Научная статья на тему 'МЕДИЦИНСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ: ОПЫТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

МЕДИЦИНСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ: ОПЫТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная гражданская служба / состояние здоровья / требования к состоянию здоровья гражданского служащего / медицинские ограничения / перечень заболеваний / медицинские противопоказания / медицинское заключение / state civil service / health status / requirements for the status of health of civil servant / medical restrictions / list of diseases / medical contraindications / medical report

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. А. Гришковец

актуальность статьи обусловлена важностью медицинских ограничений на гражданской службе РФ для отбора кадров для государственных органов. Цель статьи – проанализировать эти ограничения и показать их значение на гражданской службе. Поставленная цель была достигнута c помощью применения общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Автор делает вывод о том, что использование медицинских ограничений в настоящее время имеет некоторые проблемы, а также формулирует предложения по совершенствованию законодательства о гражданской службе применительно к теме статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL RESTRICTIONS ON STATE CIVIL SERVICE: EXPERIENCE OF MODERN RUSSIAN

actuality of the article bases on the importance of the role of medical restrictions on state civil service for selection of personnel of state bodies. The goal of the article is to analyze medical restrictions and show their significance for state civil service. The goal was achieved with the help of general scientific (dialectical method, analysis, synthesis) and special scientific methods (formal-legal and comparative-legal methods). The author comes to the conclusions that there are some problems with using of medical restrictions at this time. Formulated proposals as to improve legislation about state civil service in relation to the theme of the article.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ: ОПЫТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

А. А. Гришковец,

доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права РАН

БО!:

A.A. Grishkovets,

Doctor of Law, Professor, Leader Researcher of the Sector of Administrative Law and Administrative Process of the Institute of State and Law of the RAS grishkovecz65@mail.ru

МЕДИЦИНСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ: ОПЫТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью медицинских ограничений на гражданской службе РФ для отбора кадров для государственных органов. Цель статьи - проанализировать эти ограничения и показать их значение на граж-„0 данской службе. Поставленная цель была достигнута с помощью применения общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных (формально-юридический,

5 сравнительно-правовой) методов. Автор делает вывод о том, что использование

I 00

146

медицинских ограничений в настоящее время имеет некоторые проблемы, а также

^^ формулирует предложения по совершенствованию законодательства о гражданской

g службе применительно к теме статьи.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, состояние здоровья,

требования к состоянию здоровья гражданского служащего, медицинские ограничения, перечень заболеваний, медицинские противопоказания, медицинское заключение.

S

| MEDICAL RESTRICTIONS ON STATE CIVIL SERVICE:

t EXPERIENCE OF MODERN RUSSIAN

§

Ç Abstract: actuality of the article bases on the importance of the role of medical

restrictions on state civil service for selection ofpersonnel of state bodies. The goal of the article is to analyze medical restrictions and show their significance for state civil service.

O The goal was achieved with the help of general scientific (dialectical method, analysis, synthesis) and special scientific methods (formal-legal and comparative-legal methods). The author comes to the conclusions that there are some problems with using of medical restrictions at this time. Formulated proposals as to improve legislation about state civil service in relation to the theme of the article.

Keywords: state civil service, health status, requirements for the status of health of civil servant, medical restrictions, list of diseases, medical contraindications, medical report.

^ Государственная гражданская служба как профессио-

(*} нальная деятельность в публичных интересах предполагает, что лица, ее осуществляющие, не только обладают необходимой профессиональной подготовкой определенного уровня, но и физически пригодны, т.е. способны по состоянию здоровья осуществлять должностные

полномочия, что особенно важно, поскольку гражданская служба нередко связана с повышенными физической и эмоциональной нагруз- ^ ками, частыми стрессами. При этом многие служащие имеют еще £ и ненормированное служебное время. Вот почему закон устанавли- | вает определенные медицинские противопоказания, рассматривае- £ мые законодателем не иначе как ограничения, связанные с граждан- о ской службой. Цель ограничений, как вполне верно отмечал в свое | время В.М. Манохин, - оградить государственную службу от лиц, | не способных по различным их качествам обеспечить социальную, | профессиональную, нравственную чистоту корпуса государственных | служащих [1, с. 149]. Добавим здесь, что применительно к медицин- | ским противопоказаниям ограничения обеспечивают еще и физиче- I скую пригодность лица к гражданской службе. О

Возможность ограничения права гражданина поступать на госу- 4

дарственную службу и пребывать на ней по медицинским показани- д

О

ям изначально была установлена в Федеральном законе от 31 июля | 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской | Федерации» [2]. Пункт 3 ч. 3 ст. 21 данного нормативного правового д акта предусматривал, что в случае если у гражданина имеются заболе- Ц вания, препятствующие исполнению им должностных обязанностей, он может быть не принят на государственную службу. Отсутствие | таких заболеваний должно было подтверждаться заключением ме- 4 дицинского учреждения. Поэтому не случайно среди документов, * которые, поступая на государственную службу, согласно подп. «е» 5' п. 5 Указа Президента РФ от 1 июня 1998 г. № 640 «О порядке ве- | дения личных дел лиц, замещающих государственные должности | Российской Федерации в порядке назначения и государственные долж- I ности федеральной государственной службы» [3], гражданин обязан | был представить, значилось медицинское заключение о состоянии | здоровья. В качестве одного из обязательных документов оно должно ? было приобщаться к личному делу федерального государственного £ служащего. Правда, форма такого заключения так никогда и не была нормативно установлена. И это несмотря на то, что согласно п. 11 147 того же президентского Указа от 1 июня 1998 г. № 640, российское 3 Правительство совместно с администрацией Президента РФ должно ь было к 1 ноября 1998 г. представить форму такого медицинского заключения. Приходится признать, что прямое указание главы государ- | ства в данном случае не было выполнено и соответствующая форма ]е так и не получила юридического закрепления.

При таком положении дел на практике, которая известна автору в том числе и по личному опыту гражданской службы, длительное

■л

I 8 со я

время медицинское заключение о состоянии здоровья поступающим на государственную службу (речь идет о государственной службе в гражданской части государственного аппарата - авт.) либо вообще не представлялось, т.к. кадровые службы его не требовали, либо все ограничивалось предоставлением стандартной формы 086 об общем состоянии здоровья. Этот документ заинтересованное лицо обычно получало в медицинском учреждении по месту своего жительства. При таком подходе, который, кстати сказать, сохранялся неизменным вплоть до 22 января 2010 г. и даже был специально подтвержден письмом Департамента государственной службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2009 г. № 3853-17 г.1, у поступающего на гражданскую службу имелись широкие возможности скрыть реальное состояние своего здоровья.

В ходе системного реформирования государственной службы был принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О го-го сударственной гражданской службе Российской Федерации» [4], который вступил в силу с 1 февраля 2005 г. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 указанного нормативного правового акта гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия заболевания, пре-2 пятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохож-^ дению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. — Соответствующие заболевания должны были выявляться в результате

§ прохождения диспансеризации. Такое ограничение не носит характера с

§ дискриминации, в данном случае - дискриминации по состоянию здоровья. Напротив, оно продиктовано заботой о публичных интересах, которые призван выражать и обеспечивать каждый государственный служащий, не противоречит ч. 3 ст. 5 Федерального закона о от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан ^ в Российской Федерации» [5], предусматривающей государственную С гарантию каждому от любых форм дискриминации, обусловленных наличием у них каких-либо заболеваний. 148 Первоначальная редакция Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривала СЧ положение о том, что порядок прохождения диспансеризации, перечу чень заболеваний и форму заключения медицинского учреждения ^ должно было определить Правительство РФ. Однако в период с 2004 (*} по 2008 г. по уже сложившейся еще в середине 90-х гг. ХХ в. практике, практике, увы, порочной, этого сделано не было. И это при том, что В. П. Иванов (помощник Президента РФ в период с марта 2004 г.

1 Документ опубликован не был. Его копия имеется в распоряжении автора.

§ С

по май 2008 г.), курировавший реформу государственной службы в качестве руководителя межведомственной рабочей группы по обе- ^ спечению мероприятий, связанных с реформированием и развитием £ государственной службы, при Комиссии при Президенте РФ по во- | просам совершенствования государственного управления, резолюцией £ от 30 мая 2006 г. утвердил План разработки нормативных правовых о актов по реализации Федерального закона «О государственной | гражданской службе Российской Федерации» на 2006-2007 годы1, | где установил декабрь 2006 г. сроком представления соответствующего проекта постановления Правительства РФ. Ответственным ис- | полнителем за его подготовку была назначена А.Ю. Левицкая, в тот | период - заместитель Министра здравоохранения и социального раз- I вития РФ. В 2008 г. нормы Федерального закона «О государственной о гражданской службе Российской Федерации» были скорректированы 4 Федеральным законом от 23 июля 2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи | с совершенствованием осуществления полномочий Правительства | Российской Федерации» [6], который, согласно пояснительной записке д к нему, был «разработан в целях повышения эффективности деятель- ^ ности федеральных органов исполнительной власти». В результате а

О

предусмотренные законом требования к состоянию здоровья граж- | данского служащего и все сопутствующие процедуры должно было 4 определять уже не Правительство РФ, а уполномоченный им орган. * Таковым стало тогдашнее Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое в конце концов издало Приказ от 14 декабря ? 2009 г. № 984н [7]. Правда, непонятно, почему этого нельзя было | сделать еще в 2004 г., когда принимался Федеральный закон «О госу- I дарственной гражданской службе Российской Федерации». По мнению | автора, исходя из негативной практики прошлых лет, данное обстоя- || тельство (продолжительный по времени период перехода полномочия | по утверждению перечня заболеваний от российского Правительства £ к уполномоченному им органу в лице Минзравсоцразвития России) стало одной из причин того, почему подготовка перечня растянулась 149 более чем на пять лет. Удивляет и то, что никто из ответственных а должностных лиц так и не был привлечен за это к дисциплинарной ь ответственности. Напротив, некоторые из них даже имели, можно без преувеличения сказать, фантастический карьерный взлет. Например, | уже упоминавшаяся выше А.Ю. Левицкая Указом Президента РФ ]е от 2 августа 2013 г. № 666 [8] была назначена советником Главы Российского государства и пребывает в этой должности поныне.

1 Документ опубликован не был. Его копия имеется в распоряжении автора.

Кроме того, приходится признать, что в комментариях к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», изданных в период с 2005 по 2009 г., почему-то стыдливо замалчивался тот факт, что принятие нормативного правового акта, определяющего прохождение диспансеризации, перечень заболеваний и форму заключения медицинского учреждения, недопустимо затянулось. Так, в Комментарии, вышедшем в 2008 г. в издательстве «Питер», об этой явно ненормальной ситуации не было сказано ни слова [9, с. 113-114]. Более того, комментаторы (Ю.Н. Старилов и С.В. Махина) вообще отметили, что, цитируем, «по общему правилу, вытекающему из ст. 26 Закона (Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - авт.), при поступлении на гражданскую службу предоставления специального медицинского документа не требуется» „0 [9, с. 114]. Подобная трактовка вызывает недоумение. Хотелось бы го напомнить уважаемым комментаторам, что ст. 26, к нормам которой они апеллируют, посвящена не поступлению на гражданскую службу, а а заключению служебного контракта, который не имеет ничего обще-§ го с поступлением на государственную гражданскую службу. В ч. 1 oq той же статьи говорится о том, что служебный контракт заключается 2 на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Следовательно, административный акт (обыч-— но это приказ или распоряжение представителя нанимателя в лице § руководителя государственного органа или его аппарата), а никак не jj служебный контракт является основанием, тем юридическим фак-§ том, который фиксирует возникновение государственно-служебного ^ правоотношения и, следовательно, поступление лица на гражданскую службу. Для издания соответствующего административного акта предел ставитель нанимателя должен иметь на то законные основания. Если со

g лицо не соответствует статусу гражданского служащего, например, С по состоянию здоровья, то таких оснований, очевидно, нет. В статус гражданского служащего входят в том числе ограничения, связанные 150 с гражданской службой, предусмотренные ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ. В ней специально оговаривается, что гражданин не может CV быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не ® может находиться на гражданской службе в случае наличия у него ^ заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу pi} или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Следовательно, представителю нанимателя, прежде чем он издаст акт государственного органа о назначении, надлежит удостовериться, что у кандидата на должность гражданской службы

нет заболевания, препятствующего поступлению и пребыванию

на гражданской службе. Сделать это возможно только получив со- ^

ответствующий документ - заключение медицинского учреждения, £

поэтому его представление гражданином при поступлении на государ- |

ственную гражданскую службу является обязательным. Таким обра- £

зом, указанный комментарий представляется глубоко ошибочным, не |о

соответствующим нормам Федерального закона «О государственной |

гражданской службе Российской Федерации». 1

Каковы же заболевания, препятствующие поступлению на госу- |

дарственную гражданскую службу и ее прохождению? Перечень их от- |

носительно небольшой и представлен он в Приложении 2 к Приказу |

Минздравсоцразвития России № 984н. В нем три раздела: во-первых, I

психические расстройства и расстройства поведения (со средними о

и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными про- 4

явлениями): органические, включая симптоматические, психические ■§

расстройства; шизофрения, шизотипические бредовые расстройства; I

расстройства настроения; расстройства привычек и влечений; ум- |

ственная отсталость; во-вторых, психические расстройства и рас- д

стройства поведения, связанные с употреблением психоактивных ^

веществ; в-третьих, болезни нервной системы (эпилепсия). Данный ^

перечень представляется достаточно демократичным, позволяющим |

разумно сочетать публичные интересы общества и государства, заин- 4

тересованных в прямом смысле в здоровых физически и психически *

государственных служащих, с одной стороны и частный интерес ^

|

гражданина, реализующего конституционное право на равный доступ |

к государственной службе, - с другой. В пользу демократичности |

общего перечня говорит и то обстоятельство, что в него не вошли ■§

такие серьезные социально значимые заболевания, представляющие |

опасность для окружающих, как, скажем, туберкулез или болезнь, |

вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). |

Перечень заболеваний, препятствующих поступлению и пребы- £ ванию на гражданской службе, показывает, что среди них главным

образом тяжелые психические расстройства. Наличие таких заболе- 151

ваний, очевидно, ограничивает конституционное право гражданина а

на равный доступ к государственной службе, предусмотренное ч. 4 ь ст. 32 Конституции РФ. Такой подход в полной мере согласуется

с ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической |

помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [10], согласно ]е которой ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами РФ.

Согласно п. 18 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 984н при поступлении на гражданскую службу гражданин представляет в государственный орган заключение, выданное медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Обследования с целью установления диагноза заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, в медицинских учреждениях осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Гражданин может обратиться в медицинское учреждение по месту его жительства, например в районную поликлинику, и бесплатно получить необходимое ему заключение. Однако сделать это он может только в определенные дни и установленные прием-.а ные часы, что не всегда удобно. Кроме того, нередки очереди. Поэтому го немалая часть поступающих на гражданскую службу предпочитает пользоваться платными услугами негосударственных медицинских уч-№ реждений, где процесс получения заключения по времени и удобству § для клиента оказывается оптимальным. В подразделении по вопросам § государственной службы и кадров государственного органа поступа-2 ющему выдают бланк заключения (учетная форма № 001-ГС/у), кото-^ рый является приложением к Приказу Минздравсоцразвития России — № 984н. Гражданин представляет его в медицинское учреждение, где § его заполняют, подписывают и заверяют печатью. Если брать г. Москву, ^ то стоимость такой услуги обычно составляет 1 650 рублей (например, § ООО «Здоровье», г. Москва, ул. Тверская, д. 20, стр. 1). При желании ^ можно найти вариант значительно дешевле. В ООО «Медицинский исследовательский центр профпатологии и наркологии» (г. Москва, о Волгоградский пр-т, д. 32, корп. 12) стоимость услуги и того меньше ^ - всего 900 рублей. По времени ее предоставление укладывается не С более чем в 20-30 минут, необходимых для заполнения медицинской карты пациента и собственно самого бланка заключения. По сути, 152 процедура получения заключения превратилась в простую формальность, а само оно просто продается за сравнительно небольшую СЧ плату. Вряд ли с таким положением можно согласиться. Оно является ® косвенным подтверждением того факта, что в России за более чем ^ два десятилетия реформы государственной службы ее гражданская (*} составляющая пока так и не сложилась в качестве самостоятельного вида государственной службы как она понимается в таких странах континентальной Европы, как, скажем, Германия или Франция. В той же Франции физическая пригодность (физическое состояние) канди-

дата проверяется на основании медицинских свидетельств, выданных

под присягой практикующим врачом общего профиля и доверенным ^

физиологом. В дальнейшем административный суд контролирует £

заключение администрации государственного органа о физической |

пригодности служащего [11, с. 21-22]. £

Учитывая закрепленный в ст. 3 Федерального закона от 27 мая |о

2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской ||

Федерации» [12] принцип единства правовых и организационных |

основ государственной службы, уместно обратиться к опыту иных §

милитаризованных видов государственной службы, например служ- |

бы в органах внутренних дел. Применительно к этому виду службы |

подход к определению состояния здоровья кандидата куда более ос- I

новательный и ответственный, а пригодность к службе определяется о

в результате проведения военно-врачебной экспертизы, Положение 4

о которой утверждено Постановлением российского Правительства ■§

О

от 4 июля 2013 г. № 565 [13]. Кроме того, в развитие Положения из- I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дан Приказ Министерства внутренних дел РФ от 2 апреля 2018 г. |

№ 190 «О требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих д

на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и со- ^

трудников органов внутренних дел Российской Федерации, перечнях |

О

дополнительных диагностических исследований, проводимых до на- |

чала медицинского освидетельствования, формах документации, не- 4

обходимых для деятельности военно-врачебных комиссий, порядке *

проведения контрольного обследования и повторного освидетель- ^

|

ствования и о признании утратившими силу некоторых нормативных ?

правовых актов» [14]. |

Кстати сказать, известный отечественный административист I

Д. Н. Бахрах среди признаков, отличающих военную службу и госу- |

дарственную службу иных видов от службы гражданской специально |

выделил то обстоятельство, что содержание деятельности милитари- |

зованной службы обуславливает повышенные требования к состоянию £ здоровья персонала. Предъявляются они, в частности, при приеме

на службу, при регулярном медицинском контроле и обслуживании, 153

при решении вопросов об увольнении и продлении срока службы [15, 3

с. 21]. Однако и на гражданской службе недооценивать значимость ь требований к состоянию здоровья, думается, не стоит. Поэтому в целях

обеспечения единообразия подходов в деле определения физической |

пригодности лица к государственной гражданской службе процедуру | прохождения диспансеризации как гражданских служащих, так и кандидатов на гражданскую службу следует, насколько это возможно, приблизить к военно-врачебной экспертизе. Прежде всего необходимо

установить, что выдавать соответствующее заключение может строго определенный круг исключительно государственных медицинских учреждений, имеющих общепризнанный авторитет и репутацию в российском медицинском сообществе, которое представляет собой одну из сложившихся профессиональных корпораций нашей страны. Такой подход повысит ответственность тех, кто выдает заключение, и одновременно снизит вероятность того, что формально и без реальной оценки состояния его здоровья получить заключение сможет практически любой человек.

Отсутствие жесткого контроля за состоянием здоровья гражданских служащих, и в первую очередь за состоянием их психического здоровья, негативно сказывается на функционировании отдельных подразделений гражданской части государственного аппарата. Из личного многолетнего практического опыта гражданской службы .а в аппарате Государственной Думы автору настоящей статьи достоверен но известны как минимум два случая, когда лица, страдающие психическими расстройствами, продолжали оставаться на гражданской а службе. Мало того, что они сами не могли полноценно работать, так § еще и своим неадекватным поведением создавали неудобства колле-§ гам. Известно также, что в одном случае все закончилось трагически. 2 Гражданский служащий Правового управления, страдавший психиче-^ ским расстройством, покончил с собой (по этическим соображениям — автор настоящей статьи не считает возможным назвать его фамилию § и должность). Вопреки сложившейся практике, даже некролог о смерчу ти человека не был вывешен в вестибюле Государственной Думы, как § это обычно бывает при уходе из жизни работника думского аппарата, с а сам случай старательно замалчивался.

Не только при поступлении на гражданскую службу, но и в ходе о ее прохождения может возникнуть необходимость подтвердить ^ пригодность лица к службе по состоянию здоровья. Как известно, С по определенным должностям гражданской службы может быть

154

предусмотрено прохождение процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 21 июля 1993 г. (V № 5485-1 «О государственной тайне» [16], Приказом Министерства ® здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2011 г. ^ № 989н был утвержден перечень медицинских противопоказаний для (*} работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну [17], а действовавший ранее Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 марта 1999 г. № 83 «О перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием

сведений, составляющих государственную тайну» [18] был признан

утратившим силу. Перечень медицинских противопоказаний является g

закрытым. Любые другие медицинские противопоказания не могут £

рассматриваться как законное основание для ограничения работы g

со сведениями, составляющими государственную тайну. Исходя £

из необходимости обеспечения защиты публичных интересов, такой о

подход представляется оправданным. g

Ознакомление с перечнем противопоказаний позволяет гово- | рить о том, что он идентичен перечню заболеваний, утвержденному

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ |

№ 984н. Таким образом, наличие соответствующего заболевания g

не только делает невозможным оформление допуска, но и является I

основанием для увольнения с гражданской службы. Отсутствие за- о

болевания, препятствующего работе с использованием сведений, со- 4 ставляющих государственную тайну, подтверждается справкой. Такая

справка выдается гражданам врачебными комиссиями медицинских j

организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской |

деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбула- д

торно-поликлинической помощи по специальностям «Психиатрия» ^

и «Психиатрия-наркология», «Неврология». Следовательно, таковыми ^

могут быть как государственные, так и негосударственные медицин- |

ские организации. В случае выявления у гражданина противопоказаний g

для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, *

справка не выдается. Здесь существуют те же проблемы, что и в случае 5'

с выдачей справки об отсутствии у лица заболеваний, препятствующих g

поступлению и пребыванию на гражданской службе. При этом не впол- |

не понятно, почему законодатель не обязывает гражданского служаще- I

го также представлять справку из психоневрологического диспансера g

по месту его жительства. Такой двойной контроль в данном случае не |

будет излишним. Напротив, он даст дополнительные гарантии того, J

что состояние психического здоровья гражданского служащего со- £ ответствует требованиям закона. Думается, в случае возникновения

обоснованных сомнений в состоянии психического здоровья граждан- 155

ского служащего (например, обращения коллег о его неадекватном по- :

ведении) представителю нанимателя необходимо предоставить право ь официально запрашивать в медицинских учреждениях информацию

о состоянии психического здоровья такого лица. Кроме того, следует |

наделить представителя нанимателя правом по своей инициативе на- js правлять гражданского служащего на соответствующее медицинское освидетельствование, по результатам которого принимается решение о его дальнейшем пребывании на гражданской службе. Отказ пройти

такое освидетельствование должен быть безусловным основанием для расторжения служебного контракта, освобождения от занимаемой должности и увольнения с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя. Данное основание целесообразно закрепить с ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Еще одним случаем, когда в процессе прохождения гражданской службы нужно дополнительно соответствовать должности по состоянию здоровья, является работа за границей. Действительно, определенная часть гражданских служащих реализует должностные полномочия за пределами территории РФ. Прежде всего речь идет о гражданских служащих дипломатических представительств и консульских учреждений РФ в зарубежных странах, а также о тех, кто замещает должности в торговых представительствах РФ в иностранных государствах. Как .а известно, в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31 декабря ^ 2005 г. № 1574 [19], имеются разд. 10 «Перечень должностей в предста-№ вительствах Российской Федерации, представительствах федеральных § органов исполнительной власти за рубежом» и разд. 12 «Перечень § должностей в центральном аппарате Министерства иностранных дел 2 Российской Федерации, дипломатических представительствах и кон-^ сульских учреждениях Ро ссийской Федер ации, территориальных орга-— нах - представительствах Министерства иностранных дел Российской § Федерации на территории Российской Федерации, государственном 5 органе при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, § представительствах государственного органа при Министерстве с иностранных дел Российской Федерации за рубежом», подразд. 2 «В дипломатических представительствах и консульских учреждениях

00

о Российской Федерации». Численность гражданских служащих за гра-^ ницей значительна. Например, только российские торговые представи-С тельства, штат которых является частью загранаппарата Министерства промышленности и торговли РФ, действуют в пятидесяти восьми 156 странах мира [20]. В п. 7 ч. 2 ст. 341 ТК РФ предусмотрено положение о том, что работник представительства РФ за границей, в том числе сч гражданский служащий, может быть уволен в случае временной ® нетрудоспособности продолжительностью свыше двух месяцев при ^ наличии заболевания, препятствующего работе за границей, в соответ-(*} ствии со списком заболеваний, утвержденным в порядке, установленном Правительством РФ. Такой список утвержден правительственным Постановлением от 10 апреля 2003 г. № 208 «Об утверждении списка заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской

Федерации за границей» [21]. Список этот весьма широк. В него входит

93 заболевания. Это и инфекционные болезни, например туберкулез ^

органов дыхания или хронический вирусный гепатит, и заболевания £

эндокринной системы, например сахарный диабет, и болезни крово- |

обращения, например ишемическая болезнь сердца. Формулировка £

указанной нормы Трудового кодекса не императивная, т.е. она не о

обязывает представителя нанимателя, а лишь дозволяет ему принять |

или, напротив, не принять решение об увольнении гражданского слу- | жащего российского представительства за границей. Решение о том,

уволить или не уволить, при наличии у гражданского служащего за- |

болевания из правительственного списка представитель нанимателя |

может принять только в случае, если продолжительность временной I

нетрудоспособности превысила двухмесячный срок. Сам факт на- о

личия заболевания из списка не является достаточным основанием 4

увольнения с гражданской службы в представительстве за границей. д

1—г ^

Напротив, наличие заболевания, указанного в Приказе Министерства |

здравоохранения и социального развития РФ № 984н, служит без- |

условным основанием для отказа в принятии кандидата на граждан- д

скую службу либо увольнения того, кто уже на гражданской службе ^ состоит. Таким образом, наряду с увольнением по причине наличия

заболевания, несовместимого с нахождением на гражданской службе |

(их перечень определен Приказом Минздравсоцразвития России), 4

гражданский служащий, работающий в российских учреждениях за * границей, также может быть уволен в связи с наличием у него иных

заболеваний (их перечень утвержден Постановление российского ?

Правительства от 10 апреля 2003 г. № 208), но при условии временной |

нетрудоспособности по причине этих заболеваний более двух месяцев, I

тогда как на территории России такие заболевания по общему правилу |

основанием для увольнения не являются. ||

Анализ медицинских ограничений, препятствующих поступлению ?

на гражданскую службу и ее прохождению, проделанный в настоящей £ статье, позволит лучше понять их роль и значение, а высказанные

предложения будут способствовать дальнейшему совершенствованию 157 медико-правовых аспектов государственной гражданской службы.

ь

Список литературы:

1. Манохин, В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое | регулирование / В.М. Манохин. - М. : Юристъ, 1997. - 296 с. |

2. Об основах государственной службы Российской Федерации : феде- в ральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 32, ст. 2990.

3. О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы : указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. № 640 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 23, ст. 2501.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31, ст. 3215.

5. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 48, ст. 6724.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации : федеральный закон от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 30, ст. 3616.

7. Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения меди-

tt цинского учреждения : приказ Министерства здравоохранения и социального § развития РФ от 14 декабря 2009 г. № 984н // Рос. газ. - 2010. - 22 янв. § 8. О советнике Президента Российской Федерации : указ Президента РФ

g от 2 августа 2013 г. № 666 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. С -№31,ст. 4208.

S 9. Комментарий к Федеральному закону «О государственной граждан-

g ской службе Российской Федерации» / под ред. В.А. Козбаненко (председа-jj тель редакционного совета - Д. А. Медведев). - СПб., Питер, 2008. - 576 с. J5 10. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказа-

§ нии : закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. С - 1992.-№33,ст. 1913.

11. Привалова, С.А. Принципы организации государственной службы oq современной России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С.А. Привалова. -§ М.: РАГС, 1999. - 24 с.

2 12. О системе государственной службы Российской Федерации : фе-

^ деральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 22, ст. 2063.

158 13. Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе : постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 28, ст. 3831. О 14. О требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих

на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и сотрудников *» органов внутренних дел Российской Федерации, перечнях дополнительных Р) диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования, формах документации, необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий, порядке проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования и о признании утратившими силу

некоторых нормативных правовых актов: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 апреля 2018 г. № 190 // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 3 мая 2018 г. |

15. Бахрах, Д.Н. Милитаризованная служба / Д.Н. Бахрах // Российский £ юридический журнал. - 2005. - № 1. - С. 20-27. |

16. О государственной тайне : федеральный закон от 21 июля 1993 г. £ № 5485-1 // Российская газета. - 1993. - 21 сентября. |

17. Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы '5 с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка | получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний £ для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну: приказ Министерства здравоохранения и социального развития § Российской Федерации от 26 августа 2011 г. № 989н // Российская газета. - | 2011. - 19 сентября. |

18. О перечне медицинских противопоказаний для осуществления ра- о боты с использованием сведений, составляющих государственную тайну 3 : Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной 5 власти. - 1999. - № 24. с

19. О Реестре должностей федеральной государственной гражданской | службы: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 | // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 1, ст. 118. д

20. Об оптимизации системы торговых представительств Российской ^ Федерации в иностранных государствах: постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2005 г. № 401 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 27, ст. 2761.

21. Об утверждении списка заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей: постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2003 г. № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 15, ст. 1373.

&

ь

159

ь

ь д

1

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.