Научная статья на тему 'Медико-санитарная информированность молодежи по проблеме профилактики ВИЧ-инфекции'

Медико-санитарная информированность молодежи по проблеме профилактики ВИЧ-инфекции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова М.Н., Титова Е.В., Каладзе Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-санитарная информированность молодежи по проблеме профилактики ВИЧ-инфекции»

ции, которые развивались преимущественно не на капитализированной коммерческой основе, а на благородных некоммерческих принципах отечественной медицины, что в сравнительном аспекте всегда давало и дает более достоверную объективизацию. Физиотерапия всегда делала успехи в связи с развитием науки и техники, когда создавались и совершенствовались новые аппаратные методы. ФТ и К развивалась и развивается по нескольким направлениям: 1) вширь с охватом большого количества новых методов; 2) вглубь с изучением глубокого механизма действия известных и вновь открываемых методов; 3) совершенствованием принципов и правил оптимизации сочетанного и комплексного использования всего многообразия или определенного ограничен-

ного физических факторов (ФФ) при различных заболеваниях с учетом степени выносливости и иммунитета пациентов. Последнее направление нам представляется не менее важным, чем оба предыдущие. В формировании профессионального мышления врача физиотерапевта, врача-курортолога, да и врача любого профиля, мы считаем важным формирование профессионального аналитического стандарта с включением всего многообразия ФФ. При этом определяющими являются обучающие принципы и правила применения ФФ во врачебной практике. Выводы. Прогресс клинической ФТ и К возможен только с совершенствованием всех трех направлений. Совершенствование клинической ФТ и К формирует реабилитационное мышление врача.

К 90-ЛЕТИЮ I СЪЕЗДА ФИЗИОТЕРАПЕВТОВ

Пономаренко Г.Н., Батурина Л.А., Яковлева Л.М. Военно-медицинская академия, г. Санкт-Петербург

90 лет тому назад состоялся I Всесоюзный съезд физиотерапевтов. Об этом знаменательном событии необходимо вспомнить - и не забывать, как происходило становление нашей специальности. Этот представительный форум проходил с 23 по 27 мая 1925 года в Ленинграде, в Доме Красной армии и флота (ныне Дом офицеров) на Литейном проспекте, дом 20. Председательствовал один из основоположников отечественной физиотерапии С.И. Бруштейн, почетным председателем был нарком здравоохранения Н.А. Семашко. Поражает список участников, среди которых корифеи советской и мировой науки: Поленов А.Л., Хлопин В.Г., Турнер Г.И., Бродерзон Б.М., Вербов А.Ф., Боришполь-ский Е.С., Гизе Э.А., из Москвы приехал Вермель С.Б., из Севастополя - Щербак А.Е. Программные доклады длились до 30 минут, прочие выступления - от 5 до 15 - 20 минут. По организационным вопросам полемика развернулась очень серьезная. Так, А.Е.Щербак ратовал за подготовку физиотерапевтических кадров на курсах усовершенствова-

ния врачей, а С.И. Бруштейн утверждал, что продолжительность цикла не может быть менее 6 месяцев, а 3 месяца «совершенно недостаточно», настаивал на необходимости распространения физиотерапии в деревне, считал, это «чрезвычайно желательным». С.И. Бруштейн был убежден, что физиотерапевтическая помощь должна сосредотачиваться в руках врачей-физиотерапевтов, а А.В. Мессель возражал: «Тогда физиотерапевты должны быть энциклопедистами, чего, конечно, не может быть». На съезде прозвучало, что «физиотерапия является одной из самых молодых наук» и приветствовалось «вступление ее в ряды науки». Много внимания было уделено терминологии, которая в то время только формировалась. Многочисленные доклады были посвящены лечебным методикам, которые только робко нащупывали дорогу в практическую медицину. Для серьезно интересующихся историей физиотерапии мы рекомендуем прочесть сборник «Всесоюзный съезд физиотерапевтов» Л., 1925 г., насчитывающий свыше 300 страниц.

МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ МОЛОДЕЖИ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

Попова М.Н., Титова Е.В., Каладзе Н.Н. Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», г. Симферополь

Население активно получает информацию из различных источников СМИ: печатной прессы, аудиовизуальных СМИ, информационных служб, интернета. В образовательных учреждениях по национальным программам проводятся различные мероприятия информационно-воспитательного характера (лекции, беседы, классные часы). Однако статистика по данным ВИЧ/СПИДа не перестает удивлять: общее количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в Российской Федерации в 2013 году увеличилось на 10,8 %, что указывает на ухудшение эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции. Сохраняется высокий уровень заболеваемости, активизировался выход эпидемии из уязвимых групп населения в общую популяцию. Инфицирование вирусом иммунодефицита человека происходит преимущественно среди молодого населения. К возрастной группе риска относятся 19-29-летние, составляющие 16,2 % в общей структуре заболевших. Цель нашего исследования - улучшить профилактику ВИЧ-инфекции среди молодых людей от 19 до 29 лет путем внедрения наиболее эффективных методов информирования в рамках медико-санитарного просвещения. Нами проведено тестирование 218 молодых людей в возрасте от 19 до 29 лет (85 человек мужского пола и 133 - женского, 39 % и 61 % соответственно), обучающихся в разных учебных заведениях г. Симферополь: 69 человек - студенты и врачи-интерны медицинской академии, 43 человека - студенты экономического ВУЗа, 106 человек - студенты технического ВУЗа. Были выделены следующие группы и подгруппы, сопоставимые по полу и возрасту: 1 группа - обучающиеся в медицинской академии: разделена на 1А (24 студента 1 и 3 курсов, средний возраст 20,5±0,5 лет) и 1Б (45 врачей-интернов, средний возраст 24,2±0,8 лет); 2 группа - 43 студента 1 и 3 курса экономического ВУЗа, средний возраст 19,8±0,5 лет; 3 группа - 106 студентов 2 курса технического ВУЗа, средний возраст 18,7±0,3 лет. В тестировании выделялось три вида блоков вопросов, позволяющих определить уровень общих знаний о ВИЧ-инфекции, информированность о путях передачи и социальные аспекты отношения к ВИЧ-инфицированным. После статистической обработки результатов тестирования, интерпретации и анализа полученных данных проводились тренинги, на которых освещались пробелы в знаниях по ВИЧ-инфекции в группах. Применялись интерактивные методы обучения: в виде ролевых игр, решения ситуационных задач, с использованием методов визуализации, аудио-, видеоматериалы и др. В процессе нашего исследования было отмечено, что на общие вопросы о ВИЧ-инфекции опрашиваемые 1Б группы в 2 раза реже делали ошибки в ответах. Например, студенты, как экономического, так и технического ВУЗов, в 35-20 % случаев не представляют, что ВИЧ-инфицированный человек может выглядеть абсолютно здоро-

вым, 16-29 % не знают, что ВИЧ трудно, но поддается лечению. Более половины не осведомлены, что у ВИЧ-инфицированных больше шанс заболеть туберкулезом; практически 80 %, не знают, что лечение переносится очень тяжело. В то же время половина респондентов данных групп не владеют информацией, как и где пройти тестирование на ВИЧ. В блоке на вопросы о путях передачи все группы студентов (1А, 2, 3 группы) показали одинаковые результаты, в том числе и ошибки. Наибольшее количество ошибок в разных группах (от 46 % - 58 %) было допущено в вопросе о передаче ВИЧ через укус комара. Очень важны, на наш взгляд, результаты блока социальных вопросов. 68 % студентов 3 группы (технический ВУЗ) и 33 % представителей 2 группы (экономический ВУЗ), считают, что ВИЧ - исключительно проблема лиц, имеющих отношение к коммерческому сексу и потреблению наркотиков, в отличие от 1Б группы, где такое мнение поддерживают 8 %. В правовых вопросах, касающихся ВИЧ-инфицированных работников, оказались недостаточно осведомлены все группы студентов (от 63 % до 81%). Настораживает желание отстраниться от контакта с ВИЧ-инфицированным у значительного количества тестируемых: от 33 % до 41 %. Каждый 3-4 участник исследования откажется помогать заболевшему СПИДом другу. Студенты 2 и 3 групп (в 70 - 67 %) не чувствуют уверенность в обсуждении со своими сверстниками проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией. При сравнении результатов тестирования в группах 1А и 1Б следует отметить, что врачи-интерны значительно реже допускают ошибки в блоках, касающихся общих вопросов и путей передачи ВИЧ-инфекции. Однако, блок социальных аспектов показал, что количество неправильных ответов в группе 1А и 1Б практически не отличаются. Это указывает на недостаточное освещение психоэмоциональной составляющей проблемы ВИЧ-инфекции во всех опрошенных группах. Как показали результаты: 1. Молодежь, обучающаяся вне медицинских учреждений, слабо подготовлена в вопросах профилактики и предупреждения развития ВИЧ-инфекции. 2. Социальная сторона вопроса, касающаяся ВИЧ-инфицированных, остается важной и нерешенной проблемой среди активных молодых людей. В связи с этим, мы рекомендуем наряду с общепринятыми видами обучения (лекции, беседы, устные статьи) использовать активные методы медико-санитарного просвещения среди молодежи, например тренинги. Это позволит не только заполнить пробелы знаний, касающихся медицинской тематики в области информированности о ВИЧ-инфекции, а также положительно изменить социальную настроенность молодых людей, помочь преодолеть психологическую дистанцию в отношении к ВИЧ-инфицированным, что, в целом, повысит эффективность профилактических мероприятий по данной проблеме.

ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЭКВИНУСНОИ КОНТРАКТУРЫ ПРИ САНАТОРНОМ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ДЦП

Пчеляков A.B., Прусс С.В.

Детский клинический специализированный санаторий «Хаджибей», г. Одесса

Цель: повышение эффективности лечения спастических форм вания: клинико-ортопедические, рентгенологические (по снимкам ДЦП. Обследовано 24 пациента обоего пола, страдающих ДЦП в стоп с нагрузкой определяли ФТПУ и БТПУ). Степень спастичности форме спастической диплегии в возрасте 7-11 лет. Методы исследо- мышц определяли по шкале Ashworth. Функциональные нарушения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.