4
ЗНиСО июль №7 (220)
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Б.Д. Менделевич, Л.А. Таишева, А.З. Валиева
MEDICO-SOCIAL PROBLEMS OF LABOR MIGRATION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN AND THEIR SOLUTIONS
B.D. Mendelevich, L.A. Taisheva, A.Z. Valieva
Аппарат кабинета министров Республики Татарстан, аппарат Президента Республики Татарстан
В статье описаны основные, как положительные, так и отрицательные медикосоциальные аспекты трудовой миграции для Республики Татарстан. Приведены данные собственных исследований авторов б среде трудовых мигрантов, анализа демографической и миграционной ситуации б республике. Предложены пути решения существующих проблем б сфере медицинского обеспечения трудовых мигрантов, б том числе требующие изменения федерального законодательства.
Ключевые слова: трудовая миграция, социально значимые заболевания, медицинское обеспечение мигрантов.
The article describes the main medico-social aspects of labor migration in the Republic of Tatarstan, both positive and negative. The data of research made by the authors among labor migrants are given, as well as the analysis of demographic and migratory situation in the republic. Solutions of problems in the sphere of health care services for labor migrants are suggested, including those which require changes in the federal legislation.
Keywords: labor migration, socially significant diseases, health care services for migrants.
Согласно оценкам Международной организации труда, свыше 90 млн работников-мигрантов и членов их семей проживают (законно или незаконно) в стране, которая не является их родной страной [1]. За последнее десятилетие проблема трудовой миграции перешла в разряд актуальных и для Российской Федерации (РФ). На долю России приходится 48 % от общего числа мигрантов всей Европы и она является второй после США в мире по масштабам трудовой миграции.
Республика Татарстан (РТ), как один из наиболее экономически развитых и многоконфессиональных субъектов Федерации, является регионом привлекательным для мигрантов, особенно из мусульманских стран ближнего зарубежья. На республику, согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 08.12.2010 № 1080н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2011 г. квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу», установлена квота в количестве 27 299 разрешений — это порядка 25 % квот Приволжского Федерального округа. Во многом это положение обусловлено реализацией крупных инвестиционных проектов таких как строительство нефтеперерабатывающего комплекса «ТАНЕКО» в г. Нижнекамске и подготовкой инфраструктуры г. Казани к прове-
дению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г.
Приоритетные направления государственной демографической политики в РТ определены в Комплексной программе демографического развития РТ до 2010 г. и на перспективу до 2030 г., утвержденной постановлением Кабинета Министров РТ от 12.01.2009 № 6. Подпрограмма «Регулирование миграции» указанной Комплексной программы ставит задачи по регулированию миграции в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах определенного уровня образования и квалификации при одновременном нивелировании эффекта нелегальной миграции.
Безусловно, миграция играет положительную роль в решении проблемы дефицита экономически активного населения республики. В РТ вплоть до 1999 г. миграционный прирост перекрывал естественную убыль населения республики. В 2000-х гг. миграция компенсировала немногим более половины естественной убыли в РТ (в 2004 г. компенсирующая роль миграции в РТ составила 52 %, в 2005 г. — 42 %). До 2007 г. ежегодный миграционный прирост населения в республику не превышал 4 270 человек. В 2007—2009 гг. он вырос и составлял порядка 10—11 тыс. человек.
На протяжении последних лет в РТ наблюдается статистически достоверный рост числа зарегистрированных иностранных граждан
июль №7 (220)
ЗНчС/О
5
годы
Рис. 1. Динамика численности официально зарегистрированных иностранных граждан в Республике Татарстан (абс.). Величина достоверности аппроксимации для линии тренда Я2=0,83
(рис. 1). В 2010 г., по данным Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, на миграционный учет поставлено 135 593 иностранных граждан. В структуре населения, прибывающего в республику. около 70 % — это лица трудоспособного возраста. Доля иностранных граждан, получивших разрешение на рудовую деятельность среди всех зарегистрированных иностранных граждан в республике варьировала от 9,9 % (2006 г.) до 18,2 % (2007 г.). В настоящее время, как правило, основу трудовой миграции составляют временно приезжающие трудоспособные иностранные граждане мужского пола в возрастном диапазоне от 18 до 39 лет, семьи которых остались на их родине.
Миграционные потоки оказывают позитивное влияние на демографическую и экономическую ситуацию республики. В тоже время миграция порождает множество проблем, связанных с формированием общественного здравоохранения, определяя риски для здоровья не только самих мигрантов, но и всего населения. Наряду с этим возникают вопросы социальной адаптации мигрантов, взаимоотношений мигрантов с местным населением.
Несмотря на то, что уровень регистрируемой безработицы в РТ на 01.01.2011 составил 1,89 % от численности экономически активного населения Республики Татарстан — это в основном высококвалифицированные специалисты, имеющие высшее и средне-специальное образование. А существующие вакансии на рынке труда Татарстана во многом ориентированы на низкоквалифицированную рабочую силу. Эта
потребность в трудовых ресурсах компенсируется за счет трудовых мигрантов.
Стоит обратить внимание на то, что снижается образовательный уровень мигрантов, приезжающих в Россию. По данным Роспотребнадзора 50 % мигрантов не имеют специального профессионального образования и плохо знают русский язык, 80 % мигрантов до въезда в РФ относили себя к группе бедного населения [2]. Все это бесспорно говорит о низкой санитарной культуре и о низком уровне знаний мигрантов относительно сохранения и поддержания здоровья.
Это подтверждают и проведенные в республике АБНО «Новый век» в 2007—2010 гг. сероэпидемиологические и поведенческие исследования с выборкой в 400 мигрантов мужского пола. В ходе исследования большинство опрошенных лиц заявило о том, что понимают русский язык, но не все говорят на русском языке. В г. Казани в 2009 г. русскоговорящие мигранты составляли 69 %, а высшее образование в 2010 г. имели лишь 8 %.
Проверка общих знаний о ВИЧ/СПИД мигрантов в 2007 г. показала весьма низкий их уровень: 41 % ответили, что ВИЧ-инфекция может передаваться через обычные контакты, такие как кашель или чихание. Почти половина считали, что ВИЧ-инфекцией можно заразиться через укус комара, а каждый третий — при совместном использовании с ВИЧ-инфицированным человеком посуды.
С целью медицинского освидетельствования за 2008—2010 гг. в учреждениях здравоохранения республики были осмотрены и лабораторно обследованы 57 183 иностранных
ЗНиСО июль №7 (220)
граждан, из них выявлены инфекционные заболевания у 1 445 человек, или 2,5 % от обследованных лиц, в том числе ВИЧ-инфекция — у 55 человек, туберкулез — у 159 человек. В основном это граждане Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и Казахстана. Получили лечение в специализированных стационарах 749 больных туберкулезом и инфекциями, предаваемыми половым путем.
Выявляемость ВИЧ-инфекции на 1 000 обследованных иностранных граждан определилась в 3,25—7,5 раза (в зависимости от года) выше, чем среди 1 000 обследованных жителей республики. Также согласно данным Роспотребнадзора заболеваемость ВИЧ-инфекцией среди мигрантов в 2009 г. была в 6,8 раза выше, чем среди населения республики, а заболеваемость туберкулезом выше, чем в среднем по республике в 4,5 раза [3].
Приводя данные по выявляемости социально значимых заболеваний среди мигрантов, мы говорим о зарегистрированных легальных мигрантах. Но по данным главы Федеральной миграционной службы К. Ромодановского в настоящее время в России находится около 7 млн иностранцев — 2 млн из них приехали с целью учебы, лечения или туризма, немногим более 1 млн работают на законных основаниях и около 3,0—3,5 млн составляют мигранты, въехавшие в РФ законно, но не имеющие разрешения на работу. Нелегальная миграция нередко становится причиной распространения инфекционных болезней — большинство нелегалов не имеют ни медицинских свидетельств, ни необходимых прививок, ни полиса медицинского страхования.
Для органов Роспотребнадзора и учреждений здравоохранения республики вопросы трудовой миграции становятся актуальными и в связи с тем, что определенная часть мигрантов задействована для работы по декре-
тированным специальностям. В РТ в сфере строительства было задействовано 64—77,5 % трудовых мигрантов. От 9,9 до 15,5 % мигрантов работали в сфере торговли, 0,3—14,1 % — в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, 1,9—7,3 % в сфере транспорта — табл. 1. Как можно заметить, ситуация по распределению по различным сегментам достаточно динамична и меняется исходя из запросов рынка труда республики.
В республике предпринимается ряд мер для контроля и улучшения ситуации в части медицинского обслуживания мигрантов. Создана необходимая правовая база для проведения медицинского освидетельствования мигрантов. В настоящее время обследование проводится в пяти специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения РТ и в федеральном учреждении здравоохранения. В 2009 г. в г. Казани на базе республиканской кожно-венерологической службы начал работу уникальный в своем роде Центр медицинского освидетельствования иностранных граждан, где мигрант может получить все услуги по принципу «одного окна». В течении 2011 г. планируется открыть еще 3 таких центра. С 2007 г. реализуется проект «Профилактика ВИЧ/ИППП среди мигрантов, работающих на крупных предприятиях г. Казани», услуги которого получили более 6 000 трудовых мигрантов. Вопросы медицинского обеспечения мигрантов будут рассмотрены на заседании Межведомственной комиссии Совета безопасности РТ по экологической безопасности и охране здоровья населения в текущем 2011 г.
На наш взгляд, наряду с этим существует ряд проблем, решение которых возможно лишь с изменением федерального законода-
Таблица 1. Распределение иностранных работников в РТ по видам экономической деятельности по годам, %
Вид деятельности 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Строительство (%) 77,5 75,8 64,0 67,5 57,2 56,4
Торговля (%) 14,6 14,4 15,5 9,9 13,4 12,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (%) 0,3 0,8 11,2 9,5 14,1 16
Транспорт (%) 1,9 3,4 5,5 7,3 7,0 7,6
Промышленность (%) 1,8 1,7,0 2,4 2,6 3,3 1,9
Другие (%) 3,9 3,94 1,4 3,2 5,0 5,7
июль №7 (220)
ЗНчС/О
7
тельства. Большую озабоченность среди специалистов вызывает факт не прохождения медицинского освидетельствования трудовыми мигрантами, получающими патент на работу. С 1 июля 2010 г., с момента вступления в силу Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельных законодательных актов Российской Федерации», иностранный гражданин по патенту может работать на территории России до двенадцати месяцев и далее продлить его, не предоставляя справок о состоянии здоровья. Тем не менее, только с июля и до конца 2010 г. в РТ было выдано более 4 000 патентов. Сегодня необходимо законодательно закрепить обязательность медицинского освидетельствования и для мигрантов, работающих по патенту.
Еще одним вопросом, требующим решения на федеральном уровне, является расширение перечня заболеваний, на которые должен быть обследован трудовой мигрант. В настоящее время, согласно постановлению Правительства РФ от 02.04.2003 № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации», мигранты проходят медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию, наркоманию, туберкулез, инфекции, передаваемые половым путем. Предлагается дополнить этот перечень вирусными гепатитами и брюшным тифом, с учетом того что основная масса мигрантов прибывает из эндемических по этим инфекциям стран СНГ в Средней Азии. Также необходимо требовать у мигранта наличие сертификата о профилактических прививках.
Третьей серьезной проблемой является обеспеченность иностранных граждан медицинскими страховками. Даже большинство работающих легальных мигрантов, не говоря о нелегалах, не имеют медицинских полисов. Все это ведет к тому, что медицинское обслуживание становится практически недоступным для мигрантов. Согласно постановлению
Правительства РФ от 01.09.2005 № 546 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации», мигрант может бесплатно и безотлагательно получить только скорую медицинскую помощь, плановая же медицинская помощь будет оказана на платной основе. Бесспорно, в РТ есть примеры, когда крупные компании-работодатели, использующие труд мигрантов, берут на себя медицинское обслуживание и обеспечение медицинскими страховками. Но этот вопрос требует системного подхода и Россия, по примеру многих цивилизованных государств, должна обеспечить право въезда на свою территорию иностранного гражданина только при наличии медицинской страховки.
Стоит признать, что Республика Татарстан, как и Россия в целом, в последние годы столкнулась с резким ростом числа мигрантов. Только с 2001 по 2010 гг. в республике количество трудовых мигрантов увеличилось почти в 9 раз. Ситуация в сфере миграции постоянно развивается и меняется достаточно быстро. Задача органов государственной власти и, в том числе, органов здравоохранения и Роспотребнадзора, оперативно и адекватно реагировать на ее изменения с учетом интересов и коренного населения и иностранных граждан.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дакетт М. Право мигрантов на здоровье. ЮНЭЙДС, 2006. С. 52—56.
2. Трудовая миграция и вопросы здравоохранения: Материалы круглых столов /Под общ. ред. Д.А. Ва-лентея, О.А. Иртугановой, Ю.Ю. Павловской. М.: Бюро международной организации по миграции (Бюро МОМ) в Москве, 2010. С. 36—37.
3. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Татарстан в 2009 году: Государственный доклад. Казань, 2010. 258 с.
Контактная информация:
Таишева Лилия Ахатовна,
тел.: (843) 264-76-75, (843) 290-04-52,
e-mail: [email protected]
Contact information:
Taisheva Lili Ahcatovna,
phone: (843) 264-76-75, (843) 290-04-52,
e-mail: [email protected]