УДК 796.978
МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
К.М. Евсюкова, Д.В. Логинов, А.А. Рябинина
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail:tat.martirosova@yandex.ru
Актуальность темы обусловлена тем, что в отношении здоровья студенты во всех странах входят в категорию повышенного риска. Помимо этого, общероссийские и региональные исследования в современном мире по данной проблеме дают тревожные результаты и говорят о том, что здоровье студентов, в том числе развитие и усовершенствование технологий, которые связаны с его профилактикой и охраной, - не в полной мере изученный аспект студенческой жизни.
Ключевые слова: Медико-гигиенические технологии, здоровье, студенты.
K. M. Evsyukova, D. V. Loginov, A. A. Ryabinina
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tat.martirosova@yandex.ru
The relevance of the topic is due to the fact that students in all countries are in the category of increased risk. In addition, all-Russian and regional studies in the modern world on this issue give a disturbing results and suggest that students' health, including the development and improvement of technologies that are associated with its prevention and protection - not fully studied aspect of student life.
Keywords: medical and hygienic technologies, health, students.
В современном мире всё больше появляется необходимость в применении здоровьесберегающих технологий в жизни человека, ориентированных на укрепление и повышение уровня состояния здоровья студентов высших учебных заведений и преподавателей, базирующаяся на осмысленном отношении студентов к бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих[3]. Эта идея наиболее актуальна, в рамках высшего образования, на основании того, что культура здоровья, здоровый образ жизни, физическая активность, могут реализовываться в пределах российского вуза. Культура здоровья характеризуется осведомлённостью по качеству здоровья, которое достигается в процессе учебной деятельности и применении навыков здорового образа жизни в своей жизни.
В отношении здоровья студенты во всех странах входят в категорию повышенного риска. Причиной этого служит наличие в структуре высшего образования несоответствие между потребностью активизировать деятельность высшего учебного заведения для укрепления здоровья студентов и в то же время повышенной нагрузки содержания учебной деятельности для того, чтобы повысить качество и уровень готовности к будущей профессиональной деятельности. И если изучение социальных аспектов здоровья являются наиболее фундаментальными и эффективными, то что касается здоровья студентов, появляется
недостаток информации, который связан с недостаточным уровнем показателей и ограниченности возможностей в системе медицинской и ведомственной статистики .
Низкая физическая активность в данном возрастном периоде влечет за собой увеличение утомляемости и уменьшение эффективности в трудовой деятельности. Так как в работе вузов отсутствуют здоровьесберегающие технологии, большинство студентов сталкивается с возникновением болезней и ухудшением самочувствия. На данный момент времени растёт число студентов, полностью освобожденные от занятий, включающих физическую практическую деятельность в связи с низким уровнем здоровья, а также имеющих специальную или подготовительную медицинские группы. Следует заметить, что при начале обучения в высшем учебном заведении, у студентов уже есть в наличии большое количество хронических болезней. В данном случае огромное значение имеет личная точка зрения самих обучающихся о состоянии своего здоровья, о необходимости следованию здоровому образу жизни. Из этого следует, что необходимо сформировать у студентов ценное отношение к состоянию своего здоровья, также важно правильно донести до них информацию об особенностях применения здоровьесберегающих технологий[6].
Студенты нуждаются в применении технологий, обеспечивающие повышение качества здоровья и физической подготовки не только в учебное, но и в свободное от учебных занятий время. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо дефектов, либо болезней. Здоровье во многом зависит от образа жизни самого человека, уникального и подходящего для каждого. Здоровье - это наиболее важная ценность каждого человека, формирующееся посредством соблюдения здорового образа жизни. Специалисты утверждают, что уровень здоровья человека на 50% зависит от соблюдения здорового образа жизни, из этого можно сделать вывод, что важнейшим фактом является его укрепление[2].
Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность повысить физическую подготовку студентов и благоприятно повлиять на морфофункциональное состояние их организма. Студенты недооценивают собственную образовательную и здоровьесберегающую деятельность. Это происходит из-за недостаточного внимания преподавателей высшего учебного заведения, снижения необходимости в культурном и ценностном развитии. Подбор способов для решения данной проблемы нацелен на то, что на данном этапе развития российского образования следует включить в учебный процесс здоровьесберегающие технологии эффективного формата[1]. Существуют различные определения понятия «здоровьесберегающие технологии». Ученые, представители вузов понимают данное понятие по-разному.
Здоровьесберегающие технологии - это совокупность принципов и методов педагогической работы, дополняющие традиционные технологии обучения и воспитания аспектами здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе высшего учебного заведения включают в себя комплекс способов с целью охраны и укрепления здоровья студентов с учетом характеристики образовательной сферы с точки зрения оказываемого влияния на здоровье[2].
Таким образом, можно отметить, что здоровье человека взаимосвязано с его жизнедеятельностью, которая является важнейшим критерием качественной деятельности человека.
Основная цель здоровьесберегающей образовательной технологии состоит в предоставление условий, которые будут содействовать укреплению и сохранению физического, психологического, социального и духовно-нравственного здоровья учащихся, благоприятно влияющих на уровень их успеваемости и достижение успеха в деятельности[4].
Что бы достичь данную цель в высшем учебном заведении следует выполнить такие задачи:
- придерживаться требований санитарных и гигиенических норм;
- реализовывать диспансеризацию студентов каждый год;
- планировать и осуществлять необходимый уровень физической активности учащихся высшего учебного заведения как в процессе учебных занятий по физической культуре, так и в организации самостоятельных форм физических упражнений и спортивно-массовой деятельности;
- способствовать формированию представлений и навыков у студентов в рамках системы знаний о здоровьесберегающих технологиях и профилактических методов предотвращения различных болезней и нарушений;
- показать значение бережного отношения к сохранению своего здоровья, повышения успешности в учебной деятельности;
- содействовать развитию главных информационно-педагогических умений, которые связаны с получением, переработкой и освоением информации из всевозможных источников (учебники, публицистические произведения, научно-популярная литература, художественные СМИ, электронные средства массовой информации и др.);
- способствовать формированию у студентов умений к рефлексии;
- научить студентов планировать и реализовывать профессиональное самообразование;
- создать специальную службу для оказания психологической поддержки учащихся высшего учебного заведения;
- повышать компетенции студентов в рамках здоровьесберегающих технологий, которая позволит им в дальнейшем самостоятельно и результативно придерживаться правил здорового образа жизни[7].
Существует множество классификаций относительно здоровьесберегающих технологий. Самой актуальной в учебных заведениях считается классификация Н.К. Смирнова. Он определяет медико-гигиенические технологии, технологии в рамках экологии, физкультурно-оздоровительные, технологию по организации безопасности жизнедеятельности, разделенные делят на три вида: организационно-педагогические (характеризуют структуру процесса учебной деятельности); психолого-педагогические технологии (работа на уроках по физической культуре); учебно-воспитательные технологии (представлены утвержденными программами обучения правилам заботы о своем здоровье и повышении мотивации к соблюдению здорового образа жизни, а также профилактики вредных привычек)[4].
В заключении хотелось бы отметить, что традиционная организация образовательного процесса формирует у учащихся частые стрессовые перегрузки, вполне способствующие развитию хронических болезней. Многие полагают, что предотвращать такие последствия должны специально подготовленные профессионалы. Однако огромная часть проблем здоровья студентов и учащихся решается при ежедневной работе преподавателей и студентов. Поэтому преподавателям требуется найти резервы своей деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Подготовка к здоровому образу жизни учащегося на базе здоровьесберегающих технологий является одним и основных направлений в деятельности учебного образования. Однако это возможно лишь при непосредственном желании и участии самих студентов, потому как желание быть здоровым по своей природе относится к естественному стремлению человека. Здоровьесберегающие технологии осуществляются на основе личностно-ориентированного подхода. К сожалению, не каждый человек считает в приоритете здоровый образ жизни и любовь к нему. Поэтому необходимо сформировать те условия, в которых человек бы задумался и переосмыслил свои ценности, ведь здоровье является наиболее важным из них[5].
Библиографические ссылки
1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования// Валеология. 2004. №1.
2. Горелов А. А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, ОГД. Румба, В.А. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. №.6. С.28-33.
3. Лисицин, Ю.П. Слово о здоровье / Ю.Л. Лисицин. - М: Советская Россия, 2003-206с.
4. Медик В. А., Осипов А. М. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. -М.: Логос, 2003. С. 8-9.
5. Новикова А. В. Здоровьесберегающие технологии в условиях современной образовательной системы // Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. А. П. Гаевой, С. Н. Жирякова, В.М. Полякова. - Белгород: ГОУ ВПО Белгородский государственный технологический университет им. Шухова В. Г. Новикова, 2008. С. 20.
6. Новосёлова Г.А., Фоменко Е.Г., Колькина Е.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРТИ, 2003. 272 с.
© Евсюкова К М, Логинов Д.В., Рябинина А.А., 2021