Научная статья на тему 'Медико-психологический отбор кандидатов на работу и абитуриентов в учебные заведения МВД Республики Молдова'

Медико-психологический отбор кандидатов на работу и абитуриентов в учебные заведения МВД Республики Молдова Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
320
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ф.Руссу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-психологический отбор кандидатов на работу и абитуриентов в учебные заведения МВД Республики Молдова»

Медико-психологический отбор кандидатов на работу и абитуриентов в учебные заведения МВД Республики Молдова

Начальник ПФЛ ВВК МВД Ф.Руссу Республика Молдова, г.Кишинев

Медико-психологический отбор на военно-врачебной комиссии МВД Республики Молдова проходят все кандидаты на службу и абитуриенты в учебные заведения МВД Республики Молдова.

Люди отличаются друг от друга физической выносливостью, быстротой и качеством реакций на внешние воздействия, степенью концентрированное™, распределения внимания, типами памяти, особенностями эмоциональной устойчивости и восприимчивости, направленностью интересов, склонностями, видами и структурой способностей и т.д. Те из них, кто не обладают необходимыми психофизиологическими характеристиками, затем с большим трудом и значительно дольше других'овладевают видами деятельности, свойственными сотрудникам ОВД, а потом и хуже других работают, чаще других допускают ошибки и просчеты, а порой являются виновниками аварий и происшествий. В связи с этим ведется целенаправленный профессиональный отбор по основным специальностям: водитель оперативного транспорта, инспектор дорожно-патрульной службы, госавтоинспектор, полицейский батальона специальною назначения, военизированный отдел охраны с усиленной контрольно-пропуск-ной способностью, инспектор уголовного розыска и др.

Кандидаты, кроме обязательного тестирования, обследования у психолога, проходят обследование у врача-физиолога на предмет выявления психофизиологических особенностей организма и их соответствие требованиям, предъявляемым специальностью. Однако основные задачи психолога военно-врачебной комиссии следующие:

— выявление с помощью специальных методов признаков, свидетельствующих о возможном наличии нервно-психической патологии у лиц, проходящих медицинское освидетельствование;

— выявление индивидуальных психологических качеств освидетельствуемых, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на выполнение будущих служебных обязанностей или успешность обучения.

Для выполнения этих задач сотрудники психофизиологической лаборатории ВВК МВД используют в своей работе основные и дополнительные методики. Основных методик три.

1. Наиболее адекватная для медико-психологического отбора методика ММРУ (Маккинли и Хатуэй), в русской транскрипции — методика многостороннего исследования личности (ММИЛ), адаптированная Ф.Б.Березиным.

2. -Восьмицветовой тест Люшера является проективным методом для опосредованного изучения личности, основанным, как и все проективные методы, на построении специфической, пластичной ситуации, создающей условия, наиболее благоприятные для проявления эмоциональных состояний и индивидуальных особенностей личности.

3. Унифицированный набор тестов для определения уровня интеллектуальной подготовки обследуемых:

а) оценка понятийного мышления (методика "Аналогии"),

б) оценка продуктивного мышления (методика "Числовые ряды"),

в) оценка репродуктивного мышления (методика "Арифметический счет"),

г) оценка устойчивости, концентрации внимания и понятийного мышления ("Установление закономерностей"),

д) оценка наглядно-образного мышления ("Прогрессивные матрицы").

С целью обеспечения объективности в оценках нами разработаны критерии годности по интеллекту на местной популяции,-тест М М ИЛ переведен на государственный язык.

Для повышения диагностической ценности психологического обследования был введен личностный опросник "ХАЛ-НПН", который способствует выявлению акцентуаций характера и уровня нервно-психической напряженности. Кроме этого, используется анкета "Прогноз", "УНП", идеографический тест "ТИГР", психогеометрия, 16-факторный тест Р.Кэттелла.

При подозрении на умственную отсталость используются дополнительные методики: субтесты Векслера (общая осведомленность, понятливость); предметная классификация; метод "исключения четвертого лишнего"; заучивание десяти слов; пословицы; метафоры; воспроизведение рассказов.

При подозрении на эпилепсию: методика попеременного называния одушевленных и неодушевленных предметов; подбор слов- анонимов; заучивание десяти слов; метод "исключения четвертого лишнего"; исследование уровня притязаний; образование аналогий.

При подозрении на шизофрению: метод "исключения четвертого лишнего"; сравнение понятий; понимание переносного смысла пословиц; соотнесение пословиц с фразами; метод самооценки.

При подозрении на невроз:

— исследование явлений утомления;

— счет по Крепелину;

— исследование самооценки;

— незаконченные предложения;

— шкала Хамильтон.

При подозрении на алкоголизм: субтесты Векслера (общая осведомленность, понятливость; определение ценностных ориентаций, сферы интересов; метод самооценки; пословицы, метафоры).

Деятельность ПФЛ осуществляется в тесном контакте с психиатром военно-врачебной комиссии.

Перед психологами ПФЛ ВВК не стоит задача нозологической диагностики на основании получаемых результатов. Нозологический диагноз — задача психиатра ВВК, который для ее решения использует результаты психологического обследования. Особенно важна роль психологического обследования при выявлении нерезко выраженных форм олигофрении, стертых проявлений шизофрении, психопатий, неврозов, при установочном поведении.

В психологической характеристике отражаются:

1. Волевая сфера — активность, решительнос ть, устойчивость, внушаемость, целенаправленность,

2. Эмоциональная сфера — сензитивность, тревожность, интенсивность и продолжительность эмоций, лабильность.

3. Степень эмоционального контроля — импульсивность, экспансивность.

4. Свойства личности, отражающие интерперсональные отношения — потребность в контактах, общительность, доверчивость, откровенность, агрессивность, уступчивость, тактичность.

5. Качества, характеризующие, в основном, способность личности к адаптации, компенсаторные психологические механизмы (чувство неполноценности, стремление к избеганию конфликта, фрустрационная толерантность, адаптивность к новым обстоятельствам).

6. Особенности личности, указывающие на отношение обследуемого к работе (ответствен-

ность, чувствительность к критике, добросовестность, работоспособность).

7. Особенности внимания, основные свойства.

8. Особенности мышления — умение производить различные умственные операции, а также возможные нарушения мышления.

9. Уровень интеллекта.

Используемый в качестве основного психологического метода брошюрный вариант ММИЛ продемонстрировал определенную эффективность в выявлении лиц, обнаруживающих нарушение психического здоровья или наличие черт, предрасполагающих к таким нарушениям. Однако эффективность этой методики в условиях Республики Молдова во многом зависит от уровня подготовленности обследуемых (интеллектуальный уровень, знание русского языка). У кандидатов, уровень подготовленности которых позволяет заполнить тест ММИЛ, данная методика является эффективной. У лиц с низким.уровнем подготовки данный тест вызывает значительные трудности. Около 16-18% обследуемых дают недостоверные результаты по шкале Р (что говорит о языковом барьере) при достаточном уровне интеллекта.

Учитывая этот факт, в 1994 г. был введен вариант ММИЛ, переведенный на государственный язык. Тест переводился с учетом требований и лингвистических особенностей и был отпечатан на латинской графике. По желанию обследуемых в работе используются оба варианта: на русском и на государственном языках. Адаптация переведенного теста длилась 3 года.

В результате анализа, проведенного в 1996 г., получены следующие данные (на основе 400 результатов на молдавском языке и 400 результатов на русском языке) (см. табл.).

Недостоверность по шкале Р практически отсутствует. Недостоверные результаты по шкале

Таблица

Результаты работы с переведенным тестом Результаты работы с тестом на русском языке

1. Недостоверные результаты по шкалам:

Ь>8 89 = 22,25% Ь>8 89 = 22,25%

И>15 63 = 16,25 . Р>15 35 = 8,75%

2. Количество дополнительных обследований при достоверных результатах:

37 = 9,25% \43 = 10,75%

3. Как работают ключевые утверждения (учитывались 10 и > утв.):

а) трактуются конкретно или отрицаются положительные ответы при достаточном уровне интеллекта:

30 = 7,53% 21 = 5,25%

б) при низком уровне интеллекта:

68 = 17% 32 = 8,0%

Всего недостоверных результатов:

. 152 = 38% 124 = 31%

И и часть по шкале Ь получены в основном из-за низкого уровня интеллекта (17%), что свидетельствует о достаточной адаптации теста к местной популяции. Это дает также возможность получить профили, объективно отражающие особенности личности и позволяющие вести целенаправленную клиническую беседу.

В связи с повышением требований к сотрудникам МВД, введением новых информационных методик и более углубленным обследованием личности процент не рекомендованных по психофизиологическим качествам за последние 3 года вырос.

Если в 1993 г. число не рекомендованных составило 14%, то в 1994 г. - 20,8; 1995 г. - 18,0; 1996 г.-21,4%.

Из них вновь поступающих на работу не рекомендовано: в 1994 г. - 11,9%; в 1995 г. - 11,2; в 1996 г. - 12,4%.

Проблема психофизиологического отбора и психодиагностики имеет особое значение и при медицинском отборе кандидатов, поступающих в учебные заведения МВД Республики Молдова в связи с возрастанием требований к квалификации специалистов, получающих подготовку в органах внутренних дел.

Связа1шая с этим интенсификация учебного процесса, недостаточная интеллектуально-моти-вационная готовность к обучению приводят к росту шчйояешш курсантов.

Учитывая сказанное, отбор кандидатов в учебные заведения Республики Молдова ведется очень тщательно, и число не рекомендованных на учебу из общего числа не рекомендованных также высок: в 1994 г. - 8,6%; в 1995 г. - 6,7; в 1996 г. -8,8%.

Во время индивидуальной беседы с обследуемыми психологи стараются составить качественную характеристику, индивидуализировать полученные в ходе тестирования результаты. Выявленные особенности мышления, своеобразие ценностных ориентаций, специфический индивидуальный стиль деятельности, смысловые зоны психологических конфликтов, преобладающие формы эмоциональных реакций являются основой для дополнительного углубленного обследования. Сопоставление различных методик, в том числе и психофизиологических, позволяет повысить надежность, достоверность как психологических, так и экспертных заключений.

Внедрение новых информативных методик, перевод методик на родной язык и их адаптация к местным условиям способствуют не только более качественному отбору абитуриентов и кандидатов на работу, но и дает определенный прогноз успешности обучения и деятельности.

Некоторые направления

развития психофизиологической службы в вузе МВД

Кандидат медицинских наук Е.С.Соловьева, кандидат юридических наук А.В.Чернов,

доктор технических наук, профессор

С.И.Носков Высшая школа МВД России, г. Иркутск

Основной целью психофизиологической службы вуза МВД является, как следует из соответствующих нормативных документов, формирование и развитие личности специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи как в обычных, так и в экстремальных условиях. На современном этапе служба психофизиологического обеспечения (ПФО) занимается в основном вопросами профессионалы-юго отбора и отдает предпочтение в своей деятельности психологическому тестированию. Однако новые условия требуют интегративного подхода к изучению личности исследуемого и целенаправленного влияния на нее. Поэтому ПФО нуждается как в существенном совершенствовании структуры, так и в изменении функционального характера элементов.

Интегративная тенденция в нейропсихологии проявляется в переходе от анализа нарушений отдельных психических процессов к анализу нарушений тех сложнейших форм поведения и деятельности человека, которые связаны с понятием ''личность" (Лурия, 1974). Служба психофизиологического обеспечения Иркутской высшей школы МВД России формируется в соответствии с этим принципом. Деятельность службы учитывается при планировании.и проведении учебного процесса и воспитательной работы с личным составом школы.

Исходя из целей деятельности службы ПФО, на нее возлагаются следующие основные задачи:

1. Проведение профессионального отбора абитуриентов и кандидатов на замещение вакантных должностей.

2. Психофизиологическое обеспечение учебно-методической работы.

3. Психологическая подготовками повышение эффективности деятельности служб и подразделений как в обычных, так и в экстремальных условиях.

4. Коррекция нервно-психических расстройств и постстрессовых состояний у обучаемых и сотрудников школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.