Научная статья на тему 'Медиация и права человека'

Медиация и права человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Станишевская Л.П.

В статье исследуется медиация как инновационная возможность защиты прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION AND HUMAN RIGHTS

The article explores mediation as an innovative opportunity for the protection of human rights.

Текст научной работы на тему «Медиация и права человека»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347.921.3

Л.П. Станишевская МЕДИАЦИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Беларусь

В соответствие со ст. 59 Конституции Республики Беларусь государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь [1].

Несовершенство судебной системы и доступа граждан к правосудию влечет неудовлетворенность последних как порядком судопроизводства, так и результатами судебной деятельности в целом [2, с.56]. В связи с этим появление альтернативных судебному разбирательству способов разрешения конфликтов -объективная потребность современного социума с его моральными и культурными ценностями. Одной из инновационных форм защиты прав и свобод человека, получивших признание во всем мире, выступает медиация.

В гражданском обществе человек воспринимается как активный субъект, способный самостоятельно отстаивать свои права и интересы, прежде всего, в режиме диалога с оппонентом. С помощью медиации люди учатся разговаривать, слышать друг друга и успешно разрешать конфликты, сохраняя при этом партнерские отношения, строящиеся на здоровой конкуренции и сотрудничестве. Возможность урегулирования правовых споров в рамках процедуры медиации признана международной практикой. Она доказала свою экономичность, быстроту и эффективность при разрешении различных видов конфликтов. Медиативная практика сочетает в себе как универсальность, прагматичность, так и гуманистический подход. Не случайно поэтому, развитие медиации в XXI веке - одно из приоритетных направлений в области защиты прав и свобод человека. В соответствии с Директивой от 21 мая 2008 года № 2008/52/ЕС [3] государствам-членам Европейского Союза рекомендуется создавать альтернативные внесудебные процедуры, поскольку они, как и суды, обеспечивают доступ к справедливости и к правосудию в целом.

Важным шагом на пути формирования гражданского общества в Республике Беларусь, а также отражением тенденции признания медиации во всем мире, явилось вступление в силу в январе 2014 года Закона «О медиации» [4] (далее - Закон). Закон закрепил модель медиации, характеризующуюся добровольностью, осуществляемую на основании взаимно-

го согласия сторон. Закон направлен на поддержание делового сотрудничества, гармонизацию социальных отношений и формирование этики делового общения. Можно согласиться с О.Н.Здрок, что развитие медиации приобретает все большую значимость в свете совершенствования правовой системы Республики Беларусь и повышения правовой культуры общества [5, 183].

Согласно ст. 1 Закона «медиация - переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения» [4].

Несомненно, участие сторон в урегулировании споров при содействии посредника явилось новым этапом культурного урегулирования конфликтов. Поскольку не медиатор, а именно стороны, исходя из взаимных интересов, вырабатывают и рассматривают возможные варианты выхода из конфликта и выбирают наиболее подходящие из них.

Как справедливо отмечает С.И.Калашникова, участники спорных правоотношений становятся все более заинтересованными в самостоятельном урегулировании возникающих противоречий [6], тем более что медиативная процедура позволяет им избежать длительного и затратного судебного разбирательства; сохранить добрые отношения.

Необходимо отметить, что медиация - форма осознанного соотнесения позиций, не исключающая ни конфронтации, ни консенсуса, ни всей гаммы отношений. Но, с другой стороны, она вскрывает разногласия, выявляет их причины, что способствует нахождению выхода из конфликта [7, с. 15].

В соответствии со ст. 3 Закона в основу медиации положены такие нравственные принципы, как добровольность; добросовестность, равноправие и сотрудничество сторон; беспристрастность и независимость медиатора; конфиденциальность.

Добровольность закрепляет положение, в соответствии с которым стороны нельзя насильно заставить участвовать в процедуре медиации. В отличие от судебного разбирательства они добровольно, без принуждения извне, по взаимному согласию принимают решение о вступлении в процесс медиации и выбирают медиатора (медиаторов). Кроме того, стороны самостоятельно решают вопрос о выходе из процесса,

Научные стремления. Выпуск 21

причем, на любом этапе медиации. Они вправе соглашаться или не соглашаться с результатом процесса.

Принцип равноправия реализуется сторонами в вопросах о необходимости проведения медиативной процедуры, ее правилах и порядке проведения, выборе медиатора (посредника) и др.

В соответствии с Законом «медиатор - физическое лицо, участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров)» [4]. Он помогает сторонам в разрешении конфликта, подводит их к такому решению, которое устроило бы всех участников процесса.

Медиатор организовывает процедуру обсуждения, создает конструктивную обстановку на переговорах, ориентирует стороны на результат. В соответствии с принципом беспристрастности и независимости медиатор должен быть независим от всех участников процесса, а также от предмета спора. Более того, в соответствии с Законом, Правилами действия медиатора, противоречащие законодательству и нарушающие права и законные интересы третьих лиц, могут быть обжалованы в судебном порядке. Медиатор в процедуре медиации использует такие основные стратегии, как сбор информации; толкование и диагностика; движение процедуры в направлении достижения согласия между конфликтующими сторонами.

Медиация традиционно ориентирована на результат «выигрыш - выигрыш». Конфликт решается путем коммуникации, в которой поддерживаются обе стороны. Именно им принадлежит право выбора медиатора, выработка решения, удовлетворяющего обе стороны. Стороны имеют равное право соглашаться или не соглашаться с предложениями медиатора и другой стороны, работать с медиатором индивидуально. Общее правило гласит, что нельзя принудить кого-либо к участию в медиации, т.е. медиация строится только на добровольных началах. По инициативе спорящих сторон процедура медиации может быть прекращена на любом этапе переговоров. Если медиация не привела к успеху, то стороны вправе отказаться от медиации и обратиться в суд.

В соответствии с принципом конфиденциальности вся информация, относящаяся к медиации, не подлежит разглашению, если иное не установлено соглашением сторон, за исключением информации о заключении соглашений о применении медиации, о прекращении медиации (ч. 1 ст.16 Закона). В ч. 2 ст.16 Закона закрепляется правило, в соответствии с которым медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без письменного согласия сторон. Следует отметить, что конфиденциальность является значительным преимуществом медиации по сравнению с судебной процедурой.

Поскольку центр тяжести разрешения конфликтов с помощью медиации лежит, прежде всего, в экономической, а не в правовой плоскости, постольку медиативная процедура наилучшим образом отвечает интересам обеих сторон.

Конституционный Суд Республики Беларусь в решении от 08.07.2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О медиации», отмечает, что медиация дополняет юрис-дикционные механизмы, предоставляет участникам гражданского оборота новые возможности для урегулирования возникших споров [8].

Процедура медиации может проводиться как до обращения сторон в суд, так и после возбуждения производства по делу в суде. Соответственно, институт медиации развивается по внесудебному и судебному направлениям, выступая как комплексный институт. При этом медиация не заменяет правосудие, она лишь демонстрирует, что общество не может обходиться только судебным способом разрешения споров. Медиативная процедура способствует расширению возможности граждан в выборе средств разрешения конфликтов с целью обеспечения своих прав и законных интересов.

Поскольку медиация выступает одним из политически приоритетных направлений дальнейшей эволюции отечественного правосудия, является показателем нового уровня правовой культуры и цивилизованности нашего общества, постольку закономерным представляется утверждение медиации в качестве одной из уникальных технологий мирного разрешения конфликтов в Республике Беларусь. В основе технологий медиации заложен глубокий правозащитный смысл, конституционные нормы уважения человеческого достоинства. В условиях загруженности судов использование медиативной процедуры для защиты прав и интересов человека становится еще более актуальной.

References:

1. Konstituciya Respubliki Belarus' ot 15 marta 1994 g. (s izm. i dop., prinyatymi na resp. referendumah 24 noyabrya 1996 g. i 17 oktyabrya 2004 g.) // Nac. reestr pravovyh aktov Resp. Belarus'. - 1999. - № 1. - 1/0; -2004. - № 188. - 1/6032.

2. Karyagina, O.V. Idei primireniya i posrednichestva v otechestvennoj i zarubezhnoj politiko-pravovoj mysli / O.V. Karyagina // Filosofiya prava. - 2010. - № 3 (40). -S. 56 - 59.

3. Direktiva 2008/52 «Otnositel'no nekotoryh aspektov mediacii v grazhdanskih i kommercheskih delah» // Centr mediacii i prava «EHlektronnyj resurs». - 2008. - Rezhim dostupa: http: // mediacia.som/files/ derective_2008_rus.zip.

4. O mediacii: Zakon Respubliki Belarus' ot 12.07.2013 № 58-Z // Nac. pravovoj Internet-portal Respubliki

Belarus'. - 2013. - 2/2056.

5. Zdrok, O.N. Primiritel'nye procedury v grazhdanskom sudoproizvodstve: ponyatie, klassifikaciya, tendencii razvitiya (na primere Respubliki Belarus') / O.N. Zdrok // Vestnik grazhdanskogo processa. - 2012. - №1. - S. 180-223.

6. Kalashnikov, S.I. Mediaciya v sfere grazhdanskoj yurisdikcii: diss. ... kand. yurid. nauk/ S.I. Kalashnikova. Ekaterinburg, 2010. - 24 s.

7. Klechkin, A.A. Teoretiko-pravovoj aspekt mediacii pravovogo konflikta / A.A. Klechkin // Istoriya gosudarstva i prava. - 2008. - №9. - S. 15 - 17.

8. O sootvetstvii Konstitucii Respubliki Belarus' Zakona Respubliki Belarus' «O mediacii»: reshenie Konstitucionnogo Suda Resp. Belarus', 8 iyulya 2013 g. № Z-841/2013 // Konsul'tant Plyus: Versiya Prof. Tekhnologiya Prof. [EHlektronnyj resurs] / OOO «YUrSpektr». - Minsk, 2013

L. Stanisheuskaya MEDIATION AND HUMAN RIGHTS

Belarusian state economic university, Minsk, Belarus Summary

The article explores mediation as an innovative opportunity for the protection of human rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.