УДК 316.77 : 007
ББК 76 - 01
Л 87
Лучинский Ю.В.
Доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета, email: [email protected]
Осташевский А.В.
Доктор филологических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета, email: [email protected]
Медийные инновации Генри Люса
(Рецензирована)
Аннотация:
Целью исследования является анализ инноваций в области масс-медиа, связанных с деятельностью знаменитого американского редактора и медиамагната Генри Люса и продолжающих оказывать влияние на развитие современных СМИ. Практическая значимость проведенного исследования заключается в описании основных инновационных проектов Люса, реализованных им в журналах «Time», «Fortune», «Life», каковыми можно считать введение номинации «человек года», использование «опросов общественного мнения» и «фоторепортажей». Полученные результаты позволяют выстроить целостную картину формирования современного медиаландшафта в исторической перспективе. Методологической базой послужили историко-типологический и сравнительно-сопоставительный методы исследования. Итогом исследования стало выявление связи деятельности Люса с работой так называемой «Комиссии Хатчин-са», определившей этические стандарты качественной периодики. Проведенный анализ системы моральных ценностей, предложенной «Комиссией Хатчинса», представляет особую значимость для современной науки о журналистике, так как с наступлением эпохи цифровых технологий большинство СМИ переживают кризис, в первую очередь, в связи с отсутствием этических регуляторов.
Ключевые слова:
Инновации в масс-медиа, Генри Люс, журналы «Time», «Fortune», «Life», «человек года», опросы общественного мнения, фоторепортаж, «Комиссия Хатчинса», глобализация.
Luchinsky Yu.V.
Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of History and Legal Regulations of Mass Communications, the Kuban State University, e-mail: [email protected]
Ostashevsky A.V.
Doctor of Philology, Professor of the Department of History and Legal Regulations of Mass Communications, the Kuban State University, e-mail: [email protected]
Media innovations of Henry Luce
Abstract:
The paper deals with the innovations in mass-media tied with the activity of people
that may be named the media symbols of the epoch. Henry Luce, the famous American editor, media baron and the author of one of the most influential document in the US political history, is among them. The practical importance of the conducted research lies in the description of the main innovative projects of Luce realized by him in «Time», «Fortune» and «Life» magazines which include introduction of the nomination «the Man of the Year», use of «polls» and «photo reports». The obtained results allow us to build a complete picture of formation of a modern media landscape in historical perspective. Historical, typological and comparative methods of research formed methodological base. Identification of connection of Luce's activity with work of the so-called «Hutchins Commission» which defined ethical standards of the qualitative periodical press has become a result of this research. The carried-out analysis of the system of moral values offered by the «Hutchins Commission» is of special importance for modern science about journalism since, with approach of an era of digital technologies, most media endure crisis, first of all, due to the lack of ethical regulators.
Keywords:
Innovations in mass media, Henry Luce, «Time», «Fortune» and «Life» magazines, «the Man of the Year», polls, the photo report, «Hutchins Commission», globalization.
История масс-медиа двадцатого столетия - это не только история отдельных периодических изданий или каналов, изменения журналистского контента, технологий, экономических, финансовых составляющих медиа-бизнеса, идеологии и геополитики, но и история людей, повлиявших на развитие масс-медиа. Журналисты, редакторы, владельцы холдингов, ставшие не просто медиа-личностями, а медиа-символами.
В американском информационном пространстве двадцатого столетия, ставшего к концу этого столетия глобальным медиа-пространством, выделяются три фигуры, несомненно повлиявшие на развитие мировых масс-медиа, - это создатель «желтой прессы» Уильям Хёрст, спровоцировавший вместе с Пулитцером кубинский кризис и ставший прототипом главного героя фильма Орсона Уэллса «Гражданин Кейн», еще здравствующий Руперт Мэрдок, создавший одну из крупнейших медиа-империй мира, и Генри Робинсон Люс, известный как «Father Time», то есть «отец журнала «Time».
Медийная карьера Генри Люса началась в 1922 году, когда он, выпускник Йельского университета, вместе с бывшим однокурсником Брайтоном Хэдденом решил действовать самостоятельно, осно-
вав компанию «Time Inc» с целью издания журнала под названием «Time» - первого еженедельного журнала новостей в США.
Люс понимал, что в возрастающих информационных потоках деловому человеку все труднее ориентироваться, а журнал новостей призван держать своих читателей в курсе самого важного, что произошло в мире за прошедшую неделю. Эта информация должна подаваться в краткой и доступной форме без отвлечения на быт, сплетни или абстрактные рассуждения по поводу или без.
Удалось собрать стартовый капитал в размере 86 000 долларов, и первый номер журнала появился 3 марта 1923 года с подзаголовком «The Weekly News Magazine». Цена номера - 15 центов. Хэдден стал главным редактором, а Люс сосредоточился на финансовой стороне издания, но активно занимался и контентом журнала.
В момент появления «Time» основная национальная коммуникационная магистраль была сосредоточена в ежедневных газетах, которые по преимуществу оставались патриархальными и весьма скучными, что предопределило интерес читательской аудитории к новому журналу. За пять лет тираж вырос с 3 500 до 175 000 экземпляров. После внезапной смерти Хэддена от скарлатины в 1929
году Люс возглавил журнал и оставался его бессменным редактором до 1964 года.
За все годы редакторства Люс отстаивал основной принцип еженедельника - отбор тех новостей, которые могут оставаться актуальными в ближайшей перспективе. При этом он видел в журнале также и «средство морального и политического воспитания, точку соприкосновения мира высоких идей и сознания средних американцев, жадных до информации». Более того, он как-то заявил, что «как журналист я нахожусь в небольшой команде тех, кто на передовой в этой борьбе за свободу» [1: 25].
Особый акцент делался на обложку, где помещался портрет основной персоны недели. На обложке первого номера был изображен Джозеф Кэннон - один из лидеров республиканской партии и спикер палаты представителей Конгресса США, на обложке второго - Уоррен Гар-динг, 29-й президент США и тоже республиканец, которому оставалось жить всего несколько месяцев.
Таким образом, Генри Люс сразу же заявил о своих политических предпочтениях, которые он не только не скрывал, но и активно отстаивал. Редактор «Time» принимал активное участие в политической жизни своей страны, был известен как активный сторонник Республиканской партии и стойкий противник идей изоляционизма, в которых он неоднократно обвинял президента США Франклина Делано Рузвельта.
И только на обложке третьего номера появляется лицо, относительно нейтральное для американской политической жизни - немецкий угольный и стальной магнат Хьюго Стиннс, в то время активно создававший собственную газетную империю. За Стиннсом последовал турецкий лидер Мустафа Кемаль Аттатюрк, Уинстон Черчилль и другие, что говорило о желании журнала найти баланс между внутренними и внешними новостями.
Появление в шестом номере портре-
та английского писателя Джозефа Конрада свидетельствовало о включении в «cover picture tradition» интереса к культуре. «Cover picture» обязательно сопровождалась небольшой «cover story», что также закрепляло интерес читателя к покупаемому номеру журнала, и тот же Черчилль рассматривался не только как политик, но и писатель.
В 1927 году Люс реализовал в своем еженедельнике идею, которой суждено было стать визитной карточной журнала на долгие годы и привлечь к нему внимание всего мира.
В тот год американский авиатор Чарльз Линдберг впервые в истории смог перелететь Атлантику и стал основным ньюсмейкером для большинства периодических изданий. И тогда Генри Люс решил сделать Линдберга человеком года, поместив его портрет на обложку последнего номера и обосновав выбор в специальной редакционной колонке. С тех пор и возникла традиция подводить итоги года выбором мужчины, женщины, социальной группы или поколения, «оказавших наибольшее влияние, неважно, положительное или отрицательное, на события мировой истории в уходящем году». Эта традиция прижилась, а титул «человек года» стал своеобразным аналогом Нобелевской премии по престижности (только без ее финансовой составляющей).
Трижды «человеком года» становился Франклин Делано Рузвельт (1932, 1934, 1941), дважды Черчилль (l940, 1949) и Сталин (1939, 1942), в этот список входили и такие разноплановые политики, как Ганди (1930), Чан Кайши (1937) и Гитлер (1938). Так с журнала «Time» начинался «медиавек» Генри Люса, полный инноваций, значимых не только для корпорации «Time Inc», но и для развития всей мировой журналистики.
В феврале 1930 года Люс запустил свой новый издательский проект - деловой журнал «Fortune». Многие предрекали неуспех этого предприятия, так как оно
началось в период Великой депрессии, но Люс решил рискнуть, и появился журнал для освещения важнейших проблем развития американского бизнеса. На момент выпуска первого номера у него, несмотря на высокую для того времени цену - 1 доллар, у него уже было 34 000 подписчиков, а шесть лет спустя количество читателей выросло до 139 000 человек.
Журнал был ориентирован на инновации, одной из которых стало проведение опросов общественного мнения, известных как «Fortune Survey» или «Fortune Poll». Эти опросы были необходимы для информирования бизнес-сообщества о потребительских предпочтениях, а чуть позже оказалось, что методы, используемые при исследовании рынка, могут применяться и при изучении общественного мнения. Публикация результатов первого опроса (данная технология сбора данных в настоящее время называется «омнибусом») в июле 1935 года предварялось статьей под заголовком «Новая техника журналистики». Успех превзошел все ожидания.
«Опросы проводились ежеквартально, и объем получаемой информации указывает на то, что организационная схема сбора данных была продумана очень тщательно. В апреле 1937 года отмечалось двухлетие Fortune Survey. К тому моменту было использовано 230 вопросов, получено 930 тысяч ответов и подготовлено 1200 страниц отчетов. Редакция считала, что опросы дали ей много больше для понимания происходящего в стране, чем могло бы дать двухгодичное путешествие по стране на поезде».
Включение опросов общественного мнения в журнальный контент создало новую ситуацию на мировом информационном пространстве. «Журналистика уловила возникшее в обществе стремление к самопознанию и активному участию в выработке внутренней и внешней политики страны. Наиболее дальновидные и социально мыслящие журналисты увидели в проведении таких опросов возмож-
ность усилить свое влияние на социальные и экономические процессы, направленные на преодоление последствий Великой депрессии. В целом, зондажи мнений населения оказались нужными журналистике для укрепления ее позиций в обществе. Во-вторых, журналистика как социальный институт и как бизнес, осознавая свою политическую силу и свои финансовые возможности, смогла выступить спонсором, заказчиком первых общенациональных опросов. Инвестирование в опросы реально стало формой усиления политической силы журналистики» [2: 88].
Инновации Генри Люса распространялись не только на периодику. Так, в свое время в США большой популярностью пользовалась кинохроника «The March of Time» («Time на марше»), которая начиналась в 1931 году с радиопрограмм, спонсируемых журналом «Time». Эти программы представляли собой драматизированную подборку новостей за неделю, озвучиваемых актерами, а также радиорепортажи и репортажи с места событий. С февраля 1935 года на их основе стали делаться еженедельные кинохроники под тем же названием. Они демонстрировалась в 500 кинотеатрах по всей стране, собирали неплохую аудиторию и даже удостоились пародии в фильме «Гражданин Кейн». Кинохроники «The March of Time» выпускались до 1951 года и прекратились с наступлением эры телевидения.
В 1936 году появился новый издательский проект Генри Люса - иллюстрированный журнал «Life». Он издавался с 1883 года по 1936 как юмористический журнал. Его финансовое положение к началу 1930-х годов оказалось сложным, и Генри Люс (не без подачи одного из редакторов журнала «Vanity Fair») приобрел за 92 000 долларов данное издание, и тут же провел полный ребрендинг. Слоган долюсовского «Life» - «While there's Life, there's - hope» сменился на «To see Life; see the world».
Журнал Люса стал первым в США еженедельным фотожурналом новостей. Причем он лидировал в данном сегменте на американском рынке более сорока лет. Тираж его достигал 13 миллионов экземпляров в неделю, и в нем не считали зазорным публиковать свои мемуары такие фигуры мировой политики, как Гарри Трумэн или Уинстон Черчилль.
Весной 1940 в журнале появилась забавная публикация «Фантастические факты из жизни «Life», говорящая о месте «Life» в жизни современного общества. В ней, в частности, сообщалось следующее:
«1. 2 800 000 экземпляров «Life» продается каждую неделю, если сложить их один за другим, можно проложить тропинку длиной 618 миль или путь от Нью-Йорка до Детройта.
2. Количество экземпляров «Life», продаваемых в год, если их сложить, протянутся на 32 000 миль, или смогут обернуть земной шар.
3. Еженедельная аудитория «Life» -19 900 000 - равна:
а) вместе взятому населению Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии и тому, что было Чехословакией, или
б) вместе взятому населению Сан-Франциско, Чикаго, Бостона, Детройта, Нью-Йорка, Балтимора, Филадельфии, Провиденса, Кливленда, Сент-Луиса, Питсбурга, Атланты, Портленда, Сиэтла, Миннеаполиса и Гальвестона» [3: 72].
Особую популярность журнал приобрел в годы Второй мировой войны, когда фоторепортажи с фронтов были не менее востребованы, чем традиционные журналистские тексты. Отдельно стоит отметить и тот факт, что уже после войны в 1952 году именно в журнале «Life» была опубликована повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», принесшая ему Нобелевскую премию.
Универсализм Люса зачастую заслоняет его роль в деятельности знаменитой «Комиссии Хатчинса», сыгравшей определяющую роль в формировании концеп-
ции саморегулирования масс-медиа.
Напомним, что в середине 1940-х годов в США под патронажем Роберта Мей-нарда Хатчинса, президента Чикагского университета, практически одновременно работали две исследовательские группы, объединившие ведущих специалистов в области философии, права, социальных наук и теории массовых коммуникаций. Их деятельность пересекалась, так как ряд ученых был задействован сразу в двух проектах.
Первый проект, получивший название «Комитет по созданию мировой конституции», в большей степени остался фактом истории своего времени, хотя знаменитое радиовыступление самого Хатчинса по NBC об опасности использования атомного оружия получило широкий резонанс.
Результаты второго проекта, получившего название «Комиссия по свободе прессы» или «Комиссия Хатчинса», не только легли в основу теории социальной ответственности прессы, но и послужили важным стимулом для формирования идеи саморегулирования прессы. Финансирование работы «Комиссии Хатчинса» взял на себя Генри Люс, который опасался наметившейся тенденции вмешательства правительства в дела прессы, чрезмерной концентрации масс-медиа в руках магнатов, а также безответственности в поведении журналистов и владельцев масс-медиа. А потому в 1943 году он выделил 215 000 долларов на «Комиссию по свободе прессы», возглавляемую его бывшим однокурсником, и более трех лет терпеливо ждал результатов ее деятельности.
Выводы Комиссии Хатчинса были встречены журналистским сообществом с большой долей скепсиса и подверглись жесткой критике. Но со временем идея саморегулирования средств массовой информации нашла понимание и к концу 1960-х годов стала реализовываться в США на практике.
В послевоенные годы Люс создал
еще несколько удачных проектов, одним из которых стал запущенный тиражом в полмиллиона экземпляров в августе 1954 году «Sports Illustrated» - еженедельный спор-
тивный журнал, получивший большую популярность не в последнюю очередь потому, что с первого же года издания журнал стал выбирать лучшего спортсмена года.
Примечания:
1. Henry R. Luce: End of a Pilgrimage Friday // Nation. 1967. Mar. 10. P. 24-29.
2. Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. М., 2005.
3. Wainwright L. The Great American Magazine: An Inside History Of Life. N. Y.: Alfred A. Knopf, 1986.
References:
1. Henry R. Luce: End of a Pilgrimage Friday // Nation. 1967. Mar. 10. P. 24-29.
2. Doctorov B.Z. Pioneers of the world of opinions: from Gallup to Grushin. M., 2005.
3. Wainwright L. The Great American Magazine: An Inside History Of Life. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1986.