Научная статья на тему 'МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГРАМОТНОСТИ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТОВ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГРАМОТНОСТИ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТОВ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
66
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
врожденные пороки развития / пренатальный скрининг / перинатальная помощь / медицинская грамотность / congenital malformations / prenatal screening / perinatal care / health literacy.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Кадралина Инжу-Маржан Марсовна, Ауезова Ардак Муханбетжановна, Карибаева Индира Казбековна

В данной статье рассматривается распространенность врожденных пороков развития у новорожденных в Казахстане, которая аналогична общемировым показателям. Пренатальный скрининг является важным инструментом раннего выявления пороков развития плода, однако качество и охват пренатальным скринингом в некоторых регионах Казахстана все еще низкие. В статье также подчеркивается важность перинатальной помощи и роль беременных женщин во влиянии на здоровье своего будущего ребенка. Кроме того, в статье подчеркивается важность грамотности в вопросах здоровья в укреплении и поддержании хорошего здоровья и определяются три области грамотности в вопросах здоровья: функциональная, всеобъемлющая и критическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Кадралина Инжу-Маржан Марсовна, Ауезова Ардак Муханбетжановна, Карибаева Индира Казбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND SOCIAL ASPECTS OF LITERACY IN THE HEALTH OF PATIENTS OF OBSTETRIC AND GYNECOLOGICAL PROFILE

This article discusses the prevalence of congenital malformations in newborns in Kazakhstan, which is similar to global indicators. Prenatal screening is an important tool for early detection of fetal malformations, but the quality and coverage of prenatal screening in some regions of Kazakhstan is still low. The article also highlights the importance of perinatal care and the role of pregnant women in influencing the health of their unborn child. Additionally, the article emphasizes the significance of health literacy in promoting and maintaining good health, and defines the three domains of health literacy: functional, comprehensive, and critical.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГРАМОТНОСТИ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТОВ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

«MEDICINE, SCIENCE AND EDUCATION», № 3, 2023

УДК: 614.2:378.1 DOI: 10.24412/1609-8692-2023-3-10-19

МРНТИ: 76.01.39.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГРАМОТНОСТИ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТОВ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО

ПРОФИЛЯ

*И-М. Кадралина, А. Ауезова, И. Карибаева

ТОО Казахстанский Медицинский Университет «ВШОЗ», Алматы, Казахстан

Аннотация

В данной статье рассматривается распространенность врожденных пороков развития у новорожденных в Казахстане, которая аналогична общемировым показателям. Пренатальный скрининг является важным инструментом раннего выявления пороков развития плода, однако качество и охват пренатальным скринингом в некоторых регионах Казахстана все еще низкие. В статье также подчеркивается важность перинатальной помощи и роль беременных женщин во влиянии на здоровье своего будущего ребенка. Кроме того, в статье подчеркивается важность грамотности в вопросах здоровья в укреплении и поддержании хорошего здоровья и определяются три области грамотности в вопросах здоровья: функциональная, всеобъемлющая и критическая.

Ключевые слова: врожденные пороки развития, пренатальный скрининг, перинатальная помощь, медицинская грамотность.

Введение. По Казахстану в 2021 году родилось 3 979 новорожденных с врожденными пороками развития, что соответствуетпределаммировыхпоказателей и составляет 4,7 %. Для сравнения в мире, по данным ВОЗ, ежегодно рождается 4 - 6 % детей с врожденными пороками развития. С целью раннего выявления пороков развития плода у беременных женщин, важным является проведение пренатального скрининга, который осуществляется в определенные декретированные сроки. Качество и охват пренатальным скринингом в некоторых регионах нашей страны еще остается на низком уровне, а в целом по республике составляют 73 %. В рамках Года детей, объявленного Главой государства Касым-Жомартом Токаевым, планируется увеличить охват пренатальным скринингом до 80 - 85 % (пресс ссылка Министерство Здравоохранения). Беременные женщины могут влиять на здоровье своего будущего ребенка с помощью процесса, называемого перинатальным наблюдением, в частности,

адаптируя свой образ жизни. Было высказано предположение, что нездоровое поведение, которое приводит к чрезмерному увеличению веса, также влияет на здоровье плода. В исследовании 2013 - 2014 года в г. Шымкенте было отмечено увеличение количества выявленных врожденных пороков развития (ВПР) на 4 случая. Это связано с полным охватом ультразвукового скрининга на сроках 10 - 14, 20 - 24 и 30 - 34 недель беременности. Наиболее распространенными пороками развития являются пороки центральной нервной системы (ЦНС), которые составляют 46 % от общего числа выявленных ВПР. Количество случаев патологических родов составило 245, что составляет 9,3 % и увеличилось на 26 случаев по сравнению с предыдущим периодом (в 2013 году было 219 случаев, что составляло 9,8 %). Однако, в процентном отношении доля патологических родов уменьшилась на 0,5 %. Показатель перинатальной смертности за отчетный период составил 8 случаев, что составляет

ЭДЕБИЕТТ1К ШОЛУЛАР

3,0 %. Это отмечает увеличение на 1,2 % по сравнению с предыдущим периодом (в 2013 году было 4 случая, что составляло 1,8 %). В результате было обнаружено, что с врожденными пороками развития родилось 3 ребенка, у которых были выявлены коарктация аорты, синдром Пьера-Робена и врожденные пороки развития желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) [1, 2]. В 2012 г. изучая мертворождаемость и летальность новорожденных детей г. Алматы отмечено, что структура непосредственных причин смерти новорожденных: респираторный дистрессный синдром (РДС): 31,1%, асфиксия: 27,5 %, врожденные пороки развития (ВПР): 14,9 %, инфекции: 12 %, другие факторы: 14,5 %, мертворожденность: 36,8 %. Структура ВПР у мертворожденных и умерших новорожденных в неонатальном периоде: множественные пороки развития: 28,6 %, ВПР мочевыделительной системы и костно-суставной системы более распространены у девочек, ВПР центральной нервной системы и костно-суставной системы более распространены у недоношенных детей. Уровень перинатальной смертности: осенне-зимний период: 27,1 % - 41,4 %. Наличие различных патологических состояний у матерей с ВПР и умерших новорожденных с ВПР: гестоз, преэклампсия, угроза самопроизвольного выкидыша, острая респираторная вирусная инфекция, многоводие, хроническая фетоплацентарная недостаточность,

хроническая внутриутробная гипоксия, задержка внутриутробного развития плода, анемия, обострение хронического пиелонефрита, урогенитальная инфекция, преждевременные роды, преждевременное излитие околоплодных вод, стимуляция родовой деятельности, преждевременная отслойка плаценты и зеленые околоплодные воды [3, 4]. Изучение врожденных пороков развития в Республике Казахстан остается недостаточным. В настоящее время проводится ограниченное

количество исследований, направленных на оптимизацию профилактических мероприятий по предотвращению таких пороков у детей [5].

Грамотность в вопросах здоровья (НЬ) является неотъемлемым аспектом укрепления здоровья и коммуникации. Более высокие уровни грамотности в вопросах здоровья не обязательно связаны с годами обучения. НЬ представляет собой набор навыков, таких как анализ, принятие решений и способность использовать знания в ситуациях, связанных со здоровьем [6].

Всемирная организация здравоохранения определяет НЬ как когнитивные и социальные навыки, которые определяют мотивацию и способность людей получать доступ к информации, понимать и использовать ее таким образом, чтобы укреплять и поддерживать хорошее здоровье [7]. Таким образом, НЬ касается способности людей удовлетворять сложные потребности поддержания здоровья в современном обществе [8]. Три важных домена составляют индивидуальный НЬ: функциональный, всеобъемлющий и критический домены. Функциональный НЬ относится к навыкам чтения и письма, которые способствуют эффективной работе, связанной со здоровьем, в повседневной деятельности. Всеобъемлющая НЬ относится к продвинутым навыкам, которые облегчают активное участие в повседневных ситуациях, получение и интерпретацию информации из разных источников и использование новой информации в ответ на меняющиеся обстоятельства. Критическая НЬ связана со способностью принимать обоснованные решения в отношении здоровья в контексте повседневной жизни дома, в обществе, на рабочем месте и в системе здравоохранения. Критическая грамотность - самый высокий уровень грамотности, который включает критическую оценку информации и принятие осознанных решений на основе научных доказательств. Все эти уровни грамотности помогают людям принимать информированные решения о здоровье и участвовать в улучшении здравоохранения [9].

В данной работе изучена литература по грамотности населения в вопросах здоровья пациентов акушерско-гинекологического профиля глубиной за последние 19 лет (с 2004 года по июль 2023 года). Всего

было найдено более 1200 публикаций. После ознакомления с публикациями в литературный обзор был включен 41 источник. Ключевые запросы для поиска полнотекстовых статей открытого доступа в базе PubMed: врожденные пороки развития, пренатальный скрининг, перинатальная помощь, медицинская грамотность.

Критерии включения:

полнотекстовые публикации уровня доказательности А, В: мета-анализы, обзоры, систематические обзоры, когортные и поперечные исследования.

Критерии исключения: мнение экспертов в виде коротких сообщений, рекламные статьи и статьи без полного текста.

Исследования показали, что низкий уровень HL имеет негативные последствия для здоровья и обращения за услугами системы здравоохранения. Низкий уровень HL связан с более низким уровнем использования профилактических услуг, более широким использованием служб неотложной помощи, меньшей приверженностью к схемам лечения, худшими результатами для здоровья и более высоким риском госпитализации [10, 11]. Улучшение HL помогает улучшить использование услуг, поведение и самообслуживание [12, 13].

Важно понимать HL в контексте беременности по двум причинам. Во-первых, беременность может быть «точкой входа» в систему здравоохранения [14]. Во-вторых, уровень HL у женщины может влиять не только на ее собственное здоровье, но и на здоровье ее детей до зачатия, во время беременности и в годы их становления [15].

Низкий уровень материнского HL связан с отсутствием консультирования перед зачатием, отсроченным началом дородовой помощи (ANC) и пропуском дородовых посещений. Кроме того, низкий уровень HL также был связан с неадекватным антенатальным поведением в отношении здоровья и худшими акушерскими и послеродовыми исходами [16, 17].

Хотя низкий уровень HL распространен в развитых странах [18-20], уровень HL

среди египтян недостаточно хорошо описан, и лишь немногие исследования выявили его существенные аспекты. Исследование, проведенное в университетских больницах Айн-Шамса, показало, что 75% пожилых лиц, осуществляющих уход, имели низкий уровень НЬ [21]. Другое исследование показало, что более 80% посетителей амбулаторных клиник Университетской больницы Эль-Демердаш в Каире имели низкий уровень НЬ [22]. Исследования НЬ среди беременных женщин в Египте ограничены. Это исследование направлено на измерение уровня НЬ беременных женщин и изучение связанных с ним факторов.

Грамотность в области сексуального здоровья ^НЬ) представляет собой набор знаний, убеждений, взглядов, стимулов и личных способностей в доступе, восприятии, оценке и использовании информации о сексуальном здоровье в повседневной жизни, что позволяет и дает человеку возможность судить и принимать решения [6]. Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2016 год, SHL будет играть важную роль в достижении некоторых Целей развития тысячелетия, включая искоренение бедности и голода, равноправное образование, гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин и девочек, экономический рост и сокращение неравенства внутри стран и между ними [7]. Продвижение SHL, особенно у женщин, может быть эффективной и действенной стратегией снижения бремени заболеваний, связанных с половым здоровьем, путем помощи женщинам в накоплении знаний о рисках для сексуального здоровья и влиянии на сексуальное благополучие, а затем в снижении числа нежелательных беременностей и заболеваний,

передающихся половым путем, и пропаганде половых контактов. взаимодействия между парами [8, 9]. Фактически, SHL является одним из определяющих факторов, определяющих частоту, факторы и исходы проблем, связанных с сексуальным здоровьем и репродуктивной функцией.

Согласно различным исследованиям, на сексуальное здоровье влияет множество факторов, включая возраст, пол, место рождения, образование и сексуальный опыт

[10], стигму, отношения, статус вакцинации против ВПЧ, текущие структурные факторы

[11], такие как религиозные привязанности [12-14], культурные, социальные и экономические факторы, социальная поддержка поставщиков государственных услуг, а также источники получения услуг репродуктивного и сексуального здоровья [15, 16]. Таким образом, можно сказать, что SHL — это умение и способность использовать информацию о здоровье, на которую влияет набор контекстуальных и исторических факторов, а также различные медицинские услуги и новые технологии

[17, 18].

В своем исследовании Tutejaetal (2017) сообщают, что доступ к образованию является одним из определяющих факторов грамотности в вопросах репродуктивного и сексуального здоровья. Эти исследователи сообщили о вербальном обучении наряду с активным участием и привлечением клиентов к обсуждениям как о наиболее эффективных стратегиях продвижения репродуктивной и SHL [19-21]. Мартин и др. (2017) также рекомендовали широкий спектр целенаправленных вмешательств для повышения SHL с акцентом на стигму, позитивные сообщения и развитие интерактивных и критических навыков. Они также подчеркивают, что роль контекстуальных и ключевых факторов, таких как официальные службы здравоохранения и доступ к достоверной онлайн- и офлайн-информации, была эффективной в формировании SHL [22, 23]. Вонгсай и др. (2019) также сообщили, что повышение осведомленности и укрепление навыков являются важными переменными для прогнозирования грамотности в отношении репродуктивного и сексуального здоровья [24, 25]. Таким образом, представляется, что организация и доступ к надлежащим и актуальным услугам в области сексуального здоровья является одним из основных определяющих факторов

в обеспечении и продвижении SHL [26-28]. Более того, динамическое взаимодействие между поставщиком услуг сексуального здоровья и получателем также может привести к приобретению SHL [29, 30]. SHL, приобретенный в этом взаимодействии, может привести к принятию сексуального и репродуктивного поведения, такого как снижение рискованного сексуального поведения, ЗППП, нежелательной беременности, и играть значительную роль в формировании безопасной сексуальной жизни [31, 32].

Большинство исследований SHL в мире проводилось на группах высокого риска, таких как подростки и молодежь, студенты, иммигранты и мужчины-гомосексуалисты [33-35]. В то время как в развивающихся странах, таких как Иран, важно изучение СГЛ среди всех половозрастных групп, включая женщин репродуктивного возраста. В настоящее время более 22 млн. человек из всего населения страны составляют женщины репродуктивного возраста [36, 37]. Женщины репродуктивного возраста являются одной из основных репродуктивных основ населения. Кроме того, женщины играют важную роль в охране, обеспечении и укреплении здоровья семьи, учитывая их материнскую и супружескую роль в структуре семьи [38]. В исследовании Jamali et а1. (2020 г.) изучали СПС среди женщин репродуктивного возраста в одном из северных городов Ирана и показали, что 23,3% целевой аудитории имели ограниченные СПС [39]. Исследователи исследования полагали, что эти результаты могли быть каким-то образом завышены, и это может быть связано с ошибкой переоценки сексуальных знаний женщин и их низкой предполагаемой угрозой этих проблем и рисков, связанных с сексом, в изучаемой популяции.

В Иране есть службы, в которых предпринимаются усилия для повышения SHL получателей услуг. Образовательные занятия предлагаются парам во время брака в Иране с 1993 года МОНМЕ (Министерство здравоохранения и медицинского образования) в медицинских

центрах страны. Эти занятия смогли предоставить парам минимально необходимый уровень репродуктивного и сексуального образования. Дополнительные услуги в области сексуального здоровья, предоставляемые службами первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) Ирана, включают обучение и оценку статуса ЗППП, скрининг распространенных видов рака и сексуальные проблемы. Эти услуги начинаются с заранее определенного набора вопросов поставщиками услуг (особенно акушерками), изложенными в ИБ (Интегрированная система здравоохранения). В случае возникновения проблем, требующих терапевтического вмешательства, клинически

предоставляемые услуги относительно хороши. Однако в случае, если клиенты обращаются за специальными услугами и услугами по лечению сексуального здоровья, в системе нет специально очерченного процесса обслуживания или направления для таких нужд.

В результате второго национального исследования «Поведение школьников в отношении здоровья», проведенного НЦОЗ МЗ РК в 2022 году с участием более 7400 подростков, были получены следующие данные:

• 5,7 % девятиклассников вступали в сексуальные отношения, причем 41 % из них сделали это в возрасте 15 лет.

• Среди молодых людей и девушек, которые сообщили о половом опыте 59,4 % мальчиков и 44,4 % девочек заявили, что они или их партнеры использовали презервативы.

• Однако доля молодых людей, которые использовали презерватив или противозачаточные таблетки, уменьшилась на 9 % по сравнению с 2018 годом.

Согласно исследованию Фонда ООН в области народонаселения в 2019 году:

• В Казахстане у трех из 100 девушек возраста 15 - 19 лет зарегистрированы беременности.

• 15 % всех подростковых беременностей заканчиваются абортом.

• 45 % опрошенных подростков

возраста 15 - 19 лет не знают о возможности защиты от инфекций, передаваемых половым путем, включая ВИЧ.

• Среди них 41% имеют более одного полового партнера [40].

В Республике Казахстан для оказания акушерско - гинекологической помощи женщин существует разработанный стандарт - Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 августа 2021 года № КР ДСМ-92 «Об утверждении стандарта организации оказания акушерско-гинекологической помощи в Республике Казахстан», в котором регламентирована организация медицинской помощи беременным и женщинам фертильного возраста.

С целью реализации мероприятия приоритетных задач Национального проекта «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация», обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи беременным и родильницам, предотвращения материнской смертности Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 марта 2022 года № 132 разработана Дорожная карта «Об утверждении Дорожной карты по дальнейшему совершенствованию медицинской помощи беременным и родильницам в Республике Казахстан на 2022 - 2025 годы». Согласно данной Дорожной карте, поэтапно осуществляется своевременное исполнение мероприятий по медицинской помощи беременным и родильницам на всех этапах.

С целью раннего выявления заболеваний, все целевые группы населения проходят скрининговые исследования согласно Приказу и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2020 года № КР ДСМ-174/2020 «Об утверждении целевых групп лиц, подлежащих скрининговым исследованиям, а также правил, объема и периодичности проведения данных исследований». Согласно данного Приказа женщины фертильного возраста проходят скрининговые исследования на раннее

выявление АГ, ИБС, СД, глаукомы и поведенческих факторов риска, рака шейки матки и молочной железы.

Одна из более серьезных проблем заключается в том, что профилактика проблем со здоровьем у женщин исторически уделялась меньше внимания, чем услуги, основанные на вмешательстве. Это стало очевидным во время пандемии, поскольку она усугубила критические различия и выявила ключевые пробелы в политике и системах здравоохранения [41].

Большую долю летальных исходов можно предотвращать путем надлежащего проведении скрининга, своевременного выявления, проведения соответствующих лечебно-профилактических мероприятий в отношении предраковых и раковых заболеваний. Беременные женщины могут влиять на здоровье своего будущего ребенка с помощью процесса, называемого перинатальным наблюдением, в частности, адаптируя свой образ жизни. Было высказано предположение, что нездоровое поведение, которое приводит к чрезмерному увеличению веса, также влияет на здоровье плода. В свете этой ассоциации желательно, чтобы беременные женщины вели здоровый образ жизни. Уровень грамотности в вопросах здоровья тесно связан с поведением в отношении здоровья.

Таким образом, доступность и качество получаемых услуг в области сексуального здоровья были одной из основных проблем при предоставлении таких услуг в системе ПМСП. Наиболее важным этого исследования был низкий уровень знаний о фертильности среди женщин, особенно в отношении бесплодия. Согласно этим выводам, можно сказать, что необходимо уделять внимание знаниям о фертильности, помимо индивидуальных особенностей. Улучшение знаний о фертильности является одним из основных направлений политики в области здравоохранения.

Значение уровня грамотности здоровья (НЬ) в беременности: Исследования показывают, что низкий уровень НЬ у беременных женщин может негативно повлиять на их здоровье и здоровье будущих детей.

Это может привести к недостаточному использованию профилактических услуг и отсрочке медицинской помощи. Уровень НЬ может также влиять на антенатальное поведение и иметь неблагоприятные акушерские и послеродовые исходы. Недостаток знаний о возможностях защиты от инфекций и правилах безопасного сексуального поведения у подростков является заблуждением, которое требует образования и информационной поддержки.

Создание эффективных превентивных мер и разработка программ, направленных на поддержку здоровья подростков, становятся важным шагом для улучшения общественного здоровья и снижения риска заболеваний, связанных с репродуктивным здоровьем.

Дорожная карта, разработанная с целью совершенствования медицинской помощи беременным и родильницам, является важным механизмом для улучшения условий родовспоможения и снижения материнской смертности. Однако для достижения успеха этой программы необходимо обратить внимание на профилактику и прежде всего на образование и информирование подростков о сексуальном и репродуктивном здоровье.

Выводы. Исследования, проведенные в Республике Казахстан, подчеркивают важность профилактики и превентивных мер в отношении здоровья подростков, особенно в области репродуктивного здоровья.

Профилактические программы должны включать в себя образовательные мероприятия, которые помогут подросткам получить доступ к информации о сексуальном и репродуктивном здоровье, а также о способах защиты от инфекций и нежелательных беременностей. Регулярные скрининговые исследования также необходимы для раннего выявления заболеваний и предупреждения их развития. Однако для достижения успеха этой программы необходимо сосредоточить усилия на образовании и информировании, а также на разработке и внедрении превентивных мер для поддержания здоровья и благополучия в Республике Казахстан.

АКУШЕРЛШ-ГИНЕКОЛОГИЯЛЬЩ НАУЦАСТАРДЬЩ ДЕНСАУЛЫГЫНДАГЫ САУАТТЫЛЬЩТЬЩ МЕДИЦИНАЛЫЩ-ЭЛЕУМЕТТ1К АСПЕКТ1ЛЕР1

* И-М. Кадралина, А. Ауезова, И. Карибаева

«^ДСЖМ» ^азакстандык медициналык университетi ЖШС, Алматы, ^азакстан

Тушндеме

Бул макалада ^азакстанда жаца туган нэрестелердегi туа бiткен акаулардыц таралуы талкыланады, бул жаhандык кeрсеткiштерге уксас. Пренатальды скрининг урыктыц даму акауларын ерте аныктаудыц мацызды куралы болып табылады, бiрак ^азакстанныц кейбiр аймактарында пренаталдык скринингтщ сапасы мен камту децгеш элi де темен. Сондай-ак макалада перинаталдык купмнщ мацыздылыгы жэне жYктi эйелдердщ курсактагы баласыныц денсаулыгына эсер етудеп рeлi керсетшген. Сонымен катар, макала денсаулыкты ныгайту мен сактаудагы денсаулык сауаттылыгыныц мацыздылыгына токталып, денсаулык сауаттылыгыныц Yш саласын аныктайды: функционалды, жан-жакты жэне сыни.

Tyrnndi свздер: туа бткен ацаулар, пренаталдыц скрининг, перинаталдыц квмек, денсаулыц сацтау сауаттылыгы.

MEDICAL AND SOCIAL ASPECTS OF LITERACY IN THE HEALTH OF PATIENTS OF OBSTETRIC AND GYNECOLOGICAL PROFILE

* I-M. Kadralina, A. Auyezova, I. Karibayeva

LLP Kazakhstan's Medical University «KSPH», Almaty, Kazakhstan

Summary

This article discusses the prevalence of congenital malformations in newborns in Kazakhstan, which is similar to global indicators. Prenatal screening is an important tool for early detection of fetal malformations, but the quality and coverage of prenatal screening in some regions of Kazakhstan is still low. The article also highlights the importance of perinatal care and the role of pregnant women in influencing the health of their unborn child. Additionally, the article emphasizes the significance of health literacy in promoting and maintaining good health, and defines the three domains of health literacy: functional, comprehensive, and critical.

Key words: congenital malformations, prenatal screening, perinatal care, health literacy.

Список литературы:

1. Бегимбекова Л.М., Алиева Э.Н., Сулейменова Ж.У., Тастанбекова Ш.А., Байкубекова А.У Оптимизация пренатальной диагностики врожденных пороков развития плода и вопросы прогнозирования. - Шымкент: Международный Казахско - Турецкий университет им. Х.А. Ясави, Шымкентский медицинский институт, 2014. - 20 с. {Begimbekova L.M., Alieva Je.N., Sulejmenova Zh.U., Tastanbekova Sh.A., Bajkubekova A.U. Optimizacijaprenatal'noj diagnostiki vrozhdennyh porokov razvitija ploda i voprosy prognozirovanija. - Shymkent: Mezhdunarodnyj ka-zahsko-tureckij universitet im. H.A. Jasavi, Shymkentskij medicinskij institut, 2014. - 20 s}.

2. Даниярова Ш.Б., Абдукаримова М.М., Даниярова А.Ж. Перинатальная диагностика врожденных пороков развития плода в условиях консультативно-диагностического блока. -Шымкент: Актуальные вопросы акушерства, гинекологии и перинатологии, 2013. - С. 123136. {Danijarova Sh.B., AbdukarimovaM.M., Danijarova A.Zh. Perinatal'naja diagnostika vrozhdennyh porokov razvitija ploda v uslovijah konsul'tativno-diagnosticheskogo bloka. - Shymkent: Aktual'nye voprosy akusherstva, ginekologii i perinatologii, 2013. - S. 123-136}.

3. Божбанбаева Н.С., Урстемова К.К., Дуйсенбаева М.К., Карибаева Д.К., Умарова Г. А. Врожденные пороки развития в структуре мертворождаемости и летальности новорожденных

детей г. Алматы. - Алматы: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, 2012. - 15 с. {Bozhbanbaeva N.S., Urstemova K.K., Dujsenbaeva M.K., Karibaeva D.K., Umarova G.A. Vrozhdennye poroki razvitija v strukture mertvorozhdaemosti i letal'nosti novorozhdennyh detej g. Almaty. - Almaty: Kazahskij nacional'nyj medicinskij universitet im. S.D. Asfendijarova, 2012. -15}.

4. Аппасова М.И., Чой С.В., Чагай С.М. и др. Частота и структура врожденных пороков развития у детей города Алматы. - Алматы: Сборник научных трудов «Наука о человеке. X Конгресс молодых ученых и специалистов», 2012. - С. 256-267. {Appasova M.I., Choj S.V., Chagaj S.M. i dr. Chastota i struktura vrozhdennyh porokov razvitija u detej goroda Almaty. - Almaty: Sbornik nauchnyh trudov «Nauka o cheloveke. X Kongress molodyh uchenyh i specialistov», 2012. - S. 256-267}.

5. Ибрагимова Э., Атарбаева В., Айтамбаева Л. Оптимизация профилактических мероприятий по предупреждению врожденных пороков развития у детей. - Вестник КазНМУ.

- 2017. - № 3. - С. 45-52. {Ibragimova Je., Atarbaeva V., Ajtambaeva L. Optimizacijaprofilaktich-eskih meroprijatij po preduprezhdeniju vrozhdennyh porokov razvitija u detej. - Vestnik KazNMU.

- 2017. - № 3. - S. 45-52}.

6. Asai S.E. Iran's excellent primary health care system [Электронный ресурс]. - New York: United Nations International Children's Emergency Fund (UNICEF), 2014. - Режим доступа: https://www.unicef.org/iran.

7. Beauchamp A, Sparkes L. Health literacy and nursing // Aust Nurs Midwifery J. 2014 21(9): 49. PMID: 24812787.

8. Gudvin P.Yu., Garrett D.A., Galal O. Women and Family Health: The Role of Mothers in Strengthening Family and Child Health. International Journal of Global Health and Health Differences. 2005; 4 (1): 30 - 42.

9. Gilbert M., Ferlatte O., Mishelou V., Martin S., Yang I., Donell L. Sexual Health Literacy

- an Emerging Basis for Research and Action to Improve Gay Sexual Health. - London: BMJ Publishing Group Ltd, 2015. - P. 125.

10. Uayli K. Sex Education and the Impact on Sexual Well-being. - Procedia SocBehav Sci. 2010; 5:440-4.

11. Simpson S., Klifford S., Ross K., Sefton N., Ouen L., Blizzard L. Sexual Health Literacy Among University of Tasmania Students: Results from the RUSSL Study. - Sexual Health. 2015; 12 (3): 207 - 16. https://doi.org/10.1071/SH14223.

12. McDaid L., Flowers P., Ferlatte O., Young I., Patterson S., Gilbert M. Sexual health literacy among gay, bisexual and other men who have sex with men: a conceptual framework for future research // Cult Health Sex. 2021 Feb; 23 (2): 207 - 223. https://doi.org/10.1080/13691058.2019.! 700307.

13. Tuteja A., Sanci L., Mascarenhas L., Riggs E., Dwyer L.O., Van Villet D., et al. Reproductive Health Literacy Challenges: The Experience of Medical Practitioners Caring for Humanitarian Visitors from Burma. - London: BMJ Publishing Group Ltd, 2017.

14. Vongxay V., Albers F., Thongmixay S., Thongsombath M., Broerse JEW, Sychareun V., et al. (2019) Sexual and reproductive health literacy of school adolescents in Lao PDR. PLoS ONE 14 (1): e0209675. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0209675.

15. Zareban I., Izadirad Kh. Assessment of Medical Literacy, Health Status and Use of Health Services by Women in Balochistan, Iran. - Journal of Health Literacy. 2016; 1(2):71 - 82.

16. Mayagah K., Wayne M. WHO Health Literacy and Health Promotion, Definitions, Concepts and Examples in the Eastern Mediterranean Region. - 2009. - P. 16 - 2 5. www.dors.it/docu-mentazione/testo/201409/02_2009_OMS%20Nairobi_Health%20Literacy.pdf.

17. Wagner C.V., Knight K., Steptoe A., et al. Functional health literacy and health - promoting behaviour in a national sample of British adults // Journal of Epidemiology & Community Health 2007; 61: 1086 - 1090. https://jech.bmj.com/content/61/12/1086.info.

18. Dzhamali B., Maasumi R., Tavusi M., Khaeri Mekhrizi A.A. Women's Sexual Health Literacy and Related Factors: A Population-Based Study. - International Journal of Sex Health. 2020; 32 (4): 433 - 42.

19. Sahin E., Yesilcinar I., Geris R., Pasalak S.I., Seven M. The Impact of Pregnant Women's Health Literacy on Their Health-Promoting Lifestyle and Teratogenic Risk Perception. - Health Care for Women International. 2021; 42:598-610. doi: 10.1080/07399332.2020.1797036.

20. Rakhshaee Z., Maasoumi R., Nedjat S., & Khakbazan Z. (2020). Sexual Health Literacy, a Strategy for the Challenges of Sexual Life of Infertile Women: A Qualitative Study. Galen Medical Journal, 9, e1862. https://doi.org/10.31661/gmj.v9i0.1862.

21. Graf A.S., Patrik J. H. Foundations of Life-Long Sexual Health Literacy. - Health Education. 2015. - Vol. 115 n1 p.56-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Erlingsson C., Brysiewicz P. A hands-on guide to doing content analysis // Afr J Emerg Med. 2017; 7(3): 93 - 99. DOI: 10.1016/j.afjem.2017.08.001.

23. Wong L.P. Focus group discussion: a tool for health and medical research // Singapore Med J. 2008; 49 (3): 256 - 261.

24. Linkol'n Yu.S., Guba E.G. But Is It Strict? Reliability and Validity in Naturalistic Evaluation. - New Directions for Program Evaluation. 1986;1986(30):73 - 84.

25. Bostani Khalesi Z., Sembor M., Azen S.A. Explaining Empowerment-Based Sexual Health Education Strategies: A Qualitative Study. - Journal of Qualitative Research in Health Sciences. 2020; 6 (3): 253 - 65.

26. Svensson P., Karlzen K., Agard A. Impact of Culturally Sensitive Sexual Health Information and Impact on Health Literacy: A Qualitative Study Among Newly Arrived Female Refugees in Sweden. - Culture, Health and Sexuality. 2017; 19 (7): 752 - 66.

27. Bostani Khalesi Z., Ganbari K.A. Perceptions and Experiences of Married Women of Reproductive Age on the Importance of Sexual Health Education: A Content Analysis Study. - Iranian Journal of Obstetrics, Gynecology and Infertility. 2015; 18 (172): 7 - 17.

28. Khani S., Mogkhaddam-Banaem L., Mokhamadi E., Vedadkhir A.A., Khadzhizade E. Assessing Women's Sexual and Reproductive Health Needs: An Iranian Perspective. - East Mediterr Health J. 2018; 24 (7).

29. Bostani Khalesi Z., Simbar M. Problems of the Premarital Education Program in Iran. -Journal of Integrated Nursing and Obstetrics. 2017; 27 (1): 9 - 18.

30. Zhang C., Wu Y., Li S., Zhang D. Maternal Prepregnancy Obesity and the Risk of Shoulder Dystocia: A Meta-analysis. - BJOG Int. J. Obstet. Gynaecol. 2018; 125: 407 - 413.

31. Moghasemi S., Go F.A., M S. Use of Sexual Health by Middle-Aged Married Women: Cross-Study. - Journal of Isfahan Medical School. 2018; 35 (455): 1640 - 7.

32. Woo Baidal J.A., Locks L.M., Cheng E.R., Blake-Lamb T.L., Perkins M.E., Taveras E.M. Risk Factors for Childhood Obesity in the First 1000 Days: A Systematic Review. - Am. J. Prev. Med. 2016; 50: 761 - 779.

33. Torloni MR., Betran A.P., Horta B.L., Nakamura M.U., Atallah A.N., Moron A.F., Valente O. Prepregnancy BMI and the Risk of Gestational Diabetes: A Systematic Review of the Literature with Meta-analysis. - Obes. Rev. 2009; 10: 194 - 203.

34. Schumacher J.R., Hall A.G., Davis T.C., Arnold C.L., Bennett R.D., Wolf M.S., et al. Potentially Preventable Use of Emergency Services: The Role of Low Health Literacy. - Med. Care. 2013; 51: 654 - 658.

35. Meehan S., Beck C.R., Mair-Jenkins J., Leonardi-Bee J., Puleston R. Maternal Obesity and Infant Mortality: A Meta-analysis. - Pediatrics. 2014; 133: 863 - 871.

36. Lupattelli A., Picinardi M., Einarson A., Nordeng H. Health Literacy and Its Association with Perception of Teratogenic Risks and Health Behavior During Pregnancy. - Patient Educ. Couns. 2014; 96: 171 - 178.

37. Smedberg J., Lupattelli A., Mardby A.C., Nordeng H. Characteristics of Women Who

Continue Smoking During Pregnancy: A Cross-Sectional Study of Pregnant Women and New Mothers in 15 European Countries. - BMC Pregnancy Childbirth. 2014; 14: 213.

38. Endres L.K., Sharp L.K., Haney E., Dooley S.L. Health Literacy and Pregnancy Preparedness in Pregestational Diabetes. - Diabetes Care. 2004; 27: 331 - 334. https://doi.org/10.2337/ diacare.27.2.331.

39. Wang C., Lang J., Xuan L., Li X., Zhang L. The Effect of Health Literacy and Self-management Efficacy on the Health-related Quality of Life of Hypertensive Patients in a Western Rural Area of China: A Cross-sectional Study. - Int J Equity Health. 2017; 16: 58. https://doi.org/10.1186/ s12939-017-0551-9.

40. Ж.А. Калмакова, Ш.З. Абдрахманова, А.А. Адаева, Т.И. Слажнева, С.А. Назарова, К.А. Раисова, Д.М. Шамгунова, Н.А. Сулейманова «Факторы образа жизни школьников Казахстана, их физическое, психическое здоровье и благополучие»: национальный отчет // Астана - Алматы: Национальный центр общественного здравоохранения МЗ РК, 2023. - 121 стр. {Zh.A. Kalmakova, Sh.Z. Abdrahmanova, A.A. Adaeva, T.I. Slazhneva, S.A. Nazarova, K.A. Raisova, D.M. Shamgunova, N.A. Sulejmanova «Faktory obraza zhizni shkol'nikov Kazahstana, ih fizicheskoe, psihicheskoe zdorov'e i blagopoluchie»: nacional'nyj otchet //Astana - Almaty: Nacio-nal'nyj centr obshhestvennogo zdravoohranenija MZ RK, 2023. - 121 str}.

41.Strijbos R.M., Hinnen J.W., van den Haak R.F.F., Verhoeven B.A.N., Koning O.H.J. Inadequate Health Literacy in Patients with Arterial Vascular Disease. - Eur J Vasc Endovasc Surg. 2018; 56: 239 - 245.

Конфликт интересов. Все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Вклад авторов. Все авторы внесли равноправный вклад в разработку концепции, выполнение и обработку результатов, и написание статьи. Заявляем, что данный материал ранее не публиковался и не находится на рассмотрении в других издательствах.

Финансирование. Отсутствует.

Сведения об авторах

Корреспондирующий автор. Кадралина Инжу-Маржан Марсовна - магистрант 2 года обучения по специальности «Общественное здравоохранение», ТОО Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», Казахстан, Алматы, E-mail: ikadralina@mail.ru, OR-CID https://orcid.org/0000-0003-3133-4719.

Ауезова Ардак Муханбетжановна - PhD, Советник ректора ТОО Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», Казахстан, Алматы, E-mail: auezova_ardak@mail.ru, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5620-1651.

Карибаева Индира Казбековна - PhD, Директор департамента науки и консалтинга ТОО Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», Казахстан, Алматы, E-mail: kari-bayeva.ik@gmail.com, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4173-8509.

Статья поступила: 06.04.2023.

Статья принята: 02.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.