Научная статья на тему 'Медико-социальная деятельность смоленских комитетов Всероссийского земского союза и Всероссийского городского союза в годы Первой мировой войны'

Медико-социальная деятельность смоленских комитетов Всероссийского земского союза и Всероссийского городского союза в годы Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗЕМСКИЙ СОЮЗ / ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ГОРОДОВ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СМОЛЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / РАНЕНЫЕ И БОЛЬНЫЕ ВОИНЫ / ВОЕННОПЛЕННЫЕ / БЕЖЕНЦЫ / FIRST WORLD WAR / ALL-RUSSIAN ZEMSTVO UNION / ALL-RUSSIAN CITIES UNION / LOCAL AUTHORITIES / MEDICAL SOCIAL CARE / SMOLENSKAIA GUBENIA / WOUNDED AND ILL WARRIORS / PRISONERS OF WAR / REFUGEES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коноплева Елена Леонидовна, Остапенко В.М.

С началом Первой мировой войны Смоленская губерния, будучи прифронтовой территорией, столкнулась с проблемой необходимости оказания медико-социальной помощи десяткам и сотням тысяч раненых и больных воинов, беженцев и военнопленных. Конструктивные формы взаимодействия государственных структур, местного самоуправления и общественных организаций в современных условиях могут быть использованы в аналогичных ситуациях социальных бедствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коноплева Елена Леонидовна, Остапенко В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The medical social activity of Smolensk committees of the all-Russian zemstvo union and the all-Russian city union during the First World War

In the beginning of the First World War, the Smolenskaia gubernia as a front-line territory, faced the problem of necessity of medical social care support of dozens and hundreds of thousands wounded and ill warriors, refugees and prisoners of war. In actual conditions, the constructive forms of interaction of government structures, local authorities and public organizations can be implemented in similar situations of social disasters.

Текст научной работы на тему «Медико-социальная деятельность смоленских комитетов Всероссийского земского союза и Всероссийского городского союза в годы Первой мировой войны»

ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ

© КОНОПЛЕВА Е.Л., ОСТАПЕНКО В.М., 2015 УДК 614.2:93

КОНОПЛЕВА Е. Л., ОСТАПЕНКО В. М.

Медико-социальная деятельность смоленских комитетов Всероссийского земского союза и Всероссийского городского союза в годы Первой мировой войны

ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России, 214019, г Смоленск

С началом Первой мировой войны Смоленская губерния, будучи прифронтовой территорией, столкнулась с проблемой необходимости оказания медико-социальной помощи десяткам и сотням тысяч раненых и больных воинов, беженцев и военнопленных. Конструктивные формы взаимодействия государственных структур, местного самоуправления и общественных организаций в современных условиях могут быть использованы в аналогичных ситуациях социальных бедствий.

Ключевые слова: Первая мировая война; Всероссийский земский союз; Всероссийский союз городов; органы местного самоуправления; медико-социальная помощь; Смоленская губерния; раненые и больные воины; военнопленные; беженцы.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (5): 54—56.

Konopleva E.L., Ostapenko V.M. THE MEDICAL SOCIAL ACTIVITY OF SMOLENSK COMMITTEES OF THE ALL-RUSSIAN ZEMSTVO UNION AND THE ALL-RUSSIAN CITY UNION DURING THE FIRST WORLD WAR The Smolensk state medical academy, Smolensk, Russia

In the beginning of the First World War, the Smolenskaia gubernia as a front-line territory, faced the problem of necessity of medical social care support of dozens and hundreds of thousands wounded and ill warriors, refugees and prisoners of war. In actual conditions, the constructive forms of interaction of government structures, local authorities and public organizations can be implemented in similar situations of social disasters.

Key words: First World War; all-Russian zemstvo Union; all-Russian cities union; local authorities;

medical social care; Smolenskaia gubenia; wounded and ill warriors; prisoners of war; refugees.

Received 24.02.15

For correspondence: Elena Konopleva, MD, PhD; e-mail: konopleva.alenushka@gmail.com Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (5): 54—56. (In Russ.)

Проблема организации медико-социальной помощи беженцам и военнопленным в ситуациях общественных бедствий и гуманитарных катастроф в наши дни сохраняет свою актуальность. В качестве примера можно привести военный конфликт на востоке Украины, в который оказалась вовлечена Россия. В этой связи представляется особенно полезным изучение опыта Первой мировой войны.

Первая мировая война (28 июля 1914 - 11 ноября 1918) стала одной из наиболее драматичных войн в истории человечества. Масштабность войны, необычная длительность боя, появление новых средств поражения, таких как пулеметы, огнеметы, танки, разрывные пули, отравляющие вещества, привели к значительным безвозвратным и санитарным потерям. Потери русской армии составили 3 млн убитыми, почти 6 млн ранеными, 2,5 млн военнопленными. Количество беженцев превысило 5 млн человек, что равнялось трети населения оккупированных территорий. Военное ведомство, ориентированное на опыт русско-японской войны, оказалось не в состоянии обеспечить должную медицинскую помощь миллионам пострадавших. Положение значительно улучшилось только после того, как организацией медицинской помощи сначала в тылу, а затем

и в прифронтовых лазаретах, занялись общественные организации, в том числе Всероссийский земский союз (ВЗС) и Всероссийский союз городов (ВСГ).

Все проблемы военного времени нашли отражение в событиях, происходивших на территории Смоленской губернии — типичной аграрной губернии Центральной России. Деятельность органов местного земского и городского самоуправления в силу прифронтового положения губернии в кратчайшие сроки прибрела общегосударственное значение.

Смоленск, являясь крупнейшей узловой железнодорожной станцией на пути к Москве, одним из первых ощутил масштаб трагедии. С фронта потоком шли санитарные и товарные поезда, переполненные ранеными, больными, беженцами.

Уже в первые дни войны были учреждены Смоленские комитеты ВЗС и ВСГ. Их деятельность осуществлялась по четырем основным направлениям: внелаза-ретная помощь больным и раненым воинам, госпитальная помощь, сбор пожертвований, помощь беженцам. Формирование бюджета происходило из специальных ассигнований главных комитетов земского союза и городского союза, целевых субсидий земского и городского собраний, пожертвований учреждений и частных лиц.

Для корреспонденции: Коноплева Елена Леонидовна, канд. мед. наук, доцент каф. философии, истории медицины с курсом педагогики и психологии; e-mail: konopleva.alenushka@gmail.com

Внелазаретная помощь больным и раненым выражалась в организации перевязочных пунктов, в учете и приеме раненых с поездов, в транспортировке пострадавших в лазареты, а также в оказании помощи сопровождающему санитарные поезда персоналу в приобретении необходимых продуктов, медикаментов, белья и перевязочного материала.

Уже в августе 1914 г. была оказана помощь 20 000 раненых и больных воинов из 40 эшелонов, выполнено 9,5 тыс. перевязок непосредственно в вагонах и привокзальных перевязочных пунктах. Очевидец вспоминает: «Бывали дни, что стоимость расходившегося в день перевязочного материала и медикаментов превышала сто рублей, количество же перевязанных раненых доходило до тысячи и более» [1, ^ 1, с. 6]. В дальнейшем нагрузка несколько снизилась, однако в среднем сохранялась на уровне 1,5 тыс. человек в месяц.

Съем больных и раненых с санитарных поездов и их последующая эвакуация производились на перевязочном пункте ВЗС при станции Смоленск и в распределительном госпитале ВЗС при 37-м тыловом эвакуационном пункте.

Круглосуточный перевязочный пункт ВЗС при станции Смоленск помещался в специально выстроенном бараке и включал амбулаторию, перевязочную, зубоврачебный кабинет и аптеку. Кроме трех штатных врачей, двух фельдшеров и четырех сестер милосердия, в дежурствах принимали участие до 30 врачей-добровольцев и сестер-практиканток, 3 члена и 55 уполномоченных Смоленского комитета ВЗС. Для лечения принимались не только офицеры и нижние чины, но и пострадавшие из числа гражданского населения; им оказывалась благотворительная помощь продуктами питания и одеждой.

Распределительный госпиталь ВЗС был рассчитан на 358 коек для нижних чинов и 4 койки для офицеров. В госпитале воинов, снятых с поездов, сортировали и после оказания необходимой медицинской помощи распределяли по смоленским лазаретам.

Вне Смоленска медицинская помощь оказывалась ВЗС на крупной железнодорожной станции Вязьма и ВСГ на станции Дорогобуж.

Достаточно сказать, что в ведении ВЗС и ВГС все годы войны находилось более половины лазаретов и коечного фонда Смоленской губернии. Так, в 1914 г. из 64 госпиталей, развернутых на территории Смоленской губернии, 46 находились в ведении ВЗС и ВГС (3226 из 4461 коек). В 1915 г. эта цифра составила 58 из 38 (3573 из 4822 ко -ек), в 1916 г. —57 из 32 (3269 из 6496 коек), в 1917 г. 43 из 23 (3680 из 6574 коек). Только за период 1914—1915 гг. через лазареты и госпитали Смоленской губернии прошли 32 288 раненых и больных [2, с.1—148].

В госпиталях использовались современные средства диагностики и лечения. Был открыт рентгенологический кабинет, работали дезинфекционные камеры и паровые прачечные. В связи с угрозой распространения инфекционных заболеваний сотрудниками Бактериологического института производились большие партии тифозных и холерных вакцин, противостолбнячной сыворотки.

Расходы Смоленского комитета ВЗС на оказание помощи больным и раненым воинам составили в 1915 г. 626 693 рубля, в 1916 г. 827 591 рубль, в 1917 г. 994 000 рублей. За счет личных средств учреждений и отдельных граждан в лазаретах ВЗС содержались 100 именных коек.

Смоленская губерния одной из первых столкнулась с проблемой значительного количества беженцев. Первый поезд с беженцами прибыл в Смоленск 17 июня 1915 г.

С этого дня по 1 ноября 1915 г., т. е. за неполных 5 мес, через станцию Смоленск проследовало 628 200 беженцев, в среднем до 10 000 человек в день [4, с. 15]. В отдельные дни на железнодорожном вокзале губернского центра находилось до 200 вагонов с беженцами. В подавляющем большинстве случаев это были молодые и средних лет женщины, обремененные малолетними детьми и престарелыми родителями. Немало забот доставляли дети без попечения родных, отправляемые с фронта целыми вагонами. Многие из беженцев были совершенно лишены денежных средств и к тому же раздеты, так как выменяли свою одежду на продукты. Людской поток вызвал резкий рост цен на продовольствие и квартиры, рост правонарушений, создал угрозу масштабных эпидемий.

Для обеспечения выживания беженцев был образован Соединенный комитет из членов губернских комитетов земского и городского союзов под началом председателя земского союза А. М. Тухачевского. В его составе были созданы квартирная, питательная, санитарно-медицин-ская комиссии и комиссия по трудоустройству беженцев. На помощь пришли комитет Северо-Западного фронта ВСЗ, отдел Всероссийского общества попечения о беженцах, Смоленское благотворительное общество, Смоленское римско-католическое общество, Епархиальный комитет помощи жертвам войны, национальные комитеты помощи беженцам (польский, еврейский, литовский, латышский), Ковенский отдел Западно-Русского общества, «Северопомощь», Татьянинский комитет и их координирующий центр — губернское совещание представителей всех этих организаций. Были выделены следующие основные направления оказания помощи беженцам: организация привокзальной помощи, помощь на гужевых путях движения, помощь осевшим беженцам, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в связи с ухудшением санитарного состояния губернии.

Помощь транзитным беженцам осуществлялась привокзальной организацией Смоленского губернского комитета Земсоюза. В состав привокзальной организации вошли справочный отдел и врачебно-питательный пункт, состоящий из собственно питательного пункта, амбулатории и трех ночлежных бараков на несколько сотен человек. Отделением Смоленского питательного пункта являлся питательный пункт на станции Строгань Рязанско-Уральской железной дороги.

Справочный отдел занимался формированием поездов и определением пути их дальнейшего следования. В функции справочного отдела входили также регистрация беженцев, выдача справок и удостоверений, розыск багажа, поиск членов семьи. Так, с 1 ноября по 1 февраля 1915 г. было отправлено свыше 700 запросов и найдено 250 человек. В 1916 г. за справками обратилось 25 615 беженцев, найдено 882 человека, в том числе 11 военнопленных.

На питательном пункте было организовано горячее питание, раздача продуктовых пайков для детей, чайное довольствие, снабжение средствами гигиены. За период с июня по октябрь 1915 г. выдано 760 937 пайков, в среднем за сутки 5853 порции. Бывали случаи обслуживания обеденным довольствием 2000 человек за 20 мин стоянки поезда.

Станционная медицинская помощь состояла в осмотре беженцев в вагонах, а также в амбулаторной и зубоврачебной помощи в выстроенном бараке.

Смоленская городская управа организовала специальное бюро по оказанию помощи беженцам. Только за 3 первых месяца, с августа по октябрь 1914 г., было

израсходовано 1748 рублей на содержание бесплатных столовых, размещение по квартирам, оказание врачебной помощи, выдачу проездных документов, погребение умерших. Бюро помогало беженцам в поисках дешевого жилья, работы, в снабжении одеждой.

Серьезной проблемой оставалось движение беженцев со стадами домашнего скота по шоссейным и грунтовым дорогам. Через каждые 20 верст устраивались питательные пункты, а на расстоянии двух—трех перегонов — врачебно-питательные пункты. Питательные пункты, предоставлявшие горячую пищу и фураж, имели ночлежные бараки, бани, кузницы, вещевые склады. На врачебно-питательных пунктах имелись амбулатории для приема больных, инфекционные бараки, дежурили ветеринарные врачи. Земство выкупало скот у беженцев, облегчая им движение. К концу 1915 г. в губернии общее число переселенческих пунктов достигло 34, среди них были такие крупные, как, например, пункт Рославльского уездного комитета Земсоюза, рассчитанный на 1500 беженцев.

Перемещение сотен тысяч беженцев по гужевым и железнодорожным путям прекратилось к началу 1916 г. Главными задачами губернского комитета в этот период стали точный учет и оказание помощи осевшим беженцам. При ночлежных бараках в Смоленске было организовано несколько кустарных производств, в частности, мастерские по изготовлению обуви, соломенных матов, овсяных торб, попон, щеток для чистки лошадей и брезентовых ремней для пулеметных станков. Трудоспособным оказывалась продовольственная помощь на время поисков работы, но на срок не более 1 мес. Нетрудоспособные получали пособие 3 рубля в месяц на детей до пяти лет и 6 рублей на всех остальных, дополнительно 1 рубль в месяц на квартиру. Так как из 45 000 беженцев трудоспособными числились всего 8000 (18%) человек, резкие возражения местных земских деятелей вызвал циркуляр МВД от 24 июня 1916 г. за № 13/4340 о механическом 50% сокращении числа беженцев, получавших довольствие.

Беженцы значительно усугубили и без того неблагоприятную эпидемическую ситуацию в губернии, резко увеличив заболеваемость тифом, дизентерией, скарлатиной, оспой. На разгар беженского движения — август и сентябрь 1915 г. — пришлась вспышка холеры в Смоленске и сразу нескольких уездах губернии, при этом из 234 заболевших 192 являлись беженцами. При губернском комитете был открыт особый санитарно-эпидеми-ческий отдел для урегулирования этой ситуации. Все поезда подлежали обязательному врачебному осмотру. Все земские больницы получили распоряжение о расширении инфекционных отделений. Дополнительно было устроено 6 инфекционных бараков в общей сложности на 400 коек, создано 12 эпидемических подвижных отрядов по 30 коек каждый (по одному на уезд) и губернский дезинфекционный отряд.

Общие расходы Смоленского губернского комитета на содержание беженцев в 1915 г. составили 1 145 554 рубля, в 1916 г. — 1 454 383 рубля, в 1917 г. — 847 281 рубль, в 1918 г. — 142 060 рублей. Основным кредитором являлся Главный комитет Земсоюза (51% от общей сметы в 1915 г.) и Смоленское губернское земство (44,6%). В среднем на одного беженца в месяц затрачивалось от 10 до 15 рублей.

С декабря 1915 г. Смоленский губернский комитет ВЗС приступил к оказанию помощи военнопленным — уроженцам Смоленской губернии, в связи с циркуляром Главного комитета от 19 ноября 1915 г. Губернский ко-

митет организовал сбор пожертвований в пользу военнопленных, прием денег на посылки и оформление адресов, наведение справок о попавших в плен. Была получена субсидия Главного комитета в размере 4000 рублей, такую же сумму выделило дополнительно Смоленское земство, пожертвования населения составили 5356 рублей. В течение 1916 г. было зарегистрировано 1079 обращений, выявлено 450 человек «местных» военнопленных. По получении поименных списков русских комитетов взаимопомощи в немецких лагерях или писем с просьбами о помощи непосредственно от военнопленных высылалась продуктовая посылка и отправлялся запрос в волостное правление об имущественном положении семьи. Если «нуждаемость» подтверждалась, в дальнейшем посылки пересылались регулярно, дважды в месяц. Каждая посылка стоила 5—6 рублей (10 фунтов сухарей, 1,25 фунта сала и 1,25 фунта сахара). Таких посылок было отправлено в 1916 г. на 469 рублей, за два первых месяца 1917 г — на 1865 рублей.

Таким образом, можно утверждать, что при условии государственной поддержки общественные организации способны на эффективное дополнение усилий правительственных структур в сфере медико-социальной помощи населению, в том числе в периоды общественных бедствий. Несмотря на внезапность значительного потока раненых, больных, беженцев и военнопленных уже в начале Первой мировой войны, органы местного земского и городского самоуправления продемонстрировали понимание общественных задач и создали эффективные формы и методы планомерной работы по облегчению участи пострадавших от ведения военных действий. Положение спасли четкое взаимодействие государственных структур с общественными и благотворительными организациями, значительное и абсолютно прозрачное финансирование инициатив ВЗС и ВГС, широкое освещение в средствах массовой информации всех принимаемых мер, наделение беженцев равными правами с населением принимающего региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смоленский губернский комитет Всероссийского Земского Союза помощи больным и раненым воинам. Обзор деятельности по оказанию помощи больным и раненым воинам по Смоленской губернии. Смоленск; 1916; т. 1—4.

2. Государственный архив Смоленской области. Ф. 369. Оп. 1. Д. 25.

3. Отчет о деятельности Смоленского губернского комитета Всероссийского земского союза по оказанию помощи беженцам, следовавшим через Смоленск за время 17 июня—1 октября 1915 года. Смоленск; 1916.

REFERENCES

1. Smolensk Provincial Committee of the All-Russian Territorial Union of the Help to Sick and Wounded Soldiers. Review of Activities for Assistance to Sick and Wounded Soldiers on the Smolensk Province. [Smolenskiy gubernskiy komitet Vserossiyskogo Zemskogo Soyuza pomoshchi bol'nym i ranenym voinam. Obzor deyatel'nosti po okazaniyu pomoshchi bol'nym i ranenym voinam po Smolenskoy gubernii]. Smolensk; 1916; t. 1—4. (in Russian)

2. State Archive of the Smolensk Region [Gosudarstvennyy arkhiv Smolenskoy oblasti]. F. 369. Op. 1. D. 25. (in Russian)

3. The Report on Activity of Smolensk Provincial Committee of the All-Russian Territorial Union on Assistance to the Refugees Following Through Smolensk During June 17—On October 1, 1915. [Otcheto deyatel'nostiSmolenskogogubernskogo komiteta Vserossiyskogo zemskogo soyuza po okazaniyu pomoshchi bezhentsam, sledovavshim cherez Smolensk za vremya 17 iyunya—1 oktyabrya 1915 goda]. Smolensk; 1916. (in Russian)

Поступила 24.02.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.