УДК 614.3
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ_
© Наталья Николаевна Тимофеева
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2
Контактная информация: Тимофеева Наталья Николаевна — старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики. Е-таП: [email protected]
РЕЗЮМЕ: Уровень профессиональной подготовки иностранных студентов в России, в значительной степени зависит от социальных и экономических условий жизни в стране пребывания. Студенты из стран Центральной Азии имеют специфические особенности образа жизни. В исследовании приняли участие студенты медицинского вуза в количестве 252 человек — 126 иностранных и 126 российских студентов. Средний возраст всех студентов — 21,3 года. Диапазон 16-36 лет. Основная масса студентов относится к возрастной группе 16 лет — 24 года (89,0%). Проведенное исследование показало, что студенты, прибывшие на учебу из стран Центральной Азии, представляют собой отдельную социальную группу, в связи с чем требуется комплекс мероприятий медико-социального и организационного характера, направленный на сохранение здоровья иностранных студентов в процессе обучения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: иностранные студенты; здравоохранение; медико-социальная характеристика студентов; медицинская помощь; студенты из стран Центральной Азии.
LIVING CONDITIONS AND WAY OF LIFE OF FOREIGN STUDENTS IN A MEDICAL UNIVERSITY, THEIR MEDICAL AND SOCIAL CHARACTERISTICS
© Natalia N. Timofeeva
Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. Saint-Petersburg, Russia, 194100
Contact Information: Natalia N. Timofeeva — lecturer, Department of Humanities and Bioethics. E-mail: natalj a.timofeeva@gmail. com
ABSTRACT: Professional qualification of foreign students in Russian Federation depends significantly on social and economic living conditions in the country of residence. Students from Central Asia have specific characteristic features of lifestyle. 252 students of a medical university took part in the research; 126 of them were foreign students and the other 126 were Russian ones. The average age of all the students was 21,3. The basic mass of the students belongs to the age group 16-24 (89,0%). According to the results of the research, students from Central Asia represent a special social group. Therefore, it is necessary to develop a package of social and medical measures focused on health maintenance of foreign students during their tuition.
KEY WORDS: foreign students; public health; medical and social characteristics of students; healthcare; students from Central Asia.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье студенческой молодежи является необходимым условием учебы в вузе. Высокая умственная и психоэмоциональная нагрузка, вынужденные частые нарушения режима труда, отдыха и питания, неуверенность в своем будущем, смена места жительства и многие другие факторы требуют от студентов мобилизации сил для адаптации к новым условиям проживания и обучения, формирования межличностных отношений вне семьи и преодоления сложных жизненных ситуаций [1]. По мнению ряда авторов, здоровье студентов в значительной степени зависит от социально-гигиенических параметров обучения и быта [2, 3, 5]. Не соответствующее требованиям гигиены состояние учебной среды создает предпосылки для возникновения и развития психосоматической патологии [5]. Не менее важными представляются вопросы адаптации иностранных студентов в российских вузах. К факторам, существенно затрудняющим процесс социальной адаптации иностранных студентов, можно отнести непривычный климат, иную систему питания, неудовлетворительные бытовые условия проживания в общежитии [2, 3].
В Санкт-Петербурге в 2016 г. на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации было проведено исследование условий, образа и качества жизни иностранных студентов подготовительного отделения, третьего и шестого курсов обучения, прибывших в РФ из стран Центральной Азии для прохождения обучения в СПбГПМУ по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология» [4, 8].
ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования стала разработка научно-обоснованных рекомендаций, направленных на улучшение условий обучения и поддержание здоровья студентов, прибывших из стран Центральной Азии для обучения в СПбГПМУ [8]. Для достижения поставленной цели проанализированы и подвергнуты статистической обработке данные, полученные посредством анкетирования. Анкетирование проводилось анонимно, заполнение анкет носило добровольный характер. Помимо общих вопросов
(возраст, курс и т. д.) отдельные блоки вопросов характеризовали семейное и материальное положения учащихся, их здоровье и образ жизни. Ряд вопросов был посвящен самооценке студентами их собственного здоровья [4]. Грамотно проведенное анкетирование является экономичным методом исследования, позволяющим оперативно получить необходимую для принятия управленческих решений информацию [11].
Помимо анкетирования для исследования были использованы метод копи-пара, контент-анализ, математико-статистический и графико-аналитический методы. Для формирования статистической совокупности, на базе которой проводился сбор данных, описывающих медико-социальные характеристики студентов, был использован метод основного массива, на основе которого была сформирована репрезентативная выборка (126 респондентов). В качестве контрольной группы были выбраны 126 российских студентов, совпадающих с основной группой по основным признакам — курсу, полу и возрасту (А = 0,05).
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТОВ, ПРИБЫВШИХ НА УЧЕБУ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Основные характеристики условий и образа жизни студентов — учеба, быт, семейное положение, доходы, а также проявление поведенческих навыков и привычек.
Студенческие годы являются важным периодом становления личности, ее включения в различные сферы социальной среды, выработки устойчивых способов поведения, овладения будущей профессией, усвоения новых предписаний и норм, приобретения желаемой социальной роли [6].
Средний возраст всех студентов — 21,3 года. Диапазон 16-36 лет. Основная масса студентов относится к возрастной группе 16 лет — 24 года (89,0%).
Приблизительно 51% всех обучающихся среди студентов из стран Центральной Азии составили представительницы женского пола. Только на третьем курсе количество лиц мужского пола незначительно преобладает (табл. 1).
Рассмотрим распределение студентов из стран Центральной Азии в зависимости от страны прибытия (табл. 2).
Как следует из таблицы 2, 68,3% всех студентов, прибывающих из стран Центральной Азии, приходится на Туркменистан.
Таблица 1
Распределение студентов из стран Центральной Азии в зависимости от пола (в% к итогу)
Пол п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого
Мужчины 43,0% 59,0% 45,0% 49,0%
Женщины 57,0% 41,0% 55,0% 51,0%
Итого: 100% 100% 100% 100%
Таблица 2
Распределение студентов из стран Центральной Азии в зависимости от страны прибытия (в% к итогу)
Страна п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого
Узбекистан 34,0% 26,1% - 22,2%
Казахстан - 6,5% 18,1% 7,1%
Кыргызстан - - - -
Таджикистан - 6,5% - 2,4%
Туркменистан 66,0% 60,9% 81,9% 68,3%
Итого: 100% 100% 100% 100%
Чаще всего выделяют три основных подхода к определению материального положения личности: по доходам и расходам, на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума; через потребительские характеристики личности — по возможности приобретения предметов длительного пользования, потребительских товаров и услуг, а также на основе самооценок своего материального положения. Однако оценка реального социально-экономического положения сегодняшних граждан России, в том числе студентов, во многом носит достаточно противоречивый характер и полученные по различным методикам данные, сильно различаются. И это неудивительно, так как структура источников доходов крайне сложна, объем финансовых ресурсов в «теневой», т. е. недоступной для налогообложения части экономики, недостаточно известен. Что касается самооценок студентов, то они, как правило, носят субъективный характер. И, тем не менее, субъективная оценка своего материального положения представляется в целом более достоверным показателем, чем даваемая респондентами информация о фактическом денежном доходе семьи, которая как правило занижается.
На процесс обучения студентов, их здоровье, медицинскую и социальную активность влияет, в том числе, экономическая уязвимость студентов. Здоровье и поведение данного контингента обусловлены, наряду с медико-социо-
логическими факторами, рядом факторов социально-экономического характера: смена места проживания, разрыв с семьей и традиционными устоями, диссонанс между высокими запросами и ограниченностью материальных средств, часто зависимое от родителей финансовое положение и стремление к самостоятельности, необходимость поиска дополнительных источников заработка в ущерб здоровью и процессу обучения, неподготовленность к самостоятельной жизни, завышенные социальные ожидания от будущей профессии.
Большая часть иностранных студентов обучаются по индивидуальным контрактам, то есть оплачивают обучение их семьи, родители. Есть и определенное количество государственных стипендий — это либо министерство, либо фонды страны, из которой приехал студент, но таких примеров существенно меньше. Российская Федерация ежегодно выделяет 10 000 государственных стипендий (мест для бесплатного обучения) иностранным студентам. При этом почти половина стипендий приходится на долю выходцев из бывших советских республик, а другая половина предназначена представителям стран дальнего зарубежья [7].
Назначение и размер государственных академических стипендий, государственных социальных стипендий и социальных пособий студентам очной формы обучения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Рос-
сийской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 18.11.2011 N 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования» вместе с «Правилами совершенствования стипендиального обеспечения студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования» [9]. Размер государственной академической стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть меньше размера стипендии, установленного законом.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 28.08.2013 г. № 1000 стипендия выплачивается студентам ежемесячно. Согласно Постановлению Правительства РФ N 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» от 25.08.2008, материальная поддержка иностранных студентов и аспирантов осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета [7]. Стипендией является денежная выплата, назначаемая студенту или аспиранту, обучающемуся по очной форме обучения по направлению Управления международного образования и сотрудничества Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ. В соответствии с законодательством РФ предусмотрены государственные академические стипендии для иностранных студентов. Социальные стипендии иностранным студентам не выплачиваются.
Несмотря на ежегодные увеличения суммы, размер студенческой стипендии на сегодняшний день слишком низкий. По причине недостатка финансовых средств для проживания, нужны дополнительные источники дохода (табл. 3). Молодежи приходится искать себе ра-
боту, что негативно сказывается на уровне образования студентов. Не всем иностранным студентам удается поступить на бюджет, большая часть иностранных студентов обучаются по индивидуальным контрактам, то есть они не получают стипендию.
Рассмотрим более подробно распределение студентов из стран Центральной Азии в зависимости от наличия основных источников дохода.
Как показало анкетирование, главным источником дохода студентов, прибывших на учебу из стран Центральной Азии, остается помощь родителей (родственников, спонсоров, диаспоры и т. д.) — 90,0% респондентов. Причем даже к шестому курсу помощь родителей (родственников, спонсоров, диаспоры и т. д.) продолжает быть единственным источником средств. Удельный вес помощи родителей в структуре источников дохода по мере продолжения обучения снижается не сильно. Так, если на первом и третьем курсе он составлял 95,7% и 92,5%, то к шестому курсу снизился лишь до 81,4%. Таким образом, студентов, прибывших на учебу из стран Центральной Азии, нельзя назвать финансово самостоятельной социальной группой.
Относительно небольшой процент учащихся указал в качестве основного источника дохода работу в свободное от учебы время — 7,9% респондентов. Совмещать учебу с работой не всегда просто, особенно учащимся младших курсов в сфере медицины. Однако к третьему курсу процент работающих студентов возрастает с 2,1% до 5%, а к шестому курсу — до 17,1%.
Ситуация с работой и подработками также осложняется тем, что иностранным студентам в России достаточно сложно устроиться на официальное рабочее место. Трудоустройство иностранного гражданина сопряжено с опреде-
Таблица 3
Распределение студентов, прибывших из стран Центральной Азии, в зависимости от наличия основных источников дохода (в% к итогу)
Источники дохода п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого
Стипендия 2,1% 2,5% 1,5% 2,1%
Помощь родителей (родственников, спонсорских организаций, диаспоры и т. д.) 95,7% 92,5% 81,4% 90,0%
Работа вне учебного времени 2,2% 5,0% 17,1% 7,9%
Другое - - - -
Итого: 100% 100% 100% 100%
ленными юридическими сложностями для работодателя, поэтому многие работодатели предпочитают нанимать на работу преимущественно граждан России. Однако на сегодняшний день в соответствии с ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранные граждане, обучающиеся по очной форме в вузах, имеющих государственную аккредитацию, смогут осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу [10]. До вступления изменений закона в силу иностранные студенты могли работать только во время каникул, либо на территории вуза.
Стипендию считают основным доходом только 2,1%. Это связано как с относительно небольшим количеством студентов, находящихся на бюджетном обучении, так и с небольшим размером студенческой стипендии.
Проведем сравнение источников доходов российских студентов (табл. 4).
По данным анкетирования главным источником дохода российских студентов также остается помощь родителей (родственников, спонсоров, диаспоры и т. д.), однако в качестве основного источника доходов ее назвали только 59,2%, а не 90,0% респондентов. На втором месте у российских студентов — работа вне учебного времени, составляющая 32,2% среди
прочих источников дохода. В отличие от иностранных студентов российским студентам гораздо проще устроиться работать по медицинской специальности еще до получения диплома врача. Значимым источником доходов для российских студентов является стипендия (указали 7,1% респондентов), в то время как только 2,1% иностранных студентов могут на нее рассчитывать.
Оплата обучения является значительной статьей расходов для большинства студентов, прибывших из стран Центральной Азии.
97,6% сами оплачивают обучение, либо им помогают родители, родственники. Только на шестом курсе 0,8% человек из числа иностранных студентов учатся на бюджете и не оплачивают обучение. Учебу 1,6% студентов оплачивает частная компания (табл. 5).
Самооценка материального положения позволила выявить процент студентов, оценивающих свой уровень благосостояния ниже среднего (табл. 6).
Таким образом, 25,4% из числа всех студентов указали, что не имеют проблем с деньгами и оценили свое материальное положение как хорошее. Больше половины опрошенных студентов (50,8%) оценили свое материальное положение как удовлетворительное. Однако почти четверть всех респондентов оценивают свое
Таблица 4
Распределение российских студентов в зависимости от наличия основных источников дохода (в% к итогу)
Источники дохода п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого
Стипендия 7,5% 10,4% 3,3% 7,1%
Помощь родителей (родственников, спонсоров, диаспоры и т. д.) 65,1% 61,3% 51,4% 59,2%
Работа вне учебного времени 26,2% 27,2% 44,1% 32,2%
Другое 1,2% 1,1% 1,2% 1,5%
Итого: 100% 100% 100% 100%
Таблица 5
Распределение студентов, прибывших из стран Центральной Азии, в зависимости от оплаты обучения (в% к итогу)
Оплата обучения п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого
На бюджетном обучении (по договору, по квоте и т. п.) - - 3,0% 0,8%
Учебу оплачивает спонсор (частная компания) 2,1% - 3,0% 1,6%
Учебу оплачиваю сам (родители, родственники) 97,9% 100% 94,0% 97,6%
Итого: 100% 100% 100% 100%
Таблица 7
Самооценка материального положения российскими студентами (в% к итогу)
Таблица 6
Самооценка материального положения студентов, прибывших из стран Центральной Азии (в% к итогу)
Материальное положение п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого
Хорошее (проблем с деньгами нет) 8,5% 37,0% 33,3% 25,4%
Удовлетворительное (денег хватает на нормальную жизнь) 46,8% 54,3% 51,5% 50,8%
Ниже среднего (денег хватает только на минимальные расходы) 44,7% 8,7% 15,2% 23,8%
Бедное (денег не хватает даже на минимальные расходы) - - - -
Итого: 100% 100% 100% 100%
Материальное положение п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого
Хорошее (проблем с деньгами нет) 38,3% 19,6% 12,1% 24,6%
Удовлетворительное (денег хватает на нормальную жизнь) 46,8% 56,5% 45,4% 50%
Ниже среднего (денег хватает только на минимальные расходы) 12,8% 21,7% 36,4% 22,2%
Бедное (денег не хватает даже на минимальные расходы) 2,1% 2,2% 6,1% 3,2%
Итого: 100% 100% 100% 100%
материальное положение на уровне ниже среднего (23,8%). Самый большой процент таких студентов выявлен на подготовительном отделении. Никто из респондентов не оценил свое материальное положение как бедное.
По мере взросления материальное положение студентов улучшается. Так, только 15,1% учащихся шестого курса оценили свое материальное положение ниже среднего, в то время как на подготовительном отделении доля таких студентов составила 44,7%. Возможно это связано с тем, что к шестому курсу студенты адаптируются к особенностям жизни в чужой стране, оптимизируют затраты и находят дополнительные источники доходов. Проведем сравнение с контрольной группой, российскими студентами (табл. 7).
50% российских студентов указали, что их материальное положение является удовлетворительным, т. е. денег хватает на нормальную жизнь. 24,6% из числа всех российских студентов указали, что не имеют проблем с деньгами и оценили свое материальное положение как хорошее. Процент российских студентов, оценивших материальное положение как хорошее,
приблизительно совпадает с процентом обеспеченных иностранных студентов (25,4%). 22,2% всех российских студентов оценивают свое материальное положение на уровне ниже среднего, что также приблизительно совпадает с аналогичным показателем совокупности студентов, прибывших из стран Центральной Азии (23,8%). Только 3,2% российских студентов оценили свое материальное положение как бедное. В связи с приведенными выше данными можно предположить, что в медицинские вузы чаще поступают дети из хорошо обеспеченных и реже из бедных семей, за последние годы удельный вес студентов из малообеспеченных семей сократился.
В последнее время в России происходит повышение возраста вступления в брак и начала семейной жизни. Отражение этой тенденции мы можем наблюдать в исследуемой совокупности. На подготовительном отделении среди студентов, прибывших из стран Центральной Азии, только 2,1% учащихся состоят в зарегистрированном браке. На третьем курсе 4,4% студентов указали, что состоят в зарегистрированном браке. Также 4,4% респондентов указа-
ли, что состоят в гражданском браке. Никто из студентов не состоит в разводе. 6,5% студентов отметили наличие детей. На шестом курсе никто из учащихся не указал, что состоит в зарегистрированном браке, и ни у кого из студентов по данным анкетирования нет детей.
Таким образом, 95,2% студентов, прибывших на учебу из стран Центральной Азии, никогда не состояли в браке. Никто из студентов не указал, что состоит в разводе. 2,4% студентов состоят в зарегистрированном браке, 2,4% респондентов должны помимо себя обеспечивать детей. 1,6% указали, что состоят в гражданском браке (табл. 8). В настоящее время под понятием «гражданский брак» чаще всего подразумевают фактические супружеские отношения без регистрации брака. Сегодня значительная часть молодежи начинает вести семейную жизнь, не регистрируя супружеские отношения с целью избежать развода и вытекающих из него негативных имущественных последствий. Небольшой процент студен-
тов к третьему курсу стали жить семейной жизнью в официальном или гражданском браке, некоторые студенты стали воспитывать детей (2,4%). Рассмотрим семейное положение в контрольной группе (табл. 9).
Таким образом, 81,8% российских студентов не состоят и никогда не состояли в браке. Около 5,6% всех проанкетированных российских студентов состоят в зарегистрированном браке. 8,7% состоят в гражданском браке, что превышает аналогичный показатель среди студентов, прибывших из стран Центральной Азии (1,6%). Никто из студентов не указал, что состоит в разводе. У 2,4% российских студентов есть дети.
Рассмотрим и сравним условия проживания студентов (табл. 10).
Среди студентов, прибывших из стран Центральной Азии, процент проживающих в общежитии достаточно велик — 62,7%. 34,1% студентов снимают жилье. С родителями живут 3,2% респондентов.
Таблица 8
Распределение студентов, прибывших из стран Центральной Азии, в зависимости от семейного положения (в% к итогу)
Семейное положение п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого
В зарегистрированном браке 2,1% 4,4% - 2,4%
В гражданском браке - 4,4% - 1,6%
Не замужем/не женат 97,9% 89,1% 100% 95,2%
Разведен (а) - - - -
Другое - 2,1% - 0,8%
Итого: 100% 100% 100% 100%
Дети: - 6,5% - 2,4%
Семейное положение п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого:
В зарегистрированном браке 4,3% 2,2% 12,1% 5,6%
В гражданском браке 4,2% 13,1% 9,1% 8,7%
Не замужем/не женат 89,4% 80,4% 72,7% 81,8%
Разведен (а) - - - -
Другое 2,1% 4,3% 6,1% 3,9%
Итого: 100% 100% 100% 100%
Дети 4,3% - 3% 2,4%
Таблица 9
Распределение российских студентов в зависимости от семейного положения (в% к итогу)
Таблица 12
Оценка студентами, прибывшими из стран Центральной Азии, условий проживания в общежитии
(в% к итогу)
Таблица 10
Распределение студентов, прибывших из стран Центральной Азии, в зависимости от условий проживания (в% к итогу)
Проживание п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого
В общежитии 21,3% 84,8% 90,9% 62,7%
Снимаю комнату или квартиру 72,3% 13,0% 9,1% 34,1%
С родителями 6,4% 2,2% - 3,2%
Итого: 100% 100% 100% 100%
Таблица 11
Распределение российских студентов в зависимости от условий проживания (в% к итогу)
Проживание п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого
В общежитии 2,1% 23,9% 30,3% 17,5%
Снимаю комнату или квартиру 19,2% 19,6% 21,2% 19,8%
С родителями 78,7% 56,5% 48,5% 62,7%
Итого 100% 100% 100% 100%
Оценка п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого
В общежитии не живу 80,8% 15,2% 9,1% 38,1%
Хорошие 10,6% 37% 39,4% 27,8%
Удовлетворительные 8,6% 45,6% 48,5% 32,5%
Плохие - 2,2% 3,0% 1,6%
Итого: 100% 100% 100% 100%
Сравним приведенные показатели с контрольной группой (табл. 11).
Из числа проанкетированных российских студентов только 17,5% проживают в общежитии, в то время как среди студентов, прибывших из стран Центральной Азии, процент проживающих в общежитии составляет 62,7%.
Студенты СПбГПМУ могут проживать в специально учрежденных Общежитиях № 1, № 2 и № 3, а также в Общежитии гостиничного типа № 4. Общежития являются структурными подразделениями Университета. В каждом общежитии Университета выделены отдельные помещения для самостоятельных занятий, комнаты отдыха, бытовые помещения. Состав и площади санитарно-бытового назначения выделяются и оснащаются в соответствии с санитарными нормами и правилами устройства,
оборудования и содержания общежитий. Можно ли утверждать, что условия проживания в общежитии отвечают всем реальным потребностям студентов? Рассмотрим, как проживающие в общежитии российские и иностранные студенты оценивают свои жилищные условия (табл. 12).
Характеристика студентами жилищных условий показала следующее распределение оценок. Из числа иностранных студентов хорошими назвали условия в общежитии 27,8% проанкетированных. 32,5% оценили жилищные условия в общежитии удовлетворительно. Только 1,6% респондентов назвали условия в общежитии плохими. Проведем сравнение с контрольной группой (табл. 13).
Из числа российских студентов хорошими назвали условия в общежитии 4,8% проанкетированных. 12,7% оценили жилищные условия
Таблица 13
Оценка российскими студентами условий проживания в общежитии (в% к итогу)
Оценка условий проживания в общежитии п\о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого
В общежитии не живу 93,6% 76,1% 63,6% 79,3%
Хорошие 4,3% 6,5% 3,1% 4,8%
Удовлетворительные 2,1% 17,4% 21,2% 12,7%
Плохие - - 12,1% 3,2%
Итого: 100% 100% 100% 100%
в общежитии удовлетворительно. Только 3,2% назвали условия в общежитии плохими.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости повысить материальную обеспеченность студенческой молодежи, чтобы студенты могли сочетать получение образования с реализацией иных социальных функций, в частности, с созданием семьи. Студенты откладывают вступление в брак и рождение первого ребенка, повышается средний возраст матери при рождении детей. Возможно, учебная нагрузка, ответственное отношение к учебе большинства студентов подавляет их личностные установки на создание семьи в период обучения в вузе. Личностные установки на рождение детей и создание семьи могут быть также не реализованы преимущественно из-за материального благосостояния, отсутствия собственного жилья, наличия желания сделать карьеру. В силу того, что процент проживающих в общежитии достаточно велик, целесообразно разрабатывать меры, направленные на улучшение социальных и бытовых условий в общежитиях.
ВЫВОДЫ
1. Студенты, прибывшие на учебу из Стран Центральной Азии, представляют собой отдельную социальную группу, имеющую особенности условий и образа жизни.
2. С учетом особенностей условий и образа жизни рассматриваемой социальной группы требуется комплекс мероприятий медико-социального и организационного характера, направленный на сохранение здоровья иностранных студентов в процессе обучения.
Представляется целесообразным разработать ряд мер, направленных на обеспечение высокого качества жизни в общежитии, чтобы студенты предпочитали общежитие съемному жилью не только по соображениям выгоды, но и качества. В силу того, что в студен-
ческой среде повышается возраст создания семьи, по возможности следует предоставить условия для проживания молодых семей в общежитиях Университета. Для иностранных студентов, самостоятельно оплачивающих обучение, следует установить льготы при оплате обучения в случае создания семьи и рождения ребенка, а также рассмотреть вопрос о предоставлении рассрочки в оплате обучения. При наличии ресурсов следует предоставить иностранным студентам возможность применения научно-теоретических знаний — прохождения оплачиваемой учебной практики в клиниках Университета и иных медицинских учреждениях, что также позволит обеспечить данную социальную группу дополнительными источниками дохода, так как на сегодняшний день основной источник дохода студентов из стран Центральной Азии — помощь родителей. Также необходимо проводить мероприятия по профориентации студентов из стран Центральной Азии, обучающихся на старших курсах.
Полученные в результате добровольного анонимного анкетирования сведения позволят активизировать межведомственную работу, направленную на формирование здорового образа жизни студентов. Таким образом, проведенное анкетирование стало весьма эффективным и экономичным методом оценки здоровья, условий и образа жизни иностранных студентов медицинского вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н. А. Адаптация и резервы организма. М.: ФиС, 1983.
2. Арефьев А. Л. Иностранные студенты в российских вузах. Доступен по: http://www.socюprognoz. га/й^М1е/2014/Ш1^ (дата обращения 02.05.2017).
3. Арефьев А. Л. Экспорт российского образования: основные показатели и тенденции. Высшее образование в России. 2010; N 1: 125-141.
4. Ионова Т. И., Шевцова О. Г. Качество жизни и здо-ровьесберегающие факторы образа жизни студентов медицинского вуза. Медицина и организация здравоохранения. 2016; № 1: 22-30.
5. Медик В. А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012.
6. Микиртичан Г. Л., Акимова С. Л., Лихтшангоф А. З., Бугреева Е. А. Врачи-педиатры: состояние здоровья и образ жизни. Педиатрия. 2011; N 6: 143-146.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования». Доступен по: http://government.consultant.ru/page. aspx?973331 (дата обращения 02.05.2017).
8. Тимофеева Н. Н. Состояние медицинской помощи, оказываемой иностранным студентам в СПбГПМУ. Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2 (1): 22-30.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Доступен по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/(дата обращения 02.05.2017).
10. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016). Доступен по: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/(дата обращения 02.05.2017).
11. Юрьев В. К., Ахмедов М. Р., Рубин А. Д., Зелено-ва Е. В., Моисеева К. Е., Юрьева В. В. Анкетирование как метод оценки состояния здоровья детей. Российский педиатрический журнал. 2008; N 1: 57-60.
REFERENCES
1. Agadzhanyan N. A. Adaptatsia i rezervy organizma [Adaptation reserves of an organism]. M.: FiS; 1983. (in Russian).
2. Aref'ev A. L. Inostrannye studenty v rossiyskih vuzah [Foreign students in Russian higher education institutions]. Available at: http://www.socioprog noz.ru (accessed 02.05.2017). (in Russian).
3. Aref'ev A. L. Export rossiyskogo obrazovaniya: os-novnye pokazateli i tendentsiyi [Export of Russian ed-
ucation: basic results and tendencies]. Vysshee obrazo-vanie v Rossii. 2010; № 1: 125-141. (in Russian).
4. Ionova T. I., Shevtsova O. G. Quality of Life and health-lifestyle factors of medical students. Medicine and health care organization. 2016; № 1: 21-27. (in Russian).
5. Medik V.A., Yur'ev V. K. Obshhestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie: Uchebnik. 2-e izd., ispr. i dop. [Public health and health care: The textbook — the 2nd edition, corrected and added]. M.: GJeOTAR-Media; 2012. (in Russian).
6. Mikirtichan G. L., Akimova S. L., Lihtshangof A. Z., Bugreeva E.A. Vrachi-pediatry: sostoyanie zdorov'ya i obraz zhizni. [Pediatricians: health condition and way of life]. Pediatriya. 2011; N 6: 143-146. (in Russian).
7. Postanovlenye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsi'y ot 25.08.2008 N 638 «O sotrudnichestve s zarubezhnymi stranami v oblasti obrazovaniya» [RF Government Regulation from 25.08.2008 N 638 «About cooperation with foreign countries in the sphere of education»]. Available at: http://government.consultant.ru/page.aspx?973331 (accessed 02.05.2017). (in Russian).
8. Timofeeva N. N. The state of medical aid to foreign student in Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Medicine and health care organization. 2017; 2 (1): 22-30. (in Russian).
9. Federalniy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (accessed 02.03.2016) «Ob obrazovaniyi v Rossiyskoy Federatsi-yi» [Federal law from 29.12.2012 N 273-FZ «About Education in Russian Federation»]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(ac-cessed 02.05.2017). (in Russian).
10. Federalniy zakon ot 25.07.2002 N 115-FZ «O pravovom polozheniyi inostrannyh grazhdan v Rossiyskoy Fed-eratsiyi» [Federal law from 25.07.2002 N 115-FZ «About legal state of foreign citizens in Russian Federation»] Available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_37868/(accessed 02.05.2017). (in Russian).
11. Yur'ev V. K, Ahmedov M. R., Rubin A. D., Zeleno-va E. V., Moiseeva K. E., YUr'eva V. V. Anketirovanie kak metod otsenki sostoyaniya zdorov'ya detey [Questionnaire survey as an evaluation method of children's health condition]//Rossijskiy pediatricheskiy zhurnal. 2008; N 1: 57-60. (in Russian).