Научная статья на тему 'Медико-психологическое пособие детям при осуществлении кардиохирургического лечения'

Медико-психологическое пособие детям при осуществлении кардиохирургического лечения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максименко А. В., Платонов Д. Г.

Операция на сердце, с психологической точки зрения, является значительным травмирующим агентом, как для самого пациента детского возраста, так и для его родителей. Особенности личности ребенка и его родителей, психологический микроклимат в семье могут существенно повлиять на развитие таких психопатологических явлений, как тревога и депрессия, как у самого ребенка, так и у его родителей. В свою очередь, уровень тревожных ожиданий и депрессивные переживания в предоперационный период создают неблагоприятный фон для проведения хирургического вмешательства, а возникновение таковых расстройств на ранних или даже отдаленных послеоперационных этапах, могут оказать заметное негативное воздействие на результаты лечения. Большое значение имеет психологическая реабилитация детей и подростков, от успешности которой во многом зависит, сможет ли оперированный ребенок преодолеть сложности социальной адаптации, стать полноценным членом общества. Однако дифференциальные программы психологической реабилитации больных, перенесших операцию при врожденном пороке сердца, в нашей стране разработаны не достаточно. Между тем хорошо известно, что внутренняя картина болезни является одним из наиболее важных факторов, влияющих как на течение заболевания, так и на ход реабилитационного процесса и без учета ВКБ невозможно разработать эффективные способы коррекционных воздействий на больного. В мировой медицине четко утвердилось представление о кардиохирургической деятельности, как о тесной совместной работе кардиохирургов, кардиологов, психологов, психотерапевтов и психиатров. Такие исследования имеются и в России, однако главным образом, они сосредоточены на взрослом контингенте больных. В то же время подобная проблематика в детском возрасте представляется гораздо более объемной и сложной, уже потому, что ребенок является неотъемлемой частью своего маленького семейного социума, психологические особенности которого значительно осложняют их простое понимание, не говоря уже о необходимой коррекции. Понимание важности отдельного рассмотрения детской патологии имеется и в Кузбасском кардиологическом центре и в психиатрической службе Кемеровской области. В Кузбасском кардиоцентре функционирует специализированное детское кардиохирургическое отделение с предполагаемой мощностью 250 операций в год, в котором уже проведены сложные кардиохирургические операции многим детям Кузбасса и планируется дальнейшее сотрудничество в данном направлении. Психиатрической службой Кемеровской области разработана «Перспективная программа развития специализированной детско-подростковой психиатрической службы на 2008 – 2015 гг.», которая подразумевает гораздо более тесное взаимодействие детско-подростковой психиатрии с другими медицинскими службами. Таким образом, можно констатировать схожесть взглядов на проблемы детско-подростковой патологии между Кузбасским кардиологическим центром и психиатрической службой Кемеровской области. Эта схожесть проявляется также и в понимании важности психологических проблем маленьких пациентов и их родителей и необходимости решения этих проблем для более успешной кардиохирургической помощи. С сентября 2008г. начала функционировать программа совместной деятельности Кузбасского кардиологического центра, Кемеровской областной клинической психиатрической больницы и Русско-Американской медицинской ассоциации. Эта программа создана для того, чтобы оказание медицинской помощи детям, нуждающимся в операциях на сердце в Кемеровской области, соответствовало всем мировым стандартам. Программа разделена на несколько этапов: Первый этап психиатрической части программы «Дооперационный» (с момента поступления в стационар), его цель – выявление психологических проблем у готовящихся к операции детей и их родителей. Оценка уровня обнаруженных проблем и их коррекция. Второй этап «Ранний послеоперационный» (до выписки из стационара). Цель: выявление и возможная коррекция психологических проблем различного уровня, возникших вследствие самого процесса оперативного вмешательства на сердце и обстановки вокруг него. Третий этап «Ранний реабилитационный» (1 6 месяцев выписки). Цель: выявление и возможная коррекция психологических проблем различного уровня, возникших вследствие изменившихся условий жизни детей и их ближайших родственников. Четвертый этап «Отдаленный послеоперационный» (12 месяцев после выписки). Цель: Оценка психического и психологического состояния детей и их ближайших родственников с точки зрения изменения «Качества жизни». Методы исследования: Для детей: развернутое клиническое интервью, для детей в возрасте от 3-7 лет опросник А.И. Захарова. Для детей остальных возрастов и для родителей анкета (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Для родителей: Шкала оценки депрессии Гамильтона, Шкала самооценки тревоги Цунга, методика оценки качества жизни «SF-36 HEALTH STATUS SURVEY». При выявлении доклинического уровня депрессии и (или) тревоги, коррекция проводится клиническим психологом. При выявлении клинического (невротического уровня) нарушений, коррекция производится врачом-психотерапевтом. Со всеми детьми и их родителями проводилась психокоррекционная работа, а с контингентом имеющим повышенный уровень тревожности и депрессии проводились дополнительные специализированные медико-психологические мероприятия (психокоррекционные беседы, арт-терапия, игра-терапия, сказка-терапия, дыхательная гимнастика, расслабляющие упражнения, точечный массаж, пальчиковая гимнастика), специализированные внутрисемейные тренинги. В результате исследования нами получены данные, что более 50% детей, которым осуществлялось кардиохирургическое лечение, имеют повышенный уровень тревожности с тенденцией снижения на 2 этапе обследования. У родителей детей находящихся на лечении в кардиохирургическом отделении наблюдался повышенный уровень тревожности практически у всех в зависимости от возраста от 60 до 100% на 1 этапе и у 25% на 2 этапе. Кроме того у многих родителей тревожность сочеталась с повышенным уровнем депрессии, более половины от 40 до 72.7% на 1 этапе и от 11.8% до 27,3% (18%) на 2 этапе. Проведенные мероприятия позволяют говорить о необходимости совместной работы кардиохирургической и психиатрической службы и в дальнейшем, как о высокоэффективной и полноценной медицинской помощи, позволяющей улучшить качество жизни маленьким пациентам и их родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максименко А. В., Платонов Д. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-психологическое пособие детям при осуществлении кардиохирургического лечения»

медико-психологическое пособие детям при осуществлении кардиохирургического лечения

а. в. максименко, д. г. платонов

Государственное казенное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница», Кемерово

Операция на сердце с психологической точки зрения является значительным травмирующим агентом как для самого пациента детского возраста, так и для его родителей. Особенности личности ребенка и его родителей, психологический микроклимат в семье могут существенно повлиять на развитие таких психопатологических явлений, как тревога и депрессия у самого ребенка и у его родителей. Уровень тревожных ожиданий и депрессивные переживания в предоперационный период создают неблагоприятный фон для проведения хирургического вмешательства, а возникновение таковых расстройств на ранних или даже отдаленных послеоперационных этапах может оказать заметное негативное воздействие на результаты лечения.

Большое значение имеет психологическая реабилитация детей и подростков, от успешности которой во многом зависит, сможет ли оперированный ребенок преодолеть сложности социальной адаптации, стать полноценным членом

общества. Однако дифференциальные программы психологической реабилитации больных, перенесших операцию при врожденном пороке сердца, в нашей стране разработаны недостаточно. Между тем хорошо известно, что внутренняя картина болезни является одним из наиболее важных факторов, влияющих как на течение заболевания, так и на ход реабилитационного процесса, и без учета ВКБ невозможно разработать эффективные способы коррекционных воздействий на больного.

В мировой медицине четко утвердилось представление о кардиохирургической деятельности как о тесной совместной работе кардиохирургов, кардиологов, психологов, психотерапевтов и психиатров. Такие исследования имеются и в России, однако главным образом они сосредоточены на взрослом контингенте больных. В то же время подобная проблематика в детском возрасте представляется гораздо более объемной и сложной уже потому, что ребенок является неотъемлемой ча-

стью своего маленького семейного социума, психологические особенности которого значительно осложняют их простое понимание, не говоря уже о необходимой коррекции.

Понимание важности отдельного рассмотрения детской патологии имеется и в Кузбасском кардиологическом центре, и в психиатрической службе Кемеровской области. В Кузбасском кардиоцентре функционирует специализированное детское кардиохирургическое отделение с предполагаемой мощностью 250 операций в год, в котором проведены сложные кардиохирургические операции многим детям Кузбасса.

Психиатрической службой Кемеровской области разработана «Перспективная программа развития специализированной детско-подростко-вой психиатрической службы на 2008-2015 гг.», которая подразумевает гораздо более тесное взаимодействие детско-подростковой психиатрии с другими медицинскими службами.

Таким образом, можно констатировать схожесть взглядов на проблемы детско-подростковой патологии между Кузбасским кардиологическим центром и психиатрической службой Кемеровской области. Эта схожесть проявляется также в понимании важности психологических проблем маленьких пациентов и их родителей и необходимости решения этих проблем для более успешной кардиохирургической помощи.

С сентября 2008 г. начала функционировать программа совместной деятельности Кузбасского кардиологического центра, Кемеровской областной клинической психиатрической больницы и Русско-Американской медицинской ассоциации. Эта программа создана для того, чтобы оказание медицинской помощи детям, нуждающимся в операциях на сердце в Кемеровской области, соответствовало всем мировым стандартам.

Программа разделена на несколько этапов.

Первый этап психиатрической части программы «Дооперационный» (с момента поступления в стационар). Цель: выявление психологических проблем у готовящихся к операции детей и их родителей. Оценка уровня обнаруженных проблем и их коррекция.

Второй этап «Ранний послеоперационный» (до выписки из стационара).

Цель: выявление и возможная коррекция психологических проблем различного уровня, возникших вследствие самого процесса оперативного вмешательства на сердце и обстановки вокруг этого.

Третий этап «Ранний реабилитационный» (1-6 месяцев выписки).

Цель: выявление и возможная коррекция психологических проблем различного уровня, возникших вследствие изменившихся условий жизни детей и их ближайших родственников.

Четвертый этап «Отдаленный послеоперационный» (12 месяцев после выписки).

Цель: оценка психического и психологического состояния детей и их ближайших родственников с точки зрения изменения «Качества жизни».

Методы исследования. Для детей в возрасте 3-7 лет - развернутое клиническое интервью по опроснику А. И. Захарова. Для детей остальных возрастов и родителей - анкета Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. Для родителей - шкала оценки депрессии Гамильтона, шкала самооценки тревоги Цунга, методика оценки качества жизни «SF-36 HEALTH STATUS SURVEY».

При выявлении доклинического уровня депрессии и(или) тревоги коррекция проводится клиническим психологом. При выявлении клинического (невротического уровня) нарушений коррекция проводится врачом-психотерапевтом.

Со всеми детьми и их родителями проводилась психокоррекционная работа, а с контингентом, имеющим повышенный уровень тревожности и депрессии, проводились дополнительные специализированные медико-психологические мероприятия (психокоррекционные беседы, арт-терапия, игра-терапия, сказка-терапия, дыхательная гимнастика, расслабляющие упражнения, точечный массаж, пальчиковая гимнастика), специализированные внутрисемейные тренинги.

В результате исследования нами получены данные, что более 50 % детей, которым осуществлялось кардиохирургическое лечение, имеют повышенный уровень тревожности с тенденцией снижения на 2-м этапе обследования.

У родителей детей, находящихся на лечении в кардиохирургическом отделении, наблюдался повышенный уровень тревожности практически у всех в зависимости от возраста: от 60 до 100 % -на 1-м этапе и у 25 % - на 2-м этапе. Кроме того, у многих родителей тревожность сочеталась с повышенным уровнем депрессии: более половины, от 40 до 72,7 %, - на 1-м этапе и от 11,8 до 27,3 % (18 %) - на 2-м этапе.

Проведенные мероприятия позволяют говорить о необходимости совместной работы кардиохирургической и психиатрической службы и в дальнейшем как о высокоэффективной и полноценной медицинской помощи, позволяющей улучшить качество жизни маленьким пациентам и их родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.