Научная статья на тему 'МЕДИАТРАНСФОРМАЦИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РФ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ТРАНСЛЯЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

МЕДИАТРАНСФОРМАЦИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РФ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ТРАНСЛЯЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА / ФИНАНСОВАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / ОНЛАЙН-ПОДДЕРЖКА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / ТРАНСЛЯТОР БАНКОВСКИХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Максим Максимович

Современным вектором развития банковской сферы в условиях экономической турбулентности становится использование новых медиатехнологий. Как показывает практика 2019-2020 г. стал периодом испытания финансовой системы на устойчивость. С февраля по июль 2020 г. по данным Росстата снизился показатель спроса на банковские услуги за 30%, что детерминировало необходимость трансформировать стратегию онлайн обслуживания граждан. Данный сектор в мировой практике переходит на новый формат обслуживания физических и юридических лиц, путем внедрения применения информационных технологий, одной из которых являются социальные сети. Для выявления преимущества конкурентоспособности в банковской сфере многие финансовые институты широкомасштабно стали использовать мобильные девайсы и приложения, транслирующие финансовые продукты и услуги онлайн и дистанционно. В практическом аспекте актуальным остается вопрос анализа применения медиатехнологий через социальные сети с обширным целевым охватом. Цель статьи - исследование внедрения медиатехнологий в функционирование и трансляции банковских услуг через социальные сети. В качестве методологии были применены: системный подход, статистические методы, методы структуризации информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATRANSFORMATION OF THE BANKING SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION UNDER THE PANDEMIC CONDITIONS: BROADCASTING OF BANKING SERVICES IN SOCIAL NETWORKS

The use of new media technologies is becoming a modern vector for the development of the banking sector in conditions of economic turbulence. As practice shows, 2019-2020. became a period of testing the financial system for stability. February to July 2020 according to Rosstat, the demand for banking services decreased by 30%, which determined the need to transform the strategy of online services for citizens. In world practice, this sector is switching to a new format for servicing individuals and legal entities, through the introduction of the use of information technologies, one of which is social networks. To identify the competitive advantage in banking, many financial institutions have begun to use mobile devices and applications on a large scale, broadcasting financial products and services online and remotely. In practical terms, the issue of analyzing the use of media technologies through social networks with extensive target coverage remains relevant. The purpose of the article is to study the implementation of media technologies in the functioning and broadcasting of banking services through social networks. As a methodology, the following were applied: a systematic approach, statistical methods, methods of structuring information.

Текст научной работы на тему «МЕДИАТРАНСФОРМАЦИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РФ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ТРАНСЛЯЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

Медиатрансформация банковского сектора в РФ в условиях пандемии: трансляция банковских услуг в социальных сетях

Морозов Максим Максимович,

студент, Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации

E-mail: maksim201055@rambler.ru

Современным вектором развития банковской сферы в условиях экономической турбулентности становится использование новых медиатехнологий. Как показывает практика 2019-2020 г. стал периодом испытания финансовой системы на устойчивость. С февраля по июль 2020 г. по данным Росста-та снизился показатель спроса на банковские услуги за 30%, что детерминировало необходимость трансформировать стратегию онлайн обслуживания граждан. Данный сектор в мировой практике переходит на новый формат обслуживания физических и юридических лиц, путем внедрения применения информационных технологий, одной из которых являются социальные сети. Для выявления преимущества конкурентоспособности в банковской сфере многие финансовые институты широкомасштабно стали использовать мобильные девайсы и приложения, транслирующие финансовые продукты и услуги онлайн и дистанционно. В практическом аспекте актуальным остается вопрос анализа применения медиатехнологий через социальные сети с обширным целевым охватом. Цель статьи - исследование внедрения медиатехнологий в функционирование и трансляции банковских услуг через социальные сети. В качестве методологии были применены: системный подход, статистические методы, методы структуризации информации.

Ключевые слова: цифровизация банковского сектора; финансовая турбулентность; онлайн-поддержка банковской системы; транслятор банковских услуг; социальные сети.

LQ S Ое

см о см

<3

Введение

Последние события развития банковской системы в мировом сообществе привели к сокращению его капиталоемкости, снижению спроса, и сокращению убытков банковских институтов в условиях COVID-19. Пандемия, а также расширение второй волны заболеваний во 2 половине 2020 г. сократило спрос на банковские товары и услуги в реальном времени, что потребовало изменения антикризисной стратегии в банковской системе. Именно пандемия COVID-19 стала «спусковым крючком» реализации кризисного потенциала, а также в качестве автономного фактора ухудшения макроэкономических показателей. Правительство РФ, ЦБ РФ разрабатывают долгосрочные меры по борьбе с пандемией СОУЮ-19, обеспечению баланса в экономике. Бесспорно, данные меры позволяет обеспечить развитие национальной платежной системы.

Результаты исследования

Цифровизация в банковской системе. В условиях современной турбулентности именно 2019-2020 г. стал особым испытанием на прочность банковской системы РФ. Медиатехнологии в условиях цифрови-зации стали играть важную роль в частности в банковской системе. Одной из таких технологий являются социальные сети, позволяющие транслировать финансовые продукты и услуги через приложения и информационные сообщества. [1, с. 295]. Социальные сети как особый медиатраслятор позволяет минимизировать негативные последствия кризиса. По мнению аналитика ЦБ Сысоева А.В «Банки в условиях пандемии внедряют систему социальных сетей в качестве инструментария по привлечению потенциальных, действующих клиентов». Новым направлением функционирования банковской сферы является цифровизация операций и услуг при помощи социальных сетей, которые эффективное вытесняют ранее популярную рекламу на билборде; радио и телевидение. По данным Росстата пользователей социальных сетей только в РФ превышает более 30 млн чел., каждый 3 из которых является пользователем социальных сетей. Рассмотрим более популярные банки, которые транслируют на онлайн-платформе услуги и продукты, а некоторые широко применяют мобильные приложения. В данном рейтинге были учтены такие критерии оценки: общее число подписчиков, их вовлеченность [5] (табл. 1).

Таким образом, по состоянию на декабрь 2020 г. в РФ функционирует 20 банков, которые используют самые популярные информационные сети онлайн-чат, онлайн-звонок [4, с. 852] - Кон-

такт и instagram. Сегодня показатель вовлеченности банков в систему взаимодействия с клиентами -это интегральный показатель. Для комплексного изучения роли социальных сетей в продвиже-

нии банковских услуг важно провести мониторинг количества пользователей банковскими услугами ноябрь 2020 г. (табл. 2).

Таблица 1. Официальные сообщества банков РФ по количеству подписчиков по состоянию на декабрь 2019 г.

Название банка Количество подписчиков

Facebook Vkontakte Twitter Одноклассники instagram

Сбербанк 245617 2 719 311 593034 1295458 189009

Группа ВТБ 149430 106314 113000 0 0

Тинькофф Банк 109836 519027 103789 53667 790700

Банк «ТРАСТ» 56250 29192 19000 34 592 0

Банк ВТБ 24 189430 108312 18800 6 493 13,604

Промсвязьбанк 38875 64210 35500 0 6385

ВТБ Банк Москвы 189430 52909 18800 13600

Райффайзенбанк 61969 59371 8595 6 493 9955

Альфа-Банк 19 940 116906 72800 1189 31800

БИНБАНК 20495 33532 4957 10 469 6401

МДМ Банк 8124 0 852 2168 0

БАНК УРАЛСИБ 4088 14034 58 0 234

Банк АВАНГАРД 8205 2021 1596 0 226

ОТП Банк 2623 59111 2098 0 958

Россельхозбанк 5981 29 878 1123 13118 689

Совкомбанк 16011 22 987 400 17776 11090

Росбанк 18159 21299 4098 0 11233

Таблица 2. Официальные сообщества банков РФ по количеству подписчиков по состоянию на ноябрь 2020 г.

Название банка Количество подписчиков

Facebook Vkontakte Twitter Одноклассники instagram

Сбербанк 424 617 3 019 311 733034 1 495 458 209000

Группа ВТБ 206430 126 314 113000 0 0

Тинькофф Банк 122836 549027 129000 53 667 100000

Банк «ТРАСТ» 70 250 33 192 19000 34 592 0

Банк ВТБ 24 206430 126312 18800 6 493 13,604

Промсвязьбанк 44 875 71210 35500 0 6385

ЮниКредит Банк 33 859 96913 3147 2 885 1497

ВТБ Банк Москвы 206430 63909 18800 13600

Райффайзенбанк 65 969 68393 8595 6 493 9955

Альфа-Банк 22 940 126906 72800 1189 41800

БИНБАНК 23 491 33532 4957 10 469 7401

МДМ Банк 9 480 136 852 2168 14

БАНК УРАЛСИБ 9388 19034 58 0 1134

Банк ОТКРЫТИЕ 19 489 27007 5597 4 13200

ОТП Банк 2623 66 220 2098 0 1858

Россельхозбанк 5981 36 878 1123 13118 689

Совкомбанк 20011 28 509 400 17776 11090

Росбанк 21159 23 299 4098 0 14000

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

В соответствии с данными можно сделать вывод, что за 8 месяцев пользователей информа-

цией о банковских услугах на информационных площадках возросло на 15%. Наиболее растущи-

ми информационными площадками становятся: ной информации об услугах и возможностях по-Вконтакте, Facebook (FB) instagram. Действитель- лучения банковских товаров и услуг 24/7 [2, с. 25] но в условиях доступности в получении бесплат- (табл. 3).

Таблица 3. Сравнительный анализ пользователей банковских услуг в социальных сетях за декабрь 2019/ноябрь 2020 г.

Название банка Количество подписчиков Всего

Facebook Vkoпtakte Twitter Одноклассники Iпstagram

Сбербанк 245 617 2 719 311 593034 1 295 458 189009 5 042 429

424 617 3 019 311 733 034 1 495 458 209000 5881 420

172,9% 111,0% 123,6% 115,4% 110,6% 116,6%

Группа ВТБ 149430 106 314 113000 0 0 368744

206430 126 314 113000 0 0 445744

138,1% 118,8% 100,0% 0 0 120,9%

Тинькофф Банк 109836 519 027 103789 53 667 290 700 1134348

122836 549027 129000 53 667 292 000 900000

138,1% 105,8% 132,1% 100% 102% 128,3%

Банк «ТРАСТ» 56 250 29 192 19 000 34 592 0 129190

70 250 33 192 19 000 34 592 0 134345

114,2% 103,2% 100% 100% 0 105,%

Банк ВТБ 24 189430 108 312 18 800 6 493 13 604 235690

206430 126 312 18 800 6 493 13 604 267450

114,5% 121,4% 100% 100% 100% 113,3%

Промсвязьбанк 38 875 64 210 35 500 0 6 385 144890

44 875 71 210 35 500 0 6 385 158976

119% 112,5% 100% 0 100% 111,6%

ЮниКредит Банк 33 859 81 914 3 147 2 885 1497 123288

33 859 96 913 3 147 2 885 1497 139120

100% 116,3% 100% 100% 100% 116,3%

ВТБ Банк Москвы 189430 52 909 18 800 0 13 600 274100

206430 63 909 18 800 - 13 600 302560

109,2% 120,2% 100% 0 100% 115,2%

Райффайзенбанк 61 969 59 371 8 595 6 493 9 955 144321

65 969 68 393 8 595 6 493 9 955 157340

100% 116,4; 100% 100% 100% 116,4%

Альфа-Банк 19 940 116906 72 800 1 189 31 800 243280

22 940 126906 72 800 1 189 41 800 271500

119,4% 107,2% 100% 100% 127,9% 112,2%

БИНБАНК 20 495 33 532 4 957 10 469 6 401 65100

23 491 33 532 4 957 10 469 7 401 74390

113,5% 100% 100% 100% 116,3% 109,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МДМ Банк 8124 0 852 2168 0 11234

9 480 136 852 2 168 14 12689

114,3% 136% 100% 100% 114% 114,3%

БАНК УРАЛСИБ 4 088 14 034 58 0 234 18300

9 388 19 034 58 0 1 134 29430

221% 136,4% 100% 0 419% 168,5%

Банк АВАНГАРД 8 205 2 021 1596 0 226 11897

8 205 3 028 1596 0 326 13203

100% 150,1% 100% 0 152,1% 122,4%

Окончание

Название банка Количество подписчиков Всего

Facebook Vkontakte Twitter Одноклассники Instagram

ОТП Банк 2 623 59 111 2 098 0 958 54300

2 623 66 220 2 098 0 1 858 73002

100% 104,5% 100% 0 192,1% 121,9%

Россельхозбанк 5 981 29 878 1 123 13 118 689 50011

5 981 36 878 1 123 13 118 689 54356

100% 123,4% 100% 100% 100% 104,6%

Совкомбанк 16 011 22 987 400 17 776 11 090 57978

20 011 28 509 400 17 776 11 090 72450

125,2% 133,45 100% 100% 100% 118,4%

Росбанк 18 159 21 299 4 098 0 11 233 54900

21159 23 299 4 098 0 14 000 61300

117,4% 112,4% 100% 0 126,3% 114,6%

1. Сравнительный анализ пользователей банковскими услугами через социальные сети выявил, что 30% граждан заказывают банковские продукты не выходя из дома. Самая мощная сетевая платформа сформирована у Сбербанка и представлена в виде платформы в Контакте, Одноклассниках, а самой динамичной социальной площадкой становится INSTAGRAM, в которой пользователей за 8 месяцев увеличилось на 20%.

2. Наименее популярные социальные площадки представлены у банков УРАЛСИБ, ОТКРЫТИЕ, АВАНГАРД, ОТП Банк, которые не имеют даже онлайн приложений, нет интерфейса для информирования клиентов о новшествах.

3. На социальной платформе Twitter за рассматриваемый период не увеличилось пользователей. Сегодня фактически все из представленных банковских учреждений создают гиперссылки. Наибольшее количество блогов банками по рекламе представлено на Facebook, ВКонтакте, Instagram, которые просматривают тысяич пользователей.

4. Наибольшее количество пользователей наблюдается у Сбербанк, Группа ВТБ, Тинькофф Банк, Банк «ТРАСТ» Банк вТб 24, Промсвязьбанк, ЮниКредит Банк, где в среднем прирост составит 15% за 8 месяцев. Эта позиция подвержена аналитиками. Важно отметить, что на практике банки в условиях пандемии банки переходят на создание эффективных медиаплатформ, а каждый банк имеет множество социальных провайдеров [3, с. 33]. Сайт «Одноклассники» менее популярная социальная сеть среди пользователей банковских услуг. В сравнении с иными площадками аудитория данной платформы возрастная.

Заключение

Сегодня в России сложившаяся банковская система изменяется под влиянием многих социально-политических факторов, одним из которых является пандемия коронавируса. Внедряются новые социальные технологии, выступающие в качестве нового транслятора услуг на расстоянии. Новый

формат онлайн обслуживания обеспечивает преимущества крупнейших банков, имеющих развитую цифровую инфраструктуру. Новый формат обслуживания и завоевания клиентов конкурентов в условиях финансовой турбулентности благодаря социальным сетям и онлайн приложениям удешевляет обслуживание миллионов потребителей и ускоряет бизнес-процессы примерно на 30%. В перспективе аналогичные технологии удаленного функционирования банков в перспективе снизит риски и угрозы функционирования финансовой системы.

Литература

1. Александров И. Какой должна быть страница банка в социальной сети? Опыт ВТБ24.[Элек-тронный ресурс]//URL: http://www.slideshare. net/IlyaAleksandrov4/ss-54137039 (дата обра-щения14.03.2020)

2. Басова, С.Н., Какурина А.А. Интегрированные маркетинговые коммуникации банка как фактор его конкурентоспособности на рынке финансовых услуг // Перспективы Науки и Образования. - 2019. - № 1. - С. 294-299.

3. Зюкин Д.В. COVID-19 или рестарт экономики // Наука и практика регионов. - 2020. - № 1. -С. 74-80.

4. Сысоева Е.Ф. Тенденции развития банковской системы России в условиях турбулентности// Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. - 2020. - № 1. - С. 23-32.

5. Шевченко Е. И., Рудская Е.Н. Омниканаль-ная стратегия: интеграция каналов продвижения банковских продуктов и услуг в условиях COVID19 // Молодой ученый. - 2017. - № 10. -С.850-861.

6. Шагинян Т.В. Социально-экономические последствия пандемии COVID19 // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Новые экономические исследования». Пенза: Наука и просвещение, 2020. С. 73-75.

сз о со от m Р от

от А

MEDIATRANSFORMATION OF THE BANKING SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION UNDER THE PANDEMIC CONDITIONS: BROADCASTING OF BANKING SERVICES IN SOCIAL NETWORKS

Morozov M.M.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The use of new media technologies is becoming a modern vector for the development of the banking sector in conditions of economic turbulence. As practice shows, 2019-2020. became a period of testing the financial system for stability. February to July 2020 according to Rosstat, the demand for banking services decreased by 30%, which determined the need to transform the strategy of online services for citizens. In world practice, this sector is switching to a new format for servicing individuals and legal entities, through the introduction of the use of information technologies, one of which is social networks. To identify the competitive advantage in banking, many financial institutions have begun to use mobile devices and applications on a large scale, broadcasting financial products and services online and remotely. In practical terms, the issue of analyzing the use of media technologies through social networks with extensive target coverage remains relevant. The purpose of the article is to study the implementation of media technologies in the functioning and broadcasting of banking services through social networks. As a methodology, the following were applied: a systematic approach, statistical methods, methods of structuring information.

Keywords: digitalization of the banking sector; financial turbulence;

online support for the banking system; translator of banking services; social networks

References

1. Aleksandrov I. What should be a bank page on a social network? Experience VTB24. [Electronic resource] //URL: http:// www.slideshare.net/IlyaAleksandrov4/ss-54137039 (date of access 03/14/2020)

2. Basova, S. N., Kakurina A.A. Integrated marketing communications of a bank as a factor of its competitiveness in the financial services market // Perspectives on Science and Education. 144. - № 1. P. 294-299.

3. Sysoeva E. F. Trends in the development of the Russian banking system in turbulence conditions //Vestnik VSU. Series: economics and management. - 2015. - № 1. - P. 23-32.

4. Perekatov B.A., Tyutikov Yu.P. Corporate Development Ap-proachesstrategy // News of St. Petersburg State University of Economics. - 2017. - № .1. - P. 33-34.

5. Shevchenko, E. I., Rudskaya E.N. Omnichannel strategy: the integration of channels for the promotion of banking products and services //Young Scientist. - 2017. - № 10. - C. 850-861.

6. Aleksandrov I. What should be the bank page on a social network? Experience C T B 2 4. [ELEKTROPNYYREV] //URL: http: //www.slideshare.net/IlyaAleksandrov4/ss-54137039 (circulation date 14.03.2016).

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.