Научная статья на тему 'МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
больной / виды медицинских преступлений / врач / государственный стандарт / лицензия / лекар-ственные средства / нормативные документы / смерть человека / Уголовный кодекс / частно-медицинская и частно-фармацевтическая деятельность / экспертиза. / бемор / намудњои љиноятњои тиббї / духтур / стандарти давлатї / иљозатнома / доруворї / њуљљатњои меъёрї / марги инсон / Кодекси љиноятї / фаъолияти хусусии тиббї ва хусусии фарматсевтї / ташхис.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллаева Р.А.

В статье рассматриваются медицинские преступления в соответствии с Уголовным кодексом Республики Таджикистан, в частности, статья, предусматривающая незаконное занятие част-ной медицинской и частной фармацевтической деятельностью, предлагается дополнить ее обя-зательным родовым объектом то есть совокупностью общественных отношений, обеспечива-ющих надлежащий порядок предоставления услуг в сфере здравоохранения. Автором также предлагается выделить в самостоятельную норму такое деяние, как незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, так как такого состава в УК Республики Таджикистан нет. Статья является логическим продолжением предыдущих публикаций по системе и видам медицин-ских преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL CRIMES IN ACCORDANCE WITH THE CRIMINAL CODE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Дар маќола ҷиноятњои тиббї мутобиќи Кодекси љиноятии Љумњурии Тољикистон, аз љумла, моддае, ки фаъолияти ѓайриќонунии хусусии тиббї ва дорўсозии хусусиро пешбинї менамояд, баррасї карда мешаванд. Пешнињод карда мешавад, ки бо объекти њатмии умумї, яъне маљмуи муносибатњои иљтимої, ки тартиби дурусти хизматрасониро дар соњаи тандурустї таъмин менамоянд, илова карда шавад. Муаллиф инчунин пешнињод мекунад, ки ќонунгузор чунин кирдорро ба монанди ѓайриќонунї додан ё сохтакории дорўхатњо ё дигар њуљљатњое, ки ба гирифтани маводи нашъадор ё моддањои психотропї њуќуќ медињанд, њамчун меъёри мустаќил људо кунад, зеро дар Кодекси љиноятии Љумњурии Тољикистон чунин таркиб вуљуд надорад. Маќола давоми нашрияњои ќаблї дар бораи система ва намудњои љиноятњои тиббї мебошад.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

Труды Академии МВД Республики Таджикистан. № 1 (53)- 2022 Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

УДК 343.347(575.3)

МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ЧИНОЯТ^ОИ ТИББЙ МУТОБИЦИ КОДЕКСИ ЧИНОЯТИИ ЧУМ^УРИИ ТОЧИКИСТОН

MEDICAL CRIMES IN ACCORDANCE WITH THE CRIMINAL CODE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Абдуллаева Р. А. Abdullaeva R.A.

Заведующая кафедрой уголовного права юридического факультета Российско-Таджикского (славянского) университета, кандидат юридических наук, доцент Мудири кафедраи %уцуци циноятии Донишгоуи Славянии Россия ва Тоцикистон, номзади илмуои

^уцуцшиносй, дотсент Head of the Department of Criminal Law, Legal Faculty of Russian-Tajik (Slavic) University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.

Ихтисоси илмй: 12.00.08 - хукуки чиноятй ва криминология; хукуки ичрои чазои чиноятй.

Scientific specialty: 12.00.08 - criminal law and criminology; penal law.

Рецензент: Абдухамитов В.А. - профессор кафедры уголовного права Российско-Таджикского (славянского) университета, доктор юридических наук, профессор.

Такриздщанда: Абдухамитов В.А. - профессори кафедраи хукуки чиноятии Донишгохи Славянии Россия ва Точикистон, доктори илмхои хукукшиносй, профессор.

Reviewer: Abdukhamttov V.A. - Professor of the Department of Criminal Law of the Russian-Tajik (Slavic) University, doctor of law, professor.

Аннотация: В статье рассматриваются медицинские преступления в соответствии с Уголовным кодексом Республики Таджикистан, в частности, статья, предусматривающая незаконное занятие частной медицинской и частной фармацевтической деятельностью, предлагается дополнить ее обязательным родовым объектом то есть совокупностью общественных отношений, обеспечивающих надлежащий порядок предоставления услуг в сфере здравоохранения. Автором также предлагается выделить в самостоятельную норму такое деяние, как незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, так как такого состава в УК Республики Таджикистан нет. Статья является логическим продолжением предыдущих публикаций по системе и видам медицинских преступлений.

Ключевые слова: больной, виды медицинских преступлений, врач, государственный стандарт, лицензия, лекарственные средства, нормативные документы, смерть человека, Уголовный кодекс, частно-медицинская и частно-фармацевтическая деятельность, экспертиза.

Аннотатсия: Дар макола чиноятхои тиббй мутобики Кодекси чиноятии Чумхурии Точикистон, аз чумла, моддае, ки фаъолияти гайриконунии хусусии тиббй ва дорусозии

Осори Академияи ВКД Цумхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

хусусиро пешбинй менамояд, баррасй карда мешаванд. Пешних,од карда мешавад, ки бо объекти х,атмии умумй, яъне мачмуи муносибатх,ои ичтимой, ки тартиби дурусти хизматрасониро дар сох,аи тандурустй таъмин менамоянд, илова карда шавад. Муаллиф инчунин пешних,од мекунад, ки конунгузор чунин кирдорро ба монанди гайриконунй додан ё сохтакории дорухатх,о ё дигар хуччатх,ое, ки ба гирифтани маводи нашъадор ё моддах,ои психотропй хукук медихднд, х,амчун меъёри мустакил чудо кунад, зеро дар Кодекси чиноятии Чумхурии Точикистон чунин таркиб вучуд надорад. Макола давоми нашриях,ои каблй дар бораи система ва намудх,ои чиноятх,ои тиббй мебошад.

Вожауои калиди: бемор, намудх,ои чиноятх,ои тиббй, духтур, стандарти давлатй, ичозатнома, доруворй, хуччатх,ои меъёрй, марги инсон, Кодекси чиноятй, фаъолияти хусусии тиббй ва хусусии фарматсевтй, ташхис.

Annotation: The article deals with medical crimes in accordance with the Criminal Codes of the Republic of Tajikistan, in particular, the article providing for the illegal engagement in private medical and private pharmaceutical activities is proposed to be supplemented with an obligatory generic object, that is, a set of public relations that ensure the proper procedure for the provision of health services. The author also proposes to single out into an independent norm such an act as the illegal issuance or forgery of prescriptions or other documents giving the right to receive narcotic drugs or psychotropic substances, since there is no such composition in the Criminal Code of the Republic of Tajikistan. The article is a logical continuation of previous publications on the system and types of medical crimes.

Key words: patient, types of medical crimes, doctor, state standard, license, medicines, regulatory documents, human death, Criminal Code, private medical and private pharmaceutical activities, expertise.

В продолжении предыдущих публикаций следует отметить, что заслуживает внимания и статья 210 Уголовного кодекса Республики Таджикистан (далее - УК РТ), которая называется «Незаконное занятие частной медицинской и частной фармацевтической деятельностью». В ней говорится о том, что:

«1) Занятие частной медицинской и частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии для выбранной им данной деятельности, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до пятисот показателей для расчетов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет (в редакции Закона РТ от 17.05.2004 г. №35, от 6.10.2008 г. № 422 «О внесении изменений и дополнений в УК Республики Таджикистан»).

2) То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, либо заражение вирусом иммунодефицита человека, либо человеческую смерть, - наказывается лишением свободы

на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, сроком на пять лет (в редакции Закона РТ от 02.01.2019 г. № 1555 «О внесении изменений и дополнений в УК Республики Таджикистан»).

Общественная опасность данного преступления состоит в том, что его совершение сопряжено с нарушением конституционного права человека на квалифицированную медицинскую помощь, в том числе и лечение, с созданием угрозы гибели людей либо ухудшения состояния их здоровья.

Мы солидарны с мнением тех ученых, которые считают, что «несовершенство правовой базы противодействия злоупотреблениям в сфере фармацевтики, отсутствие единой правоприменительной практики сыграли свою отрицательную роль в развитии катастрофической фальсификации товаров медицинского назначения» [1, с. 27].

Родовым объектом данного преступления является здоровье населения.

Непосредственным объектом данного преступления является установленный порядок оказания медицинских услуг в част-

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

ной медицинской и фармацевтической деятельности. В юридической литературе встречается мнение, что видовым объектом рассматриваемого преступления является «совокупность общественных отношений, обеспечивающих охрану жизни и здоровья личности в сфере медицинского обслуживания населения; основным непосредственным - совокупность общественных отношений, обеспечивающих охрану жизни и здоровья пациента от неквалифицированной лечебной деятельностью; дополнительным обязательным - совокупность общественных отношений, обеспечивающих надлежащий порядок предоставления услуг в сфере здравоохранения.

Однако, например, в УК Украины, например, ст. 138 изложена уже в новой редакции. В ней видовой объект определен как «занятие лечебной деятельностью без специального разрешения (лицензии), осуществляемое лицом, не имеющим надлежащего медицинского образования» [2]. Такой подход думается более правильным.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК РТ характеризуется как занятие частной медицинской или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека. Как известно, всякая частная деятельность, тем более медицинская, должна иметь сертификат специалиста, представляющего собой документ установленного образца, дающего физическому лицу право осуществлять медицинскую деятельность по конкретной специальности.

Согласно ст. 66 Кодекса здравоохранения РТ (далее - КЗ РТ), субъекты частной медицинской деятельности создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном настоящим кодексом и другими законодательными актами Республики Таджикистан. Физические и юридические лица иностранных государств, а также постоянно проживающие в Республике Таджикистан лица без гражданства, могут в установленном законодательством Респуб-

лики Таджикистан порядке создавать частные медицинские организации.

Субъекты частной медицинской деятельности могут: заниматься медицинской деятельностью только при наличии лицензии, наряду с государственными медицинскими организациями обеспечивать осуществление государственной политики в сфере охраны здоровья населения, использовать в делопроизводстве бланки медицинских документов, справки о рождении и смерти, бланки рецептов, листки временной нетрудоспособности и строгой отчетности государственного образца.

Согласно абзацу 1 ст. 69 КЗ РТ, субъекты частной медицинской деятельности имеют право оказывать медицинскую помощь по заболеваниям, перечень которых утвержден уполномоченным государственным органом в сфере здравоохранения.

В целом гл. 18 «Лекарственные средства и фармацевтическая деятельность» КЗ РТ (ст. 121-123) и гл. 6 Закона РТ «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» посвящены этому виду деятельности.

Следует отметить, что в Республике Казахстан еще в 2007 г. была защищена кандидатская диссертация А.С. Туякбаевой по анализируемому нами вопросу [3]. Со временем здесь были приняты Кодекс Республики Казахстан «Об охране здоровья и системе здравоохранения» и новый УК Республики Казахстан 2014 г.

Однако предложения автора диссертации в них не были учтены законодателем, например, о выделении самостоятельной нормы, так как ч.5 рассматриваемой статьи представляет другой состав преступления -незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

В данном случае предпочтительнее позиция российского законодателя, где эти составы предусмотрены разными статьями УК России. Нет такого состава и в УК РТ.

Частная медицинская деятельность -деятельность физических и юридических лиц по оказанию населению медицинской помощи и услуг, в соответствии с договора-

Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

ми, в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан (пункт 96 ст. 1 КЗ РТ).

Фармацевтическая деятельность -обобщённое научно-практическое понятие, включающее создание, разработку, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, маркировку, торговлю, рекламу, применение лекарственных средств и иные действия в сфере обращения лекарственных средств (пункт 25 ст. 3 Закона РТ «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности»).

Право на занятие фармацевтической деятельностью в Республике Таджикистан имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на фармацевтическую деятельность (ст. 30 абзац 1 Закона РТ «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности»).

В правовой литературе предлагается дополнить название рассматриваемой статьи словосочетанием «и народной медициной», что вполне отвечает реалиям сегодняшнего состояния народного целитель-ства. Обязательным признаком объективной стороны правонарушения являются причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека и наличие причинной связи между действием и последствиями.

Например, ч. 5 ст. 322 УК РК предусматривает ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

В качестве предмета преступления выступает рецепт или иные документы, дающие право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

Рецепт представляет собой бланк, лист бумаги определенной формы, заполненный с соблюдением необходимых реквизитов.

К иным документам можно отнести различные справки, направления работников государственных и негосударственных медицинских учреждений, которые выдают-

ся с целью получения наркотических средств или психотропных веществ.

Понятие наркотических средств и психотропных веществ дается при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 206 (1) УК РТ.

Под незаконной выдачей рецептов или иных документов понимаются такие действия, которые направлены на получение наркотических средств или психотропных веществ лицами, не имеющими права на их получение.

Подделка заключается в изготовлении фальшивого, фиктивного рецепта или иного документа. Она может быть произведена различными способами:

а) путем полного изготовления фальшивого рецепта или иного документа, когда поддельным является не только содержание рецепта, но и сам бланк, материальная основа документа;

б) внесением заведомо ложных сведений в чистый подлинный бланк рецепта или иного документа;

в) изменением содержания подлинного рецепта или иного документа путем подчистки, дописки, травления, изменения даты, исправления текста и тому подобных действий.

По конструкции данный состав преступления является материальным, т.е. преступление следует считать оконченным с момента наступления указанных в законе последствий. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, не имеющее специального сертификата и (или) лицензии на данный вид медицинской или фармацевтической деятельности. Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием лишь прямого умысла.

В ч. 2 настоящей статьи предусмотрено в качестве отягчающего обстоятельства причинение вреда здоровью, а ч. 3 этой же статьи предусматривает в качестве квалифицирующего обстоятельства причинение тяжкого вреда здоровью, либо заражение вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), либо человеческая смерть.

Как отмечают российские ученые, проводимая в стране «либерализация эко-

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

номической и иной не запрещенной законодательством деятельности, не обошедшая стороной сферу медицинского и фармацевтического обслуживания населения, способствовали расширению в последние годы теневой медицины и фармацевтики (незаконно практикующие врачи, фирмы, нелегально оказывающие прибыльные медицинские услуги, «знахари», «целители», «бабки» и т.п.), часто не только не имеющие надлежащего медицинского образования, но и оказывающие услуги, прямо противоречащие научным основам медицины и фармакологии, ухудшающие здоровье больных и лишающие их шанса на излечение средствами и методами современной медицины» [4, с. 672]. Сказанное вполне применимо и к той ситуации, которая сложилась в сфере здравоохранения Таджикистана.

Частная фармацевтическая деятельность - это изготовление, хранение, доставка и отпуск лекарственных форм вне системы государственного здравоохранения. Она осуществляется в зарегистрированных и незарегистрированных медицинских учреждениях. Порядок лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности регулируется Постановлением Правительства РТ от 3 апреля 2007 г., № 172 [5].

Лицензия - официальный документ, разрешающий осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, определяющий условия его осуществления. Сертификация необходима не только врачам, но и среднему медицинскому персоналу. Вся фармацевтическая деятельность регулируется в гл. 5, 9, 10, 12 КЗ РТ.

По словам таджикского ученого А.И. Мирзоева, ситуация в фармацевтической отрасли республики желает оставлять лучшего, так как «...фармацевтический рынок понес значительный ущерб из-за резкого уменьшения финансирования лекарственных поставок из государственного бюджета, неконтролируемого процесса приватизации аптечных учреждений, отсутствия соответствующей законодательной базы и государственного регулирования данной сферы. В сложившейся ситуации проблема рационального использования лекарственных

средств является одним из приоритетных направлений государственной фармацевтической политики Республики Таджикистан» [6, с. 34].

Исследователь прав, отмечая, что фармацевтический рынок страны все еще находится на стадии формирования, и осложняется этот процесс мировым экономическим кризисом.

Из изложенного следует, что для Таджикистана в данной сфере российский законодательный опыт предпочтительнее, т.е. раздельное регулирование разных составов преступлений. Поэтому нужно предусмотреть самостоятельный состав преступления - ст. 210(1) УК РТ «Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ». Соответственно, действующая на сегодняшний день ст. 210(1) станет ст. 210(2) УК РТ.

Ст. 210(1) УК РТ носит название «Незаконный ввоз в Республику Таджикистан, производство, выпуск в обращение некачественных, поддельных и не отвечающих установленным требованиям стандартов медикаментов, а также медикаментов с истекшим сроком годности» общественная опасность которой состоит в том, что его совершение сопряжено с нарушением конституционного права человека на квалифицированную медицинскую помощь, в том числе и лечение, созданием угрозы гибели людей либо ухудшения состояния их здоровья.

Объектом данного преступления является здоровье населения. В качестве предмета преступления выступают фальсифицированные лекарственные средства - лекарственное средство, не соответствующее по составу, свойствам и другим характеристикам оригинальному или воспроизведенному лекарственному средству (генерику) производителя, противоправно и преднамеренно снабженное поддельной этикеткой; изделия медицинского назначения - изделия и материалы, используемые для проведения профилактических, диагностических и лечебных мероприятий: медицинский инструментарий, стоматологические, расходные, перевязочные и шовные материалы, фиксирующие повязки и приспособления, изделия

Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

медицинской оптики или медицинской техники; медицинская техника - аппараты, приборы и оборудование, применяемые отдельно, в комплексах или системах в медицинских целях для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, реабилитации, научных исследований медицинского характера. Такими средствами нельзя торговать ни в государственных, ни в частных аптеках, как и использовать их в медицинской практике.

Объектами в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники являются, согласно законодательству в сфере здравоохранения: аптека; аптечный пункт в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную, консультативно-диагностическую помощь; передвижной аптечный пункт для отдаленных сельских местностей; аптечный склад; склад временного хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; магазин оптики; магазин медицинской техники и изделий медицинского назначения; склад медицинской техники и изделий медицинского назначения; организации по производству лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, функционирующие в соответствии с типовыми положениями, утвержденными Правительством республики вышеназванного Кодекса здравоохранения РТ. Большинство этих объектов относятся к государственной фармацевтической сети.

Объективная сторона этого преступления выражается в производстве, изготовлении или хранении в целях сбыта, а равно применении или сбыте фальсифицированных лекарственных средств, изделий медицинского назначения или медицинской техники в крупном размере. Обязательным признаком объективной стороны преступления являются причинение тяжких последствий и наличие причинной связи между действием и последствиями. Для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершения виновным одного из этих действий.

Производство лекарственных средств - технологический процесс получения ле-

карственных средств, их фасовка, упаковка и маркировка (пункт 23 ст. 3 Закона РТ «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности»).

К производству и изготовлению допускаются лекарственные средства и медицинские товары, разрешенные к применению в установленном порядке Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Изготовление и производство лекарственных средств и медицинских товаров осуществляются фармацевтическими учреждениями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом указанное производство должно соответствовать технологическому регламенту с соблюдением требований фармакопейных статей, государственной фармакопеи и других государственных стандартов, с учетом международных норм, относящихся к этой сфере деятельности.

Изготовление лекарственных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на фармацевтическую деятельность, осуществляется на основании требований лечебно-профилактических учреждений и рецепта врача.

В Республике Таджикистан запрещаются производство и изготовление фальсифицированных и не отвечающих требованиям стандартов лекарственных средств.

Условия и регламенты производства лекарственного сырья, лекарственных средств и медицинских товаров устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Таджикистан. Что же касается номенклатуры производимых лекарственных средств и медицинских товаров, то она определяется самими производителями (ст. 14 Закона РТ «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности»).

Сохранение качества и безопасности лекарственных средств при транспортировке и хранении зависят, в первую очередь, от соблюдения требований и правил, которые определяются государственными стандартами и другими нормативными документами Республики Таджикистан. При этом продление срока годности лекарственных

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

средств запрещается. Те из них, у которых истек срок годности, подлежат уничтожению. Порядок уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность и с истекшим сроком годности, не соответствующие действующим стандартам определяется Министерством здравоохранения республики.

Нарушение любого из вышеперечисленных правил подпадает под действие ч. 1 ст. 210 УК РТ. В целом, в соответствии с нормами глав 5, 9, 10, 12 КЗ РТ, в стране осуществляется детально регламентированное обращение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В ч. 2 ст.210 УК РТ предусмотрено в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; повторно; с использованием служебного положения. Понятие крупного размера дано в примечании к ст. 2101 в УК РТ, где «под ввозом, производством, выпуском в обращение некачественных, поддельных и не отвечающих установленным требованиям стандартов медикаментов, а также медикаментов с истекшим сроком годности в крупном размере признается стоимость медикаментов, превышающая сто показателей для расчетов, а в особо крупном размере превышающая одну тысячу показателей для расчетов».

В ч. 3 данной статьи в качестве квалифицирующих признаков преступного деяния закреплены следующие обстоятельства, которые предусмотрены частями первой или второй той же статьи, совершенные организованной группой; в особо крупных размерах, повлекшие по неосторожности смерть человека или другие тяжкие последствия.

Следует отметить, что данная норма является новой в пределах всего постсоветского пространства, так как даже в советском уголовном законодательстве такой нормы не было. С приобретением же независимости, во всех бывших советских республиках значительно обострились вопросы обеспечения национальной безопасности, как в целом, так и безопасности здоровья населения в частности. Между тем, в меди-

цинской области, в том числе и фармацевтической, нередко складываются весьма критические ситуации. Например, как отмечают российские медики, «фармацевтическая промышленность является «догоняющей» по отношению к мировой отрасли и имеет ряд основных проблемных аспектов» [7], что приводит, в конечном итоге, к лекарственному дефициту. То же самое можно сказать о Таджикистане. Соответственно, стоимость лекарств растет. Как результат, на рынке появились дешевые фальсифицированные и недоброкачественные лекарства, БАДы и т.д.

В 2014 г. УК РФ был дополнен ст.238.1, что отвечало международным обязательствам России в области обеспечения фармацевтической безопасности. Ст. 238.1 УК РФ анализировалась многими российскими учеными, в том числе, и А.А. Бимби-новым. Ученый особенно подробно рассмотрел объект преступного обращения фальсифицированной, недоброкачественной и незарегистрированной медицинской продукции. По его мнению, непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, устанавливающие порядок обращения лекарственных средств и медицинских изделий и оборота биологически активных добавок [8, с. 65]. В свою очередь, Е.С. Иликбаева, рассматривая предмет преступлений, предусмотренных ст.238.1 УК РФ, подчеркнула, что «Фальсификация лекарств считается четвертым злом здравоохранения после малярии, СПИДа и курения. Смерть от фальсифицированных лекарственных средств входит в первую десятку причин гибели людей» [9, с. 76]. При этом она считает, что во всех случаях признание лекарственных средств таковыми возможно только при обращении к специальному законодательству, которое регулирует фармацевтическую деятельность. То есть, диспозиция норм, объединенных названной статьей УК РФ, является бланкетной [9, с. 78], что совершенно справедливо.

И.В. Фирсов рассмотрел объективные признаки преступления, предусмотренные ст. 238.1 УК РФ [10, с.112-116], а А.А. Бимбинов уделил внимание преступ-

Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

ному сбыту ненадлежащей медицинской продукции [11, с.148-153]. Примечательно то, что многие пути сбыта такой продукции имеют место и в Таджикистане.

Так, гражданин Индии К.С., находясь у себя на родине, в середине января 2018 г., связался по мобильному телефону с помощью приложения WhatsApp со своим братом К.П., студентом 4 курса Таджикского госмедуниверситета. Они договорились, что через доверенное лицо К.С., отправит в Таджикистан 497 конвалют лекарственных препаратов «Римовер КИТ", "Мифепристон Таблетс 1Р" и "Мизопростол Таблетки 1Р».

30 января 2018 г. К.С., поместил упомянутые лекарственные препараты в картонную коробку, чтобы отправить их в Таджикистан. Он приехал в аэропорт г. Дели и попросил одного из пассажиров рейса Дели - Душанбе, гражданина Республики Индия Ч., доставить и передать коробку с лекарствами его брату, К.П. Гражданин Ч. принял у К.С. коробку с лекарственными препаратами и положил её в свой багаж, и вылетел в Таджикистан.

По прибытию в Душанбе, при прохождении таможенного контроля, сотрудники Регионального таможенного управления в г. Душанбе обратили внимание на картонную коробку,

перевозимую гражданином Ч. Согласно заключению Государственной службы по надзору в сфере здравоохранения и социальной защиты Республики

Таджикистан от 19 февраля 2018 г., №15 / 1-142ф, упомянутые выше лекарственные средства не соответствуют установленным стандартам Республики Таджикистан. Рыночная стоимость одной конвалюты этих лекарств на оптовом рынке Таджикистана составляет от 90 до 100 сомони.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключении также отмечалось, что порядок оборота данных лекарственных препаратов не был соблюден, т.е. был наруше Закон РТ «О лекарственных препаратах и фармацевтической деятельности». В свою очередь, несоблюдение условий хранения

лекарственных средств и изделий медицинского назначения может привести к

ухудшению их качества и утрате ими их терапевтических свойств, что потенциально может угрожать жизни и здоровью потребителя.

Экспертиза, проведенная

Государственной службой по надзору за здравоохранением и социальной защиты Министерства здравоохранения и социальной защиты РТ, показала также, что эти препараты являются средством для аборта и не соответствует стандартам.

Приговором суда района Шохмансур г. Душанбе от 14.03.2018 г. К.П. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 210.1 УК РТ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 показателей для расчетов на сумму 50 000 (пятьдесят тысяч) сомони, без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности (Уголовное дело №1-42/2018 Судебного архива г.Душанбе за 2018 г.).

Е.С. Иликбаева дала характеристику субъективным признакам ст. 238.1 УК РФ. С её точки зрения совершение ряда преступлений с лекарственными средствами возможно только в связи с определенной деятельностью лица, с наличием специальных знаний в сфере фармакологии. Такие люди представляют особенно большую общественную опасность. К их числу можно отнести и руководителей фармацевтических предприятий, организаций или аптечных учреждений [12, с. 239-243].

В Таджикистане распоряжением Министерства здравоохранения и социальной защиты РТ от 07.08.2017 г., за № 602 утвержден Перечень должностей медицинских и фармацевтических работников организаций и учреждений системы здравоохранения республики, согласно которому, к фармацевтическим работникам - врачам относятся: клинический фармацевт (клинический провизор); старший фармацевт (провизор), фармацевт (провизор), фармацевт-аналитик (провизор-аналитик), фармацевт-менеджер (провизор-менеджер), фармацевт-технолог (провизор-технолог).

К руководителям относятся: заведующий, начальник, руководитель.

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

Средний фармацевтический персонал: младший фармацевт; помощник фармацевта; фасовщица.

Младший медицинский и фармацевтический персонал (одинаков): младшая медицинская сестра по уходу за больными; санитарка (санитарка-буфетчица, санитарка-мойщица); сестра-хозяйка.

Согласно приложению 3 к упомянутому распоряжению, помощник фармацевта, средние фармацевтические работники (всех наименований), работающие на складах и базах медицинской техники, в магазинах оптики и аптеках должны быть специалистами окончившими высшее медицинское учебное заведение (фармацевтический факультет) [13]. Таким образом, специальным субъектом фармацевтических преступлений могут только вышеперечисленные работники.

Следует отметить, что в российской уголовно-правовой и криминологической науке появилось много новых ярких работ молодых правоведов, занимающихся проблемами уголовной ответственности за незаконное обращение лекарственных средств, таких, например, как Т. П. Деревянская [14], Е.И. Третьякова [15], И.В. Фирсов [16, с. 56]. Так, И.В. Фирсов рассматривает все три состава в сфере незаконной фармацевтической деятельности: ст. 235.1 «Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий», ст. 238.1 «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок», 372.2 «Подделка документов на лекарственные средства или медицинских изделий» УК РФ.

Практические предложения этого ученого, его обоснованные выводы, думается должны привлечь внимание и таджикского законодателя. Так, по словам А.И. Мирзое-ва, «Если в 2000 г. в стране (Таджикистане. - А.Р.) функционировали всего 4 компании, имевшие лицензию на фармацевтическую деятельность, то в 2016 г. зарегистрированы более 650 субъектов; количество аптечных сетей: в 2000 г. - 400, в 2016 г. - 2240; количество отечественных фармацевтических

предприятий: в 2000 - не было, в 2006 - 27. При таких данных охрана и защита фармацевтического рынка РТ и фармацевтической деятельности в стране нуждаются в улучшении и повышении эффективности» [6, с. 39, 44-45].

Контроль и надзор за фармацевтической деятельностью в РТ, как мы уже писали, осуществляет Служба государственного надзора и социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социальной защиты РТ. Она была создана Постановлением Правительства РТ от 29 декабря 2017 г., № 597.

В Положении об этой службе подробно расписаны все полномочия её работников, начиная с оповещения населения и других заинтересованных лиц о поставляемой опасной медицинской и социальной услуге, фармацевтической продукции и заканчивая обеспечением работников сферы здравоохранения профессиональной фармацевтической информацией на контактной основе

[17].

Последними достижениями в этой области являются правовые разработки, связанные с объединением всех статей, касающихся фармацевтической деятельности в один подраздел главы о преступлениях против здоровья населения.

Например, существуют отдельные главы о медицинских уголовных правонарушениях в УК РК (гл.120), в Уголовном (Пенитенциарном) кодексе Эстонии - преступления, связанные с лекарственными средствами (раздел 3 гл.12) [18, с.738].

Наиболее полно и последовательно вопрос о наборе норм о преступлениях в сфере медицинского и фармацевтического обслуживания населения и их месте в системе Особенной части УК решен в принятом 2 февраля 2017 г. и вступающим в силу с 1 января 2019 г. Уголовном кодексе Кыргызской Республики [19, с. 848]. Что же касается Таджикистана, то здесь при огромном объеме лекарств и изделий на рынке страны, рассматриваемая нами норма на практике не работает. И тому есть множество причин. Одна из них и наиважнейшая -это коррупция чиновников, деятельность которых связана с фармацевтической сфе-

Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

рой. Свои предложения здесь должны представить и продавцы, и население республики, и поликлиники, и больницы. Законодательные же органы должны их обобщить,

они же должны проанализировать судебную и административную практику по соответствующим делам и фактам.

Пока этот вопрос остается открытым.

Использованная литература

1. Бекмамбетов, А.Б., Ревин, В.П., Ревина, В.В. Уголовное право Республики Казахстан. Особенная часть: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // Под ред. д.ю.н., проф., заслуж. деятеля науки РФ Ревина В.П. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 260 с.

2. Байда, А.А. Уголовная ответственность за незаконную лечебную деятельность: монография / Под науч. ред. проф. Тютюгина В.И. - Харьков: Одиссей, 2009. - 320 с.

3. Туякбаева, А.С. Уголовная ответственность за незаконную медицинскую и фармацевтическую деятельность (ст.266 УК РК): Автореф. дисс. ... к.ю.н.: 12.00.08 / Туякбаева Айгерим Саматовна. - Алматы, 2007. - 24 с.

4. Комментарий к УК РФ / Под ред. В.Т. Томина, В.С. Устинова, В.В. Сверчкова. - М.: Юрайт-издат, 2002. - 672 с.

5. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Положения об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности» (в новой редакции) от 3 апреля 2007 г. №172) (с изм. и доп. на 01.06.2019 г.) // Централизованный банк правовой информации «Adlia» Министерства юстиции Республики Таджикистан. Версия 7.0.

6. Мирзоев, А.И. Становление и развитие фармацевтического рынка Таджикистана и факторы, его определяющие // Вестник Таджикского государственного ун-та, бизнеса и политики. Серия общественных наук. - 2018. - № 2. - Т. 75. - С. 34-38.

7. Третьякова, Е.И. Проблемы применения законодательства об ответственности за фальсификацию лекарственных средств // Известия Тульского гос. ун-та. Экономические и юридические науки. - 2018. - № 32. - С. 113 (со ссылкой на: Хосева Е.Н.. Оптимизация системы контроля эффективности и безопасности воспроизведенных лекарственных средств отечественного производства: дисс. ...д.м.н: 14.03.06 / Хосева Елена Николаевна. - М., 2014. - 314 с.

8. Бимбинов, А.А. Объект преступного обращения фальсифицированной, недоброкачественной и не зарегистрированной медицинской продукции (ст. 238-1 УК РФ) // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2018. - №12. - С.63-67.

9. Иликбаева, Е.С. Фальсифицированные, недоброкачественные и незарегистрированные лекарственные средства как предмет преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ // Вестник Краснодар. университета МВД России. - 2017. - №2(36). - С.76-78.

10. Фирсов, И.В. Объективные признаки преступления, предусмотренные ст. 238-1 УК РФ // Общество и право. - 2016. - № 1(55). - С. 112-116.

11. Бимбинов, А.А. Преступный объект ненадлежащей медицинской продукции: понятие и проблемы квалификации // Юридический вестник ДВГУ. - 2018. - Т. 28. - № 4. - С. 148-153.

12. Иликбаева, Е.С. Субъективные признаки обращения фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборота фальсифицированных биологически активных добавок // Проблемы эффективности права в современной России: Материалы Межд. научно-практ. конф.: в 2 т. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. - Т.2. - С. 239-243.

13. Распоряжение Министерства здравоохранения и социальной защиты Республики Таджикистан от 07.08.2017 г., за № 602 // Централизованный банк правовой информации «Adlia» Министерства юстиции Республики Таджикистан. Версия 7.0.

14. Деревянская, Т.П. Уголовная ответственность за незаконное обращение лекарственных средств и медицинских изделий: автореф. ... дис. к.ю.н.: 12.00.08 / Деревянская Татьяна Павловна. - Омск, 2015. - 22 с.

15. Третьякова, Е.И. Оборот фальсифицированных лекарственных средств: уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия: автореф. дисс. ... к.ю.н.: 12.00.08 / Третьякова Елена Игоревна. - Саратов, 2016. - 26 с.

16. Фирсов, И.В. Незаконный оборот медицинской продукции: уголовно-правовое исследование: автореф. дисс. ... к.ю.н.: 12.00.08 / Фирсов Илья Владимирович. - М., 2017. - 26 с.

17. Постановление правительства Республики Таджикистан «О службе государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения» от 29 декабря 2017 г. № 597 // Централизованный банк правовой информации «Adlia» Министерства юстиции Республики Таджикистан. Версия 7.0.

18. Рарог, А.И. Становление фармацевтического уголовного права в России / Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - Т.11. № 4. - С.731-740.

Труды Академии МВД Республики Таджикистан. № 1 (53)- 2022 Осори Академияи ВКД Ч,умхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

19. Рарог, А.И. Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий (статья 235.1 УК РФ) / Всероссийский криминологический журнал. - 2018. - Т.12. - № 6. - С.845-855.

References

1. Bekmambetov, A.B., Revin, V.P., Revina, V.V. Criminal law of the Republic of Kazakhstan. Special part: Textbook. 2nd ed., revised. and additional // Ed. Doctor of Law, Prof., Honored scientist of the Russian Federation Revin V.P. - M.: Publishing House of the Academy of Natural Sciences, 2017. -260 р.

2. Bayda, A.A. Criminal liability for illegal medical activity: monograph / Under scientific. ed. prof. Tyutyugina V.I. - Kharkov: Odysseus, 2009. - 320 p.

3. Tuyakbaeva, A.S. Criminal liability for illegal medical and pharmaceutical activities (Article 266 of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan): Abstract of the thesis. diss. ... Candidate of Law: 12.00.08 / Tuyakbaeva Aigerim Samatovna. - Almaty, 2007. - 24 p.

4. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation / Ed. V.T. Tomina, V.S. Ustinova, V.V. Sverchkov. - M.: Yurait-izdat, 2002. - 672 р.

5. Decree of the Government of the Republic of Tajikistan "On approval of the Regulations on the specifics of licensing certain types of activities" (as amended) dated April 3, 2007 No. 172) (as amended and supplemented on June 1, 2019) // Centralized Legal Bank information "Adlia" of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. Version 7.0.

6. Mirzoev, A.I. Formation and development of the pharmaceutical market in Tajikistan and the factors that determine it // Bulletin of the Tajik State University, Business and Politics. Social Sciences Series. - 2018. - No. 2. -T. 75. - P. 34-38.

7. Tretyakova, E.I. Problems of application of legislation on liability for falsification of medicines // Izvestia of the Tula State University. university Economic and legal sciences. - 2018. - No. 32. - P. 113 (with reference to: Khoseva E.N. Elena Nikolaevna. - M., 2014. - 314 p.

8. Bimbinov, A.A. The object of criminal treatment of falsified, poor-quality and unregistered medical products (Article 238-1 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Bulletin of the University. O.E. Kutafin (MSUA). - 2018. - No. 12. - P. 63-67.

9. Ilikbaeva, E.S. Counterfeit, substandard and unregistered medicines as the subject of a crime under Art. 238.1 of the Criminal Code of the Russian Federation // Vestnik Krasnodar. University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2017. - No. 2 (36). - P. 76-78.

10. Firsov, I.V. Objective signs of a crime under Art. 238-1 of the Criminal Code of the Russian Federation // Society and Law. - 2016. - No. 1 (55). - Р. 112-116.

11. Bimbinov, A.A. Criminal object of improper medical products: the concept and problems of qualification // Legal Bulletin of the Far Eastern State University. - 2018. - T. 28. - No. 4. - Р. 148-153.

12. Ilikbaeva E.S. Subjective signs of the circulation of falsified, poor-quality and unregistered medicines, medical devices and the circulation of falsified biologically active additives // Problems of the effectiveness of law in modern Russia: Proceedings of the Int. scientific and practical. Conf.: in 2 vols. - Krasnodar: Kuban State University. un-t, 2016. - V.2. - Р. 239-243.

13. Order of the Ministry of Health and Social Protection of the Republic of Tajikistan dated August 7, 2017, No. 602 // Centralized Bank of Legal Information "Adlia" of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. Version 7.0.

14. Derevyanskaya, T.P. Criminal liability for illegal circulation of medicines and medical devices: author. ... dis. Candidate of Law: 12.00.08 / Derevyanskaya Tatyana Pavlovna. - Omsk, 2015. - 22 p.

15. Tretyakova E.I. Turnover of counterfeit medicines: criminal law and criminological problems of counteraction: author. diss. ... Candidate of Law: 12.00.08 / Tretyakova Elena Igorevna. - Saratov, 2016. - 26 p.

16. Firsov I.V. Illegal circulation of medical products: criminal law research: author. diss. ... Candidate of Law: 12.00.08 / Firsov Ilya Vladimirovich. - M., 2017. - 26 р.

17. Decree of the Government of the Republic of Tajikistan "On the Service of State Supervision of Health and Social Protection of the Population" dated December 29, 2017 No. 597 // Centralized Bank of Legal Information "Adlia" of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. Version 7.0.

18. Rarog, A.I. The Formation of Pharmaceutical Criminal Law in Russia / All-Russian Journal of Criminology. - 2017. - T.11. No. 4. - P. 731-740.

19. Rarog, A.I. Illegal production of medicines and medical devices (Article 235.1 of the Criminal Code of the Russian Federation) / All-Russian Criminological Journal. - 2018. - T.12. - No. 6. - P. 845-855.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.