Научная статья на тему 'Медико-социальные проблемы травматизма в Республике Казахстан'

Медико-социальные проблемы травматизма в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
386
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Т.С.Сергалиев, Н.Р.Рахимбаева, А.Е.Турсумбекова, М.К.Баязитова, Х.Б.Абитаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные проблемы травматизма в Республике Казахстан»

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАВМАТИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Т.С.Сергалиев., Н.Р.Рахимбаева., А.Е.Турсумбекова., М.К.Баязитова., Х.Б.Абитаева., М.М.Сыздыков

Карагандинский государственрный медицинский университет, Караганда, Казахстан,

Сельская больница пос. Агадырь, Шесткий район, Карагандинская область, Казахстан, КГКП «Поликлиника№5 г.Караганды», Казахстан, Карагандинский областной комитет филиала Республиканского общественного объединения « Общественного Красного полумесяца РК», Караганда, Казахстан

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на дорогах мира ежегодно погибает около 350 тыс. человек и около 12 млн. человек получают травму. Из насчитывающихся сейчас в мире 300 млн. инвалидов значительную часть составляют жертвы дорожно-транспортных происшествий. Урбанизация общества и глобальная автомобилизация остро обозначили эту социальную проблему во всем мире. Ведущие международные организации (ООН, ВОЗ, Совет Европы и Европейский Союз), рассматривая вопросы о правах пациентов, большое значение придают проблеме оказания неотложной медицинской помощи, где помощь жертвам дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и медицинское обеспечение безопасности дорожного движения занимают ведущее место.В настоящее время ежегодно в мире гибнет от ДТП почти 1,2 млн. чел, а телесные повреждения получают до 50 млн., что равно численности населения пяти крупнейших городов (Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма, 2004).

Без дополнительных усилий со стороны общества, институтов власти число смертельных случаев и травм в результате ДТП к 2020 г. может увеличиться на 65%, а в странах с низким и средним уровнем дохода смертность от них может вырасти до 80% (Murray C.J., Lopez A.D., 1996).[1].

Травматизм в целом является третьей по значимости причиной смертности населения (а в возрасте до 45 лет - доминирующей). В этой категории преобладают дорожно-транспортные травмы, (Peden M. et а1., 2002), причем на долю дорожно-транспортного травматизма приходится 2,1% всех случаев смерти (11-е место в структуре причин смертности), 23% смертельных случаев от травм.[2]. Значимость травматизма как причины инвалидности и смертности населения в динамике возрастает. Согласно индексу DALY1 в 1990г. дорожно-транспортный травматизм был на 9-м месте среди причин глобального бремени болезней, а в 2020г. будет на третьем (Murray C.J., Lopez A.D., 1996) , составляя 16% потерь активных лет жизни (Салахов Э.Р., Какорина Е.П., 2004).[3].

Экономический ущерб от ДТП оценивается примерно в 1% валового национального продукта в странах с низким уровнем дохода, в 1,5% - в странах со средним доходом и в 2% - с высоким уровнем дохода (Jacobs G. et а1., 2000)2. В странах ЕС экономический ущерб вследствие аварий достигает 70 млрд. экю (Теодоридис К.А., 1998). В России этот показатель достиг 4-5% от валового национального продукта (Кудрявцев Б.П. и соавт., 2005). Россия теряет ежегодно вследствие ДТП до 170 млрд. руб. [4,5,6].В Республике Казахстан за год в среднем регистрируется до 17 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает почти 5 тыс. человек и около 30 тыс. человек получают ранения. Из года в год эти показатели остаются на высоких цифрах с направленностью к увеличению в последние несколько лет. По средне и долгосрочным прогнозам и с учетом высоких темпов автомобилизации в Казахстане это тенденция сохранится.

По сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном транспорте в Казахстане характеризуется:

• более высокой степенью риска гибели населения в ДТП;

• более опасными для человека транспортными средствами;

• более высокой тяжестью последствий, превышающей в 3-15 раз

(аналогичный показатель в странах развитой автомобилизации).

Дорожно-транспортные травмы составляют 16,9% всех видов травм, занимают первое место среди причин смертности от механических повреждений и являются одной из основных причин выхода на инвалидность граждан трудоспособного возраста.[7]Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в стране обостряется, начиная с 2001 г. отмечается рост основных показателей аварийности. В 2007 году абсолютные значения количества ДТП числа раненых в них людей достигли максимального уровня. Всего в 2003 г. зарегистрировано 24610 ДТП, в которых погибли 4934 и получили ранения 29604 человек .

Положение осложнилось во всех областях Республики Казахстан В Акмолинской, Алматинской, Жамбылской, Карагандинской и Павлодарских областях прирост количества ДТП составил более 140%. Количество дорожно-транспортных происшествий возросло в 77, число погибших - в 65 и раненых - в 78 регионах страны . Инвалидность в результате травм опорно-двигательной системы продолжает оставаться важной медико-социально проблемой. В 2007 году по данным отмечали, что в Казахстане показатели первичной инвалидности в результате травм возросли по сравнению с 1999 г. в 2,1 раз.

Экономический ущерб от временной и стойкой утраты трудоспособности в результате травм огромен. В 1999 году в Республике Казахстан временно утратили трудоспособность 350 тысяч работающих, при этом потеряно более 2 миллионов рабочих дней. С 1991 по 1997 год почти вдвое возросла инвалидность од травм.

По данным К.А. Теодоридиса (1997) высокий уровень инвалидности от травм является результатом.^].

• недостаточной эффективности мероприятий по профилактике травматизма;

• возрастающей тяжести повреждений при травмах;

• оказания в ряде случаев неадекватной травматолого-ортопедической помощи пострадавшим в условиях лечебных учреждений;

• слабой организация восстановительного лечения в условиях больниц и поликлиник;

• отсутствия преемственности в лечении пострадавших между стационаром и поликлиническим звеньями;

• недостаточно прочной связью лечебных учреждений с органами и учреждениями социальной защиты по вопросам экспертизы ограничений жизнедеятельности;

• низкой активности предприятийб учреждений в вопросах участия в общественно полезном труде ограниченно трудоспособных лиц с учетом состояния их здоровья.

Изучение медико-социальных последствий заболеваний, травм и увечий, полученных в ходе ДТП, приобрело особую значимость ввиду увеличения контингента больных и инвалидов с указанными видами патологии, а также возросшей необходимости разработки адекватных мер по их реабилитации.

Литература

1. Murray C.J., Lopez A.D., Serious complication following medical-grade silicone injeetion of the face: case report II Plast.Reconstr.Surg.-1983.-Vol.71.-p.251-259.

2. Peden M. et а!., 2002 Fleid survey of damage caused by Bascous expiosions.IIProc.Brit.Ceramic. Soc.1973,№21,p.221-229.

3. Салахов Э.Р., Какорина Е.П. Психотерапия неврозов военного времени.!! Руководство по психотерапии.Под. редл. В.Е.Рожнова .Ташкент,1985,с.467-484.

4. Jacobs G. et ак Textured o smooth implants for submuscular breast augmentation: a controlled study II Plast .Reconstr.Surg.—1996.- Vol.97.-№1.-p.1200-1206.

5. Теодоридис К.А., Осложнение и исходы травматической болезни в клинике ИВ кн: Травматическая бо Лезнь7Под.ред.Дерябина И.И. и Насонкина О.С.АП.,Медицина ,1987, с.273-288.

6. Study of the physical, psychological and material secondary damage inflicted on the victims and their families by road crashes. - Geneva: Federation Europeenne des Victimes de la Route, 1993

7. Шапиро К.И., Савельев Л.Н., Эпштейн ГГ., 1993, Тетерин О.Г Особенности течения заболевания терапевтического профиля.ИВоен.мед.журн.1992,№4-5,с.67-68.

УДК 610.2

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО ВРАЧА ОТБАСЫЛЫК Д9Р1ГЕРДЩ КЫЗМЕТ1НДЕГ1 ЭЛЕУМЕТТ1К - ПСИХОЛОГИЯЛЫК АСПЕКТ1ЛЕР

Музбалакова С. М.

ГККП «Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу» Астана, Казахстан

«Врач может улучшить состояние здоровья пациента, однако, если ухудшение произошло из-за негативных факторов, с которыми человек регулярно сталкивается в повседневной жизни, не исключены рецидивы заболевания», - утверждают эксперты Всемирной организации здравоохранения. Полагаю, сегодня справедливость данного тезиса не вызовет сомнений у большинства представителей медицинской общественности страны. Опыт мирового здравоохранения давно доказал, что в основе значительной части заболеваний, кроются социальные факторы, такие как безработица, неблагоприятные жилищные условия, домашнее насилие (причем, как физическое, так и моральное), алкоголизм, наркомания и т.д. [1,2,3].

Поэтому на данном этапе развития медицины, и в частности ее первичного звена, необходимо создавать условия по пропаганде в среде медработников социально ориентированного или целостного подхода к здоровью человека. Что это означает? Социально ориентированный подхода - это подход, при котором врач не только в режиме реального времени избавляет пациента от физических страданий, но и самостоятельно, либо в команде, как правило, состоящей из группы специалистов смежных специализаций (психолог, соцработник и др.), пытается выявить социально-психологические факторы, явившиеся первопричиной возникновения заболевания [4,5].

Следует отметить, что в Казахстане существуют организации, проповедующие подобный стиль работы с пациентами. В большинстве своем - это центры ПМСП, где практикуется принцип семейной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.