Научная статья на тему 'Медицинская активность как компонент здорового образа жизни'

Медицинская активность как компонент здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1661
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЕДИЦИНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ШКОЛЬНИКИ / РОДИТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / HEALTHY LIFESTYLE / MEDICAL ACTIVITY / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / SCHOOLCHILDREN / PARENTS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щетинина С. Ю.

Раскрывается медицинская активность как компонент здорового образа жизни. Выделены структуры, играющие важную роль в пропаганде здорового образа жизни и медицинской активности. Обозначено, что ключевую роль в приобщении к здоровой жизнедеятельностииграет семья ребёнка и образовательные организации. Представлены данные исследований о недостаточной значимости здорового образа жизни и медицинской активности для школьников, их родителей, студентов вуза.Medical activity is revealed as a component of a healthy lifestyle. Structures that play an important role in promoting a healthy lifestyle and medical activity have been identified. It is indicated that child’s family and educational organizations play a key role in introducing healthy life activities. Research data on the insufficient significance of a healthy lifestyle and medical activity for schoolchildren, their parents and University students are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щетинина С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицинская активность как компонент здорового образа жизни»

МЕДИЦИНСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ

С.Ю. Щетинина, д-р пед. наук, доцент Тихоокеанский государственный университет (Россия, г. Хабаровск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10581

Аннотация. Раскрывается медицинская активность как компонент здорового образа жизни. Выделены структуры, играющие важную роль в пропаганде здорового образа жизни и медицинской активности. Обозначено, что ключевую роль в приобщении к здоровой жизнедеятельности играет семья ребёнка и образовательные организации. Представлены данные исследований о недостаточной значимости здорового образа жизни и медицинской активности для школьников, их родителей, студентов вуза.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, медицинская активность, образовательные организации, школьники, родители, студенты.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

По современным представлениям расширенная характеристика здорового образа жизни включает 8 основных позиций, отражающих наиболее благоприятное воздействие (влияние) на здоровье. Каждая из позиций здорового образа жизни характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.

Это следующие позиции:

- регулярная физическая и двигательная активность;

- психофизиологическая удовлетворенность в семье;

- экономическая и материальная независимость;

- высокая медицинская активность;

- сбалансированное питание;

- удовлетворенность работой, физический и духовный комфорт;

- активная жизненная позиция;

- полноценный отдых.

Противоположная позиция характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицатель-

ных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отражаются на нервно-психологическом статусе, как первой ступени начала каких-то симптомов заболевания организма. Это следующие позиции:

- гиподинамия;

- злоупотребление алкоголем, курение, наркомания;

- нарушение семейной ситуации;

- низкая медицинская активность;

- нарушенный режим питания;

- неудовлетворенность жизненной ситуацией, переутомление;

- социальная пассивность;

- неполноценный отдых.

Большое место в сферах образа жизни отводится медицинской активности. Под медицинской активностью следует понимать наиболее характерную, типичную для определенного исторического периода деятельность (активность) людей по отношению к своему (личному, персональному) и других людей (общественному) здоровью.

Медицинская активность - это область гигиенического, медицинского обучения, воспитания, образования, медицинской информированности, психологической установки в отношении здоровья. Она включает:

1. Посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских советов, предписаний.

2. Сознательное и ответственное поведение при лечении, профилактике, реабилитации, в том числе самолечении, других медицинских мерах.

3. Преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, то есть целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни.

3. Участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других (профилактика, лечение, работа медицинских учреждений и др.) [2, 3].

Культурный уровень человека, его образование, осведомленность в медицинских вопросах существенно влияют на отношение к медицинским предписаниям и советам, на поведение при заболеваниях, беременности и проведении профилактических мероприятий.

Так, женщины с более высоким уровнем образования чаще в ранние сроки беременности обращаются в консультации, чаще посещают поликлиники с профилактической целью, более добросовестно выполняют рекомендации врача, что положительно сказывается на состоянии здоровья самих матерей и детей. Например, перинатальная смертность детей в 3 раза ниже, если за период беременности матери своевременно и регулярно посещали женскую консультацию.

К числу ведущих структур в обеспечении соответствующего образа жизни относится здравоохранение - совокупность служб, органов и учреждений, которые непосредственно заняты медико-санитарным делом, изучением здоровья людей и его нарушений, профилактикой, диагностикой, лечением болезней.

Право граждан России на охрану здоровья утверждается Конституцией РФ, федеральными законами (в частности от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») и иными нормативными актами, что включает информацию о состоянии своего здоровья, право на выбор учреждения здравоохранения, качественное медицинское обслуживание и др. Так, в ч. 2 ст. 41 Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., закреплено следующее: «В Российской Федерации финансируются

федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-

эпидемиологическому благополучию».

Важной структурой в пропаганде здорового образа жизни и в том числе медицинской активности является система образования (дошкольные, школьные, средне-специальные и высшие учебные заведения). В их функции входит прежде всего информированность обучающихся и их родителей о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние; о возможных заболеваниях, инфекциях, вирусах и способах их передачи; о профилактике заболеваний; о важности вакцинации и необходимости прохождения медицинских осмотров и диспансеризации; о необходимости посещения врачей при заболевании; о личной ответственности за сохранение и укрепление здоровья.

Отношение к своему здоровью определяется социальной средой в которой формируется личность человека. Источниками информации о принципах здорового образа жизни могут быть средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы), специальная литература, Интернет, медицинские работники. Но все же ключевую роль в приобщении к здоровой жизнедеятельности играет семья ребёнка и образовательные организации. В этой связи возрастает роль родителей в здоровьес-бережении детей, мотивации к здоровому образу жизни и повышению медицинской активности.

К сожалению, современные исследования показывают, что родители склонны недооценивать вклад семейного воспитания в формирование здоровья детей. Также родители не всегда проявляют интерес к состоянию здоровья своих детей, не всегда контролируют назначения врачей-специалистов при прохождении диспансеризации, недостаточно активно взаимодействуют с медицинским работником

школы в вопросах профилактики и лечения заболеваний. Перекладывание ответственности на педагогов, школьных медицинских работников приводит к тому, что по мере взросления ребенка внешний контроль соблюдения правил здоровьесбере-жения со стороны родителей ослабевает, что при несформированности у ребёнка навыков здоровьесберегающего поведения может привести к снижению здоровья [1 и

др].

Проведённые нами исследования в городском лицее на наиболее социально адаптированном контингенте школьников и их родителей, что в той или иной степени подразумевало более высокий общий образовательный и культурный статус их родителей, а также материальное благосостояние семьи, показало, что даже в относительно социально адаптированной среде учащихся городского лицея и их родителей идея здорового образа жизни ещё не нашла своего должного места. В связи с чем, именно школа должна взять на себя миссию пропагандиста и носителя ценностей здоровья.

Проведённый нами опрос студентов первого курса университета о том как они в целом оценивают медицинскую активность граждан нашей страны (по своему опыту, по опыту своих родственников, друзей, по тому, что они читают в средствах массовой информации) показал, что студенты оценивают медицинскую активность граждан в целом как низкую или ниже среднего. Причины этого студенты видят в менталитете наших людей, а также в отсутствии доступной медицинской помощи (очереди в поликлиниках, невоз-

по предварительной записи на последующие дни (недели); отсутствие необходимых врачей в поликлиниках или их недостаточный профессионализм, что обусловливает обращение в платные медицинские клиники; отсутствие достаточных средств для посещения платных врачей).

Опрос студентов о том, как они оценивают свою медицинскую активность также показал, что большинство из них оценивают её как низкую или ниже среднего. Оценка значимости медицинской активности по отдельным вопросам показала, что студенты не доверяют вакцинации как средству профилактики заболеваний. Так, в частности, только в среднем 10% студентов делают ежегодно прививки от гриппа. Также примерно 10% девушек сделали прививки от вируса папилломы человека, опасность которого заключается в том, что он передается половым путем и может вызывать рак шейки матки. При этом большая часть студентов даже не слышала о таком вирусе и о необходимости вакцинации с целью предотвращения развития заболевания.

Таким образом, медицинская активность населения является одним из важных аспектов в вопросах сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни. Отношение отдельного человека, социальной группы или всего населения к своему здоровью в значительной степени зависит от ценности здоровья в данном обществе или социальной группе и от тех мер, которые направлены на информированность населения относительно аспектов здоровой жизнедеятельности и пропаганду здорового образа жизни.

можность сразу попасть к врачу, а только

Библиографический список

1. Разварина И.Н. Медицинская активность родителей как фактор формирования здоровья детей / И.Н. Разварина, Л.Н. Нацун // Демографический потенциал стран ЕАЭС: сборник статей VIII Уральского демографического форума, Екатеринбург, 08-09 июня 2017 г. - Институт экономики Уральского отделения РАН. - 2017. - С. 465-470.

2. Чумаков Б.Н. Валеология. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.

3. Щетинина С.Ю. Физическая культура, образ жизни, здоровье. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. - 111 с.

MEDICAL ACTIVITY AS A COMPONENT OF A HEALTHY LIFESTYLE

S.Yu. Schetinina, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Pacific National University (Russia, Khabarovsk)

Abstract. Medical activity is revealed as a component of a healthy lifestyle. Structures that play an important role in promoting a healthy lifestyle and medical activity have been identified. It is indicated that child's family and educational organizations play a key role in introducing healthy life activities. Research data on the insufficient significance of a healthy lifestyle and medical activity for schoolchildren, their parents and University students are presented.

Keywords: healthy lifestyle, medical activity, educational organizations, schoolchildren, parents, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.