Научная статья на тему 'Мегапроекты брикс в интересах России'

Мегапроекты брикс в интересах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / глобальная интеграция / безопасность и управление / мегапроекты БРИКС / космическая деятельность БРИКС. / BRICS / global integration / security and governance / megaprojects BRICS / BRICS space activities.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мегапроекты брикс в интересах России»

Ворожихин В.В.

к.э.н., в.н.с. Финансового университета

МЕГАПРОЕКТЫ БРИКС В ИНТЕРЕСАХ РОССИИ

Ключевые слова: БРИКС; глобальная интеграция, безопасность и управление; мегапроекты БРИКС; космическая деятельность БРИКС.

Keywords: BRICS; global integration, security and governance; megaprojects BRICS; BRICS space activities.

Становление БРИКС

На долю стран БРИКС сегодня приходится 26% территории нашей планеты, 42% ее населения и 28% мирового ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности.

БРИКС - это не политический или военный союз, не интеграционное объединение, он не является региональной структурой наподобие ШОС или АТЭС. БРИКС - это партнерство ведущих держав пяти восходящих цивилизаций - китайской, индийской, евразийской, латиноамериканской и африканской. Его основа - взаимодействие стран с заметной ролью в мировой экономике и на мировой политической арене.

Соответственно, обеспечение экономического сотрудничества - одна из главных задач стран БРИКС. Дать ответ на глобальные вызовы можно только совместными усилиями при условии сотрудничества между наиболее перспективными развивающимися странами. В рамках БРИКС можно разработать общие пути решения проблем развития мировой экономики в целом. Для эффективного взаимодействия стран нужны большие совместные проекты, в которых учтены взаимные возможности стран - развитие глобального мира определяется мегапроектами и мегасобытиями.

Одним из шагов на пути к институционализации группы БРИКС является проведение регулярных саммитов, встреч в рамках ООН и G-20, встреч министров финансов, здравоохранения, сельского хозяйства, где представители стран обсуждают современные мировые проблемы, вырабатывают пути их решения, координируют возрастающее взаимодействие стран.

В период «гуманитарной интервенции» НАТО в Югославии министр иностранных дел России Е.М. Примаков выдвинул идею формирования «треугольника Москва-Дели-Пекин», т.е. крупнейших стран мира, не входивших в военно-политические союзы под эгидой США. В результате возник формат Россия-Индия-Китай (РИК), на базе которого (при его сохранении) стало формироваться объединение, сначала именовавшееся БРИК за счет присоединения Бразилии. Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) становятся важнейшими игроками в международных экономических отношениях, занимая лидирующие позиции (каждая в своем регионе).

Впервые акроним БРИК появился в 2001 г. в работе «Building Better Global Economic BRICs»1.

На I саммите БРИК в Екатеринбурге 16 июня 2009 года была принята Совместная декларация лидеров БРИК и Совместное заявление по глобальной продовольственной безопасности.

На II саммите БРИК в Бразилии 15 апреля 2010 года был подписан Меморандум о сотрудничестве банков развития и было выпущено первое издание статистической публикации БРИК. Министры иностранных дел БРИК на встрече в Нью-Йорке 21 сентября 2010 согласились, что Южной Африке может быть предложено присоединиться к БРИК.

Китай, как хозяин III-го саммита БРИК в Санья 14 апреля 2011 года, пригласил президента ЮАР (крупнейшая экономика своего континента - 39% ВВП Африки южнее Сахары), которая стала первой страной, присоединившейся к БРИК. Присоединение ЮАР, его экономических и политических ресурсов, открыло для БРИК, который превратился в БРИКС еще большие перспективы активного сотрудничества с Африкой. Была принята Декларация Санья - «широкое видение и совместное процветание».

IV саммит БРИКС состоялся в Нью-Дели 29 марта 2012 г. с повесткой «Партнерство БРИКС в интересах глобальной стабильности, безопасности и процветания». В конце саммита были представлены Декларация Дели с изложением общих позиций стран БРИКС по глобальным вопросам и дорожная карта дальнейшего сотрудничества стран БРИКС.

V саммит БРИКС 27 марта 2013 прошел в Дурбане, ЮАР, в рамках общей темы «БРИКС и Африка: Партнерство во имя развития, интеграции и индустриализации». На саммите решались вопросы создания банка развития БРИКС, системы финансовой безопасности, развития инфраструктуры, создание Делового совета БРИКС и аналитических центров2.

1 Global Economics Paper N 66. - http://www.goldmansachs.com/our-thinking/archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf.

2 BRICS_for_XP_April_2013 http://www.mea.gov.in/Portal/ForeignRelation/BRICS_for_XP_April_2013.pdf.

В 2014 г. прошел VI саммит БРИКС с 15 по 17 июля в бразильском городе Форталеза. В саммите принимали участие главы всех государств-участниц БРИКС: Бразилии, Индии, Китая, России и ЮАР. Среди важных решений саммита - создание Банка развития БРИКС с уставным капиталом 100 миллиардов долларов и долевым участием всех членов БРИКС1.

Аргентинский президент Кристина Киршнер была специальным гостем саммита2, и лидеры стран БРИКС вскоре после саммита встретились со своими коллегами из Союза южноамериканских наций USAN3, имеющего 12 стран-членов: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Эквадор, Гайана, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Венесуэла.

VII саммит БРИКС, на котором будет председательствовать России, пройдет в г. Уфе в июле 2015 г.

17 декабря 2014 г. в Москве, в Фундаментальной библиотеке МГУ им М.В. Ломоносова, состоялся IX Цивили-зационный форум, посвященный обсуждению подготовленного российскими учеными научного доклада к VII Саммиту БРИКС «Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС». Было отмечено, что 2014 г. войдет в мировую историю как год исторического разлома, когда четко обозначился новый глобальный водораздел между восходящими и нисходящими цивилизациями и державами, между БРИКС и «Группой 7», резко обострился геополити-

4

ческий кризис, возник призрак новой холодной войны .

Разрыв в темпах роста ВВП между странами со средними доходами, где ведущая роль принадлежит БРИКС, и странами с высокими доходами («золотого миллиарда»), возглавляемыми «Группой 7», вырос с 1,65 раз в 1990-2000 гг. до 3,5 раз в 2000-2012 гг., а по темпам прироста валового накопления — с 1,7 до 14 раз. В 2014 г. по объему ВВП по ППС (паритету покупательной способности) большая семерка ведущих развивающихся стран сравнялась с «Группой 7», а Китай превзошел США.

В странах со средними доходами находится большинство - 70% населения мира, а в странах с высокими доходами - 16% (1,4 млрд.), однако развитые страны Запада пытаются навязать стратегические решения в своих интересах всему миру, не останавливаясь перед применением насилия. Преимущество БРИКС и восходящих цивилизаций нарастает, но чтобы этот процесс стал устойчивым, страны БРИКС должны в полной мере использовали свой потенциал развития и стратегические преимущества.

По результатам форума были сформулированы следующие рекомендации5, в которых как первоочередные выделены стратегические приоритеты развития и партнерства стран БРИКС:

• обеспечение устойчивого опережающего экономического роста;

• формирование эффективного общего рынка БРИКС;

• объединение усилий для повышения конкурентоспособности экономики на базе освоения нового технологического уклада;

• обеспечение продовольственной, энергетической и экологической безопасности на основе формирования общего продовольственного и энергетического рынков и резервов, масштабного применения ресурсосберегающих, экологически чистых технологий;

• создание общего информационного пространства, многоязычных информационных сетей Интернета, телеканалов, обеспечение информационной безопасности;

• ускоренное развитие гуманитарного сотрудничества, укрепление научно-образовательного и туристического потенциала.

Участники форума рекомендуют представить на рассмотрение VII Саммита БРИКС предложения о создании Научно-консультативного совета БРИКС и поддерживают предложение о проведении в рамках подготовки к VIII Саммиту БРИКС (2016) научного конгресса БРИКС для развития партнерства и повышения эффективности сфер науки, изобретений и высоких технологий.

Необходима поэтапная институализация БРИКС и развитие в межцивилизационное объединение на основе ме-гапроектов, использующих достижения современной науки.

Мегапроекты БРИКС

В современном глобальном мире информация, финансы, товары и сырье, люди перемещаются в любую точку земли с минимальными затратами в течение ограниченного времени. Снижение затрат и сокращение времени на транспортировку становится важнейшим условием инвестиционной привлекательности территории, что требует комплексного развития инфраструктуры. Совершенство инфраструктуры и включенность ее в глобальные сети становится тем большей необходимостью, чем выше скорость развития - именно это характерно для экономик стран БРИКС.

Наибольшее влияние на развитие стран и мегаполисов оказывают крупные проекты и события мировой значимости - Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу, всемирные выставки и т.п., которые получили название «мегасобытий». Сетевая экономика - экономика городов - основана на циркуляции образов6, а образы мегасобытий и мегапроектов привлекают первоочередное внимание крупнейших инвесторов.

1 https://ru.wikipedia.org/wiki/VI_ саммит_БРИКС

2 https://en.wikipedia.org/wiki/6th_BRICS_summit

3 https://en.wikipedia.org/wiki/Union_of_South_American_Nations

4 Пресс-релиз к презентации научного доклада к VII саммиту БРИКС «Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС» на IX Цивилизационном форуме (Москва, 17 декабря 2014 г.).

5 Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС // Партнерство цивилизаций. - М., 2014. - № 3/4. - С. 20-23.

6 Трубина Е. Полис и мегасобытия // Отечественные записки. 2012. - № 3 (48). - http://www.strana-oz.ru/2012/3/polis-i-megasobytiya

И со стороны технологического, и со стороны территориального развития, происходит смещение к масштабным уникальным проектам - мегапроектам, приобретающим ряд новых свойств и предоставляющим новые возможности развития, но также несущим новые риски и требующим специальных технологий для управления ими.

Проведение мегамероприятий в городах стало отдельной индустрией, объединяющей интересы транснациональных корпораций, международных организаций, правительств разных уровней, включая городские1.

Мегапроект2 - крупный инвестиционный проект, содержащий совокупность взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Мегапроекты (в отличие от финансовых инвестиций, ориентированных на извлечение прибыли) имеют целью развитие экономики, создание инфраструктуры (транспортной, социальной), реализацию больших социально-экономических задач, стратегически значимых для развития территории, страны, региона. Конкретный материальный результат мегапроекта - крупное сооружение или научно-техническое достижение. Реализация мегапроекта оказывает существенное, долгосрочное влияние на развитие общества. Мегапроекты характеризуются значительной трудоемкостью (15-20 млн. чел.-часов), длительностью реализации (5-7 и более лет), высокой стоимостью - более 1 млрд. долларов США, и привлекают внимание общественности из-за значимых воздействий на местные сообщества, окружающую среду и бюджеты3.

Мегапроект - это «единое пространство, предполагающее общее накопление, концентрацию и взаимоиспользование знаний, информации, достижений проектной деятельности в соответствующей сфере, материалов исследовательского характера, методических рекомендаций, образовательных программ, учебных курсов, материальными, кадровыми, организационными, иными материальными ресурсами и нематериальными активами. Мегапроект рассматривается как своеобразная площадка обмена ресурсами, пространство общения и место для накопления базы данных и оперативного перераспределения ресурсов, а в случае необходимости - формирования творческих коллективов»4.

Признаком мегапроекта является социальная необходимость его реализации, формирование среды с высокой плотностью взаимодействия - гиперсвязной, а также наличие синергетического эффекта от комплексного использования ресурсов5.

Большая длительность реализации мегапроекта во времени приводит к изменению внешних условий, которые предсказать на старте проекта крайне затруднительно и часто просто невозможно. Мегапроекты подвержены значительным рискам, действие которых приводит к превышению времени и сметы реализации мегапроекта по сравнению с исходной документацией. Для них характерны6:

• сомнительность оценок и цифр, противоречивость мнений;

• конкуренция и противоборство групп профессионалов: работа других оценивается как «предвзятая», «имеющая серьезные недостатки» и «создающей серьезные препятствия;

• нарушения требований принятой практики хорошего управления, прозрачности и участия в политическом и административном принятии решений, либо из невежества, либо потому, что такие методы расценивают как помеху для запуска проектов.

• политическое неравенство в доступе к процессам принятия решений приводит к неравному распределению рисков, расходов и выгод от проектов;

• мегапроекты, соответственно, окружены атмосферой недоверия и подозрительности;

• главные причины неудач мегапроектов связаны с неадекватной оценкой рисков и недостатком ответственности в процессе принятия и реализации решений.

Научно-техническая революция принципиально изменяет как спрос, так и предложение, потребитель вовлекается в производственную деятельность. Значимость факторов меняется по мере развития социально-экономической системы, усложняются методы анализа. Применяемый ранее РБ8Т-анализ потребовал учета дополнительных факторов экологической ситуации и совершенства правовой системы, и сегодня мы вынуждены использовать РБ8ТБЬ-анализ. Вскрываются новые зависимости и появляются новые знания, а часть из них мы не в состоянии выявить в условиях информационного потопа - 80% текущей информации мы не успеваем обрабатывать, причем 90% всей информации создано за последние два года.

Важнейшим условием эффективного использования мегапроекта является формирование саморазвивающейся и самосовершенствующейся системы многоконтурного стратегического управления - метауправления.

Мегапроекты могут быть реализованы в разных направлениях взаимодействия стран БРИКС. Приоритетными 11 экономическими инициативами в разных сферах начального этапа стали7:

в финансовом секторе - единый Банк развития БРИКС, резервный валютный фонд БРИКС, страховой пул БРИКС, биржевой альянс БРИКС, кредитные линии в национальных валютах.

в торговом секторе - удвоение объема традиционной торговли внутри БРИКС с 230 до 500 млрд. долл. к 2015 году.

1 Трубина Е. Полис и мегасобытия // Отечественные записки. 2012. - № 3 (48). - М1р://%'%'%г.81гапа-07.ги/2012/3/роН8-ь megasobytiya

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%Б5%Б3%Б0%БF%F0%ББ%Б5%БA%F2

3 https://en.wikipedia.org/wiki/Megaproj ей

4 Мегапроект «Поддержка и развития чтения на Большом Урале: библиотечный «локомотив». Пояснительная записка - с. 1, 6. - http://www.rusreadorg.ru/association/proj_02.htm

5 Мегапроект «Пудожский горнометаллургический и лесопромышленный район».

6 Фливбьорг Б. Мегапроекты и риски: Анатомия амбиций / Бент Фливбьорг, Нильс Брузелиус, Вернер Ротенгаттер; Пер. с англ. - М.: ООО «АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР», 2014. - 288, с. 14-15.

7 http://www.unido-russia.ru/archive/special_02/special_02_art12

в реальном секторе - фокусирование на развитии приоритетных промышленных кластеров реального производственного сектора экономики стран БРИКС на основе современных технологий и инноваций, включая развитие инфраструктуры, науки и управления:

в металлургии - металлургический (литейный) Форум БРИКС проводится ежегодно с 2011 года;

в агро-промышленности - План действий БРИКС 2012-2016 в области аграрного сектора;

в энергетике - План действий от 27 марта 2013 Саммита в Южной Африке формирует инициативы в области развития энергетики стран БРИКС;

в инфраструктуре - Коммуникационная связь (Cable BRICS): прокладка между странами БРИКС общего подводного оптоволоконного кабеля протяженностью 34 000 км. Участок ЮАР-Бразилия (9900 км) уже находится в процессе создания;

в науке, информации и управлении - создание Научного исследовательского Центра БРИКС, проведение Научного и промышленного Банка идей БРИКС (BRICS Think Tank), издание Сводного статистического сборника БРИКС, создание в 2013 Делового Совета БРИКС;

в региональном сотрудничестве - Поддержка экономики развивающихся стран Африки, отраженной в теме Саммита БРИКС 2013 в Южной Африке: «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации».

Мегапроекты по направлениям имеют разную эффективность, скорость развития, результативность и т.д., соотносимые с особенностями смешанных экономик (гибридов) стран. В соответствии с изменением внешних и внутренних условий меняется и оценка проектов в указанных сферах деятельности, а стратегическое планирование сопряжено с необходимостью учета высокого уровня неопределенности трансформирующегося мира. Сегодня необходимы новые инструменты и подходы - без них управление мегапроектами, крайне чувствительными к качеству управления, будет заведомо неэффективным. Необходима разработка системы метауправления, развивающейся и совершенствующейся по мере развития мегапроекта.

Основания для мегапроектов БРИКС в сфере космической деятельности (КД)

Наиболее эффективным мегапроектом БРИКС является космический.

Актуальность развития КД в мире крайне велика, поскольку численность человечества быстро растет, традиционные ресурсы ограничены, а многие социальные проблемы принципиально не решаются: неграмотность (свыше 1 млрд. чел.), бедность, в том числе энергетическая бедность (1,3 млрд. чел. не имеет доступа к электроэнергии, 3 млрд. чел. - к чистым технологиям приготовления пищи), неравенство, терроризм и военные конфликты, связанные с обострением борьбы за ресурсы.

Человечество вынуждено искать варианты преодоления барьера на пути к космопланетарным ресурсам. Альтернативой являются непрекращающиеся войны за ресурсы, которые могут перерасти в глобальный ядерный конфликт и уничтожить человечество. Вариант развития Третьей промышленной революции проблему конкуренции за качество жизни может только ослабить и отодвинуть неизбежность ее разрешения во времени, но может углубить неравенство, привести к вмешательству в природу, распространению ГМО и неоевгенике.

Формирование требований к технологиям будущего ориентируется на неизбежное космопланетарное будущее человечества, которое обеспечивает доступ к бесконечным энергии космоса и материи планет и астероидов, является единственной альтернативой развития человечества, не приводящей к глобальной войне за доступ к ресурсам и качество жизни.

Космопланетарное развитие человечества предопределяет основное направление развития и коммерциализации космической деятельности - в обозримом будущем это развитие энергетических и добывающих сырьевых технологий в новых сферах, на других планетах и в космосе. Кроме того, определяется круг ведущих бизнес-партнеров, обладающих нужными технологиями и заинтересованными в их применении - к ним относятся нефтегазовые и другие добывающие компании.

Стратегия развития и освоения дальнего космоса будет формировать требования к технологиям будущего. В краткосрочном периоде мы вынуждены опираться на имеющиеся технологии. Искусство управления должно позволить увязать имеющееся и желаемое в среднесрочных проектах, обеспечить переход страны на инновационный путь развития.

Крайне велика значимость КД и для России: ракетно-космическая промышленность (РКП) - ядро высоких технологий России, которое во многом определяет возможности инновационного развития и перспективы будущего России, имеет важнейшее значение для обороны и обеспечения национальной безопасности.

Космическая деятельность в мире

Космическая сфера деятельности развивается быстрее, чем экономика в целом. Сравнение по годам 2005-2012 представлено в табл. 1. Темпы роста космической экономики выше темпов роста мирового валового продукта в среднем на 28% на временном отрезке [2005 ... 2012] гг.

Таблица 1 - Темпы роста глобальной космической экономики н мирового валового продукта

Год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Объем космической 186,8 217,6 232,2 244,1 256.8 276,5 285,3 304,3

Глобальная космическая экономика в 2013 г. выросла на 4%, достигнув нового рекордного уровня $ 314,17 млрд. (рис. 1). Большая часть этого роста, как в абсолютном выражении, так и в процентах, имела место в коммерческой части экономики. Коммерческие продукты, услуги, инфраструктура и поддержка отрасли суммарно добавили чуть более трех четвертей роста космической экономики, с государственными расходами, составляющими остаток. В целом государственные расходы снизились на 1,7% в 2013 году, так как значительное сокращение космического бюджета США было лишь частично компенсировано ростом космических бюджетов других стран.

Коммерческие космические продукты и услуги (39%)

Коммерческие инфраструктура и сопутствующие индустрии (37%)

Космические бюджеты Правительства США (13%)

Государственные космические бюджеты других стран (11%)

Всего: S314.17 млрд.

Рисунок 1.

Глобальная космическая деятельность, 2013

О доверии инвесторов к перспективам публично торгуемых космических компаний свидетельствует действующая эффективность индексов Космического фонда в 2013 году. Индексы отслеживают эффективность космических акций, котирующихся на американских биржах, и они реализовали прибыль за год 34-48%, что выгоднее в сравнении с 30% для S&P 500 и 38% для NASDAQ.

На рис. 2 приведено графическое сопоставление индексов-2013 SFI, SFII, SFSI, NASDAQ и S&P-500. Рост индекса космической экономики SFI фактически совпадает во втором полугодии 2013 г. с ростом NASDAQ Composite. Индекс роста космической инфраструктуры SFII, отстававший в 1 квартале, фактически сравнялся с ними во 2 квартале, а в 3 и 4 опережал рост всех индексов. Индекс роста космических услуг SFSI возрастал несколько медленнее SFI и ростом NASDAQ Composite, однако примерно на такую же величину опередил рост индекса S&P-500.

Большинство из 81 попыток запусков в 2013 были проведены Россией, США, Китаем и Европой. Этот уровень активности был несколько выше, чем средний в течение последних пяти лет - по 79 пусков в год. Количество спутников, запущенных на орбиту, в 2013 году увеличилось почти на две трети по сравнению с 2012 г. Микроспутники с массами ниже 91 кг (200 фунтов) составляли более половины из 197 спутников, запущенных в 2013 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение стоимости запуска и экономические достижения в области технологии создания спутников создали условия для выхода на рынок малых и средних космических компаний, предлагающих новые услуги и решения для растущего числа клиентов. В Соединенных Штатах космические трудовые ресурсы сократилась на 3,5% за период с 2011 до 2012 года, снижение продолжается шестой год подряд, в отличие от роста в Европе и Японии. В Европе занятость в космической промышленности возрастает в 2012 году седьмой год подряд, с ростом 1,5%. Японские промышленные трудовые ресурсы в 2012 увеличились на 11%, продолжая многолетний рост с низкой точки в 2008 году.

Развивающиеся космические технологии открывают большее число приложений на будущих рынках с большим количеством игроков и более низкими барьерами входа на рынок. Космические компании делают упор на создание новых форм стоимости для своих клиентов, используя возможности, открывающиеся в разных секторах и космическая промышленность быстро развивается. Концентрация на уникальных преимуществах, обеспечиваемых

# Commercial Space Products and Services

# Commercial Infrastructure and Support Industries

# U.S. Government Space Budgets

Non-U.S. Government Space Budgets

Total: $314.17 Billion

© Space Foundation

космическими системами, обеспечивая дифференциацию услуг, решает задачи продвижения на многих территориальных и отраслевых рынках.

-Spate Foundation Index

-Space Foundation Infrastructure Index

— Space Foundation Services Index

— NASDAQ Composite --SSiP 500

Ж #

dca Foundation

Daily Closing Value

Рисунок 2.

Сравнение индексов-2013 SFI, SFII, SFSI, NASDAQ Composite и S&P-500

Интерес к космической деятельности расширяется до уровня штатов и регионов внутри стран, которые стремятся расширить свои космические отрасли и выработать решения, адаптированные для нужд местных сообществ.

Одним из важных инструментов принятия управленческих решений является индекс космической конкурентоспособности SCI. Методология SCI, существующая уже семь лет, ежегодно обновляется и уточняется1.

Страны, обладающие наибольшим потенциалом космической деятельности, сопоставляются по 50 отдельным качественным и количественным показателям, каждый из которых анализируется для всех 15 стран. Эти показатели разделены на три всеобъемлющих сектора конкурентоспособности: правительства, человеческого капитала и промышленности.

Рамочная базовая модель представлена на рис. 3 и в табл. 2.

Рисунок 3.

Веса данных индекса космической конкурентоспособности ^0=ИКК):

Категории Правительств - 40%: госполитика и поддержка инноваций - 25%; гражданские и военные расходы - 15%; Категории человеческого капитала - 20%: человеческие ресурсы - 10%; использование/доверие - 8%; заинтересованность гражданского общества - 2%;

Промышленные категории - 40%: возможности производства - 12%; возможности запуска космических аппаратов - 13%; корпоративная и финансовая устойчивость - 15%.

1 FUTRON'S 2014 Space Competitiveness Index. - 11 p.

Таблица. 3 - Иллюстрация индекса космической конкуре иго способности SCI

Набор космических показателей Модель анализа структурированных данных

•Собирает более 50 (50+) метрик космической деятельности * Обеспечивает статистическую точку отсчета для будущих исследований * Разрабатывает метод количественных не цифровых показателей * Оценивает замещающие метрики, если исходные данные недоступны * Определяет области метрического несоответствия между странами * Обеспечивает точку отсчета для последующего анализа * Создает над ежную базу данных космических показателей * Агрегаты данных трех категорий: правительство, человеческий капитал и промышленность •Весастатистических данных в надежной модели * Обеспечивает рейтинг, привязанный к конкретной временной точке •Включает 15 ведущих стран космич еской д еяте л ьно сти * Предложение количественных ориентиров для лиц, принимающих решения * Создает дискурс в сфере космич еской конкур ентоспособностп

Описываемые профили «странак стране» Структура для "глубокого погружения" в сегменты

* Обзоры за 10 лет данных запусков и производств * Сравнение ведущих космических компаний и сделок * Тенденции треков данных «год; за годом» * Подробности космического сектора - профили «страна к стране» * Оценивает основные движущие силы национальной конкур енгоспособности * Исследование космических рынков по всему миру * Оценивает национальные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (SWOT) * Обеспечивает основу для анализа несколько сегментов космических и заинтересованных сторон •Позволяет провести обобщенную оценку каждого сегмента •Устанавливает основы детальных показателей стратегических отраслей: -Например: Разведка,Военно-космическая, РШ4, Дистанционное зондирование, базовые космические технологии * Определяет показатели, характерные для сегмента промышленности •Пре доставляет до ступ к характерным проблемам и движущим силам сегментов

^Позиционирование, навигация и синхронизация

FUTRON'S 2014 SPACE COMPETITIVENESS INDEX - Futron Corporation

Интегрированный результат представляется в ежегодном докладе, публикуемом корпорацией Futron ежегодно с 2008 года: Индекс космической конкурентоспособности Futron (FUTRON'S 2014 SCI).

С углублением глобализации растет объем космической деятельности. Учитывая изменения, с 2012 года Futron добавил пять новых стран в свой индекс космической конкурентоспособности (есть данные за 3 года): Аргентина, Австралия, Иран, Южная Африка, Украина и отслеживаются в 2014 SCI наряду с исходными десятью странами, данные по которым имеются за 7 лет (2007-2013): Бразилия, Канада, Китай, Европа (как комплексный космический актор), Индия, Израиль, Япония, Россия, Южная Корея, США.

В 2014 году Futron пересмотрел свои основополагающие исследования 2008-2013 гг., чтобы обеспечить свежий взгляд на многолетние тенденции для активизации обсуждения национальной динамики. Futron в 2014 SCI расширяет свои данные - добавлены сведения о космических активах, инфраструктуре, бюджетах и доходах коммерческого сектора стран. Кроме того, в 2014 году SCI продолжает использовать оптимизированную письменную структуру анализа, предназначенную для учета интересов, как населения, так и исполнительных лиц, принимающих решения.

Результаты оценки конкурентоспособности стран в 2014 году представлены на рис. 4.

Argentina Australia Brazil Canada China Europe India er го Israel Japan Russia Ukraine USA а» ГО с го _с о а> го

m m ш О О Bi W m £ а> 5

Argentina 0.00 -0.30

Australia 0.00 -1.02 -0.92

Brazil 0.00 -0.38

Canada 0.00 -2.31 +0.66

China 0.00 -1.01

Europe 0.00 +1.53

India 0.00 -1.07

Iran +0.35 0.00

Israel +0.60 0.00

Japan +0.14 0.00

Russia +3,05 0.00 +2.98

South Africa +0.92 0.00

South Korea +1.84 0.00

Ukraine -0.95 0.00

USA -1.39 0.00

Рисунок 4.

Изменения относительной конкурентоспособности по странам

Сравнительная конкурентоспособность по секторам

В настоящее время бурно развиваются сектор производства наноспутников, коммерческих услуг, военного космоса, проектов борьбы с космическим мусором, защитой от астероидов, освоения космической энергетики и астероидов. Однако основу деятельности составляет промышленное производство космических аппаратов, разгонных блоков, пилотируемый космос. Тенденции орбитальных пусков и производства космических аппаратов, 2004-2013 в соответствии с оценками приведены на рис. 5.

Orbital Launch and Spacecraft Manufacturing Trends, 2004-2013

TOTAL: 670 Successful Orbital Launches

Ист.: FUTRON'S 2014 Space Competitiveness Index.

TOTAL: 1,236 Spacecraft Manufactured

- P.9.

Рисунок 5.

Тенденции орбитальных пусков и производства космических аппаратов, 2004-2013

Формирование космического мегапроекта стран БРИКС

Космическая политика стран БРИКС рассматривается как возможный вариант развития их эффективного взаимодействия как автором, так и аналитиками США1. В основе анализа лежат следующие соображения.

Не менее 25 из развивающихся государств, в том числе быстро экономически развивающиеся Бразилия (седьмая по величине), Китай (второй по величине) и Индия (четвертая по величине), обладают активными национальными космическими программами с проверенной возможностями независимой КД.

Космическая деятельность находится в центре обеспечения национальной безопасности страны, ее социально-экономического и инновационно-технологического развития, во многом определяет престиж страны. Для многих развивающихся стран космическая политика стала важным средством развития и позиционирования в мире, если не национальным приоритетом.

1 Robert C. Harding Space Policy in Developing Countries: The Search for Security and development on the final frontier, 2013.

508

Космические программы и связанные с ними технологии в настоящее время стали неотъемлемой частью стратегического развития многих относительно богатых развивающихся государств, которые стремятся повысить свой международный статус, обеспечить безопасность и экономическое будущее. Несмотря на сохраняющуюся бедность, социальную и политическую нестабильность, реальные этнические барьеры, большая часть роста в области космической деятельности в XXI веке будет обеспечена развивающимися странами.

Расширение космических программ в развивающихся странах показывает, что национальные правительства никогда не изменяли свою точку зрения о важности космической деятельности для достижения и расширения национальной мощи, военной безопасности или экономического развития. Оно отражает возникающую тенденцию демократизации КД, которая является одними из важнейших факторов в меняющемся распределении власти на нынешней международной арене.

Конкуренция становится катализатором для нового поколения связанных с космосом политик и инноваций как для традиционных, так и формирующихся космических держав.

Космическая политика Китая является более амбициозной и лучше финансируется, чем у других развивающихся государств, но она ни в коем случае не уникальна. Во всем мире растет число развивающихся стран, которые инвестируют в космические технологии, ищут партнеров для космических проектов, и даже создания стартовых комплексов. Эти страны могут в будущем стать серьезным соперником ведущих космических держав - Соединенных Штатов, России, Китая, Европейского союза и Японии.

Космическая программа фигурирует в качестве неотъемлемого элемента национальной безопасности и развития любого дееспособного государства. Космос является оценкой мощи государства, международного авторитета и национального потенциала страны. Кроме того, использование космических активов позволяет государствам более эффективно использовать национальные ресурсы и расширить охват внутренних программ развития в разнообразных областях - сельском хозяйстве, образовании, медицине и экономическом развитии. Преимущества успешной космической программы включают в себя современные средства связи, платформы для совершенствования технологий, уточнение географических данных, а для некоторых - расширения возможностей обороны и разведки.

Сегодня практически каждая развитая страна имеет свою долю в мировой космической деятельности. Космос безвозвратно укоренился в национальных интересах и общественном сознании. Космические программы повышают международный авторитет государств, что приводит к росту как внутренних, так и международных преимуществ. Космическая программа стала практически обязательным шагом в становлении региональных мировых держав. Помимо традиционных вопросов безопасности, космическая деятельность является все более важным элементом экономического и социального развития многих развивающихся государств. Происходит рождение коммерческого космоса. Интересы России непосредственно связаны с развитием и применением наших космических технологий для обеспечения эффективного развития и безопасного будущего человечества, в первую очередь партнеров из стран БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.