YAK 94(47).084.9 ББК 63.3
A.B. СКОЧИН
A.V. SKOCHIN
МЕАИУИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЮМЕНИ СЕРЕДИНЫ 1950 - СЕРЕДИНЫ 1960-х ГГ.
HEALTHCARE INSTITUTIONS WITHIN THE URBAN AREA OF TYUMEN IN THE MID 50-s - MID 60-s
В статье исследуются вопросы, касающиеся медицинских учреждений в городском пространстве Тюмени. Автор затрагивает проблемы изменения их количества, технического состояния, а также характеризует развитие проектов лечебных учреждений. На основе соотнесения этих проблем с происходящими в городе демографическими процессами, автор выявляет реальную насыщенность городского пространства больницами и поликлиниками и степень обеспеченности ими населения. В основу статьи легли архивные документы, материалы периодической печати, а также воспоминания респондентов, опрошенных автором.
The article deals with the issues concerning healthcare institutions within the urban area of Tyumen. The author considers the changing quantity of medical institutions, their maintenance and also characterizes the development of the projects of patient care institutions. The author compares these issues with the demographic processes in the city and discovers the real degree of urban area being filled with hospitals and clinics and the degree of the population being provided with healthcare service. At the heart of the article are archive's documents, materials periodically printing, also people's memories.
Ключевые слова: городское пространство, городская среда, медицинское обслуживание, медицинские учреждения, больницы и поликлиники, социальные потребности.
Key words: Urban area, urban environment, healthcare service, patient care institutions, hospitals and clinics, social needs.
Миграционные процессы, происходившие в Западносибирском регионе на протяжении длительного периода времени, повлекли за собой значительное увеличение количества горожан. В Тюмени эта тенденция отчётливо проявилась ещё в первые послевоенные годы, а в 1950-1960-х гг. темпы миграции становятся более интенсивными. В создавшихся условиях существенно возросла потребность населения в социальных учреждениях, среди которых важную роль играют медицинские объекты. Исходя из этого, целью данной статьи является изучение насыщенности городского пространства Тюмени медицинскими учреждениями и степени обеспеченности ими горожан.
В послевоенные годы необходимость в качественной медицинской помощи значительно повысилась. Исследователи отмечают, что ослабление общего биологического состояния людей из-за недостаточного питания, длительные перенапряжения ещё долгое время негативно воздействовали на состояние здоровья населения. Отрицательно сказывались на здоровье людей и тяжёлые материально-бытовые условия, в которых им приходилось жить на протяжении ряда военных и послевоенных лет [14, с. 67].
В середине 1950 - середине 1960-х гг. основная часть учреждений здравоохранения не имела специальных зданий. В послевоенные годы под больницы и поликлиники было приспособлено большое количество домов, ещё дореволюционной постройки. Так, например, детская соматическая больница длительное время размещалась в двухэтажном особняке бывшей усадьбы купца Я.Ш. Шайчика, а детская поликлиника № 1 - в бывшем доме купца
Н.Д. Машарова в центральной части города. Острая нехватка учреждений здравоохранения приводила к тому, что некоторые больницы стали располагаться в специально построенных бараках и щитовых домах. Так, в 1963 г. в пос. им. Калинина, в деревянном, барачном помещении разместилась больница железнодорожников, вмещавшая всего 50 пациентов. В октябре 1963 г., по решению горисполкома, больнице водников посёлка Мыс был передан принадлежавший ранее школе № 32 щитовой домик, в котором разместилась детская консультация [7, л. 329]. Здания, занятые в 1950-1960-х гг. медицинскими учреждениями, описывают и жители города тех лет. Так, А.М. Волошина, работавшая в 1950-х гг. врачом, вспоминает: «При областной больнице на ул. Даудельной существовало много отделений: неврологическое, хирургическое, терапевтическое и другие - все они были деревянными, такими длинными бараками» [1].
Особенностью зданий медицинских учреждений исследуемого периода было их низкое техническое состояние. В послевоенное время у городских властей не было материальных ресурсов, достаточных для того, чтобы поддерживать здания в хорошем состоянии, что приводило к постепенному обветшанию домов. К началу исследуемого периода значительная часть строений, где были размещены медицинские учреждения, нуждалась в капитальном ремонте. Деньги на ремонт медицинских учреждений ежегодно выделялись из местного бюджета, однако количество поступавших финансовых средств было недостаточным для восстановления в короткий срок всех зданий.
В условиях нехватки больниц и поликлиник, больничные койки в периоды сезонных вспышек заболеваемости, по традициям, сложившимся ещё в военные годы, иногда приходилось временно размещать в зданиях, занятых другими социальными учреждениями. Так, на сессии горсовета в 1958 г. директор школы № 10 Маношин говорил: «...приходится расширять дизентерийные больницы в летнее время. В этом году школа была взята под дизентерийную больницу. Разместить больницу в школе, которая находится на ул. Луначарского, где до 2 тыс. машин проходят в течение дня, поднимают тонны пыли, которая вся садится на окна школы и домов, кроме того, школа не имеет никаких помещений, какая же это больница?» [4, л. 89, 90].
В первой половине 1960-х гг., после публикации Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охране здоровья населения СССР», предполагавшего расширение существующих поликлиник и увеличение, тем самым, их пропускной способности, стала распространяться практика размещения городских поликлиник в первых этажах жилых домов [13, л. 65, 66]. Этому способствовало также и начало в областном центре активного многоэтажного строительства. Если в начале исследуемого периода в Тюмени не было ни одной поликлиники, устроенной по такому принципу, то к 1965 г. в городе их действовало уже около семи [9, л. 18-25]. Хотя помещения для размещения поликлиник проектировались заранее, площади для приёма больных в новых зданиях было мало, что вызывало частые жалобы горожан: «Помещение, отведённое под поликлинику № 2, ни в коей мере не отвечает своему назначению. Регистратура ютится в узком коридоре, площадь которого не превышает десяти квадратных метров. Чтобы наверняка попасть к единственному специалисту - невропатологу, надо занять очередь в 6 часов утра. Вот поэтому-то уже в ранние часы в крошечной регистратуре образуется большая очередь ожидающих. Однако после регистратуры счастливцы, которым удалось добыть талон на приём к специалистам, попадают в так называемый «зал ожидания», где они вынуждены пару часов простоять на ногах, т. к. стульев не хватает. Трудно работать и врачам - в одном кабинете одновременно ведут приём, по крайней мере, два специалиста» - так в своём письме, опубликованном в апреле 1960 г. в газете «Тюменская правда», описывал медицинское обслуживание житель города Л. Черемных [16]. Аналогичную харак-
теристику в феврале 1962 г. корреспонденты «Тюменской правды» давали поликлинике № 4, расположенной в районе завода Строймашин: «...не хватает кабинетов для приёма больных. В некоторых из них занимаются одновременно по два врача, мешая друг другу. Да и раздевалка мала, она не обеспечивает всех больных, поэтому около неё скапливаются огромные очереди. И в коридоре, где ожидают больные, тесно» [17]. Выход нашли в марте 1963 г.: по решению горисполкома, четыре семьи жильцов были переселены из первого этажа здания, за счёт чего помещение поликлиники расширилось [3, л. 376-380]. Это были вынужденные меры, которые, хоть и делали медицинские учреждения более доступными для населения, не решали проблему качества медицинского обслуживания.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охране здоровья населения СССР» предусматривало и такую меру по улучшению медицинского обслуживания, как повсеместная организация на предприятиях врачебных пунктов оказания первой помощи. [13, л. 65, 66]. Если в 1956 г. при заводах города действовало всего около 32 здравпунктов, то к 1965 г. их общее количество достигло 61. При этом в середине 1950-х гг. практически все они были укомплектованы низко квалифицированным персоналом - фельдшерами, способными оказывать лишь самую необходимую медицинскую помощь, а в 1965 г. при предприятиях было открыто уже 19 врачебных пунктов [9, л. 26].
В середине 1950 - середине 1960-х гг. на территории города появляется несколько типовых зданий городских больниц. Так, в марте 1959 г. было открыто новое, кирпичное здание больницы водников в пос. Судостроительного завода, по ул. Щорса [17]. Оно состояло из трёх секций - центральная, основная его часть была двухэтажной, справа и слева её окружали небольшие, одноэтажные корпуса. По типовым проектам 1950-х гг. было построено также здание родильного дома № 2 на ул. Холодильной и Дом ребёнка на ул. Будённого [с 1957 г. - Кузнецова. - А.С.], стационарное отделение которого могло принимать около 100 детей одновременно. Оба здания представляли собой различные в плане, двухэтажные кирпичные сооружения, состоящие из нескольких корпусов [9, л. 18-25].
Однако, следует отметить, что типовое строительство больничных учреждений по проектам 1950-х гг. не стало для города распространённым явлением. Качественные изменения в этом направлении предопределило опубликованное 4 ноября 1955 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В частности, законом предусматривалось, наряду с разработкой новых типовых проектов жилых домов, создание целого ряда типовых проектов социальных объектов, в числе которых были и больничные учреждения [15]. Вскоре новые типовые проекты были разработаны и утверждены.
Здания больничных учреждений нового типа стали появляться в Тюмени с начала 1960-х годов. Наиболее крупным их них стало новое здание областной больницы, построенное в 1963 г. в районе пересечения улиц Мель-никайте и Котовского. Больница представляла собой 5-этажное, кирпичное сооружение, состоящее из 3-х корпусов, общая вместимость которых достигала 600 коек. Наряду с большим количеством лечебных отделений, в здании разместилась также консультативная поликлиника. «Областная больница с её отделениями - это настоящий дворец здоровья, построенный по последним требованиям науки» - так характеризовала появление в Тюмени нового здания местная пресса [19]. Помимо областной больницы, на территории города велось строительство онкологического диспансера, родильного дома № 3, а также грязевой лечебницы, однако все эти объекты были открыты лишь во второй половине 1960-х годов.
Специально приспособленные для медицинского обслуживания лечебные учреждения позволяли осуществлять приём гораздо большего числа
горожан. Строительство новых медицинских учреждений дало возможность расширить виды медицинской помощи, оказываемой горожанам. Отныне появилась возможность для объединения в одном здании нескольких лечебных отделений, разбросанных в предшествующие годы в различных частях города.
К середине 1960-х гг. число лечебных учреждений, по отношению к началу исследуемого периода, возросло практически в 2 раза - с 18 до 32. Ещё более увеличилось количество больничных коек - с 1355 до 2945 [8, л. 1, 1об., 2-5; 9, л. 18-25]. В то же время, расширение сети лечебных учреждений, во многом, отставало от темпов роста городского населения и быстро возраставших потребностей самих жителей. Так, в 1956 г. на 1 тыс. горожан приходилось 11 коек, а к 1965 г., при существенном расширении сети лечебных учреждений, это соотношение составило лишь 14-15 коек [7, л. 18-25; 10, л. 76а; 12, л. 68, 70]. Зав. горздравотделом Марголин в 1963 г. на очередной сессии горисполкома по этому поводу сообщал: «Развитие коечного фонда не поспевает за ростом населения, большинство больниц города перегружено, велико число отказа в госпитализации больных и врачи часто вынуждены оставлять больных на дому, в результате велик процент смертности» [5, л. 361, 362]. Одной из самых острых проблем, наиболее ярко характеризующей недостаток медицинских учреждений на территории Тюмени, стала нехватка родильных домов. Если в 1956 г. в городе родилось 2849 человек, то к 1965 г. количество новорожденных достигло 3479 [11, л. 31, 33]. При этом в Тюмени было всего два родильных дома, общее количество мест в которых к середине 1950-х гг. не превышало 230, а к 1965 г. оно возросло лишь на 40 единиц [8, л. 2-5; 9, л. 18-25].
Рост числа лечебных учреждений сопровождался целым рядом экспериментов в области обслуживания населения. Ещё в конце 1940-х гг. был введён участковый принцип обслуживания горожан. Весь город был разделен на участки. На каждом из них полагалось наличие одного врача, который должен был два раза в день делать обход жителей [14, с. 84, 85]. В условиях нехватки врачебных кадров, иногда их заменяли фельдшеры. Транспорта для обслуживания населения участковым врачам не предоставлялось, поэтому чаще всего они ходили к больным пешком. В решении горисполкома от 27 декабря 1957 г. «О работе 2-ой городской больницы» говорилось: «На 8 врачебных участках работает 5 участковых врачей. Участки по количеству населения значительно превышают нормативы, установленные Министерством здравоохранения. Объединение плохо обеспечено транспортом, на ходу имеется только одна легковая машина» [3, л. 167, 168]. О трудностях в обслуживании населения вспоминают и сами медицинские работники. Так, участковый врач поликлиники 2-ой городской больницы А.М. Волошина рассказывает: «Как новому человеку, мне дали самый плохой участок работы - Бабарынка, ДОКовский посёлок, ул. Ямская, Полевая - в общем, вся Затюменка... Но такая грязь была, и это нужно было идти пешком! Мне приходилось ходить туда два раза в день - утром и вечером, потому что антибиотики нужно два раза в день принимать. И все это пешком - автобусы не ходили. Кончается город, потом надо было по дороге идти, потом какая-то речушка, мостик, потом пустота - только после этого на Бабарынку попадаешь... Страшно было ходить, потому что пусто там было, строители постоянно пьяные. В том районе стояло много небольших времянок, в которых они жили и рядом что-то строили» [1]. Нередко врачам сложно было найти и адрес больного, т. к. в некоторых районах города отсутствовали таблички с указанием наименований улиц и номеров домов. В декабре 1954 г. участковый врач Шевелёва на сессии горисполкома говорила: «Я работаю на участке, который называется «Сараи». Здесь так плохо обстоит дело с адресами, что, зачастую, даже местные жители не знают, где расположена та или иная улица, а тем более дом с таким-то номером. В Андреевском посёлке имеется целый городок домов с адресом ул. Декабристов, 76, пер. Красовского, где часто невозможно найти больного» [2, л. 454, 455].
В начале 1960-х гг. территориальный принцип, в соответствии с которым горожане получали медицинскую помощь в поликлиниках по месту жительства, подвергся изменению. Основное внимание теперь стало обращаться на работающее население. Поликлиники должны были обслуживать, прежде всего, работников предприятий, которые находились в районе деятельности медицинских учреждений. «Скажем, на каком-то заводе увеличилось число рабочих с травматическим или простудным заболеванием. Медицинские работники смогут совместно с профсоюзными органами, администрацией завода принять оперативные меры по улучшению условий труда, провести оздоровительные мероприятия, смогут решать вопросы правильного трудоустройства, в первую очередь, диспансеризуемых больных» - пояснял введение нового принципа медицинского обслуживания на страницах «Тюменской правды» в декабре 1964 г. заведующий горздравотделом Мар-голин [20]. Однако эксперимент оказался не вполне удачным. Введение нового метода обслуживания в ряде лечебных учреждений привело к возникновению неразберихи, при которой отмечались случаи отказов горожанам в медицинской помощи как в поликлиниках, прикреплённых к месту работы, так и в поликлиниках по месту жительства. Такой принцип обслуживания был неудобен и тем тюменцам, которые проживали вдалеке от своего места работы. Кроме того, не решённым оставался вопрос с обслуживанием детей, пенсионеров и неработающих категорий граждан.
В целом, следует отметить, что в середине 1950-середине 1960-х гг. происходит увеличение плотности медицинских учреждений в пределах городского пространства. В начале исследуемого периода основанная часть медицинских учреждений была сосредоточена в границах городского центра, притом, что во многих районах Тюмени наблюдался острый недостаток больниц и поликлиник. Так, не было лечебных учреждений в посёлке им. Андреева и «Крестьянских местах», в посёлке Судоремонтного завода, лишь одно медицинское учреждение располагалось в Затюменской части города. В Заречном районе больницы и поликлиники располагались лишь вблизи от берега Туры, притом, что в северной части города медицинские учреждения также отсутствовали. К середине 1960-х гг. ситуация несколько изменяется. Большое количество больниц и поликлиник появляется в новом районе многоэтажной, промышленной застройки в юго-восточной части областного центра. Три новых медицинских учреждения в конце 1950-первой половине 1960-х гг. было открыто в посёлке им. Андреева и «Крестьянских местах», по одной новой поликлинике появилось Затюменкой, в посёлках Судостроительного и Судоремонтного заводов. Вместе с тем, основная часть медицинских учреждений продолжала концентрироваться в центре города. Распространение лечебных учреждений на окраины происходило крайне медленно, в связи с чем обеспеченность жителей отдалённых районов медицинской помощью по-прежнему не отвечала потребностям населения. Недостаток лечебных учреждений приводил к возникновению дополнительных трудностей, которые вынуждены были преодолевать медицинские работники при обслуживании горожан. Отсутствие больниц и поликлиник в отдельных районах областного центра способствовало увеличению расстояния от ближайшего медицинского учреждения до жилых кварталов, что влекло за собой укрупнение медицинских участков. Такая ситуация приводила к увеличению нагрузки на медицинский персонал, способствовала его нехватке, что в конечном итоге, негативно отражалось и на качестве обслуживания тюменцев.
Литература
1. Воспоминания Волошиной А.М. (1933 г.р.), записаны автором.
2. Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Тюменской области» (ГБУТО ГАТО). Ф. 5. Оп. 1. Д. 650.
3. ГБУТО ГАТО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 730.
4. ГБУТО ГАТО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 739.
5. ГБУТО ГАТО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 860.
6. ГБУТО ГАТО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 878.
7. ГБУТО ГАТО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 904.
8. ГБУТО ГАТО. Ф. 312. Оп. 1. Д. 317.
9. ГБУТО ГАТО. Ф. 312. Оп. 1. Д. 445.
10. ГБУТО ГАТО. Ф. 698. Оп. 1. Д. 225.
11. ГБУТО ГАТО. Ф. 698. Оп. 1. Д. 260 .
12. ГБУТО ГАТО. Ф. 698. Оп. 1. Д. 345.
13. ГБУТО ГАТО. Ф. 814. Оп. 5. Д. 1941.
14. Мордвинцева, А.В. Послевоенная городская повседневность: Тюмень и тюменцы в 1945-1953 гг. [Текст] : дис. ... канд. ист. наук / А.В. Мордвинцева. - Тюмень, 2010. - 286 с.
15. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sovarch.ru/postanovlenie55.
16. Тюменская правда. - 1960. - 9 апреля.
17. Тюменская правда. - 1962. - 2 февраля.
18. Тюменская правда. - 1959. - 5 марта.
19. Тюменская правда. - 1963. - 23 июля.
20. Тюменская правда. - 1964. - 19 декабря.