УДК 349.3:614.2
Адриановская Татьяна Леонидовна
кандидат юридических наук,
доцент кафедры земельного, трудового
и экологического права
Кубанского государственного аграрного
университета им. И.Т. Трубилина
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ КАК МЕЖОТРАСЛЕВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Adrianovskaya Tatiana Leonidovna
PhD in Law, Assistant Professor, Labour and Environmental Law Department, Kuban State Agrarian University
MEDICAL CARE IN RURAL AREAS AS A CROSS-SECTORAL SOCIAL PROBLEM
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся обеспечения населения сельских регионов медицинским обслуживанием. Действующая в стране государственная программа, принятая в целях привлечения специалистов с медицинским образованием в сельскую местность, оказала по-ложительное, но еще не достаточное влияние на обозначенную проблему. Исследуется судебная практика.
Ключевые слова:
медицинское обслуживание, единовременная компенсация, сельские районы, привлечение медицинских специалистов, договор, возврат компенсационной выплаты.
Summary:
The article deals with the issues concerning health services provided in rural territories. The current state program adopted in order to attract medical specialists to the countryside has had a positive, but not sufficient impact on the aforesaid problem. The author studies judicial practice.
Keywords:
health care, immediate compensation, rural areas, attraction of medical specialists, contract, refund of compensation payment.
Социальное обеспечение в качестве важнейшей отрасли права в числе мер как социального, так и экономического характера, которые связаны с обеспечением старости, нетрудоспособности и др., предусматривает медицинское обслуживание и лечение, необходимые для оздоровления, профилактики заболеваний и восстановления трудоспособности.
Правовое регулирование медицинского обслуживания осуществляется в широком смысле несколькими отраслями права: правом социального обеспечения, гражданским, трудовым, административным, уголовным правом. На наш взгляд, выделение самостоятельной отрасли - медицинского права, которое бы полностью регулировало отношения в сфере медицинского обслуживания населения, в настоящее время нецелесообразно, так как связанные с ним вопросы находятся в стадии формирования и окончательный оптимальный вариант правового регулирования еще не проявил себя. Тем не менее проблемы медицинского обслуживания распространяются практически на всех граждан России и нуждаются в осмыслении, изучении положительного опыта, совершенствовании правовых норм. Склоняясь к тому, что медицинское обслуживание - это межотраслевая проблема, считаем характерным признаком ее социальный характер и отдаем приоритет отнесению ее к праву социального обеспечения.
При советской власти медицинское обслуживание было вполне доступным для всех слоев населения, но его качество было невысоким [1]. Современное законодательство, регулирующее разные вопросы в данной области, предусматривает право каждого на охрану здоровья, а также медицинскую помощь. Это право является неотъемлемым и неотчуждаемым, оно принадлежит человеку со дня его рождения и, что немаловажно, охраняется государством. Граждане имеют право получать медицинскую помощь бесплатно, если учреждение, в которое они обратились, является государственным или муниципальным. Медицинские услуги предоставляются за счет государственного бюджета, а также за счет страховых взносов и других источников. Это прямо предусмотрено в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ.
Тем не менее имеются определенные проблемы в реализации указанных прав. Причины затруднений можно назвать разные, но одна из них - необеспеченность лечебных учреждений квалифицированными кадрами. Сельские районы ощущают дефицит медицинских работников больше, чем остальные.
Дефицит кадров, в частности, вызван тем, что молодые специалисты не стремятся работать на селе. К сожалению, в сельской местности имеются деревни, в которых нет никакой возможности получить медицинское обслуживание, транспортная доступность затруднена, на дорогу в лечебное учреждение надо тратить значительное время.
По данным Счетной палаты 17,5 % населенных пунктов лишены возможности получить первичную медицинскую помощь [2]. В 2014 г. сократилось количество фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных на селе. Среди негативных примеров можно отметить отсутствие мобильных бригад, которые оказывают помощь в сельской местности. Таких бригад нет в 20 субъектах России.
Действующее законодательство предусмотрело определенные меры для исправления сложившейся ситуации с медицинским обслуживанием и для привлечения медиков. Федеральный закон от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в п. 12.1 ст. 51 предоставляет право получить компенсацию тем специалистам с высшим образованием, которые переедут работать и жить в село. Размер единовременной компенсации - 1 млн р., для сельской местности это значительная сумма, позволяющая решить, например, жилищную проблему.
Право на такую компенсацию имеют также специалисты, переезжающие жить и трудиться в рабочий поселок или поселок городского типа. Для получения компенсации кандидат должен отвечать некоторым критериям: иметь возраст до 50 лет и высшее образование. Обязательным требованием является заключение договора, стороной которого выступает субъект Российской Федерации в лице уполномоченного на это органа исполнительной власти.
Эффективность указанных в законе мер наглядно видна на примере Краснодарского края, где сельское хозяйство есть основное звено агропромышленной отрасли экономики страны, в связи с чем эта территория, как известно, является житницей страны. Краснодарский край - один из крупнейших регионов России по численности населения, в нем проживает более 5 млн человек, из которых почти половину (46,1 %) составляет сельское население [3].
В Краснодарском крае, где значительное число территорий занято сельским хозяйством, вопросы оказания доступного и качественного медицинского обслуживания являются одними из приоритетных. Большое количество жителей Кубани обращается за помощью в медицинские учреждения. В крае имеются 152 дневных стационара, в которых ежегодно получают помощь около 332 тыс. человек (в 2013 г. - 270 тыс.) [4].
Недостаточная обеспеченность специалистами оказывает негативное воздействие на качество медицинского обслуживания. По официальным данным на 01.01.2015 г. в крае работало более 18 тыс. врачей, а среднего медперсонала - около 40 тыс. Одной из проблем является возраст медработников, приближающийся к пенсионному. Значительная доля врачей старше 55 лет (34 % на селе) свидетельствует о необходимости своевременной подготовки молодых кадров, которые придут на смену [5].
Несмотря на предпринятые меры по привлечению специалистов в сельские регионы, укомплектованность села врачами, обеспеченность ими сельской местности остаются прежними: 16,1 % на 10 тыс. населения. В настоящее время сельским медучреждениям требуется порядка 440 сотрудников [6].
Отсутствие ощутимого улучшения положения дел с медицинским обслуживанием на селе можно объяснить проблемой финансирования. Обозначенная ранее единовременная компенсационная выплата производится с учетом пределов (лимитов) бюджетных обязательств, а также объемов ассигнований из бюджета, которые предоставляются на указанные цели Министерству здравоохранения Краснодарского края. Для привлечения медицинских специалистов в этом году из федерального бюджета было выделено 600 млн р. на условиях софинансирования. Тем не менее средства не были освоены и есть районы, которые даже на 50 % не обеспечили свои заявки и не реализовали собственные потребности [7].
Процедура привлечения специалистов состоит из двух стадий. Договор, который заключает Министерство с медицинским работником, дающий право на получение единовременной компенсации, может быть оформлен только после подписания трудового договора. Сторонами последнего являются медработник и учреждение здравоохранения Краснодарского края (государственное или муниципальное). В силу данного соглашения новый сотрудник обязуется отработать 5 лет. Условия его труда регулируются действующим трудовым законодательством с особенностями, предусмотренными для медперсонала.
Таким образом, на руках у медработника будет фактически два соглашения: договор с Министерством, предусматривающий компенсацию, и трудовой договор, заключенный с учреждением здравоохранения края. Если специалист не отработал установленный законом срок, он должен вернуть компенсационную выплату или ее часть - пропорционально отработанному времени.
Все условия возврата денежных средств должны быть определены в договоре, форма которого утверждается приказом министра здравоохранения Краснодарского края. В некоторых муниципальных образованиях медицинские специалисты увольняются, не отработав положенных 5 лет, но получив предусмотренную законом компенсацию в 1 млн р. За 2015 г. из районных больниц уволилось 34 врача [8]. На практике имеются случаи, когда специалист, получивший установленную сумму, увольняется до истечения обозначенного срока и не возвращает выданные подъемные. В подобной ситуации Министерство обращается в суд с требованиями о возврате.
Так, в суд обратилось Краснодарское краевое Министерство здравоохранения. Исковые требования о взыскании полученных денежных средств были предъявлены врачу Л. [9]. Они обосновывались тем, что ответчица, участница федерального социального проекта «Земский доктор», заключила трудовой договор от 16.07.2012 г. на неопределенный срок и переехала в Краснодарский край работать в поликлинике. Она получила компенсационную выплату, предусмотренную программой. В нарушение условий договора с 28.10.2013 г. ответчица расторгла трудовой договор, уволившись по собственному желанию в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, не отработав установленный срок 5 лет. Истец просил взыскать с нее компенсационную выплату в соответствии с действующим законодательством и пропорционально отработанному времени.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Министерства здравоохранения Краснодарского края, указав, что Л. добровольно взяла на себя обязанности отработать 5 лет, а также вернуть часть компенсации при увольнении до истечения срока без уважительных причин. Судебная коллегия согласилась с решением суда о возложении на Л. обязанности выплатить требуемые суммы в пользу Министерства здравоохранения Краснодарского края, а также пени, предусмотренной в п. 5.2 договора от 05.09.2012 г., из расчета ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25 % и периода задолженности 261 день.
Существуют случаи злоупотребления правом со стороны врачей, о чем свидетельствует судебная практика. Так, М. обратилась в суд [10], считая, что ей незаконно отказали в заключении договора, а также выплате компенсации. Она была принята участковым врачом-педиатром и полагала, что имеет право на обозначенную сумму. Требования М. не были удовлетворены, поскольку суд установил, что она создала видимость переезда на работу в поселок, в связи с чем у нее нет права на заключение договора и получение единовременной выплаты, которая имеет целевое назначение и выдается для стимулирования специалистов к переезду в сельские районы.
Установленная сумма компенсирует затраты специалиста, связанные с переездом на новое место жительства, обустройством, доставляющими некоторые неудобства. Если в процессе рассмотрения дела в суде определено, что истец фактически не менял место проживания, условия работы, т. е. не испытывал трудностей переезда, ему отказывают в удовлетворении исковых требований [11].
В Краснодарском крае существует подпрограмма государственной программы, касающаяся развития здравоохранения, которая называется «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» [12]. Она реализуется за счет средств краевого бюджета и имеет целью привлечение выпускников Кубанского государственного медицинского университета к работе в сельской местности. Ее эффективность видна в цифрах: с 2009 по 2015 г. из 427 выпускников 84 % работают в сельских населенных пунктах.
В Краснодарском крае программа «Земский доктор» действовала 4 года и за этот период было заключено 1 664 договора с медицинскими специалистами для получения единовременной компенсации и работы на селе. В течение 2015 г. подписаны 436 соглашений, в каждом третьем из них одной из сторон выступал выпускник медицинского вуза. Показатель укомплектованности медицинскими кадрами значительно улучшился. Например, в Динском районе он составил 82,0 %, Выселковском - 80,1, Северском - 73,0 %. Кроме предоставления компенсации, врачам, которые приехали работать в сельский регион, были предоставлены 67 служебных квартир, что также способствует закреплению специалистов на селе.
Таким образом, реализация федеральной и региональной программ помогает решать кадровый вопрос по обеспечению специалистами сельских регионов. Их эффективность в Краснодарском крае несомненна, в связи с чем проект «Земский доктор» нуждается в продлении.
Ссылки:
1. Маслова Т.А. Медицинское страхование граждан: новшества, возможности выбора. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. 192 с.
2. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 24 марта 2016 г. // Российская газета. 2016. 24 марта.
3. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс] : постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 окт. 2015 г. № 966 : в ред. от 31 авг. 2016 г. URL: http://admkrai.krasnodar.ru/ndocs/show/294047/ (дата обращения: 10.12.2016).
4. Там же.
5. На Кубани на год продлили программу «Земский доктор» [Электронный ресурс]. URL: http://kuban24.tv/item/na-kubani-na-god-prodlili-programmu-zemskij-doktor-151289 (дата обращения: 10.12.2016).
6. Там же.
7. Власти Кубани обсудили проблемы в социальной сфере [Электронный ресурс]. URL: http://krasnodar.smizz.ru/art/ob-sudili-problemi-v-sotcialnoj-sfere/40961096 (дата обращения: 10.12.2016).
8. Там же.
9. Апелляционное определение Липецкого областного суда от 26 янв. 2015 г. по делу № 33-98/2015 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 25 авг. 2015 г. по делу № 33-7377/2015 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 12 нояб. 2014 г. по делу № 33-873 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Об итогах комплексного изучения работы системы здравоохранения муниципальных образований Краснодарского края по повышению качества и доступности оказания медицинской помощи населению в 2015 г. [Электронный ресурс] : постановление ЗС Краснодарского края от 25 мая 2016 г. № 2411 -П. URL: http://www.kubzsk.ru/lawprocess/zdDecision.html?objID=334098A614962410E053070010B0D50F (дата обращения: 10.12.2016).