Научная статья на тему 'Медиация как новый способ предупреждения и разрешения конфликтов среди детей школьного возраста'

Медиация как новый способ предупреждения и разрешения конфликтов среди детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1093
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTION / МЕДИАЦИЯ / MEDIATION / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ASOCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ивченко Светлана Сергеевна

Настоящая статья посвящена проблеме альтернативного способа мирного урегулирования конфликтных ситуаций в образовательной организации среди детей школьного возраста в условиях общего ослабления функции семьи и возложения функции социализации на образовательную организацию, в связи с чем медиация является одной из самых востребованных процедур в современном мире. В настоящей статье рассмотрена проблема конфликта среди детей школьного возраста, обоснована необходимость наличия медиативной службы в школе, приведены конкретные приемы работы для достижения наилучшего результата, выделены базовые принципы работы медиатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиация как новый способ предупреждения и разрешения конфликтов среди детей школьного возраста»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕДИАЦИЯ КАК НОВЫЙ СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ивченко С.С. Email: Ivchenko641@scientifictext.ru

Ивченко Светлана Сергеевна — учитель английского языка, Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1595, г. Москва

Аннотация: настоящая статья посвящена проблеме альтернативного способа мирного урегулирования конфликтных ситуаций в образовательной организации среди детей школьного возраста в условиях общего ослабления функции семьи и возложения функции социализации на образовательную организацию, в связи с чем медиация является одной из самых востребованных процедур в современном мире. В настоящей статье рассмотрена проблема конфликта среди детей школьного возраста, обоснована необходимость наличия медиативной службы в школе, приведены конкретные приемы работы для достижения наилучшего результата, выделены базовые принципы работы медиатора.

Ключевые слова: конфликт, образовательная организация, медиация, асоциальное поведение.

MEDIATION AS A NEW WAY OF PREVENTING AND SOLVING CONFLICTS AMONG CHILDREN AT SECONDARY SCHOOL

Ivchenko S.S.

Ivchenko Svetlana Sergeevna - English Teacher, STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION SCHOOL № 1595, MOSCOW

Abstract: this article is devoted to the problem of an alternative way ofpeaceful settlement of conflict situations in educational organization among school-age children in terms of the General weakening of the family function and the imposition of the function of socialization on the educational organization, in connection with which mediation is one of the most popular procedures in the modern world. This article considers the problem of conflict among school-age children, substantiates the need for a mediation service in the school, provides specific methods of work to achieve the best result, highlights the basic principles of the mediator. Keywords: conflict, educational institution, mediation, asocial behavior.

УДК 316.48

Не бывает бесконфликтных личных отношений.

Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми.

Букай Х.

В современном мире конфликты окружают нас повсюду. Каждый день мы сталкиваемся с противоречиями и конфликтами. Они возникают рядом с нами и вдали от нас, между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе, в походе могут разрушаться человеческие связи. Конфликты возможны на всех уровнях, начиная с семьи и заканчивая взаимоотношениями между странами.

Проблема конфликта и защиты от него является самой актуальной проблемой времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов.

В образовательной среде особенно важно мирное разрешение конфликтов, так как ребенок проводит большую часть времени в образовательной организации и конфликты, которые неизбежно возникают и между самими детьми и между детьми и педагогами являются для ребенка очень серьезными.

В связи с этим возникла острая необходимость найти способ урегулирования конфликтов мирным путем. Такой способ был найден - медиация. В России «Закон о Медиации» был принят в 2011, и с того времени медиация заняла свое почетное место в вопросах мирного урегулирования конфликтов.

Наиболее востребован данный метод в образовательных организациях, так как именно в работе с детьми очень важно найти способы мирного разрешения конфликтов, чтобы не травмировать неокрепшую детскую психику.

В школах стали организовывать службы медиации, работа которых нацелена на реализацию восстановительного правосудия, профилактику правонарушений детей и подростков, а также на предупреждение конфликтных ситуаций и улучшение отношений в целом в образовательной организации.

Медиация при работе с детьми обладает своими уникальными и значимыми отличительными чертами, что непосредственно связано с психологическими особенностями школьников.

Особенно важно обладать знаниями в области медиации классным руководителям, так как именно они в первую очередь становятся свидетелями, а порой и участниками конфликтных ситуаций.

Итак, в настоящей статье попытаемся выделить базовые принципы медиативного подхода.

Одним из основных базовых принципов данного подхода является недопустимость разглашения предмета спора или конфликта, а в особых случаях и сам факт обращения к процедуре медиации может быть конфиденциален.

Не менее важным принципом является осведомленность участников процедуры о правилах ее проведения. Перед началом процедуры медиатор четко и ясно формулирует и оглашает общие правила, убеждается, что правила понятны всем участникам процедуры, в ином случае дает разъяснения по возникшим вопросам участников процедуры.

Более того, в реализации данного подхода ни один из участников процедуры, в том числе медиатор, не может навязывать свое мнение или решение возникшей проблемы, а также недопустимо оказывать психологическое давление.

Медиатор в свою очередь поддерживает обе стороны конфликта, принимая участников спора такими, какие они есть. Необходимо следовать золотому правилу, медиация направлена не на выявление и не на наказание виновного, а прежде всего цель медиации заключается в поиске решения, а в некоторых случаях нескольких решений, в выработке договоренностей, которые в равной степени отражают интересы обеих сторон конфликта. Для реализации данного принципа необходимо соблюдение нескольких условий. Прежде всего, медиатор, являясь скорее координатором данной процедуры, не должен иметь интереса в содержательном аспекте самого конфликта, а должен оставаться беспристрастным, так же медиатор не может состоять в каких-либо отношениях с участниками конфликта. Во время проведения процедуры медиатор не высказывает своих суждений, не дает оценки ситуации и ни одному из участников не отдает предпочтение.

Опишем также и саму процедуру встречи медиатора с участниками конфликта. Можно выделить 5 основных этапов, которые являются «ступенями» при урегулировании конфликтной ситуации.

Медиатор всегда первый начинает подобную встречу и произносит вступительную речь, в которой в деталях поясняет базовые принципы медиации и устанавливает регламент встречи. На данном этапе также происходит поочередное заслушивание позиций обеих сторон, без прерываний, комментариев и оценок как со стороны медиатора, так и со стороны участников конфликта. На данном этапе рекомендуется делать пометки основных позиций, на которых участники конфликта ставят акцент.

На втором этапе происходит уточнение, формирование и оценивание сложности основных конфликтных позиций. Также необходимо выделить многоаспектность каждой позиции, нельзя исключить и эмоциональный фактор. На данном этапе происходи структурирование процесса урегулирования конфликта в целом.

В третьей фазе процесса медиатор помогает распознать непродуктивные элементы конфликта, то есть из-за каких именно составляющих конфликта представляется невозможным его прекратить. Для этого медиатор выявляет потребности сторон, что ведет к появлению взаимопониманию между участниками конфликта.

Четвертый этап является поворотным моментом всей процедуры медиации. На данном этапе совместно со всеми участниками конфликта происходит разработка всех возможных вариантов урегулирования конфликта. Одной из главных задач медиатора на данном этапе является помочь участникам конфликта «захотеть» работать совместно для разработки таких вариантов, которые будут выгодны обеим сторонам. В отличие от первой стадии, когда участники высказывали свое видение конфликтной ситуации в монологической речи, на данном этапе медиатор способствует построению конструктивного диалога, когда каждый

рассматривает вариант не только с позиции «хорошо для меня», но и с точки зрения того, насколько он выгоден оппоненту. После того, как выбраны варианты, в зависимости от конфликтной ситуации медиатор может подключить юридические аспекты, если выявлена такая потребность. А также, медиатор должен выявить и объяснить все возможные последствия каждого выбранного варианта.

Пятый этап является ключевым: именно на этой стадии происходит заключение соглашения, в котором отражено окончательное решение в конфликтной ситуации, где удовлетворены все участники конфликта.

Для достижения положительного результата медиатор в своей работе использует ряд коммуникативных инструментов.

В частности, активное слушание. Такое качество как умение не только слышать, но и слушать стороны спора, оставаясь при этом беспристрастным, является неотъемлемой частью работы медиатора. Слушая участников процедуры, медиатор постоянно дает понять, что он слушает собеседника, благодаря этому, формируется благоприятная атмосфера для урегулирования конфликта. Эффективное и эмпатичное слушание - залог для понимания чувств и потребностей каждого из участников конфликта. Медиатор должен акцентировать свое внимание не только на содержательном аспекте речи сторон, но и на тон, темп и скорость речи. Нельзя недооценивать невербальный аспект коммуникации. Для более детального разъяснения принципов этой работы можно использовать метафору «айсберга» [3, 25], которую использует в своей книге «Основы медиации как процедуры урегулирования споров» Ц.А. Шамликашвили. Вершина «айсберга» это лишь содержательная сторона конфликта, где можно выявить лишь позиции, факты и предъявляемые требования, а они не являются основными «питательными элементами». Истинным «топливом» для конфликта являются глубинные мотивы, которые скрывают неудовлетворенные потребности и нереализованные желания, индикатором которых как раз и является невербальный аспект коммуникации, а также манера речи в целом.

Еще один инструмент, заслуживающий внимания это «Петля понимания». Суть данного инструмента заключается в полном, глубинном и законченном понимании собеседника. Здесь можно выделить следующие действия медиатора: понимание собеседника - выражение понимания - запрос и подтверждение того, что участник процедуры чувствует себя понятым. Для достижения подобного результата медиатор использует следующие техники: обобщение, перефразирование, задавание вопросов как открытого, так и закрытого типов.

Более того, чтобы перейти на заключительную стадию процедуры медиатор использует технологию рефрейминга, который является одним из эффективных инструментов в работе медиатора. С его помощью участники процедуры могут взглянуть на конфликт глазами своего оппонента. Так совершается переход от позиций к интересам, что позволяет достичь подлинного разрешения конфликта среди его участников.

Итак, как мы видим, медиация, при правильном подходе, способна решить проблему предупреждения и урегулирования конфликта, которая сейчас как нельзя остро проявляется именно в школьной среде из-за всеобщего ослабления роли семьи как фундаментального общественного института, вследствие чего асоциальное и девиантное поведение среди детей школьного возраста набирает обороты. Таким образом, функции по социализации детей возлагаются в большинстве своем на образовательную организацию, в связи с чем, развитие служб школьной медиации является важнейшей и одной из самых востребованных социальных инноваций.

Список литературы / References

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

2. Попова Р. Восстановительный подход в деятельности классного руководителя. // В кн.: Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации. М., 2009.

3. Шамликашвили Ц.А. «Основы медиации как процедурыурегулирования споров». М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.