Научная статья на тему 'МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АНТИЧНОСТИ: ГОРОД И БОЛЕЗНЬ (ОБЗОР НАУЧНОГО СЕМИНАРА)'

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АНТИЧНОСТИ: ГОРОД И БОЛЕЗНЬ (ОБЗОР НАУЧНОГО СЕМИНАРА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пичугина Виктория Константиновна, Меттини Эмилиано, Можайский Андрей Юрьевич

Материал представляет собой краткий обзор выступлений и дискуссий, имевших место на первом научном семинаре по истории педагогической культуры, который был организован на базе кафедры гуманитарных наук международного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова и состоялся 8 ноября 2021 г. Обзор ставит целью дать представление о докладах участников и направлениях дискуссии, которые возникли из вопросов к докладам и/или размышлений по итогам семинара, а также познакомить читателя с некоторыми материалами междисциплинарных исследований по феноменологии и антропологии городского образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL EDUCATION IN ANTIQUITY: CITY AND DISEASE (ACADEMIC SEMINAR OVERVIEW)

The article is a brief overview of the speeches and discussions that took place at the first academic seminar on the history of pedagogical culture, which was organized at the Department of Humanities of the Pirogov Russian National Research Medical University and took place on November 8, 2021.The review aims to provide a representation of the participants' papers and areas of discussion that arose from questions to the papers and / or reflections on the results of the seminar, as well as to inform the reader with some materials of interdisciplinary research on the phenomenology and anthropology of urban educational space.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АНТИЧНОСТИ: ГОРОД И БОЛЕЗНЬ (ОБЗОР НАУЧНОГО СЕМИНАРА)»

РЕЦЕНЗИИ И БИБЛИОГРАФИЯ / REVIEWS AND BIBLIOGRAPHY

Медицинское образование в античности:

город и болезнь (обзор научного семинара)

В. К. Пичугина

НИУ «Высшая школа экономики», Институт стратегии развития образования РАО, Москва, Pichugina_V@mail.ru Э. Меттини

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, Москва, emiliano@inbox.ru

А. Ю. Можайский НИУ «Высшая школа экономики», Институт стратегии развития образования РАО, Москва, a.mozhajsky@mail.ru

Victoria Pichugina

National Research University Higher School of Economics, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow (Russia)

Emiliano mettini

Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow (Russia)

Andrej mozhajsky

National Research University Higher School of Economics, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow (Russia)

Medical Education in Antiquity: City and Disease (Academic Seminar Overview)

Abstract. The article is a brief overview of the speeches and discussions that took place at the first academic seminar on the history of pedagogical culture, which was organized at the Department of Humanities of the Pirogov Russian National Research Medical University and took place on November 8, 202i.The review aims to provide a representation of the participants' papers and areas of discussion that arose from questions to the papers and / or reflections on the results of the seminar, as well as to inform the reader with some materials of interdisciplinary research on the phenomenology and anthropology of urban educational space.

Keywords: history of philosophy, history of medicine, educational space of the city.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 18-78-10001-П, https://rscf.ru/project/18-78-10001/.

ЕХОЛН Vol. 16. 1 (2022) © В. К. Пичугина, Э. Меттини, А. Ю. Можайский, 2022

classics.nsu.ru/schole DOL10.25205/1995-4328-2022-16-1-334-340

Образовательные пространства древних и современных городов привлекают внимание исследователей по целому ряду причин, среди которых значимое место занимает поиск ответов на вопросы об истоках наставлений в той или иной профессии. История медицинского образования, призванная объяснить возрастающую сложность теории медицины и медицинской практики, с одной стороны, вбирает в себя историю медицинского образования, а с другой - не в состоянии вместить все аспекты традиционных и альтернативных направлений обучения врача, выталкивая историю медицинского образования в историю педагогики, историю науки, историю философии, историю культуры, интеллектуальную историю и историю повседневности. Город любой эпохи является пространством институционали-зации и профессионализации, где в сложном соотношении находились и находятся идеи, практики и опыт медицинской помощи. История любого города может быть рассказана как история баланса между болезнью и здравием, который устанавливался или нарушался благодаря деятельности правителей, политиков, религиозных деятелей, ученых, врачей, целителей и даже шарлатанов.

Семинар «Медицинское образование в античности: город и болезнь», который был организован на базе кафедры гуманитарных наук международного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова и состоялся 8 ноября 2021 г., стал полем для дискуссий по этим и многим другим вопросам. Семинар был проведён в рамках проекта «Образовательное пространство и антропопрак-тики античного и современного города» при поддержке Российского научного фонда (проект № 18-78-10001) и включал две сессии - основную, где были представлены восемь докладов, и панельную, где велось обсуждение в формате «свободный микрофон» и были подведены итоги семинара. Основная сессия семинара включала приветственное слово от модератора, в роли которого выступил заведующий кафедрой гуманитарных наук Эмили-ано Меттини, и выступления участников семинара с последующим обсуждением в формате вопросов и ответов. Представленные на семинаре доклады были сгруппированы таким образом, чтобы первая часть семинара была посвящена моделям здоровья/болезни, имевшим место в пространстве античного города и нашедшим отражение в образовательных практиках, а вторая - их эволюции и проявлению в пространствах городов других эпох.

Первым был представлен доклад профессора римской истории, директора Центра современных технологий в университете Феррары (Италия) Ли-вио Дзербини на тему «"Дом хирурга" в г. Римини и его значение для изучения медицины в Античности». В докладе были представлены результаты

исследований археологического комплекса под названием «Дом хирурга», где были найдены, монеты, посуда, масляные лампы, весы, а главное - около ста пятидесяти медицинских инструментов, которые и дали название комплексу. Значимой частью комплекса является двухэтажный дом врача. Предположительно, дом принадлежал военному врачу греческого происхождения по имени Евтихес. Дом был разделен на секторы, одним из которых был стационар для больных, где была найдена, в том числе, и надпись на стене от благодарного пациента. Значение этого археологического комплекса для изучения медицины в Античности огромно, поскольку дает представление о целом спектре античных медицинских практик. В завершение доклада было отмечено, что проблематика семинара является особенно актуальной в эпоху пандемии, когда исследователи все чаще обращаются к истории медицины и истории медицинского образования.

В докладе к.и.н., доцента Института классического Востока и античности НИУ «Высшая школа экономики», с.н.с. Института стратегии развития образования РАО Андрея Юрьевича Можайского «"Чума" Фукидида в культурном и образовательном пространствах» были рассмотрены последствия так называемой «чумы в Афинах» - болезни, которая стала следствием перенаселения города и длилась в наиболее активной фазе с 430 по 426 гг. до н. э. Особенное внимание в докладе было уделено интерпретациям текста Фу-кидида, касающегося этой болезни и поставившего перед исследователями вопросы, о том что это была за болезнь и насколько разрушительными были ее последствия для афинян. Археологические данные последних лет не дают однозначного ответа была ли «чума» брюшным тифом, но подтверждают сведения Фукидида в отношении характера болезни и захоронений умерших. События, произошедшие в беотийском городе Микалесс и описанные у Фукидида, дают представление о масштабе последствий, которые болезнь оказала на афинские культуру и образование. Данное Фукидидом описание страдающего от болезни города можно найти при описании любой эпидемии, поскольку он создал что-то вроде литературного штампа, который на протяжении столетий копировали многие авторы, начиная с древности.

В докладе к.филос.н., старшего преподавателя Института философии и права Новосибирского государственного университета Анны Сергеевны Афонасиной «Физиологические взгляды Эмпедокла и развитие медицинских взглядов в Античности: соответствие между биографией и фрагментами» были подняты вопросы о сложности оценок деятельности Эмпедокла. Обвинения Эмпедокла в магии и шарлатанстве, как считает автор доклада, возникли из сложности интерпретаций его текстов о природе болезни. Гален, Плиний

и Цельс называют Эмпедокла врачом и основателем сицилийской медицинской школы, в то время как в трактате гиппократовского корпуса «О древней медицине» он отнесен к натурфилософам, которые не должны вмешиваться в дела медицины, поскольку злоупотребляют теоретизированием. Помещение Эмпедокла в контекст обвинений, представленных в другом гиппократов-ском трактате «О священной болезни», совершенно не оправдано. Важно в первую очередь то, что имя Эмпедокла там не фигурирует, а значит его участие среди упомянутых в трактате магов, шарлатанов и мошенников должно быть подвергнуто серьезному пересмотру. Так, на примере фрагментов поэмы Эмпедокла А.С. Афонасина показывает, что он полностью отказывался от кровавых жертвоприношений и всякое действие, связанное с кровью и насилием им жестко осуждается, в то время как в трактате «О священной болезни» шарлатанами называются те, кто совершает очищения кровью. Даже если Эмпедокл и увлекался какими-то около-магическими практиками, их характер сильно отличается от тех, что описываются в трактате. Он совершает это с целью исцеления от болезней и помощи страждущим, действия же шарлатанов из «О священной болезни» описываются иначе: они стремятся вызвать затмение луны и солнца, сделать море непроходимым, а землю бесплодной. Представление об Эмпедокле как маге слишком преувеличены и базируются на слабых доводах. В докладе обсуждалось также приписываемое Эмпедоклу чудесное деяние - оживление бездыханной девушки. Современной медицины, оно не может быть отнесено ни к явлению клинической смерти, ни к так называемому «феномену Лазаря». Скорее всего, в дошедших до нас биографических свидетельствах описывается кома. Если это так, то мы можем квалифицировать событие «оживления» девушки не как чудесное, а как случайное совпадение.

В докладе д.п.н., профессора РАО, в.н.с. Института стратегии развития образования РАО, профессора департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Виктории Константиновны Пичугиной «"Сумасшедший дом" города: безумие в древнегреческих трагедиях и его педагогическое измерение» было акцентировано внимание на болезни как назидательном зрелище в пространстве древнегреческого театра. Рациональное понимание болезни, зафиксированное, например, в корпусе Гиппократа, было сопоставлено с трагическим понимание болезни. У Эсхила, Софокла и Еврипида утверждалось божественное происхождение болезненных страданий, а также постулировалась возможность научения через них. Божественная природа безумия проявлялась в трагедиях драматургов-классиков не только в разнообразных способах божественного овладения мыслями и чувствами героя, но и в не менее разнообразных способах его наставления

на изменение своей жизни. Докладчиком были представлены разные стратегии научения героев через душевные болезни, представленные в цикле «Орестея» Эсхила, трагедиях «Орест» Еврипида, «Аякс» и «Трахинянки» Софокла, где героям приходится внимать наставлениям от лица города, не желающего быть пораженным болезнью.

В докладе д.филос.н., профессора кафедры философской антропологии и истории философии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Романа Викторовича Светлова «Врач, краски и воспитательная терапия: медицинские образы в "Политике" Платона» был поставлен вопрос о концептах терапии и излечения, присутствующих у Платона. В диалоге «Политик» Платон определяет главным терапевтом успешного политика, который даже законы для города создает как некие рецепты для больного, которые нужно исполнять только до тех пор, пока состояние не изменится. Законодательная деятельность у Платона рассматривается как терапия для города, которая может быть описана через метафору красок. Ткань государственного тела ткется из двух видов душ: душ мужественных, которые основа ткани, и душ пышных, которые цвет этой ткани. Во фрагменте 277Ь-с диалога рассуждения уподобляется деятельности художника, который должен правильно нарисовать то, о чем говорит, сначала создав набросок, а затем раскрасив его. В другом месте Платон утверждает, что для высших вещей нет образца, что выводит на сложность онтологического статуса красок, то есть качеств вещей. У Платона речь идет о фармаконе, который может быть не только лечебным зельем и, одновременно, краской (примеры таких зелий мы находим и у Плиния), но и ядом -в случае неправильного создания образа, например, того же политика.

В докладе д.филос.н., г.н.с. Института философии и права СО РАН, профессора Новосибирского государственного университета Евгения Васильевича Афонасина «Эллинистическая медицина в Александрии: Герофил, Эрасистрат и другие» снова был поднят вопрос об описании чудесного деяния Эмпедокла, предшествующего его апофеозу, - оживлению бездыханной девушки, состояние которой Гален считал результатом охлаждения тела пациентки, которому в данном состоянии не было необходимости дышать. Далее в выступлении обсуждался ряд конкретных примеров, иллюстрирующих исследовательскую технику эллинистических медиков, прежде всего Герофила и его школы, утраченную, как показывает сравнение, в позднеан-тичной медицине, заменившей поиск причин болезни их классификацией.

Доклад заведующего кафедрой гуманитарных наук международного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова «Медицина и политика в Средневековье

и Раннем Возрождением: понятие "тело монарха" и "тело общества"» открывал вторую часть семинара, которая была посвящена проявлению моделей здоровья/болезни в пространствах городов других эпох. Отправной точкой для обсуждения выступило то, что за понятиями «тело» и «телесность» стоит многовековая дискуссия, идущая от античных представлений о бытии как живом теле и теле человека как части тела города. За утверждением Августина о том, что телесное око не способно схватывать вечные истины, последовали смена представлений о соотношении души и тела. Начавшееся в Средневековье «изгнание» телесных проявлений из жизни человека проявлялось во множестве запретов, призывов к умеренности и умерщвлении плоти, что не могло отразиться на представлениях о болезни. Болезнь тела рассматривалась как проявление греха, а значит лечение могло осуществляться лишь духовным путем. Возникло двойственное отношение к исцелению, где, с одной стороны, бог как высший целитель действовал через короля (как в случае королей-чудотворцев, представляющих собой наместников бога на земле, наравне с духовенством), а с другой - земные врачи, на которых смотрели как на своеобразных помощников (без серьезных шансов на эффективность лечения). Раздвоение тела короля на «политическое» и «физическое» в эпоху Возрождения и далее, когда эти тела не могли ни по каким обстоятельствам умереть, в свою очередь, определило отдаление общества от власти, становящейся «абсолютной» (т.е. отделенной от народа) и не способной «излечить» народ (общество).

Выступлением, завершающим основную сессию семинара, стал доклад к.филос.н., доцента РАНХиГС, с.н.с. НИУ «Высшая школа экономики» Ильи Геннадьевича Гурьянова «Темпоральные режимы восприятия городских эпидемий в раннее Новое время: преходящее, вневременное и вечное». В докладе были обозначены две исходные точки, помогающие увидеть темпоральные понятия раннего Нового времени в новой перспективе: зависимость развития средневекового медицинского знания от эпидемий чумы и сближение медицины и studia humanitatis. Понятия «преходящее», «вневременное» и «вечное» находят отражение в работе Марсилио Фичино («Совет, как противостоять чуме»), которая выходит далеко за рамки исследования специальных медицинских вопросов: «преходящее» соотносится с изменчивыми состояниями человеческого тела, его здоровьем и болезнями, «вневременное» с «научным» поиском их причин в соответствии с Аристотелевой эпистемологии, а «вневременное» раскрывает историософский горизонт рассуждений Фичино в духе philosophia perennis (вечной философии). Он вовлекает в свое рассмотрение теорию эпидемий, восходящую к Галену, и particularia (частные явления), которые являются как следствием

опытного знания, полученного при столкновении с эпидемиями, так и плодом рефлексии о месте философа в мироздании. По мнению докладчика, кроме классических и современных ему теорий о причинах эпидемий и методах борьбы с ними, Фичино своеобразно толкует свидетельство Авла Геллия об удивительной невосприимчивости Сократа к «Афинской чуме». Это частное явление, почерпнутое из произведения, которое больше интересовало гуманистов, а не ученых-врачей Фичино приводит как доказательство одной из своих медико-натурфилософских теорий о «правильном» устройстве философа. Оно происходит от главенства в философе высшей разумной части души, что в свою очередь позволяет подчиненному ей телу сопротивляться самым смертельным болезням «изнутри». Фичино акцентирует внимание на вечной философии, вскрывая сложные темпоральные отношения в значимых для него медико-социальных явлениях и своеобразно подчеркивая педагогическое значение эволюции медицинского знания.

Основная сессия семинара перешла в панельную сессию, модератором которой выступила В.К. Пичугина. На сессии развернулась дискуссия об интеллектуальных традициях, заложенных в Античности и послуживших основой западной философии, науки и медицины. Медицина, как ее представлял Гомер, была древним и благородным искусством, обучение которому имело исключительную важность. Традиция сохранила множество примеров уникальных исцелений и не менее уникальных примеров обучения медицинскому делу, в том числе о тайном обучении Агнодики, которой пришлось притвориться мужчиной, чтобы стать ученицей Герофи-ла. Античный город был пространством, где циркулировало множество идей и представлений об эпидемиях, жизненно важных функциях тела, оптимальных способах лечения болезней и роли, которую в этом лечении играют боги, врачи, религиозные деятели и обучающие медицинскому искусству. Участниками дискуссии было предложено по итогам семинара опубликовать серию научных статей, где будут обозначены дальнейшие точки междисциплинарного поиска в сфере изучения образовательного потенциала античного города как вместилища и своеобразного тезауруса разнообразных медицинских и антропологических практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.