8 месяцев и 26 дней. Стоит отметить, что уход за ним был минимальным. Птице был предоставлен загон, навес и ведро с водой. Пища состояла из хлеба, зерна, зелени, порой перепадали сырые гамбургеры.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 659: 1042-1043
Медведка Gryllotalpa gryllotalpa -
объект питания чёрной вороны Corvus corone
orientalis на бахчах юго-востока Казахстана
Н. Н. Березовиков
Николай Николаевич Березовиков. Лаборатория орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 25 мая 2011
Медведка Gryllotalpa gryllotalpa — оригинальный представитель отряда прямокрылых Orthoptera в пустынной зоне Казахстана. Это довольно крупные насекомые длиной до 5 см с жёстким хитиновым покровом, населяющие поймы рек и сельскохозяйственные ландшафты: поля, огороды, сады, - где приносят вред, повреждая корневую систему многих культурных растений, включая кукурузу, картофель, огурцы, а в Средней Азии — хлопок и рис. Примечательно, что в питании птиц медведки встречаются довольно редко, а для восточной чёрной вороны Corvus corone orientalis (Eversmann, 1841) как в Казахстане, так и в соседних Киргизии и Узбекистане случаев её поедания вообще не было известно (Гаврин 1974; Пэк, Федянина 1961; Лановенко, Сагитов 1995). В этой связи приводим наблюдения, выполненные 20-21 мая 2011 в юго-западной части дельты реки Или в пойме полноводной протоки Топар в 1 км выше одноименного посёлка (45°02' с.ш., 75° 02' в.д.). Эта местность представляет собой водно-болотную экосистему с обширными труднопроходимыми зарослями тростника, лоха и ив, местами с группами туранг. К ним примыкают крупнобугристые пески Таукум, поросшие чингилом и тамариксом, в понижениях между которыми имеются озерки и болота. В одном месте среди высоких барханов находилось небольшое крестьянское хозяйство с огороженным участком бахчи со всходами арбузов. В течение первого дня, отличавшегося пасмурной погодой и периодически моросящим дождём, меня привлекли частые появления здесь то одной, то двух чёрных ворон, гнёзда
которых находились в соседних тугаях. Птицы низко облетали бахчу, что-то высматривая, или, присев на изгородь, сидели в ожидании. Временами они исчезали на один-два часа, но обязательно появлялись, совершая облёт и осмотр огорода. Так продолжалось с раннего утра до позднего вечера. Причиной их интереса к бахче, как выяснилось позже, оказались медведки, изредка появляющиеся на поверхности почвы. Увидев бегущее по песку насекомое, ворона летела в его направлении и, присев рядом, наносила 2-3 удара клювом и, схватив, улетала с ним в направлении гнезда. Иногда птица торопливо схватывала медведку и летела с ней на бархан или изгородь, где, зажав в лапах отчаянно изворачивающееся насекомое, добивала его сильными клевками, после чего уносила добычу. Всего в первый день наблюдений было зарегистрировано 7 удачных поимок медведок. В первой половине второго дня вороны не поймали ни одной медведки, хотя несколько раз появлялись у крестьянского хозяйства. Примечательно, что хозяин бахчи, хорошо информированный о вредоносной деятельности медведок, весьма благожелательно отзывался о воронах, уже второй год очищающих его огород от этих насекомых.
Литература
Гаврин В.Ф. 1974. Семейство Вороновые - Corvidae // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 5: 41-120.
Лановенко Е.Н., Сагитов А.К. 1995. Чёрная ворона - Corvus corone L. // Птицы
Узбекистана. Ташкент, 3: 152-160. Пэк Л.В., Федянина Т.Ф. 1961. Пища птиц Киргизии // Птицы Киргизии. Фрунзе, 3: 59-119.