Научная статья на тему '«Медный всадник» А. С. Пушкина и баллады В. А. Жуковского 1830-х годов'

«Медный всадник» А. С. Пушкина и баллады В. А. Жуковского 1830-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1498
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жилякова Эмма Михайловна

Используя компараивный анализ поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина и баллад 1831-33 гг. В. А. Жуковского автор показываст глубокие совпадения между двумя поэтами в моральном, философском и творческом плане. Поэма и баллады показывают одинаковость путей А.С. Пушкина и В. А. Жуковского в поисках поведения личности в драматических жизненных обстоятельствах, при разрешении противоречий между гражданскими требованиями и персональными запросами личности для нахождения пути гармоничного исторического развития обшсства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using comparative analysis of the poem «Mednyi Vsadnik» by A. S. Pushkin and the 1831-1833 series of ballads by V. A. Zhukovsky, the author of this article shows the profound conformity between two poets in their moral, philosophic and artistic pursuits. The basis of the ballad series and the poem to resemble each other was the way both Pushkin and Zhukovsky set the problem of self-determination of a person, facing inevitable circumstances. The conformity of the ballads and «Mednyi Vsadnik» comes to light in the tension of dramatic collision between social requirements and personal pursuits along with the search for their harmonious combination as a moral and social basis for historical development. The subject of special analysis is the poetics of through symbolic images of water and horse.

Текст научной работы на тему ««Медный всадник» А. С. Пушкина и баллады В. А. Жуковского 1830-х годов»

По воспоминаниям А. Мариенгофа - автобиографиче- бованиям эпохи художественного эксперимента, поиска

ские произведения «Роман без вранья» (1920) и «Мой век, новых форм в искусстве и синтеза разных художественных

моя молодость, мои друзья и подруги» (1953-1956), Го- тенденций и направлении. Сложный, многопроблемньгй

голь воспринимался в 1920-е гт. как гений современности, диалог драматургов с великим русским сатириком стал

как человек, близкий по духу. Именно Гоголь отвечал тре- неотъемлемой чертой литерапурного процесса 1920-х гг

ЛИТЕРАТУРА

1. Журчева О. В. Жанровые и стиле в ыс тенденции а драматургии XX века Самара. 2001.

2. Данилов С.С. «Женитьба» Гоголя. Л., 1934

3 Майн Ю В Грани комедийного мира «Женитьбы» Н В Гоголя If Литературные произведения в движении эпох. М Наука. 1979

4. Гоголь Н В. Театральный разъезд после представления новой комедии // Гоголь Н В Собрание соч В 8 т М.: Правда, 1984 Т. 4.

5. Данилов С.С. Гоголь и театр. Л.: Худож. лит., 1936.

6. Фрейденберг О.А/ Поэтика сюжета и жанра М Лабиринт. 1997.

7. Зорин А. Семантика пауз в драматургических текстах Н.В Гоголя Авторсф. дис канд филол. наук Саратов, 2001.

%. Степун Ф.А Мысли о России // Новый мир 1991 .Чу 6

9. Эрдман И Р. Мандат // Эрдман H P Самоубийца Пьесы. Интермедии Переписка с А Степановой Екатеринбург, 2000

10. Марков П Третий фронт: После «Мандата» // Печать и революция. 1925. № 5

11. РГАЛИ Ф. 998 On 1. Ед. хр 506

12. Прозоров Я В Прыжок в окно // Литерату рная учеба 1994 № 5.

13. Мейерхольд В.Э. И* ответа на анкстч гачеты «Вечерняя Москва» // Мейерхольд В 3 Статьи Письма Речи Беседы В 2 т. М Искусство, 1968 Т. 2.

14. Атерс Б В Театральные очерки В 2 т М , 1977 Т 2

15. Мейерхольд В Э. Из выступления в кл\бс им. Октябрьской революции // Мейерхольд В Э Указ. соч. Т 2

16. Маяковский В В. О «Клопе» // Маяковский В В Собр соч : В 12 т М Правда. 1978 Т 12

17. Маяковский В В Клоп // Маяковский В В Указ соч Т 10

18. Galpenna i. Critical relativism. Gogol's marnage, a multifaced play or playing in the pla> // Rus lit. Amsterdam Vol 28. № 2 P 155- 174

19. Попова И.Sí. «Чужое слово» в творчестве Е И Замятина Тамбов. 1997.

20. Замятин F И Африканский гость // Лепта 1994 .№> 18

21. Фролов В.В. Муза пламенной сатиры М , 1988.

Статья представлена кафедрой общего литературоведения филологического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Филология» 17 марта 2004 г

УДК 882-2

Э.М. Жшякова

«МЕДНЫЙ ВСАДНИК» A.C. ПУШКИНА И БАЛЛАДЫ В.А. ЖУКОВСКОГО 1830-х ГОДОВ

Используя компарагивный анализ поэмы «Медный всадник» А С. Пушкина и баллад 1831-33 гг В А Жуковского автор по* называет глубокие совпадения между двумя поэтами в моральном, философском и творческом алане Поэма и баллады пока* зывают одинаковость путей А С Пушкина и В.А Жуковского в поисках поведения личности в драматических жизненных об* стоятельствах, при разрешении противоречий между гражданскими 1рсбованиями и персональными запросами личности пя нахождения пути гармоничного исторического развития общества

Как показали многочисленные исследователи творчества A.C. Пушкина, проблематика и поэтика «Медного всадника» явились итогом предшествовавшей деятельности поэта, его философских и художественных исканий, запечатленных в стихах и прозаических произведениях [1; 2; 3. С. 143-172; 4]. По точному замечанию Г.В. Краснова, «’’Медному всаднику’' - главной философской поэме Пушкина — предшествовало все его творчество». Вместе с тем очевидно, что нравственно-художественное содержание и художественная структура «Медного всадника» вырастали в живом процессе диапога Пушкина с современными поэтами, среди которых особо значимым был В. А. Жуковский.

1831-1833 гт. — время необычайно активного общения Жуковского и Пушкина В критической литературе отмечены моменты творческого схождения поэтов: в один гад были написаны сказки («Спящая царевна» и «Сказка о Царе Салтане»); выход «Баллад и повестей)) Жуковского совпал с публикацией «Повестей Белкина» [5]; жанровое новаторство «петербургской повести» «Медный всадник» предвосхитило поэтизацию обыкновенного в «старинной повести» «Ундина» (1831-1836 гг) [6].

В ряду произведений, типологически соотносимых с «Медным всадником», важное место занимают баллады Жуковского, относящиеся к третьему, последнему баллад-

ному периоду (1831-1833 гт ). Собранные вместе, 16 баллад (переводы из Шиллера, Саути, Уланда. Бюргера и В Скотта) образук>1 художественную целостность, своеобразный цикл, по онределению И М Семенко |7 С 161] Написанные на сюжеты из античной мифологии и Средневековья, баллады Жуковского обнаружили глубочайшую заинтересованность поэта проблемами современной русской жизни и широт>' историко-философской концепции Именно эти особенности художественного сознания Жуковского последекабрист-ской эпохи обусловили ОфОМНЫЙ интерес Пушкина к его балладам и предопределит! типологическую схожесть этого балладного цикла и «Медного всадника». В письмах 1831 г. (от I и 11 июня) Пушкин с восхищением сообщает П.А Вяземскому, что «<...> Жуковский точно написал 12 прелестных баллад <...>», что «<...> он перевел несколько баллад Соувея Шиллера и Гуланда. Между прочим, "Водолаза”, “Перчатку”, “Поликратово кольцо” etc. Также перевел неоконченную балладу Вальтер Скотта “Пильгрим1' и приделал свой конец: прелесть» [8. Т. 10. С. 32, 34].

Сквозная проблема всего балладного цикла - нравственное самоопределение человека, оказавшегося в драматической ситуации перед лицом неотвратимых обстоятельств. Постановка этой проблемы характеризуется

у Жуковского диалектичностью анализа и широтой романтического универсализма. Рслигиозно-философ-ская концепция Предо1гределения как высшего нравственного закона, требующего от человека смирения и покорности судьбе («Поликратов перстень», «Лено-ра»), сочетается у Жуковского с идеей исторического прогресса («Элевзинский праздник»), который может быть осуществлен как процесс нравственного совершенствования человека, как способность противопоставить насилию и злу ценности духовно! о ряда.

Тематика и сюжеты баллад Жуковского сосредоточены вокруг решения вопроса о соотношении высшей необходимости, понимаемой широко и как I ¡ровиде-ние, и как государственная власть, и судьбы отдельного, частного, конкретного человека. Например, в балладе «Жалоба Цереры» Церера интересует поэта прежде всего как сградающая мать, а не богиня. Подобно Пушкину, Жуковский акцентирует драматизм дилеммы частного и общего, невозможность линейного или альтернативного решения, обнаруживает сложность проблемы и ставит ее в плоскость общечеловеческих отношений, имея в перспективе судьбу всего человечества. Пушкин в «Медном всаднике», солидаризуясь с Жуковским в философском масштабе проблем общечеловеческого бы гия. сосредоточен на судьбе российской истории и государства [9|.

Близость цикла баллад Жуковского и «Медного всадника» обнаруживается в повышенной напряженности драматической коллизии между требованиями общих законов и стремлениями личной жизни и одновременно устремленности к поискам гармонии как нравственной и государственной основы дня исторического развития.

Знаменательно, что баллады Жуковского 1830-х гг. оказались у истоков нового этапа творческого развития поэта, открывая пути к драматическому осмыслению жизни (в 1831-1832 гг. Жуковский пишет «Суд в подземелье») и эпическому (в 1836 г завершается работа над «Ундиной», положившей начало большим эпическим созданиям 1830—50-х гг.).

Два аспекта - трагическое и эпическое - составляют в синтезе внутренний нерв художественной структуры «Медного всадника» и цикла баллад, что проявилось в близости поэтики как на уровне композиции, так и образной системы.

Идея непреложности исполнения высших, Божественных и исторических, законов развития, не подвластных человеческой воле, находит воплощение в композиции: в «Медном всаднике» эта идея выражена во Вступлении, у Жуковского - в заключающем балладный цикл «Элевзинском празднике». В седьмой строфе баллады устами Цереры сформулирован закон необходимого долженствования:

Чтоб из низости душою Мог подняться человек,

С древней матеръю-землею Он вступил в союз навек,

11ти закон времен спокойный,

Знай теченье лун и лет,

Знай, как движется под стройной Их гармониею свет

[10 Т 2 С 195. Здесь и далее, кроме специально оговоренного, выделение курсивом принадлежит автору статьи]

Близость Вступления и «Элевзинекого праздника» состоит в их программном характере, определяющем ключевое место в художественном целом. Сходство проявляется в сюжетном развитии, основанием которого и у Пушкина, и у Жуковского является картина стремительного восхождения от дикости и убогости к расцвету. В балладе Жуковского человечество под руководством Цереры и с помощью других богов поднимается из «глубокого унижения» и «земной скорби» к осознанию своего достоинства, осуществляет строительство нового града и храма, сотворенного для «гражданства» и свободы людей.

Переводя просветительскую по идеологии батладу Шиллера, Жуковский в понимании закона гражданства не офаничивается лишь идеей просвещения как универсального механизма отношений между государством и человеком. Само содержание цикла баллад усложняло и драматизировало просветительскую концепцию. но вместе с тем не отменяло важнейшего представления о гражданском долженствовании.

Стремительность ритма движения в балладе создается панорамным характером картин, строящихся на возрастающем перечислении деталей, имеющих многочисленные точки пересечения с пушкинским Вступлением. Так, исходная позиция положения человечества у Жуковского:

1*о(юк. маг и Оик скрывался Троглодит в пещерах скал <...>

Зверолов с копьем сражался,

Грозен бегал по лесам Горе брошенным волнами К бесприютным их брегам!

[10 Т 2 С 194)

в описании перекликается с пушкинской картиной «мшистых, топких берегов»:

Где прежде финский рыболов,

Печсньныи пасынок ирир<н)ы,

()оин\ ни зких берегов Прост в нене(к)мые ын)ы Спой ветхим невод <...>

[8 Т 3. С 255]

Изображение расцвега общества у Пушкина и Жуковского в сюжетном плане подается различно. Во Вступлении Пушкин демонстрирует итоги преобразовательской деятельности Петра в облике великого города по контрасту с картиной прошлого («Прошло сто лет»). Но эта картина итогов лишена статичности и замкнутости: перед читателем разворачивается панорама жизни великого города во множестве его ликов («оживленные брега», «громады стройные теснятся дворцов и башен», «корабли», «и блеск, и шум, и говор балов», «шипенье пенистых бокалов», «воинственная живость потешных Марсовых полей» и т. д.) как центра государства и культуры юной России, как любимого города поэта.

В балладе Жуковского запечатлено строительство града в виде движу щейся панорамы, многие детали которой рождают прямые аллюзии к деятельности Петра Великого и теме города в «Медном всаднике»:

<. . .> И приходит благ податель,

¡{руг пиров, веселый Ком,

Ног, реме с л изобретитель,

Он людей дружит с огнем,

Учит их владеть клещами.

Движет мехом, млатом бьет < . . .>

И вослед ему 11аллада Копьеносная идет И богов к строенью г/шда Крепкостенного зовет <...>

И богиня утверждает Граба нового чертеж,

FM покорный, означает Термин каиняии рубеж,

Цепью смерена ранни на,

Холм глубоким рвом обвит,

И могучая montuna

Гранью бурных воО стоит <...>

И чу()есное творенье Довершая, « шеть богам,

Совокупное строенье Всех богов, великий храм

[10 Т 2 С. 197-198]

Во Всту плении и балладе отчетливо просматривается сходство временной и пространственной организации. Счет времени ведется на века, и обширность горизонтальной характеристики сочетается с устремленностью к вершинам Храм у Жуковского и Адмираттейская игла города, который «вознесся пышно, горделиво»

Тема торжественного коллективного праздника, знаменующего общую побед> над «скорбью земной» у Жуковского и «тщетной злобой» неверия в деятельность Петра, закрепляется одической интонацией ггрямого призыва к радости и прославлению. В «Медном всаднике» Пушкин в открытой манере многократным повторением «люблю» выражает признание исторической правоты Петра и в предпоследней строфе указывает на значение его для будущего:

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия<...>

[8ТЗ С 258]

В балладе Жуковского одическое по тону обращение к ликующему человечеству оформлено ритмически. Из 27 строф баллады три написаны 4-стопным амфибрахием, остальные - 4-стопным хореем Эти три строфы - первая, последняя и 14-я, знаменующая начало «чуда» Цереры, под влиянием которого дикие люди начали строить новую жизнь. - создают эггичес-кое обрамление в форме приветствия Церере:

Взвивайте венцы из колосьев златых,

Цианы лазурные в них заплетайте;

Сбирайтесь плясать на коврах луговых И пеньем благую Цереру встречайте.

[10 Т 2 С 194]

Вступление к «Медному всаднику» завершается строфой, вводящей тему «бедного Евгения» и завязывающей конфликт социально-философского содержания Уже в первой балладе цикла 1831-1833 гг «Кубок» Жуков-с кий развернул ситуацию, исполненную величайшего драматического конфликта между властным, жестокосердным царем и юным пажем, погибающим во имя любви. но по прихоти властителя. Герой в балладе Жуковского, в отличие от пушкинского Евгения, лишен черт социальной бедности, тем не менее проблема зависимости слабого от сильного, тема несправедливости поставлены совершенно отчетливо. Сам же конфликт в контексте всего балладного цикла получает значение судьбы.

Судьба выступает у Жуковского, как и у Пушкина, универсальной категорией философского, социально-психологического и исторического содержания. Важней-

шим способом наполнения этого понятия глубоким и сложным смыслом в балладах и «Медном всаднике» являются сквозные художествентгые образы, наделенные символикой и обладающие амбивалентным характером. Это образы водной стихии и коней [3. С. 145-161; 11. С 16-27].

В балладе «Поликратов перстень» предсказание судьбы царю оказывает ся в прямой зависимости от моря, на котором развертываются сражения и в которое царь бросает свой перстень:

Страшись! Судьба очарованьем Тебя к погибели влечет Неверные морские волны Обломков корабельных полны Еще не в пристани твой флот.

[10 Т 2. С 147-148]

Слова «неверные морские волны», произнесенные предсказателем по поводу конкретного события, становятся метафорой в судьбе Поликрата, говорящей о таинственности, неразгаданности, непредсказуемости будущего и зависимости человека от высших сил.

Образ водной стихии в балладах Жуковского выступает под двойным знаком С одной стороны, она воплощает страшную, сокрушительную, роковую в отношении человека силу, грозит ему трагическим финаюм В «Кубке» главная характеристика моря сосредоточена в повторяющихся определениях его как таинственной «бездны морской» («пучина бездонной сияющей мглы», «грозное море», «чрево», «зев», «бездна немая», «черная пучина» и др.), в которой обитают страшные чудища («уродливый скат», «ужас морей однозуб», «мокой ненасытный», «гиена морская»). Картины разбушевавшейся морской стихии, угрожающей всему земному, вполне соотносятся с описанием вышедшей из берегов Невы в «Медном всаднике»:

И волны спирались, и пена кипела Как будто гроза, наступая, ревела И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

Как влага, мешаясь с огнем.

Волна за волною, и к небу летит Дымящимся пена столбом.

Пучина бунтует, пучина клокочет Не море ль из моря извергнуться хочет9

[8 т 10. С 143]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В балладе «Доника» «мертвые воды» озера знаменуют страшные бесовские силы, воспрепятствовавшие любви Эврара и Домики, угрожавшие и губившие все живое:

И каждый раз - в то время, как могилой Кто в замке угрожаем был, -Пророчески, гармонией унылой Из бездны голос исходил

[Ю Т 2 С 153]

В балладе «Уллин и его дочь» морская стихия («зов пучины жадный») и гроза («черна как ночь») поглотили дочь несправедливого, но несчастного отца:

И волны, челн пожрав, слились,

При крике жалобном Уллнна

Ярость, как и внезапная тишина вод, равно знаменует равнодушие или власть над человеком высших сил.

Но в едином контексте всех баллад морская сгихия появляется и в другом освещении, утверждая своим присутствием мощь государства, флота и силу исторических деятелей Так, в балладе «Плавание Карла Вели-

кого» грозное и злое море только подчеркивает волю и силу Карла, который, по контрасту с 12 юрами, уклоняющимися в метах от опасного путешествия,

<...> молчал: он у руля Сидел и правил Вдруг явилась Святая вдалеке земля.

Блеснуло солнце, буря скрылась

(10 Т 2 С 186]

Историческая тема гика, связанная с победами Карла Великого на море и на суше («Роланд оруженосец»), напрямую соотноси гея с темой Петра Великою и его деятельности у Пушкина

Образы скачущих на конях всадников в балладах Жуковского типологически сходны с изображением водной стихии, они тоже функционируют под двойным знаком Образ коня и всадника в поэзии романтизма восходит к фольклору и средневековой традиции Европейская поэзия во многом обязана в разработке м огива Бюргеру, автору знаменитой «Леноры». Жуковский акцентирует два аспекта в осмыслении этого образа. С одной стороны, всадник на копе, рыцарь, демонстрирует мощь, силу человека, способность преодолевать непомерные трудности. С юмором и вместе величественно в балладе «Ролакд оруженосец» рассказывается легенда из эпохи Карла Великого о том, как юный рыцарь победил страшного великана, совершив тем самым «подвиг трудный». Образ «доброго коня», который «ржет и пышет», служит поэтизации мужества и отваги рыцаря. Баллада открывается описанием праздничного ггира Карла Великого:

Раз Карл Великим пировал.

Чертог богато был украшен,

Кругом ходил златой бокал,

Огромный стол трешал от брашен,

Гремел певцов избранный хор.

Шумел веселый разговор < >

[10 Т 2. С 179]

За четыре года до этой баллады была закончена поэма «Полтава», в которой изображение побед и пира Петра явилось прологом к Вступлению в «Медном всаднике». Баллада Жуковского оказалась в эпицентре пушкинского творческого движения. Проницательное наблюдение сделала И.М. Семенко о возможной перекличке баллады «Роланд оруженосец» и «Медного всадника». Соотнося строку из баллады: «Великий Карл гшки в окно и (h:\tai» и начато «Медного всадника»

Па берегу пустынных волн Стоял о», дум великих полн,

И вдаль глядел < >,

И М. Семенко пишет: «Не исключено, что память о строке Жуковского помогла возникнуть строке I [ушкина В стихах Пушкина фигурирует - метафорически - и «окно» (в Европу )» [7. С. 208. Выделено И М. Семенко].

Но чаще появление образа коня и скачущего всадника является в балладах предвестием события, несущего наказание и возмездие. В балладах последнего периода предметом особого внимания Жуковского становится драмагизм судьбы человека, отступившего от нравственных принципов и пытающегося искупить свой грех [12]. Изображение этой ситуации - на пороге между грехом и раскаянием - сопровождается появлением образа странного, наводящего ужас, призрачноужасного всадника и коня, видения, не подвластного рациональному объяснению [13].

В «Леноре» тройне, которая взбунтовалась против воли самою Бога, наказание явилось в виде жениха-призрака, уличавшегося вместе с ней в ночную мшу. Описание коня («Конь борзый мой // копытом землю роет»), многократный повтор каршны ночной езды, подобной полету:

Конь бежит, летит

Под ним земля шумит, дрожит,

С дороги вихри вьются,

От камней искры льются И мимо их холмы, кусты,

11оля, леса летели.

Под конским топотом мосты Тряслися и гремели, магив тайны, превращение жениха в мертвеца и исчез* новение коня:

Конь прянул пламя из ноздрей Волною побежало,

И вдруг все пылью перед ней Расшиблось <.„>

- все эго подчинено изображению позрясенной души героини, ее страха перед возмездием за отступничество от веры.

В балладе «Рыцарь Ролл он» орудием наказания героя за разбой и ipexn становится таинственный черный конь: Статен, красив, но еще не объезжен был он <...> Взвизгнул, вскочив на дыбы, разъярившийся конь; Грива горой, из ноздрей, как из печи, огонь,

В сердце Роллона ударил копытами он <...>

[10 Т 2 С 188]

Таким образом, развитие двух мотивов, водной стихии и всадника на коне, типологически сходных, но зеркатьно не повторяющих друг друга выстраивает в баллачном цикле иерархию смысловых перекличек позволяющих углубить философский пласт целого, выразить сложную диалектику авторского понимания проблемы общего и личного.

Следу ет заметить, что фактически мотивы воды и коня получают развитие в 10 балладах из 16, тем не менее художественная энергия и смысл, заключенный в них, распространяются на весь цикл. Этот служит структура повествования. Речь идет о синтезе одической и элегической интонации, характерном и для повествования в «Медном всаднике» Целью этого синтеза является не только обнаружение конфликта, создаваемого контрастом, но и многоголосие, идущее от общей организации каждого тона по закону двойного звучания и эмоционального смысла.

Одическая и элегическая интонации не прикрепляются к какому-либо определенному образу или тем, они выражают авторский пафос. Торжественно-одическое начало служит утверждению праздничного и должного, но одновременно несет с собой и трагическое, ужасное. Элегическое начало у Жуковского служит утверждению красоты личного, человеческого, сердечного, овевает изображение любви, благородных порывов, но одновременно включает в свой круг горечь утраты, томления, сострадания Сложный и подвижный тон повествования пронизывает каждую балладу, натягивает между ними внутренние связи, и художественная энергия, создаваемая ключевыми образами, распространяется на весь цикл, выявляя авторскую концепцию многообразия и противоречивости духовной жизни человека в современном мире.

Таким образом, сравнение «Медного всадника» с ских открытий Пушкина с живой поэтической мыслью

балладным циклом Жуковского 1831-1833 гг. обнару- 1830-х гг., выразившей в своих исканиях особенности

живает глубокое созвучие художественных и философ- эстетического сознания эпохи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Измайлов // Н. «Медный всадник» Л., 1978

2. Петрунима Н Н Две «петербургские повеет»» Пушкина // Пушкин Исследования и материалы Л , 1982 Т 10. С. 147-167.

3. Краснов Г Н Мятежная Нева. Евгений и «Кумир на бронзовом коне» И Краснов Г В Пушкин Болдинскис страницы. Горький. 19Н4

А. Худошшш ЭИ Жанр стихотворной повести в творчестве А С Пушкина («Граф Нулин». «Домик в Коломне», «Медный всадник»). Новосибирск, 19Я7

5. Янушкевич АХ' Этапы и проблемы творческой эволюции В А Жуковского Томск. 1985 С 190- 197.

6. Ветшева Н Ж «Ундина» В А Жуковского и «Медный всадник» АС Пушкина стихотворная повесть 1830-х годов// Русская новость как форма времени Томск, 2002. С. 56-65.

7. Семенко ИМ Жизнь и поэзия Жуковского М.. 1975.

8. Пушкин А.С. Собр соч В Ют М. 1975.

9. Миччим Е.А Полифонизм художественного мышления в поэме «Медный всадник» // Болдинскис чтения Саранск. 2002. С 124-130.

10. Жуымский И А Соч В 3 т М.. 1980

11. Алъми ИЛ Образ стихии в поэме «Медный всадник» Тема Невы и наводнения// Болдинскис чтения. Горький. 1979. С 16-27

12. Айзикови И.А Мотив греча и раскаяния в балладах В.А ЖЧковскою // Литературное произведение сюжет и мотив. Вып. 3. Новосибирск. 1999 С 47-60

13. Сидяков .7( Из наблюдений над текстом «Медного всадника»: К проблеме фантастического в поэме// Болдинскис чтения Горький. 1986. С 67-76

Статья поступила в научную редакцию «Филологии» 12 «[кгвраля 2004 г.

УДК 882.09

. ■/. />’. Меигл и нова

АПОКАЛИПСИЧЕСКИЙ МИФ В РУССКОЙ ПРО'»: 1920-30-х годов (Е.И. ЗАМЯТИН, М.А. БУЛГАКОВ А.II. НЛА ГОНОВ)

В статье рассматриваются структура и фхнкции христианского апокалипсического мифа о рождении и выходе на историческую арст Зверя-Акгихриста. переосмысляемого в произведениях Е Замятина (рассказы 1920-х гг. роман «Мы»), М. Булгакова (повесть «Собачье сердце»), А Платонова (повесть «Котлован»), Наличие паради!мы апокалипсического мифа в текстах позволяет уточнить авторскую позицию писателей и выявить присущую им христианскую концепцию мира и истории

Катастрофическая революционная эпоха XX в. воспринималась Е. Замятиным, М., Булгаковым и А. Платоновым как апокалипсическое состояние мира. «Сегодня - Апокалипсис можно издавать в виде ежедневной газеты»,- писал Е. Замятин в 1922 г [I]. В поисках наиболее адекватного отражения современной действительности художники обращаются к поэтике неореализма, принципам художественной условности, гротеска, мифопоэтики. Символика апокалипсического мифа, связанного с историческим появлением Зверя-Ан-тихриста, пронизывает многие произведения Е. Замятина, М. Булгакова и А, Платонова и позволяет раскрыть социально-исторические конфликты посток-тябрьской России как конфликты бытийствечгные, онтологические и увидеть в русской национальной трагедии XX в. всемирно-историческую катас грофу.

Революционная Россия переходного периода предстает в рассказах Е. Замятина 1920-х гг. («Дракон», «Пещера», «Мамай») в конкретно-исторических и философско-символических реалиях. Бытовые и семейные конфликты, происходящие в Петрограде 1917-1920 гт., отражают острейший социальный раскол нации, вражду интеллигенции и народа. Как подчеркивает Е Замятин, социальный раскол общества обусловлен расколом духовным, отступничеством от христианских идеалов. Забвение христианских ценностей ведет к гибели человека, культуры и жизни, несет энтропию и смергь, те. мировую апокалипсическую катастрофу Это акцентируется автором путем сопряжения социально-исторического хронотопа военного коммунизма с хронотопом всемирно-исторического апокалипсического мифа. Время 1917-1920 гт. переплетается с временем космическим и православным

(события в Петрофаде происходят в праздник Покрова Божьей Матери. Казанской Божьей Матери, в день именин Св Марии). Но в советской России происходит не духовное единение, а вражда, ненависть и разруха, ра-зьпрывается мировая драма человеческого фехопадения, в результате которой пробуждается звериная стихия в человеке и в природе.

Являясь участниками вселенской апокалипсической драмы, персонажи рассказов несут не голько социальноисторический, но и онтологический смысл. Кровожадный предок просыпается в Петре Петровиче Мамае («Мамай»). Процесс расчеловечивания переживает Мартин Мартинович («Пещера»), превращаясь из рафинированного петербургского интеллигента («того давнего, со Скрябиным») в механического человека, равнодушного робота, в глиняное Адама и, наконец, в пещерного зверя, движимого эгоистическим инстинктом самосохранения. Представитель советской власти, красноармеец, буднично творящий самосул \тюдобляется дракону с «туманно-пыхающей пастью» («Дракон»), Поступь и рев «мамон-тейшего мамонта», сотрясающая Петрофад («Пещера»), свидетельствует о разверзшейся бездне бытия и пробуждении губительной природной стихии.

В христианской традиции историческое рождение и выход на свет гротескной фигуры человека-зверя фак-гуется как явление Антихриста и насту пление «последних времен». «И сгоял я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные. <...> и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13, 1-2). Утверждение советской власти воспринималось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.