Научная статья на тему 'МЕДИЦИНА ПРИКАЗОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)'

МЕДИЦИНА ПРИКАЗОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MEDICAL AID / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PUBLIC HEALTH SERVICES / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / LEGAL BASES / PUBLIC AID ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ташбекова И.Ю.

В представленной статье рассматривается деятельность приказов общественного призрения в России во второй половине XIX - начале ХХ в. по предоставлению медицинской помощи населению и ее правовое регулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICINE OF ESTABLISHMENTS OF A PUBLIC AID IN RUSSIA OF SECOND HALF ХIХ - THE XX-TH CENTURY BEGINNINGS (HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)

in presented article activity of ðublic aid establishments in Russia in second half ÕIÕ - the XX-th century beginning on granting of medical aid to the population and its legal regulation is considered.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНА ПРИКАЗОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»

И.Ю. Ташбекова,

кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой Юго-Западного государственного университета tash-irina@yandex.ru

Медицина приказов общественного призрения в России второй половины XIX - начала ХХ века (историко-правовой аспект)

Аннотация: в представленной статье рассматривается деятельность приказов общественного призрения в России во второй половине XIX — начале ХХ в. по предоставлению медицинской помощи населению и ее правовое регулирование.

Ключевые слова: приказы общественного призрения, медицинская помощь, здравоохранение, правовые основы.

Summary: in presented article activity of риЬПс aid establishments in Russia in second half XIX — the XX-th century beginning on granting of medical aid to the population and its legal regulation is considered.

Key words: public aid establishments, medical aid, public health services, legal bases.

Здравоохранение в России во второй половине XIX — начале XX в. стало развиваться стремительными темпами, о чем свидетельствует принятие Устава врачебного 1857 г.

Участие в медицинском деле для оказания помощи населению принимали приказы общественного призрения, на иждивении которых находились больницы, богадельни, дома для умалишенных и другие медицинские заведения. Приказы общественного призрения, созданные еще при Екатерине II, были учреждены в каждой губернии для осуществления общественного призрения под руководством гражданских губернаторов.

Е.В. Дуплий, рассматривая приказы общественного призрения с момента их учреждения и до момента ликвидации, утверждает, что «для создания приказов общественного призрения имелись правовые, социально-экономические, демографические и тому подобные предпосылки»1. Приказы общественного призрения были необходимостью, т. к. они являлись единственными учреждениями, предоставлявшими медицинскую помощь в городах.

«Основное предназначение Приказов общественного призрения — созда- 85 ние новой системы помощи нуждающимся и бедным, которая объединила в себе учреждения общественного призрения и медицинской помощи»2. Приказы общественного призрения осуществляли свою деятельность только в городах, а устройство и содержание больниц в селах зависело от усмотрения помещиков.

Нормативной основой функционирования медицинских учреждений приказов общественного призрения в России в период второй половины

1 Дуплий Е.В. Приказы общественного призрения: правовые, организационные и финансово-экономические основы деятельности (1775 — 1864 гг.). М., 2005. С. 55.

2 Жильская Л.В. Здравоохранение в рыночной экономике // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2005. № 2. С. 141.

m

XIX — начала ХХ в. явился Устав о общественном призрении1. Данный устав имел три редакции (1857, 1892 и 1915 годов), однако вопросы регулирования медицинской деятельности наиболее полно отражены в Уставе редакции 1892 г.

Приказы общественного призрения находились в непосредственном ведении Правительствующего сената и Министерства внутренних дел, и их деятельность не зависела от губернских правлений и палат. Таким образом, была воплощена идея Петра I о подчинении дела общественного призрения государственному органу с полицейскими задачами2.

Приказы общественного призрения являлись самостоятельными учреждениями в финансово-хозяйственной части. При образовании каждый приказ получал денежные средства в размере 15 тысяч рублей, которые шли на нужды соответствующих учреждений. Приказы общественного призрения наделялись правом получать доходы от пожертвований, кредитных операций, в результате выдачи ссуд под залог имущества и др.

Приказы общественного призрения несли обязанность по устройству и содержанию богаделен и больниц, домов для неизлечимо больных и умалишенных, воспитательных и сиротских домов, городских начальных школ, работных домов для «праздношатавшихся», смирительных домов. «Однако

I приказы действовали не единообразным, а часто с большими недостатками образом в отношении к удобнейшему призрению людей в их заведениях»3. Больницы приказов общественного призрения подчинялись Медицинскому ^ департаменту Министерства внутренних дел, а местный надзор осуществляли § губернские врачебные управы4. Врачебные управы, являясь органами государ-□l ственного управления, осуществляли регулирование деятельности медицин-s ских учреждений приказов общественного призрения в следующих направ-< лениях: а) организация лечебно-профилактической деятельности; б) издание s правовых актов в виде инструкций и правил для организации предоставления g медицинской помощи населению; в) формирование штата учреждений при° казов общественного призрения квалифицированными врачебными кадрами; к г) контроль за деятельностью больниц «приказной медицины». m Медицинские учреждения, входившие в систему «приказной медицины», m можно разделить на три вида: обычные больницы (госпитали), дома для неизлечимо больных и лечебницы для лиц, страдающих психическими заболеваниями (душевнобольных). Врачи учреждений приказов общественного gg призрения приравнивались по своему званию к медицинскому чиновнику - независимо от места прохождения службы.

Больницы приказов общественного призрения осуществляли прием

бедных и неимущих, а также имущих больных за умеренную плату, но при

наличии свободных мест5. Хотелось бы отметить, что к неимущим больным

0J 1 См.: Устав о общественном призрении // СЗ РИ. СПб., 1857. Т. XIII; Устав о общественном призрении // СЗ РИ. СПб., 1892. Т. XIII.

2 См.: Дуплий Е.В. Указ. соч. С. 55.

3 РГИА. Ф. 1287. Оп. 12. Д. 58. Л. 1.

4 См. ст. 583 Устава о общественном призрении (СЗ РИ. СПб., 1857. Т. XIII); ст. 197 Устава о общественном призрении (СЗ РИ. СПб., 1892. Т. XIII).

5 См. ст. 584 Устава о общественном призрении (СЗ РИ. СПб., 1857. Т. XIII); ст. 199 Устава о общественном призрении (СЗ РИ. СПб., 1892. Т. XIII).

О

сч

относились: 1) канцелярские чиновники и нижние служащие, не имевшие по месту служения врачей; 2) отставные лица по государственным ведомствам; 3) солдатские и матросские жены и дети, не состоявшие на государственной службе; 4) мещане, не имевшие недвижимости; 5) местные купцы и мещане, имевшие недвижимость, при условии, что они направляли денежные средства на нужды больниц; 6) государственные крестьяне, отпущенные на волю; 7) люди иных состояний, обремененные пропитанием больших семейств1.

Медицинская помощь социально незащищенным слоям населения в д

больницах приказов общественного призрения предоставлялась бесплатно, и

однако, если малоимущий принадлежал к какому-либо ведомству, помещику 1

или обществу, то установленная плата взыскивалась с этих ведомств, поме- р

щиков или обществ, ведению которых принадлежал призреваемый2. |

Необходимо отметить, что лечебные заведения приказов общественного о

призрения не отвечали требованиям, предъявляемым к медицинским заве- 0

дениям. Как отмечал Б.Б. Веселовский, «больницы приказа общественного ее

призрения напоминали собой не лечебные, а скорее богоугодные заведения. О

Сюда на "излечение" отправлялись гражданские и воинские чины, арестанты ®

и т. п. Лишь безысходная нужда побуждала обывателей прибегать к услугам О

этих больниц, в которых в большинстве случаев, не было даже малейшего х п

намека на сносное лечение»3. ч з

о -д

М.Б. Мирский, анализируя предоставляемую медицинскую помощь в |®

России в XIX в., отмечает, что большинство из больниц приказов обще- Х £

ственного призрения были неблагоустроенными и с невысоким качеством ш ш

медицинской помощи, кроме того, количество таких лечебных заведений не- £ о

достаточно для действенного предоставления медицинской помощи: «были т

губернии, где на всю территорию приходилось от одной до четырех больниц, и рш

то в губернских, а иногда в уездных городах»4. Однако в уездных и губернских О О

городах до введения земских учреждений это были единственные лечебные Р 5<

заведения, поэтому возможно говорить об отсутствии обращаемости заболев- О §

ших лиц в лечебные заведения для получения медицинских услуг в виду их §|

малозначительности. Только в исключительных случаях население городов | Ы

о

обращалось к врачам приказов общественного призрения. Анализируя ме- Ш I дицинскую деятельность в Московской губернии периода второй половины ) -XIX в., Ю.А. Арутюнов констатирует, что «лишь только 45 % жителей губернии пользовались мифической врачебной помощью, остальная часть жителей гу- 87

бернии не имела и этого»5. В остальных губерниях процент населения, поль- -

зовавшегося медицинской помощью, был ниже, чем по Московской губернии.

Однако, несмотря на недостаточно высокий уровень содержания в больни- ^ цах приказов общественного призрения, данный вариант организации здравоохранения позволил государству обеспечить равную доступность медицинской помощи социально незащищенным категориям населения. Таким образом, ^ 1 См. ст. 586 Устава о общественном призрении (СЗ РИ. СПб., 1857. Т. XIII).

г

Е

а

2 См. ст. 585 Устава о общественном призрении (СЗ РИ. СПб., 1857. Т. XIII). а

3 Веселовский Б. История земства за 40 лет. СПб., 1909. Т. 1. С. 267—268.

4 Мирский М.Б. Медицина России X—XX веков: очерки истории. М., 2005. С. 307.

5 Арутюнов Ю.А. Земская медицина в Московской губернии во второй половине XIX — начале

XX в. М., 2000. С. 28.

X

со

в результате учреждения приказов общественного призрения в России была создана разветвленная сеть гражданских медицинских учреждений, в которых беднейшим слоям населения оказывалась бесплатная медицинская помощь.

За время своего существования приказы общественного призрения открыли в стране 519 больниц с 11,5 тысячами коек, 33 дома для умалишенных, 107 богаделен и инвалидных домов, 4 фельдшерские школы1. Можно увидеть, что приказы общественного призрения увеличили количество богоугодных заведений с 418 до 8 562, при этом количество больниц увеличилось почти вдвое.

Количественное увеличение больниц, подведомственных приказам общественного призрения, не повлекло за собой качественного улучшения медицинской помощи, что подтверждает начальник II отделения Хозяйственного департамента МВД Константин Антонович Мушинский: «наши городские больницы и богадельни увеличили лишь намного свои бюджеты, но нисколько не продвинулись в своем благоустройстве»3.

В связи с реформами 60-х гг. XIX в. произошло изменение в структуре и деятельности приказов общественного призрения, а с введением в 1864 г. «Положения

0 губернских и уездных учреждениях»4 большинство приказов общественного призрения прекратили свое существование. В связи с тем, что вышеуказанное положение распространялось не на все губернии Российской империи, а лишь только на 40 губерний Европейской части России5, то до начала XX в. приказы

* общественного призрения еще продолжали существовать в ряде губерний, со < 142 подведомственными учреждениями, в том числе со 112 больницами6. о Анализируя положение приказов общественного призрения, Ю.Н. Малека отмечает, что «даже к концу XIX века положение дел в приказах обществен-^ ного призрения не удовлетворяло элементарным требованиям не только по ведению хозяйства, но и по организации призрения и оказания помощи :: нуждающимся»7. Одной из причин невозможности удовлетворить все по:: требности в медицинской помощи неземскому населению являлось неудо-о влетворительное состояние помещений приказных больниц8. ^ Таким образом, можно обозначить главный недостаток системы врачебно-ш го дела приказов общественного призрения — сословный характер предостав-т ления медицинской помощи, который существовал в России второй половины XIX в., несмотря на то, что «законодательно была закреплена обязанность врачей оказывать медицинскую помощь вне зависимости от социального статуса и материального положения нуждающегося»9. Существенным недо-

1 См.: Самойлов В.О. История российской медицины. М., 1997. С. 87; Мушинский К. Устройство Общественного призрения в России. СПб., 1862. С. 5.

2 См.: Там же. С. 58.

Ф 3 См.: Мушинский К. Указ. соч. С. 59.

С^ 4 См.: Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. // ПСЗ РИ. Собр. II. 1867. Отд. 1. Т. XXXIX. № 40457.

5 Первоначально «Положение о губернских и уездных учреждениях» от 1 января 1864 г. распространялось только на 34 губернии, располагавшиеся в Европейской части России, и лишь только к концу 1870-х гг. число таких губерний составило 40.

6 См.: Дуплий Е.В. Указ. соч. С. 54.

7 Малека Ю.Н. Социальная деятельность Российского государства: исторический опыт управления процессами: XVIII — начало XX в. : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2003. С. 245.

8 См.: РГИА. Ф. 1287. Оп. 20. Д. 1522. Л. 14-15.

9 Жильская Л.В. Указ. соч. С. 141.

с

88

сч

статком в организации деятельности врачебного дела в приказах общественного призрения явился территориальный принцип функционирования — в деревнях и селах больницы приказов практически отсутствовали.

Положительной стороной функционирования медицинских учреждений приказов общественного призрения являлся сам факт существования таких учреждений, которые имели правовую основу предоставления бесплатной медицинской помощи социально незащищенным слоям населения, а также организация разветвленной системы больничных заведений приказов общественного призрения, что позволило обеспечить рост государственной медицины, получение практического медицинского опыта, имевшего значение для развития медицинской науки.

О.Г. Ларина,

кандидат юридических наук, доцент Юго-Западного государственного университета В.Ю. Байбаков,

кандидат исторических наук, доцент Юго-Западного государственного университета lelyc@mail.ru

Развитие учений меркантилистов и их влияние на экономическую политику и законодательство России в XVIII веке

Аннотация: в статье рассматривается проблема влияния идей меркантилизма на политику России в XVIII в. Авторы делают вывод о том, что рассматриваемое учение легло в основу многих преобразований, в том числе проводимых Петром I. Идеи меркантилизма оказали значительное влияние на расширение и укрепление торговых отношений в России в XVIII в.

Ключевые слова: меркантилизм, политика, законодательство, экономика.

Summary: in this article the authors examine the problem of influence of mercantilism on the policy of Russia in the XVIII century and conclude that the present teachings became the foundation of many transformations, including those conducted by Peter I. According to the authors, the idea of mercantilism had a significant impact on the expansion and strengthening of trade relations in Russia in the XVIII century.

Keywords: mercantilism, a policy, the legislation, economy.

В теории государства и права, экономике, истории политических и правовых учений важное место занимает исследование взглядов меркантилистов как на государство и политику в целом, так и на финансовую и экономическую сферы в частности. В настоящее время интерес вызван еще и проводимой экономической и финансовой политикой, кризисным состоянием экономики и поиском оптимальных путей решения проблемных вопросов.

В России идеи меркантилизма получили развитие в XVП—XVШ вв.: А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков, Ю. Крижанич и другие мыслители предложили ряд мер в целях процветания государства и народа России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известно, что меркантилизм зародился как экономическое учение раннего капитализма в последней трети XV — середине XVI в. и обосновывал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.