Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Гудымович В.Г. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАГРАНИЧНОГО ПОХОДА РУССКОЙ АРМИИ В 1813 ГОДУ
МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАГРАНИЧНОГО ПОХОДА РУССКОЙ АРМИИ В 1813 ГОДУ (к 200-летию военной кампании)
Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Гудымович В.Г. УДК: 356.33:355.422.1«1813»
Национальный медико-хирургический Центр им. Н.Н. Пирогова
кампании)
Shevchenko Ju.L., Matveev S.A., Gudymovich V.G.
Победа русского народа и его армии в Отечественной войне 1812 г. во многом определила дальнейшее развитие военных действий в Европе. С выходом русских войск к границам западноевропейских государств правительство России приняло решение перенести военные действия на их территорию, чтобы добиться окончательной победы над Наполеоном и обеспечить установление длительного мира в Европе. Стратегический план строился с расчетом в возможно короткий срок вывести Пруссию и Австрию из войны на стороне Наполеона и сделать их союзниками России.
Несмотря на то, что на первом этапе кампании 1813 г. русская армия действовала без союзников, она успешно продвигалась на запад. Французские войска, не оказав серьезного сопротивления при переходе русских частей через Неман (рис. 1), отошли за Вислу. Командовавший прусским корпусом Л. Йорк еще 18 декабря 1812 г. заключил с русским командованием конвенцию о нейтралитете. 24 декабря русские войска вступили в Кенигсберг. Главная армия 24 января заняла Плоцк. Фельдмаршал К.Шварценберг подписал с Милорадовичем перемирие, сдал его войскам Варшаву и отошел в Австрию. К концу января 1813 г. вся территория Польши до Вислы была освобождена от наполеоновских войск. Русская армия, наполненная резервами, имела к этому времени почти двукратное численное превосходство над французскими войсками.
К середине февраля 1813 года русские войска подошли к реке Одер. В этой обстановке 15-16 февраля Пруссия заключила с Россией Калишский договор о совместных действиях в войне с наполеоновской Францией, положившей начало созданию 6-й антифранцузской коалиции. 20 февраля 1813 г. русские вошли в Берлин.
К этому времени Наполеон сформировал во Франции 160-тысячную армию, доведя общую численность своих войск до 300 тыс. человек. План Наполеона состоял в том, чтобы, сдерживая союзников на Эльбе, главные силы сосредоточить в районе Лейпцига, а затем перейти в контрнаступление. Кутузов, разгадав замысел Наполеона, решил упредить его в концентрации сил на решающем
направлении. Осуществляя план Кутузова, главные силы союзных войск в начале апреля вышли в район Лейпцига. Но 16 апреля по дороге в Дрезден главнокомандующий союзными армиями М.И.Кутузов скончался в Бунцлау (рис. 2). Командование войсками перешло к генералу Витгенштейну, назначенному новым главнокомандующим.
Главная надпись на памятнике гласит: «До сих мест довел князь Кутузов-Смоленский победоносные российские войск, но здесь смерть положила предел славным дням его. Он спас Отечество свое и открыл путь к избавлению Европы. Да будет благословенна память героя».
4-7 октября 1813 г. произошло Лейпцигское сражение, самое крупное сражение периода наполеоновских в ойн, получившее по национальному составу участвовав -ших в нем войск название «Битва народов» (рис. 3, 4). Обе стороны понесли большие потери: Наполеон - от 60 до 80 тыс. человек и 325 орудий, союзники - свыше 54 тыс. человек, в том числе 22 тыс. русских. Решающую роль в победе союзных армий сыграли действия русских войск, на которые легла основная тяжесть битвы. Лейпцигское сражение, в котором с двух сторон участвовало свыше 500 тыс. человек, завершило кампанию 1813 года. Важнейшими ее итогами являлись: образование могущественной антифранцузской коалиции и распад Рейнского союза (36 германских государств под протекторатом Наполеона), существенное поражение вновь сформированной наполеоновской армии, освобождение Польши, Германии и Голландии.
Медицинское обеспечение Заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. регламентировалось «Положением для временных военных госпиталей при Большой Действующей Армии» и «Положением о развозных и подвижных госпиталях». Оба документа были введены в действие в 1812 году. Согласно этим официальным документам, вынос раненых с поля сражения и сбор убитых возлагается на военную полицию, отряды которой располагались «позади сражающихся войск». В случае необходимости военная полиция для ускорения выноса раненых могла усиливаться казаками или войсками резерва. Для переноса раненых «из строя на место перевязки
Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Гудымович В.Г.
МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАГРАНИЧНОГО ПОХОДА РУССКОЙ АРМИИ В 1813 ГОДУ
Рис. 1. П. Демидов. Переправа русской армии через Неман
Рис. 2. Памятник М.И.Кутузову в Бунцлау
при каждом полку полагалось 20 или более нестроевых солдат с четырьмя носилками». Место перевязки определялось приказами по армии и обозначалось «флагом или другими какими-нибудь знаками, чтобы раненые, не блуждая, могли оное сыскать». Для перевязки ран использовались бинты, компрессы и «полфунта хорошей и чисто вымытой корпии на человека». В развозных госпиталях требовалось иметь по 20 пудов корпии, 15 тыс. компрессов, 45 тыс. аршин холста (для бинтов) из расчета по три аршина на каждого раненого, 24 фунта пластыря «для соединения ран». При развозных госпиталях во время сражений находился полевой генерал-штаб-доктор, отвечавший за организацию медицинской помощи раненым в полевых условиях.
Раненые, получившие в развозных госпиталях перевязку, переводились в подвижные госпитали, располагавшиеся в 15 верстах от развозных. Как правило, через сутки-двое они направлялись в главные временные госпитали, размещавшиеся за «линией подвижных, по назначению главнокомандующего».
В соответствии с Положением развозные госпитали располагались в три линии: в центре и на флангах армии. Подвижные размещались за центром и флангами армии в несколько линий и «следовали за армией». Главные временные госпитали дислоцировались тремя линиями, в 80-100 верстах от действующей армии. В «перволинейных» госпиталях оставлялись легкораненые и нетранспортабельные, остальные направлялись во «второлинейные». В «третье-линейные» госпитали пересылались те, кто были «лишены рук, ног или других членов», т.е. не способные к службе.
Численный рос армий, возрастание боевых санитарных потерь, увеличение числа больных сделали невозможным и лечение больших масс больных и раненых на театре военных действий, так как это сковывало маневренность войск. Определенные категории их стали эвакуироваться в тыл страны, чему способствовало появление в армии
Рис. 3. Карта Лейпцигского сражения 4-7 октября 1813 года
«транспорта подвоза». Таким образом, система «лечения на месте», характерная для войн XVII в., уступила место эвакуационной, названной впоследствии «дренажной системой». В русской армии одним из создателей этой системы работы полевой медицинсклй службы считается Я.В.Виллие (рис. 5). С его именем связано значительное расширение коечной сети для нужд действующей армии, создание принципиально новых полевых лечебных учреждений и системы медицинского снабжения, введение оперативной медицинской отчетности и т.д. Под его руководством и непосредственном участии был разработан и издан ряд официальных руководств и положений.
Согласно «Временному положению о заграничных госпиталях», утвержденному М.И.Кутузовым в начале 1813 г.
Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Гудымович В.Г. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАГРАНИЧНОГО ПОХОДА РУССКОЙ АРМИИ В 1813 ГОДУ
Рис. 4. Атака казачьей лейб-гвардии под Лейпцигом
«госпитали и лазареты вне границ империи» должны были содержаться «за счет края». Число госпиталей, развернутых за границей для русских раненых и больных, составляло несколько десятков. Они развертывались по мере продвижения русских войск на территории Польши, Пруссии, Саксонии, Австрии. Состояние госпиталей было хорошим. Смертность «от ран, увечий и болезней» в войсках соединенной армии за границей колебалось между 9 и 10%.
Борьба с эпидемиями усиленно велась по многим направлениям и достаточно успешно. Проводился отбор в маршевые батальоны и эскадроны только здоровых солдат. Осуществлялась строгая изоляция и лечение заболевших, карантинизация всех соприкасавшихся с ними. Заразные больные из полков направлялись прямо в главные военные госпитали, минуя развозные и подвижные, или в специальные больницы «для прилипчивых болезней».
Применялись решительные меры по ликвидации источников инфекции. Одну из этих мер разработал В.В. Петров, возглавлявший кафедру физики в Императорской Медико-хирургической академии (ИМХА) (рис. 6). Он предложил организовать на освобожденной от врага территории уборку и сожжение трупов людей и животных. Ходатайство Конференции ИМХА по этому вопросу было поддержано главным военно-медицинским инспектором Я.В. Виллие и предложено им императору. 14 (26) ноября 1812 г. Александр I утвердил это решение, и оно стало проводиться в жизнь.
Большие заслуги медицинской службы русской армии в пополнении действующих войск выздоровевшими воинами отметил генерал-фельдмаршал М.Б. Барклай-де-Толли, подчеркнувший при по ведении итогов войны, что «раненые и больные имели наилучшее призрение и пользуемы были со всею должною рачительностью и искусством так, что недостатки в войсках людей после сражений пополнялись значительным числом выздоравливающих всегда прежде, чем ожидать можно было» (рис. 7).
Рис. 5. Я.В. Виллие - главный военно-медицинский инспектор по армии (с портрета неизвестного художника, 1814 г.)
Рис. 6. Вестибюль фундаментальной библиотеки. В этом здании до 1863 года располагалась кафедра физики ИМХА
Рис. 7. Памятник М.Б.Барклаю-де-Толли в Санкт-Петербурге
Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Гудымович В.Г.
МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАГРАНИЧНОГО ПОХОДА РУССКОЙ АРМИИ В 1813 ГОДУ
А.С. Пушкин Клеветникам России
О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас? волнения Литвы? Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас...
Литература
1. Будко А.А., Бринюк Н.И. Медицинское обеспечение российских войск во время Отечественной войны 1812 г. и кампании 1813-1814 гг. // Первый госпиталь и военная медицина России: 300 лет служения Отечеству. - М., 2001. - Т.1;
Кн. 2. - С.119-138.
2. Военно-исторический атлас России: 1Х-ХХ века / Под ред. И.И. Максимова. - 2-е изд. стереотип. - М.: ООО «Издательство ДИК», 2006. - 440 с.
3. Военно-медицинская академия (1798-1998) / Под ред. Ю.Л.Шевченко. - СПб.: Наука, 1998. - 912 с.
4. Долинин В.А. Яков Васильевич Виллие. - Л.: Б.и., 1978. - 47 с.
5. Косачев И.Д. Яков Васильевич Виллие // Первый госпиталь и военная медицина России: 300 лет служения отечеству. - М., 2011. - Т.1; Кн.2. - С. 321-328.
6. Профессора Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии (1798-1998) / Под ред. Ю.Л.Шевченко. - СПб.: Наука, 1998. - 316 с.
7. Фомин Н.Ф. Военно-медицинская академия. - СПб.: «Правда», 1998. - 16 с.
За что ж? ответствуйте: за то ли, Что на развалинах пылающей Москвы Мы не признали наглой воли Того, под кем дрожали вы? За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?..
Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле.
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в нолях России,
Среди нечуждых им гробов.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова 105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 e-mail: [email protected]