Научная статья на тему 'МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ НЕТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТОВ'

МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ НЕТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТОВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
National Science
Область наук
Ключевые слова
медицинская реабилитация / инвалиды нетрудоспособного возраста / психоневрологические интернаты / реабилитация детей-инвалидов / инвалиды с психическими нарушениями. / medical rehabilitation / invalids of disabled age / neuropsychiatric boarding schools / rehabilitation of disabled children / disabled people with mental disorders.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Аникина Наталья Сергеевна

В статье рассмотрены особенности медицинской реабилитации инвалидов нетрудоспособного возраста. Изучены ключевые фазы и этапы данного процесса, а также ключевые технологии и методики, применяемые в нашей стране. Особое внимание уделено реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами в условиях психоневрологических интернатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Аникина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE WITH MENTAL DISORDERS IN THE CONDITIONS OF PSYCHONEUROLOGICAL BOARDING HOUSES

The article discusses the features of medical rehabilitation of disabled people of incapacitated age. The key phases and stages of this process, as well as the key technologies and methods used in our country, have been studied. Particular attention is paid to the rehabilitation of disabled children with mental disorders in neuropsychiatric boarding schools.disabled people with mental disorders. In particular, the limiting factors of socialization of this category of persons, as well as the features of their rehabilitation in special institutions of a stationary type neuropsychiatric boarding schools, are considered.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ НЕТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТОВ»

УДК 364.65

МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ НЕТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТОВ

Аникина Наталья Сергеевна,

Врач-психиатр, УСО ПНИ№10 Nataanik-35@yand.ex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены особенности медицинской реабилитации инвалидов нетрудоспособного возраста. Изучены ключевые фазы и этапы данного процесса, а также ключевые технологии и методики, применяемые в нашей стране. Особое внимание уделено реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами в условиях психоневрологических интернатов.

Ключевые слова: медицинская реабилитация, инвалиды нетрудоспособного возраста, психоневрологические интернаты, реабилитация детей-инвалидов, инвалиды с психическими нарушениями.

MEDICAL REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE WITH MENTAL DISORDERS IN THE CONDITIONS OF PSYCHONEUROLOGICAL

BOARDING HOUSES

Anikina Natalya Sergeevna,

Psychiatrist, USO PNI No. 10 Nataanik-35@yandex.ru

Abstract

The article discusses the features of medical rehabilitation of disabled people of incapacitated age. The key phases and stages of this process, as well as the key technologies and methods used in our country, have been studied. Particular attention is paid to the rehabilitation of disabled children with mental disorders in neuropsychiatric

boarding schools.disabled people with mental disorders. In particular, the limiting factors of socialization of this category of persons, as well as the features of their rehabilitation in special institutions of a stationary type - neuropsychiatry boarding schools, are considered.

Keywords: medical rehabilitation, invalids of disabled age, neuropsychiatry boarding schools, rehabilitation of disabled children, disabled people with mental disorders.

Большое количество инвалидов, проживающих в нашей стране, обуславливает необходимость в создании и ведении специальных реабилитационных программ, которые, в свою очередь, нуждаются в научно-теоретическом подкреплении со стороны научного сообщества.

В разное время различным аспектам реабилитации инвалидов уделяли внимание в своих работах такие ученые, как Сопи-на А.Ю., Сотникова Е.П., Касимовская Н.А., Чемоданова Е.В., Жигарева Н.П., Коробчанский В.А., Субботина Н.И., Ка-расев В.И., Крадинова Е.А., Кулик Е.И., Назарова Е.В. и другие. Однако автором данного исследования был отмечен существенный пробел в научно-теоретической базе, посвященной вопросам медицинской реабилитации конкретной категории инвалидов нетрудоспособного возраста с нарушениями психического развития, что говорит о высокой степени его актуальности и практической значимости.

Согласно официальному определению понятия «реабилитация», данному Всемирной организацией здравоохранения в 1958 году, под данным процессом принято понимать профилактика инвалидности в период лечения заболевания, а также помощь пациентам в достижении их максимальной психической, фи-

зической, профессиональной и социальной полноценности, на которую они способны в рамках протекания своего установленного заболевания [3, а 138].

На сегодняшний день существует достаточно большое количество видом реабилитации инвалидов, ключевой из которых по праву считается медицинская реабилитация. Под данным процессом понимается целый ряд взаимосвязанных лечебных и оздоровительных мероприятий, которые своей целью имеют максимальное восстановление нарушенных вследствие течения какого-либо заболевания физических функций организма. Помимо этого, в задачи медицинской реабилитации входит также развитие заме-стительских (компенсаторских) функций в случае невозможности восстановить нарушенные физические функции [1, а 77].

Г.С. Юмашев и К. Ренкер выделили пять фундаментальных правил эффективного осуществления процесса реабилитации.. Так, по мнению ученых, реабилитация должна начинаться на раннем этапе течения заболевания, иметь комплексный и непрерывный характер, учитывать индивидуальные особенности каждого инвалида в отдельном конкретном случае, осуществляться в коллективе, а также реабилитация

нетрудоспособного инвалида должна быть направлена на его возвращение к общественно-полезной деятельности.

Процесс реабилитации является комплексным и последовательным алгоритмом, состоящим из трех взаимосвязанных фаз.

Первая фаза реабилитации носит название реконвалесценция и направлен на выздоровление пациента через восстановление нарушенных биологических и психологических функций его организма. В случае, если болезнь приобрела хронический характер, то устранить патологию в полном объеме не представляется возможным, и у пациента на длительное время остается физический дефект. Следовательно, инвалид переходит ко второй фазе реабилитации, которое принято называть адаптацией (в случае, если человек приспосабливается к уже существующим условиям существования) или реадаптация (в случае, если человек приспосабливается к качественно новому функциональному уровню существования с использованием компенсатор-ских функций организма). По отношению к детям данную фазу принято называть «абилитация», что означает формирование новых и усиление имеющихся функций организма, которые оказались неразвитыми у растущего ребенка.

Наконец, заключительной фазой реабилитации, которой определяют эффективность предыдущих фаз, является ресоциализация. Данный процесс предполагает работу надо восстановлением разрушенных взаимоотношений между инвалидом и средой [2, с. 86].

На основе фаз реабилитации ВОЗ выделяет также три этапа данного процесса: стационарный, санаторный и амбулаторный.

Особое внимание профессиональным и медицинским сообществом уделяется реабилитации инвалидов нетрудоспособного возраста, то есть инвалидам-детям и подросткам. Отличительная особенность работы с данной категорией инвалидов заключается в том, что в процессе их реабилитации внимание уделяется не только устранению вызванного заболеванием дефекта, но и качественному обеспечению развития иных функций организма, формирование которых может быть задерживаться в условиях протекания болезни [4, с. 30].

Реабилитация инвалида-ребенка - это сложный комплексный процесс, который включает в себя такие аспекты, как кор-рекционно-восстановительное лечение, выявление и развитие задатков и способностей, общее и профессиональное обучение. В связи с многогранностью процесса его эффективность напрямую зависит от согласованной работы и качества взаимодействия всех задействованных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников и др.).

Для реабилитации инвалидов нетрудоспособного возраста в нашей стране функционируют следующие учреждения и технологии:

1. Центры реабилитации;

2. Центры социальной помощи семьи и детям;

3. Службы раннего вмешательства;

4. Городские межведомственные психолого-медико-педагогические консультации;

5. Центры социальной реабилитации детей-инвалидов;

6. Кризисные службы по оказанию помощи семьям,, воспитывающим детей-инвалидов;

7. Службы домашнего сопровождения и социального патронажа детей-инвалидов [2, с. 86].

Однако совершенно иной подход к реабилитации следует применять по отношению к инвалидам нетрудоспособного возраста с психическими нарушениями. Несмотря на тенденцию отказа семьи, имеющей ребенка-инвалида, от услуг интернатной системы, психоневрологические интернаты продолжают демонстрировать высокую степень эффективности в качестве базы для проведения медицинской реабилитации инвалидов. В такие учреждения принимаются дети с выраженной умственной отсталостью.

Круг задач, решаемых психоневрологическими интернатами, обширен:

1. Материально-бытовое обеспечение ребенка, создание и поддержание наиболее подходящих по его возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;

2. Своевременное оказание необходимой медицинской помощи;

3. Организация качественного профессионального ухода и контроля (мониторинга) за состоянием ребенка;

4. Осуществление реабилитационных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

5. Организация досуга и обучения детей [1, с. 77].

Специалистами психоневрологических интернатов разрабатываются программы реабилитационных мероприятий в зависимости от степени интеллектуального недоразвития или приобретенного дефекта для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для каждого инвалида прогнозируются результаты его реабилитации, которые зависят, в свою очередь, от таких факторов, как уровень интеллектуальной недостаточности пациента, сохранности способности к обучению и используемых при реабилитации методов и технологий. Например, одной из инновационных технологий современных психоневрологических интернатов для детей является методика коррекци-онной и развивающей педагогики, обучения социальным и трудовым навыкам. Таким образом, проблема эффективной реабилитации инвалидов нетрудоспособного возраста с психическими нарушениями стоит достаточно остро перед медицинским и научным сообществом. Психоневрологические интернаты и проводимые в них реабилитационные мероприятия должны получать намного больше внимания со стороны современных исследователей.

Список использованных источников:

1. Алимова, В. С. Целенаправленная реабилитация детей с церебральным параличом в условиях республиканского центра социальной адаптации детей / В. С. Алимова // Наука и образование сегодня. - 2018. - № 4(27). - С. 76-78.

2. Ганузин, В. М. Медико-социальная и трудовая реабилитация подростков с патологией нервной системы / В. М. Ганузин, Г. С. Масков, Н. П. Ганичева // Российский педиатрический журнал. - 2022. - Т. 3. - № 1. - С. 86.

3. Жданова, М. А. Социально-педагогическая реабилитация детей - сирот / М. А. Жданова, А. Жданов, И. Г. Пчелинцева // Вестник ТОГИРРО. - 2011. - № 4. - С. 2-140.

4. Тюлепергенева, Р. Ж. Система психолого- педагогической сопровождения детей с задержкой психического развития / Р. Ж. Тюлепергенева, Н. Н. Комарова // Наука и реальность. - 2021. - № S2-1(6). - С. 27-35.

© Аникина Н.С., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.