Научная статья на тему 'МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ '

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Медико-гигиенические технологии / здоровье / студенты / medical and hygienic technologies / health / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.М. Евсюкова, Д.В. Логинов, А.А. Рябинина

Актуальность темы обусловлена тем, что в отношении здоровья студенты во всех странах входят в категорию повышенного риска. Помимо этого, общероссийские и региональные исследования в современном мире по данной проблеме дают тревожные результаты и говорят о том, что здоровье студентов, в том числе развитие и усовершенствование технологий, которые связаны с его профилактикой и охраной, – не в полной мере изученный аспект студенческой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND HYGIENIC TECHNOLOGIES AT THE UNIVERSITY

The relevance of the topic is due to the fact that students in all countries are in the category of increased risk. In addition, all-Russian and regional studies in the modern world on this issue give a disturbing results and suggest that students' health, including the development and improvement of technologies that are associated with its prevention and protection not fully studied aspect of student life.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ »

УДК 796.978

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

К.М. Евсюкова, Д.В. Логинов, А.А. Рябинина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail:tat.martirosova@yandex.ru

Актуальность темы обусловлена тем, что в отношении здоровья студенты во всех странах входят в категорию повышенного риска. Помимо этого, общероссийские и региональные исследования в современном мире по данной проблеме дают тревожные результаты и говорят о том, что здоровье студентов, в том числе развитие и усовершенствование технологий, которые связаны с его профилактикой и охраной, - не в полной мере изученный аспект студенческой жизни.

Ключевые слова: Медико-гигиенические технологии, здоровье, студенты.

K. M. Evsyukova, D. V. Loginov, A. A. Ryabinina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tat.martirosova@yandex.ru

The relevance of the topic is due to the fact that students in all countries are in the category of increased risk. In addition, all-Russian and regional studies in the modern world on this issue give a disturbing results and suggest that students' health, including the development and improvement of technologies that are associated with its prevention and protection - not fully studied aspect of student life.

Keywords: medical and hygienic technologies, health, students.

В современном мире всё больше появляется необходимость в применении здоровьесберегающих технологий в жизни человека, ориентированных на укрепление и повышение уровня состояния здоровья студентов высших учебных заведений и преподавателей, базирующаяся на осмысленном отношении студентов к бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих[3]. Эта идея наиболее актуальна, в рамках высшего образования, на основании того, что культура здоровья, здоровый образ жизни, физическая активность, могут реализовываться в пределах российского вуза. Культура здоровья характеризуется осведомлённостью по качеству здоровья, которое достигается в процессе учебной деятельности и применении навыков здорового образа жизни в своей жизни.

В отношении здоровья студенты во всех странах входят в категорию повышенного риска. Причиной этого служит наличие в структуре высшего образования несоответствие между потребностью активизировать деятельность высшего учебного заведения для укрепления здоровья студентов и в то же время повышенной нагрузки содержания учебной деятельности для того, чтобы повысить качество и уровень готовности к будущей профессиональной деятельности. И если изучение социальных аспектов здоровья являются наиболее фундаментальными и эффективными, то что касается здоровья студентов, появляется

недостаток информации, который связан с недостаточным уровнем показателей и ограниченности возможностей в системе медицинской и ведомственной статистики .

Низкая физическая активность в данном возрастном периоде влечет за собой увеличение утомляемости и уменьшение эффективности в трудовой деятельности. Так как в работе вузов отсутствуют здоровьесберегающие технологии, большинство студентов сталкивается с возникновением болезней и ухудшением самочувствия. На данный момент времени растёт число студентов, полностью освобожденные от занятий, включающих физическую практическую деятельность в связи с низким уровнем здоровья, а также имеющих специальную или подготовительную медицинские группы. Следует заметить, что при начале обучения в высшем учебном заведении, у студентов уже есть в наличии большое количество хронических болезней. В данном случае огромное значение имеет личная точка зрения самих обучающихся о состоянии своего здоровья, о необходимости следованию здоровому образу жизни. Из этого следует, что необходимо сформировать у студентов ценное отношение к состоянию своего здоровья, также важно правильно донести до них информацию об особенностях применения здоровьесберегающих технологий[6].

Студенты нуждаются в применении технологий, обеспечивающие повышение качества здоровья и физической подготовки не только в учебное, но и в свободное от учебных занятий время. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо дефектов, либо болезней. Здоровье во многом зависит от образа жизни самого человека, уникального и подходящего для каждого. Здоровье - это наиболее важная ценность каждого человека, формирующееся посредством соблюдения здорового образа жизни. Специалисты утверждают, что уровень здоровья человека на 50% зависит от соблюдения здорового образа жизни, из этого можно сделать вывод, что важнейшим фактом является его укрепление[2].

Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность повысить физическую подготовку студентов и благоприятно повлиять на морфофункциональное состояние их организма. Студенты недооценивают собственную образовательную и здоровьесберегающую деятельность. Это происходит из-за недостаточного внимания преподавателей высшего учебного заведения, снижения необходимости в культурном и ценностном развитии. Подбор способов для решения данной проблемы нацелен на то, что на данном этапе развития российского образования следует включить в учебный процесс здоровьесберегающие технологии эффективного формата[1]. Существуют различные определения понятия «здоровьесберегающие технологии». Ученые, представители вузов понимают данное понятие по-разному.

Здоровьесберегающие технологии - это совокупность принципов и методов педагогической работы, дополняющие традиционные технологии обучения и воспитания аспектами здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе высшего учебного заведения включают в себя комплекс способов с целью охраны и укрепления здоровья студентов с учетом характеристики образовательной сферы с точки зрения оказываемого влияния на здоровье[2].

Таким образом, можно отметить, что здоровье человека взаимосвязано с его жизнедеятельностью, которая является важнейшим критерием качественной деятельности человека.

Основная цель здоровьесберегающей образовательной технологии состоит в предоставление условий, которые будут содействовать укреплению и сохранению физического, психологического, социального и духовно-нравственного здоровья учащихся, благоприятно влияющих на уровень их успеваемости и достижение успеха в деятельности[4].

Что бы достичь данную цель в высшем учебном заведении следует выполнить такие задачи:

- придерживаться требований санитарных и гигиенических норм;

- реализовывать диспансеризацию студентов каждый год;

- планировать и осуществлять необходимый уровень физической активности учащихся высшего учебного заведения как в процессе учебных занятий по физической культуре, так и в организации самостоятельных форм физических упражнений и спортивно-массовой деятельности;

- способствовать формированию представлений и навыков у студентов в рамках системы знаний о здоровьесберегающих технологиях и профилактических методов предотвращения различных болезней и нарушений;

- показать значение бережного отношения к сохранению своего здоровья, повышения успешности в учебной деятельности;

- содействовать развитию главных информационно-педагогических умений, которые связаны с получением, переработкой и освоением информации из всевозможных источников (учебники, публицистические произведения, научно-популярная литература, художественные СМИ, электронные средства массовой информации и др.);

- способствовать формированию у студентов умений к рефлексии;

- научить студентов планировать и реализовывать профессиональное самообразование;

- создать специальную службу для оказания психологической поддержки учащихся высшего учебного заведения;

- повышать компетенции студентов в рамках здоровьесберегающих технологий, которая позволит им в дальнейшем самостоятельно и результативно придерживаться правил здорового образа жизни[7].

Существует множество классификаций относительно здоровьесберегающих технологий. Самой актуальной в учебных заведениях считается классификация Н.К. Смирнова. Он определяет медико-гигиенические технологии, технологии в рамках экологии, физкультурно-оздоровительные, технологию по организации безопасности жизнедеятельности, разделенные делят на три вида: организационно-педагогические (характеризуют структуру процесса учебной деятельности); психолого-педагогические технологии (работа на уроках по физической культуре); учебно-воспитательные технологии (представлены утвержденными программами обучения правилам заботы о своем здоровье и повышении мотивации к соблюдению здорового образа жизни, а также профилактики вредных привычек)[4].

В заключении хотелось бы отметить, что традиционная организация образовательного процесса формирует у учащихся частые стрессовые перегрузки, вполне способствующие развитию хронических болезней. Многие полагают, что предотвращать такие последствия должны специально подготовленные профессионалы. Однако огромная часть проблем здоровья студентов и учащихся решается при ежедневной работе преподавателей и студентов. Поэтому преподавателям требуется найти резервы своей деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Подготовка к здоровому образу жизни учащегося на базе здоровьесберегающих технологий является одним и основных направлений в деятельности учебного образования. Однако это возможно лишь при непосредственном желании и участии самих студентов, потому как желание быть здоровым по своей природе относится к естественному стремлению человека. Здоровьесберегающие технологии осуществляются на основе личностно-ориентированного подхода. К сожалению, не каждый человек считает в приоритете здоровый образ жизни и любовь к нему. Поэтому необходимо сформировать те условия, в которых человек бы задумался и переосмыслил свои ценности, ведь здоровье является наиболее важным из них[5].

Библиографические ссылки

1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования// Валеология. 2004. №1.

2. Горелов А. А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, ОГД. Румба, В.А. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. №.6. С.28-33.

3. Лисицин, Ю.П. Слово о здоровье / Ю.Л. Лисицин. - М: Советская Россия, 2003-206с.

4. Медик В. А., Осипов А. М. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. -М.: Логос, 2003. С. 8-9.

5. Новикова А. В. Здоровьесберегающие технологии в условиях современной образовательной системы // Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. А. П. Гаевой, С. Н. Жирякова, В.М. Полякова. - Белгород: ГОУ ВПО Белгородский государственный технологический университет им. Шухова В. Г. Новикова, 2008. С. 20.

6. Новосёлова Г.А., Фоменко Е.Г., Колькина Е.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5.

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРТИ, 2003. 272 с.

© Евсюкова К М, Логинов Д.В., Рябинина А.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.