Страницы истории
УДК 616-08:656.2(510) «190»
П.Э. Ратманов
МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В 1903-1921 гг.
Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел./факс: 8 (4212)-32-63-93, г. Хабаровск
Строительство Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) продолжалось более 5 лет (1897-1903 гг.). К 1 июля 1903 г., т.е. к передаче КВЖД в эксплуатацию, были построены капитальные здания только части Центральной больницы в Харбине, больницы на станциях Пограничная, Хайлар и Бухэду. Остальные лечебные учреждения находились еще в постройке или в проекте, и в эксплуатацию были переданы временные больницы. Всего к 1 июля 1903 г. лечебная сеть КВЖД располагала 759 койками, в которых работало 23 врача [11].
При решении о строительстве и во время самой постройки КВЖД долгое время на первом месте были политические, экономические, военные факторы, и преимущества и недостатки этого «маньчжурского» варианта строительства дороги рассматривались именно с этих позиций. Вместе с тем, эпидемиологическая ситуация в Северо-Восточном Китае в первые годы постройки дороги не принималась во внимание, и даже эпидемия холеры 1902 г., которая не только парализовала строительство КВЖД, но и распространилась на приграничные области российского Дальнего Востока, не заставила коренным образом пересмотреть подходы к медицинскому обеспечению КВЖД.
Задачей врачебно-санитарного отдела КВЖД было: организация врачебного дела на линии, оказание врачебной помощи всем служащим дороги и их семьям, чинам Заамурского округа Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС) и их семьям, а также посторонним лицам, заболевшим или пострадавшим от несчастных случаев на дороге, наблюдение за санитарным состоянием в пределах полосы отчуждения КВЖД, освидетельствование служащих в отношении здоровья и согласно утвержденным правилам [6].
При планировании лечебной сети КВЖД был принят во внимание только тот факт, что на линии нет других русских лечебных заведений, и в связи с этим была увеличена коечная мощность строящихся больниц. На случай же эпидемии в больницах был в полтора раза увеличен штат фельдшеров, а врачебный персонал был определен по общепринятым нормативам [9].
Первоначально предполагалось, что вся линия дороги будет разделена на 20 врачебных участков. При расчете
Резюме
Врачебно-санитарный отдел Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) был создан в 1903 г. Наибольшие изменения в структуре врачебно-санитарной службы дороги произошли после русско-японской войны 1904-1905 гг. В работе отдела можно выделить два рода деятельности: лечение служащих дороги и их семей, а также частных лиц, проживавших в полосе отчуждения, и борьба с эпидемиями (холера, чума, брюшной тиф). Главный врач КВЖД имел права медицинского инспектора, контролировал деятельность всех медицинских учреждений, частных врачей и аптек в полосе отчуждения КВЖД.
Ключевые слова: Китай, Китайская Восточная железная дорога, Маньчжурия, русские врачи, история, XX в.
P.E. Ratmanov
HEALTHCARE OF THE CHINESE EASTERN RAILWAY IN 1903-1935
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Summary
The medical-sanitary department of the Chinese Eastern Railway (CER) was established in 1903. The most important changes in the structure of the medical-sanitary service happened after Russo-Japanese War (1904-1905). The activity of the department included two basic directions: treatment of the CER employees, their families, private persons who lived in the line of alienation of CER; and fight against epidemics (cholera, plague, typhoid fever). Chief physician of CER had the rights of the medical inspector, controlled all medical facilities, private physicians and pharmacies in the line of alienation of CER.
Key words: China, Chinese Eastern Railway, Manchuria, Russian Physicians, History, XX century.
числа больниц была взята норма от 10 до 30 коек на 1000 чел. Исходя из этого и количества русского населения, было решено организовать 1050 коек. Фактически же, согласно Приказу по КВЖД от 01.07.1903 №3, всего было
установлено 19 врачебных участков: 7 участков на западной ветке, 7 участков на южной ветке и 5 участков на восточной ветке [7].
С началом эксплуатации эвакуация больных затруднений не вызывала, поэтому больницы были устроены только в крупных пунктах. Всего было организовано 9 больниц на станциях Харбин, Пограничная, Дальний, Хайлар, Бухэду, Цицикар, Ханьдаохэцзы, Гунчжулин и Ляоян. Также было организовано 20 приемных покоев на 5 коек каждый.
Центральная больница КВЖД первоначально планировалась на 160 коек, к июлю 1903 г. она имела 4 отделения на 144 койки, а уже к концу 1903 г. — 8 отделений на 216 коек [13]. Вследствие того, что более 10 лет Центральная больница была единственным крупным гражданским учреждением в Харбине, это обширное и хорошо оборудованное учреждение было постоянно переполнено больными.
Медицинский персонал в 1903 г. планировался в следующих штатах: 1) железная дорога: главный врач, помощник главного врача, бактериолог, 22 больничных врача, 20 участковых, 7 фармацевтов и 98 фельдшеров; 2) Заамурский округ ОКПС: окружной врач, врач для командировок, 4 старших врача и 17 младших врачей, фармацевт и 154 фельдшера [8].
Первые месяцы работы дороги были периодом становления нормативно-правовой базы. В сентябре 1903 г. были публикованы «Общие основания медико-санитарной части дороги». В ноябре 1903 г. была образована комиссия для разработки правил по санитар-но-полицейскому надзору за торговыми и промышленными предприятиями [14]. По врачебно-полицейскому надзору было предусмотрено 2 санитарно-городовых врача и 4 фельдшера в Харбине и один фельдшер на ст. Маньчжурия, больница на 25 коек при Харбинском арестном доме и больница на 10 коек при арестном доме на ст. Маньчжурия [17].
Для общей координации врачебно-санитарного дела в полосе отчуждения КВЖД был создан врачебно-адми-нистративный совет в составе: управляющего дорогой, начальника Заамурского округа ОКПС, главного врача КВЖД, окружного врача Заамурского округа ОКПС, бактериолога, 2 командиров бригад Заамурского округа и 2 начальников служб КВЖД [8].
Размеренный ход ввода КВЖД в эксплуатацию нарушила начавшаяся в январе 1904 г. русско-японская война. В годы войны (1904-1905 гг.) и в первые годы по ее окончании КВЖД была занята всецело воинскими перевозками, коммерческие совершенно прекратились.
Харбин был одной из столиц русско-японской войны, тылом и базой целой армии. В ту пору это был главный тыловой госпиталь. В городе действовало тогда 6 больниц и около 20 госпиталей и лазаретов. Благодаря своему центральному узловому положению на железнодорожном пути и существованию большого числа готовых построек, Харбин был главным пунктом для санитарной деятельности. Через него прошло большинство раненых и больных, как для лечения в госпиталях, так и для эвакуации по железнодорожным и водным путям в Хабаровск, Иркутск, Никольск-Уссурийский [10].
Итогом русско-японской войны стал Портсмутский мир, согласно которому южная часть линии КВЖД от ст.
Куанченцзы (ныне Чанчунь) до г. Дальний (Далянь) была уступлена японцам. Врачебно-санитарная служба КВЖД потеряла 5 врачебных участков и 3 больницы. В 1906 г. происходила эвакуация войск из Маньчжурии, и только с 1907 г. дорога снова стала работать в нормальных условиях.
В работе врачебной службы КВЖД, прежде всего, следует отметить два рода деятельности: во-первых, лечение служащих дороги и их семей, а также частных лиц, проживавших в полосе отчуждения, и, во-вторых, борьба с эпидемиями. Наибольшие трудности врачебный персонал КВЖД испытывал во время вспышек и эпидемий инфекционных заболеваний, во время которых врачебно-санитарный отдел дороги становился во главе всех мероприятий. Вспышки брюшного тифа в Харбине и полосе отчуждения КВЖД отмечались каждый год, причем пик заболеваемости брюшным тифом приходился на осенние месяцы. Наибольшее число заболевших брюшным тифом (1281 чел.) было отмечено в 1906 г. [17].
Холера, как правило, в Северную Маньчжурию заносилась с юга. Но осенью 1907 г. возникла угроза заноса холеры одновременно с юга и с запада. С одной стороны, в городах южной Маньчжурии эпидемия холеры приняла значительные размеры. В то же время, холера продвигалась из европейской части России через Сибирь на восток. Администрация КВЖД приняла энергичные профилактические меры, что потребовало расходов около 0,5 млн руб. В результате холера на КВЖД в 1907 г. не попала [15].
Конец 1910 г. ознаменовался чумной эпидемией, ставшей самым серьезным испытанием для всей русской медицинской службы в Маньчжурии. Эпидемия приняла угрожающие размеры очень быстро. Ее главным очагом стал китайский пригород Харбина — Фуцзядянь. Эпидемию отличала 100%-ная смертность. Администрация КВЖД и Харбинского общественного управления приняли самые энергичные меры к ограничению распространения чумы и ее ликвидации. Были организованы Противочумное бюро и особая Санитарная исполнительная комиссия. В Фуцзядяне русские врачи работали вместе с китайскими коллегами.
В ответ на призыв Правления КВЖД помочь в борьбе с эпидемией чумы приехали 32 врача, их возглавлял крупный русский, а затем советский эпидемиолог с огромным опытом Д. К. Заболотный. Следует отметить, что командированные из России врачи для борьбы с эпидемией не принесли ничего нового. Коренные меры борьбы, массовая обсервация и изоляция подозрительных и больных широко стали практиковаться еще до приезда командированных лиц с научным авторитетом. Со стороны последних были предложены некоторые полезные меры, но, несомненно, вторичного характера. Огромное положительное значение имел приезд командированных из России врачей лишь в том смысле, что это было подкрепление работавшим с огромной нагрузкой железнодорожным и другим местным врачам.
Противоэпидемические мероприятия продолжались с первого дня эпидемии 12.10.1910 г. на ст. Маньчжурия по 01.05.1911 г., т.е. 200 дней. То, что основная нагрузка по борьбе с чумой легла именно на врачей КВЖД, Заамур-ского округа ОКПС, железнодорожной бригады и местных врачей подтверждают и цифры отчетов. На русских
врачей, постоянно проживавших в Маньчжурии (49 чел.), пришлось 6612 рабочих дней на эпидемии, а на приглашенных их России врачей (32 чел.) — 1908 рабочих дней [18]. На борьбу с чумой была потрачена огромная сумма
— более 1,3 млн руб. [16].
В годы первой мировой войны в России врачебно-са-нитарная часть КВЖД не претерпела значительных изменений. Это объяснялось в том числе тем, что руководство врачебно-санитарной службы КВЖД на протяжении почти 18 лет оставалось постоянным. С 1903 г. главным врачом КВЖД был Ф.А. Ясенский, помощником главного врача — Э.П. Хмара-Борщевский, старшим врачом Центральной больницы КВЖД с 1907 г. — доктор Т.И. Новкунский [12]. Такое постоянство кадрового состава руководства врачебно-санитарной службы КВЖД обеспечивало преемственность и последовательность в организации медицинского и санитарного содержания дороги. С другой стороны, несменяемость руководства во вра-чебно-санитарной службе дороги имела и обратную сторону: уже пожилой главный врач дороги Ф.А.Ясинский стал любить покой и требовал внешних знаков почтения от своих подчиненных [1]. В результате положение в службе стало постепенно ухудшаться.
Летом 1919 г. в Северном Китае, а затем и в Южной Маньчжурии получили значительное распространение заболевания холерой. В конце июля 1919 г. случаи заболевания холерой появились и в Харбине. На линии КВЖД в 1919 г. случаи заболевания холерой отмечались почти на всех станциях, было зарегистрировано 190 случаев заболевания холерой, летальность составила 62%. Общее число больных холерой в Харбине и пригородах, зарегистрированных русскими врачами в эпидемию 1919 г., было не менее 1 тыс. чел. Необходимо принять во внимание тот факт, что 1919 год на Дальнем Востоке
— это период иностранной интервенции, гражданской войны и всеобщей неразберихи. Твердой власти не было ни в Китае, ни в России, а через Харбин проходили эшелоны с американскими, японскими, французскими, чешскими и другими войсками. Таким образом, КВЖД находилась в очень неблагоприятной, с эпидемической точки зрения, ситуации.
Врачебно-санитарная часть КВЖД в 1918-1919 гг. сохраняла свою ведущую роль в медико-санитарном деле в полосе отчуждения. Однако, в связи с ослаблением российского контроля над дорогой и усилением влияния в руководстве дорогой представителей иностранных государств и Китая, начиная с 1920 г. в организацию медицинской части в полосе отчуждения КВЖД все больше стала вмешиваться китайская администрация.
Осенью 1920 г. на Дальнем Востоке началась эпидемия чумы. В октябре 1920 г. вспыхнула эпидемия чумы в Хайларе, на ст. Маньчжурия и Джалайнорских копях. В Харбине в полосе отчуждения КВЖД дело борьбы с чумной эпидемией осложнилось тем, что административные и полицейские обязанности взяли на себя китайские власти [2]. Несмотря на проводимые китайской администрацией и КВЖД противоэпидемические мероприятия, в конце января 1921 г. чума попала в Харбин.
Общий надзор за ходом противоэпидемических мероприятий был возложен на Международный комитет по борьбе с чумой. Председателем комитета стал комиссар китайских морских таможен бельгиец Анжу. В коми-
тет также вошли иностранные консулы, представители КВЖД и Харбинского общественного управления [5]. Фактически вся тяжесть борьбы пала на медицинский персонал КВЖД и Харбинского городского самоуправления.
Чумная эпидемия 1920-1921 гг. была последней эпидемией, с которой боролись русские медики. Весь медико-санитарный персонал, занятый борьбой с чумой, вел себя с истинным героизмом и заслужил самую широкую признательность среди населения. Весной 1921 г. сменилось руководство КВЖД и во врачебно-санитарной службе дороги также произошли существенные изменения. Сначала под огнем критики нового управляющего КВЖД Б.В. Остроумова оказалась Центральная больница КВЖД. В это время дорогу охватила эпидемия доносов и жалоб, администрацию Центральной больницы обвиняли, в частности, в плохой организации работы учреждения и некачественном лечении больных. В мае 1921 г. был уволен старший врач больницы доктор Т.И. Новкунский [3], затем подал прошение об увольнении со службы главный врач дороги Ф.А. Ясенский [4]. Должность главного врача непродолжительное время исполнял доктор Э.П. Хмара-Борщевский, скоропостижно скончавшийся в июне 1921 г. Так, только спустя 3,5 г. после Октября 1917 г., закончилась дореволюционная эпоха врачебно-санитарной службы КВЖД.
Несмотря на то, что врачебно-санитарный отдел КВЖД создавался на общих для всех железных дорог Российской империи основаниях, он мало напоминал аналогичные отделы на дорогах в России. Обстоятельство, что полоса отчуждения КВЖД проходила по территории иностранного государства, не позволило ограничить ему свою деятельность исключительно вопросами медицинского обеспечения железной дороги. Главному врачу КВЖД были даны права медицинского инспектора, надзирающего за деятельностью всех медицинских учреждений, частных врачей и аптек в полосе отчуждения КВЖД. И только в начале 1920-х гг. из-за политических изменений в России и Китае статус врачебно-санитарного отдела дороги понизился.
Литература
1. Будберг Р. А. Мемуары доктора медицины Р. А. барона Бенингсгаузен-Будберг. - Харбин, 1925. - С. 57.
2. Великая Маньчжурская империя: к десятилетнему юбилею. - Харбин, 1942. - С. 274.
3. Заря. - 1921. - 12 мая.
4. Заря. - 1921. - 19 мая.
5. Заря. - 1921. - 29 янв.
6. Исторический обзор Китайской Восточной железной дороги (1896-1923). - Т. 1 / Сост. Е.Х. Нилус. - Харбин, 1923. - С. 267; Справ. книжка Харбина. - Харбин, 1904. - С. 77-78. .
7. Исторический обзор Китайской Восточной железной дороги (1896-1923). - Т. 1. / Сост. Е.Х. Нилус. - Харбин, 1923. - С. 270.
8. Китайская Восточная железная дорога: исторический очерк / Сост. канцелярией Правления о-ва КВЖД. -Т.1. - СПб., 1914. - С. 212-213.
9. Общие основания организации медико-санитарной части Китайской Восточной железной дороги. - Харбин: Тип. КВЖД, 1903. - С. 9-17.
10. Павлов Е. На Дальнем Востоке в 1905 г. Из наблюдений во время войны с Японией. - СПб., 1907. - С. 43-44.
11. Полетика М.И. Общий медицинский отчет по постройке Китайской Восточной железной дороги. - СПб., 1904. - С. 25-26.
12. Справочная книжка по личному составу служащих Китайской Восточной железной дороги на 1 января 1916 г. - Харбин, 1916. - С. 173-175.
13. Справочная книжка Харбина. - Харбин, 1904. - С. 99.
14. Тишенко П. С. Китайская Восточная железная дорога. 1903-1913 гг. - Харбин, 1914. - С. 15, 19.
15. Тишенко П. С. Китайская Восточная железная дорога. 1903-1913 гг. - Харбин, 1914. - С. 102.
16. Тишенко П. С. Китайская Восточная железная дорога. 1903-1913 гг. - Харбин, 1914. - С. 131.
17. Тишенко П. С. Китайская Восточная железная дорога. 1903-1913 гг. - Харбин, 1914. - С. 222-224.
18. Хмара-Борщевский Э.П. Чумные эпидемии на Дальнем Востоке и противочумные мероприятия управления КВЖД: отчет [под ред. Ф.А. Ясенского]. - Харбин, 1912. - С. 27.
Координаты для связи с автором: Ратманов П.Э. — e-mail: [email protected]
□□□