Научная статья на тему 'МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОЙ НАУКИ'

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / BIOMEDICAL THESIS RESEARCH / OLYMPIC AND NON-OLYMPIC SPORTS / RESEARCH ENVELOPE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОЛИМПИЙСКИЕ И НЕОЛИМПИЙСКИЕ ВИДЫ СПОРТА / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонов Л.В., Шустин Б.Н.

Objective of the study was to analyze the topics of biomedical sciences thesis researches in the field of physical education and sports in the period of 2016/2018. Methods and structure of research. Proceeding from the results of the quantitative analysis of the topics and directions of modern thesis works in support of candidature for a doctoral or post-doctoral degree in medicine and biological sciences, we conducted a comparative analysis of the number of defended biomedical sciences theses depending on the field of science, scientific specialty, awarded academic degree, and correspondence of the theses topics to the research envelope in the field of physical education and sports. We analyzed a total of 63 biomedical sciences theses, defended in 2016-2018 in support of candidature for a doctoral or post-doctoral degree in medicine and biological science in 8 scientific specialties (03.01.09, 03.03.01, 03.03.04, 14.01.08, 14.01. 14, 02.14.01, 02.14.02, 19.00.02). Results of the study. The study revealed a clear tendency towards a decrease in the total number of biomedical sciences theses in the field of physical education and sports and the number of sports highlighted in these thesis works. Conclusions. According to the authors, the decrease in the total number of biomedical sciences theses in the field of the physical education and sports is not due to the decreasing interest in scientific research in this field of sport science, but rather a consequence of more overall trends towards strengthening of requirements for thesis works and a slight decrease in the interest of young scientists in active scientific activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонов Л.В., Шустин Б.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biomedical theses in sport science

Objective of the study was to analyze the topics of biomedical sciences thesis researches in the field of physical education and sports in the period of 2016/2018. Methods and structure of research. Proceeding from the results of the quantitative analysis of the topics and directions of modern thesis works in support of candidature for a doctoral or post-doctoral degree in medicine and biological sciences, we conducted a comparative analysis of the number of defended biomedical sciences theses depending on the field of science, scientific specialty, awarded academic degree, and correspondence of the theses topics to the research envelope in the field of physical education and sports. We analyzed a total of 63 biomedical sciences theses, defended in 2016-2018 in support of candidature for a doctoral or post-doctoral degree in medicine and biological science in 8 scientific specialties (03.01.09, 03.03.01, 03.03.04, 14.01.08, 14.01. 14, 02.14.01, 02.14.02, 19.00.02). Results of the study. The study revealed a clear tendency towards a decrease in the total number of biomedical sciences theses in the field of physical education and sports and the number of sports highlighted in these thesis works. Conclusions. According to the authors, the decrease in the total number of biomedical sciences theses in the field of the physical education and sports is not due to the decreasing interest in scientific research in this field of sport science, but rather a consequence of more overall trends towards strengthening of requirements for thesis works and a slight decrease in the interest of young scientists in active scientific activities.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОЙ НАУКИ»

медико-биологические диссертационные исследования в области спортивной науки

УДК/UDC 796.01:61

Поступила в редакцию 01.12.2019 г.

Кандидат медицинских наук, доцент Л.В. Сафонов1

Доктор педагогических наук, профессор Б.Н. Шустин1

1 Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФНЦ ВНИИФК), Москва

BIOMEDICAL THESES IN SPORT SCIENCE

PhD, Associate Professor L.V. Safonov1 Dr.Hab., Professor B.N. Shustin1

1 Federal Scientific Center for Physical Culture and Sport, Moscow

Информация для связи с автором: rudra54@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - провести анализ тематики медико-биологических диссертационных исследований в области физической культуры и спорта за период 2016/2018 гг.

Методика и организация исследования. На основе результатов количественного анализа тематики и направления современных диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата или доктора медицинских и биологических наук проводилось сравнительное исследование количества защищенных медико-биологических диссертаций в зависимости от отрасли науки, научной специальности, присужденной ученой степени, соответствия тематики диссертаций приоритетным направлениям научных исследований в сфере физической культуры и спорта. Были рассмотрены 63 медико-биологические диссертации, защищенные в 2016-2018 гг., на соискание ученой степени кандидата и доктора медицинских или биологических наук по 8 научным специальностям (03.01.09, 03.03.01, 03.03.04, 14.01.08, 14.01.14, 14.02.01, 14.02.02, 19.00.02).

Результаты исследования и выводы. Выявлена отчетливая тенденция к уменьшению общего количества диссертационных работ медико-биологической направленности в сфере физической культуры и спорта и числа видов спорта, вопросам подготовки в которых посвящены данные диссертационные исследования.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, медико-биологические диссертационные исследования, олимпийские и неолимпийские виды спорта, основные направления научных исследований.

Annotation

Objective of the study was to analyze the topics of biomedical sciences thesis researches in the field of physical education and sports in the period of 2016/2018.

Methods and structure of research. Proceeding from the results of the quantitative analysis of the topics and directions of modern thesis works in support of candidature for a doctoral or post-doctoral degree in medicine and biological sciences, we conducted a comparative analysis of the number of defended biomedical sciences theses depending on the field of science, scientific specialty, awarded academic degree, and correspondence of the theses topics to the research envelope in the field of physical education and sports. We analyzed a total of 63 biomedical sciences theses, defended in 2016-2018 in support of candidature for a doctoral or postdoctoral degree in medicine and biological science in 8 scientific specialties (03.01.09, 03.03.01, 03.03.04, 14.01.08, 14.01. 14, 02.14.01, 02.14.02, 19.00.02). Results of the study. The study revealed a clear tendency towards a decrease in the total number of biomedical sciences theses in the field of physical education and sports and the number of sports highlighted in these thesis works. Conclusions. According to the authors, the decrease in the total number of biomedical sciences theses in the field of the physical education and sports is not due to the decreasing interest in scientific research in this field of sport science, but rather a consequence of more overall trends towards strengthening of requirements for thesis works and a slight decrease in the interest of young scientists in active scientific activities.

Keywords: physical education and sports, biomedical thesis research, Olympic and non-Olympic sports, research envelope.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Тенденции развития современной науки в значительной степени отражены в диссертационных исследованиях в различных отраслях науки [2-5]. Аналитические обзоры диссертаций в сфере физической культуры и спорта дают возможность выявить тенденции развития спортивной науки по основным, сформированным на протяжении многих лет направлениям научных исследований, что отражено в ряде публикаций [1].

В частности, одной из важных составляющих, способствующих дальнейшему развитию спортивной науки в целом, являются диссертационные исследования в области физической культуры и спорта, создающие основу научно-технического прогресса в этой сфере, постоянно требующей решения научных и прикладных проблем специалистами

разных отраслей науки, прежде всего медицины и биологии. Медико-биологические диссертационные исследования в сфере физической культуры и спорта уступают в количественном отношении диссертациям педагогической направленности, но тем не менее охватывают важный прикладной раздел спортивной науки, изучающей широкий спектр задач научного обеспечения и контроля в процессе спортивной деятельности человека [6].

Цель исследования - провести анализ тематики диссертационных исследований медико-биологического характера на соискание ученой степени кандидата и доктора медицинских или биологических наук в области физической культуры и спорта в 2016/2018 гг.

Методика и организация исследования. Проведен анализ 63 медико-биологических диссертаций, защищенных в 2016/2018 гг., на соискание ученой степени кандидата и доктора медицинских или биологических наук по 8 научным специальностям (03.01.09, 03.03.01, 03.03.04, 14.01.08, 14.01.14, 14.02.01, 14.02.02, 19.00.02).

Результаты исследования и их обсуждение. По медицинской отрасли наук в указанный период защищено 52,4 % диссертаций, по биологической - 47,6 %. Наибольшее количество диссертационных работ (54 %) защищено в 2016 г, в то время как в 2017 и 2018 гг. их количество постепенно снижалось и составило 28,5 % и 17,5 % соответственно. Наиболее ярко выражено уменьшение количества докторских диссертаций - если в 2016 и 2017 гг. было защищено по 5 диссертационных работ, то в 2018 г. была защищена только 1 диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук.

Наибольшее количество диссертаций за исследуемый период выполнено по научным специальностям 03.03.01 -«Физиология» и 14.03.11 - «Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия» - 42,9 % и 39,7 % соответственно, однако если в 2016 г. диссертации медико-биологической направленности были защищены по 7 научным специальностям (03.01.09, 03.03.01, 03.03.04, 14.01.08, 14.01.14, 14.02.02, 19.00.02), то в 2017 г. их количество сократилось до 3 (03.03.01, 14.02.01, 14.03.11), а в 2018 году до 2 (03.03.01, 14.03.11).

Анализ распределения медико-биологических диссертаций по приоритетным направлениям научных исследований в сфере физической культуры и спорта (физическое воспитание молодёжи, массовая физическая культура, формирование здорового образа жизни и научно-методическое обеспечение спорта высших достижений и спортивного резерва) за исследуемый период выявил, что наибольшее количество диссертаций медико-биологической направленности подготовлено по спорту высших достижений и подготовке спортивного резерва, где наибольшее количество диссертаций -52,4 % - было посвящено общим проблемам спортивной подготовки без указания конкретного вида спорта, а 28,6 % работ - вопросам подготовки в конкретных олимпийских и неолимпийских видах спорта. Физическому воспитанию молодёжи, массовой физической культуре и формированию здорового образа жизни посвящено 14,3 % диссертаций, среди которых более половины работ выполнено по проблемам физической культуры взрослого населения.

Следует отметить уменьшение в последние годы числа диссертационных работ по приоритетным медицинским и биологическим проблемам в области физической культуры и спорта, так в 2017 и 2018 гг. в сравнении с 2016 г. общее количество диссертационных работ снизилось в 1,7 и 2,8 раза соответственно, при этом полностью отсутствовали диссертации по вопросам дошкольного физического воспитания и физического воспитания студенческой молодежи.

С 2016 по 2018 г. защищено 18 диссертаций, посвящён-ных медико-биологическим аспектам подготовки спортсменов в конкретных олимпийских и неолимпийских видах спорта, причем большинство из них (10) защищено по олимпийским видам спорта. Наибольшее количество работ посвящено циклическим видам спорта и спортивным единоборствам, несколько меньше - спортивным играм и сложнокоординационным видам спорта. В исследуемый период число диссертаций по вопросам подготовки спортсменов конкретных видов спорта постепенно снижалось.

В 2016-2018 гг. в соответствии с медико-биологическими задачами, решаемыми в рамках диссертационного иссле-

дования, наибольшее количество диссертаций (41,5 %) было посвящено разработке новых методов профилактики и терапии заболеваний у спортсменов и лиц, занимающихся спортом (заболеваний ССС - 7 диссертаций, ЦНС - 4, органов зрения - 3), 23,9 % диссертационных работ было посвящено проблемам повышения физической и спортивной работоспособности спортсменов в конкретных олимпийских и неолимпийских видах спорта и спортсменов различных групп видов спорта (с использованием физиотерапевтических средств и методов - 4 диссертации, фармакологических средств - 3).

Разработке новых и оценке эффективности существующих физиологических критериев отбора в конкретные виды и различные группы видов спорта, а также физиологическим аспектам спортивной деятельности было посвящено 11,2 % диссертаций, в то время как проблеме разработки новых медико-биологических методов оценки функционального состоянии и физического здоровья высококвалифицированных спортсменов и лиц, систематически занимающихся спортом, - 9,4 % работ.

Проведенный анализ тематики современных медико-биологических диссертационных исследований в области физической культуры и спорта свидетельствует о некотором снижении числа диссертационных исследований медико-биологической направленности в спортивной науке, происходящем в течение последних трех лет.

Тенденция уменьшения общего количества диссертационных работ медико-биологической направленности проявляется в уменьшении общего числа диссертаций на соискание ученой степени как кандидата, так и доктора наук, а также в отсутствии работ по проблемам дошкольного физического воспитания, физического воспитания молодежи студенческого возраста, медико-биологического обеспечения физического воспитания и массовой физической культуры.

В то же время по-прежнему более половины диссертационных работ медико-биологического характера за исследуемый период посвящено общим проблемам спортивной подготовки без указания конкретного вида спорта, среди которых наибольшее внимание было уделено вопросам терапии заболеваний методами физической культуры и спорта и проблеме оценки физического здоровья спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в то время как вопросам подготовки спортсменов отдельных олимпийских и неолимпийских видов спорта было уделено меньше внимания.

Наибольшее количество диссертационных работ медико-биологической направленности за исследуемый период посвящено вопросам подготовки спортсменов в циклических видах спорта и спортивных единоборствах, составившее более половины от общего количества диссертаций.

Вывод. Можно предположить, что уменьшение общего числа диссертационных работ медико-биологической направленности в сфере физической культуры и спорта не является результатом снижения интереса к научным исследованиям в этой области спортивной науки, это следствие более общих тенденций усложнения требований к диссертационным работам и некоторого снижения интереса молодых ученых к активной научной деятельности.

Литература

1. Баранов В.Н. Сравнительный анализ развития диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта за 1935-2015 годы (СССР и Российская Федерация) / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 4. - С. 3-10.

2. Баранов В.Н. Тематика и количественный анализ диссертационных исследований по физической культуре и спорту, выполненных в 2015 году / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 9. - С. 94-97.

№ 2 • 2020 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

3. Евдокимов В.И. Анализ направлений исследований, представленных в диссертациях по специальности 19.00.04 - «Медицинская психология» (1980-2011 гг.) / В.И. Евдокимов, Б.Д. Карва-сарский А.В. Зотова // Вестник психотерапии. - 2012. - № 43 (48). - С. 21-37.

4. Зинченко Ю.П. Анализ отечественных и зарубежных диссертаций в сфере медицинской (клинической) психологии (1990-2011) Ю.П. Зинченко, В.И. Евдокимов, В.Ю. Рыбников // Вестник московского университета. - Серия 14: Психология. - 2014. - № 2 - С. 3-15.

5. Лаптев В.В. Проблематика диссертационных исследований в области физического образования / В.В. Лаптев, Л.А. Ларченкова // Вопросы образования. - 2016. - № 4. - С. 31-58.

6. Фудин Н.А. Медико-биологические технологии в физической культуре и спорте / Н.А. Фудин, А.А. Хадарцев, В.А. Орлов. - М.: ООО «Спорт», 2018. - 320 с.

References

1. Baranov V.N., Shustin B.N. Sravnitelny analiz razvitiya dissertatsionnykh issledovaniy v sfere fizicheskoy kultury i sporta za 1935-2015 godyi (SSSR i Rossiyskaya Federatsiya) [Comparative analysis of development of dissertation research in physical education and sports for 1935-2015 (USSR and Russian Federation)]. Vestnik sportivnoy nauki. 2015. no. 4. pp. 3-10.

2. Baranov V.N., Shustin B.N. Tematika i kolichestvenny analiz dissertatsionnykh issledovaniy po fizicheskoy kulture i sportu, vypolnennykh v 2015 godu [Theses on physical culture and sports published in 2015: topics and quantitative analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. no. 9. pp. 94-97.

3. Evdokimov V.I., Karvasarskiy B.D., Zotova A.V. Analiz napravleniy issledovaniy, predstavlennykh v dissertatsiyakh po spetsialnosti 19.00.04 - «Meditsinskaya psikhologiya» (1980-2011 gg.) [Analysis of research areas presented in the dissertations in 19.00.04 - "Medical Psychology" (1980-2011)]. Vestnik psikhoterapii. 2012. no. 43 (48). pp. 21-37.

4. ZinchenkoYu.P.,EvdokimovV.I.,RybnikovV.Yu.Analizotechestvennykh i zarubezhnyih dissertatsiy v sfere meditsinskoy (klinicheskoy) psihologii (1990-2011) [Analysis of domestic and foreign dissertations in the field of medical (clinical) psychology (1990-2011)]. Vestnik moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psikhologiya. 2014. no. 2 pp. 3-15.

5. Laptev V.V., Larchenkova L.A. Problematika dissertatsionnykh issledovaniy v oblasti fizicheskogo obrazovaniya [Problems of dissertation research in physical education]. Voprosy obrazovaniya. 2016.no. 4. pp. 31-58.

6. Fudin N.A., Khadartsev A.A., Orlov V.A. Mediko-biologicheskie tekhnologii v fizicheskoy kulture i sporte [Problems of dissertation research in physical education]. M.: OOO «Sport» publ., 2018. 320 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Романов1 Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула

УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, квалифицированный специалист, методологические проблемы физической культуры и спорта, обучение магистров, профессиональная подготовка.

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и описание основных механизмов внедрения индивидуальных образовательных маршрутов для подготовки магистров по направлению «Физическая культура» в условиях педагогического вуза.

Методика и организация исследования. На основании опыта, имеющегося у автора, в ходе обучения студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого предлагается рассмотрение индивидуальных образовательных маршрутов как специально проектируемых дифференцированных образовательных программ, обеспечивающих магистрантам позиции субъекта выбора при осуществлении профессионально-педагогической подготовки в качестве комплексной составляющей профессиональной компетентности магистров по направлению «Физическая культура», способствующей их профессиональному и личностному росту.

Результаты исследования и их обсуждение. Современный этап модернизации высшего образования объективно инициирует создание такой образовательной модели, которая бы обеспечивала развитие личности на максимальном уровне ее физических, психологических и интеллектуальных ресурсов. Становится очевидным тот факт, что необходим максимальный учет индивидуальных особенностей будущих магистров по направлению «Физическая культура» при формировании комплекса умений его самосовершенствования, например от самопознания до самореализации. Система индивидуальных образовательных маршрутов обучения (система «дорожных карт», или маршрутная система) позволяет реализовать требования ФГОС при работе с будущими магистрами по направлению «Физическая культура», а имен-

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES FOR TRAINING OF MASTERS OF PHYSICAL EDUCATION

Dr.Hab., Professor V.A. Romanov1 1Lev Tolstoy Tula state pedagogical university, Tula

Поступила в редакцию 22.11.2019 г.

но - личностно ориентированный подход в их образовании, который максимально учитывает физические способности, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение системы индивидуальных образовательных маршрутов для подготовки магистров по направлению «Физическая культура» дает возможность создать такие психолого-педагогические условия, которые способны обеспечивать активное стимулирование образовательной деятельности на основе самосовершенствования и самообразования в ходе овладения учебной программой.

Вывод. Универсального способа создания индивидуальных образовательных маршрутов для подготовки магистров по направлению «Физическая культура» в настоящий момент нет, поэтому построение такого маршрута основывается на специфике будущей профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта как таковой, на особенностях развития и обучения на протяжении строго установленного времени и носит пролонгированный характер. Сложно представить маршрут на весь период обучения сразу, поскольку сущность его разработки состоит именно в том, что он отражает всю динамику в обучении и развитии выпускника педагогического вуза, что, по нашему убеждению, позволяет при внедрении вносить коррективы в компоненты педагогического процесса и проводить мониторинг качества полученного образования.

Использованная литература

1. Романов В.А. Элективные курсы как средство дифференциации обучения квалифицированных спортсменов в условиях педагогического вуза / В.А. Романов // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 1. - С. 24. http://teoriya.ru/ru/node/7491

2. Степченко Т.А. Реализация модели формирования готовности к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников у будущих учителей физической культуры в вузе / Т.А. Степченко, Ю.А. Украинцева // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 12. - С. 49. http://teoriya.ru/ru/node/11035

Информация для связи с автором: romanov-tula@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.