DOI 10.22455/2541-8297-2018-10-267-292 УДК 812.161.1
Медитативный опыт Андрея Белого как ключ к его историософской концепции «Самосознающей души»
© 2018, А.Б. Шмитт
Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь между внутренним эзотерическим опытом Андрея Белого и его поздней историософской концепцией, которую он изложил в «Истории становления самосознающей души». При этом показывается, что его культурфилософская система является не пересказом чужих идей, а вполне самостоятельной разработкой его собственных воззрений на развитие человеческой истории и культуры, основанной на своеобразном понимании антропософских идей и его личном медитативном опыте. Очень кратко очерчивается само понятие самосознающей души и его эзотерические подтексты, даются основные линии историософской концепции Белого. Более подробно рассматриваются генезис и значение формы спирали, которая лежит в основе культурфилософской модели Белого, и предлагается термин «герметический символизм» для обозначения позднего творчества русского символиста.
Ключевые слова: Андрей Белый, Рудольф Штейнер, «История становления самосознающей души», философия культуры, историософия, антропософия, медитация, эзотерика, спираль истории, кривая истории
Информация об авторе: Ангелика Беттина Шмитт, Докторант, Трирский университет, Германия. E-mail: [email protected]
Цитирование: Шмитт А.Б. Медитативный опыт Андрея Белого как ключ к его историософской концепции «Самосознающей души» // Литературный факт. 2018. № 10. С. 267-292.
В объемистом, но незаконченном культурфилософском труде «История становления самосознающей души» (далее ИССД) Андрей Белый излагает свой взгляд на развитие европейской культуры за последние 2000 лет1. Его историософские воззрения во многом соприкасаются с антропософскими позициями, но и значительно отличаются от изложений Рудольфа Штейнера. С 1912 по 1916 г. Белый провел большую часть времени в окружении австрийского философа и эзотерического учителя, который ввел его в эзотерическую практику антропософии. Белый читал и слушал большое количество докладов Штейнера и изучал его письменные труды. Богатый внутренний опыт, который он приобрел за границей, нашел отражение в разных произведениях более или менее биографического характера2.
В данной статье разрабатывается тезис о том, что этот опыт оказал значительное влияние на историософскую концепцию Белого3, которая во многом является индивидуализированным изложением антропософ-
1 Рукопись ИССД хранится в ОР РГБ (Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 1, 2). В рамках совместного проекта под руководством Моники Спивак (Мемориальная квартира Андрея Белого, Москва) и Хенрике Шталь (Трирский университет, Германия) готовится научное издание ИССД. Книга под названием «Душа самосознающая», вышедшая в 1999 г. под редакцией Э.И. Чистяковой, содержит только среднюю, самую необработанную часть ИССД, к тому же в варианте, не соответствующем рукописи. Весь труд состоит из трех частей: первая и последняя имеются в переработанном виде, в то время как главная, вторая часть, в которой должна была описываться сама эпоха самосознающей души, осталась в черновике. Первая часть содержит воззрения Белого на античность и средневековье, в третьей дается обзор его историософской концепции в целом.
2 См.: Белый А. Материал к биографии // Литературное наследство. Т. 105: Андрей Белый. Автобиографические своды. Материал к биографии. Ракурс к дневнику. Регистрационные записи. Дневники 1930-х годов / Сост. А.В. Лавров, Дж. Малм-стад; науч. ред. М.Л. Спивак; отв. ред. А.Ю. Галушкин, О.А. Коростелев. М., 2016. С. 29-328; Белый А. На перевале. Берлин; М.; СПб., 1923; Белый А. Собрание сочинений. Т. 6: Котик Летаев. Крещеный китаец. Записки чудака. М., 1997; Белый А. Йог // Собрание сочинений. Т. 3: Серебряный голубь. Рассказы. М., 1995. С. 296-308; Белый А. Воспоминания о Штейнере // Собрание сочинений. Т. 7: Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере / Сост. И.Н. Лагутина. М., 2000. С. 255-535.
3 Один аспект этого влияния был разработан Хенрике Шталь (Шталь Х. Медитативный опыт Андрея Белого и «История становления самосознающей души» // Автобиографизм и биографические практики / Под ред. К. Кривеллер, М. Спивак. СПб., 2015. С. 80 и сл., 93 и сл.). Она указала на связь между центральным понятием очерка и медитативным опытом Белого, который, как наглядно показывает медитативная запись 1918 г. (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 46. Ед. хр. 28), пережил преобразование души в некую чашу, в которую вливается импульс духа. Однако значение медитиативных и эзотерических переживаний Белого имеет намного больше аспектов и является более фундаментальным. О медитативном пути Белого см.: Шталь X. Медитативный опыт А. Белого и «История становления самосознающей души». С. 82-87; Schmitt A. Hermetischer Symbolismus: Andrej Belyjs "Istorija stanovlenija samosoznajuscej dusi". Frankfurt a. M.: Peter Lang (в печати). S. 155-159.
ских идей4. Фундаментальные различия в культурфилософских моделях Белого и Штейнера касаются, во-первых, центрального для ИССД понятия самосознающей души, во-вторых, хронологической последовательности исторической периодизации и, в-третьих, схематизации хода исторических событий в их связи с оккультными положениями.
В дальнейшем излагаются взаимоотношения между историософской концепцией и эзотерическим опытом Белого на примере указанных трех пунктов, благодаря чему выявляется оригинальность культурфилософских взглядов писателя-мыслителя. При этом медитативный опыт Белого понимается как его внутренняя биография, отражающаяся в его творчестве в целом.
Концепция самосознающей души
Немецкий термин "Bewusstseinsseele" переведен Белым на русский язык как «самосознающая душа». Это выражение восходит к "selbstbe-wusste Seele" из «Загадок философии» Штейнера5, где тот изложил свой взгляд на эволюцию мысли в западной Европе для широкого круга читателей. Историософская концепция Белого многим обязана этому труду учителя6. Для обоих "Bewusstseinsseele" или «самосознающая душа» является частью человеческого существа, развитие которой определяет ход исторических событий начиная с Нового Времени. Она связана с рождением высшей духовной инстанции в человеке, которая будет вполне раскрыта только на следующей ступени развития «самодуха» или «мана-са» (по-немецки "Geistselbst")7.
4 Часто считается, что антропософские труды Белого являются просто репродукцией взлядов Штейнера, но ИССД показывает, что Белый переработал антропософский материал в самостоятельную культурфилософскую систему; ср. оценки Ф.А. Степуна, который обвинял Белого в суфлерстве (Степун Ф.А. Открытое письмо Андрею Белому по поводу статьи «Круговое движение» // Труды и дни. 1912. № 4-5. С. 86), Стивена Кэсседи, который говорит о конверсии Белого в антропософскую веру и называет его "devout" и "faithful anthroposophist" (Cassedy St. Bely the Thinker // Andrey Bely. Spirit of Symbolism. Ithaca, London, 1987. P. 314, 319, 323, 330), или Елены Шварц, которая восприняла ИССД (речь, очевидно, идет об опубликованной второй части) как «конспекты лекций Штейнера» (Шварц Е.А. Сочинения Елены Шварц. Т. 5. СПб., 2013. С. 60 и сл.).
5 Steiner R. Die Rätsel der Philosophie (GA 18). Dornach, 1962. Труды Штейнера приводятся в оригинале. Переводы большинства его трудов и лекций на русский язык доступны на сайте: http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Ga_Rus.
6 См.: SchmittA. Hermetischer Symbolismus. S. 232-236.
7 См.: Steiner R. Die Geheimwissenschaft im Umriss (GA 13). Dornach, 1989. S. 294-298. Об антропологии Штейнера см.: Там же. S. 52-79; SteinerR. Theosophie (GA 9). Dornach, 1987. S. 24-60. О сравнении понятий "Bewusstseinsseele" и «самосознающая душа» см.: Шталь Х. Генезис понятия самосознающей души и «История становления самосознающеи души» Андрея Белого // Russian Literature. 2011.
В характеристиках антропософских частей человеческого существа, которые дает Белый, есть тенденция антиципации по отношению к определениям Штейнера, у которого "Bewusstseinsseele" характеризуется амбивалентно: с одной стороны, она отличается холодностью и смертоносностью мысли, а с другой, органичным, живым мышлением, прототипом которого является для Штейнера Гете8. Белый приписывает качество механического мышления исключительно душе рассуждающей9, а душу самосознающую понимает как преодоление мертвой мысли благодаря совершенно новым способностям, которые он называет «композицией пространства», «темой в вариациях времени» и «символом»10. Они, соответственно изложениям Белого, раскрываются постепенно в ходе Нового Времени11. Он видит в них отражение тех ступеней, которые следуют за периодами душевного развития. В антропософском идейном космосе они связаны с так называемыми «высшими ступенями познания» — има-гинацией, инспирацией и интуицией12. Белый в этом контексте говорит о «пред-инспирации»:
Процессами переработки самосознающей душой трех пластов своих в дух <пластами здесь обозначаются три переработанные телесные части — А.Ш.>, пласты эти сперва озаряются проблеском духа; «само» начинает работать в астрале; оно изменяется, перерождаясь в имагинативную душу; раскрытие имагинации — «манас»; но до него проблеск раскрытья — в имагинативных концепциях самосознанья <...>; переработка астрала печатается уже в теле эфирном; и открывается новая фаза душевности; инспиративной душою мы можем назвать эту фазу; и тут же заметим; она еще — не инспирация: пред-инспирация, так сказать; и наконец дав работу душе ощу-
Vol. 70. Iss. 1-2: Andrej Belyj's "Istorija stanovlenija samosoznajuscej dusi". P. 21-37; Schmitt A. Hermetischer Symbolismus. S. 59-124 (особенно 117-124).
8 Об амбивалентности понятия "Bewusstseinsseele" см.: Ewertowski J. Die Entdeckung der Bewusstseinsseele. Wegmarken des Geistes. Stuttgart, 2007. S. 64, 73, 119129; Шталь Х. Генезис понятия самосознающей души и «История становления самосознающеи души» Андрея Белого. P. 25.
9 Здесь сказывается сильное влияние Ницше, чья концепция сократического человека накладывается на понятие души рассуждающей у Белого.
10 Шталь выделяет только «композицию пространства» и «тему в вариациях времени» как «формы», характеризующие «фигуративно-подвижное мышление» самосознающей души, хотя и указывает на их связь с основной концепцией символизации познания у Белого: ШтальХ. «Печать самосознающей души»: ^мволизм как «плюро-дуо-монизм» у позднего Андрея Белого // Symbol w kulturze rosyjskiej / Red. naukowa K. Duda, T. Obolevich. Kraków, 2010. S. 600 и сл.
11 Cм.: ИCCД 2, гл. «^хема композиции», «Душа самосознающая как тема в вариациях», «Cимволизм», «Антропософия» (Белый А. Душа самосознающая / ^ст. и ст. Э.И. Чистяковой. М., 1999. C. 376-391, 408-476); ИтеД 3, гл. «Душа самосознающая как композиция» и гл. от «Тема в вариациях: музыка» до «Cимволизм».
12 Cм.: SteinerR. Die Stufen der höheren Erkenntnis (GA 12). Dornach, 1993.
щений, «само», извлекая созвучье меж этой душой и физическим телом, становится интуитивной душой13.
Соотнесение этой концепции с ранними теоретическими размышлениями Белого и с описанием его медитативного опыта в дневниках мыслей «На перевале» выявляет, что он понимал эти ступени высшего познания антропософского учения как градационное углубление принципов трансцендентальной эстетики Канта в такой последовательности: познавательным возможностям души рассуждающей соответствуют пространственная и временная формы созерцания, определяемые Кантом в КЧР, в то время как ноуменальная сфера остается за пределами человеческого разума; самосознающая душа отличается познавательными принципами «композиции пространства», «вариации времени» и «символом», которые являются организационными принципами познания и культурной деятельности человека в самом широком смысле; духовным ступеням развития доступны имагинация, инспирация и интуиция, т.е. высшие познавательные способности, достигающие ноуменальной сферы14. Таким образом, в ходе культурного развития человечества создается ступенчатый путь постепенного углубления познавательных возможностей в оккультные глубины мироздания.
Примечательно, что познавательные принципы самосознающей души — композиция, вариация и символ — Белым не только излагаются, но одновременно используются в качестве изобразительных средств при изложении своей историософской концепции: Смысл его очерка по философии культуры раскрывается не столько на понятийном уровне, сколько на метафорическом, ритмическом и символическом уровнях текстовой структуры15. Причиной этому является его личная эзотерическая практика, которая раскрыла ему жизнь мыслей как сфера пульсирующих и переливающихся образов, как переходящих друг в другу музыкальных ритмов и как оккультную встречу с центром мирового сознания16.
13 ИССД 3: «Душа и история» (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 1. Л. 278 об.). Курсив в оригинале.
14 См.: SchmittA. Hermetischer Symbolismus. S. 178-186.
15 См.: SchmittA. Hermetischer Symbolismus. S. 301-388.
16 См. описания медитативных путешествий в «Кризисе культуры» (Белый А. На перевале III. Кризис культуры. СПб., 1920. С. 64 и сл.), «Кризисе мысли» (Белый А. Кризис мысли // На перевале. Берлин; М.; СПб., 1923. С. 97-99) и в рассказе «Йог» (Белый А. Собрание сочинений. Т. 3: Серебряный голубь: Рассказы. М., 1995. С. 300, 304-306). Эта тема рассматривается в: Schmitt A. Hermetischer Symbolismus. S. 168-173.
Хронология
В 1927 г во время летнего отдыха на Кавказе Белый нарисовал разноцветную схему своей историософской концепции в виде системы координат:
Рис. 1: Историософская схема11
На горизонтальной оси отражен ход времени, т.е. последовательность так называемых после-атлантических культурных эпох от третьей до шестой. По вертикальной оси расположены части человеческого существа в соответствии с антропософской антропологией — от физического тела, которое представлено Атлантидой, до манаса или самодуха. Каждой части соответствует цветная полоса, доминирующая в определенном промежутке времени18. Особенно детально в изложении исто-
17 Рисунок представлен в экспозиции Мемориальной квартиры Андрея Белого (отдел Государственного музея А.С. Пушкина). Публикуется с любезного разрешения М.Л. Спивак.
18 Более подробно о рисунке и его антропософских контекстах: Шталь Х. Спираль или ритмический жест истории: рисунок к «Истории становления самосознающей души» Андрея Белого // Миры Андрея Белого / Сост. К. Ичин, М. Спивак. Белград, М., 2011. Особенно с. 623-625; Stahl H. Die rhythmische Geste: Symptoma-
рических событий в ИССД можно отслеживать среднюю часть схемы19. Но хронологические данные в тексте, датирующие ход исторической кривой, т.е. красной линии, не соответствуют изображению. К тому же они сильно отличаются от периодизации, которую дает Штейнер20.
Белый, в отличие от своего учителя, исходит из ускорения исторического времени. Об этом он упоминает во всех трех частях ИССД. О том, что «темп времен вообще ускоряется»21, говорят и те данные, которые Белый приводит в тексте при переходах между эпохами. Эпоха души ощущающей длится 3300 лет (4000-700 гг. до н.э.)22, эпоха души рассуждающей охватывает 2000 лет (700 г. до н.э. — 1350 г. н.э.)23, а настоящая эпоха самосознающей души, по предположениями Белого, закончится уже через 200-400 лет24, т.е. имеет длительность менее 1000 лет. Если учитывать эти данные и экстраполировать тенденцию ускорения, заложенную Белым в тексте ИССД, получается следующая кривая:
tologie und Prognostik in Andrej Belyjs "Geschichte des Werdens der Selbstbewusst-seinsseele" // Visionen der Zukunft um 1900. Deutschland, Österreich, Russland. Hrsg. v. S. Taskenov, D. Kemper in Zusammenarbeit mit V. Kantor (Schriftenreihe des Instituts für russisch-deutsche Literatur- und Kulturbeziehungen an der RGGU Moskau, hrsg. v. D. Kemper. Band 10). Paderborn, 2014. Особенно с. 195-200; Schmitt A. Hermetischer Symbolismus. S. 217-230. С размышлениями Л.Ф. Кациса по поводу историософской схемы (Кацис Л.Ф. Семантика рисунков Андрея Белого, соотносимых с «Историей становления самосознающей души» // Миры Андрея Белого / Сост. К. Ичин, М. Спи-вак. Белград, М., 2011) позволим себе не согласиться.
19 См.: SchmittA. Hermetischer Symbolismus. S. 230-295.
20 Точные данные всех прошедших послеатлантических культурных эпох Штей-нер давал, насколько мне известно, только в одной лекции, и то неправильно, если учитывать, что теоретически каждая эпоха, по его концепции, имеет длительность одного мирового месяца, т.е. 2160 лет. См.: SteinerR. Geistige und soziale Wandlungen in der Menschheitsentwickelung (GA 196). Dornach, 1992. S. 59.
21 ИССД 3: «Самосознание и дух свободы» (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 1. Л. 280 об.).
22 См. ИССД 2: «Душа самосознающая» (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 2. Л. 186); Белый А. Душа самосознающая. С. 367: «душевн<aя> истори<я>, в которую вступили мы 6 тысячелетий назад, и в которой мы пребывали вплоть до последнего времени». (Здесь и далее цитируется по рукописи.) Там же (с. 480) в «Тезисах 12-ти лекций» 1921 г. началом «истории душевной культуры» Белый называет «4000 лет до Р.Х.».
23 См. ИССД 1: «II.13. Разгляд отрезка кривой» (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 1. Л. 127 об.: «рассуждающая душа <приподымалась> в 7-ом веке до нашей эры». ИССД 2: «Душа самосознающая» (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 2. Л. 187 об.); Белый А. Душа самосознающая. С. 369: «рождение души самосознающей и ее юность, — вторая половина XIV<-ra> столетия, пятнадцатый век и начало шестнадцатого».
24 См. ИССД 2: «Душа самосознающая» (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 2. Л. 189 об.); Белый А. Душа самосознающая. С. 372: «весьма вероятно, что эта вторая половина 5-го культурного периода, захватывающая 2-3-4 впереди стоящих столетий, есть рассказ о прыжке из необходимости в царство свободы».
Спираль истории
Духочеловек Жизнедух Самодух Самосозн. душа Душа рассужд. Душа ощущающ. Астральное тело
Эфирное тело Физическое тело
Историческое время Рис. 2: Спираль истории
У Штейнера культурные эпохи следуют ритму платонического мирового года, соответственно, каждая эпоха имеет продолжительность одного мирового месяца, т.е. 2160 лет25. К тому же Белый и настоящую эпоху подразделяет на семь частей, которые тоже следуют принципу ускорения, т.е. уменьшаются в ходе времени. Здесь у Штейнера не имеется никакой параллели.
Причину этой контракции эволюционных ритмов, о которых сам Штейнер говорил в отдельных местах26, можно увидеть и в эзотерическом опыте Белого. Свое настоящее он переживал как выход из линеарного течения времени в некое «надысторическое» пространство, в котором время переживается как круго- или шарообразное27. По мере того как человеческое бытие переходит в сферы по ту сторону душевных пластов, время качественно меняется. Человеческое сознание всё больше и больше погружается во временные условия, радикально отличающиеся от земных. На астральном плане, по свидетельству различных оккультных
25 См.: Steiner R. Gegenwärtiges und Vergangenes im Menschengeiste (GA 167). Dörnach, 1962. S. 97, 208; SteinerR. Mysterienwahrheiten und Weihnachtsimpulse. Alte Mythen und ihre Bedeutung (GA 180). Dörnach, 1980. S. 209 и сл., 273. Надо отметить, что Белый, тем не менее, знал о концепции мировых месяцев и схематизации культурного развития без ускорения. Об этом свидетельствует письмо от 8 января 1927 г., написанное спустя полгода после окончания наброска очерка в 1926 г. (см.: Белый А. Правда ритмов времени. Письмо от 8го января 1927го г. URL: http://www. rudolf-steiner.ru/50000016/1448.html).
26 См. SteinerR. Aus der Akasha-Chronik (GA 11). Dornach, 1986. S. 158 и сл.; Steiner R. Das christliche Mysterium (GA 97). Dornach, 1998. S. 284.
27 См.: Белый А. Материал к биографии. С. 166. См. также: ИССД 2: «Душа самосознающая». ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 2. Л. 185-185 об.; Белый А. Душа самосознающая. С. 365 и сл.
-го» -ч» -jcw -wx> -tow а \ш хт кх» жо
направлений, как и по Флоренскому, время течет в обратном порядке28, а на духовном плане царствует одновременность всех событий. По мере того как земное человеческое бытие переходит в сферу духа или вечности, линеарное время теряет свое значение и, соответственно, по отношению к земному потоку времени ускоряется.
Схематизация исторических событий и эволюции вселенной
Следующее различие культурфилософских моделей Белого и Штейнера касается принципа спирали. У Штейнера, как и у Гегеля, чьи историко-философские взгляды значительно повлияли на Штейнера, спираль исторической эволюции человечества мыслится по вертикальной оси, в то время как у Белого спираль разворачивается по горизонтали. Развитие человечества и всего космоса в ИССД мыслится сначала в виде прямой, которая в связи с воплощением и воскресением Христа закручивается в спираль:
Евангелия суть качественное выражение закручиваемых в спираль времен под действием перпендикулярно сходящего к времени импульса, образующего в момент схождения самую воронку Маль-стрёма <...>; Христос, изображенный в Евангелиях, и есть эта воронка, ибо Он описан как Логос, сходящий в человека, образующего во времени Мальстрём29.
Схема горизонтально раскручиваемой спирали внутри расширяющегося конуса встречается у Белого довольно часто в связи с его медитативной практикой и культурфилософскими размышлениями, начиная с 1912 г В эссе «Линия, круг, спираль» осени этого года говорится о конусе и вписанной в него пирамиде, связанной с треугольником душевных сил мысли, чувства и воли30. Эта схема по-разному выполнена в письмах 1914 и 1919 гг., адресованных Флоренскому и Иванову-Разумнику31,
28 О потоке времени в обратном порядке см.: Петров В.В. Телеология, четвертое измерение и обратный ход времени в работах А. Белого, Вячеслава Иванова и М. Волошина // Вячеслав Иванов: Исследования и материалы. Вып. 3 / Сост. С.В. Федотова, А.Б. Шишкин. М., 2018. С. 13-61; Силард Л.А. Герметизм и герменевтика. СПб., 2002. С. 201, 287 и сл.
29 ИССД 1: «I.6. Стиль Евангелий» (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 1. Л. 25).
30 См.: Белый А. Линия, круг, спираль — символизма // Труды и дни. 1912. № 4-5. С. 21.
31 См.: Belyj А., Florenskij P. ".nicht anders als über die Seele des anderen". Der Briefwechsel. Texte / Ed. F. и S. Mierau. Ostfildern, 1994. S. 69-73; Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / Публ., вступ. ст., коммент. А.В. Лаврова и Дж. Малмстада; подгот. текста Т.В. Павловой, А.В. Лаврова, Дж. Малмстада. СПб., 1998. С. 189 и сл.
в медитативной записи 1918 г и в «Кризисе культуры». Из всех этих записей можно заключить, что Штейнер давал Белому медитативную инструкцию воображать душевные силы в виде треугольника, где мысль расположена в голове, чувство в левой руке или области сердца, а воля в правой руке. Именно так нарисовал Белый в письме Иванову-Разумнику от 2 ноября 1919 г., цитируя слова из драм-мистерий Штейнера32, но варьируя их в рисунке:
Рис. 3: Треугольник душевных сил
Этот треугольник приводился Белым в крутящееся, расширяющееся движение, с помощью которого его сознание могло покидать тело. О том, что под руководством Штейнера он научился выходить из физического тела, не потеряв сознание, и подниматься на высшие уровни бытия, свидетельствуют описания медитативных путешествий в «Кризисах», а также слова в «Материале к биографии»: «я в бодрственном состоянии научился выходить из себя духовно, а не физиологически»34. В письме Иванову-Разумнику Белый начертил в схемах, как благодаря спиралевидному движению он вырывается из телесной оболочки, чтобы улететь в космические пространства:
32 Имеются в виду слова, которые читает Капезий: "In deinem Denken leben Weltgedanken, / In deinem Fühlen weben Weltenkräfte, / In deinem Willen wirken Weltenwesen" и т.д. (SteinerR. Die Prüfung der Seele // Vier Mysteriendramen (GA 14). Dornach, 1998. S. 164 и сл.).
33 Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. С. 189.
34 Белый А. Материал к биографии. С. 144.
(Тояучйипсяг
Wtltcnkräftt tHnkvt
/^Нштянек
И 7, л.
Рис. 4: От треугольников к спиралевидному движению
Принцип горизонтально раскручивающейся спирали, кроме того, довольно часто встречается на медитативных рисунках дорнахского периода как принцип существования в потустороннем пространстве36. В «Кризисе культуры» схема лежащих внутри расширяющегося конуса треугольников и проходящей по ним спирали прикладывается к куль-турфилософским размышлениям. Круг или треугольник определяется как выражение «догматизма», а линия — как знаковое соответствие эволюционного мировоззрения. И то и другое по отдельности Белый считает ложным; только приведенные во взаимодействие они отражают в виде спирали истинный ход развития, который Белый здесь называет «символизмом»37. Мимоходом Белый и здесь намекает на то, что и в человека вписан треугольник душевных сил. В медитативной тетради 1918 г очень подробно излагается, как с помощью этих сил при произнесении мантрических слов происходит процесс расширения сознания. Кроме треугольников и бегущей по ним спирали здесь изображается разверстый череп, высвобождающий обычное я-сознание, в виде чаши и опускающегося в нее голубя38.
35 Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. С. 190.
36 См.: Andrej Belyj. Symbolismus — Anthroposophie — Ein Weg. Texte, Bilder, Daten / Ed. T. Gut. Dornach, 1997. S. 219-221.
37 См.: Белый А. На перевале III. Кризис культуры. С. 74-81.
38 Шталь указывает на связь этой символики с концепцией самосознающей души в ИССД. (Шталь Х. Медитативный опыт А. Белого. С. 80 и сл., 93 и сл.). Этот
Рис. 5: Медитативная запись39
Слова, с помощью которых осуществляется медитация в тетради 1918 г., являются парафразой из драм-мистерий Штейнера40. Белый упоминает о них в «Воспоминаниях о Штейнере»: «одна из мне данных, первых медитаций, — видоизмененный текст одной из "Мистерии'»41.
же аспект с акцентом на метафорику, связанную в ИССД с ренессансом и стоящим за ней автобиографическим контекстом, разработан в статье: SchmittA. Die imaginative Chiffrenschrift von Andrej Belyjs kulturphilosophischem Spätwerk // Bilderfahrungen im Zwischenraum von Kunst, Philosophie und Pädagogik / Под ред. M. Bunge, A. Wiehl (в печати). Чаша также намечается в рисунках, приложенных к письму Иванову-Разумнику (см. рис. 4). Об образе Грааля у Белого см. также: Schmitt A. Hermetischer Symbolismus. S. 318-326.
39 Белый А. Медитативная запись и схема (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 46. Ед. хр. 28. Л. 4).
40 Х. Шталь указывает, что Белый в 1918 и 1919 гг. вел кружок по «Драмам-мистериям» Штейнера в антропософском обществе в Москве и что эта же парафраза использовалась Штейнером в эзотерической школе. См.: Шталь Х. Медитативный опыт А. Белого. С. 88 и сл.; Steiner R. Aus den Inhalten der esoterischen Stunden. Band II: 1910-1912 (GA 266b). Dornach, 1996. С. 318, 447-471. На эзотерических уроках с 8 ноября по 17 декабрю 1912 г. тема повторяется и относится к розенкрейцерской формуле "Ex Deo nascimur. In Christo morimur. Per Spiritum Sanctum reviviscimus", которой Белый придавал большое значение (см., например: Белый А. О смысле познания // Поэзия слова. Chicago: Russian Language Specialities, 1965. (Russian Study Series 51). [Репринт изд.: СПб.: Эпоха, 1922]. С. 51).Белый, однако, был принят в Эзотерическую школу только в мае 1913 г. (Белый А. Материал к биографии. С. 136).
Белый А. Воспоминания о Штейнере. С. 370. Курсив в оригинале.
Эта парафраза приводится в медитативных записях 1918 г. по-русски во множественном числе: «В наших мыслях живут мировые мысли, / В наших чувствах трепещут мировые силы, / В нашей воле действуют существа воли»42, и по-немецки от первого лица в единственном числе: "In meinem Denken leben Weltgedanken / In meinem Fühlen weben Weltenkräfte / In meinem Wollen wirken Willenswesen"43. Эти же слова являются началом одной из мантр Штейнера, которую он давал «одному русскому антропософу» в «1912 г.», как сказано в репринте мантры в собрании сочинений. Приводим полный текст мантры в переводе на русский:
В моих мыслях живут мировые мысли В моих чувствах трепещут мировые силы В моей воле действуют существа воли
Познать себя хочу я
В мыслях мировых Переживать себя хочу я
В силах мировых Творить себя хочу я В существах воли
И не замкнусь я в концах миров И в широтах пространства А начну себя с концов миров И с широт пространства И завершусь в себе Познавая себя в себе.
Для русского антропософа 191244
Очень вероятно, что этим «русским антропософом» был Андрей Белый, который, однако, использовал в целях медитации только первую часть мантры. В статьях и письмах, однако, он приводил официальную версию из драм-мистерий45, которую Штейнер называл «экзотерической», в отличие от приведенной мантры, звучащей от первого лица, которую он характеризовал как «эзотерический» вариант46. То, что эти
42 Белый А. Медитативная запись и схема (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 46. Ед. хр. 28. Л. 9).
43 Там же. Л. 1-4.
44 SteinerR. Mantrische Sprüche. Seelenübungen II. 1903-1925 (GA 268). Dornach, 1999. С. 49. Перевод мой.
45 См.: Белый А. Круговое движение // Труды и дни. 1912. № 4-5. С. 72; Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. С. 189.
46 См.: SteinerR. Aus den Inhalten der esoterischen Stunden (GA 266b). С. 447-455.
слова и связанные с ними у Белого символы треугольника и спирали появляются в течение нескольких лет в разных автобиографических источниках, говорит о том, что он поддерживал эту практику по крайней мере в течение семи лет47. Как принцип выхода сознания на другие уровни бытия она легла в основу историософской концепции Белого, что вполне последовательно, потому что по антропософскому воззрению развитие человечества является эволюцией на высшие душевно-духовные ступени существования.
При этом в основной схеме культурфилософского развития ИССД отражается весь антропософский идейный космос, который, по собственному свидетельству Белого, стал ему доступен благодаря собственной эзотерической практике. В «Материале к биографии» в записи за сентябрь 1913 г читаем: «находим <...> в Льяне виллу и усиленно отдаемся медитациям <имеются в виду Белый и Ася Тургенева — А.Ш >; за этот месяц делаю значительные успехи и космические узнания (о сфере старой луны, солнца, Сатурна <sic>) осеняют меня»48. В «Записках чудака» эти же внутренние события даются в поэтической обработке: «в Христиании <...> я из ущелия плоти прошел: в непомерный объем раздававшихся истин до--дальних прозоров о судьбах моих;-и возвысились цели, подъятые к небу (гигантом) в столетиях времени»49.
Эти оккультные «прозоры», схваченные и сформулированные Белым с помощью антропософского понятийного аппарата, а также распространенная в культуре Серебряного века эзотерической символикой христианства, являются источником его историософских воззрений и легли в основу общей схемы, стоящей за изложениями в ИССД.
Основную схему составляют круг как символ божественной троицы, четырехугольник как символ земли или Софии, крест как символ человечества и феноменального мира. Последний раскрывается на разных уровнях, от самых тонких до самых грубых феноменальных форм, в категориях пространства и времени. Цветная схема 1927 г вписана в эту более обширную схему всей историософской концепции ИССД. Категория пространства у Белого относится не только к девяти частям
47 Суждение М. Спивак о том, что Белый после возвращения в Россию перестал жить внутренней медитативной жизнью и только внешне остался антропософом, кажется нам поспешным. Рассказ «Йог», в контексте которого Спивак высказывает свое предположение, нам, наоборот, видится описанием собственных оккультных переживаний Белого в связи с событиями вокруг октябрской революции. См.: Спивак М.Л. Рассказ Андрея Белого «Йог»: автобиографический подтекст и эзотерический опыт // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2004. № 2. С. 21; Спивак М.Л. Андрей Белый — мистик и советский писатель. M., 2006. С. 202. Наш перевод рассказа на немецкий язык публикуется: Die Drei. 12/2018. S. 17-32.
48 Белый А. Материал к биографии. С. 138.
49 Белый А. Записки чудака. С. 434.
человеческого существа, но и к девяти ступеням манифестации космоса, которым содейственны девять космических рангов ангелов. Здесь отражаются древние христианско-эзотерические воззрения, восходящие к Дионисию Ареопагиту. А категории времени соответствуют семь ступеней планетарной эволюции земли, которые, в свою очередь, отражаются в семи периодах земного, в семи эпохах культурного развития и в семи подпериодах эпохи самосознающей души.
Рис. 6: Схема историософской концепции ИССД50
В эту схему вписаны и прямая развития до воплощения Христа — как снисходящая ветка приближения Логоса и как поднимающаяся линия развития вещественных форм — и спираль, которая закручивается после инкорпорации Логоса. Всё более низкие слои бытия и человеческого су-
50 Схема воспроизведена на основе различных схем, разбросанных в тексте ИССД. Каркас следует схеме на листе: ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 2. Л. 218 (Белый А. Душа самосознающая. С. 423). Она подверждается схемами, которые находятся в ОР РГБ и датируются 1912-1916 и 1918 гг. Основные линии этой схемы Белый описывает в ИССД 2 (глава «Душа самосознающая как тема в вариациях»: ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 2. Л. 218-219 об.; Белый А. Душа самосознающая. С. 422-425) и ИССД 3 (глава «От трансформизма к символизму»).
щества перерабатываются и поднимаются по спирали возрастающими оборотами на всё более высокие слои. Развитие, таким образом, происходит внутри многоступенчатого космоса по закону многообразных отражений и повторов и одновременного достижения новых уровней.
Следующий рисунок дает пример того, как Белый воображал связь между развитием человечества и ангельскими иерархиями для послеат-лантического периода. В описи фонда Белого в ОР РГБ схема условно датируется дорнахским периодом (1912-1916), что отсылает к записи Белого в «Материале к биографии» от июля 1913 г.: «я усиленно интересуюсь проблемой истории в связи с духовной наукой; составляю таблицы, графические схемы, диаграммы»51. Примечательно, что уже здесь имеется образ спирали в виде красной линии, закручивающейся после воплощения Логоса или Христа.
Рис. 7: Импульсы, влияющие на развитие человечества — Кришны (синий), Христа (красный), ангельских иерархий регулярных (зеленый) и отпавших (черный)52
51 Белый А. Материал к биографии. С. 137.
52 ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 37. Ед. хр. 1. Л. 18. Вопрос о том, когда именно Белый рисовал эту и ряд других схем из единицы хранения 37, пока остается открытым. Однако не исключено, что датировка верна.
На другом рисунке 1917 г, который служил Белому конспектом для лекции перед антропософской аудиторией, изображены не культурные эпохи, а ступени планетарной эволюции нашей солнечной системы53. Они даются в виде зеленого, оранжевого, синего и красного круга или полукруга, в которые вписаны девять ступеней развития человеческого существа. Цвета относятся к т.н. «старому Сатурну» и к «Вулкану» будущего (зеленый), к «старому Солнцу» и будущей «Венере» (оранжевый), к «старой Луне» и будущему «Юпитеру» (синий), а красный и коричневый цвета в середине соответствуют земле.
Рис. 8: Схема к лекции 1917 г.
В расстановке человеческих фигур прослеживается та же композиция двух прямых и спирали, которая лежит в основе историософской схемы ИССД, с крестом в центре, который символизирует смерть и воскресение Христа, отражающее, по Белому, судьбу всего человечества. Это показывает рисунок 1918 г., на котором человеческое существо, состоящее, соответственно антропософской антропологии, из трех телесных, трех душевных и трех духовных частей, изображено на всех этих уровнях, т.е. в своих потенциальных и реализованных манифестациях с вписанными туда же двумя линиями и спиралью:
53 Она подробно описана с точки зрения антропософской эзотерики в центральной главе «Очерка тайноведения». См.: SteinerR. Die Geheimwissenschaft im Umriss (GA 13). S. 137-298.
Рис. 9: Схема Андрея Белого 1918 г., перерисовано рукой К.Н. Бугаевой54 Идею о том, что культурные эпохи и планетарные периоды совпадают или, по крайней мере, не взаимоисключаются, потому что отражаются друг в друге, Белый высказывает в ИССД. В третей части, в главе «От трансформизма к символизму» он говорит о «диагонали», которая вписана в нижний левый квадрат четырехугольника (т.е. о прямой восходящей линии эволюции), что она «выявляет всю тему в вариациях (иль дни "сатурна", дни "солнца", "луны" и "земли")»55.
Надо еще отметить, что на рисунке дорнахского периода, как и на рисунке 1918 г., присутствует мотив, который в ИССД отмечается лишь вскользь: на рис. 9 за спиной средней человеческой фигуры стоит десятая фигура такого же роста с надписью «Кришна», а на рис. 7 всё, что нарисовано синим цветом, относится, как говорит легенда, к «Кришне импульсу»56. Циклы лекций о «Бхагавадгите», которые Белого очень впечатлили, Штейнер читал в конце 1912 и в мае 1913 г.57
54 ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 46. Ед. хр. 30. Л. 5.
55 ИССД 3: «От трансформизма к символизму» (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 1. Л. 346 об.).
6 В ИССД Белый упоминает Кришну лишь в первой части, где говорится не только о том, что уже в Древней Индии готовилась культура человеческого «я», но и о том, что учение Иисуса превышает то, что было дано Кришной, см.: ИССД 1: «I.9. Христос Иисус» (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 45. Ед. хр. 1. Л. 60 об.).
57 См.: SteinerR. Die Bhagavad Gita und die Paulusbriefe (GA 142). Dörnach, 1982; SteinerR. Die okkulten Grundlagen der Bhagavad Gita (GA 146). Dörnach, 1992.
Другой интересный факт: для обозначения душевных и духовных частей человеческого существа Белый использует на рисунке дорнахского периода немецкие термины, а в 1918 г уже русские, но душу самосознающую сокращает до «Д. созн.», что может обозначать «Душа сознающая» или «Душа сознательная» (последним термином А.Р. Минцлова переводила немецкое «Bewusstseinsseеle»)58. Выражение «душа самосознающая» до ИССД встречается у Белого редко59. В «Тезисах 12-ти лекций» 1921 г., конспекте историко-философского курса, термин уже используется как устойчивое выражение, связанное с определенными культурными явлениями, во многом совпадающими с историософской концепцией ИССД. О том, что этому труду предшествовала потерянная книга по философии культуры, содержавшая как раз то, что в виде тезисов изложено в конспектах 1921 г, свидетельствуют слова Белого в письме Асе Тургеневой от 11 ноября 1921 г.:
<..> с сентября <1920> до января <1921> я написал книгу по философии культуры и черновик Эпопеи (1-го тома) работая безумно много, до нервного изнеможенья. Книга по «Философии и Культуре» потеряна (это была лучшая моя книга теоретическая: Антропософское обоснование культуры; не я потерял, но мне потеряли ее — Виноградов, который хотел для меня снять копию)60.
Значит, надо исходить из того, что в 1926 и 1931 гг., набрасывая текст ИССД, Белый частично восстанавливал однажды уже написанный, но потерянный текст, а над своей историософской концепцией работал с 1913 г.61, сначала пытаясь вникать в концепции Штейнера, а потом всё больше индивидуализируя ее. Из данных положений, касающихся развития исторической концепции Белого, можно заключить, что сначала он
58 Так Минцлова перевела немецкий термин "Bewusstseinsseele". См.: Штей-нер Р. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека / Пер. А.Р. Минцловой. СПб., 1910.
59 В 1915 г он использует термин «душа самосознающая» один раз в книге «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности» и в одном месте в «Кризисе культуры» (Белый А. Собрание сочинений. Т. 7: Рудольф Штейнер и Гете. С. 86; Белый А. На перевале III. Кризис культуры. С. 27).
60 Письмо Андрея Белого // Воздушные пути: Альманах. 1967. № 5. С. 306. Курсив в оригинале.
61 Об истории создания ИССД см.: Спивак М.Л. Андрей Белый в работе над трактатом «История становления самосознающей души» // Russian Literature. 2011. Vol. 70. Iss. 1-2: Andrej Belyj's "Istorija stanovlenija samosoznajuscej dusi". P. 1-19; Шталь Х. Проблемы текстологии «Истории становления самосознающей души» Андрея Белого: датировка и композиция // Арабески Андрея Белого: Жизненный путь. Духовные искания. Поэтика: сборник статей по материалам научной конференции / Ред.-сост. К. Ичин, М. Спивак. М., Белград, 2017. С. 492-508; SchmittA. Hermetischer Symbolismus. S. 45-58. Первые два исследования не учитывают ни письмо Асе Тургеневой, ни схемы на рис. 7 и 9, которые здесь публикуются впервые.
построил основную модель исторического развития на основе антропософской антропологии и культурологии, а также своего медитативного опыта, и только потом стал соотносить ее с конкретными фактами культурной жизни. Общая форма хода культурной эволюции, т.е. спираль, была заложена a priori, а конкретные феномены подстраивались Белым под готовую схему. Об этом свидетельствует его собственное удивление и восторг от того, что события и схема спирали действительно совпадают:
< . > входя в детали, я вижу, что попал в какую-то точку ритма истории, что выясняется не столько из общего плана мысли, сколько из мелких штрихов и данных истории; подходя к иным из них, я почти вскрикиваю от изумления, — до чего они становятся транспарирую-щими и заново говорящими в свете приложения к ним антропософской кривой62.
Предположение Х. Шталь о том, что Белый проецировал естественно-научную феноменологию Гете на историю человечества63, этим опровергается, т.к. на первом месте у Белого стоит не феномен, а схема спирали, в которой он уже в юном возрасте увидел наиболее подходящий способ описания культурного развития64. Медитативной практикой антропософии подтверждалось его предположение универсальности схемы спирали как инструмента для схематизации эволюционных процессов, целью которых является взаимное проникновение и интеграция материального и духовного бытия.
Заключение
Реконструкция генезиса спирали и культурфилософской концепции позднего Белого наряду с исследованием относящегося к ней материала показывает, что он отнюдь не был ни слепым последователем Штейнера, ни бестолковым идиотом и сумасшедшим, а разработал вполне последовательную систему, построенную на традициях античных мистерий, эзотерического христианства и алхимического герметизма65, вплоть до
62 Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. С. 353.
63 См.: ШтальХ. Спираль или ритмический жест истории. С. 619-622; StahlH. Die rhythmische Geste. С. 190-195. Ср. иную точку зрения: Schmitt A. Hermetischer Symbolismus. S. 160-168.
64 См.: «если прямая символизирует безвозвратное прохождение мимо, то круг — вечное возвращение <...>. В спирали совмещение прямой и круга.» (Белый А. Собрание сочинений. Т. 8. M., 2012. С. 180; статья написана в 1903 г.).
65 Этот аспект здесь не рассматривается, он заслуживает особого внимания. О метафорическом слое культурфолософской концепции ИССД в этом контексте см.: SchmittA. Hermetischer Symbolismus. S. 310-318.
учения Штейнера, и личном внутреннем опыте, приобретенном на основе медитативных техник антропософии. Учитывая многочисленное, пока еще частично опубликованное графическое наследие Белого, можно догадываться, что его историософская концепция была чрезвычайна сложна и многогранна и что он успел изложить письменно лишь часть того богатого и динамичного внутреннего космоса, в котором жил и творил. Как было показано, нельзя отделить эзотерическую практику от историософских идей, которые тесно переплетены и освещают друг друга. Исследователю позднего творчества Белого необходимо соотносить его биографическое наследие — которое является отнюдь не передачей непосредственного опыта, но всегда в большей или меньшей степени обработанным и выстроенным на основе сложных теорий материалом, — с графическими схемами и с историософскими и поэтологическими концепциями.
Поскольку творчество Белого после 1912 г. находится под сильным влиянием учения Штейнера, а также его личной эзотерической практики, оно становится герметичным для восприятия за счет многочисленных ссылок на различные, не только антропософские системы. В переплетении личного эзотерического опыта с геометрической схематизацией и философской концептуализацией можно увидеть продолжение традиции европейской герметики. Это побудило нас определить его поздний метод как «герметический символизм»66. Этим термином предлагается новая парадигма для обозначения позднего творчества символиста, которая дополняет определения мюнхенского слависта Ааге Ханзен-Лёве. В своей трилогии о русском символизме он назвал первый этап «диаболическим», второй «мифопоэтическим» и третий период, начиная с 1907 г, — «гротескно-карнавальным» символизмом67. К этому периоду, который Ханзен-Лёве не успел описать, еще можно причислить «Серебряный голубь» и «Петербург», но к «Котику Летаеву» и другим автобиографическим романам дорнахского и более позднего времени это определение никак не подходит. Думается, что термин «герметический символизм» особенно подходит для обозначения периода после возвращения в Россию, когда писатель, мыслитель и теоретик усиленно продолжал разрабатывать собственную эзотерическую систему, которая легла в основу его многогранного позднего творчества.
66 Так озаглавлена и наша работа: Schmitt A. Hermetischer Symbolismus.
67 См.: Hansen-Löve A.A. Der russische Symbolismus. Bd. 1: Diabolischer Symbolismus; Bd. 2: Mythopoetischer Symbolismus. 1. Kosmische Symbolik; Bd. 3: Mythopoe-tischer Symbolismus. 2. Lebensmotive. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1989/1998/2014. В последнем томе см. особенно с. 7 и сл.
Литература
Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / Публ., вступ. ст., коммент. А.В. Лаврова и Дж. Малмстада; подгот. текста Т.В. Павловой, А.В. Лаврова, Дж. Малмстада. СПб.: Atheneum; Феникс, 1998. 736 с.
Белый А. Душа самосознающая / Сост. и ст. Э.И. Чистяковой. М.: Канон+, 1999. 560 с.
Белый А. Материал к биографии // Литературное наследство. Т. 105: Андрей Белый. Автобиографические своды. Материал к биографии. Ракурс к дневнику. Регистрационные записи. Дневники 1930-х годов / Сост. А.В. Лавров, Дж. Малмстад; науч. ред. М.Л. Спивак; отв. ред. А.Ю. Галушкин, О.А. Коростелев. М.: Наука, 2016. С. 29-328.
Белый А. Собрание сочинений. Т. 3: Серебряный голубь: Рассказы / Сост., пре-дисл., коммент. В.М. Пискунова. М.: Республика, 1995. 335 с.
Белый А. Собрание сочинений. Т. 6: Котик Летаев. Крещеный китаец. Записки чудака / Общ. ред. и сост. В.М. Пискунова. М.: Республика, 1997. 543 с.
Белый А. Собрание сочинений. Т. 7: Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере / Сост., коммент. и послесл. И.Н. Лагутиной. М.: Республика, 2000. 719 с.
Белый А. Собрание сочинений. Т. 8: Арабески: Кн. статей; Луг зеленый: Кн. статей / Общ. ред., послесл. и коммент. Л.А. Сугай; Сост. А.П. Полякова, П.П. Апрыш-ко. М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012. 590 с.
КацисЛ.Ф. Семантика рисунков Андрея Белого, соотносимых с «Историей становления самосознающей души» // Миры Андрея Белого / Сост. К. Ичин, М. Спивак. Белград, М.: Изд-во филологического факультета Белградского ун-та, 2011. С. 638-656.
Петров В.В. Телеология, четвертое измерение и обратный ход времени в работах А. Белого, Вячеслава Иванова и М. Волошина // Вячеслав Иванов: исследования и материалы. Вып. 3 / Сост. С.В. Федотова, А.Б. Шишкин. М.: ИМЛИ, 2018. С. 13-61.
Силард Л.А. Герметизм и герменевтика. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. 328 с.
Спивак М.Л. Андрей Белый в работе над трактатом «История становления самосознающей души» // Russian Literature. 2011. Vol. 70. Iss. 1-2: Andrej Belyj's "Isto-rija stanovlenija samosoznajuscej dusi". P. 1-19.
Спивак М.Л. Андрей Белый — мистик и советский писатель. M.: РГГУ, 2006. 577 с.
Спивак М.Л. Рассказ Андрея Белого «Йог»: автобиографический подтекст и эзотерический опыт // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2004. № 2. С. 13-22.
Шталь Х. Генезис понятия самосознающей души и «История становления самосознающей души» Андрея Белого // Russian Literature. 2011. Vol. 70. Iss. 1-2: Andrej Belyj's "Istorija stanovlenija samosoznajuscej dusi". P. 21-37.
Шталь X. Медитативный опыт Андрея Белого и «История становления самосознающей души» // Автобиографизм и биографические практики / Под ред. К. Кри-веллер, М.Л. Спивак. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 80-101.
Шталь Х. «Печать самосознающей души»: Символизм как «плюро-дуо-мо-низм» у позднего Андрея Белого // Symbol w kulturze rosyjskiej / Red. naukowa K. Duda, T. Obolevich. Kraków: Ignatianum, 2010. С. 587-603.
Шталь Х. Проблемы текстологии «Истории становления самосознающей души» Андрея Белого: датировка и композиция // Арабески Андрея Белого: Жизненный путь. Духовные искания. Поэтика: Сб. статей по материалам научной конференции / Ред.-сост. К. Ичин, М. Спивак. М., Белград: Филологический ф-т Белградского университета, 2017. С. 492-508.
Шталь Х. Спираль или ритмический жест истории: рисунок к «Истории становления самосознающей души» Андрея Белого // Миры Андрея Белого / Сост. К. Ичин, М. Спивак. Белград, М.: Изд-во филологического факультета Белградского ун-та, 2011. С. 618-637.
Andrej Belyj. Symbolismus — Anthroposophie — Ein Weg. Texte, Bilder, Daten / Ed. T. Gut. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1997. 363 s.
BelyjA. Der Yogi. Aus dem Russischen von Angelika Schmitt // die Drei. 12/2019. S. 17-32.
Belyj А., Florenskij P. ".nicht anders als über die Seele des anderen". Der Briefwechsel. Texte / Ed. F. und S. Mierau. Ostfildern: Edition Tertium, 1994. 198 s.
Cassedy St. Bely the Thinker // Andrey Bely. Spirit of Symbolism. Ithaca, London, 1987. P. 313-335.
Ewertowski J. Die Entdeckung der Bewusstseinsseele: Wegmarken des Geistes. Stuttgart: Freies Geistesleben, 2007. 236 s.
SchmittA. Die imaginative Chiffrenschrift von Andrej Belyjs kulturphilosophischem Spätwerk // Bilderfahrungen im Zwischenraum von Kunst, Philosophie und Pädagogik / Ed. M. Bunge, A. Wiehl. Wien: Residenz Verlag (в печати).
Schmitt A. Hermetischer Symbolismus: Andrej Belyjs "Istorija stanovlenija samosoznajuscej dusi". Frankfurt a. M.: Peter Lang (в печати).
StahlH. Die rhythmische Geste: Symptomatologie und Prognostik in Andrej Belyjs "Geschichte des Werdens der Selbstbewusstseinsseele" // Visionen der Zukunft um 1900. Deutschland, Österreich, Russland. Hrsg. v. S. Taskenov, D. Kemper in Zusammenarbeit mit V. Kantor (Schriftenreihe des Instituts für russisch-deutsche Literatur- und Kulturbeziehungen an der RGGU Moskau, hrsg. v. D. Kemper. Band 10). Paderborn: Fink, 2014. S. 187-221.
References
Andrei Belyi i Ivanov-Razumnik. Perepiska [Andrei Bely and Ivanov-Razum-nik. Correspondence], publ., intro., comment. by A.V. Lavrov and J. Malmstad, ed. by T.V. Pavlova, A.V. Lavrov, J. Malmstad. St. Petersburg, Atheneum Publ., Feniks Publ., 1998. 736 p. (In Russ.)
Andrej Belyj. Symbolismus — Anthroposophie — Ein Weg. Texte, Bilder, Daten, ed. T. Gut. Dornach, Rudolf Steiner Verlag, 1997. 363 s.
Belyi A. Dusha samosoznaiushchaia [Self-conscious soul], comp. and article by E.I. Chistiakova. Moscow, Kanon+ Publ., 1999. (In Russ.)
Belyi A. Material k biografii [Biography material]. Literaturnoe nasledstvo. T. 105: Andrei Belyi. Avtobiograficheskie svody: Material k biografii. Rakurs k dnevniku. Regi-stratsionnye zapisi. Dnevniki 1930-kh godov [Literary heritage. Vol. 105: Andrei Bely. Autobiographical codes. Biography material. An aspect for the diary. Registration records. 1930s diaries], comp. by A.V. Lavrov, J. Malmstad, ed. by M.L. Spivak. Moscow, Nauka Publ., 2016, pp. 29-328. (In Russ.)
Belyi A. Sobranie sochinenii. T. 3: Serebrianyi golub': Rasskazy [Collected works. Vol. 3: The silver dove: Short stories], comp., intro., comment. by V.M. Piskunov. Moscow, Respublika Publ., 1995. 335 p. (In Russ.)
Belyi A. Sobranie sochinenii. T. 6: Kotik Letaev. Kreshchenyi kitaets. Zapiski chuda-ka [Collected works. Vol. 6: Kotik Letaev. The baptized chinaman. Notes of an eccentric], ed. and comp. by V.M. Piskunov. Moscow, Respublika Publ., 1997. 543 p. (In Russ.)
Belyi A. Sobranie sochinenii. T. 7: Rudolf Shteiner i Gete v mirovozzrenii sovremen-nosti. Vospominaniia o Shteinere [Collected works. Vol. 7: Rudolf Steiner and Goethe in the modern worldview. Memoirs on Steiner], comp., comment. and afterword by I.N. La-gutina. Moskow, Respublika Publ., 2000. 719 p. (In Russ.)
Belyi A. Sobranie sochinenii. T. 8: Arabeski: Kn. statei; Lug zelenyi: Kn. statei [Collected works. Vol. 8: Arabesques: Book of articles; Green meadow: Book of articles], ed., afterword and comment. by L.A. Sugai, comp. by A.P. Poliakov, P.P. Apryshko. Moscow, Respublika Publ., Dmitrii Sechin Publ., 2012. 590 p. (In Russ.)
Belyj A. Der Yogi, aus dem Russischen von Angelika Schmitt. die Drei, 12/2019, s. 17-32.
Belyj A., Florenskij P. "...nicht anders als über die Seele des anderen". Der Briefwechsel. Texte, ed. F. und S. Mierau. Ostfildern, Edition Tertium, 1994. 198 s.
Cassedy St. Bely the Thinker. Andrey Bely. Spirit of Symbolism. Ithaca, London, 1987, pp. 313-335.
Ewertowski J. Die Entdeckung der Bewusstseinsseele: Wegmarken des Geistes. Stuttgart, Freies Geistesleben, 2007. 236 s.
Katsis L.F. Semantika risunkov Andreja Belogo, sootnosimyh s "Istoriej stanovlenija samosoznajushhej dushi" [The semantics of Andrei Bely's drawings correlated to "The history of formation of a self-conscious soul"]. Miry Andreia Belogo [Worlds of Andrei Bely], comp. by K. Ichin, M. Spivak. Belgrad, Moscow, Belgrad University Philology Department Publ., 2011, pp. 638-656. (In Russ.)
Petrov V.V. Teleologiia, chetvertoe izmerenie i obratnyi khod vremeni v rabotakh Andreia Belogo, Viach. Ivanova i M. Voloshina [Teleology, the fourth dimension and the time running backwards in the works of Andrei Bely, Vyach. Ivanov and M. Voloshin]. Viacheslav Ivanov: issledovaniia i materialy. Vyp. 3 [Vyacheslav Ivanov: studies and materials. Iss. 3], comp. by S.V. Fedotova, A.B. Shishkin. Moscow, Institute of World Literature Publ., 2018, pp. 13-61. (In Russ.)
Schmitt A. Die imaginative Chiffrenschrift von Andrej Belyjs kulturphilosophischem Spätwerk. Bilderfahrungen im Zwischenraum von Kunst, Philosophie und Pädagogik, ed. M. Bunge, A. Wiehl. Wien, Residenz Verlag (in print).
Schmitt A. Hermetischer Symbolismus: Andrej Belyjss "Istorija stanovlenija samosoznajuscej dusi". Frankfurt a. M., Peter Lang (in print).
Shtal' Kh. "Pechat' samosoznaiushchei dushi": Simvolizm kak "pliuro-duo-monizm" u pozdnego Andreia Belogo ["The seal of a self-conscious soul": Symbolism as "pluro-duo-monism" in late works of Andrei Bely]. Symbol w kulturze rosyjskiej, red. naukowa K. Duda, T. Obolevich. Krakow, Ignatianum, 2010, pp. 587-603. (In Russ.)
Shtal' Kh. Genezis poniatiia samosoznaiushchei dushi i "Istoriia stanovleniia samo-soznaiushchei dushi" Andreia Belogo [The genesis of the concept of self-conscious soul and Andrei Bely's "The history of formation of a self-conscious soul"]. Russian Literature, 2011, vol. 70, iss. 1-2, Andrej Belyj's "Istorija stanovlenija samosoznajuscej dusi", pp. 21-37. (In Russ.)
Shtal' Kh. Meditativnyi opyt Andreia Belogo i "Istoriia stanovleniia samosoznaius-hchei dushi" [Andrei Bely's experience of meditation and "The history of formation of a self-conscious soul"]. Avtobiografizm i biograficheskiepraktiki [Autobiographism and biographical practices], ed. by K. Kriveller, M.L. Spivak. St. Petersburg, Nestor-Istoriia Publ., 2015, pp. 80-101. (In Russ.)
Shtal' Kh. Problemy tekstologii "Istorii stanovleniia samosoznaiushchei dushi" Andreia Belogo: datirovka i kompozitsiia [Textology issues of Andrei Bely's "The history of formation of a self-conscious soul": dating and composition]. Arabeski Andreia Belogo: Zhiznennyi put'. Dukhovnye iskaniia. Poetika: Sb. statej po materialam nauchnoj konferencii [Andrei Bely's arabesques: Path of life. Spiritual searching. Poetics: Proc. Sci. Conf.], ed. and comp. by K. Ichin, M. Spivak. Moscow, Belgrad, Belgrad University Philology Department Publ., 2017, pp. 492-508. (In Russ.)
Shtal' Kh. Spiral' ili ritmicheskii zhest istorii: risunok k "Istorii stanovlenija samo-soznajushhej dushi" Andreia Belogo [The spiral or the rythmical gesture of history: the drawing for Andrei Bely's "The history of formation of a self-conscious soul"]. Miry Andreia Belogo [Worlds of Andrei Bely], comp. by K. Ichin, M. Spivak. Belgrad, Moscow, Belgrad University Philology Department Publ., 2011, pp. 618-637.
Silard L.A. Germetizm i germenevtika [Hermetism and hermeneutics]. St. Petersburg, Ivan Limbakh Publ., 2002. 328 p. (In Russ.)
Spivak M.L. Andrei Belyi — mistik i sovetskii pisatel' [Andrei Bely — mystic and Soviet writer]. Moscow, Russian State University for the Humanities Publ., 2006. 577 p. (In Russ.)
Spivak M.L. Andrei Belyi v rabote nad traktatom "Istoriia stanovleniia samosoz-naiushchei dushi" [Andrei Bely working on the treatise "The history of formation of a self-conscious soul"]. Russian Literature, 2011, vol. 70, iss. 1-2, Andrej Belyj's "Istorija stanovlenija samosoznajuscej dusi", pp. 1-19. (In Russ.)
Spivak M.L. Rasskaz Andreia Belogo "Jog": avtobiograficheskii podtekst i ezoteri-cheskii opyt [Andrei Bely's short story "The yogi": autobiographical subtext and esoteric experience]. IzvestiiaRANN, seriia literatury i iazyka, 2004, no. 2, pp. 13-22. (In Russ.)
Stahl H. Die rhythmische Geste: Symptomatologie und Prognostik in Andrej Belyjs "Geschichte des Werdens der Selbstbewusstseinsseele". Visionen der Zukunft um 1900. Deutschland, Österreich, Russland, hrsg. v. S. Taskenov, D. Kemper in Zusammenarbeit mit V. Kantor (Schriftenreihe des Instituts für russisch-deutsche Literatur- und Kulturbeziehungen an der RGGU Moskau, hrsg. v. D. Kemper. Band 10). Paderborn, Fink, 2014, s. 187-221.
292
^HTEPATYPHUÖ ©AKT. 2018. № 10
Andrei Bely's experience of meditation as a key to his historiosophical conception of "self-conscious soul"
© 2018, Angelika Schmitt
Abstract: The article points out the connection between the Russian symbolist Andrei Bely's esoteric experience and his late historiosophical conception, which he wrote down in the unfinished work "The History of Formation of a Self-conscious Soul". It is to be shown, that Bely's philosophy of culture is not just a paraphrase of ideas he borrowed from his esoteric teacher Rudolf Steiner, but is built on his own views on the developement of human history and culture, which grounds on his individual understanding of Steinerian ideas and his personal experience with the anthro-posophic meditation techniques. The basic term of Bely's historiosophical work, the concept of "self-conscious soul" and its esoteric contexts are only briefly outlined and the baselines of this philosophy of culture are demonstrated. The genesis and signification of the "spiral of history", which underlies Bely's conception, are considered in more details. It is claimed, that an appropriate qualification for the later philosophical, literary and theoretical works of Andrei Bely is the term "hermetic symbolism".
Keywords: Andrei Bely, Rudolf Steiner, "The History of Formation of a Self-conscious Soul", philosophy of culture, historiosophy, anthroposophy, meditation, esotericism, spiral of history, curve of history
Information about the author: Angelika Bettina Schmitt, PhD student, Universität Trier, Germany. E-mail: [email protected]
Citation: Schmitt Angelika. Andrei Bely's experience of meditation as a key to his historiosophical conception of "self-conscious soul". Literary fact, 2018, no. 10, pp. 267-292.