life on the new frontier. N.Y.: Doubleday and Company, 1991.

10. Harkness P. The metropolitan era // Governing. 2008, June 30.

11. Megaregions are the way to plan the future, but face challenges, new report says // U.S. Newswire. 2007, September 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Peirce N., Johnson C., Hall J. Citistates: How urban America can prosper in a competitive world. Denver: Seven Locks Press, 1993.

13. Population boom spawns super cities // USA Today. 2005, July 11.

14. RP to be divided into four megaregions // The Manila Times. 2006, July 23.

15. Taylor P., Pain K. Polycentric Mega-city regions: exploratory research from Western Europe. URL: http://www. america2050.org/Healdsburg_Europe_pp_59-67.pdf

Поступила в редакцию 02.03.2010

L.V. Smirnyagin

MEGAREGIONS AS A NEW FORM OF THE TERRITORIAL ORGANIZATION OF SOCIETY

A new trend of close functional integration of neighboring agglomerations into vast megaregions arises in the global urbanization process. According to R. Florida, there are already 40 megaregions in the world which account for less than 20% of the world's population and, at the same time, for two thirds of the global gross product, about 90% of leading scientists and nearly 90% of patents. The progress of this form could change the territorial pattern of the modern society. It gradually becomes an entirety of large self-sufficient units concentrating a fair share of the spatial division of labor. This is caused mainly by the rapid growth of non-manufacturing sector (service industries) with direct consumption of products in the place of their production. The present-day economic geography (both in Russia and abroad) doesn't provide timely response to these changes.

Key words: megaregions, urbanization, territorial structure of society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.