Научная статья на тему 'МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТА ПРЕДПРИЯТИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ МЕГАПОЛИСА'

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТА ПРЕДПРИЯТИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ МЕГАПОЛИСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / УСЛОВИЯ ТРУДА / МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гребеньков Сергей Васильевич, Сидоров Александр Анатольевич, Сухова Яна Михайловна

Представлены данные о системе медицинского обеспечения и состоянии здоровья водителей на крупном предприятии коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гребеньков Сергей Васильевич, Сидоров Александр Анатольевич, Сухова Яна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL SERVICE AND HEALTH STATE OF VEHICLE DRIVERS OF CITY WATER SUPPLY AND SEWERAGE ENTERPRISE

The article covers data on medical service system and health state of vehicle drivers on major water supply and sewerage enterprise.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТА ПРЕДПРИЯТИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ МЕГАПОЛИСА»

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

УДК 656.045.6:331.483

С.В. Гребеньков1, А.А. Сидоров2, Я.М. Сухова1

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТА ПРЕДПРИЯТИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ

МЕГАПОЛИСА

1 Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,

Санкт-Петербург 2 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Представлены данные о системе медицинского обеспечения и состоянии здоровья водителей на крупном предприятии коммунального хозяйства.

Ключевые слова: водители, транспорт, условия труда, медицинские осмотры, состояние здоровья, управление риском.

S.V. Grebenkov1, AA. Sidorov2, Ya.M. Soukhova1. Medical service and health state of vehicle drivers of city water supply and sewerage enterprise

1 North-Western State Medical University named after I.I. Mechnicov, Saint Petersburg

2 Vodokanal Saint Petersburg

The article covers data on medical service system and health state of vehicle drivers on major water supply and sewerage enterprise.

Key words: vehicle drivers, transport, work conditions, medical examinations, health state, risk management.

Проблема сохранения здоровья имеет особую значимость в системе «машина-человек-среда», в частности, для профессии водителя городского транспорта, труд которого характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, сопровождается целым комплексом неблагоприятных производственных факторов и социальным дискомфортом, что, в свою очередь, приводит к высокому риску нарушений здоровья и формированию профессиональной и профессионально обусловленной патологии [1]. В связи с этим следует считать весьма актуальной проблему улучшения условий труда водителей и сохранения их профессионального здоровья, в том числе используя методологию управления профессиональными рисками [3].

В свете вышесказанного представляет интерес модель медицинского обеспечения работников, реализуемая на крупном предприятии водоснабжения и водоотведения — ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Решение задач надлежащего медицинского обеспечения работников данного предприятия осуществляется в рамках специальной корпоративной социальной программы «Здоровье», имеющей содержательное единство с национальным проектом «Здоровье» и соответствующей ее целям: поддержанию на высоком уровне профессионального здоровья и долголетия работников, снижению производственного травматизма и трудопотерь, улучшению качества жизни.

В состав комплекса водоснабжения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» входят 9 водопроводных станций и 177 повысительных насосных станций, объединенных сетью водопроводов общей протяженностью 6,3 тыс. км. Система водоотведения, одна из крупнейших в Европе, обеспечивает прием, транспортировку и очистку сточных вод города. Она включает канализационные сети (7,8 тыс. км), тоннельный коллектор, канализационные насосные станции (114 единиц), очистные сооружения различной

производительности, полигоны и иловые площадки для складирования осадка и 3 завода по его сжиганию. Работу этих современных систем водоснабжения и водоотведения на каждом из этапов обеспечивают более тысячи водителей различных видов автотранспорта.

До 2006 г. медицинское обеспечение сотрудников ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществлялось сетью врачебных и фельдшерских здравпунктов. Предварительные, периодические и предрейсовые медицинские осмотры водителей проводились врачами больницы № 30 и врачами Северо-Западного окружного медицинского центра. С целью улучшения качества лечебно-профилактического обеспечения работников в 2006 г. было проведено реформирование медицинской службы предприятия — создан самостоятельный «Медицинский центр», общая структура которого, сформировавшаяся к концу 2010 г., представлена на рис. 1 (рис. 1).

Необходимо отметить специфические особенности, характерные для крупных предприятий водоснабжения и водоотведения: большая удаленность отдельных производственных участков друг от друга; неравномерное распределение численности работников предприятия по разным производственным участкам и филиалам; сложность инженерных объектов водоснабжения и водоотведения, часто являющихся источником повышенной опасности для обслуживающего

персонала; а также необходимость поддержания в течение длительного периода стабильности кадрового состава квалифицированных специалистов предприятия, гарантирующих низкий уровень риска возникновения проблемных и чрезвычайных ситуаций при эксплуатации сложных инженерных комплексов.

В общем виде модель медицинского обеспечения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» может быть разделена на 4 последовательных этапа, характеризующихся четкой преемственностью [1].

1 этап — доврачебного медицинского обеспечения, осуществляющийся непосредственно на производственных площадках в фельдшерских здравпунктах. Задачами медицинского персонала на данном этапе является оказание первой медицинской помощи, помощь при проведении массовых клинико-диагностических обследований, предваряющих медицинские периодические и углубленные осмотры, проведение лечебно-профилактических мероприятий в ходе реализации индивидуальных программ динамического наблюдения.

2 этап — квалифицированной врачебной помощи — оказывается врачом общей практики также непосредственно на производственных площадках во врачебных здравпунктах, что позволяет проводить амбулаторный прием и лечение (включая физиотерапевтическое) больных терапевтического, неврологического, хирурги-

Рис. 1. Общая структура Медицинского центра предприятия

ческого, офтальмологического и отоларингологического профилей. В необходимых случаях пациенты с этого этапа направляются в Лечебно-диагностический центр (ЛДЦ) к врачам — специалистам 3 этапа, проводящим углубленное обследование, а также лабораторные, рентгенологические, ультразвуковые и функциональные исследования, либо перенаправляющие на консультацию, специализированное лечение, реабилитацию и т. п. в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) города. Врач общей практики является ключевым звеном организации и проведения профилактических медицинских осмотров, а также реализации планов оздоровительной работы среди прикрепленного контингента.

Таким образом, 1 и 2 этапы — это этапы медицинских служб производственных филиалов, осуществляющие преемственность в медицинском обеспечении работников, позволяющие уменьшить количество необоснованных обращений за высококвалифицированной помощью.

3 этап — квалифицированной и специализированной лечебно-диагностической медицинской помощи, которая оказывается врачами-специалистами высокой квалификации в условиях ЛДЦ предприятия. В его состав входят отделение лучевой диагностики с возможностью проведения в том числе компьютерной и магнитно-резонансной томографии, отделение функциональной диагностики, клинико-диагностическое отделение, эндоскопическое, терапевтическое, хирургическое отделение с дневным стационаром; отделение восстановительного лечения и профилактики и физиотерапевтическое отделение. Также в составе ЛДЦ выделено отделение диспансеризации и экспертизы профессиональной пригодности, специалистами которого проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры. К 3 этапу относится и стоматологическая клиника, предоставляющая работникам предприятия полный спектр стоматологических услуг, включая хирургическое (имплантация) и ортопедическое (протезирование) лечение по программам дополнительного медицинского страхования (ДМС).

4 этап — фактически реализуется за пределами Медицинского центра предприятия. Это этап специализированной медицинской помощи и реабилитации, которая оказывается работникам предприятия в условиях амбулаторно-поликлини-ческих и стационарных учреждений города, медицинских институтов, реабилитационных центров, санитарно-курортных учреждений на основе программ обязательного (ОМС) и ДМС,

а также социальных программ, действующих на предприятии [1].

Таким образом, в результате функционирования указанной модели медицинского обеспечения формируется система, позволяющая в полном объеме оказывать работникам предприятия медицинскую помощь на уровне, (и это особенно важно!), превышающем программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Существенным элементом повышения эффективности системы медицинского обеспечения является единая база данных о состоянии здоровья работников предприятия «Авиценна», формирующаяся за счет сведений, вводимых врачами-специалистами, а также периодически пополняющаяся материалами из удаленных источников персонифицированной информации: базы данных движения кадров на предприятии и баз данных страховых компаний.

Важная часть медицинского обеспечения водителей предприятия заключается в реализации планов оздоровительной работы, составленных по итогам медицинских осмотров. Ключевым звеном здесь является своевременная постановка больных хроническими заболеваниями на учет к врачам-специалистам и систематическое контрольное обследование их. При этом в ситуации, когда больной находится под наблюдением у нескольких специалистов, сохраняется главенствующая роль врачей общей практики. Об этом свидетельствует анализ посещаемости подразделений Медицинского центра за период 2009—2011 гг., по данным которого наибольшая нагрузка по посещаемости (31%) приходилась на врачей общей практики, существенно превосходя нагрузку врачей-специалистов. Также наибольшее число диспансерных больных приходилось на врачей-эндокринологов — 17%, и гастроэнтерологов — 10,5% от числа всех посещений в рамках диспансеризации.

Для оценки состояния здоровья водителей была создана электронная база данных с результатами наблюдения всех водителей предприятия на основе информации, регистрировавшейся в 2010—2012 гг. в медико-информационной системе «Авиценна». Главным образом, это данные по обращаемости в различные подразделения Медицинского центра предприятия, результаты медицинских профилактических осмотров и выполнения планов динамического наблюдения работников. Кроме того, использовалась база данных медицинской страховой компании «РОСМЕД» (медицинские услуги по программам ОМС

и ДМС, полученные в 2010 — 2012 гг. работниками предприятия в ЛПУ города); а также оригинальная система учета кадрового состава «Эверест», содержащая данные о социально-демографических характеристиках работников предприятия.

Показатели общей заболеваемости водителей вычислялись на основе результатов различных видов медицинских осмотров: при поступлении на работу (этим осмотрам подлежали все лица, поступающие на работу, вне зависимости от наличия профессиональных вредностей на предполагаемом месте работы); углубленных медицинских осмотров в ходе обязательной диспансеризации работников предприятия (согласно действующему на предприятии положению этим осмотрам подвергались также все работники); периодических медицинских осмотров лиц, занятых на опасных и вредных работах, и пред-рейсовых осмотров, осуществлявшихся согласно действующему законодательству.

Как известно, существенной проблемой медицинской статистики последних лет стало сокращение информации, фиксирующейся в больничных листках, что сделало невозможным расчет частоты отдельных заболеваний и структуры заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ). Эта проблема в Медицинском центре была решена путем создания специальной базы данных страховщиков, благодаря чему удалось консолидировать разобщенную информацию в базах ОМС и ДМС по случаям получения больничных листков и диагнозам заболеваний, которые выставлялись при получении больничных листков в ЛПУ города и ЛДЦ предприятия, в результате чего стал возможен анализ структуры заболеваемости по отдельным классам болезней. В среднем за 2010—2012 гг. не работали из-за случаев заболеваний с ВУТ 4% работников предприятия, то есть теоретически

7,5 дней в указанные годы предприятие не работало.

Данные результатов медицинских осмотров являются ключевым элементом оценки состояния здоровья работающего населения [2]. Как свидетельствуют результаты наблюдения, использование врачами-специалистами электронных форм документов повышает число учитываемых в итоговой статистике заболеваний и преморбид-ных форм на 5—10%, поскольку в обычной практике в статистической отчетности фиксируются в основном важнейшие неэпидемические заболевания, в то время как часть диагнозов, не оказывающих значительного влияния на жизненно важные функции пациента (например, онихомикоз стоп, плоскостопие и т.п.), при использовании бумажных носителей как бы «выпадает». Кроме того, данные о заболеваемости, полученные путем активного выявления, зависят в значительной мере от глубины и качества медицинского обследования (количества специалистов, их квалификации, набора применяемых инструментальных и лабораторных методик обследования и т. п.) — то есть использование чувствительных диагностических технологий, как и привлечение высококвалифицированных специалистов, повышает качество диагностики, и, как следствие, выявляемости, а это, в свою очередь, сказывается на уровне итоговых показателей заболеваемости.

Особенностью системы профилактических медицинских осмотров работников предприятия являлось широкое использование для их проведения подвижных диагностических комплексов на четырех специально оборудованных автобусах « НЕФАЗ ». В этих автобусах оборудованы рабочие места терапевта, хирурга, невролога, окулиста, гинеколога, профпатолога и врача функциональной диагностики.

По данным углубленного медицинского осмотра в 2012 г. среди водителей транспорта

Распределение водителей по группам здоровья

800 -f -

600 - ^_НИ

^; 'уШ П Ш

и 1 2 3 4

* Распределение водителей по группам здоровья 398 160 735 7

Рис. 2. Распределение водителей по группам здоровья по результатам периодических медицинских осмотров 2010—2012 гг.

здоровыми были признаны 23% осмотренных. В целом, распределение по группам здоровья выглядело следующим образом, (рис. 2).

Среди молодых работников, прошедших периодический осмотр, удельный вес здоровых и практически здоровых был наибольшим. При увеличении возраста осмотренных этот показатель закономерно уменьшался с 43,7% в возрастной группе не старше 30 лет, до 14,0% в группе старше 50 лет.

Общий уровень патологической пораженности по данным периодических медицинских осмотров составил 178,1 случая заболеваний на 100 водителей. В структуре этого показателя на первом месте стояли болезни системы кровообращения — у 56% обследованных, в том числе гипертоническая болезнь и синдром артериальной гипертен-зии — у 35%. Такой высокий процент больных гипертонической болезнью имеет большое значение и в свете того факта, что в 90% случаев именно этот диагноз служил причиной признания водителей не годными для управления транспортными средствами категорий С, Д, Е, имеющих наибольшее значение в выполнении работ по водоснабжению и канализации (также в 4% случаев причиной признания водителей не годными к управлению транспортными средствами явился сахарный диабет, в 5% — заболевания центральной нервной системы).

Кроме вышеперечисленного, в результате углубленного медицинского осмотра в 2012 г. у 27% водителей были обнаружены дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, у 19% — болезни пищеварительной системы, у 18% — ожирение, у 5% — хронические заболевания дыхательной системы и у 3% — сахарный диабет и нарушение толерантности к глюкозе.

Обращает на себя внимание факт резкого роста числа водителей, признанных не годными к управлению транспортными средствами, в 2012 г. в связи с вступлением в силу приказа МЗСР РФ от 12.04.2011 г. № 302-н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов...». Если в 2010—2011 гг. постоянные медицинские противопоказания были выявлены у 4% и 2% водителей соответственно, то в 2012 г. эта цифра выросла до почти 11%. При этом уровни общей заболеваемости и патологической пораженности сохранялись на стабильном уровне.

Стабильным остается и количество водителей, имеющих временные противопоказания к управлению транспортными средствами в связи с употреблением алкоголя — по данным предрейсовых

медицинских осмотров в 2010 — 2012 гг. были отстранены от работы в связи с повышенным содержанием в выдыхаемом воздухе паров этилового спирта от 12 до 18% водителей (от числа всех отстраненных).

Заключение. Проведенный анализ состояния здоровья водителей на фоне улучшения медико-профилактического обеспечения на рассматриваемом предприятии позволил выявить объективные особенности традиционно подлежащих статистическому учету показателей здоровья работников предприятий, а также необходимость разработки новых подходов к оценке состояния здоровья работающих, в том числе путем прогнозирования нарушения здоровья с помощью концепции профессиональных рисков, для разработки своевременных, целенаправленных и адекватных диагностических и восстановительных мероприятий, позволяющих на ранних стадиях выявлять и корректировать изменения профессионального здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гребеньков С.В., Милутка Е.В., Сидоров А.А. и др. //Мед. труда. — 2013. — № 8. — С. 1-6.

2. Гребеньков С. В., Петрук Ю.А., Карули-на О.А. и др. Предварительные, периодические и предрейсовые осмотры водителей транспортных средств. — СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2007.

3. Щербо А. П., Мельцер А. В., Киселев А. В. Оценка риска воздействия производственных факторов на здоровье работающих. — СПб.: Терция, 2005.

Поступила 14.11.13

СПИСОК АВТОРОВ

Гребеньков Сергей Васильевич,

зав. кафедрой медицины труда СЗГМУ им. И.И. Мечникова, д-р мед. наук, профессор. E-mail: sergey.grebenkov@gmail.com Сидоров Александр Анатольевич,

директор филиала «Медицинский центр» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», канд. мед. наук. E-mail: Sidorov_AA@vodokanal.spb.ru Сухова Яна Михайловна,

аспирант кафедры медицины труда СЗ-ГМУ им. И. И. Мечникова. E-mail: rhacyxoba@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.