Научная статья на тему 'Медико-социальная и экономическая эффективность профилактики нарушений зрения у машинистов локомотивов'

Медико-социальная и экономическая эффективность профилактики нарушений зрения у машинистов локомотивов Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
146
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Леонова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-социальная и экономическая эффективность профилактики нарушений зрения у машинистов локомотивов»

МЕДИКО - СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВОВ

Леонова Е. С.

Дорожная клиническая больница на ст.Горький ОАО «РЖД», Нижегородская мед. академия, кафедра профилактической медицины, г.Нижний Новгород

Актуальность. В современной офтальмологии, как и во многих отраслях здравоохранения, особо важное место имеет профилактика и раннее выявление донозологических нарушений в работе органов и систем человека как пограничных состояний между здоровьем и заболеванием.

Возникновение хронического зрительного утомления рассматривается в промышленной офтальмоэргономике как преморбидное расстройство зрительной системы, кумуляция которого при отсутствии лечебных мероприятий может привести к значимым нарушениям функций зрительного анализатора работников и снижению их профессиональной надежности. В связи с этим проведение профилактических и лечебно восстановительных мероприятий играет важную роль в сохранении профессионального здоровья водителей локомотивов, диспетчеров и других специалистов, обеспечивающих движение поездов по железнодорожным магистралям страны.

Мезопическое зрение, объективизируемое остротой сумеречного зрения, устойчивостью к ослеплению, показателями темновой адаптации, является важнейшей функцией зрительного анализатора человека. Мезовизометрия должна использоваться для выяснения степени годности к работе в сумеречное и ночное время лиц транспортных профессий.

Между тем, в практике медицинских осмотров в НУЗ ОАО «РЖД» исследований сумеречного зрения у работников железнодорожного транспорта первой категории (по списку профессий, утвержденных приказом 6Ц МПС РФ от 29.03.1999) до 2005 года не проводилось. До настоящего времени определение данного параметра зрения не введено в работу федеральных и муниципальных ЛПУ РФ.

Материал и методы. Впервые в стране широкомасштабное эпидемиологическое изучение мезопического зрения проведено нами в 2005 году в ходе медицинского освидетельствования т.н. «офтальмологически - здоровых» людей - лиц с высокими показателями зрения в общепринятом понимании, сотрудников 67 станций 11 железных дорог страны. В результате исследования сформулированы предложения по использованию методики мезовизометрии с применением аппарата «Мезотест-2» и по критериям оценки полученных результатов. Всего было обследовано 22711 человек. Перед мезовизометрией, с целью исключения патология органа зрения, проводились стандартные офтальмологические исследования.

Вторым этапом изучения сумеречного зрения работников железнодорожного транспорта стало исследование в 2010 году данной функции у стажированных машинистов средней возрастной группы (3045 лет). Функция сумеречного зрения исследована с помощью методики «Мезотест-2» у 377 машинистов 3-х локомотивных депо Октябрьской и Горьковской железных дорог ОАО «РЖД»: Целью данного этапа исследования было углубленное изучение распространения нарушений мезопической функции зрительного анализатора у машинистов, связи выявленных дисфункций с аномалиями рефракции и возрастом работников.

Результаты. Анализ результатов 1-го этапа обследования показал положительное прохождение всех восьми тестов 95,1%-ми испытуемых. Снижение сумеречного зрения той или иной степени зафиксировано у 4,9 % работников и абитуриентов.

При анализе результатов обращало на себя внимание преобладание лиц с нарушением сумеречного зрения в группах водителей. Это может свидетельствовать о преобладании нейросенсорных нагрузок именно у данных групп железнодорожников.

Возрастная структура обследованных работников и, соответственно, лиц не полностью прошедших тестирование, представлена в табл.1.

Таблица 1. Возрастная характеристика лиц прошедших тестирование сумеречного зрения и имеющих

снижение функции

Возрастная группа работников Процент обследованных Процент лиц с нарушениями в данной возрастной группе

до 30 лет 26,5 % 2,1%

31 - 40 лет 22,1 % 4,3 %

41 - 45 лет 17,3 % 5,1 %

46 - 50 лет 19,1 % 6,7 %

51 и старше 15% 8,2 %

Анализ результатов исследования показал наличие прямой корреляции между возрастом обследуемых и нарушением мезопического зрения железнодорожников. Коэффициент корреляции г=+0,992, что говорит о тесной связи между этими показателями. Особенно существенно фактор возраста

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

сказывается в группе работников старше 41 года, где уровень лиц с нарушением мезопического зрения превышает средний показатель (>4,9%).

Результаты 2-го этапа исследования показали, что выраженное снижение функции имеется у 20,4% машинистов. Данные нарушения профессионально значимы, работники локомотивных бригад временно не могут быть допущены к работе в сумеречное и ночное время, должны пройти курс восстановительных мероприятий - функциональной коррекции зрения и только при достижении эффекта улучшения, допущены к работе.

Особой задачей было установление взаимосвязи показателей функции сумеречного зрения с видом рефракции. Данный анализ выполнен на примере изучаемой совокупности работников локомотивного депо на ст.Муром.

Установлено, что большинство обследованных машинистов (88,9%) имеют аномалии рефракции слабых степеней, несмотря на особую нормативную строгость во время их приема в профессию по остроте зрения. При установлении взаимосвязи нарушений сумеречного зрения с аномалиями рефракции установлено следующее: все мезопические нарушения сопряжены с аномалиями рефракции, гиперметропические и миопические виды которой примерно в равной степени влияют на снижение функции. Таким образом, с целью поддержания должного уровня сумеречного зрения у работников с аномалиями рефракции, при отсутствии эффекта от восстановительных мероприятий (психофизиологических и офтальмологических), показано назначение и обеспечение полной оптической коррекции аметропии на время работы.

Сравнение результатов 2-х этапов эпидемиологического мезопического тестирования установило, что доля лиц имеющих профессионально значимые нарушения сумеречного зрения в исследовании 2010 года значительно превышает аналогичный показатель 2005-го года, когда в изучаемую кагорту были включены не только специалисты 1-ой группы I категории, но и других групп, а также поступающие в профессии. Полученный во второй части исследования результат подтверждает факт неблагоприятного влияния производственных нагрузок машинистов локомотивов на состояние качественных характеристик их зрения, снижение которых свидетельствует о развитии астенопии под влиянием трудовой деятельности.

Экономическая эффективность предложенного лечебно-диагностического комплекса была рассчитана на примере эффекта его проведения для машинистов имеющих функциональные нарушения.

Экономический эффект рассчитан как разница между двумя ущербами: затрат на подготовку квалифицированного специалиста и затрат на проведение ему профилактических и лечебно-восстановительных мероприятий в течение определенного времени. Данные о затратах на подготовку машинистов были рассчитаны нами в ходе проведенного исследования.

Результаты выполненных расчетов показали, что на 1 рубль вложений в профилактику может быть получено 3,1 рубля экономии средств Компании, что с экономических позиций подтверждает целесообразность сохранения квалифицированных кадров специалистов в условиях дефицита трудовых ресурсов.

Выводы:

1.Нарушения сумеречного зрения являются показателем утомления зрительной системы работников локомотивных бригад

2. Выраженный уровень нарушения мезопической функции снижает профессиональную надежность машинистов, что обуславливает необходимость проведения восстановительных и профилактических мероприятий

3.Функциональная коррекция зрения позволяет нивелировать мезопическую дисфункцию и получать значимый экономический эффект в результате сохранения в профессии квалифицированных специалистов.

Литература

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.