УДК 930 ББК 63.4
Л.С. Марсадолов
МЕГАЛИТЫ АЛТАЯ: «СФИНКС», «ПИРАМИДЫ» И ПЛИТЫ У ГОРЫ СЕЛЕУТАС
Сфинкс и пирамиды обычно ассоциируются с египетской цивилизацией. До недавних пор никто и не предполагал, что похожие объекты могут находиться в западных районах Алтая. У горы Селеу-тас найден гранитный «сфинкс», вдвое больший, чем находящийся в Египте, в долине Гизы. Рядом с ним обнаружены огромные мегалитические плиты, «пирамиды», каменоломня и другие интересные объекты.
Ключевые слова:
Алтай, антропоморфные образы, Египет, история цивилизаций, культура, сфинкс
Западный Алтай уникален. Здесь, в пограничье гор и равнин, тайги, степей и полупустынь, в бассейне крупной и быстрой реки Иртыш, расположен географический центр Евразийского континента. Это один из самых богатых районов мира по залежам полиметаллических руд и красивых цветных пород камня.
К западу от города Усть-Каменогорска, у горы Селеутас (что в переводе с казахского значит «ковыль») на рубеже нового тысячелетия, в 2000 г. автором был открыт новый сложный природно-антропогенный комплекс объектов'1 (рис. 1*).
Если смотреть на гору Селеутас с западной стороны, на некотором удалении, то можно увидеть, что ее северная половина сохранила свою пер-
* Рис. 1-3 см. 4 стр. обложки.
Среда обитания
Terra Humana
воначальную форму в виде пирамидального горного склона, сложенного гранитными пластами и ныне покрытого лишайником серовато-зеленоватого цвета. Южная же половина горы выглядит полуразрушенной и имеет «антропозооморфную» форму, условно названную автором «сфинксом».
Сфинкс - мифическое существо в древних культурах Египта, Греции и Передней Азии. В Египте, около пирамиды Хефрена в Гизе, находится гигантский каменный сфинкс с туловищем льва и головой человека-фараона. Письменные источники не сохранили для нас сведений о времени его сооружения. У древних египтян еще существовали каменные сфинксы с головой барана или женщины. Греки, вероятно, заимствовали эти образы из Египта. У многих народов сфинкс считается хранителем тайной мудрости.
Хорошо известен греческий миф о царе Эдипе, где описан сфинкс, сидевший на горе Фикион около города Фивы и задававший загадку проходящим мимо путникам:
«Есть существо на земле: и двуногим, и четвероногим Может являться оно, и трехногим, храня свое имя,
Нет ему равного в этом во всех животворных стихиях.
Все же заметь: чем больше опор его тело находит,
Тем в его собственных членах слабее движения сила».
Многие погибли, не сумев найти разгадки, и только Эдип ответил:
«То существо - ч е л о в е к. Бессловесный и слабый младенец Четвероногим ползет в первом году на земле.
Дни неудержно текут, наливается тело младое;
Вот уж двуногим идет поступью верною он.
Далее старость приспеет, берет он и третью опору -Посох надежный - и им стан свой поникший крепит».
Следовательно, сфинкс (животное + человек), гора (камень) и тайна (загадка) являются взаимосвязанными архетипами во многих древних цивилизациях.
Гранитный «сфинкс» из Селеутаса также загадочен для исследователей. Его высота - около 50 м, а длина - не менее 100 м. Он почти в два раза больше египетского сфинкса, высота которого - 20 м, а длина - около 60 м.
Каждый человек, смотрящий с разных сторон на селеутасского «сфинкса», видит в нем различные образы: коня, верблюда, медведя, собаку, динозавра и т. д. (рис. 1). С близкого расстояния, если стоять с западной стороны, «сфинкс» выглядит более массивным и напоминает льва или медведя. На некотором удалении с западной и юго-восточной сторон виден весь его облик, с горизонтальным туловищем и слегка выступающей лапой.
С южной стороны хорошо различимы два вертикальных лика «сфинкса» - «животного» и «человека», разделенные довольно широкой гладкой плоскостью. Голова «животного» объемна, с удлиненной мордой, выделенным глазом, приоткрытым ртом, вытянутыми губами. Голова «человека» видна только в профиль. Различимы уплощенный «головной убор», нос,
губы и подбородок. Передняя часть плиты, образующая лоб и глаз, вывалилась. Нижняя часть лица, от носа до подбородка, состоит из одной плиты. Интересно и то, что губы «человека» имеют красноватый оттенок (рис. 2).
Особого внимания заслуживают три огромные плиты у подножия «сфинкса»: их размеры и вес поразительны для нашего времени.
Камень «А» - гигантская плита, длиной 14,4 м, шириной 6,3 м и толщиной от 2,1 до 3,1 м (рис. 3). Общий вес гранитного блока составляет около 500 тонн. При взгляде на него сверху видно, что камень имеет удлиненную, сужающуюся кверху форму (рис. 5:1). С восточной и западной сторон камень имеет антропоморфные очертания. «Антропоморфизм» формы улавливается и при взгляде на эту плиту сверху. Вероятно, первоначально камень был установлен вертикально на ровной гранитной площадке перед «сфинксом» как гигантское антропоморфное изваяние (рис. 2). На поверхности камня видны многочисленные следы, оставленные при обработке и выравнивании поверхности плиты.
«Сфинкс» расположен на восток от камня «А», что наводит на мысль о возможности наблюдения в прошлом за восходом Солнца над «сфинксом», если находиться на поверхности камня. На верхней плоскости камня обнаружен выбитый руками человека круг-личина диаметром 30 см, возвышающийся над основной поверхностью на 4-5 см. Вокруг круга выбиты вертикальные и горизонтальные углубленные полосы, образующие геометрические фигуры.
Камень «В» находится на расстоянии 14,4 м к востоку от плиты «А». Он имеет длину до 7,2 м, ширину 1,8 м, толщину от 1,2 до 1,9 м, вес - около 30 тонн (рис. 4:2). С западной стороны под камнем имеется небольшой грот. В отличие от плиты «А», которая лежит у подножия горы, камень «В» расположен выше по горному склону.
Камень «С» находится на южном склоне горы и по форме напоминает плиту «А», но меньше ее по размерам и не столь тщательно обработан. Максимальная длина гранитной плиты равна 12,6 м, а ширина по диагонали - 5,4 м. Этот камень лежит на боковом ребре и своей длинной осью ориентирован на находящегося севернее «сфинкса». Не исключено, что камень «С» и ныне лежащая выше него еще одна удлиненная стела когда-то стояли вертикально у подножия горы со «сфинксом» с южной ее стороны.
Совпадение метрических параметров у разных объектов в Селеутасе служит дополнительным доказательством их искусственности и неслучайности (рис. 4). Основными метрическими модулями здесь являются размеры 1,8 м (прямая «сажень» - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук человека) или 2,1 м («косая сажень»), а также 0,3 м («фут = ступня»). Расстояние от камня «А» до камня «В» равно 14,4 м = 8 саженям по 1,8 м. Длина камня «А» тоже 14,4 м, а длина камня «В» составляет 7,2 м = 4 саженям, то есть меньше в 2 раза. Контур камня «В» можно не менее пяти раз уложить на верхнюю плоскость плиты «А». Максимальное расстояние между верхними частями камней южных «ворот» также равно 14,4 м.
Среда обитания
Terra Humana
Длина камня «С» равна 12,6 м = 7 саженям и, возможно, тоже не случайна. Половина размера этой плиты (6,3 м) равна ширине камня «А» и длине от северного края плиты «А» до круга на ее верхней плоскости.
Диаметр выступающего круга размером 30 см на верхней части плиты «А» мог послужить своеобразным модулем для последующих разметок у разных объектов. Размер-модуль по 30 см часто встречается в культовых памятниках Алтая - на святилищах в Ак-Бауре, Семисарте, Туру-Алты и др.
По своим размерам и объему камень «А» из Селеутаса пока является самым крупным в Саяно-Алтае и Сибири (рис. Б). Плита «А» по длине более чем в два раза превосходит не только камень «В», но и вертикальные плиты из Большого Салбыкского кургана в Хакасии2 и комплекса в Тархате3, а по весу она тяжелее их в десятки раз. Даже самая большая каменная плита Франции «Grand Menhir» (рис. 5:3) с длиной 20,3 м и весом 3Б0 тонн4 превосходит селеутасский камень «А» лишь по длине (14,4 м), значительно уступая ему по ширине, толщине и весу (Б00 тонн).
Наиболее близкими по форме и размерам к плитам из Селеутаса являются гигантские каменные плиты из каменоломни и храма Юпитера в Бааль-беке (Ливан). Там в основании юго-восточной стены храма уложено девять рядов каменных блоков размерами 11 х 4,6 х 3,3 м и весом 300 тонн каждый. Еще шесть таких же камней находятся на юго-западной стене храма. Поверх них лежат три гигантских блока, именуемые Трилитон, размерами
Рис. 4. Селеутас. Сравнение камней «А» Рис. 5. Сравнение по размерам мегалитов
и «В»: 1 - размеры плиты «А»; 2, 3 - разме- Евразии: 1, 5 - Западный Алтай, Селеутас;
ры плиты «В» (сбоку и сверху); 4 - совмеще- 2-4 - Франция (3 - «Grand Menhir»,
ние-накладка камня «В» сверху длина - 20,3 м, вес - 350 тонн); 6-8 - Хакасия,
на камень «А». Большой Салбыкский курган.
21 х 5 х 4 м, весом по 800 тонн. В соседнем карьере лежит самая большая каменная плита размерами 23 х 5,3 х 4,55 м, весом около 1000 тонн.
Нам остается лишь присоединиться к словам бывшего хранителя Ба-альбека Мишеля Алуфа: «Никакое описание не может дать сколько-нибудь точное представление о том потрясающем впечатлении, которое производит на наблюдателя вид этих гигантских блоков».
В Селеутасе недалеко от больших плит есть и другие объекты - вертикально установленные камни-«ворота», грот - наблюдательный пункт, западный холм-«курган». К северу от камня «А», на расстоянии 56 м от центра круга, расположены два камня, условно названные северными «воротами» («вратами»). Южные «врата» находятся в 300 м к юго-западу от камня «А». Размеры камней этих «врат» значительно больше, чем северных. Следует отметить, что близкие каменные «врата» также были зафиксированы в Тархате на ЮгоВосточном Алтае и около Большого Салбыкского кургана в Хакасии.
В 45 м к северо-западу от северного камня южных «врат» на вершине небольшого скального выступа находится грот. Стенки гранитного грота в верхней части имеют темные следы обожженности. Возможно, грот использовался и для астрономических наблюдений в качестве стационарного наблюдательного пункта.
В 100 м к западу от плиты «А» видна округлая насыпь (холм или курган) диаметром около 50 м и высотой 0,3-0,5 м. Объект сильно задернован, сложен из земли с включением камней. Без раскопок очень трудно судить о его датировке и назначении.
На склонах горы не менее чем в двух-трех местах отмечены следы «выборки» гранита при добыче плит. Вдоль естественных трещин иногда видны следы огня. Не исключено, что трещины, с дополнительным нагреванием и охлаждением, использовались для откалывания плит нужного размера. Судя по размерам «следов» от ранее вынутых плит, в Селеутасе могли добывать в эпоху «бронзы» угловые камни высотой 3-5 м для оград курганов, а позднее - заготовки высотой 2-3 м для «оленных» камней раннескифского времени и антропоморфных изваяний тюркской эпохи. Вероятно, при обработке больших каменных плит для устойчивости под высоко поднятые углы дополнительно подкладывали небольшие камни.
К северу от «сфинкса» расположена своеобразная «долина пирамид», среди которых особо выделяется «ступенчатая пирамида». При взгляде сбоку она имеет подтреугольную форму и образована плотно налегающими друг на друга пятью-шестью пластами расплавленной вулканической лавы и гранита. Сейчас на поверхности «пирамиды» видны многочисленные трещины, сколы и выпады, которые, вероятно, образовались при разрушении более мягких пород камня, находившихся между пластами более твердого гранита5.
Измерить ширину основания пирамиды довольно трудно из-за неровностей рельефа, камней у ее подножия, нечеткости граней. Примерная ширина ее основания - 120-130 м, а высота - около 60 м. В плане с западной стороны пирамида имеет форму равнобедренного треугольника. На
Среда обитания
Terra Humana
ее внешней грани расположены своеобразные вертикальные и горизонтальные полосы.
У подножия южного угла западной грани «пирамиды» лежит горизонтальный блок, напоминающий по своей форме обработанные камни около «сфинкса». На одной из сторон он также имеет выемку-перехват.
Следует отметить, что «пирамида» из Селеутаса по своим параметрам и форме наиболее близка к самой ранней ступенчатой египетской пирамиде фараона Джосера в Саккаре, размерами: север-юг - 118 м, запад-восток -около 140 и высотой около 60 м.
К востоку от этой «пирамиды» в Селеутасской долине находится еще несколько разных по форме скальных выступов, напоминающих «пирамиды» Египта и стран Востока.
Если встать под головой «сфинкса», то проходящая через него линия направлена на юго-запад, на лежащие вдали горы и далее - в Египет.
При более детальном сравнении «сфинксов» из Селеутаса и Гизы можно выявить их сходство и различие.
На Алтае и в Египте сфинксы имеют много общих признаков, которые предварительно можно классифицировать по следующим группам:
1. Географические. Сфинксы расположены в контактных регионах, на границе ряда природных зон и континентов: Селеутас - в центре Евразии, в пограничье лесов на севере и степей, гор и полупустынь на юге, Египет - на стыке Африки и Евразии, в пограничье Средиземного и Красного морей, плодородных почв Нила на севере и пустынь на юге.
2. Ландшафтные. Сфинксы находятся на широких открытых долинах с невысокими горными выходами. Межгорные долины и находящиеся там объекты хорошо просматриваются как снизу, сбоку, так и сверху.
3. Планиграфические. Наблюдается сходство в расположении объектов: сфинкс находится на юге, а пирамиды - на севере. Как и в Египте, где от середины спины сфинкса на север к пирамиде Хефрена ведет закрытый проход-коридор из каменных плит, так и в Селеутасе от спины сфинкса на север к «пирамиде» ведет «естественная» дорожка из плашмя лежащих каменных плит.
4. Геологические (породообразующие). Для объектов с расчетом на последующие тысячелетия были выбраны участки с твердым скальным основанием, а не мягким грунтом, в который могли бы провалиться гигантские «скульптуры».
Одним из основных условий прочности материалов также является многослойность. Например, состоящее из нескольких слоев стекло гораздо труднее разбить, чем однослойное. Многослойные геологические породы и слои часто разрушаются гораздо медленнее, чем однородные и однослойные. Для сфинксов выбраны местные твердые, слоистые породы камня, лежащие горизонтальными пластами (рис. 1 и 6).
Позднее люди дополнительно облицевали египетского сфинкса небольшими каменными блоками-плитками, что придало ему больше выразительности и искусственности (рис. 6:1).
Рис. 6. Египет, долина Гизы. Общий вид сфинкса с западной стороны: 1 - вид с юго-запада; 2 - вид спереди; 3 - передняя часть сфинкса, вид с юга (видна слоистость пород камня, как и в Селеутасе, нижняя половина туловища сфинкса дополнительно облицована каменными плитками).
5. Гидрологические. И в Египте, и на Алтае на туловищах сфинксов можно проследить следы от больших потоков воды, которые омывали эти объекты. На основании египетского сфинкса найдены следы от водной эрозии. Вначале исследователи предполагали, что это связано с разливами Нила. Затем установили, что «скорее всего тут следы не Нила, так как поток воды шел с севера на юг (против течения реки), а... библейского потопа!».
Так же как и у египетского сфинкса, в Селеутасе на поверхности гранита хорошо различимы глубокие «следы» эрозии от воды и ветра.
6. Технические. Сфинксы сделаны путем «доработки» естественных массивных скальных выходов, «отсечения лишнего» для получения нужной формы.
Селеутасский «сфинкс» резко выделяется своим цветом и формой на фоне окружающего ландшафта, что, несомненно, свидетельствует о его более позднем возрасте, чем время образования скального выхода. Его коричневато-розоватый цвет гораздо светлее соседних гранитных скальных выходов, покрытых серовато-зеленоватыми лишайниками и мелким кустарником.
7. Изобразительные. Можно выявить своеобразный «канон» при передаче образа сфинкса. У обоих гигантских сфинксов головы высоко подняты и поставлены почти под прямым углом по отношению к передней части туловища, с небольшим отклонением назад. Спина у них длинная, прямая, лапы вытянуты вперед (рис. 1, 2 и 6). В Египте лапы позднее были искусственно удлинены с помощью небольших каменных блоков.
Среда обитания
Terra Humana
От позы сфинкса веет спокойствием, отрешенностью, незыблемостью, величием и мудростью тысячелетий.
Но есть и существенные семантические отличия. В Египте у сфинкса только одно лицо - «человека-фараона», хотя пока не совсем ясен вопрос о том, когда у этого сфинкса появилось такое «лицо» с массивной, ныне отбитой «бородой», хранящейся в Британском музее.
Селеутасский сфинкс имеет две головы - животного и человека. Голова человека отделена узкой вертикальной плитой-перегородкой от головы и передней части животного. Полная фигура животного передана объемно (так называемая «круглая скульптура»), а человек показан только в профиль (барельефно), и дана только его верхняя часть. Не исключено, что этим хотели подчеркнуть две основные идеи: во-первых, сфинкс олицетворял собой союз природы и человека; во-вторых, животное уже появилось давно, в прошлом, и в какой-то мере исчерпало себя, а человек еще только зарождался, виден не полностью, у него все в будущем (рис. 2).
Возможно, это свидетельствует о большей древности сфинкса из Селе-утаса по сравнению с египетским, так как животное и человек здесь еще строго разграничены, а не слиты воедино, как в Египте. К тому же египетскому сфинксу дополнительно приданы доминирующие иерархические черты - образ господствующего над людьми фараона и образ «царя зверей» - льва. Напомним также, что селеутасский «сфинкс» по своим размерам в два раза больше египетского.
Подводя итоги описанию объектов из Селеутаса, следует отметить, что ныне научных ответов гораздо меньше, чем вопросов.
Являлся ли Селеутас святилищем, культовым центром, созданным людьми, или своеобразной древней обсерваторией?
А может быть, это гигантская скульптура мужчины-кочевника со своим верным другом и спутником - конем? Ведь этот район экологически наиболее приспособлен для кочевого скотоводства. Здесь и сейчас, как и в древности, пастухи пасут скот.
Бессознательная ли это или осознанная «игра природы»? Некоторые люди, которые видели фотографии селеутасского «сфинкса», всерьез утверждают, что это чисто случайное природное явление, разрушенная стихиями гора. По их мнению, «природа может создать и не такое».
Только время все расставит по своим местам. Скоропалительные выводы (это «игра природы» или «результат выветривания») могут на долгое время, но, конечно, не навсегда, закрыть исследования на такого рода памятниках. Даже если Селеутас - это игра природы, она восхитительна и «разумна», а Селеутас как уникальный природно-культурный заповедник нуждается в сохранении и государственной защите.
Не слишком ли много ныне вкладывается в понятие «природа»?
Замечательный русский поэт-философ Федор Иванович Тютчев, (кстати, член-корреспондент Петербургской академии наук), осознавая противоречивость нашего одностороннего материалистического познания, писал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Стоит согласиться с заложенной в этих прекрасных строках научной идеей, возможно, до сих пор не до конца понятой нами.
Никто пока не может дать однозначные ответы и на вопрос о том, остатки ли это древнейшей, пока не известной цивилизации или что-то совершенно другое, еще не осознанное наукой.
Предшествовали ли селеутасские «сфинкс» и «пирамиды» в качестве праформ для египетских - или, наоборот, были их семантическими копиями, ориентированными в сторону их местонахождения в Египте? Была ли это одна гигантская цивилизация - или они развивались параллельно и независимо друг от друга?
А создание «скульптуры сфинкса» гигантских размеров (50 х 100 м) и способы перемещения огромной плиты-изваяния у его подножия (весом в 500 тонн)?
На поверхности селеутасского «сфинкса», особенно в нижней части с юго-восточной стороны, видны темные следы сильной обожженности гранита. Судя по заключению экспертов-геологов, такие следы прокала камня «связаны с высокой температурой, что не могло быть достигнуто с помощью костров, оставленных людьми».
На современном этапе научного познания почти невозможно объяснить многочисленные «следы» в Селеутасе - от высокотемпературного «огня» на камне-граните-изоляторе, направленные сверху в одну точку у подножия «сфинкса», а также от древнего «моря» или «потопа» на поверхности «сфинкса» и в обширной степной долине.
Возможно, объяснения этих явлений содержатся в древнейших мифах о предшествовавших современному человеку «титанах - гигантах - атлантах - великанах»; об их борьбе с небесными богами, когда они метали в небо огромные камни-горы, а боги отвечали им с помощью огненных «перунов-молний»; о поражении «гигантов-исполинов» и ниспосланных в наказание им с неба «потопах»; о борьбе и победе людей над великанами и т. п.
Не исключено, что именно об этом «допотопном» прошлом говорится в Библии: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Бытие 6: 4).
Вероятно, не случайно близкие к Селеутасу гигантские каменные плиты находятся в основании храма римского громовержца Юпитера (аналога греческого Зевса) в Баальбеке, свидетельствуя о победе богов над «титанами-гигантами».
Гипотез и версий может быть очень много, и истинных тоже может быть несколько, тем более что этот уникальный комплекс объектов имеет долгую и интересную историю бытования. Остается надеяться, что когда-
Среда обитания
Terra Humana
нибудь ученые смогут уточнить датировку и культурно-цивилизационную принадлежность объектов Селеутаса.
Наиболее древним, по мнению автора, в Селеутасе является антропозоо-морфный объект - «сфинкс». Затем у его подножия с юго-западной стороны была вертикально установлена антропоморфная плита «А». Вероятно, гораздо позднее, в эпоху бронзы, на верхней плоскости плиты «А», уже упавшей к тому времени, был выбит «круг». В ходе ритуальных действий около огромных плит, возможно, использовались южные и северные «врата».
Был ли антропозооморфный объект следствием естественного разрушения горного склона или эта часть горы была кем-то искусственно обработана в древности, еще предстоит выяснить в ходе последующих исследований. Сейчас на южном склоне горы можно видеть многочисленные крупные и мелкие скальные обломки и, возможно, заготовки для каменных блоков разных размеров. Когда все эти обломки будут тщательно зафиксированы, измерены, построены их трехмерные модели или уменьшенные копии, то путем «ремонтажа» (обратной сборки) можно будет смоделировать основные этапы создания «сфинкса» и более детально реконструировать его первоначальный вид. Для создания «сфинкса» и перемещения гигантских плит, вероятно, использовались мощные виды энергии, забытые в наши дни.
Меньшая плотность покрытия лишайником поверхности плит «А», «В» и «С», по сравнению с другими камнями на горных склонах, может служить одним из доказательств их более молодого, чем у самой горы, возраста. Поверхность «пирамиды» менее покрыта лишайником, чем окружающие ее скальные выходы, что также говорит о ее более юном возрасте.
Предварительный вывод из исследований в Селеутасе заключается в том, что обнаружены два новых типа мегалитических объектов Алтая, которые можно назвать «селеутасскими». Эти новые типы объектов по мере накопления фактов могут стать двумя неизвестными пока «цивилизациями», к одной из которых относится «сфинкс», а к другой - более поздняя гигантская плита «А» (рис. 7).
До 1990-х годов на Алтае не изучались мегалитические памятники из цельных глыб камня, с размером плит более 4-5 м. Вероятно, к этим же типам древних объектов относятся близкие по облику и породам камня комплекс в виде рыбы на горе Очаровательной, исследованный автором в 1993 г. на Западном Алтае6, а также мегалитический памятник в Тархате на Юго-Восточном Алтае, изученный экспедициями В.И. Соёнова в 1994 г. и Л.С. Марсадолова в 2003 г.7
Массивный скальный выход высотой более пяти метров на вершине горы Очаровательной, около поселка Колывань, напоминает голову рыбы, зверя или птицы с широко раскрытым «ртом-пастью» или «клювом» и даже выделенным «глазом» (рис. 7:2). Внутри «пасти» находятся выбитая человеком овальная ямка-лунка и поднятый туда в древности большой камень-валун, который, возможно, служил алтарем. Не исключено, что какие-то «традиции гигантизма» изделий сохранились в Колывани на долгие столетия.
Рис. 7. Гигантская каменная «скульптура» на древних святилищах Алтая. Памятники: 1, 3,
4 - Селеутас; 2 - гора Очаровательная; 5 - Семисарт. Образы: 1 - антропозооморфный («сфинкс»); 2 - «рыба-зверь-птица?»; 3 - «заяц»; 4 - антропоморфная плита; 5 - антропоморфные образы и личины.
Ведь именно на Колыванской шлифовальной фабрике была изготовлена самая большая в мире уникальная «Царица ваз» из ревнёвской яшмы, которая в 1843 г. была доставлена в Петербург и установлена в Новом Эрмитаже, для чего даже пришлось разобрать одну из стен дворца.
На западной стене скального выхода святилища Семисарт с астрономическими наблюдательными пунктами глубоким рельефом выбита небольшая антропоморфная личина (рис. 7:5)8, напоминающая круг-личину на верхней плоскости плиты «А» из Селеутаса. Выше этой личины скальные трещины и выпады камня образовали в древности антропоморфные образы высотой более двух метров. О том, что природный антропоморфизм скальных выступов мог осознаваться и использоваться человеком в ходе ритуальных действий, свидетельствует не только вышеописанная личина, но и наскальное изображение горного козла, выбитое в У111-У11 вв. до н.
Общество
Terra Humana
з. и находящееся на месте глаза одного из больших профильных антропоморфных образов. Вышеперечисленные гигантские скульптуры, находящиеся на разных святилищах Алтая (рис. 7), несмотря на большие перерывы в осознании их сакральных и культовых функций, неоднократно использовались в разные исторические эпохи.
Последующие цивилизации, находившиеся в зоне воздействия египетского сфинкса, в основном выбрали рациональный, «западный» путь развития. Одним из признаков этого пути является правильность геометрических форм - пирамид, обелисков, храмов, домов, гробниц и т. п.
Но ведь есть и другой, не менее впечатляющий, «природный» путь, ныне чаще встречаемый в восточных цивилизациях, характерными объектами которого являются искусственные водопады, горы, сады из деревьев и камней, «сфинкс» из Селеутаса (возможно, и первоначальный сфинкс из Египта). Люди, стоящие на этом пути, старались не «переделать природу», а, наоборот, слиться с ней, следовать естественному многообразию форм и стихий и любоваться им. Они глубоко чувствовали красоту и силу горных вершин, мощь необработанного камня и его цветность, а также многополярность стихий воды, ветра и огня.
Исследование неординарных объектов в Селеутасе еще только начинается
и, несомненно, даст много интересных научных открытий. «Древние магниты», заложенные в Центральной Азии, постепенно раскрываются и изучаются, как и предсказывал Н.К. Рерих, чтобы духовное и материальное наследие цивилизаций прошлого предстало перед нами во всем своем многообразии.
1 Марсадолов Л. С. Отчет об исследовании древних святилищ Алтая в 2003-2005 годах. / Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. - СПб., 2007. - Выпуск 5. - С. 33-43.
2 Марсадолов Л. С. Палеоастрономические аспекты Большого Салбыкского кургана в Хакасии / Алтае-Саянская горная страна и соседние территории в древности. История и культура Востока Азии. - Новосибирск, 2007. - С. 205-213.
3 Соёнов В. И., Шитов А. В. и др. Тархатинский мегалитический комплекс / Древности Алтая. Известия лаборатории археологии № 5. Межвузовский сборник научных трудов. -Горно-Алтайск, 2000. - С. 7-15.
4 Mohen J-P. Les megalithes pierres de memoire. - Paris, 1998.
5 Марсадолов Л. С. Отчет об исследовании древних святилищ Алтая в 2003-2005 годах. / Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. - СПб., 2007. - Выпуск 5. - С. 259-265.
6 Марсадолов Л. С. Исследования на Западном Алтае (около поселка Колывань). / Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. -СПб., 1998. - Выпуск 2. - С. 8.
7 Марсадолов Л. С. Древнее святилище в Тархате на Алтае / Археологические материалы и исследования Северной Азии в древности и средневековье. - Томск, 2007. - С. 206-213.
8 Марсадолов Л. С. Комплекс памятников в Семисарте на Алтае. / Материалы СаяноАлтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. - СПб., 2001. - Выпуск 4. - С. 49.